Значение и особенности адаптивной физической культуры (АФК)
Адаптивная физическая культура — это в первую очередь коррекция нарушений моторики, двигательной системы организма, объединяющей его биомеханические, физиологические и психологические аспекты. Ее методы и приемы — физические упражнения, игры, элементы спорта, приемы дыхательной гимнастики и релаксации.
Адаптивная физическая культура включает в себя комплекс мер спортивно — оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и приспособление к естественной социальной среде детей — инвалидов, преодоление психологических барьеров, мешающих жить полноценной жизнью. Адаптивная физическая культура – это не просто комплекс физических упражнений, это целая система мероприятий направленная на коррекцию физических и психофизических нарушений у детей. АФК обеспечивает общеукрепляющий, профилактический и реабилитационный эффект. Также является одним из средств улучшения состояния здоровья и социальной активности детей – инвалидов.
Адаптивная физическая культура
Основной целью АФК как вида физической культуры — является максимальное укрепление здоровья и физического развития двигательных и психофизических способностей с учётом индивидуальных особенностей и диагноза детей, а также развитие жизнеспособности ребёнка, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья.
АФК имеет строго индивидуальный характер занятий и проводится ежедневно с каждым ребенком индивидуально. Физические упражнения, являясь мощным средством воздействия на организм, расширяют диапазон возможностей в первую очередь двигательной сферы, нарушенной стойким дефектом. Дети с проблемами интеллекта и детского церебрального паралича осваивают не сложные гимнастические упражнения. Программа по АФК адаптирована под каждого ребенка индивидуально, учитывая диагноз детей, (по направленности, сложности, продолжительности) и лимитируется моторной мобильностью, двигательным опытом, физической подготовленностью, возрастом.
Само слово «адаптивная» уже многое объясняет. Чтобы ребенку с ослабленным здоровьем приспособиться к условиям окружающей среды, нужны силы. Адаптивная физкультура – это одна из возможностей приобрести силы, укрепить здоровье.
Уроки адаптивной физической культуры в школе имеют исключительно важное значение. Для решения поставленных задач с детьми ежедневно проводятся следующие мероприятия:
упражнения на расслабление мускулатуры и плечевого пояса;
упражнения на согласованность работы рук и ног;
упражнения для всех групп мышц;
дыхательные упражнения и релаксация;
упражнения на координацию: равновесие и меткость;
упражнения на укрепление мышц свода стопы;
комплекс упражнений для формирования и закрепления правильной осанки;
В работе с детьми используют следующие принципы:
Индивидуальный подход к каждому ученику согласно его заболеванию.
Предотвращение наступления утомления, чередование умственной и практической деятельности, использование нестандартного оборудования, красочного инвентаря.
Проявление педагогического такта, постоянное поощрение за малейшие успехи,
своевременная и тактическая помощь каждому ребенку, развитие в нем веры в собственные силы и возможности.
Таким образом, посредством адаптивной физической культуры можно значительно улучшить психическое и физическое состояние учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, и главное, приобщить их к посильным для себя физическим упражнениям и умению управлять своим психофизиологическим состоянием.
Публикации по теме:
Значение совместных занятий физической культурой. Рекомендации для педагогов Организация совместных мероприятий в дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) является одной из форм взаимодействия с родителями.
Дидактические игры, их особенности и значение. (Часть 1) Среди дидактических игр различаются игры в собственном смысле слова. игры- занятия,игры- упражнения. Первые строятся на основе автоматизма.
Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников» Фотоотчёт о выступлении на педсовете:«Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуре речи дошкольников». Речь – это самое.
Фотоотчёт по воспитанию физической культуры «Развитие движений у детей раннего развития» «Движение – это жизнь» — эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека,.
Картотека игр по интеграции видов детской деятельности и физической культуры. Речевая деятельность РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Речевые упражнения со спортивным инвентарём. «Назови спортсмена» (с мячом). Цель: Закреплять знания детей о спорте.
Пальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возраста С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети.
Фотоотчет о семинаре «ФГОС для детей с ОВЗ. Работа с детьми с отклоняющимся поведением. Технология разработки адаптивной ООП» Педагогическая компетентность или «Обучать — значит вдвойне учиться. Жозеф Жубер» 24-25.04.2019 г. на базе нашего детского сада прошел семинар.
