Апарина, М. В. Адаптивное физическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья / М. В. Апарина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 29 (371). — С. 66-68. — URL: https://moluch.ru/archive/371/82954/ (дата обращения: 26.12.2022).
Термин «адаптивная физическая культура» появился в России около 20 лет назад и считается частью общей культуры, подсистемой физической культуры, одним из направлений социальной активности, направленных на удовлетворение потребностей в физической активности людей с ограниченными возможностями в восстановлении, укреплении и поддержании здоровья, развитии личности, самореализации физических и умственных сил для улучшения качества жизни, социализации и интеграции в общество. В статье раскрывается понятие «адаптивное физическое воспитание», его цели и задачи.
Ключевые слова: адаптивная физическая культура, физические упражнения, оздоровление, физическая активность, люди с ограниченными возможностями.
The term «adaptive physical culture» appeared in Russia about 20 years ago and is considered part of the general culture, a subsystem of physical culture, one of the areas of social activity aimed at meeting the needs for physical activity of people with disabilities in recovery, strengthening and maintaining health, personality development, self-realization of physical and mental strength to improve the quality of life, socialization and integration into society. The article reveals the concept of «adaptive physical education», its goals and objectives.
Адаптивная физическая культура
Keywords: adaptive physical culture, physical exercises, health improvement, physical activity, people with disabilities.
Адаптивная физическая культура — это комплексное понятие, включающее в себя комплекс оздоровительных мероприятий, направленных на реабилитацию и адаптацию людей с ограниченными возможностями к окружающей среде, а также на преодоление различных психологических барьеров, позволяющих им ощутить всю ценность жизни, свою ценность и осознанию собственной ценности и значимости [3, с. 27].
Адаптивная физическая культура положительно влияет на целостное развитие тела и личности: развиваются физические и психологические параметры. Положительно влияет на сознание, есть необходимость совершенствоваться и вести активный и здоровый образ жизни.
Адаптивная физическая культура (АФК) была создана на стыке медицины, физической культуры и коррекционного образования и основана на анатомии, физиологии, общей и специальной патологии, физическом воспитании и специальной психологии.
Одним из ведущих направлений АФК является адаптивный спорт, основным направлением которого является формирование двигательной активности как биологического, психического и социального фактора воздействия на организм человека [4, с. 39].
Несмотря на многочисленные исследования по данной теме, до сих пор существует проблема внедрения адаптивной физической культуры и ее места в системе общеобразовательных и коррекционных учреждений, недостаточное технико-методическое обеспечение, отсутствие квалифицированных специалистов и проблема интеграции детей с ограниченными возможностями в массовые образовательные учреждения.
Основная цель АФК как формы физической культуры — максимальное оздоровление и физическое развитие двигательных и психофизических навыков с учетом индивидуальных особенностей и диагноза детей, а также развитие жизнеспособности ребенка со стойкими отклонениями в состоянии здоровья.
Адаптивная физическая культура включает в себя комплекс занятий спортом и досугом, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде детей с ограниченными возможностями и преодоление психологических барьеров, мешающих ощущению полноценной жизни.
АФК носит строго индивидуальный характер обучения и проводится ежедневно с каждым ребенком индивидуально. Физическая активность как мощное средство воздействия на организм расширяет диапазон возможностей в первую очередь двигательной сферы, нарушенной стойким дефектом.
Дети с интеллектуальными проблемами и церебральным параличом разучивают простые гимнастические упражнения. Программа АФК индивидуально адаптирована для каждого ребенка с учетом диагноза ребенка (в зависимости от направленности, сложности, продолжительности) и лимитируется моторной мобильностью, двигательным опытом, физической подготовленностью, возрастом [5].
Людям с ограниченными возможностями необходима адаптация, психологическое преодоление барьеров в развитии окружающей среды и подготовка к жизни в обществе.
Методы и средства адаптивного физического воспитания существенно отличаются от занятий спортом со здоровыми детьми. Безусловно, людям с нарушениями психического или физического развития требуется особое отношение со стороны преподавателя, четкое понимание специфики своего обучения. Несмотря на то, что у детей есть отклонения в каждой области (умственная отсталость, нарушение слуха или зрения, церебральный паралич и т. д.), им необходимо стать полноправными членами общества [6].
Адаптивный спорт в системе физического воспитания помогает эффективно интегрироваться в общество, без страха ориентироваться в нем, понимать его возможности и уметь преодолевать трудности, которые, несомненно, возникают.
Развитие адаптивной физической культуры и спорта направлено на социализацию людей с ограниченными возможностями и их максимальное вовлечение в общественную деятельность. Проблема интеграции таких детей в общество стоит остро не только в России, но и во всем мире [2, с. 153].
