Содержание образования в специальной общеобразовательной школе VIII вида
Файлы: 1 файл
В некоторых регионах, где имеются трудности с открытием специальных общеобразовательных школ, открываются классы при массовых школах. Возможно интегрированное обучение умственно отсталых детей в среде детей с нормальным интеллектом. При этом необходимо помнить, что при любой организационной форме обучения должны, прежде всего, учитываться интересы умственно отсталого ребенка. Каждый из них должен получать коррекционную помощь со стороны специалистов-дефектологов (олигофренопедагога, логопеда, и др.), обучаться по специальной программе и специфическими методами [9].
Носителями содержания образования в школе 8 вида являются:
1. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
3. Учебные программы.
4. Учебники и учебные пособия.
1. СТАНДАРТ ОБРАЗОВАНИЯ
Понятие «стандарт» определяется как строго нормированная деятельность (или ее продукт), исключающая самостоятельность и творчество.
ПМПК какие бывают виды обучения 2 часть. Психолого-медико-педагогическая комиссия. Невролог Краснова
Сегодня в понятие образовательного стандарта заложено несколько идей, которые призваны сохранить единое образовательное пространство (поле) в связи с тем, что Российская Федерация – это государство с большими и малыми народами, каждый из которых вправе конституционным путем реализовать через образование собственные задачи нравственного и духовного развития подрастающего поколения.
Стандарт образования не содержит описания отдельных учебных предметов, а раскрывает ступени обучения, их продолжительность, допустимую учебную нагрузку на каждой ступени, а также дает представление о содержании и структуре образования, как целого. Естественно, что каждый тип школы, решая общие задачи образования, имеет собственные специфические функции, связанные с характеристикой контингента учащихся, их возрастным составом.
Содержание обучения отражено у учебном плане специальных школ для умственно отсталых детей, в учебных программах, разработанных для этого типа школ, и оригинальных учебниках [8].
Учебный план школы определяет перечень учебных предметов, отобранных для изучения в школе, распределение их по годам обучения, количество часов, отводимых на каждый учебный предмет и дозировку этих часов по неделям. В основе построения учебного плана специальной школы лежит принцип предметного обучения [10].
Учебный план, как и Государственный стандарт, имеет три компонента:
- Федеральный – обеспечивает единство школьного образования в стране.
- Национально-региональный – обеспечивает потребности субъектов федерации.
- Школьный — обеспечивает интересы отдельного образовательного учреждения.
В структуру учебного плана входят две части:
- Инвариантная, которая обеспечивает приобщение к общекультурным и национальным ценностям, формирование базовой культуры личности.
- Вариативная обеспечивает личностные особенности, интересы и склонности учащихся, позволяет индивидуализировать процесс обучения.
Учебный план школы 8 вида отличается рядом особенностей:
IB & A Level. Какую программу выбрать? | Мнение эксперта
- увеличение количества часов на образовательные области: « язык и речь», «трудовое обучение», «коррекционные технологии» – это вызвано необходимостью:
- коррекции речевой деятельности;
- оздоровления учащихся;
- преодоления нарушений письменной речи;
- приобщения к разным видам труда;
- последовательной ориентации на общетрудовую и профессиональную деятельность
- введение коррекционно-ориентированных учебных предметов и занятий, таких как: лечебная физическая культура, логопедические занятия, ритмика, социально-бытовая ориентировка, игра, игротерапия [8].
3. УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ
Для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида созданы научно обоснованные программы для 1-10 классов по общеобразовательным предметам, по трудовому и профессиональному обучению, отдельным видам специальных коррекционных знаний. По общеобразовательным предметам разработаны:
- типовые программы по русскому языку, представленные разделами: развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, обучение грамоте, чтение и развитие речи, грамматика, правописание и развитие речи;
- по математике: арифметика и наглядная геометрия;
- по естествознанию: неживая природа, растения, животные, человек;
- по географии: начальный курс физической географии, природа нашей Родины, география материков и океанов, география своей страны, региона;
- по истории;
а также программа:
- по изобразительному искусству;
- по музыке;
- по физической культуре;
- по социально-бытовой ориентировке;
- по ритмике.