Повышение интереса к урокам физической культуры у младших школьников Повышение интереса к урокам физической культуры у младших школьниковВ общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание.
Роль физической культуры в системе современного школьного образования В настоящее время отмечается существенное изменение российского образования, которое требует активных преобразований в сфере физического.
Значение применения лестниц координации для детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре в ДОУ В нашем дошкольном учреждении активно применяются лестницы координации на занятиях по физической культуре, утренней гимнастике, досугах.
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физкультура, физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Источник: www.maam.ru
Что такое адаптивная физическая культура
Адаптивная физкультура (АФК) направлена на восстановление и сохранение здоровья у людей со стойкими нарушениями жизнедеятельности, а также на интеграцию их в социальную среду. Адаптивная и общая физическая культура имеют значимые различия. Первая предназначена для инвалидов или пациентов с ограниченными способностями, а вторая охватывает все слои населения. Давайте подробно остановимся на принципах и методах реализации АФК.
Бесплатный онлайн мастер-класс «Здоровые суставы» с Александрой Бониной
Адаптивная физическая культура как интегративная наука
АФК – понятие комплексное. Она отличается от лечебной физкультуры более обширной сферой интересов, которые затрагивают не только проблемы физического восстановления, но также вопросы социализации, психологической коррекции, повышения качества жизни индивида.
Эта отрасль культуры требует интеграции знаний по медицине, физподготовке, педагогике. Специалист по АФК осваивает широчайший спектр на первый взгляд разнородных дисциплин:
- Теорию, методику физкультуры;
- Спортивную медицину;
- Двигательную рекреацию;
- Педиатрию;
- Спецпедагогику;
- Реабилитологию;
- Биомеханику;
- Психологию и психиатрию;
- Терапию;
- Анатомию;
- Физиологию;
- Тератологию.
Этот список далеко не полон. Главная проблема заключается в единстве этих знаний. Они не должны представлять собой разрозненные научные дисциплины. Важно сформировать их в неразрывный комплекс, решающий полный список задач, стоящих перед АФК.
Теория адаптивной физической культуры
Теория АФК – это наука, которая изучает суть адаптивной физкультуры, ее принципы, цели, задачи, функции. В сферу интересов данной теории входят средства, способы, пути реализации сформулированных задач.
Первостепенное внимание акцентируют на проблемах, ценностях, интересах, потребностях лиц с нарушением здоровья. Теория АФК разрабатывает пути и методики для их самореализации, вовлечения в общественную жизнь.
Не обходится без внимания и экономический аспект, который предусматривает возвращение пациентов к труду, возможность освоения новых профессий.
Основные опорные концепции теории адаптивной физической культуры
Признаны 5 основополагающих гуманистических концепций АФК:
- Человеческая жизнь – главная ценность, независимо от уровня здоровья.
- Человек олицетворяет неделимое единство природного и духовного.
- Каждый человек – неповторимая личность, сформированная генетическими факторами и социокультурной средой.
- Человек – свободная личность, сущностью которой являются одухотворенность, сострадание, милосердие.
- Независимая личность способна творчески развиваться, познавать, реализовывать себя во всевозможных направлениях.
Цели и задачи адаптивной физической культуры
Главенствующей целью для адаптивной физической культуры считается обеспечение оптимального уровня жизнедеятельности организма пациента с ограниченными возможностями, а также его полноценная интеграция в социум.
Общие задачи адаптивной физкультуры делятся на четыре блока.
- Активация процессов выздоровления;
- Предупреждение развития осложнений;
- Улучшение исходов болезни или травмы;
- Снижение риска инвалидизации;
- Возвращение пациенту трудоспособности.
- Укрепление здоровья;
- Закаливание;
- Формирование условий для нормального развития;
- Коррекция утраченных функций или дефектов развития организма;
- Расширение компенсаторных способностей.
- Предоставление информации о строении собственного тела, функционировании органов, их систем;
- Обозначение понятия физкультуры как аспекта общей человеческой культуры;
- Создание представлений о здоровом образе жизни и конкретных навыках его реализации;
- Формирование двигательной базы, соответствующей возрастным и индивидуальным характеристикам человека.
- Приобретение таких личностных свойств, как целеустремленность, решимость, ответственность;
Нормализация психического развития; - Активация высших мозговых функций (памяти, интеллекта, аналитических способностей, внимания);
- Формирование целостной личности больного.
Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры
АФК включает 4 базовых компонента:
- Адаптивное физвоспитание состоит в обучении пациента основам физподготовки, анатомии, физиологии. Помогает понять механизмы развития болезни и способы преодоления нарушений, а также адекватно оценить способности своего организма.
- Адаптивная физическая реабилитация предполагает разработку специальных тренировочных комплексов, помогающих восстановится после болезни, травмы либо расстройств психики.
- Адаптивная двигательная рекреация включает активный отдых, динамичные игры, спортивные развлечения. Позволяет совместить приятное с полезным: удовольствие от увлекательного досуга с двигательной тренировкой.
- Адаптивный спорт подразумевает соревновательную деятельность, направленную на высокую результативность. Имеет первостепенное значение для самореализации инвалидов или лиц с ограниченными способностями.
Функции адаптивной физической культуры
Все функции, которые несет адаптивная физическая культура, имеют социально-педагогический характер. К ним относятся:
- Профилактическая – предотвращение осложнений, нежелательных исходов болезни;
- Коррекционно-компенсаторная – максимально доступная компенсация анатомо-физиологических расстройств;
- Образовательная – предоставление информации о собственном организме, о состоянии здоровья;
- Воспитательная – обеспечение личностного роста;
- Лечебно-восстановительная – восстановление здоровья;
- Рекреационно-оздоровительная – обеспечение полезного отдыха;
- Гедонистическая – получение удовольствия от жизни;
- Спортивная – участие в спортивных состязаниях;
- Профессионально-подготовительная – приспособление больного к работе в определенной профессии;
- Социально-интегративная – внедрение в социокультурную среду;
- Коммуникативная – налаживание полноценного общения с окружающими.
Принципы адаптивной физической культуры
Основополагающие принципы, на которых базируется адаптивная физическая культура, затрагивают социальный и методический аспекты.
- Гуманистическая ориентированность – создание равноправных, но в то же время индивидуальных условий для каждого пациента;
- Социальная интеграция – включение индивида в культурную, трудовую, повседневную общественную жизнь;
- Непрерывность деятельности в рамках физкультуры – она должна продолжаться в течение всей жизни;
- Приоритет микросоциума – первостепенное влияние семьи на формирование личности человека.
Общие методические принципы:
- Научность – обучение основам научных знаний в рамках АФК;
- Наглядность – вовлечение в обучающий и тренировочный процесс всех органов чувств;
- Доступность – соблюдение меры, предотвращение перегрузок;
- Прочность – длительное хранение полученной информации;
- Сознательность – осознанное стремление к физическому развитию и получению необходимых знаний;
- Последовательность и систематичность – поэтапное обучение и внедрение теории в практическую сферу.
Специальные методические принципы:
- Диагностирование – всесторонняя оценка имеющегося дефекта;
- Индивидуальность подхода – учет особенностей течения болезни у конкретного лица;
- Коррекционно-развивающая ориентация – предполагает стремление к умственному и физическому развитию пациента;
- Компенсаторная направленность – максимально возможное возмещение утраченной человеком способности;
- Возрастная специфика – особенности подходов АФК в зависимости от возрастной группы;
- Адекватность, оптимизация, изменчивость воздействия – соответствие выбранных методик состоянию больного, их коррекция при изменяющихся условиях.
Полезное видео – Адаптивная физкультура с детьми
Адаптивный спорт
Адаптивный спорт активно развивается в РФ и зарубежных странах. Он имеет 3 основных направления, которые в свою очередь делятся на узконаправленные варианты:
- Паралимпийские соревнования – это спортивные состязания для инвалидов. Они включают спорт для больных, перенесших ампутацию конечностей, имеющих параличи, нарушения зрения.
- Сурдлимпийский спорт – соревнования для людей, потерявших слух.
- Специальные спортивные соревнования – предназначены для лиц с нарушениями интеллекта.
В том случае, если пациент не соответствует общим требованиям, предъявляемым для Паралимпийских игр, то организовывают специальные соревнования, доступные для такой категории больных.