Система адаптивного физического воспитания преследует следующие цели:
— развитие внутренней потребности заниматься спортом, пробуждать любовь к физическому воспитанию:
— сохранение и укрепление здоровья;
— обучение умению работать самостоятельно;
— улучшение основных психических процессов, интеллектуального и речевого развития;
— приспособление в обществе;
Адаптивное физическое развитие и воспитание должны выполнять основные задачи:
— обучение гигиене и навыкам самообслуживания;
— повышение психической и физической устойчивости;
— формирование привычки к здоровому образу жизни;
— расширять пределы физических возможностей ребенка, преодолевать себя;
— обучение основным навыкам безопасности;
— осознание своих способностей по сравнению с обычными детьми;
— компенсация утраченных навыков в ущерб функциям других органов;
— формирование значимых личностных и эмоционально-произвольных характеристик.
Правильная организация адаптивного физического воспитания и развития достигается за счет выполнения основных задач:
— получить необходимые знания для осознанного восприятия движений тела и новых навыков;
— развитие важных повседневных физических навыков;
— владение правилами выполнения полезных для ребенка упражнений;
— научиться ориентироваться в окружающей среде, понимать свои физические возможности и правильно рассчитывать.
— повышение точности, реакции и силы двигательной системы;
— развитие прикладных навыков;
— практическое владение терминами времени и пространства;
— обновление словарного запаса и развитие речевого навыка.
3. Оздоровительные и коррекционные:
— укрепление здоровья, его поддержание;
— улучшить работу внутренних органов и систем, основное внимание уделяется сердечнососудистой и дыхательной системам;
— коррекция осанки, плоскостопия и других нарушений опорно-двигательного аппарата;
— улучшение мелкой моторики;
— преодоление психомоторных расстройств (боязнь высоты, клаустрофобия, нарушенной самооценки).
— укрепление уверенности в себе, преодоление внутренней несвободы;
— развитие мужества, упорства, воли и умения работать самостоятельно;
— воспитание желания заниматься спортом;
— обучение осознанию своей ответственности за собственное здоровье [1, с. 58].
В состав адаптивной физической культуры входят адаптивная физическая культура, адаптивное двигательное восстановление, адаптивный спорт и физическая реабилитация. Они охватывают все виды физической активности детей с физическими и умственными недостатками и помогают им адаптироваться к окружающему миру, поскольку обучение различным типам движений связано с развитием психофизических навыков, общением, эмоциями, познавательной и творческой деятельностью. Адаптивная физическая культура не только играет важную роль в формировании физической культуры ребенка, но и передает им общечеловеческие культурные ценности.
- Бегидова Т. П. Теория и организация адаптивной физической культуры. М.: Юрайт, 2019. — 192 с.
- Бишаева А. А., Малков А. А. Физическая культура. Учебник. М.: КноРус, 2020. — 312 с.
- Литош Н. Л. Адаптивная физическая культура для детей с нарушениями в развитии. Психолого-педагогическое сопровождение. М.: Юрайт, 2020. — 170 с.
- Ростомашвили Л. Н. Адаптивная физическая культура в работе с лицами со сложными (комплексными) нарушениями развития. М.: Спорт, 2020. — 164 с.
- Опарий Наталия Александровна. Адаптивная физическая культура как средство реабилитации и социальной интеграции детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://son-net.info/adaptivnaya-fizicheskaya-kultura-kak-sredstvo-reabilitacii-i-socialnoj-integracii-detej-invalidov-i-detej-s-ovz/ (Дата обращения 18.06.2021).
- Особенности адаптивного физического воспитания детей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://onlymama.ru/motornye-narusheniya/zmr/adaptivnoe-fizicheskoe-vospitanie-detej/ (Дата обращения 18.06.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): адаптивная физическая культура, адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, возможность, окружающая среда, развитие, ребенок, физическая культура, физическое воспитание, физическая активность.
Ключевые слова
адаптивная физическая культура, физические упражнения, оздоровление, физическая активность, люди с ограниченными возможностями
Похожие статьи
Актуальные вопросы адаптивной физической культуры
Физическое воспитание входит в структуру адаптивной физической культуры и является
Целью всех форм организации является расширение двигательной активности детей
Адаптивная физическая культура (АФК) — вид общей физической культуры для людей с.
Адаптивная физическая культура в формировании здоровья.
адаптивное физическое воспитание, физическое воспитание, урок, адаптивная физическая культура, физическая культура, игровая деятельность
Адаптивная физическая культура (АФК) — вид общей физической культуры для людей с отклонениями в состоянии здоровья.
Адаптивная физическая культура для детей с ограниченными.
Адаптивная физическая культура — область общей физической культуры. Главная цель адаптивной физической культуры- максимальное развитие жизнеспособности человека, который имеет устойчивые отклонения здоровья, благодаря организации постоянного режима.
Адаптивная физкультура: новые горизонты | Статья в журнале.
Адаптивная физическая культура — это область физической культуры для людей с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов. Адаптивная физическая культура — это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и.
Адаптивное физическое воспитание для детей с ОВЗ
Адаптивное физическое воспитание (образование) — вид адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребности человека с ограниченными возможностями здоровья в его подготовке к жизни, бытовой и трудовой деятельности, в формировании положительного.