По трудовому и профессиональному обучению созданы программы для 1-3 классов (ручной труд), для 4-9 классов – по столярному, слесарному, швейному, по сельскохозяйственному труду, по столярно-плотническому и штукатурно-молярному делу [11].
Программы по цветоводству и декоративному садоводству, обслуживающему труду (подготовка рабочих сферы обслуживания) рассчитаны на использование их как в сельских, так и в городских школах.
Все эти программы рассматриваются как базисные. На их основе в 8-9 классах может осуществляться более узкая специализация, соответствующая профилю того предприятия, в котором ученики проходят производственную практику. Учащиеся должны быть подготовлены к той профессии, по которой они могут быть трудоустроены.
Программы такой школы учитывают особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей. Они направлены на разностороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программы содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации.
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа 8 вида готовит своих воспитанников к непосредственному включению в жизнь, трудовую деятельность в условиях современного производства.
В программах принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В них конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания умственно отсталых детей [4].
Содержание обучения отражено в оригинальных учебниках для специальной школы, которые издаются ко всем основным учебным предметам. В общей и специальной подготовке учебник рассматривается как книга для ученика, которая является важнейшим инструментом его учения. Вместе с тем она служит и методическим ориентиром для учителя, определяя последовательность введения понятий, распределение времени между учебным материалом.
Учебники для специальной школы и для массовой, должны удовлетворять общепедагогическим, методическим и полиграфическим требованиям [8].
Что касается общепедагогических требований, то они заключаются в необходимости:
- обеспечивать воспитывающий характер обучения и формирование материалистического мировоззрения;
- сообщать научно достоверные данные в пределах, обозначенных программой;
- развивать мышление учащихся, формировать основные приемы умственной деятельности, развивать речь;
В качестве методических требований выдвигаются следующие требования:
- соответствие возрастным особенностям учащихся, по содержанию, эмоциональному воздействию;
- четкое структурное членение и графическое выделение выводов, важнейших положений, ключевых понятий и т.п.;
- достаточное количество иллюстраций, облегчающих восприятие, понимание и запоминание учебного материала, удобно расположенных и связанных с текстом [11].
Учебные предметы специальной школы
Обучение осуществляется постепенно от частного к общему, от конкретного к абстрактному.
В современной дидактике «учебный предмет» рассматривается, как теоретическое понятие. Он отличается от учебного материала, который является воплощением конкретного содержания образования, подлежащего усвоению за урок, занятие и т.д. В учебный материал включают не только изложение фактов, но и вопросы, задания, упражнения, наглядность и другие виды деятельности [11].
РУССКИЙ (РОДНОЙ) ЯЗЫК
Этот учебный предмет является ведущим, т.к. от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. К одному из основных разделов изучения языка относится «Обучение грамоте», которое осуществляется в течение всего 1-го класса. В этот период учащиеся овладевают звуковым анализом, первоначальными навыками чтения и письма. К концу года они должны научиться читать по слогам короткие, доступные для них букварные тексты, списывать и писать под диктовку слова, списывать после разбора короткие предложения. Умственно отсталые первоклассники должны выучить наизусть с голоса учителя и уметь читать
короткие стихотворения или четверостишия [15].
«Грамматика и правописание» является наиболее сложным разделом русского языка в силу значительной абстрактности самого учебного материала. На основе усвоения элементарных знаний по грамматике и правописанию у учащихся формируются некоторые орфографические и пунктуационные навыки, развивается устная и письменная речь, что имеет большое значение для социальной адаптации.