Методы реализации
Для полноценного применения принципов адаптивной физической культуры одинаково важны 2 метода:
- Обучение теории. Включает освоение пациентом знаний о структуре, функции человеческого тела, об особенностях его болезни и физических способностях. При этом важно подобрать такой способ донесения информации, который будет доступен для человека с определенными отклонениями. Например, если больной слеп, то обучение проводится на слух или с привлечением тактильного способа восприятия: можно дать ему изучить макет человеческого скелета, мышечной системы. При обучении глухих пациентов используют сурдоперевод, показ информационных слайдов.
- Развитие практических, прикладных, аспектов адаптивной физической культуры. Постепенно от теории переходят к практике, помогая больному освоить доступные физические навыки, а также некоторые виды профессиональной деятельности. Используют стандартные или авторские методики, которые, как правило, имеют узкую направленность.
Методики
Педагоги и врачи непрерывно разрабатывают новые методики АФК, помогающие достичь позитивных результатов людям с разнообразными физическими или интеллектуальными ограничениями. Из российских и советских авторов проблемой адаптированной физкультуры занимались Я. В. Крет, Л. В. Шапкова, Н. Г. Байкина и многие другие.
Л. Н. Ростомашвили исследовала перспективы физкультуры и спорта в адаптации лиц с нарушением зрения. А. А. Потапчук предложил авторскую методику АФК для детей с ДЦП (детским церебральным параличом). С. Ф. Курдыбайло и А. И. Малышев разрабатывали специальные физкультурные комплексы для больных, перенесших ампутацию конечностей.
Д. Ф. Мосунов указывал на важную роль гидрореабилитации в адаптивной физической культуре. Широкую известность приобрели работы Л. В. Шапковой, Л. П. Евсеева, которые подробно рассматривают все аспекты АФК, особенности их реализации.
Видео – Физическая нагрузка для детей с ограниченными возможностями здоровья. Начальный этап
Адаптированная физкультура для детей
В адаптивных физкультурных методиках нуждаются дети и подростки, имеющие врожденные аномалии развития (деформации, недоразвитие конечностей), страдающие ДЦП, мышечными дистрофиями. Максимально раннее начало физической реабилитации позволяет добиться существенных результатов: дети полноценно социализируются, развиваются физически, личностно, приобретают профессию.
С этой целью создаются специализированные организации, занимающиеся адаптированным физвоспитанием детей, а также спецгруппы в общих школьно-дошкольных образовательных учреждениях.
Обратите внимание!
Исследования подтверждают, что помимо нормализации физического состояния больного, улучшается также психоэмоциональная составляющая. Ребенок учится адекватно воспринимать ограничения, оценивать собственные возможности, перестает ощущать свою неполноценность, отчуждение от общества.
Специалист по адаптивной физкультуре должен не только основательно разбираться в педагогике, медицине, но и быть неплохим психологом. Ведь людям с ограниченными способностями важна не только практическая помощь, но также моральная поддержка. Тогда они приобретают веру в себя, добиваются удивительных результатов.
Источник: lfkplus.ru
Адаптивная физическая культура: функции, задачи, направление
Дети с ограниченными возможностями относятся к самой незащищенной социальной группе граждан страны. Ребенок понимает, что не похож на остальных детей и тяжело воспринимает это, становится чувствительным, неуверенным, изолируется от сверстников. У него нет желания заниматься спортом.
Как показывает практика, активные занятия адаптивной физкультурой приводят к более эффективной не только к физической, но и психологической и социальной реабилитации у детей-инвалидов.
Функции и задачи
Адаптивная физическая культура — это система мер направленная на реабилитацию и приспособление к обычной среде людей с ограниченными возможностями.
Главная цель, стоящая перед государством, побороть путем спортивно-оздоровительных мер барьеры психики инвалидов, которые не дают полноценно воспринимать жизнь и осознавать необходимость личного вклада в развитие социума.
Основные задачи адаптивной физической культуры:
- Подстроить организм к нагрузкам.
- Улучшить физические показатели у детей-инвалидов.
- Предоставить ребенку свободу выбора вида спорта и формы физической активности.
- Найти индивидуальный подход к каждому ребенку с ограниченными возможностями.
- Создавать спортивные команды с учетом нозологических групп.
- Пропагандировать среди детей с ограниченными возможностями здоровый образ жизни: занятия адаптивным спортом, правильное питание, режим отдыха и труда, гигиенические процедуры.
