Программа абитуриент что это
Рассматривается единая информационная среда университета. Приводится структура информационной среды вуза. Предлагаются спроектированные автоматизированные системы единой информационной среды университета «Абитуриент» и «Студент», реализованные в среде Qt SDK, с использованием MySQL 5.0.
Автоматизированные системы предоставляют достаточный функционал для решения таких задач, как: возможность занесения информации об абитуриентах и студентах в сетевую базу данных, возможность выборки данных по произвольным полям, возможность корректировки данных, автоматизированная подготовка экзаменационно-зачетных ведомостей по факультетам, автоматическая генерация списков студентов, подлежащих отчислению по результатам экзаменационно-зачетных мероприятий, автоматическая генерация списков студентов, получающих стипендию по результатам экзаменационно-зачетных мероприятий, хранение всей информации на защищенном сервере. Обеспечение надежного хранения информации, ориентированной на обеспечение удовлетворения потребностей всех участников образовательного процесса в получении личностно значимой или служебной информации, позволяет оперативно и взвешенно принимать управленческие решения, способствующие повышению качества образования. Решение всех этих задач позволяет повысить эффективность образовательного процесса и способствует формированию единой информационной среды вуза.
Кто такой абитуриент
единая информационная среда
качество образования
автоматизированная система
абитуриент
база данных
подсистема
кроссплатформенность
1. Гагарина Д.А., Хеннер Е.К. Структура высокоразвитой информационно-образовательной среды инновационного университета // Университетское управление: практика и анализ. – 2009. – № 3. – С. 69–73.
2. Гагарина Л.Г., Киселев Д.В., Федотова Е.Л. Разработка и эксплуатация автоматизированных информационных систем. – М.: Форум, Инфра-М, 2009.
3. Гольцман В.И. MySQL 5.0. – СПб.: Питер, 2010.
4. Матасов А.В., Сиротина М.А., Егорова О.Ю., Царева О.В. Интеграция автоматизированной информационной системы «Научные разработки» в корпоративную информационную среду вуза // Информационные ресурсы России. – 2009. – № 3. – С. 21–24.
5. Макс Шлее. Qt. Профессиональное программирование на C++. Наиболее полное руководство. – СПб.: БХВ-Петербург, 2006.
Деятельность современного вуза носит многопрофильный характер, а управление вузом на основе информационных технологий является сложной комплексной задачей, требующей решения организационных и технологических проблем с учетом экономической целесообразности. В связи с этим весьма актуальна разработка единой информационной среды вуза на базе взаимосвязанных систем или подсистем, так как эффективное управление вузом с использованием изолированных систем невозможно.
Можно выделить несколько проблемных областей, или контуров информатизации вуза, – административное управление и управленческий учет, финансы и планирование, управление учебным процессом, управление информационными ресурсами, собственно образовательный процесс, научные исследования. Как правило, интеграция объектов информатизации каждого контура выполняется на основе создания корпоративной информационной среды вуза, включающей в себя ряд консолидированных информационных систем.
Инструкция для регистрации абитуриентов в системе АБИТУРИЕНТ
Основной целью создания, внедрения и функционирования информационной среды университета является повышение эффективности образовательного процесса [1].
Единая информационная среда университета представляет собой совокупность следующих систем: «Образование и научная деятельность», «Финансы и бухгалтерия», «Кадровый учет», «Электронные ресурсы» (рис. 1) [4].
Рис. 1. Структура единой информационной среды вуза
В данной статье рассматриваются системы «Абитуриент» и «Студент» как части структурной единицы единой образовательной среды «Образование и научная деятельность».
Обеспечение надежного управления всем объемом разнородных данных, которые порождаются, хранятся и используются для организации успешного образовательного процесса, является на сегодняшний день крайне актуальной задачей.
Эффективная организация приема абитуриентов является исключительно важной и ответственной задачей для любого университета, невозможной без использования средств информационных технологий.
Не менее важной задачей является обеспечение надежного хранения информации о студентах, ориентированной на обеспечение удовлетворения потребностей всех участников образовательного процесса в получении личностно значимой или служебной информации, позволяющей оперативно и взвешенно принимать управленческие решения, способствующие повышению качества образования.
