Программа 9 1 для детей с умственной отсталостью что это

Содержание

Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с БУП -2002 г. обязательный документ ГБОУ ЛО «Сланцевская школа-интернат», который определяет:

— приоритеты, качество содержания и реализации начального общего образования, его организационные и методические аспекты на ступени основного образования;

— коррекцию отклонений в развитии средствами образования и трудовой подготовки детей с умственной отсталостью, их социально-психологическую реабилитацию для последующей социализации;

— цели, задачи и направления развития образовательного процесса.

Она позволяет подчинить все виды образовательной деятельности школы достижению результатов, направленных на раскрытие и развитие потенциала каждого обучающегося и формированию именно тех ключевых и иных компетентностей, которые представляются наиболее актуальными в социально-культурной и социально-экономической перспективе.

Назначение адаптированной основной общеобразовательной программы:

Умственная отсталость — Елисей Осин // задержка в развитии, тест Векслера, синдром Дауна

• Определяет особенности организации образовательного процесса обучающихся, которым рекомендовано обучение по АООП для детей с интеллектуальными нарушениями;

• Содержит планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы как основы оценки качества образования;

• Ориентирует на создание условий для духовно-нравственного, социального, личностного и интеллектуального развития обучающихся.

Цель реализации адаптированной основной образовательной про граммы основного общего образования: создание благоприятных условий для успешного обучения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

АООП направлена на всестороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание и содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний, умений и навыков, который им необходим для социальной адаптации.

Содержание АООП содержит три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы, способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает:

– планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы;

– систему оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы.

– программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся;

– программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и курсов внеурочной деятельности;

– программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся;

– программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

Программы обучения для школьников и дошкольников с умственной отсталостью (Олигофренией)

– программу коррекционной работы;

– программу внеурочной деятельности.

Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизм реализации компонентов адаптированной основной общеобразовательной программы.

Организационный раздел включает:

– учебный план начального общего образования, включающий предметные и коррекционно-развивающую области, направления внеурочной деятельности;

– план внеурочной деятельности;

– систему специальных условий реализации АООП.

Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с БУП-2002 г. Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575864 Директор/Заведующий Рыбакина Елена Викторовна Дата подписания документа 01.02.2022 13:31:45 (скачать) (посмотреть)

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» 6-9 классы Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575864 Директор/Заведующий Рыбакина Елена Викторовна Дата подписания документа 01.02.2022 13:29:45 (скачать) (посмотреть)

Рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи» 6-9 классы Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575864 Директор/Заведующий Рыбакина Елена Викторовна Дата подписания документа 01.02.2022 13:30:03 (скачать) (посмотреть)

Рабочие программы по учебному предмету «Математика» 6 — 9 классы Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575864 Директор/Заведующий Рыбакина Елена Викторовна Дата подписания документа 01.02.2022 13:30:24 (скачать) (посмотреть)

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 6 — 9 классы Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575864 Директор/Заведующий Рыбакина Елена Викторовна Дата подписания документа 01.02.2022 13:30:39 (скачать) (посмотреть)

Рабочая программа по учебному предмету «География» 6 — 9 классы Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575864 Директор/Заведующий Рыбакина Елена Викторовна Дата подписания документа 01.02.2022 13:30:54 (скачать) (посмотреть)

Рабочая программа по учебному предмету «История Отечества» 7 — 9 классы Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575864 Директор/Заведующий Рыбакина Елена Викторовна Дата подписания документа 01.02.2022 13:31:08 (скачать) (посмотреть)

Рабочая программы по учебному предмету «Обществознание» 8 — 9 классы Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575864 Директор/Заведующий Рыбакина Елена Викторовна Дата подписания документа 01.02.2022 13:31:15 (скачать) (посмотреть)

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» 6-7 классы Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575864 Директор/Заведующий Рыбакина Елена Викторовна Дата подписания документа 01.02.2022 13:33:01 (скачать) (посмотреть)