Адаптивная физическая культура для детей с ДЦП
Ключевые слова: адаптивная физическая культура, ограниченные возможности здоровья, детский церебральный паралич, ребенок
В соответствии со Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, и с.
Влияние физической культуры на здоровье детей и подростков
Адаптивная физическая культура (АФК) — это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих.
Адаптивная физическая культура (АФК) — вид общей.
Адаптивная физическая культура — это область физической культуры для людей с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов. Адаптивная физическая культура — это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и.
Статьи по ключевому слову «адаптивная физическая культура. »
Адаптивная физическая культура для детей с ограниченными возможностями здоровья. Молодой учёный №4 (138) январь 2017 г. — Мартынова
Адаптивное физическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. VIII международная научная конференция.
Источник: moluch.ru
Адаптивная физическая культура (АФК, Adaptive physical education, APE)
Адаптивная физическая культура – это вид физической культуры, которая, с одной стороны, адаптирована для людей с ОВЗ (с двигательными, ментальными расстройствами и пр.), а, с другой стороны, она увеличивает возможность адаптации людей с отклонениями в здоровье к жизни в обществе.
За счет развития мышечной и сенсорных систем улучшается самоконтроль и управление своим телом, что положительно сказывается на освоении социально-бытовых навыков и самостоятельности.
Благодаря занятиям в группе, взаимодействию с тренером и сверстниками улучшаются навыки коммуникации и социализации.
Также на тренировках отрабатываются навыки самообслуживания, умения выражать просьбы, следовать инструкциям, умение ждать своей очереди и команды тренера.
Впервые термин «адаптивная физическая культура» в России был введен в 1995 году профессором С.П. Евсеевым. (С.П. Евсеев, 1995).
За рубежом в XIX веке стали известны работы немецкого ученого Линдемана, который впервые подчеркнул разницу между лечебной физической культурой и реабилитационным спортом, что стало основой направления адаптивная физическая культура. (Н. Lorenzen, 1975).
Концепция, подход, методология, лежащая в основе метода (практики) – теоретическая основа
Адаптивная физическая культура включает как минимум три крупных области знания — физическую культуру, медицину, коррекциоппую педагогику.
Занятия адаптивной физической культурой для детей с расстройствами аутистического спектра особенно важны, так как они способствуют снятию эмоционального напряжения, развивают имитационные способности, навыки произвольной организации движений, помогают не только физически развить ребенка с РАС, но также и развивают коммуникативные навыки, навыки взаимодействия в коллективе. Адаптивная физкультура развивает навыки адаптации ребенка с аутизмом к жизни в обществе через его социализацию.
Цели/область применения метода
Основные области, на развитие которых направлен данный метод:
Коммуникация (общение с педагогом, детьми с помощью выполнения упражнений в парах или участия в коллективных подвижных играх на групповых занятиях). Речь. Социализация. Самообслуживание. Повышение мотивации, развитие уверенности в себе, дисциплинированности.
Внимание. Память. Умение выполнять многозадачные инструкции с переключением с одной деятельности на другую.
Конкретные навыки, на которые направлен данный метод:
- Формирование основных движений в ходьбе, беге, плавании, метании, прыжках, лазании, упражнениях с предметами и др.
- Развитие координационных способностей.
- Развитие физической подготовленности.
- Развитие профилактика соматических нарушений: — формирование и коррекция осанки.
- Развитие познавательной деятельности и социально-коммуникативных навыков.
- Формирование умений играть в комадные спортивные игры: футбол, баскетбол, волейбол и взаимодействовать в играх в паре (большой и настольный теннис, бадминтон).
Целевая группа
— от младшего дошкольного до взрослого.
Уровень развития ребенка, при котором можно использовать метод:
— ограничений нет.
Особенности детей, показывающие, что применение данного метода нецелесообразно:
— противопоказания к определенным видам активности, данные педиатром, неврологом, ортопедом.
Требования к квалификации специалиста, применяющего метод
Требования к базовому образованию (если есть):
Среднее или высшее профессиональное образование по направлению «Физическая культура» или «Адаптивная физическая культура».
Требования или рекомендации к прохождению сертифицированных курсов или тренингов:
постоянное повышение квалификации, изучение следующих дисциплин: фитнес, сенсорная интеграция, кинезиология, нейропсихология.
Технология применения
Этапы применения метода (алгоритм действий — кратко):
- Анкетирование родителей, предварительная консультация с родителями.
- Диагностика физической подготовленности ребенка.
- Составление тренировочной программы, планирование использования форм, средств и методов на ближайший месяц.
- Оценка результатов в течение прохождения тренировочной программы, коррекция целей и задач.
- Итоговая диагностика физической подготовленности.
- Постоянное консультирование родителей в течение тренировочного процесса, разработка домашних заданий.
- Адаптация упражнений под индивидуальные особенности детей с РАС.