По русскому языку во все годы обучения изучаются разделы: «Звуки и буквы», «Слова», «Предложения», «Связная речь». В младших классах большое внимание уделяется работе со звуками и буквами, на основе которых учащиеся овладевают фонетически правильным письмом, а затем письмом, по правилу (простейшие случаи).
При изучении раздела «Слово» в старших классах учащиеся усваивают более сложные правила правописания. На базе практического усвоения простого предложения в младших классах на старших годах обучения школьники изучают разной сложности синтаксические конструкции. Усиление практической направленности обучения повышается от класса к классу. В старших классах учащиеся должны использовать полученные знания в практической деятельности при написании изложений и сочинений. У школьников формируются навыки четкого, правильного, логического изложения своих мыслей в устной и письменной форме, при написании деловых бумаг (автобиография, заявления и др.) [16].
Такой раздел программы по родному языку, как «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности», направлен не расширение и уточнение у учащихся круга представлений о предметах и явлениях действительности: обогащение их словарного запаса, развитие диалогической и монологической речи. Школьники знакомятся с предметами их ближайшего окружения, явлениями природы и их сезонными изменениями.
В результате учащиеся должны знать названия предметов и явлений, уметь выполнять некоторые практические работы по уходу за одежной, обувью, комнатными растениями, выполнять правила дорожного движения. В процессе обучения осуществляется экологическое воспитание школьников.
Источник: www.yaneuch.ru
Коррекционное обучение в условиях общеобразовательной школы. — презентация
Презентация на тему: » Коррекционное обучение в условиях общеобразовательной школы.» — Транскрипт:
1 Коррекционное обучение в условиях общеобразовательной школы
2 Система специализированной помощи детям с особыми образовательными потребностями Обучение в специализированном учреждении (I-VIII вида); Интегрированное обучение.
3 Виды специальных (коррекционных) учреждений I вида – для неслышащих детей; II вида – для слабослышащих; III вида – для слепых детей; IV вида — для слабовидящих; V вида – для детей с тяжелыми нарушениями речи; VI – для детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата; VII – для детей с задержкой психического развития; VIII –для детей с умственной отсталостью.
4 Интегрированное образование Обучение в специальном (коррекционном) классе I – VIII вида в общеобразовательной школе; Инклюзивное образование.
5 Модель интеграции Классы для детей с нарушениями развития; Классы для детей группы риска школьной дезадаптации.
6 Классы для детей с нарушениями развития с нарушениями слуха: глухие и слабослышащие; с нарушением зрения: слепые и слабовидящие; с тяжелыми нарушениями речи; с нарушениями опорно-двигательного аппарата; с задержкой психического развития; с умственной отсталостью; с расстройствами аутистического спектра;
7 Сейчас в таких классах обучается более 160 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья. 28 тысяч – умственно отсталые дети; 122 тысячи – дети с задержкой психического развития; 10 тысяч — дети с физическими недостатками
8 Дети с задержкой психического развития ЗПР – это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности. (дети, имеющие заключение ПМПК С(К)ОУ 7 вида )
9 Классификация детей с ЗПР 1.Интеллектуальные нарушения в связи с неблагоприятными условиями среды и воспитания или патологией поведения; 2.Интеллектуальные нарушения при длительных астенических состояниях, обусловленных соматическими заболеваниями; 3.Нарушения при различных формах инфантилизма. 4.Вторичная интеллектуальная недостаточность в связи с поражением слуха, зрения, дефектами речи, чтения, письма; 5.Функционально-динамические интеллектуальные нарушения у детей в резидуальной стадии и отдаленном периоде инфекций и травм центральной нервной системы.
10 Характерные недостатки развития детей с ЗПР (данные ПМПК) замедленное и ограниченное восприятие; недостатки развития моторики; недостатки речевого развития; недостатки развития мыслительной деятельности; недостаточная по сравнению со здоровыми детьми познавательная активность; пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях; недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм и заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением).