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка и пение» 6 — 8 классы Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575864 Директор/Заведующий Рыбакина Елена Викторовна Дата подписания документа 01.02.2022 13:33:09 (скачать) (посмотреть)

Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» 6-9 классы Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575864 Директор/Заведующий Рыбакина Елена Викторовна Дата подписания документа 01.02.2022 13:33:37 (скачать) (посмотреть)

Рабочая программа профессионально-трудового обучения «Подготовка младшего обслуживающего персонала» 6 — 9 классы Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575864 Директор/Заведующий Рыбакина Елена Викторовна Дата подписания документа 01.02.2022 13:33:53 (скачать) (посмотреть)

Рабочая программа профессионально-трудового обучения «Швейное дело» 6 — 9 классы Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575864 Директор/Заведующий Рыбакина Елена Викторовна Дата подписания документа 01.02.2022 13:34:08 (скачать) (посмотреть)

Рабочая программа по учебному предмету «Цветоводство и декоративное садоводство» 7 — 9 классы Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575864 Директор/Заведующий Рыбакина Елена Викторовна Дата подписания документа 01.02.2022 13:34:39 (скачать) (посмотреть)

Рабочая программа по учебному предмету «Столярное дело» 6 — 9 классы Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575864 Директор/Заведующий Рыбакина Елена Викторовна Дата подписания документа 01.02.2022 13:35:13 (скачать) (посмотреть)

Рабочая программа по учебному предмету «Социально-бытовая ориентировка» 6 — 9 классы Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575864 Директор/Заведующий Рыбакина Елена Викторовна Дата подписания документа 01.02.2022 13:35:23 (скачать) (посмотреть)

Рабочая программа факультатива Компьютерная грамотность 5 — 9 классы Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575864 Директор/Заведующий Рыбакина Елена Викторовна Дата подписания документа 01.02.2022 13:38:42 (скачать) (посмотреть)

  • Основные сведения
  • Структура и органы управления образовательной организацией
  • Документы
  • Образование
  • Образовательные стандарты и требования
  • Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
  • Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
  • Стипендии и меры поддержки обучающихся
  • Платные образовательные услуги
  • Финансово-хозяйственная деятельность
  • Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
  • Доступная среда
  • Международное сотрудничество
  • Организация питания в образовательной организации
Читайте также:
Nero platinum suite что это за программа

Источник: slansi7.ru

Тест Векслера детский: что это и кому необходимо? Рекомендация психолога

Многие родители зачастую задумываеются о том, что было бы неплохо узнать актуальный уровень умственных способностей своего ребенка. Иногда эта процедура действительно необходима, например, если у дошкольника или школьника подозревается снижение интеллекта (умственного развития). Одним из эффективнейших методов по праву считается детский тест Векслера (WPPSI и WISC), который можно пройти в Центрах детской нейропсихологии «Альтера Вита». Наши специалисты адаптировали и доработали существующие варианты тестирования для детей и подростков, чтобы диагностика проходила более качественно и непринужденно. А теперь расскажем о тесте Векслера и его преимуществах немного подробнее.

Что такое тест Векслера?

Тест Векслера (по-другому, Шкала Векслера или тест интеллекта Векслера) – один из самых известных и эффективных методов по измерению уровня интеллектуального развития человека. Тест Векслера состоит из одиннадцати субтестов, по мере прохождения которых психолог диагностирует, а затем дает оценку как общему уровню интеллекта, так и его непосредственным составляющим — вербальному и невербальному интеллектам. Важной особенностью данной диагностики является то, что по мере прохождения теста в работе задействуются все участки мозга, отвечающие за различные функции. Таким образом, перед специалистом, проводящим тестирование, предстает максимально развернутая картина интеллектуального развития тестируемого. Все 11 субтестов разделены на 2 группы — предлагаются 6 вербальных и 5 невербальных субтеста, каждый из которых включает в себя от 10 до 30 постепенно усложняющихся вопросов и/или заданий.
При помощи субтестов проверяется: общая осведомлённость тестируемого, арифметические навыки, внимательность (найти сходство/различия), память (задания на повторение), словарный запас, зрительно-моторная координация, наблюдательность, конструктивное и эвристическое мышление, логика и антиципация мышления. Выполнение каждого субтеста психолог оценивает в баллах, а далее переводит в унифицированные шкальные оценки, позволяющие анализировать разброс.