При разработке автоматизированных систем «Абитуриент» и «Студент» были поставлены следующие задачи:
– обеспечить возможность занесения информации об абитуриентах и их результатах ЕГЭ во время работы приемной комиссии в сетевую базу данных «Абитуриент»;
– обеспечить корректировку информации об абитуриентах во время работы приемной комиссии в сетевой базе данных «Абитуриент»;
– обеспечить возможность выборки записей по произвольным полям сетевой базы данных «Абитуриент»;
– обеспечить возможность занесения информации о студентах в сетевую базу данных «Студент»;
– обеспечить корректировку информации о студентах в сетевой базе данных «Студент»;
– обеспечить возможность выборки записей по произвольным полям сетевой базы данных «Студентов»;
– обеспечить разграничение доступа к базе данных «Студент»:
- в деканатах – просмотр, выборка данных студентов соответствующего факультета;
- студенческий сектор отдела кадров – полный доступ;
- автоматизированная подготовка экзаменационно-зачетных ведомостей по факультетам;
- автоматическая генерация сводной ведомости по результатам экзаменационно-зачетных мероприятий;
- автоматическая генерация списков студентов, подлежащих отчислению по результатам экзаменационно-зачетных мероприятий;
- автоматическая генерация списков студентов, получающих стипендию по результатам экзаменационно-зачетных мероприятий;
- хранение всей информации на защищенном сервере;
- ограничение возможности доступа к базам данных «Абитуриент» и «Студент».
Особым требованием является возможность сетевого доступа к базам данных «Абитуриент» и «Студент», а также кроссплатформенность разрабатываемых подсистем.
Информационные потоки в системе «Студент» приведены на рис. 2, в системе «Абитуриент» – на рис. 3.
Для обеспечения особых требований к подсистемам, а именно, возможности сетевого доступа к базам данных и кроссплатформенности готового приложения необходимо использовать технологию «клиент-сервер» и кроссплатформенное средство проектирования.
Для решения поставленной задачи использовались следующие программные средства:
Рис. 2. Диаграмма потоков данных для подсистемы «Студент»
Рис. 3. Диаграмма потоков данных для подсистемы «Абитуриент»
Выбор указанных средств разработки позволил создать полностью кроссплатформенное приложение (как серверную, так и клиентскую часть).
На основании анализа предметной области, а также функциональной спецификации (диаграмм потоков данных, диаграмм структур данных, диаграмм сущность-связь, структурных схем, функциональных схем) [2], выбора программных и аппаратных средств разработки были реализованы системы для учета данных студентов и абитуриентов вуза.
Рабочее окно автоматизированной системы «Абитуриент» приведено на рис. 4.
Разработанные автоматизированные системы обеспечивают выполнение следующих функций:
1. Занесение информации об абитуриентах и их результатах ЕГЭ во время работы приемной комиссии в сетевую базу данных «Абитуриент».
2. Корректировка информации об абитуриентах во время работы приемной комиссии в сетевой базе данных «Абитуриент».
Рис. 4. Рабочее окно автоматизированной системы «Абитуриент»
3. Выборка записей по произвольным полям сетевой базы данных «Абитуриент».
4. Занесение информации о студентах в сетевую базу данных «Студент».
5. Корректировка информации о студентах в сетевой базе данных «Студент».
6. Выборка записей по произвольным полям сетевой базы данных «Студентов».
7. Разграничение доступа к базе данных «Студент»:
7.1. В деканатах – просмотр, выборка данных студентов соответствующего факультета;
7.2. Студенческий сектор отдела кадров – полный доступ.
Разграничение доступа происходит на этапе ввода логина/пароля. Пары логин/пароль хранятся на сервере.
8. Автоматизированная подготовка экзаменационно-зачетных ведомостей по факультетам (рис. 5).
Рис. 5. Окно экзаменационно-зачетных ведомостей по факультетам
9. Автоматическая генерация сводной ведомости по результатам экзаменационно-зачетных мероприятий.
10. Генерация списков студентов, подлежащих отчислению по результатам экзаменационно-зачетных мероприятий.
11. Генерация списков студентов, получающих стипендию по результатам экзаменационно-зачетных мероприятий.