В зависимости от целей, задач, программного содержания уроки подразделяются на:
- Коррекционно-развивающие, предназначенные для развития и коррекции физических качеств, координационных способностей, движений и пр. с помощью физических упражнений;
- Оздоровительные, направленные на коррекцию осанки, плоскостопия, профилактику соматических заболеваний; для укрепления сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
- Спортивные, предназначенные для совершенствования физической, технической, тактической, психической, волевой, теоретической подготовки в избранном виде спорта;
- Уроки, целью которых является обучение видам деятельности, позволяющим разнообразить досуг детей, например, катание на коньках, лыжах, туризм, игровая деятельность.
- Групповые уроки, направленные на развитие коммуникации: умение взаимодействовать с партнером, играть в спортивные игры, следовать правилам игры.
Форма организации занятий (инд/групп): индивидуально или в группе, очно и онлайн.
Технология применения (примеры)
Эффективность метода (практики)
Показана эффективность на исследованиях отдельных кейсов (single case study) и на исследованиях малых групп (Steibrenner et al, 2020)
Источники, использованные при описании метода
Вайзман Н. П. Психомоторика умственно отсталых детей //М.: Аграф. – 1997.
Геслак Д. Адаптивная физкультура для детей с аутизмом. Методические основы и базовый комплекс упражнений // Рама Паблишинг. – 2019.
Евсеев С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры. – 2016.
Мозговой В.М. Уроки физической культуры в начальных классах. Пособие для учителя специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида // Просвещение. – 2009.
Плаксунова Э.В. Исследование физического развития и двигательных способностей учащихся с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2014. Том 12. № 1. С. 26–32.
Соловьева М. В., Мельникова Н. Ю. Модель совершенствования физических качеств и навыков у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра //Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. – 2020. – №. 9 (187). – С. 362-366.
Olin S. S. et al. The effects of exercise dose on stereotypical behavior in children with autism //Medicine and science in sports and exercise. – 2017. – Т. 49. – №. 5. – С. 983-990.
Источник: autism-frc.ru
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по адаптивной физической культуре

Когда мы говорим о доступной среде жизнедеятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья, то предполагаем, в том числе, доступность к духовной жизни и достижениям науки. В реализации реабилитационного периода очень важно, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья могли посещать учебные заведения, учреждения дополнительного образования, спортивные залы. В системе мер социальной защиты этих детей все большее значение приобретают активные формы. К ним относятся реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры и спорта. Среди основных целей и задач государственной политики в области реабилитации и социальной адаптации инвалидов средствами физической культуры и спорта стоит создание условий для занятий физической культурой и спортом и формирования потребностей в этих занятиях.
Цели и задачи программы
Программа «Адаптивная физкультура» направлена на коррекцию физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, реабилитацию двигательных функций организма.
Цель программы:
-Развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья.
— Обеспечение развития и тренировки всех систем и функций организма ребёнка через оптимальные физические нагрузки
— Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков
-Содействие воспитанию нравственно-волевых качеств, развитию коммуникативной и познавательной деятельности
-Воспитание бережного отношения к своему здоровью, формирование потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, устойчивой мотивации к здоровому образу жизни.
Задачи программы
1. Освоение системы знаний, необходимой для сознательного освоения двигательных умений и навыков.
2. Формирование и развитие жизненно необходимых двигательных умений и навыков.
3. Обучение технике правильного выполнения физических упражнений.
4. Формирование навыка ориентировки в схеме собственного тела, в пространстве.
1. Развитие двигательных качеств (быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, точности движений, мышечной силы, двигательной реакции).
2. Формирование и совершенствование двигательных навыков прикладного характера.
3. Развитие пространственно-временной дифференцировки.
4. Обогащение словарного запаса.
Оздоровительные и коррекционные задачи:
1. Укрепление и сохранение здоровья, закаливание организма учащихся.
2. Активизация защитных сил организма ребёнка.
3. Повышение физиологической активности органов и систем организма.
4. Укрепление и развитие сердечнососудистой и дыхательной системы.
5. Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиозы, плоскостопия).
6. Коррекция и компенсация нарушений психомоторики (преодоление страха, замкнутого пространства, высоты, нарушение координации движений, завышение или занижение самооценки).
7. Коррекция и развитие общей и мелкой моторики.
8. Обеспечение условий для профилактики возникновения вторичных отклонений в состоянии здоровья школьников.
Формы и методы работы
К специфическим принципам работы по программе «Адаптивная физкультура» относятся:
1. Создание мотивации;
2. Согласованность активной работы и отдыха;
3. Непрерывность процесса;
4. Необходимость поощрения;
5. Социальная направленность занятий;
6. Активизации нарушенных функций;
7. Сотрудничество с родителями;
8. Воспитательная работа.
Ожидаемый результат: повышение реабилитационного потенциала детей с ОВЗ через коррекцию физического развития. Развитие и поддержание интереса занятиями адаптивной физкультурой как образа жизни.