Направления развития
Рекреационно-оздоровительное
В учебных заведениях для детей с ограниченными возможностями проводятся внеурочные занятия в спортивных секциях. Тренировки и соревнования проходят по желанию ребенка и не являются обязательными. Главная задача данных мероприятий, чтобы дети получали удовольствие от физической активности и приобщались к спорту.
Дополнительные занятия проходят не только в образовательных учреждениях, но также в организациях здравоохранения, социальной защиты, домах отдыха. Родителям или родственникам детей-инвалидов рекомендуется принимать участие или самостоятельно проводить с ними зарядку, спортивные состязания в игровой форме.
Спорт высших достижений
Второе направление адаптивного спорта реализуется в спортивных и физкультурно-оздоровительных клубах, школах, общественных объединениях инвалидов.
Адаптивный спорт как спорт высших достижений активно развивается в трех направлениях: паралимпийское, сурдлимпийское и специальное олимпийское.
Паралимпийское движение
История
Инициатором создания этого движения стал нейрохирург профессор Л.Гутман. Для лечения больных, получивших травмы спинного мозга во время войны, была разработана спортивно-оздоровительная программа, применяющая во время лечения. Спустя четыре года профессор предложил организовать ряд соревнований для бывших военнослужащих, травмированных на войне и находившиеся на лечении в Сток-Мандевильском госпитале.
Название
Для названия игр использовали термин, обозначающий паралич нижних конечностей (parapledgia). После допуска к Сток-Мандевилльским играм спортсменов-инвалидов не только с парезами нижних конечностей, трактовку «паралимпийский» пришлось переосмыслить. Смысл слова «Паралимпийское движение» — это движение идущее параллельно с олимпийским, с одинаковыми условиями.
Мировое признание
В 1952 году с приездом спортсменов-колясочников из Голландии для участия в Сток-Мандевилльских играх движение получило международный статус. Летом 1960 года в Риме уже проводились игры при участии спортсменов из 23 стран. Летняя программа включала 8 видов спорта. Было разыграно 57 дисциплин. Однако понадобилось более 20 лет для признания игр для инвалидов Международным Олимпийским Комитетом.
Зимние игры
Первые зимние Паралимпийские игры проходили в 1976 году в городе Эрншёльдсвике (Швеция). В состязаниях участвовали не только инвалиды на колясках, но и спортсмены с различными ограниченными возможностями. С 1976 года игры стали проводить один раз в четыре года.
Сотрудничество с МОК
С 2000 года было достигнуто соглашение с Международным олимпийским комитетом о сотрудничестве. С этого момента Паралимпийские игры начинаются через четырнадцать дней после завершения Олимпийских игр на тех же спортивных объектах. Руководит подготовкой и проведением зимних Паралимпийских игр Международный паралимпийский комитет (МПК).
Орган управления
Генеральная ассамблея — созывается раз в два года, решает вопросы проведения игр на должном уровне и создание для этого необходимых условий. В 2002 году создан пакет предложений пересмотра структуры, целей и управления движения, тем самым приведший к принятию Конституции МПК.
Символика и девиз МПК
Логотип эмблемы движения приурочен к играм в Турине в 2006 году. Трехцветные полусферы вокруг центра, зеленого, синего и красного цветов символизируют Дух, Тело и Разум.
Флаг белого цвета с эмблемой МПК в центре используется только с официального разрешения МПК. Гимн движения написан композитором из Франции в 1966 году, утвержден в этом же году в марте и олицетворяет собой «гимн будущего».
«Дух в движении» — этот девиз-призыв спортсменам с ограниченными возможностями, вдохновляющий их на достижение победы несмотря ни на что.
Сурдлимпийское движение
Инвалиды всего мира уже на протяжении одного столетия доказывают свою уникальность и активность, постоянно находятся в движении. Люди страдающие отсутствием слуха принимают участие в спортивных играх для глухих наравне с обычными спортсменами. Отличие этого вида Олимпийских игр заключается в том, что здесь применяются зрительные или световые сигналы.
История развития
Это движение возникло в 1888 г. в Германии, как спортивный клуб для глухих. Через три с половиной десятка лет Всемирные игры для глухих прошли в Париже. Соревнования проводились по велоспорту, стрельбе, плаванию, футболу и легкой атлетике. В это же время был образован Международный спортивный комитет глухих (МСКГ).
Мировое признание
МОК официально признал МСКГ в 1955 году на основе олимпийских принципов и устава. Потребовалось два года на то, чтобы привести устав МСКГ в соответствие с олимпийским. Членами МСКГ являются федерации 90 государств.
Всемирные игры для глухих в 2001 году получили новое название — Сурдлимпийские игры (Сурдлимпиада или Дефлимпиада).
Специальное олимпийское движение
Молодое движение олимпийских игр, для спортсменов, у которых наблюдаются проблемы с отклонениями в развитии интеллекта. Основное направление этого спорта — организация постоянных тренировок.
Цели — улучшение физического состояния, развитие дружеских отношений с окружающими, осознание своей необходимости в обществе.
История развития
Основательница движения, Юнис Кеннеди-Шрайвер, посвятила всю жизнь изучению способностей к спорту и физической культуре у людей различных возрастов с отклонениями в умственном развитии. Первоначально движение было создано как благотворительная организация в 1968 году. Тогда же были проведены первые специальные игры.
Цели
Достичь физического, умственного, социального и духовного совершенства, а также укрепить взаимоотношений в семье и обществе.
«Позволь мне победить, но если я победить не смогу, позволь мне проявить смелость в этой попытке» — с этих слов начинаются выступления спортсменов принимающих участие в специальных олимпиадах.
Признание МОК
Спустя 20 лет, в 1988 году, было подписано соглашение о признании МОСО (Международной организации Специальной олимпиады). В ее состав входит около 170 стран мира.
Адаптивный спорт в России
Организации, способствующие развитию адаптивного спорта в России:
- Общероссийская спортивная Федерация спорта глухих. Действует с 1999 года и объединяет 55 региональных отделений. Проводит спортивные соревнования в соответствии с правилами этого вида спорта по 22 дисциплинам.
- Сурдлимпийский комитет России. Специальное Олимпийское движение в России существует с 1990 года. После регистрации в 1999 году МинЮстом РФ получает официальное название — Общероссийская общественная благотворительная организация помощи инвалидам с умственной отсталостью. Более 60 региональных отделений входят в состав этой организации.
- Общероссийская спортивная федерация спорта слепых. Образовалась в 1989 году. Как самостоятельная организация зарегистрирована с 2002 года.
- Всероссийская федерация спорта лиц с интеллектуальными нарушениями. Федерация спорта ЛИН создана в 2012 году, действует в 40 регионах.
В целях оказания содействия в организации деятельности детско-юношеских спортивно-адаптивных школ и других физкультурно-спортивных учреждений и организаций, осуществляющих работу с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями в развитии, независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы разработаны рекомендации «Об учреждениях адаптивной физической культуры и адаптивного спорта (дополнение к Методическим рекомендациям по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации от 12.12.2006 N СК-02-10/3685)», согласовано письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 марта 2008 г. N ИК-343/06. Письмо Росспорта от 21 03 2008 N ЮА 02 07 912
Вывод
Развитие адаптивной физической культуры как средство физической, психической и социальной адаптации инвалидов, слияния с социумом — необходимость и требование современного мира. И нужно как можно больше вовлекать детей с ограниченными возможностями в интенсивные занятия адаптивной физической культурой и адаптивным спортом. Создавать условия для их успешного вхождения в общество.
Источник: rebenokvsporte.ru
Как адаптивная физкультура помогает в реабилитации детей с инвалидностью
Адаптивная физкультура (АФК) — это комплексная программа физической реабилитации для детей с особенностями развития. Ее цель — сформировать и развить у ребенка двигательные навыки. Специалисты столичных реабилитационных центров рассказывают, как проходят занятия и почему они необходимы для детей с инвалидностью.
В Реабилитационном центре для инвалидов с использованием методов физической культуры и спорта (РЦИМФКиС) есть целое отделение адаптивной физкультуры. После того, как человек освоил программу по формированию двигательных навыков, тренер-преподаватель начинает знакомить его с основами адаптивного спорта. Направлений в центре много: настольный теннис, стрельба из лука для людей с проблемами опорно-двигательного аппарата, волейбол, большой теннис, бадминтон для москвичей с нарушениями слуха. С декабря 2021 года открыто новое направление — спортивные танцы на колясках.
«Программа АФК составляется индивидуально для каждого человека в зависимости от его особенностей здоровья, возраста и физических возможностей. Для детей с нарушением здоровья очень важна двигательная активность. Вспомните, как развивается ребенок: сначала он учится управлять своим телом (удерживать позу, сидеть, ползать, ходить). Потом осваивает пространство вокруг себя и лишь затем учится взаимодействовать с социумом. Мы помогаем детям сформировать базовые, необходимые движения, которые в свою очередь служат основой для развития сложнокоординированных навыков и мелкой моторики», — говорит Ксения Баранова, врач по лечебной физкультуре и спортивной медицине РЦИМФКиС.
Елена, ребенок которой уже давно ходит в РЦИМФКиС, рассказывает: «Мой сын занимается в центре с удовольствием. Он играет в настольный теннис. Уже участвовал в соревнованиях! Это не только море эмоций, но и первые грамоты и кубки. Это возможность жить жизнью обычного ребенка.
В спортивном зале Артем понимает, что его возможности не ограничены. Они безграничны!»
В Научно-практическом центре медико-социальной реабилитации инвалидов имени Л. И. Швецовой используют более 100 инновационных методик для реабилитации детей и взрослых с инвалидностью. В рамках работы центра проходят занятия по адаптивной физической культуре. Все программы составляются отдельно для каждого подопечного.
«Для детей с ДЦП очень важно присутствие мамы рядом во время выполнения комплекса упражнений, поэтому родители обязательно принимают активное участие в процессе. Для занятий с такими ребятами я часто использую позы из курса йогатерапии, стретчинга», — говорит Климент Комаров, инструктор по адаптивной физической культуре Центра имени Л. И. Швецовой.
Для детей с синдромом Дауна занятия проходят в игровой форме. Инструктор включает в игру базовые упражнения на ориентирование в пространстве. А также многосуставные упрощенные упражнения, активизирующие одновременно мышцы ног, корпуса, спины, рук.
В случае с подопечными с расстройством аутистического спектра (РАС) адаптивная физкультура направлена на осмысленное взаимодействие детей с окружающим миром. Важно обучить ребенка бытовым навыкам, развить крупную и мелкую моторику, базовые предметные действия.
«Почти на всех занятиях (с учетом противопоказаний) в Центре Швецовой я использую иппотренажер — он имитирует езду верхом на лошади. Дети воспринимают его как развлечение, а с точки зрения реабилитации он очень полезен для профилактики нарушений осанки, развития координации движений и тренировки вестибулярного аппарата, формирования мышечного корсета вокруг позвоночника», — делится Климент Комаров.
Для активных молодых людей с инвалидностью в Центре Швецовой проходят занятия по настольным адаптивным спортивным играм: новусу, нок-хоккею, паллет петанжу, кульбутто, джакколо, боулину, дартсу.
Среди адаптивных игровых видов спорта особое место занимают тренировки по бочча — это игра на точность с небольшими набивными мячами. Она очень популярна среди людей, передвигающихся на инвалидных колясках.
«Бочча доступна людям даже с серьезными физическими нарушениями. Это паралимпийский вид спорта и в то же время прекрасное мероприятие для активного совместного досуга новичков», — рассказывает Зинаида Емлина, заслуженный мастер спорта, тренер по бочча.
Зинаида сама проходила реабилитацию в центре.
«Этот вид спорта имеет реабилитационное, интеграционное, социальное, досуговое значение. Людям с инвалидностью адаптивный спорт может открыть мир, как это произошло со мной», — делится тренер.
Помощь рядом
В системе столичного Департамента труда и соцзащиты работают 8 реабилитационно-образовательных учреждений, 10 реабилитационных центров и 94 отделения реабилитации территориальных центров социального обслуживания.
Каждый год дети и взрослые с инвалидностью получают в Москве более 36 тысяч курсов комплексной реабилитации. Услуги подбираются индивидуально для каждого человека в соответствии с рекомендациями индивидуальной программы реабилитации или абилитации (ИПРА).
- Реабилитационный центр для инвалидов с использованием методов физической культуры и спорта в Зеленограде открыт для москвичей с разными формами инвалидности, в том числе с ментальными нарушениями.
Записаться на первичный прием можно по телефону: 8 (499) 734-00-84. - Чтобы получить бесплатный курс реабилитации в Научно-практическом центре медико-социальной реабилитации инвалидов имени Л. И. Швецовой, необходимо обратиться в территориальный центр социального обслуживания по месту жительства.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Источник: dszn.ru