В целом принципы взаимодействия пользователя с разработанными автоматизированными системами аналогичны принципам взаимодействия со стандартными офисными программами, что обеспечивает быстрое обучение работе с подсистемами и не требует от оператора специальных знаний и навыков.
Достоинством разработанных систем является кроссплатформенность, сетевая реализация и использование свободных от лицензирования средств разработки и компонентов программного обеспечения.
Источник: fundamental-research.ru
XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2022
Роль информационных технологий в современных условиях постоянно возрастает. Деятельность, как отдельных людей, так и целых организаций все в большей степени зависит от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Современное материальное производство и другие сферы деятельности все больше нуждаются в информационном обслуживании, переработке огромного количества информации. Информатизация на основе внедрения компьютерных и телекоммуникационных технологий является реакцией общества на потребность в существенном увеличении производительности труда в информационном секторе общественного производства, где сосредоточено более половины трудоспособного населения.
Проблема информационных технологий не обошла стороной многие учебные заведения. Приемной комиссии приходится решать широкий круг задач. Работа приемной комиссии является одной из важнейших составляющих деятельности учебной части каждого учебного заведения.
К сожалению, до сих пор задачи приемной комиссии в большинстве учебных заведений выполняются вручную. Все это очень усложняет обработку данных и многократно увеличивает вероятность ошибок. Автоматическое формирование списков и ведомостей не только сокращает время обработки огромного количества информации, но и уменьшает вероятность ошибок. Именно поэтому так важен переход приемной комиссии к электронным системам учета.
Исходя из всего вышесказанного, следует вывод, что выбранная тема курсовой работы является актуальной.
Объектом исследования является приемная комиссия учебного заведения, а предметом исследования является деятельность приемной комиссии учебного заведения.
Целью данной курсовой работы является разработка информационной системы «Абитуриент», предназначенная для автоматизации деятельности приемной комиссии учебного заведения.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
выполнить обзор и анализ исследуемой предметной области;
выполнить инфологическое моделирование базы данных;
выполнить проектирование логической модели базы данных информационной системы;
выполнить проектирование физической модели базы данных.
В данной работе необходимо выполнить проектирования базы данных, которая предназначена для хранения, поиска и обработки информации о вступительных испытаниях в вуз.
Итак, некоторые абитуриенты могут подавать сразу на несколько специальностей, поэтому каждый абитуриент имеет свой уникальный код, таким образом, абитуриента следует охарактеризовать следующим образом: код абитуриента, фамилия, имя, отчество, индивидуальные достижения.
Вступительные испытания следует охарактеризовать следующим образом: код вступительного испытания, наименование вступительного испытания.
Проанализировав структуру вуза (на примере НИУ «БелГУ»), следует вывод, что ВУЗ делится на подразделения, то есть на различные институты, факультеты, филиалы и колледжи. Поэтому подразделения следует охарактеризовать следующим образом: код института/факультета/колледжа, его наименование [1].
Места проведения вступительных испытаний охарактеризованы следующим образом: код места проведения вступительного испытания, номер аудитории.
Направление подготовки/специальность может быть одно и то же в разных филиалах, поэтому оно охарактеризовано следующим образом: код направления подготовки/специальности, его наименование, код института/факультета/колледжа.
Так как вступительные испытания могут проводиться в одно и то же время, расписание вступительных испытаний следует охарактеризовать следующим образом:
— код расписания вступительного испытания;
— дата, время экзамена;
— код направления подготовки/специальности;
— код вступительных испытаний;
— код места проведения вступительных испытаний;
— код учебного года.
Форма обучения охарактеризована: код формы обучения, ее наименование.
Учебный год охарактеризован следующим образом: код учебного года, начало и конец учебного года, текущий год.
ВУЗ имеет несколько уровней подготовки, поэтому каждый уровень подготовки имеет уникальный код.
Результат охарактеризован следующим образом:
— код уровня подготовки;
— код направления подготовки/специальности;
— код формы обучения;
— код расписания вступительных испытаний.
С данной системой должны работать следующие пользователи: сотрудники вуза, абитуриенты.
При работе с системой сотрудники и абитуриенты должны иметь возможность решать следующие задачи: узнать место проведения экзамена; узнать дату и время проведения экзамена; ознакомиться с результатами.
Сотрудники вуза должны иметь возможность вносить какие-либо изменения в информационную систему, а именно, добавлять, изменять и удалять записи в некоторых таблицах базы данных.
Выполненный обзор и анализ предметной области позволяет перейти к проектированию и разработке базы данных информационной системы, а именно к инфологическому, логическому и физическому моделированию БД.
Инфологическая модель (концептуальная модель) – модель предметной области, предназначенная для представления семантики предметной области на самом высоком уровне абстракции. Это означает, что устранена или минимизирована необходимость использовать понятия «низкого уровня», связанные со спецификой физического представления и хранения данных.
Цель инфологического моделирования – это обеспечение наиболее естественных способов сбора или представления той информации, что предполагается хранить непосредственно в создаваемой БД [2].
Для разработки модели необходимо выделить сущности. Исходя из обзора и анализа предметной области, следует выделить следующие сущности:
Места проведения вступительных испытаний;
Расписание вступительных испытаний;
Инфологическая модель базы данных представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Инфологическая модель базы данных
Также в ходе инфологического моделирования БД были определены связи, описанные ниже, между выделенными сущностями.
Институт/факультет/колледж имеет из направления подготовки/специальности, поэтому между сущностями «Институт/Факультет/Колледж» и «Направления подготовки/Специальность» определена связь «один-ко-многим».
Были установлены связи для сущности «Расписание вступительных испытаний»:
расписание вступительных испытаний включает направление подготовки/специальность (связь «один-ко-многим»);
расписание вступительных испытаний включает учебный год (связь «один-ко-многим»);
вступительные испытания имеют расписание вступительных испытаний (связь «один-ко-многим»);
расписание вступительных испытаний включает места проведения вступительных испытаний (связь «один-ко-многим»).
Также были установлены связи для сущности «Результат»:
абитуриент имеет результат (связь «один-ко-многим»);
результат включает направление подготовки/специальность (связь «один-ко-многим»);
результат включает расписание вступительных испытаний (связь «один-ко-многим»);
результат включает уровень подготовки (связь «один-ко-многим»);
результат включает форму обучения (связь «один-ко-многим»).
Исходя из описания исследуемой предметной области, были выделены необходимые сущности, а также определены связи между ними, таким образом, было выполнено инфологическое моделирование базы данных разрабатываемой информационной системы, что позволяет перейти к логическому моделированию БД.
Логическая модель данных является визуальным графическим представлением структур данных, их атрибутов и связей. Логическая модель представляет данные таким образом, чтобы они легко воспринимались бизнес-пользователями. Проектирование логической модели должно быть свободно от требований платформы и языка реализации или способа дальнейшего использования данных [2].
Для логического моделирования БД необходимо выделить атрибуты сущностей для характеристики того или иного экземпляра, а также среди этих атрибутов выделить первичные ключи для идентификации экземпляров и внешние ключи для обеспечения однозначной логической связи между сущностями. Логическая модель базы данных представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 – Логическая модель базы данных
В ходе логического моделирования БД были выделены атрибуты сущностей, представленные в таблице 1.
Таблица 1 – Атрибуты сущностей
Источник: scienceforum.ru
Абитуриент
Абитуриент База данных (только Access 97 (mde)) для автоматизации учета данных абитуриентов в приемных комиссиях. В БД ведётся учет по абитуриентам: паспортные данные и проч, различные графики, диаграммы.
Версии
x32/x64 (0.75 МБ)
Нет официального представителя разработчика на сайте
Стать представителем
Рейтинг
Нажмите, для быстрой оценки
Оставить отзыв
Отзывы
Похожие приложения
Alcohol 120%
Версия: 2.1.1.61
Версия: 8.91.0.4 (84.95 МБ)
Версия: 4.0 Buil (10.46 МБ)
Источник: freesoft.ru
Электронная очередь абитуриентов
Хочу рассказать об одной интересной задаче, которая возникла передо мной и моим коллегой в университете. Хоть сейчас и лето, но жизнь там не угасает ни на минуту. Все суетятся, обрабатывают документы, подсчитывают абитуриентов, если все обобщать – сезон поступления в ВУЗы.
Учусь я на техническом факультете университета, причем, учусь неплохо, поэтому нам предложили написание электронной очереди для поступления абитуриентов. Не долго думая, я и мой коллега (и по группе и по работе) согласились. Причиной не желания воспользоваться уже какими-то готовыми продуктами для университета стала заоблачная цена данных разработок, которая составляла порядка 300т.р. Может и не много, но для нашего города цена высокая, наверное, поэтому и решили привлечь студентов своего университета, ко всему прочему это ещё и неплохой опыт работы в данной отрасли.
Отступление — как было раньше
В прошлом году было все ужасно: абитуриент приходит с родителями, спрашивает, кто последний в очередь на подачу документов, и ждет своего часа (да, именно часа, ведь порой приходилось просиживать часы). Затем выходил освободившийся секретарь в коридор и громким голосом спрашивал, кто следующий на такую-то специальность. После того, как абитуриент подал документы на одну специальность, он встает в другую очередь, для того, чтобы подать документы ещё на одну специальность. В этом году все должно было измениться…
Задача
Перед нами поставили задачу «Разработать такую систему, которая бы позволяла абитуриенту не волноваться, куда он стоит и не стоять в несколько очередей, если он поступает на несколько специальностей».
Предоставили следующую информацию:
«Приемная комиссия находится в трех аудиториях. Всего 28 столов и 28 секретарей, по 10 секретарей в двух аудиториях и 8 в третей. За каждым секретарем закреплена своя специальность. Пока поток абитуриентов небольшой, секретарь принимает документы только по своей специальности. Когда поток абитуриентов становится большим, чтобы секретари не сидели без дела, они начинаю принимать документы других специальностей своего факультета».
Получается, что у нас всего 28 очередей. Например, в Сбербанке, для того чтобы встать в две очереди необходимо взять два билета, и существует вероятность, что пока обслуживаешься в одной очереди, тебя могут вызвать в другую. Мы посчитали это не приемлемо для нашего случая и создали возможность стоять одновременно в нескольких очередях.
Мозговой штурм
- Очередь должна быть одна для одного человека
- Абитуриенту нужно было бы просто сидеть и ждать, когда его вызовут
- Секретари, обрабатывающие заявки, должны быть обеспечены удобной системой «получения» абитуриента для обслуживания
- Должен быть удобный способ отображения очереди абитуриентов
- Реализовать возможность закрепления за столом приоритетных и не приоритетных специальностей
- Программа для вывода информации на большой экран (с помощью проектора) в том месте, где будут ожидать абитуриенты
- Программа для секретарей, позволяющая принимать абитуриентов
- Программа для человека, который будет сидеть на входе и регистрировать абитуриентов в систему
- Программа для администратора, который бы смог конфигурировать параметры столов и отслеживать очереди абитуриентов.
Программа «Дисплей» — вывод очереди
Интерфейс программы отображения очереди было решено сделать следующим: отображаются 15 последних сообщений о том, какому абитуриенту, в какую аудиторию и за какой стол идти.
Программа «Следующий» — удобный инструмент секретарей
Интерфейс для программы секретарей нас попросили сделать максимально простым, и чтобы там нельзя было сделать чего-то лишнего. Сначала мы хотели сделать программу с одной кнопкой «Следующий», но потом выяснилось, что абитуриент кроме как прийти, может ещё и не прийти. Так что в интерфейс добавилась еще одна кнопка и окошко с информацией, в котором отображаются специальности, на которые собственно и идет абитуриент. Зеленым цветом выделяются те специальности, по которым абитуриент уже оформился. После нажатия на кнопку, интерфейс программы блокируется на определенное время, для того чтобы избежать случайных нажатий.
Программа регистрации абитуриента
Программа для регистрации абитуриентов в системе была реализована тоже исходя из простоты. Нам сказали, что максимум абитуриент может подать заявку на 5 различных специальностей. Ну 5 так 5, сказали мы себе и сделали следующий интерфейс.
Программа «Панель управления»
Программу для администратора не нужно было оборудовать сильно удобными интерфейсами, поэтому её сделали исходя из расчета (один раз настроил и все). Например, нам сказали сделать так, чтобы можно было в случае сильного наплыва абитуриентов (а в некоторые дни количество обслуживаемых человек могло достигать 200-300 человек) можно было настроить столы так, чтобы каждый стол мог принимать всех абитуриентов. Сказано – сделано. Появилась возможность за каждым столом закреплять основные специальности и ещё в дополнение к ним, побочные. Из очереди побочных специальностей абитуриенты бы брались только в том случае, если бы в основной очереди никого не было бы.
- Добавление новых специальностей
- Добавление новых столов
- Прикрепление к столам приоритетных и неприоритетных специальностей
- Просмотр статистики: Сколько абитуриентов стоят в очереди и на какие специальности; какой абитуриент куда сейчас стоит
- Определение примерного времени ожидания абитуриента в очереди
Логика системы – Идеал VS Реальность
Внутри университета сразу после входа сидит секретарь, который регистрирует абитуриентов. Он узнает у абитуриента специальности, на которые тот хочет пойти, вводит их в своей программе и выдает индивидуальный номер абитуриенту. Абитуриент с данным номером проходит в зал ожидания, где периодически смотрит на большой экран, отображающий движение очереди.
Появление новой записи на экране сопровождается звуковым сигналом и абитуриент не пропустит свою очередь, если только куда-нибудь не отойдет. После появления информации о своем номере, аудитории и столе, куда нужно пройти, абитуриент идет в указанное программой место. Там его уже ожидает секретарь для оформления. После оформления абитуриент либо возвращается в зал ожидания (если у него есть ещё специальности, по которым нужно оформиться) либо счастливый уходит домой.
Так происходит, если рассматривать идеальный случай: система работает идеально, а абитуриент – это идеальный абитуриент, который за всем внимательно следит и никуда не опаздывает.
В реальности же случаи бывают разные. Абитуриент может пропустить запись на мониторе, отойти за водой или попросту уехать по своим делам. В этом случае нельзя давать секретарю долго просиживать ценное время, ибо помимо ушедшего абитуриента есть те, кто хочет побыстрее оформиться.
В системе мы даем одну минуту на ожидание абитуриента секретарем (секретарь может на свое усмотрение подождать и больше, но одну минуту он не может ни завершить вызов абитуриента, ни вызвать следующего, ни даже закрыть программу), затем секретарь может нажать на кнопку «Опоздал», и исключить опоздавшего абитуриента на 2 минуты из очереди. То есть опоздавший абитуриент исключается из очереди на 2 минуты, затем программа сама возвращает его в очередь, причем не последним, а тем же самым номером, который ему выдали (ведь если ставить в конец, абитуриент может так до конца дня прождать). Но бесконечно абитуриента тоже возвращать не выгодно, к тому же, если попадутся 3-4 таких абитуриента, то они могут попросту парализовать очередь, поэтому если абитуриент не пришел в третий раз, мы выкидываем его из очереди на полчаса (на случай, если он отъехал по делам). Через полчаса мы возвращаем его в очередь и если он опять 3 раза опоздает, исключение из очереди будет полностью.
Логика программ
Программа «Дисплей» для отображения очереди абитуриентов
- Если человек опоздал, он отмечается красным цветом. В случае, если запись с информацией об опоздании ещё не ушла с экрана, а человек уже вернулся в очередь и появилась новая запись с ним, то все записи о его опозданиях стираются. Они лишь могут ввести абитуриента в заблуждение
- Если человек полностью оформился, и секретарь нажал кнопку «Оформление окончено», а запись о абитуриенте ещё находится на экране, то она удаляется. То есть все абитуриенты с полностью оформленными документами убираются с экрана. Сделано ввиду освобождения полезного места для новых абитуриентов
Программа секретаря
Программа висит на рабочем столе у секретарей. Для вызова абитуриента необходимо нажать на кнопку «Следующий». Если в очереди кто-то есть, то программа выведет номер абитуриента, его специальности и добавит абитуриента в таблицу, из которой выводится информация в зале ожидания. Тут следует заметить одну важную вещь.
Если абитуриент стоит на несколько специальностей, то программа дополнительно блокирует его, чтобы его не смог в тоже самое время вызвать ещё один стол, иначе смысл данной системы терялся бы. Если абитуриент пришел, то секретарь оформляет его и после всего оформления нажимает кнопку «Оформление окончено», если же секретарь не дождался абитуриента, то он нажимает кнопку «Опоздал» и вызывает следующего абитуриента.
- После нажатия кнопки «Следующий» в течении 1-й минуты блокируются все элементы программы. Во-первых, чтобы предотвратить двойное нажатие кнопок, а во-вторых, чтобы предотвратить случайное закрытие программы
- Во время оформления абитуриента программу нельзя закрыть или вызвать меню, можно только нажать либо кнопку «Опоздал», либо «Оформление окончено»
- Если в очереди никого не было, программа выводит сообщение об этом и начинает мониторить базу на появление кого-то в очереди. Как только в очереди кто-то появится, то программа известит об этом сообщением и появлением зеленой полоски для визуального оповещения. Сделано для того, чтобы не приходилось секретарям тыкать на кнопку «Следующий» для проверки, появился кто в очереди или нет
- При нажатии на любую кнопку за этим следует обязательная блокировка на 10 секунд для избегания двойных или случайных нажатий
- У каждого стола есть Логин и Пароль
Программа регистрации абитуриента
Пожалуй, самая простая программа в системе. Секретарь выбирает от 1-й до 5-ти специальностей, нажимает кнопку «Зарегистрировать», в программе появляется уникальный номер зарегистрированного абитуриента, секретарь выдает номерок абитуриенту. Здесь так же реализована защита от случайных нажатий в виде 5-ти секундного ожидания после каждой регистрации.
Программа администрирования
Данная программа не участвует в процессе очереди, а участвует в администрировании системы.
Проблемы, которые могли возникнуть
- Одной из основных проблем могло стать зависание или отключение компьютера секретаря во время оформления абитуриента. Ведь программа бы не успела дать базе данных знать о том, что абитуриент оформлен, и он бы не вернулся в очередь. Для этого в программу администрирования была вынесена возможность редактировать поле флага занятости абитуриента. Так как такие случаи редки (ни разу не возникли в ходе работы программы), то подправить администратором одно поле у одного абитуриента не составит труда
- Отключение сервера. Это вообще из рук вон выходящее событие. Однако даже это не так страшно могло оказаться. А данном случае при вырубании сервера теряется лишь связь с базой данных, программы же продолжают функционировать нормально. Главное в этом случае организационный момент – предупредить секретарей какое-то время вообще не нажимать в программе ничего, чтобы целостная ситуация системы осталась неизменной. После включения сервера программы бы опять связались с базой и продолжили работать с того места, на котором закончили
- Форс-мажор в виде наводнений, землетрясений и прочего. Предусматривать такие ситуации было не рационально в нашем случае, поэтому мы решили закрыть на это глаза =)
Проблема, которая возникла
Да, проблема в ходе работы программы была только одна. Если бы во время появления в очереди нового абитуриента в течение примерно 0,1 секунды кнопку «Следующий» нажали два секретаря, относившиеся оба к одной специальности, то данный абитуриент появился бы дважды на экране с очередью и ушел бы к обоим секретарям.
У нас случилось так, что нажали три секретаря =) Проблему быстро решили, однако программу нужно было исправлять. Не долго думая, при нажатии кнопки «Следующий», вместо того, чтобы сначала выбрать абитуриента, а потом поставить галочку занятости, мы решили ввести хеш. Сначала абитуриенту присваивался хеш, потом он выбирался, и уже потом хеш затирался, и одновременно ставилась галочка занятости. При выборке, естественно, учитывалось – есть хеш или нет. После тестирования и проверки выяснилось, что программа больше данной баге не подвержена.
Результаты работы
- Было обслужено около 3500 абитуриентов
- В самый посещаемый день было свыше 250 абитуриентов
- С программой каждый абитуриент в среднем экономит 50% (при подаче документов на две специальности, и свыше 80% при подаче на три и более) времени по сравнению с обычной очередью
- Нет психологического напряжения вроде «Кто последний?»
- Всегда примерно знаешь, через сколько человек ты пойдешь оформляться
- Не опасно отходить на пару минут боясь, что потеряешь очередь
- Снизилась нагрузка на секретарей, которым приходилось каждый раз выходить и спрашивать, есть ли кто-то на их специальность
- Сбоя системы не произошло ни разу, учитывая сроки разработки под ключ – 1 месяц
- Электронная очередь – это удобно
Источник: habr.com