По итогам прохождения учитывается общий коэффициент интеллекта (IQ), соотношение вербального и невербального интеллектов, выявляются сильные и слабые стороны мозговой активности, а также определяется наличие нарушений и/или патологий. После тестирования человек получает точные данные об актуальном уровне своих интеллектуальных способностей, а также рекомендации, на что и каким образом сделать упор в развитии и чем компенсировать недостающие стороны интеллектуальной деятельности.

Тест Векслера имеет 3 вариации: WAIS (Шкала интеллекта взрослых Векслера) предназначена для тестирования подростков и взрослых (от 16 лет); WISC (Шкала интеллекта Векслера для детей) предназначена для тестирования детей и подростков (от 6 до 16 лет); WPPSI (начальная шкала интеллекта Векслера для дошкольников) предназначена для тестирования детей от 2,5 до 7,5 лет. Ранее в России были адаптированы только WAIS (взрослый тест) и WISC (детско-подростковый тест).

Тест Векслера был разработан в 1939 году американским психологом, психиатром и психодиагностом румынского происхождения Дэвидом Векслером. Шкала была основана на иерархической модели интеллекта. Ровно через 10 лет, в 1949 году, тест адаптировали для детей и подростков (WISC), а в 1967 году появилась «Шкала интеллекта Векслера для детей дошкольного и младшего школьного возрастов» (WPPSI). Все вариации тестов основаны на убеждении выдающегося психолога, что интеллект — это «способность действовать целенаправленно, мыслить рационально и эффективно справляться с жизненными обстоятельствами». Шкалы Векслера внедрили много новых понятий, став настоящим достижением и прорывом среди всевозможных тестов на проверку интеллекта.

Зачем ребенку тест Векслера?

Пройти детский тест Векслера рекомендуется всем дошкольникам перед поступлением в 1 класс. С помощью данной диагностики можно узнать актуальный уровень интеллекта ребенка, выявить сильные и слабые стороны мозговой деятельности и, соответственно, скорректировать пробелы, сделав упор на развитие тех функций мозга, которые сформированы хуже. Бывают случаи, когда прохождение данного теста носит не рекомендательный, а, скорее, обязательный характер: · Если у ребенка обнаружены нарушения ЦНС и/или стоят соответствующие диагнозы; · Если вы замечаете, что ребенок отстает от ровесников в интеллектуальном развитии или его развитие не соответствует общепринятым нормам; · Если ребенок стал плохо усваивать материал/учиться в школе; · Если детский тест на интеллект был рекомендован по итогам психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). По результатам детского теста Векслера на интеллект психолог, который проводит тестирование, сможет: — Определить общий уровень интеллекта ребенка;
— Оценить, насколько ребенок готов к обучению в школе;
— Выявить конкретные причины неуспеваемости в школе;
— Обнаружить нарушения в развитии мыслительных процессов ребёнка;
— Провести дифференциальную диагностику умственной отсталости и задержки психического развития;
— Дать рекомендации по эффективной коррекции слабых сторон и развитию интеллектуальных функций ребенка. Данный вид интеллектуальной диагностики проводится индивидуально с каждым ребенком и позволяет оценить уровень общих знаний тестируемого, его вербально-логические способности, словарный запас, математические и аналитические способности, объем памяти и функцию внимания, а также пространственное мышление.

