Прикладное анализирование поведения при аутизме или АВА-терапия – это отрасль в научной и практической медицине, которая изучает поведение ребенка-аутиста. Данный подход основан на изучении окружающей среды, которая влияет на жизнь, самочувствие и восприятие мира ребенком.
АВА-терапия аутизма помогает решить определенный перечень задач:
- Сформировать необходимые навыки, которые помогут в будущем заменить адекватными нежелательные виды поведения пациента. К примеру, вместо того, чтобы выражать свою просьбу криком или прочим неприемлемым способом, он научится просить о том, что желает
- При аутизме АВА-терапия также помогает сформировать коммуникативные и социальные навыки, полезные для общения. И академические навыки на доступном для аутиста уровне – в том числе (счет, чтение, письмо)
- Формирование навыков самообслуживания. АВА в аутизме способствует бытовому обучению пациента, чтобы он мог поддерживать свою внешность опрятной, убирать свою кровать и комнату, принимать душ, самостоятельно посещать туалет, различать свою посуду и проч.
Формы прикладного анализирования поведения аутизма
Программа АВА-терапии | Как заниматься с аутистом дома || Аутизм
Метод обучения отдельными блоками. Определенный навык разбивают на несколько шагов для его усвоения посредством многократного повторения.
Chaining – пошаговое обучение. При аутизме и прикладном анализе поведения это вторая по популярности методика, суть которой заключается в обучении цепочкой. Т.е., сложная задача изучается путем последовательного усвоения небольших действий.
Педагогика естественной среды. Из названия метода понятно, что ребенок обучается дома вместе с родителями по плану и задачам, поставленным специалистом.
Смешанные блоки также используются в терапии аутизма и АВА-терапии, и данный метод позволяет добиться хорошего эффекта при чередовании новой информации с повторением изученного материала.
Полоса препятствий – преодоление преград из дорожек, матов, стульчиков с выполнением определенных заданий.
Игра – самый любимый детьми терапевтический метод, при котором в игровой форме с родителем или специалистом отрабатывается определенный знакомый сюжет, в ходе которого активизируются различные навыки.
В медицинском центре им. Мардалейшвили результаты АВА-терапии усиливают передовой трансплантацией стволовыми клетками.
Современное лечение аутизма у детей в Грузии с помощью биологической методики
Терапия аутизма сегодня – это целый комплекс различных программ, процедур, мероприятий и способов. Ученые и врачи пытаются “достучаться” до первопричины патологии, но с помощью неинвазивных методов, таких как АВА терапия, это сделать невозможно. Удается только частичная борьба с симптомами и отклонениями в поведении ребенка.
Генетические аномалии мозга при аутизме плохо поддаются такому влиянию, а операции по их исправлению еще не проводятся. На несколько шагов вперед перед консервативными методикам идет передовое лечение расстройства аутистического спектра у ребенка стволовыми клетками и позволяет в значительной степени восстановить природно правильное строение мозжечка, лимбической системы и коры головного мозга, в аномалиях которых и кроется причина аутизма.
► Аутизм коррекция: суть ABA-терапии в лечении детского аутизма (Мацпен, врачи Израиля)
Получите консультацию по коррекции детского аутизма в Грузии – используйте с пользой для своего ребенка современные возможности медицины!
Источник: www.autism-mmc.ru
АВА-терапия для детей
Среди немедикаментозных методов лечения аутизма особенно результативной признана АВА‑терапия (Applied Behavior Analysis, в переводе – “прикладной анализ поведения”). Интенсивная обучающая программа служит основой социализации ребенка – позволяет приобрести отсутствующие навыки, скорректировать поведение и улучшить коммуникацию.