11 Организация и функционирование специальных (коррекционных) образовательных классов VII вида. 1. Специальные (коррекционные) образовательные классы VII вида могут быть организованы во всех видах образовательных учреждений, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности по реализации специальных (коррекционных) программ. 2. Специальные (коррекционные) образовательные классы VII вида открываются преимущественно на ступени начального общего образования в начале первого или второго года обучения и могут функционировать до получения детьми основного общего образования. 3. Функционирование 3. Функционирование специальных (коррекционных) образовательных классов VII вида на ступени основного общего образования допустимо в следующих случаях: — когда на более ранних этапах возрастного развития, обучения коррекционная помощь детям не оказывалась; — когда ребенок обучался в специальном классе менее двух лет; — когда в силу сложности нарушения, наличия отклонений эмоционально- волевой сферы, поведенческих и психологических проблем пребывание ребенка в условиях общеобразовательного класса оказывает негативное влияние на эффективность освоения общеобразовательных программ остальными учащимися класса.
12 Организация и функционирование специальных (коррекционных) образовательных классов VII вида. 4. При положительной динамике развития и успешном освоении учебной программы по решению краевой (муниципальной) психолого-медико- педагогической комиссии учащиеся специальных (коррекционных) образовательных классов VII вида могут быть переведены в обычные общеобразовательные классы. 5. Максимальная наполняемость специальных (коррекционных) образовательных классов VII вида 12 человек. Увеличение количества учащихся в данных классах недопустимо так, как повлечет за собой ухудшение качества образовательного процесса и нарушение прав детей на получение образования. 6. Основными задачами специальных (коррекционных) образовательных классов VII вида являются: нормализация учебной деятельности, активизация познавательной деятельности, повышение уровня умственного развития, коррекция недостатков эмоционально- личностного и социального развития, социально-трудовая адаптация учащихся.
13 Организация и функционирование специальных (коррекционных) образовательных классов VII вида. 7. Образовательные программы для обучающихся специальных (коррекционных) образовательных классов VII вида разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом их возможностей и особенностей психофизического развития. 8. Государственная (итоговая) аттестация для учащихся классов VII вида проводится в традиционной форме. 9. Выпускники успешно освоившие курс основной школы, получают документ установленного образца о получении основного общего образования.
14 Классы компенсирующего обучения ( для детей группы риска социальной дезадаптации ) соматически ослабленные: часто болеющие, имеющие тяжелые хронические заболевания; психологически неготовые к школьному обучению; социально запущенные; с низкими адаптационными возможностями и др.
15 Характерные недостатки развития детей группы риска школьной дезадаптации Отсутствие выраженных отклонений в развитии; Интеллектуальное развитие соответствует возрастной норме; Низкая работоспособность, повышенная утомляемость и отвлекаемость; Импульсивность; Гиперактивность: Низкий уровень произвольности психических функций и деятельности; Несформированность учебной мотивации и познавательных интересов; Трудности регуляции и планирования собственной деятельности; Проявления девиаций в поведении.
16 Положение о классах компенсирующего обучения в общеобразовательных Забайкальского края 1. Классы компенсирующего обучения могут быть организованы во всех видах общеобразовательных учреждений, располагающих необходимыми для работы кадрами, материально-техническими условиями. Классы компенсирующего обучения открываются по предложению педагогического совета общеобразовательного учреждения на основании приказа директора. 2. Классы компенсирующего обучения создаются преимущественно на ступени начального образования в начале первого или второго года обучения. 3. Наполняемость класса компенсирующего обучения составляет от 12 до 20 человек. 4. Обучающиеся, освоившие программы общеобразовательных предметов в классах компенсирующего обучения, по решению психолого- педагогического консилиума переводятся в соответствующий класс общеобразовательного учреждения, работающий по основным общеобразовательным программам.
