Индивидуальная программа адаптации и развития молодого учителя
В современных условиях реформирования национальной системы
образования особое значение приобретает тот факт, что вновь принятый
педагог должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для
него условиях практической деятельности. Сегодня система наставничества
вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная
необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного
профессионала, который способен предложить практическую и
теоретическую помощь на рабочем месте.
Цель: повышение уровня методической, научно-теоретической, психолого-
педагогической компетентности, развитие современного диалектического
стиля педагогического мышления учителя, таких его черт, как
системность, комплексность, конкретность, формирование у учителя
толерантности, чувства меры, гибкости, мобильности и т.д.
Для достижения цели с учетом выявленных проблем определяем
Адаптация молодого психолога в школе
Создать условия для профессиональной адаптации педагога в
Выявить затруднения в профессиональной практике и принять меры по
их предупреждению в дальнейшей работе.
Включить учителя в самообразовательную и исследовательскую
Способствовать формированию творческой индивидуальности
Развивать профессиональное мышление и готовность к
Направления работы с вновь принятым педагогом:
Наставничество как основная форма индивидуальной работы по
Консультирование по основам профессиональных знаний.
Мотивация к самообразованию.
Для решения поставленных задач и направлений работы с вновь
принятым педагогом использовались следующие формы работы:
беседы; собеседования; встречи с опытными учителями; открытые
уроки, внеклассные мероприятия; тематические педсоветы, семинары;
методические консультации; посещение уроков; взаимопосещение
уроков; анкетирование, тестирование; участие в разных мероприятиях,
выступление на заседании МО по теме самообразования.
Профессиональное (Изучить новые программы и учебники, уяснить их
особенности и требования, знакомиться с новыми педагогическими
технологиями, повышать квалификацию на курсах для учителей)
Психолого-педагогические (Совершенствовать свои знания в области
классической и современной психологии и педагогики)
Методические (Совершенствовать знания современного содержания
образования учащихся ,знакомиться с новыми формами, методами и
приёмами обучения, организовать работу с одарёнными детьми и
принимать участие на научно-практических конференциях, конкурсах
творческих работ, олимпиадах, изучать опыт работы лучших учителей,
посещать уроки коллег, проводить самоанализ профессиональной
деятельности, создать собственную базу лучших сценариев уроков)
Раздел II Работа с вновь принятым педагогом 2016 – 2017 г.
Посещение уроков учителя с целью
Адаптация молодых педагогов. Как выстроить эффективную систему работы в школе.
оказания методической помощи в
подготовке к уроку, обучение
Составление графика посещений
уроков коллег, контроль за его
Выступление на МО по теме
Семинар-практикум «Помощь в
подготовке и проведении открытого
урока и внеклассного мероприятия».
Отчет учителя-наставника о работе с
Данная программа даёт возможность:
дифференцированно и целенаправленно планировать методическую
работу на основе выявленных потенциальных возможностей вновь
повышать профессиональный уровень с учетом её потребностей,
развивать творческий потенциал педагога, мотивировать её к участию
в инновационной деятельности; проследить динамику развития
профессиональной деятельности педагога;
Источник: zhurnalpedagog.ru
Программа «Адаптация и развитие молодого (начинающего) учителя (педагога)»
методическая разработка на тему
На сегодняшний день вопрос о привлечении в школу молодых специалистов стоит особенно остро, и затрагивается на различных уровнях. Несмотря на то, что эта тема поднимается чиновниками и директорами школ, методистами образовательных учреждений, по-прежнему существует проблема не только привлечения в школу грамотных молодых специалистов, но, что самое важное, создания условий для длительного педагогической деятельности в образовательной организации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Директор школы ______________Т.Г. Суворова
«_______» _________________ 2015г.
«Адаптация и развитие
Современная школа, согласно концепции модернизации российского образования, должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Школа сегодня призвана создать условия для развития и саморазвития личности ученика. Это по силам лишь тем педагогам, которые способны не только передавать знания учащимся, но и содействовать развитию и саморазвитию интеллектуальной, духовной, нравственной сфер личности.
На сегодняшний день вопрос о привлечении в школу молодых специалистов стоит особенно остро, и затрагивается на различных уровнях. Несмотря на то, что эта тема поднимается чиновниками и директорами школ, методистами образовательных учреждений, по-прежнему существует проблема не только привлечения в школу грамотных молодых специалистов, но, что самое важное, создания условий для длительного педагогической деятельности в образовательной организации.
Согласно статистике, из выпускников педагогических вузов только половина идет работать в школы, к тому же очень часто среди них те, кто не нашел себе более высокооплачиваемой работы. Но еще печальней тот факт, что из этих молодых специалистов почти половина уходит из системы образования по прошествии небольшого времени. Актуальна проблема не только для типовой школы, но и для лицеев, гимназий, колледжей, где ситуация, казалось бы, должна выглядеть иначе.