Какие трудности испытывает ребенок с РАС
Под аутизмом понимают нарушения в психическом развитии, которые затрагивают когнитивную, эмоциональную и коммуникативную сферы. Проявления расстройств аутического спектра разнообразны – от легкой эмоциональной холодности до полного отрешения от окружающей реальности. Независимо от тяжести нарушения ребенок-аутист испытывает трудности в таких сферах:
- Коммуникационная – наблюдаются проблемы с вербальными и невербальными способами общения, распознаванием жестов, мимики, внешнего проявления эмоций. Некоторые дети не могут освоить навыки речевого общения, но при этом понимают все, о чем говорят окружающие.
- Социальная – ребенку сложно не только распознавать эмоции других людей, но и разобраться в собственной чувственной сфере. Он не понимает негласных правил общения – как обращаться к собеседнику, на какие темы можно разговаривать, а о чем нужно промолчать. В результате таких недопониманий ребенку сложно заводить друзей и поддерживать социальные контакты.
- Абстрактно-логическая – связана с социальным воображением, умением предсказывать чужие поступки и представлять в уме описываемые картины. Ребенок не понимает, какие события представляют для него угрозу, как вести себя в незнакомых ситуациях и как подстраивать свое поведение под новые обстоятельства.
Детям с аутичными расстройствами все вокруг представляется хаосом, в котором невозможно разобраться. В результате они еще сильнее замыкаются в собственном мире, где чувствуют себя более комфортно и безопасно.
АВА-терапия: чем помогают занятия
В коррекции аутичных расстройств можно добиться существенного прогресса при грамотно подобранной программе. АВА-терапия для детей основана на понимании причинно-следственных связей в поведении. Принципы коррекции просты – если действие и его результаты нравятся ребенку и вызывают положительные эмоции, он будет стремиться повторять их в дальнейшем.
Чтобы стимулировать ребенка на выполнение заданий, каждый успех подкрепляется поощрением – похвалой, игрушкой, сладостями. Неудачные попытки игнорируются либо оставляются без поощрения.
Важно! АВА-терапия позволяет освоить жизненно важные навыки и выработать правильные поведенческие модели.
Регулярные занятия с АВА-терапистом помогут:
- смягчить проявления аутичного расстройства;
- развить и закрепить бытовые навыки;
- снизить уровень нежелательного поведения;
- правильно выражать собственные эмоции;
- понимать мимику и эмоции других людей;
- овладеть навыками межличностного общения;
- развивать речевую активность;
- улучшить взаимодействия в коллективе.
Занятия направлены на развитие воображения, памяти и внимания, формирование усидчивости и работоспособности. АБА-терапия повышает качество жизни ребенка, способствует социализации и делает его успешным.
С чего начать терапию
Коррекцию целесообразно начинать на ранних этапах – как только были обнаружены отклонения (в идеале – до достижения 3-летнего возраста). Но и для старших детей можно подобрать программы, которые позволят успешно социализироваться.
На первой встрече со специалистом родители предоставляют информацию о малыше, рассказывают о своих ожиданиях. Ключевая задача этого этапа – в комплексе оценить личность ребенка:
- общий уровень развития;
- особенности поведения;
- коммуникативные и социальные навыки;
- интеллектуальные способности;
- возможности адаптации;
- интересы и уровень мотивации.
С этой задачей специалисту помогают справиться специально разработанные серии тестов. После комплексной диагностики составляется список целей, которых необходимо добиться в процессе коррекции. Каждая цель подразумевает проработку определенных навыков – например, умение вести себя в коллективе, развитие самостоятельности, тренировка внимания и т. п.
Важно! Специалист в области АВА-терапии уделяет особое внимание поиску мотивации и интересов ребенка. Занятия должны быть увлекательными и комфортными для ребенка – только так можно добиться успеха.
Формы проведения занятий
Программа обучения в любом из форматов ABA-терапии при аутизме составляется индивидуально. Задачи подбираются в соответствии с потребностями, выявленными на первом этапе.