Интерпретация результатов

Обработка и интерпретация результатов производится после завершения всех субтестов. Выполнение каждого задания психолог, который проводит тестирование, оценивает в баллах (от 0 до 3 за каждое задание в зависимости от выполнения, поведенческих факторов испытуемого и времени, затраченного на выполнение). Далее специалист переводит полученные баллы в шкальные оценки. По итогам прохождения учитывается общий коэффициент интеллекта (IQ), а также соотношение вербального и невербального интеллектов. Классификация IQ-показателей по Векслеру: · 130 баллов и выше – очень высокий IQ (встречается у 2,1%) · 120-129 баллов – высокий IQ (встречается у 6,5%) · 110-119 баллов – выше среднего (встречается у 16,3%) · 90-109 баллов – средний IQ (встречается у 51%) · 80-89 баллов – ниже среднего (встречается у 15,8%) · 70-79 баллов – пограничный результат (встречается у 6,3%) · 69 баллов и ниже – умственная отсталость (встречается у 2%) Обычно специалисту, проводящему тестирование, требуется некоторое время, чтобы интерпретировать результаты, подготовить детальный отчет и написать подробные рекомендации для дальнейших действий в развитии тех участков мозга, которые на момент проведения теста показали слабую активность.

Детский тест Векслера онлайн

В теории пройти детский тест Векслера онлайн можно, но, как показывает практика, данный вариант диагностики уступает очной версии за счет пониженной эффективности при обработке и интерпретации результатов. Психологу необходимо общаться с испытуемым воочию, чтобы замечать нюансы в поведении при прохождении теста. Более того, некоторые субтесты включают в себя графические элементы, которые нужно сопоставить, соединить и т.д., что предполагает тактильную коммуникацию и невербальное общение, тем более невербальному интеллекту отводится практически половина (5 субтестов) от всей диагностики. Таким образом, от варианта прохождения детского теста Векслера онлайн родителям лучше отказаться, отдав предпочтение реальному посещению психолога.

Совет родителям от детского психолога

Детский тест Векслера (WISC и WPPSI ) – отличный способ узнать об актуальном уровне умственных способностей своего ребенка, выявить недостатки и получить дельные рекомендации по дальнейшему развитию интеллекта. Сейчас в интернете полно различных предложений, некоторые сайты даже предлагают купить детский тест Векслера , однако мы настоятельно не рекомендуем этого делать, потому что пройти настоящий тест и получить реальный результат можно только у квалифицированного специалиста.

Читайте также:
Как расплатиться телефоном вместо карты что за программа

Это касается не только факта диагностики, т.к. все субтесты и задания должны быть адаптированы под возраст испытуемого, но и обработки и интерпретации результатов, ибо только профессионал сможет грамотно подойти к этому вопросу. Пройти детский тест Векслера можно в Центрах детской нейропсихологии «Альтера Вита». Наши психологи адаптировали и подготовили несколько вариантов данной диагностики для детей разных возрастов. С радостью будем ждать вас в наших Центрах на консультацию, диагностические мероприятия или коррекционные занятия! Будьте здоровы!

Источник: altera-vita.ru

Индивидуальная программа для ребёнка с тяжёлой умственной отсталостью 1 класс.

Онлайн-книги

Онлайн-книги

Ольга Попова
Тип материала: Программа
Рейтинг: 1234 5голосов:5 просмотров: 46610

Краткое описание

Развитие ребенка средствами учебных предметов, способствующих социальной адаптации, включение ребёнка в домашний труд.

Описание

Задачи:
Коррекционно-образовательные-
Овладение знаниями и умениями, трудовыми навыками, необходимыми для социальной адаптации.
Формирование функций речи. Включение в домашний, хозяйственный труд.
Коррекционно-воспитательные-
Формирование нравственных качеств, воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, самостоятельности.
Коррекционно-развивающие-
Исправление недостатков общего нравственного, эстетического, трудового развития, коррекция высших психических процессов. Коррекция общей и мелкой моторики.
Все учебные предметы имеют практическую направленность и максимально индивидуализированы. Обучение ведется в игровой форме, строится на основе предметно-практической деятельности с использованием наглядностей. Такой подход позволяет познать окружающий мир, используя все анализаторы.
Материал по предметам расположен по принципу увеличения объема знаний с одновременным повторением, закреплением изученного раннее.