В ходе реализации программы оценивается уровень физического развития, развитие координации движений.
Формами подведения итогов реализации программы являются:
— включенное наблюдение за обучающимися в процессе учебно-тренировочных занятий;
— проверка выполнения отдельных упражнений;
— выполнение установленных для каждого индивидуально заданий.
Средства, используемые при реализации программы:
1. физические упражнения;
2. корригирующие упражнения;
3. коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр;
4. материально-технические средства адаптивной физической культуры: спортивные тренажеры, спортивный инвентарь;
5. наглядные средства обучения.
Способы организации детей на занятии – фронтальный, поточный, индивидуальный. На занятиях с детьми, имеющими нарушения зрения, используются все методы обучения, однако, учитывая особенности восприятия ими учебного материала, есть некоторые различия в приёмах. Они изменяются в зависимости от физических возможностей ребёнка, запаса знаний и умений, наличия предыдущего зрительного и двигательного опыта, навыка пространственной ориентировки, умения пользоваться остаточным зрением.
Остановимся на некоторых из них:
Метод практических упражнений основан на двигательной деятельности детей. Чтобы совершенствовать у детей с нарушенным зрением определённые умения и навыки, необходимо многократное повторение изучаемых движений (больше, чем нормально видящим). Учитывая трудности восприятия учебного материала, ребёнок с нарушением зрения нуждается в особом подходе в процессе обучения: в подборе упражнений, которые вызывают доверие, ощущение безопасности, комфортности и надёжной страховки.
Необходимо выделить следующие направления использования метода практических упражнений:
· выполнение упражнения по частям, изучая каждую фазу движения отдельно, а затем объединяя их в целое;
· выполнение движения в облегчённых условиях;
· выполнение движения в усложнённых условиях (например, использование дополнительных отягощений -гантели 0,5кг, сужение площади опоры при передвижении и т.д.);
· использование сопротивлений (упражнения в парах, с резиновыми амортизаторами и т.д.),
· использование ориентиров при передвижении (звуковые, осязательные, обонятельные и др.),
· использование имитационных упражнений,
· использование при ходьбе, беге лидера,
· использование страховки, помощи и сопровождения, которые дают уверенность ребёнку при выполнении движения,
· использование изученного движения в сочетании с другими действиями (например: ведение мяча в движении с последующим броском в цель и др.),
· изменение исходных положений для выполнения упражнения (например, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа от гимнастической скамейки или от пола),
· изменение внешних условий выполнения упражнений (на повышенной опоре, на мяче и т.д.),
· изменение в процессе выполнения упражнений таких характеристик как темп, ритм, скорость, направление движения, амплитуда, траектория и т.д.,
· изменение эмоционального состояния (бег в эстафетах, в подвижных играх, выполнение упражнений с речитативами, различным музыкальным сопровождением и др.)
Метод дистанционного управления (относится к методу слова), он предполагает управление действиями ребёнка на расстоянии посредством команд;
Метод наглядности занимает особое место, наглядность является одной из специфических особенностей использования методов обучения в процессе ознакомления с предметами и действиями.
Метод стимулирования двигательных действий.
Анализ и оценка выполнения движений способствует сознательному выполнению физических упражнений. Правильность выполнения оценивается путём наблюдения и указаний, анализа в процессе занятия. Начинать занятия можно с любого периода, учитывая индивидуальные особенности детей. Использовать программу адаптивной физической культуры можно и в других возрастных группах, меняя дозировку, нагрузку, подбирая упражнения и игры с учетом психофизиологических особенностей детей.
Планируемые результаты :
— повышение реабилитационного потенциала через коррекцию физического развития. Развитие и поддержание интереса занятиями адаптивной физкультурой как образа жизни.
В ходе реализации программы оценивается уровень физического развития, развитие координации движений.
Формами подведения итогов реализации программы являются:
— включенное наблюдение за обучающимися в процессе занятий;
— проверка выполнения отдельных упражнений;
— выполнение установленных заданий.
Для более успешной и эффективной работы по программе устанавливаются связи с сотрудниками Центра и родителями. Программа «Адаптивная физкультура» включает методические рекомендации по ЛФК и разделы образовательной программы «Общая физическая подготовка», для детей с особыми образовательными потребностями.
К специфическим принципам работы по программе «Адаптивная физкультура» относятся:
1. Создание мотивации;
2. Согласованность активной работы и отдыха;
3. Непрерывность процесса;
4. Необходимость поощрения;
5. Социальная направленность занятий;
6. Активизации нарушенных функций;
7. Сотрудничество с родителями;
Раздел 1. Основы теоретических знаний
Среди теоретических знаний, предлагаемых в программе, можно выделить вопросы по истории физической культуры и спорта, личной гигиене, основам организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. В свою очередь, материал по способам двигательной деятельности предусматривает обучение элементарным умениям самостоятельно контролировать физическое развитие и физическую подготовленность, оказывать доврачебную помощь при легких травмах. Овладение этими умениями соотносится в программе с освоением детей соответствующего содержания практических и теоретических разделов. К формам организации занятий по физической культуре относятся разнообразные занятия физической культурой, физкультурно-оздоровительные мероприятия и самостоятельные занятия физическими упражнениями.