Молодой учитель, начинающий свою педагогическую деятельность в школе, нередко теряется. Знаний, полученных в вузе, достаточно (чаще теоретические знания преобладают над практическими), но школьная практика показывает, что молодым учителям не хватает педагогического опыта. Анализ школьной действительности и социально-педагогических исследований показывает, что даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого учителя (педагога) может протекать длительно и сложно. Зачастую возникающие у молодого специалиста трудности связаны со слабой методической подготовкой, отсутствием возможностей организации своей педагогической деятельности, недостаточным владением приемами и методами обучения. Готовясь к уроку, молодой педагог не может выделить приоритетные цели и задачи, что приводит к низкой эффективности обучения.
Следующая проблема, с которой сталкивается большая часть молодых педагогов, — адаптационно-коммуникативная. Она связана с тем, что молодой специалист попадает в незнакомую для него учительскую среду — педагогический коллектив. От коммуникабельности на первых порах зависят не только общий успех работы учителя, но и уровни самооценки и притязаний.
Возникают и определенные проблемы во взаимоотношениях с учениками. Особое место занимает проблема взаимоотношений со «сложными», так называемыми проблемными учениками. Для работы с ними у молодого педагога не хватает педагогического опыта.
Профессиональная некомпетентность молодых учителей связана и с тем, что они плохо контролируют и порой неверно строят свою речь. Неумение разъяснить учебный материал молодой учитель воспринимает как собственную профессиональную непригодность и зачастую делает неверный вывод о правильности выбора своей профессии.
Общим для всех начинающих учителей является то, что они хорошо представляют цели, задачи школы и свое социальное назначение в ней, имеют достаточно высокий уровень общеобразовательной подготовки. Однако специфические особенности учительского труда и профессиональные возможности каждого учителя, отсутствие опыта, разрыв между знаниями и умениями приводят к разнообразным трудностям в период адаптации.
Как следствие происходит не всегда оправданный отток молодых учителей, не нашедших себя в выбранной сфере деятельности.
Цель Программы: создание условий для формирования личности профессионально – адаптированного и компетентного учителя – практика.
- облегчить процесс адаптации молодого (начинающего) учителя (педагога) в коллективе, создав благоприятный психоэмоциональный фон;
- использовать эффективные формы для повышения уровня профессиональной компетентности и мастерства молодого (начинающего) учителя (педагога), обеспечивая информационное пространство для самостоятельного овладения умениями;
- дифференцированно и целенаправленно спланировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей и дефицитов молодого (начинающего) учителя (педагога);
- фиксировать динамику профессионального развития молодого (начинающего) учителя (педагога), и на основе этих данных производить коррекцию дальнейшей работы;
- определить приоритетные цели и задачи обучения, воспитания и развития для продуктивной организации дальнейшей деятельности молодого (начинающего) учителя (педагога), которые найдут свое отражение в индивидуальной траектории профессионального развития.
Этапы реализации Программы :
Источник: nsportal.ru
План деятельности педагога-наставника по сопровождению профессиональной адаптации молодого учителя
Цель:обеспечение эффективной профессиональной адаптации молодого учителя, оказание помощи молодому педагогу в освоении современных технологий и решении проблем в организации учебно-воспитательного процесса в классе для детей с ОВЗ.
— оказывать методическую помощь молодому педагогу в организации учебно–воспитательного процесса;
— изучить психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ и специальные методики их обучения;
— обучить молодого педагога применению дистанционных технологий в образовательном процессе;
— создать условия для развития профессиональных навыков молодого педагога, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения со школьниками и их родителями;
— способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности;
— формировать у молодого учителя потребность в непрерывном образовании.
План работы по оказанию помощи молодому учителю в профессиональном становлении
Содержание деятельности
Форма работы
Диагностика личностного потенциала и уровня профессиональной компетентности, профессиональных потребностей
Изучение обновления содержания учебных программ, УМК, нормативных документов ФГОС
Совместная разработка программ урочной и внеурочной деятельности.
Изучение нормативных документов по профессиональному стандарту педагога
Выступление на МО
Знакомство с планом образовательных событий ИМЦ, ТОИПКРО, РЦРО, ТГПУ, с перечнем конкурсов педагогического мастерства для молодых педагогов и наставников, конкурсов для обучающихся
Консультации, сетевое взаимодействие с профессиональными сообществами
Консультации, анализ уроков
Участие в конкурсах педагогического мастерства, в конференциях
Совместная разработка проектов
Курсы ПК, самообразование
Семинар «Интеграция предметов как способ формирования метапредметных результатов»
Организация и проведение семинара
Распространение своего педагогического опыта по сопровождению начинающего учителя
Выступления и публикации
Час общения «Воспитательный фактор урока»
Участие в работе школьной проблемно-творческой группы «Инклюзивное образование в условиях общеобразовательной школы»
Выступления на МО
Организация проектно-исследовательской деятельности начинающего учителя с обучающимися
Участие обучающихся в образовательных событиях
Круглый стол: «Новизна современного урока – ступень усвоения содержания материала через самостоятельную работу учеников»
Методические педагогические чтения «Нетрадиционные подходы в обучении»
Организация и проведение
Участие в Открытом Форуме проектов
Мастер-класс «Использование интерактивных технологий для организации эффективного учебного процесса»
Организация и проведение мастер-класса
Результаты профессиональной деятельности: достижения молодого педагога и его учащихся.