Распространенные формы обучения:
- Отдельные блоки. Поведенческий навык разбивается на составные части, и каждая из них прорабатывается отдельно путем многократных повторений. Специалист дает инструкцию, показывает, как нужно выполнить задание, а затем помогает ученику совершить нужные действия. При возникновении трудностей с самостоятельным выполнением задач даются подсказки.
- Цепочка. Формат используется для обучения сложным умениям, которые состоят из нескольких последовательных действий. Цепочка складывается из отдельных шагов, а их поэтапное выполнение будет приближать ребенка к результату. Примеры таких заданий – мытье рук, одевание, обувание, сбор портфеля.
- Смешанные блоки. Смысл подхода заключается в том, чтобы чередовать уже освоенные навыки с новыми. Ребенка просят повторить изученные задания, а затем дают новые, связанные с прошлым материалом. Обучение рекомендуется проводить интенсивно.
- Естественная среда. Занятия проходят в привычных для ребенка условиях. В привычной, знакомой обстановке удается успешно развивать инициативность малыша и навыки общения, которые можно использовать в дальнейшем.
АБА-терапия для детей включает и другие форматы обучения – тренинги, системы подсказок, полосы препятствий, сенсорная стимуляция. Отвлечь малыша от стереотипных движений помогают активные игры, физкультура и танцы.
Аутичным детям, освоившим нормы родного языка, рекомендуются занятия иностранными языками. Практика показывает, что осваивать такой тип задач им удается успешно за счет большого количества алгоритмов и схем.
Важно! Снять излишнее мышечное напряжение позволяют занятия с элементами рисования, лепки, использованием кинетического песка, зерна, воды.
Для закрепления приобретенных умений и переноса их в естественную для ребенка среду важна поддержка родителей. Взрослые должны активно включаться в коррекционную работу, тесно взаимодействовать с лечащим врачом и педагогами.
Также в программе коррекции принимают участие логопеды, нейропсихологи, дефектологи, инструкторы физической культуры. В команде с тренерами удается эффективнее развивать речь – сферу, которая считается самой проблемной при аутичных расстройствах.
Плюсы и минусы методики
Applied Behavior Analysis – прикладной анализ поведения (АВА-терапия) – имеет четкое научное обоснование. Методика основана на изучении поведенческих закономерностей, которые одинаковы для всех – в том числе для детей с аутизмом. Благодаря полученным знаниям, специалисты имеют возможность влиять на поведение ребенка и корректировать его для успешной социализации.
В чем еще заключаются преимущества методики:
- Обучение происходит на индивидуальной основе – прорабатываются те сферы, которые вызывают наибольшие затруднения.
- Учитываются особенности и степень нарушений, наличие сопутствующих патологий и осложнений.
- Способствует выработке самостоятельного поведения и навыков самообслуживания.
- Позволяет одновременно провести коррекцию нескольких сфер – эмоциональной, поведенческой, речевой, интеллектуальной.
- Благодаря подключению к работе родителей приобретенные умения успешно переносятся в привычную для ребенка среду.
- Занятия со специалистом служат хорошим базисом для подготовки детей к школе.
- При регулярных занятиях методика отличается высокой эффективностью. Уже в процессе обучения можно оценить промежуточные результаты и скорректировать программу.
От АВА-терапии, также как и от других методов коррекционного воздействия, не стоит ждать моментальных результатов. Необходимо настраиваться на продолжительную упорную работу, особенно со стороны взрослых. Успех во многом зависит от правильно составленной программы и компетентности специалистов.
Сколько длится обучение?
Метод АВА-терапия для детей с РАС принесет плоды только в том случае, если заниматься в рекомендованном специалистами режиме. Интенсивность и частота занятий зависит от поставленной перед специалистами задачи, от запроса родителей.
Сколько будет длиться терапия в каждом конкретном случае, заранее спрогнозировать сложно. Продолжительность курса может измениться в ту или иную сторону в зависимости от поставленных задач, способностей ребенка, зрелости нервной системы.
Родителям особенных детей следует помнить, что будущее их детей зависит не столько от тяжести нарушения, сколько от ранней диагностики, своевременной грамотной работы специалистов и, конечно, от терпения и веры в своего ребенка!
Услуги входящие в методику
Источник: centr-klever.ru
ABA терапия (метод прикладного анализа поведения)
Аббревиатура «АВА» расшифровывается как «прикладной анализ поведения». Подход очень популярен и является отличным коррекционным методом для людей с ОВЗ, а особенно – для детей-аутистов.
Что такое АВА-терапия простыми словами
АВА как научная дисциплина изучает влияние факторов в окружающей среде на поведение и манипулирует этими факторами, чтобы изменить поведение человека.
Метод АВА для работы с детьми с аутизмом впервые был использован доктором Иваром Ловаасом (Іvar Lovaas) и его коллегами из Калифорнийского университета в Лос‑Анджелесе в 1963 году. В основу была взята идея, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет.
При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза и другие, разбиваются на мелкие блоки — действия. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Взрослый не пытается давать инициативу ребенку, а достаточно жестко управляет его деятельностью.
Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные — строго пресекаются. Для достижения желаемого поведения используют подсказки и стимулы, как положительные, так и отрицательные. Закрепленным навык считается только тогда, когда ребенок сможет выполнять это действие без ошибок в 80 процентах ситуаций вне зависимости от того, в какой атмосфере и кем было дано задание.
В рамках обучающей программы по методике АВА ребенок всегда ведомый, его свобода и инициативность ограничены выбором обучающего взрослого. Для каждого ребенка составляется индивидуальный план поэтапного развития. Ребенок может осваивать одновременно два‑три не связанных между собой навыка, педагогом выстраивается четкая система усложнения и поэтапного освоения все новых и новых навыков.
Конечная цель АВА — дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно.
Этапы АВА-терапии
С чего же начать АВА-терапию и как извлечь из нее максимум пользы?
В начале пути для успеха необходимо:
- принять особенности малыша, научиться воспринимать его таким, каков он есть (не жалеть, не роптать на судьбу, понимая, что все это бесполезные занятия, которые никак не улучшат ситуацию);
- понаблюдать за ребенком, чтобы выявить, что ему нравится, а что нет (такая информация нужна для занятий по методу прикладного анализа поведения);
- не рассчитывать, что АВА-подход поможет найти причины расстройства (АВА – это метод коррекции последствий аутизма, который поменяет поведение ребенка).
В арсенале АВА несколько сотен программ , среди них невербальная и вербальная имитация, общая и мелкая моторика, понимание языка, называние предметов, называние действий, классификация предметов, «покажи, как ты… «, местоимения, ответы на вопросы «Что?», «Кто?», «Где?», «Когда?», «Как?», употребление «да» и «нет», и других. Среди программ более высокого уровня — «Скажи, что будет, если… » (предугадывает исход действия), «Расскажи историю», «Делай как (имя сверстника)», «Позови (имя сверстника) играть».
В АВА‑терапии существуют несколько терапевтических моделей, рассчитанных для раннего детства (от 1,5‑3,5 лет), дошкольного и школьного возраста, подростков и взрослых.
Специалисты разрабатывают терапевтические программы АВА, учитывая индивидуальные особенности и возраст детей, но наилучший эффект выявляется у занимающихся с двух лет. В процессе занятия ведущую роль всегда берет на себя педагог/психолог, он направляет малыша, контролирует все его действия. Очень важно, чтобы родители тоже принимали участие в обучении и дома работали с ребенком, закрепляя полученные на уроках навыки.
Начинать терапию следует с самых легких упражнений. Например, педагог просит малыша выполнить простое действие: «Возьми в руку карандаш!». И тут же показывает, как именно это нужно сделать. Подсказка озвучивается несколько раз, после чего повторяется просьба уже без подсказок. Каждый случай, когда ребенок правильно делает то, что просят, поощряется.
Неудачи игнорируются.
Когда терапевт видит, что упражнение освоено, маленький пациент действует верно и без подсказок, можно двигаться дальше. Каждые последующие задания усложняются, простые действия чередуются с более трудными. Со временем меняют обстановку для проведения терапии (например, выходят из помещения на улицу) и подключают новых людей (родителей и других членов семьи).
Начинать и заканчивать урок следует действиями, которые нравятся малышу.
Обучение можно считать оконченным, если малыш усваивает навыки за одно-два повторения (к примеру, нужно всего пару раз показать ему, как открывается замок ключом, чтобы он смог это сделать самостоятельно). В раннем возрасте коррекция нежелательного поведения наиболее эффективна, так как такое поведение еще не успело закрепиться, а взрослому проще справиться с ребенком в случае направленной агрессии или самоагрессии ребенка с аутизмом.
Сколько необходимо заниматься?
Программа раннего вмешательства должна быть интенсивной — от 30 до 40 часов в неделю , чтобы ребенок смог усвоить необходимые навыки поведения и преодолеть отставание в развитии.
Специалист по АВА первоначально определяет поведенческую проблему ребенка, затем проводит «измерения» (изучает и наблюдает поведение), в результате которых производится оценка и вырабатывается стратегия обучения («вмешательство»).
Занятия могут быть индивидуальными и групповыми — в маленьких группах (два‑три человека) и больших (пять‑десять человек).
Количество часов в учебной программе может варьироваться в зависимости от потребностей и возможностей. Среднее количество часов в программе АВА — 20 часов в неделю. Минимальное количество часов в АВА‑программе — шесть часов в неделю, максимальное — 40.
Важно, чтобы родители ребенка были неотъемлемой часть команды работающей с ребенком, воспитывали ребенка на основе поведенческих принципов обучения и помогали ему обобщить все навыки , которые он выучил в программе.
Для детей дошкольного возраста вне зависимости от уровня развития навыков рекомендуется обучение в системе спецобразования. Обучение на дому может быть ограниченной средой, в которой ребенок не сможет выучить такие важные навыки, как нахождение в группе сверстников, обучение в группе, общение с различными людьми.
Частично обучение может остаться индивидуальным, в особенности для детей с низким уровнем речевых навыков или для детей, которые ранее не обучались и не научились взаимодействовать со взрослыми.
При всей строгости обучающей программы методика АВА подходит для тяжелых форм аутизма, синдрома Дауна и тяжелых форм интеллектуальной недостаточности.
Выбор именно этой методики оправдан, если поведение ребенка не поддается контролю со стороны близких, он не реагирует на просьбы и запреты, не откликается на имя, не стремится к коммуникации, не имеет речи или речь развита настолько слабо, что ребенок может с трудом (или не может) выразить свои мысли и желания.
Какие результаты даст АВА-терапия?
При регулярных занятиях и значительных усилиях педагогов, родителей и самих детей АВА-терапия дает следующие результаты:
- ребенок лучше взаимодействует с окружающими, легче адаптируется в коллективе;
- у малыша появляются способности к обучению;
- корректируются отклонения поведения, присущие аутистам;
- интеллект ребенка развивается в соответствии с возрастом;
- ребенок будет подготовлен к посещению медицинских учреждений (мед. манипуляции, осмотры, сдача анализов. УЗИ. ЭЭГ. ЭЮ и т.д.);
- развивается образное и логическое мышление.
малыш осваивает навыки, необходимые ему для самостоятельной жизни в будущем
АВА терапия (Консультация куратора) 60мин | 3000 |
АВА терапия(Тестирование и составление программы)60мин-240мин | 10000 |
ABA-интенсив с куратором (60 мин) | 2500 |
ABA-интенсив с АВА-специалистом (60 мин) | 1200 |
1 супервизия через 3 месяца (+ сопровождение и корректировка программы) | 5000 |
Записаться на прием
Источник: www.mediko-sbor.ru