Раздел. 2. Профилактика заболеваний и травм рук
При утрате нижних конечностей или недостатке из работы, восполняя утрату подвижности и силы ног, компенсаторно развивается плечевой пояс. В то же время постоянная опора на руки предрасполагает к заболеваниям и травмам. Они вызываются в большинстве случаев мышечным перенапряжением, несбалансированностью движений разных групп мышц и потерей их эластичности.
Как известно, любое движение в суставе обязано работе двух противодействующих групп мышц, называемых мышцами-антагонистами. Например, разгибание локтевого сустава требует одновременного сокращения трицепса и растяжения бицепса, а сгибание руки в локте — наоборот. Мышечная несбалансированность как раз и возникает, когда мышцы-антагонисты развиты не в равной степени. Это ставит под угрозу целостность суставов и усиливает риск получить другие травмы, в том числе растяжение сухожилий.
Раздел 3. Дыхательные упражнения
Болезни органов дыхания относят к наиболее частой патологии. При этих заболеваниях не только развиваются соответствующие изменения в дыхательных путях и легочной ткани, но и существенным образом изменяется функция дыхания, а также наблюдаются нарушения деятельности других органов и систем.
Всем известно, что важным средством тренировки дыхательного аппарата являются дыхательные упражнения. На своих уроках адаптивной физической культуры, чтобы достичь высокой эффективности и экономичности дыхательного аппарата при выполнении упражнений, я использую метод управления дыханием. Нужно, чтобы каждая фаза дыхания (вдох или выдох) строго соответствовала определенной фазе движения. Задача сложная, но необходимая.
Под специальными навыками понимается:
1- умение управлять актами вдоха и выдоха по длительности и скорости их выполнения, т.е. произвольно удлинять или укорачивать, ускорять или замедлять вдох и выдох;
2- хорошее владение навыком прерывистого дыхания;
3- умение задерживать дыхание на определенное время;
4- умение воспроизводить заданную величину жизненной емкости легких, т. е. произвольно управлять объемом вдоха и выдоха;
5- владение навыками различных типов дыхания — грудным, брюшным или диафрагмальным и смешанным.
Раздел 4. Упражнения на координацию
Упражнения на координацию позволяют постепенно и всесторонне подойти к вопросу освоения пространства и умения координировать свои действия в этом пространстве. А тренировка сознания позволяет подготовить прочную базу для изучения более сложных комплексов и медитативных упражнений. Кроме общеоздоровительного эффекта, стимуляции деятельности нервной системы, сохранения гибкости суставов и укрепления мышц, упражнения на равновесие и координацию способствуют выработке устойчивости при опоре на малую площадь, что невозможно без внутреннего спокойствия и сосредоточенности.
Раздел 5. Упражнения на мышцы брюшного пресса
Сильные и хорошо развитые мышцы живота имеют не только эстетическое значение. Слабые и дряблые мускулы не выдерживают давления внутренних органов, особенно при натуживании, что приводит к нарушению осанки. На животе легко откладывается жир, усугубляя все негативные последствия, вызванные слабостью брюшной стенки. Тренированные же мышцы обеспечивают фиксацию внутренних органов, правильную осанку, красивый внешний вид, а также способствуют эффективному выполнению профессиональной деятельности, связанной с физическими нагрузками.
Раздел 6. Упражнения на гибкость
«Запас гибкости» (а точнее сказать, «резервная растяжимость»), позволяет в пределах соблюдаемой амплитуды движения свести к минимуму сопротивление растягиваемых мышц, благодаря чему движения выполняются без излишнего напряжения, более экономично.
Кроме того, резервная растяжимость служит гарантией против травм.
Физиологическое значение упражнений на растягивание заключается в том, что при достижении и удержании определенной «растянутой» позы в мышцах активизируются процессы кровообращения и обмена веществ. Упражнения на подвижность в суставах позволяют сделать мышцы более эластичными и упругими (повысить «неметаболическую» силу), увеличивают мобильность суставов.
Это способствует повышению координации движений, увеличивает работоспособность мышц, улучшает переносимость нагрузок и обеспечивает, как уже говорилось выше, профилактику травматизма.
Поскольку при растягивающих упражнениях улучшается кровообращение мышц, данный вид упражнений является эффективным средством, ускоряющим процессы восстановления после объемных и скоростно-силовых нагрузок, за счет удаления из организма продуктов метаболического обмена (шлаков).
Раздел 7. Элементы спортивных игр
Необходимо включать в разработку программы адаптивной физической культуры элементы спортивных игр.
Выполнение элементарных движений:
-подачи и передачи мяча в волейболе;
— отбивание мяча кулаком, коленями, здоровой ногой в футболе
— метание мяча на дальность и меткость и др.