Мониторинг профессиональной компетентности молодого учителя. Анкетирование молодого учителя по самооценке своей деятельности
Подведение итогов наставнической деятельности
Источник: www.art-talant.org
Программа адаптации молодого специалиста
3. Цель: Содействие личностной и социально-педагогической адаптации молодого педагога. Задачи:
Цель: Содействие личностной и социальнопедагогической адаптации молодого педагога.
Задачи:
Предупредить наиболее
типичные ошибки,
противоречия и затруднения
в организации учебного
процесса
Способствовать
развитию эффективной
коммуникации
Включить в процесс
самообразования и
исследовательскую
деятельность
4. Особое значение для профессионального становления учителя имеет снижение риска профессиональной дезадаптации в первые годы
5. Нормативно-правовая база:
— Положение о наставничестве ОО;
— Приказ о создании рабочей
группы;
— Приказ о назначении педагога –
наставника;
— ………….
6.
• Проверяет усилия
подшефного, дает
рекомендации ,
советы;
• Посещение и анализ
уроков опытных
учителей (вместе с
подшефным);
• Учит составлению
рабочих программ и
поурочных планов;
• Обеспечивает включение в
работу пед. сообществ,
курсов;
• Консультирует по вопросам
составления рабочих
программ, знакомит с
положениями ЕОР ;
• Оказывает помощь в
проведении мониторинга
успешности.
Педагогнаставник
Педагогпсихолог
Руководитель
МО
Заместитель
директора
• Проведение
диагностик,
треннингов,
консультаций;
• Оказание
психологической
поддержки
• Знакомит с НПБ школы;
• Определяет его должностные
обязанности, рабочее место;
• Продумавает расписание;
• Помощь в написании отчетов;
• Организует профессиональную
коммуникацию
7. Предупредить наиболее типичные ошибки, противоречия и затруднения в организации учебного процесса
Организационные формы сопровождения молодого педагога
Диагностика уровня
сформированности
профессиональных компетенций и
профессиональных
притязаний
-анкетирование,
индивидуальные беседы с психологом, с
педагогом — наставником и заместителем
директора по УВР
-индивидуальные консультации педагога
— наставника
Фиксирование исходного уровня
профессиональной компетентности
Методическое сопровождение
молодого учителя
-практические занятия
-мастер — классы в рамках заседания МО
-индивидуальные консультации
педагога — наставника
-семинары
-взаимопосещение и посещение уроков и
внеклассных мероприятий
Владеет инструментарием программы
«Электронный журнал»; основами
проектирования рабочих программ по
предмету, внеурочной деятельности,
внеклассной работы; изучает
имеющееся методическое
сопровождение, грамотно его
использует.
8. Способствовать развитию эффективной коммуникации
Организационные формы сопровождения молодого педагога
Психологическое сопровождение
профессиональной деятельности
молодого учителя
беседа с педагогом — наставником;
психологический тренинг;
беседа с зам. директора по УВР;
совместная деятельность в рамках МО;
тренинги и мероприятия с участием
педагогов ОО;
семинары,
Является активным членом
педагогического коллектива,
пользуется уважением у коллег,
учеников, родителей, эмоционально
устойчив, положительно настроен на
успех в своей профессиональной
деятельности и дальнейшее развитие
9. Включить в процесс самообразования и исследовательскую деятельность
Организационные формы сопровождения молодого педагога
Сопровождение процесса
самообразования
изучение литературы, передового опыта,
перечень практических мероприятий по
оснащению развивающей предметно –
пространственной среды, пособий,
картотек, папок-передвижек и др. В
течение года делятся с коллегами на
консультациях, педагогических часах о
наиболее эффективных методах, удачных
формах работы.
Перспективный индивидуальный план
самообразования молодого
специалиста.
Портфель молодого педагога.
10. Оценка результатов реализации программы
Рефлексивная диагностика
результатов реализации
программы адаптации на основе
сбора контекстных данных.
Коррекция индивидуальной
траектории профессионального
роста и развития молодого
учителя
11.
В результате адаптации молодые педагоги:
— будут знать основные нормативные документы;
— приобретут опыт педагогической деятельности, через организацию
наставничества;
— приобретут навыки взаимодействия с коллегами, детьми,
родителями;
— получат навыки общения, разрешения конфликтных ситуаций,
создание детского коллектива;
— познакомятся и приобщатся к традициям школы.
Источник: ppt-online.org