Учить хватать большие предметы (шары, кубы, мячи, мешочки, подносы) двумя руками, маленькие — одной рукой

Математика

дата тема Коррекционно-развивающая составляющая образованности
1 Диагностика познавательной сферы.
Различение цветов.
Выявить уровень имеющихся знаний, умений, навыков.
2 Диагностика познавательной сферы.
Различение размеров и форм.
Выявить уровень имеющихся знаний, умений, навыков.
3 Свойства предметов.
Форма: круглый.
Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии.
4 Форма: круглый. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии.
5 Форма: квадратный. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии.
6 Форма: квадратный. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии.
7 Дифференциация форм. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии.
8 Цвет: черный. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии.
9 Цвет: черный. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии.
10 Цвет: белый. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии.
11 Цвет: белый. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии.
12 Цвет: синий. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии.
13 Цвет: синий. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии.
14 Цвет: красный. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии.
15 Цвет: красный. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии.
16 Цвет: зеленый. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии.
17 Цвет: зеленый. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии.
18 Размер: большой. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии.
19 Размер: большой. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии.
20 Размер: маленький. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии.
21 Размер: маленький. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии.
22 Дифференциация предметов по размеру. Коррекция памяти на основе упражнений в определении формы предметов.
23 Положение предметов в пространстве, на плоскости.
Положение предметов на столе, на полу, на…
Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в ориентировке в пространстве.
24 Положение предметов в сумке, в кармане, в коробке, в… Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в ориентировке в пространстве.
25 Ориентировка на листе бумаги: вверху страницы. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в ориентировке в пространстве.
26 Ориентировка на листе бумаги: вверху страницы. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в ориентировке в пространстве.
27 Ориентировка на листе бумаги: внизу страницы. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в ориентировке в пространстве.
28 Ориентировка на листе бумаги: внизу страницы. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в ориентировке в пространстве.
29 Временные представления.
Утро.
Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в представлении времени.
30 День. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в представлении времени.
31 Ночь. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в представлении времени.
32 Геометрические предметы.
Круг.
Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии.
33 Квадрат. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии.
34 Дифференциация геометрических фигур. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии.

ИЗО

дата тема Коррекционно-развивающая составляющая образованности
1 Удержание карандаша в руке. Воспитывать интерес к изображениям, выполняемым различными средствами — фломастерами, карандашами, мелками

Уметь выполнять упражнения по подражанию

  • Специальное ОУ VII-VIII видовУчительРабочие программы, тематическое планирование
  • Специальное ОУ VII-VIII видовУчительРабочие программы, тематическое планированиеПриродоведение1 класс

30 июля 2013

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 15800 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах.

Бесплатные вебинары. Лицензия.

Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора

  • Инструкции для учащихся
  • Рабочая программа по географии 6-9 классы коррекционной общобразовательной школы
  • Декадник по экологии

Популярное
Образовательные вебинары

  • Контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
  • Вебинар «Игры на развитие мелкой моторики рук у детей с ЗПР с использованием нетрадиционного оборудования»
  • Всероссийский мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
  • Современный урок учителя начальных классов в аспекте развития универсальных учебных действий у школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО
  • Применение технологии сотрудничества на уроках в начальной школе как способ реализации ФГОС НОО
  • Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО

Источник: www.uchmet.ru

Особенности развития и воспитания детей с умственной отсталостью

Что характерно для детей с умственной отсталостью

Дети с умственной отсталостью почти не задают вопросов, поскольку у них снижена (практически не работает познавательная деятельность). Они словно живут в своей маленькой Вселенной, где другой ритм жизни. Но оставлять их там нельзя. Надо воспитывать и учить таких детей, для того, чтобы социализировать по мере возможности, дать им знания и умения, которые пригодятся в обычной жизни и трудовой практике.