17 Положение о классах компенсирующего обучения в общеобразовательных Забайкальского края 5. В классах компенсирующего обучения реализуются общеобразовательные программы. Составной частью деятельности классов компенсирующего обучения является программа диагностической и коррекционно- развивающей работы, которая реализуется как в процессе учебных, так и внеучебных занятий с обучающимися. 6. Государственная (итоговая) аттестация для учащихся классов компенсирующего обучения проводится в традиционной форме. Учащиеся классов компенсирующего обучения сдают итоговую аттестацию на общих основаниях.
18 Общие принципы и правила коррекционной работы: 1. Индивидуальный подход к каждому ученику. 2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности). 3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки. 4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
19 Учителю необходимо: следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок; посадить ребенка на первые парты, как можно ближе к учителю, так как контакт глаз усиливает внимание; поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно; разрешать обучающимся при выполнении упражнений записывать различные шаги.
20 Учиться могут все дети, а значит, всем им, какими бы тяжелыми ни были нарушения развития, должна предоставляться возможность получить образование.
Источник: www.myshared.ru
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. 5-9 классы в двух сборниках
Сборник 1 включает в себя программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы по следующим предметам: русский (родной) язык, математика, природоведение, биология, география, история, обществоведение, социально-бытовая ориентировка, музыка, изобразительное искусство, физическая культура.
Программы учитывают особенности познавательной деятельности умственно-отсталых детей. Они направлены на разностороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Содержание обучения по всем программам носит практическую направленность и способствует социальной адаптации учащихся.
Пояснительная записка
Русский (родной) язык (В. В. Воронкова)
Математика (М. Н. Перова, В. В. Эк, Т. В. Алышева)
Природоведение (В. В. Воронкова, Л. В. Кмытюк, Т. В. Шевырёва)
Естествознание (биология) (В. И. Сивоглазов, Т. В. Шевырева, Л. В. Кмытюк, В. В. Воронкова)
География (Т. М. Лифанова)
История (О. И. Бородина, В. М. Мозговой, Л. С. Сековец)
Обществоведение (В. М. Мозговой, В. В. Воронкова)
Социально-бытовая ориентировка (С. А. Казакова, В. В. Воронкова )
Музыка (И. В. Евтушенко)
Физическое воспитание (В. М. Мозговой)
Изобразительное искусство (И. А. Грошенков)
Сборник 2 включает в себя программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы по профессионально-трудовому обучению: столярное, слесарное, швейное дело, сельско-хозяйственный труд, переплетно-картонажное дело, подготовка младшего обслуживающего персонала, цветоводство и декоративное садоводство.
Программы данного сборника содержат учебный материал для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида (первый этап). Второй этап предполагает обучение в ПТУ или в учебно-производственном отделении учебно-воспитательного комплекса для детей с нарушениями интеллектуального развития.
Источник: www.xn--b1adnajvmpk.xn--p1ai
Образование
Адаптированная образовательная программа муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида № 39»
Формы обучения:
Очная (Не используются электронное обучение и дистанционные образовательные технологии)
Нормативный срок обучения:
Для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (1 вариант) — 11 лет. Для обучающихся с тяжелой степенью умственной отсталости (2 вариант) — 9 лет.
Государственная аккредитация:
не требуется
Языки, на которых осуществляется образование (обучение):
Учебный предмет, курс, дисциплина (модуль), предусмотренные соответствующей образовательной программой:
Чтение и развитие речи, письмо и развитие речи, математика, история Отечества, обществознание, биология, география, музыка, физическая культура, профессионально-трудовое обучение, социально-бытовая ориентировка, факультативные занятия (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, основы компьютерной грамотности), родной язык и литература, этика и психология семейной жизни, производственное обучение, элементы экономических знаний, чтение, письмо, человек, человек и общество, мир растений, мир животных, изобразительное искусство, самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, ремесло
Уровень образования:
начальное общее образование
Описание образовательной программы:
При реализации образовательной программы используются электронное обучение и дистанционные образовательные технологии
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 – 4 класс) федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1
Источник: www.school-internat39.ru