Источник: znanio.ru
V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2013


АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ
Пасичник М.О., Марченкова У.А., Чунин А.И.
Работа в формате PDF
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Адаптивная физическая культура (АФК) – это вид физической культуры человека с отклонениями в состоянии здоровья (инвалида) и общества. Это деятельность и результаты по созданию готовности человека к жизни; оптимизации его состояния и развития; процесс и результат человеческой деятельности [3, с. 10].
Цель адаптивной физической культуры как вида физической культуры – максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидность, за счёт обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимально возможной самоактуализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.
Практика подтверждает, что если для здоровых людей двигательная активность – обычная потребность, реализуемая повседневно, то для инвалида физические упражнения жизненно необходимы, так как они являются эффективнейшим средством и методом одновременно физической, психической, социальной адаптации [2, с.275].
Для многих инвалидов и людей с ограниченными возможностями в развитии адаптивная физическая культура является единственным способом «разорвать» замкнутое пространство, войти в социум, приобрести друзей, получить возможность для общения, полноценных эмоций, познания мира. Именно здесь, зачастую впервые в жизни, они познают радость движения, учатся побеждать и достойно переносить поражения, осознавать счастье преодоления себя.
Адаптивная физкультура является важнейшим компонентом всей системы реабилитации инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, всех её видов (адаптивное физическое образование, адаптивный спорт, адаптивная двигательная рекреация, адаптивная физическая реабилитация, экстремальные виды двигательной активности, креативные телесно-ориентированные практики адаптивной физической культуры) и форм. Она со всей очевидностью присутствует во всех сферах жизнедеятельности человека и поэтому составляет фундамент, основу социально-трудовой, социально-бытовой и социально-культурной реабилитации; выступает в качестве важнейших средств и методов медицинской, технической, психологической, педагогической реабилитации. Двигательная мобильность человека с ограниченными возможностями представляет собой один из важнейших критериев характеристики процесса реабилитации.
Для лиц с ограниченными возможностями и инвалидов движение – не только условие жизнеобеспечения, средство и метод поддержания работоспособности, но и способ развития всех зон коры больших полушарий мозга, координации межцентральных связей, формирования двигательных взаимодействий, анализаторных систем, познавательных процессов, коррекции и компенсации недостатков в физическом и психическом развитии [5, с.121].
Люди с различными нарушениями острее переживают малейшие успехи в своих двигательных способностях. Они искренне выражают свои чувства, радуются возможности ходить, играть, соревноваться, общаться, побеждать. Задача специалиста по АФК состоит в том, чтобы создать атмосферу психологического комфорта, доверия, доброжелательности, свободы, раскованности, дать возможность радоваться, получать удовольствие от физических упражнений.
Одной из главных проблем в системе комплексной реабилитации больных и инвалидов практически любых нозологических групп является «борьба» с последствиями вынужденной малоподвижности, активизация деятельности всех сохранных функций и систем организма человека, профилактика огромного количества болезней, зарождающихся в результате гиподинамии и гипокинезии. И именно эту проблему в первую очередь должна решать адаптивная физическая культура (физическая реабилитация, адаптивная двигательная рекреация, адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт и другие её компоненты) [4, с.137].
Также адаптивная физическая культура решает ещё несколько проблем комплексной реабилитации инвалидов:
- проблема преодоления психологических комплексов неполноценности (чувства эмоциональной обиды, отчуждённости, пассивности, повышенной тревоги, потерянной уверенности в себе и др.) или наоборот, завышения своей оценки (эгоцентризма, агрессивности и др.);
- коррекция основного дефекта;
- необходимость осваивать новые двигательные умения и навыки, обусловленные потребностью человека компенсировать дефект, не поддающийся коррекции или восстановлению;
- всестороннее и гармоничное развитие физических качеств и способностей занимающихся, повышению их кондиционных возможностей на основе широкого применения средств и методов адаптивной физической культуры.
Для инвалидов купание, плавание, ходьба босиком по траве, песку, гальке, туризм, рыбалка, прогулки на лыжах, на велосипеде, на лодке, подвижные и спортивные игры на открытых площадках и другие виды рекреативной деятельности не только эмоциональны по содержанию, но и оказывают тренирующее и закаливающее действие, повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, снижают частоту простудных заболеваний.
Спортивные и подвижные игры, праздники, фестивали, дни здоровья, туристские походы и слёты, специально организуемые для здоровых и инвалидов, способствуют установлению тесных контактов между ними, расширению общения. Адаптивный спорт даёт возможность испытать радость и полноту жизни от владения своим телом и способности преодолевать трудности.
Адаптивный спорт – это вид адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребности личности в самоактуализации, реализации и сопоставлении своих способностей со способностями других людей; потребности в коммуникативной деятельности и в социализации[1 с.17].
Содержание адаптивного спорта (как базового, так и высших достижений) направлено прежде всего на формирование у инвалидов (особенно талантливой молодежи) высокого спортивного мастерства и достижения ими наивысших результатов в его различных видах на состязаниях с людьми, имеющих аналогичные проблемы со здоровьем.
Общение составляет один из основных мотивов инвалидов при занятиях спортом и важную часть спортивной деятельности. Содержание общения необыкновенно широко и означает обмен мнениями, чувствами, переживаниями, а также взаимопонимание, взаимовлияние, взаимообогащение.
Победа и сам факт участия в соревнованиях воспринимаются как результат деятельности многих людей, в том числе и зрителей, среди которых присутствуют, конечно, инвалиды. Участие в спортивном зрелище можно рассматривать как особый вид реализации потребности в специфической деятельности, в которой можно проявить себя как личность.
Во время спортивных зрелищ инвалиды сопереживают, отождествляя себя с кем-либо из спортсменов, раскрывают, утверждают и формируют себя на эмоционально-образном уровне. Многие из них позднее приходят в спорт.
Ярким примером такого социального явления служит ошеломляющая миссия инвалида Рика Хансена, великолепного спортсмена, неоднократного чемпиона мира в марафонских заездах в креслах-колясках, который за два года объехал в коляске 34 страны мира, преодолев 40000 км, и сделал это для того, чтобы показать, каковы истинные возможности человека, выведенного из строя экстремальным случаем: «Мы надеялись сконцентрировать внимание общества не на том, что инвалиды не могут делать, а наоборот – на их возможностях. Мы хотели призвать инвалидов влиться в общество людей» (Р. Хансен). И это ему удалось: в каждом городе на пути следования его встречали и сопровождали сотни инвалидов в колясках, он получил тысячи писем с благодарностью за его подвиг и возвращение к жизни многих людей — и здоровых, и инвалидов. Данный пример иллюстрирует, как мужество и сила воли, сконцентрированные в одном человеке, могут стать побудительными мотивами изменения жизненной ситуации многих.
Своим упорством, настойчивостью, желанием испытать радость борьбы и победы, силой воли и духа спортсмены-инвалиды вызывают потрясение, удивление в сознании людей. Каждый понимает, что он в силу разных причин может оказаться в состоянии временной или постоянной инвалидности. И каждый мысленно задает себе вопрос: «А смог бы я так?» Это заставляет взглянуть на спортсмена-инвалида иначе – как на человека-борца, который, несмотря на все ограничения, живет полноценной жизнью, и не только приспосабливается к ней, а сам является творцом и созидателем себя, достойным подражания.
Наблюдения за поведением спортсменов-инвалидов в корне меняют отношение общества к ним, заставляя воспринимать их не как людей ущербных, а наоборот – как равных, достойных уважения и способных на большие свершения, чем многие здоровые люди.
Но адаптивная физическая культура и спорт для инвалидов недостаточно развиты в настоящее время и тому есть ряд причин [5, с. 57]:
- Отсутствие социально-экономических условий для решения этой проблемы;
- Недопонимание многими государственными, политическими и общественными деятелями России, и в первую очередь руководителями спортивных организаций, важности решения этой проблемы;
- Развитие физической культуры и спорта инвалидов не значится среди приоритетных задач физкультурно-оздоровительных и спортивных организаций;
- Полное отсутствие элементарных условий для вовлечения инвалидов в занятия физической культурой и спортом, и прежде всего возможность личного передвижения, а также передвижения в общественном транспорте, нерешённость проблем в градодорожном строительстве, отсутствие специализированных или адаптированных спортивных сооружений, оборудования, инвентаря и др.;
- Отсутствие профессиональных организаторов, инструкторов и тренеров со специальной подготовкой;
- Низкая мотивация к занятиям физической культурой и спортом у самих инвалидов.
Адаптивная физическая культура должна помочь человеку с ограниченными возможностями найти равновесие между своим воплощением в качестве социальной единицы и своей персонализацией как автономной личности. Индивидуум должен учиться балансировать, чтобы действовать относительно автономно и сознательно опираться на нормы и требования, ставшие органической частью его внутреннего мира.
Практически не существует видов заболеваний (за исключением острых стадий), при которых средства и методы адаптивной физической культуры не оказались бы полезными. Эффект от них будет зависеть от правильного подбора упражнений, определения нужной интенсивности и дозировки их выполнения, интервалов отдыха и других факторов.
- Бегидова Т.П. Основы адаптационной физической культуры: Учебное пособие. — М.: Физическая культура и спорт,2007.-192 с.
- Медико-социальные основы независимой жизни инвалидов: Учебное пособие / В.С. Ткаченко. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. – 384с.
- Основы адаптивной физической культуры: Учебн. Пособие. – М.: Физкультура и спорт, 2007. – 192с.
- Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник. В 2 т. Т.1. Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры / Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2003. – 448с.: ил.
- Теория и организация адаптивной физической культуры [Текст] : учебник. В 2т. Т.2 : Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика её основных видов / Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2005. – 448с.: ил.
Источник: scienceforum.ru