С 1 января 2023 года ФНС готова подключать информационные системы компаний к системе АИС «Налог-3», которую испытывали два года. За это время более 114 компаний успешно прошли интеграционное тестирование подключения.
447 компаний, в отношении которых будет проводиться налоговый мониторинг в 2023 году, подключатся к АИС «Налог-3».
Об этом сообщила начальник Управления налогового мониторинга ФНС России Марина Крашенинникова в интервью программе «Налоги».
Взаимодействия с налоговой по ТКС через оператора электронного документооборота больше не будет, обмен пойдет напрямую. Это будет быстрее и качественнее, считают в ФНС.
Безопасность такого канала выше. При этом его настройка и поддержание требуют от налогоплательщика достаточно высокой технологической готовности. К этому вопросу активно привлекаются не только эксперты по налоговому законодательству, бухгалтерии, но и IT-служб и служб информационной безопасности. Бухгалтеры и налоговики приобретают все больше технологических и цифровых компетенций.
Налоговый мониторинг: переход, интеграция с АИС «Налог-3»
Крашенникова рассказывает, что из сотрудников налоговой службы ФНС растит аналитиков нового поколения, которые очень хорошо разбираются не только в технологических процессах АИС «Налог-3», но и в тех, что идут у налогоплательщиков.
«Они также обладают глубокими знаниями законодательства и принципов налогового администрирования», – заявила она.
Кроме того, ведомство старается тщательно готовить представителей компаний, консультирует людей, дает подробные планы работы и настроек информационных систем.
- #электронное взаимодействие
- #налоговый мониторинг
- #АИС «Налог-3»
Источник: www.klerk.ru
VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ОБЛАСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Чурилова Д.А. 1 , Герасимова А.А. 1
1 Университет ИТМО
Работа в формате PDF
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
«АИС Налог»
В настоящее время в системе налогообложения России построена и функционирует специализированная АИС «Налог». Это основа информатизации налоговой системы России. Компоненты АИС «Налог» применяются в налоговых инспекциях в широком спектре их деятельности — от делопроизводства до принятия стратегических решений на основе анализа экономических и статистических данных, имеющихся во многих государственных организациях и ведомствах. Через инспекции проходит основной поток самых разнообразных документов — отчетных, платежных, справочных, нормативных, методических и др.
Основное назначение АИС «Налог» состоит в следующем:
• рационализация системы управления налоговой службой РФ;
Какие данные собирает «АИС Налог-3».
• повышение уровня культуры в области информационного обеспечения для решения задач, стоящих перед системой налоговой службы РФ;
• экономия ресурсов в деятельности органов налоговой службы РФ
АИС «Налог» выполняет такие функции как:
ввод, обработка и хранение всех налоговых документов, поступающих в инспекцию на бумажных или электронных носителях;
• обеспечение автоматизированного обмена с внешними ИС;
• общесистемная (на уровне ОС или системы управления БД) и специальная (на уровне прикладных функций) защита данных от несанкционированного доступа пользователей с различными привилегиями;
• архивация данных по налогообложению и последующий их анализ с возможностью построения прогнозных отчетов;
• ведение архивно-справочной системы хранения, извлечения и обработки результатов запросов к информационной базе, выходных отчетных форм и любых других документов;
• генерирование и возможность модификации входных интерфейсных форм, выходных отчетных форм, библиотек запросов, личных БД пользователей;
• накопление и обработка статистической информации о работе пользователей, об интенсивности анализа различных частей информационной базы и активности входа в различные подсистемы АИС «Налог» и др.
Программные комплексы АИС «Налог»
Функционально АИС «Налог» состоит из прикладных программных комплексов. Эти комплексы состоят из двух основных блоков — блока системных программ и блока прикладных программ. Для реализации технологии «клиент-сервер» в АИС «Налог» задействовано достаточно много системных и инструментальных программных средств, а именно:
• Microsoft BackOffice — комплексный программный пакет для создания приложений по технологии «клиент — сервер»;
• Microsoft Windows NT Workstation — ОС для сервера БД и высокопроизводительных клиентских станций;
• Microsoft Windows for Workgroups — ОС для сети клиентских станций;
• Microsoft Windows — ОС для клиентских станций;
• Visual C++ — язык для создания приложений, требующих оптимизации кода и быстродействия;
• Visual Basic — основной язык для создания бизнес-приложений;
• Logic Works ERwin/ERX — объектно-ориентированная система создания и модификации БД;
• Logic Works Bpwin — объектно-ориентированная система создания логической структуры БД;
• Logic Works Oowin — объектно-ориентированная система разработки методов воздействия на БД при возникновении событий;
• Robohelp — система создания файлов подсказок для ОС Windows;
• TimeLine for Windows — средство планирования и регулирования при создании программных проектов;
• Informix-NewEra — инструментальная среда создания приложений для СУБД Informix;
• Gupta SQLBase — СУБД фирмы Gupta;
• Gupta SQL Windows — инструментальная среда создания приложений для СУБД SQLBase;
• VB Assist — система, предоставляющая дополнительные сервисные возможности при проектировании приложений на языке Visual Basic.