Для особых детей существуют специальные программы воспитания и обучения, по которым работают олигофренопедагоги, дефектологи, коррекционные педагоги и другие специалисты. Об особенностях развития и воспитания детей с умственной отсталостью читайте ниже.

Читайте также:
Need for speed most wanted что это за программа

Кратко об умственной отсталости

Развитие ребенка с УО

Умственная отсталость у детей возникает в результате органического поражения коры головного мозга. Чаще всего это происходит в ранние периоды жизни, причины и предпосылки к этому могут быть различными – патологии беременности, патологии развития ребенка, тяжелые инфекции, черепно-мозговые травмы и др. Это нарушение носит стойкий характер, может различаться по уровню заболевания (от легкого до тяжелого уровня). Не стоит путать умственную отсталость с задержкой психического развития. Во втором случае коррекционная работа специалистов показывает, как правило, очень хорошие результаты, ребенок возвращается в нормативные рамки развития, согласно возрасту.

Развитие детей с УО с младенчества отличается от развития нормотипичных детей. Снижена физиологическая активность (прямостояние, удержание головки и др.), познавательная деятельность, реакция на внешние раздражители, нет интереса игрушкам, отсутствует эмоциональное общение (улыбка, гуление и др.).

Социальное воспитание и развитие детей с умственной отсталостью

Развитие ребенка с УО

В отличие от нормотипичных детей, у детей с УО нет предпосылок для развития личности, она формируется с нарушениями. Например, в три года не появляются личностные проявления, поведение остается непроизвольным. Дети с УО не усваивают социальные нормы поведения, не понимают их смысл.

Первые проявления самосознания можно увидеть в четыре года, появляется негативная реакция на замечания, порицания, неудачу. Такие негативные переживания могут приводить к формированию патологических черт поведения – замкнутости, пассивности, озлобленности. Дети с УО часто оказываются вне детских коллективов, из-за особенностей развития, не могут наладить нормальное отношение, проявляют агрессию (например, из-за желания самоутвердиться).

Работа специалистов в данном направлении помогает сформировать у ребенка представления о самом себе, воспитать элементарные навыки, формировать правильное восприятие окружающего мира (явлений и предметов). Так выстраивается адекватная система положительных оценок личности и позитивное отношение ребенка к самому себе. Необходимо развивать сотрудничество ребенка и взрослого окружения, его сотрудничество и продуктивное взаимодействие со сверстниками.

Особенности развития игровой деятельности

Развитие ребенка с УО

Нормотипичный ребенок использует игрушки, изображающие реальные предметы, строго по назначению (укачивает куклу, стелет ей постель, надевает и снимает одежду и др.). В дальнейшем появляется сюжетно-ролевая игра, развиваются логические действия. Такой вид игры – один из основных видов совместной деятельности групп детей, способ общения со сверстниками.

У детей с УО предметная деятельность не развивается, интерес к игрушкам носит кратковременный характер, действия с ними носят неадекватный характер. К шести годам все большее место в игре начинают занимать процессуальные действия, но игра, по-прежнему, носит предметный характер.

Коррекционная работа специалистов помогает формировать интерес к игрушкам, развивать предметно-игровую деятельность, воспитывать умение играть в группе сверстников. Происходит постепенное обучение сюжетно-ролевой игре, что занимает достаточно длительный период.

Особенности развития познавательной деятельности

Развитие ребенка с УО

Познавательная активность у нормотипичных детей усиливается в дошкольном возрасте. Основой для познавательной деятельности является восприятие и наглядное мышление (действенное и образное). Ребенок учится обследовать и сравнивать предметы (осматривает, ощупывает, выслушивает, то есть, воспринимает), работать по образцу. При этом происходит определение цвета, формы, величины, материала и др. Восприятие свойств и отношений предметов приводит к развитию пространственной ориентировки, целостного восприятия. Это выражается, например, в умении правильно складывать фигуры из разрезанных кусочков, дорисовывать их и т. д.