Блок прикладных программ призван обеспечить полноценное решение функциональных задач системы налогообложения. Этот блок состоит из двух комплектов программ — «Налогообложение, обеспечение сбора налогов и других платежей, отчетность по налогам» и «Обеспечение и контроль соблюдения налогового законодательства».
Комплекс «Налогообложение, обеспечение сбора налогов и других платежей, отчетность по налогам»
Комплекс программ «Налогообложение, обеспечение сбора налогов и других платежей, отчетность по налогам» предназначен для проведения:
• учета налогоплательщиков и банковских счетов;
• оперативно-бухгалтерского учета налогообложения;
• камеральных проверок налоговых расчетов;
• налоговой статистики и отчетности;
• учета контрольно-кассовых машин;
•обработки информации, поступившей от внешних автоматизированных систем других организаций (Министерства внутренних дел, ФСГС, Государственной таможенной службы и др.).
Комплекс «Обеспечение и контроль соблюдения налогового законодательства»
Комплекс программ «Обеспечение и контроль соблюдения налогового законодательства» решает следующие основные задачи:
• составление, анализ и корректировка графиков проведения документальных проверок;
• сбор и анализ информации, необходимой при проведении документальных проверок, из других подсистем АИС «Налог» с использованием запросной системы;
• сбор и анализ информации, необходимой при проведении документальных проверок, из внешних автоматизированных систем;
• составление и хранение размеров и видов выявленных сумм (сокрытия, переплат, штрафов и др.), актов по итогам документальных проверок, предложений к актам, журналов регистраций, проверок и правонарушений;
• получение и передача в подсистему оперативно-бухгалтерского учета результатов документальных проверок — сумм сокрытых налогов, доначислений, переплат, штрафных санкций и пеней;
• модификация входных и выходных интерфейсных и отчетных форм при изменениях инструкций по получению сводных официальных отчетных документов;
• учет административных мер, наложенных на физических лиц.
«АИС Налог» по технологии «клиент-сервер»
В структуре АИС «Налог» по технологии «клиент-сервер» создан ряд подсистем.
Характеристики некоторых из них:
Подсистема «Унифицированная система ввода и контроля отчетных и платежных документов на бумажных и электронных носителях» предназначена для обеспечения единой непрерывной технологии обработки данных с унифицированной системой документов. Подсистема обеспечивает ввод данных с использованием как графического (ОС Windows), так и текстового интерфейса (ОС MS-DOS), обрабатывает унифицированные документы, имеющие вид, наиболее приближенный к автоматизированной обработке информации, а также неунифицированные налоговые документы, находящиеся в обращении в налоговых инспекциях местного уровня.
Подсистема «Ввод, обработка и контроль отчетных документов налогоплательщиков» (камеральные проверки) служит для осуществления:
• автоматизации процесса приема и контроля за своевременностью представления налогоплательщиками бухгалтерских отчетов (баланса предприятия, отчета о прибылях и убытках, справки к этому отчету), налоговых расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением налогов в бюджет;
• проверки достоверности документов в части правильности определения прибыли (дохода), иных объектов обложения и исчисления налогов и других платежей в бюджет;
• автоматического начисления штрафов с учетом применения финансовых санкций, предусмотренных законодательством Российской Федерации и республик в ее составе;
• расчета начислений платежей в бюджет;
• предоставления возможности налогоплательщикам сдавать отчетность в налоговую инспекцию на электронных носителях и проводить все проверки отчетных документов до встречи с налоговым инспектором.
Подсистема «Ввод и контроль платежных документов» предназначена для обеспечения:
• перехода к новым методам ввода и организации контроля платежных документов;
• освобождения основной части квалифицированных экономистов от рутинного труда;
• повышения достоверности данных по учету платежей, поступающих в бюджеты и государственные внебюджетные фонды.
Цель подсистемы «Контрольная работа» (документальные проверки):
• выявление правильности и достоверности организации и ведения бухгалтерского учета, своевременности и полноты уплаты налоговых платежей, а также правильности применения существующих льгот;
• составление, анализ и корректировка графиков проведения документальных проверок;
• сбор и анализ информации, необходимой при проведении документальных проверок, из других подсистем;
• составление и хранение размеров и видов выявленных сумм (сокрытия, переплат, штрафов и др.), актов по итогам документальных проверок, приложений к актам, журналов регистраций, проверок и правонарушений;
• получение и передача в систему оперативно-бухгалтерского учета результатов проведения документальных проверок — сумм сокрытых налогов, доначислений, переплат, штрафных санкций и пени;
• модификация входных и выходных интерфейсных и отчетных форм при изменениях инструкций по получению сводных отчетных документов и документов, фиксирующих результаты проведения проверок;
• учет административных правонарушений и принятых по ним санкций.
Подсистема «Статистическая налоговая отчетность и анализ — запросная система» служит для обеспечения:
• уменьшения трудоемкости по сбору, контролю, хранению и обработке данных регламентированных форм отчетности;
• сокращения трудоемкости получения различных отчетов (по форме собственности, отделу и др.);
• повышения качества и полноты анализа начислений и поступлений налогов в бюджет, оперативности представления данных и их достоверности;
• реализации произвольных запросов по различным критериям.
Подсистема «Администрирование системы» имеет следующие основные функции:
• инсталляция, деинсталляция и обновление клиентского и серверного ПО;
• управление конфигурацией ПО и рабочих мест пользователей;
• управление системой защиты и восстановления данных;
• администрирование общесистемных модулей (запросной системы, системой ввода и контроля отчетных и платежных документов, обмена данными с внешними организациями).
Классификация и рынок программных средств
Классификация программных средств, для подготовки и сдачи налоговой отчетности в электронном виде:
1. По функциям: для одного налога (сбора), для семейства налогов (сборов) (для одного налога выступает «ПФ-отчет» и «Декларация», для семейства налогов — «1С: Предприятие» и «Баланс-2W»);
2. По ведомственной принадлежности разработчика: ведомственная организация, коммерческая организация («Налогоплательщик-Юл». К программным разработкам коммерческих организаций относятся, например: «ПФ-отчет», «Баланс-2W», «Декларация», «1C: Предприятие»);
3. По стоимости: платно, бесплатно;
4. По получателю отчетности: ФНС, ПФ;
5. По способу ввода данных о налогах: из бухгалтерской программы, непосредственный ввод;
6. По отчетному периоду: квартальная, годовая («Декларация» (Форма 3-НДФЛ) – для годовой отчетности, «Баланм-2W» — для годовой и квартальной отчетности, а «ПФ-Отчет» — в любое время);
7. По возможности передавать отчетность: в электронном виде с использованием средств телекоммуникаций (интернета) и в бумажном
Каждая организация так или иначе взаимодействует с государственными органами. Один из них – это Пенсионный Фонд. В ПФР должны предоставляться:
— сведения об индивидуальном страховом стаже;
— вместе предоставляются отчеты о начисленных страховых взносах по обязательному пенсионному страхованию;
— произведенные расчеты по необходимым страховым взносам и т.д.
Данная программа это локальное решение для подготовки отчетности в Пенсионный фонд и по форме 2-НДФЛ для малого и среднего бизнеса. Программа позволяет быстро и правильно подготовить отчет в Пенсионный фонд или ИФНС с учетом самых последних изменений в законодательстве.
Основные возможности программы:
- Формирование и хранение сведений за любой отчетный период;
- Полное соответствие действующим законодательным и нормативным актам;
- Возможность загрузки данных из различных бухгалтерских программ;
- Контроль правильности выгружаемых данных встроенной проверочной программой
- Ведение базы данных без ограничения численности застрахованных лиц;
- Ведение нескольких организаций в рамках одной программы;
- Перенос информации с одного рабочего места на другое путем архивации базы данных;
- Ведение расчета начисленных страховых взносов на страховую и накопительную части пенсии в зависимости от пола и возраста застрахованного лица
Программа «1С: Налогоплательщик» разработана на основании соглашения о сотрудничестве фирмы «1С» и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам в области информатизации. Она предназначена для подготовки и передачи сведений о доходах физических лиц, налоговой и бухгалтерской отчетности в ГНИ; для передачи анкетных данных и индивидуальных сведений застрахованных лиц в отделении ПФР, для передачи отчетов во внебюджетные отчетные фонды, для передачи основных отчетов в органы статисткик.
«1С: Налогоплательщик» представляет собой одну из программ системы «1С: Предприятие» и поставляется в специализированной конфигурации, предназначенной для автоматизации передачи сведений как в бумажном, так и в электронном виде в государственные налоговые инспекции, отделения Пенсионного Фонда России, другие внебюджетные социальные фонды, органы статистики. Программа поставляется в однопользовательской и сетевой версиях.
Программа содержит адресный классификатор РФ, используемый для ввода адресов.
Программа решает следующие задачи:
- формирование файла сведений о доходах физических лиц;
- подготовка и формирование наиболее часто используемых форм налоговой, бухгалтерской и статистической отчетности организаций;
- формирование «Справки о доходах физического лица» для выдачи на руки физическим лицам;
- ведение налоговых карточек физических лиц, получающих доход на предприятии;
- формирование отчета об итоговых суммах начисленных доходов и удержанных суммах подоходного налога
Программный комплекс для автоматизации подготовки и сдачи отчетности в ФНС, ПФР, ФСС, Росстат, ФСРАР, подготовки к сверке с контролирующими органами, подготовки, хранения и обмена юридически значимыми первичными электронными документами.
- Подготовка отчетности в ФНС, ПФР, ФСС, Росстат и ФСРАР в одной программе;
- Расчет и проверка показателей всех форм отчетности;
- Подготовка уточненных отчетов за прошлые периоды;
- Подготовка отчетности для сдачи на бумаге, на электронном носителе или через Интернет;
- Отправка отчетности через Интернет, не выходя из программы;
- Подготовка справки 2-НДФЛ;
- Наличие сетевого многопользовательского режима работы;
- Наличие бесплатного базового режима работы программы
Программа «Налогоплательщик ЮЛ»от Федеральной налоговой службы РФ предназначена для автоматизации процесса подготовки документов налоговой и бухгалтерской отчетности.
Программа дает возможность создать в автоматическом (или полуавтоматическом) режиме огромное количество документов для различных видов налоговой и бухгалтерской отчетности
- В программу встроен актуальный календарь бухгалтера на текущий год
- Поддерживается работа «Мастера документов» — с его помощью создать необходимые формы отчетности может даже непрофессионал
- Можно вести одновременно несколько налогоплательщиков (юридических лиц и/или индивидуальных предпринимателей)
- Есть функция резервного копирования и выгрузки данных (можно перенести введенную информацию на другой компьютер)
- Есть актуальные справочники: КБК (Классификатор доходов бюджетов Российской Федерации), классификатор налоговых льгот, коды услуг по ОКУН, справочник льгот по налогу на имущество, справочник видов доходов, общероссийский классификатор контрольно-кассовых машин (ККМ), ОКВ (общероссийский классификатор валют),ОКВЭД (виды экономической деятельности), ОКЕИ (общероссийский классификатор единиц измерения), ОКОПФ, ОКСМ (классификатор стран мира) и многие другие.
Программа предназначена для автоматизированного заполнения налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ и форма 4-НДФЛ) за 2013 год, которые подаются в Налоговую службу до апреля 2014 года. В процессе заполнения Вами данных, программа автоматически проверяет их корректность, что уменьшает вероятность появления ошибки.
Программа автоматически формирует Листы декларации 3-НДФЛ по результатам введенных пользователем данных:
- по всем налогооблагаемым доходам, полученным от источников в Российской Федерации и полученным от источников за пределами Российской Федерации;
- по доходам от предпринимательской деятельности и частной практики;
- данных для расчета профессиональных налоговых вычетов по авторским вознаграждениям, договорам гражданско-правового характера;
- имущественных налоговых вычетов;
- данных для расчета налоговой базы по операциям с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги;
- для расчета стандартных и социальных налоговых вычетов.
- Рассмотрение функциональной характеристики АИС «Налог», его основного назначения, программных комплексов и подсистем;
- Дифференциация рынка программных продуктов налогообложения
- Рассмотрение на примерах функционирования таких программ, как «ПФ-отчет», «1С-Предприятие», «Баланс-2W», «Налогоплательщик Юл», «Декларация»
Источник: scienceforum.ru
47. Автоматизированная информационная система «Налог».
Целью системы управления налогообложением является оптимальное и эффективное развитие экономики посредством воздействия субъекта управления на объекты управления.
основными целями АИС «Налог» является:
• повышение эффективности функционирования системы налогообложения за счет оперативности и повышения качества принимаемых решений;
• совершенствование оперативности работы и повышение производительности труда налоговых инспекторов;
• обеспечение налоговых инспекций всех уровней полной и своевременной информацией о налоговом законодательстве;
• повышение достоверности данных по учету налогоплательщиков и эффективности контроля за соблюдением налогового законодательства;
• улучшение качества и оперативности бухгалтерского учета;
• получение данных о поступлении налогов и других платежей в бюджет;
• анализ динамики поступления сумм налогов и возможность прогноза этой динамики;
• информирование администрации различных уровней о поступлении налогов и соблюдении налогового законодательства;
• сокращение объема бумажного документооборота.
Автоматизированная информационная технология (АИТ) в налоговой системе — это совокупность методов, информационных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности.
АИС «Налог» решает следующие задачи: ускорение документационных процессов, освобождение от рутинных расчетов, работа в соответствии с налоговым законодательством, использование электронного документооборота, безошибочность расчетов и т.д.
Функциональные подсистемы АИС «Налог»
Исходя из основных функций, которые были рассмотрены, на региональном уровне можно выделить следующие основные функциональные подсистемы:
• подготовка типовых отчетных форм;
Подсистема подготовки типовых отчетных форм связана с формированием сводных таблиц статистических показателей, характеризующих виды деятельности подразделений Министерства РФ по налогам и сборам регионального уровня в части сбора различных видов налоговых платежей и контроля за этим процессом.
Контрольная деятельность прежде всего предусматривает ведение Государственного реестра предприятий и физических лиц. Государственный реестр предприятий содержит официальную регистрационную информацию о предприятиях (юридических лицах), а в реестре физических лиц хранится информация о налогоплательщиках, обязанных представлять декларацию о доходах, а также уплачивать отдельные виды налогов с физических лиц. К контрольной относится и деятельность по документальной проверке предприятий.
• методическая, ревизионная и правовая деятельность,
Подсистема методической, ревизионной и правовой деятельности обеспечивает возможность работы с законодательными актами, постановлениями, указами и другими правительственными документами, а также с нормативными и методическими документами Министерства РФ по налогам и сборам. В этой подсистеме осуществляются с бор, обработка и анализ информации, поступающей от территориальных налоговых инспекций и касающейся правильности применения налогового законодательства.
• аналитическая деятельность территориальных инспекций Министерства РФ по налогам и сборам;
Аналитическая деятельность включает в себя анализ Динамики налоговых платежей всеми категориями налогоплательщиков, прогнозирование величины сбора отдельных видов налогов, экономический и статистический анализ хозяйственной деятельности предприятий региона, определение предприятий, подлежащих документальной проверке, анализ налогового законодательства и выработку рекомендаций по его усовершенствованию, анализ деятельности территориальных налоговых инспекций и др.
К внутриведомственным относятся задачи, обеспечивающие деятельность аппарата налогового органа соответствующего уровня.
В настоящее время техническую основу информатизации в ГНС составляют локальные вычислительные сети на базе персональных компьютеров типа IBM PC и лишь некоторые Macintosh. Основными операционными системами являются продукты фирмы Microsoft и Novell, в некоторых типа UNIX и WINDOWS. В качестве систем управления базами данных используются FoxPro, Clipper, MS SOL Server, Access Informix, Oracle, Pick. Основные программные продукты функционируют по технологии «файл-сервер», то есть имеется локальная сеть с несколькими ПЭВМ.
Организационной формой использования аппаратно-программных средств АИС «Налог» являются АРМы сотрудников налоговых служб.
АРМ в налоговой системе — это комплекс технических модулей, объединенных между собой, обеспеченный программными средствами и способный реализовать законченную информационную технологию. В комплекс входят следующие модули: процессор, дисплей, принтер, клавиатура, манипулятор «мышь», плоттер, сканер, стример, оборудование для дистанционной передачи данных. Программными элементами АРМ являются операционные системы, системы управления базами данных, пакеты прикладных программ, оригинальные программы, графические и текстовые редакторы, табличные процессоры и т.д. Таким образом, речь идет о комплексе технического и программного обеспечения — инструменте любого пользователя.
АРМ «Камеральная проверка» служит для автоматизации процесса приема квартальной бухгалтерской отчетности предприятий, состоящих на учете в налоговой инспекции.
АРМ «Ведение лицевых карточек предприятий», предназначенный для ведения лицевых карточек по бюджетам и видам налогов. Он должен обеспечить следующие функции:
АРМ «Анализ состояния предприятий» преследует цель проведения анализа итогов деятельности предприятий на основании данных, сформированных инспектором при камеральных проверках, и позволяет выбрать предприятия для документальной проверки.
В системе АИС «Налог» корректировка учетных данных налогоплательщиков, как юридических, так и физических лиц, может осуществляться только на основании зарегистрированных входящих документов.
Источник: studfile.net