У детей с УО дошкольный возраст характеризуется лишь началом развития восприятия. Они не могут осуществить выбор нужного предмета из большого количества предложенных им, не могут учитывать свойства предметов, не умеют обобщать и выстраивать по определенному признаку, не формируется целостный образ.

Направление работы специалистов в развитии познавательной деятельности у детей с УО – помочь сформировать элементарные количественные представления, скорректировать сенсорное развитие, познакомить с окружающим миром, научить сопоставлять и сравнивать, выделять по признаку группу предметов, осуществлять простой прямой и обратный счет и др. Это необходимо для дальнейшего развития и обучения детей с УО.

Особенности развития речи у детей с умственной отсталостью

Развитие ребенка с УО

Речь играет базовую роль для психического развития детей. У нормотипичных детей формируется собственная активная речь и одновременно происходит процесс понимания речи взрослого человека. Она является основным средством общения, дополняясь при этом указательными и изобразительными жестами.

У детей с УО речь не служит средством общения или средством передачи опыта от взрослого к ребенку, первые слова могут появиться после двух лет, начало говорения отодвигается к четырем-пяти годам. Дети с УО могут не говорить совсем, иметь небольшой объем фраз и простых слов или иметь формально развитую речь. Но при этом ограниченно понимать обращенную к ним речь. Страдает связность речь, согласование между членами предложения, грамматическая оформленность, семантическое наполнение.

Специалисты помогают детям сформировать и развить по возможности речевую деятельность, коммуникативные способности, выражать мысли и эмоции, отвечать на вопросы, правильно использовать части речи и др.

Особенности художественно-эстетического развития детей с умственной отсталостью

Развитие ребенка с УО

Художественно-эстетическое воспитание и развитие детей имеет несколько основных направлений. Выделим два из них – музыкальное и изобразительное развитие.

Музыкальное развитие детей с УО помогает формировать слуховое внимание и восприятие, стимулирует речевую деятельность, запоминание, внимание, координацию движений, чувства ритма. Изобразительная деятельность помогает упорядочивать и фиксировать знания об окружающем мире, развивает познавательную деятельность. Кроме того, изобразительная деятельность является основой для продуктивной деятельности ребенка с УО. Без специального обучения продуктивная деятельность у детей с умственной отсталостью в отличие от нормотипичных детей, возникнуть не может. Это касается и развития ребенка, в общем.

Без должной коррекционной работы, специального обучения, развитие ребенка с УО протекает с отклонениями. Темп развития замедляется, познавательные процессы, основные виды деятельности оказываются несформированными. Чем больше копится этих отклонений, тем хуже для ребенка, он остается беспомощным и беззащитным перед окружающим его миром.

Особенности и этика психологического консультирования несовершеннолетних в практике социального педагога

Особенности и этика психологического консультирования несовершеннолетних в практике социального педагога

В статье расскажем об особенностях профессии социального педагога, обозначим задачи, которые специалисту приходится решать, и компетенции, которые для этого необходимы. Поговорим о специфике общения с подростками и о том, какие этические принципы нужно учитывать в работе с несовершеннолетними.

Детский психолог – кто это и что лечит

Детский психолог – кто это и что лечит

В статье расскажем о том, кто такой детский психолог и чем он отличается от психотерапевта или психиатра, что входит в сферу его деятельности и какими принципами специалист руководствуется в своей работе. Рассмотрим основные проблемы, которые помогает решать детский психолог, и подскажем, где можно получить необходимое образование.

Как бороться со стрессом – инструменты самопомощи

Как бороться со стрессом – инструменты самопомощи

Расскажем о том, что такое стресс и как он дает о себе знать, чем полезный стресс отличается от вредного. Разберемся в причинах стрессов и рассмотрим простые приемы самопомощи, которые помогут вернуться в нормальное состояние.

Источник: nadpo.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru