Программа 8 вида обучения что это такое

Процесс обучения — это двусторонний процесс, в котором про­является деятельность учителя и учащихся. Учитель обязан воору­жить детей знаниями, ученики — овладеть ими и применять на практике.

Олигофренопедагогика, как составная часть коррекционной педагогики, рассматривает следующие связанные между собой направления:

· система управления специальной (коррекционной) школой — школоведение.

Основным концептуальным подходом является положение о том, что учащиеся школы обладают способностью к усвоению знаний, могут их применить в более простых ситуациях под конт­ролем учителя.

Педагогический процесс как система не идентичен системе протекания самого процесса. В качестве систем выступают: народ­ное образование в целом — учебное заведение, школа, класс, учительский и детский коллективы. Каждая из этих систем функ­ционирует в определенных внешних и внутренних условиях. Внеш­ними условиями являются: природная среда, различные центры, материально-техническое обеспечение учебного процесса, нали­чие педагогических кадров и т.д.

Снять диагноз умственной отсталости

К внутренним условиям относится сам учебный процесс с направлениями, его составляющими; обеспечение программами, учебными планами, учебниками; знание учителем возможностей

учеников с нарушениями интеллекта, зон их актуального разви­тия и ближайшего развития. Результат процесса обучения нахо­дится в прямой зависимости от характера взаимодействия педаго­га и учащихся, применяемой технологии.

Эта модель построения обучения может быть использована в коррекционном обучении. Особенности развития умственно от­сталых детей требуют иной, чем в обычной школе, содержатель­ной наполняемости этой модели.

Основными источниками содержания школьного образования являются: цели и задачи обучения; принципы, методы, формы воздействия на учащегося и процесс обучения в целом.

Дети с нарушениями интеллекта не способны сразу включить­ся в учебно-познавательную деятельность. Причин несколько:

· качественное своеобразие структуры дефекта, его количе­ственных проявлений у разных детей;

· первичный дефект приводит к возникновению многих других вторичных и третичных отклонений;

· низкий уровень развития всех психических процессов (памя­ти, речи, мышления, восприятия, воли, интереса).

· гораздо меньшие возможности принимать, осмысливать, пе­рерабатывать полученную информацию;

· особенности воздействия социальной сферы (окружение ре­бенка — школа, семья, взрослые, сверстники и др.) на личность подростка с нарушениями интеллекта.

В силу этих причин весь процесс обучения учащихся с наруше­ниями интеллекта должен нести коррекционную направленность.

Процесс обучения, где в качестве воздействия на личность уча­щегося применяются специальные педагогические приемы, сти­мулирующие у них компенсаторные процессы развития познава­тельных возможностей, называется коррекционным.

Однако важно, по словам Л.С.Выготского, помнить о том, что строить процесс обучения умственно отсталых только с пози­ций учета и коррекции их недостатков мало. Характеристика уче­ника как неразвитого в физическом и психическом развитии вер­на только наполовину, у умственно отсталых детей обнаруживает­ся не только нарушение отдельных психофизических функций, но и относительная сохранность других функций. Следовательно, обу­чение в специальной (коррекционной) школе VIII вида осуще­ствляется с учетом не только особенностей учащихся, но и их возможностей. Каждый умственно отсталый подросток — это осо­бая личность со своими учебными, двигательными возможностя­ми, характером и поступками.

Психолого медико педагогическая комиссия ПМПК Что это такое и как подготовить ребенка?

2.4. Базисный учебный план специальной (коррекционной) школы VIII вида

Учебный план — это нормативный документ, раскрывающий учебный процесс, осуществляемый в школе.

· определяет состав учебных предметов;

· устанавливает порядок и последовательность их прохождения;

· указывает количество времени на каждый предмет;

· является основанием для определения режима деятельности школы; помогает устанавливать учебную нагрузку преподавателя;

· является основным документом, на основе которого состав­ляется школьное расписание;

· определяет функциональную нагрузку учащихся конкретно­го класса в недельном режиме.

Разработка учебных планов — одна из сложнейших проблем педагогической науки и школьной практики.

Учебные планы специальной коррекционной школы представ­лены в едином региональном учебном плане.

Закон Российской Федерации «Об образовании» и приказ МО РФ № 237 от 07.06.93 «О введении Базисного учебного плана в общеобразовательных учреждениях на территории РФ» потребо­вали изменения структуры и соответственно содержания обуче­ния детей с нарушениями интеллектуального развития.

Согласно концепции развития специального образования для лиц с умственной отсталостью модель специальной (коррекцион­ной) школы VIII в ида на сегодняшний день рассчитана на 10-11 срок обучения с пропедевтическим пери­одом обучения.

В структуре школьного обучения выделяются:

· пропедевтико-диагностический этап — 0-й класс;

· этап начального обучения – 1- 4-й классы;

· этап общего образования – 5 — 8-й (9-й) классы;

· завершающий этап углубленной социально-трудовой подго­товки – 9-10-й (11-й) классы.

Читайте также:
C root что это за программа

Школа имеет право выбора сроков обучения в зависимости от региональных, экономических, материальных и других условий, а также от специфики отдельных предметов (факультативов).

Из системы общеобразовательных предметов в учебный план включены: родной язык (чтение, письмо), математика, биоло­гия, география, история, изобразительное искусство, пение, му­зыка, физическое воспитание, трудовое и профессиональное обу­чение, обществоведение.

Все учебные предметы группируются в два блока — общеобра­зовательный и коррекционно-развивающий.

К коррекционному блоку относятся: логопедическая коррек­ция, ЛФК (лечебная физкультура), развитие психомоторики и сенсомоторики. С учетом конкретной модели учебного заведения и этапа обучения составляются учебные планы для конкретного периода.

Особый интерес вызывают учебный план для учащихся 0-1 -4-го классов (руководитель проекта В. В. Воронкова) и так назы­ваемый подготовительный пропедевтико-диагностический учеб

Создание учебного плана отдельно для детей подготовительно­го класса имеет огромное значение в социально-правовом и педа­гогическом аспектах и способствует тому, что системой обучения оказываются охвачены дети с тяжелой умственной отсталостью — имбецилы.

В учебном плане четко определяется учебная нагрузка учащих­ся. Максимальная недельная нагрузка выглядит следующим обра­зом:

— подготовительный класс – 18-20 часов;

— 1-й класс-20 часов;

— 2-й класс-22 часа;

— 3-й класс-23 часа;

— 4-й класс-25 часов;

— 5-й класс-28 часов;

— 6-й класс-30 часов;

— 7-й класс-30 часов;

— 8-й класс-30 часов;

— 9-й класс-30 часов;

— 10-й класс-35 часов;

— 11-й (12-й)-35 часов.

Это учебная нагрузка по обязательной программе. С учетом фа­культативных занятий она увеличивается на 2-3 часа. Например, в 6-9-х классах она составляет 32 часа.

На обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия отводится по 15-20 минут учебного времени на од­ного ученика.

В школе могут создаваться одногодичные (10-й), двухгодичные (10-11-й) и трехгодичные (10-12-й) профессиональные клас­сы. Решение о создании таких классов принимается на региональ­ном уровне.

Число учебных часов может регулироваться за счет распределе­ния общей нагрузки по дням недели (пятидневная и шестиднев­ная).

Начало и продолжительность учебного года и каникул устанавливаются в сроки, действующие для всех общеобразователь­ных учреждений.

Информация, сгруппированная в базисном учебном плане, по­могает правильно определить деятельность специальных (коррекционных) учреждений.

Учебная программа — это нормативный документ, в котором определяется круг основных знаний, умений, навыков, подлежа­щих усвоению по каждому отдельному предмету. В программе при­водится перечень тем изучаемого материала, даются рекоменда­ции по количеству времени на каждую тему. Учебный материал распределяется по годам обучения. В настоящее время созданы ти­повые программы для первых классов по общеобразовательным предметам и трудовому обучению. Созданные программы учиты­вают особенности познавательной деятельности детей с наруше­нием интеллекта.

Структура программы по каждому предмету имеет три раздела: «Пояснительная записка», «Содержание программного материа­ла», «Основные требования к знаниям и умениям учащихся».

В условиях специального обучения используют три способа построения программ: линейный, линейно-концентрический, кон­центрический.

При линейном способе учебный материал выстраивается как бы по одной линии, отдельные темы образуют непрерывную после­довательную связь между собой.

Линейно-концентрический способ предполагает, что учебный ма­териал выстраивается последовательно, с остановками на отдель­ных темах, которые изучаются более углубленно.

Концентрический способ характеризуется тем, что один и тот же материал излагается несколько раз, но с элементами усложнения или упрощения, без нарушения внутренней связи между элемен­тами содержания изучаемого материала. Это не просто повторе­ние пройденного, а все более глубокое проникновение в сущ­ность рассматриваемых явлений.

Они включают тексты, задания, вопросы, памятки, таблицы, схемы, иллюстративный материал с подписями.

Учебных пособий для специальных (коррекционных) школ VIII вида издается недостаточно. Но этот пробел восполняют сами учителя. В школах имеется богатейший раздаточно-дидактический материал, создается уникальный опыт обучения учащихся с на­рушениями в интеллектуальном развитии.

Учебные предметы специальной (коррекционной) школы VIII вида определены учебным планом. Каждый конкрет­ный предмет имеет свою специфику, логику рассматриваемых по­нятий, носит базовый характер.

Вопросы и задания

1. Раскройте принцип воспитывающей и развивающей направленно­сти обучения.

2. В чем особенности реализации принципа научности и доступности обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида?

3. Раскройте принцип связи обучения с жизнью.

4. Как реализуется принцип наглядности в обучении детей с наруше­нием интеллекта?

5. Раскройте принцип сознательности и активности в обучении.

6. В чем своеобразие реализации принципа систематичности и последо­вательности в обучении в специальной (коррекционной) школе VIII вида?

7. Раскройте принцип коллективного характера обучения и учета ин­дивидуальных особенностей учащихся.

8. В чем особенности реализации принципа прочности в обучении в специальной (коррекционной) школе VIII вида?

9. Перечислите специфические дидактические принципы.

10. Охарактеризуйте принцип коррекционной направленности в обу­чении.

11. Что вкладывается в понятие «образование»?

Читайте также:
Televzr light что это за программа нужна ли она на компьютере

12. Какое главное отличие в обучении детей с нарушениями интел­лекта и нормально развивающихся школьников?

14. Дайте краткую характеристику внутренним и внешним условиям обучения.

15. Какое принципиальное отличие основного учебного плана от пла­на для подготовительного класса?

16. Какие основные общеобразовательные модули имеются в учебных планах?

17. Как распределяется учебная нагрузка по отдельным классам?

18. Какие направления составляют коррекционные технологии?

19. Проанализируйте учебный план, найдите и выделите основной блок общеразвивающих предметов, сгруппируйте их по направлениям.

20. Какие коррекционно-развивающие модели имеются в учебном плане специальной (коррекционной) школы VIII вида?

Глава 3. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

Источник: studopedia.su

Что такое коррекционное образование

Образование особого ребенка требует от родителей максимально трезвой оценки ситуации. В некоторых случаях можно попробовать отдать сына или дочь в стандартную общеобразовательную школу, а в некоторых – наилучшим вариантом станет специализированное коррекционное учреждение.

В нашей стране действует система школьного образования для особых детей. В ее рамках действуют специализированные школы. Однако это вовсе не означает, что при наличии какого-то нарушения в развитии ребенок автоматически попадает в такую школу.

Решение принимают родители

Решение о том, как и где будет учиться особый ребенок, принимают его родители. От них требуется максимально трезвая оценка ситуации. Если ребенок, например, плохо видит или испытывает серьезные трудности с самостоятельным передвижением, то отправлять его в обычную общеобразовательную школу будет, скорее всего, неправильно. От этого он не станет видеть лучше или лучше ходить.

Наоборот, стандартные требования, которые предъявляются там, могут оказаться для него невыполнимыми, что станет причиной стресса. А это еще больше усугубит его и так непростую ситуацию.

К стрессу от неспособности выполнить требования стандартной учебной программы могут добавиться переживания по поводу взаимодействия с остальными учениками. Не хотелось бы сгущать краски, но далеко не все нормотипичные дети готовы принять и понять тех, кто от них отличается. Да, сегодня много говорится об интеграционном и инклюзивном образовании, но эта практика распространена еще недостаточно широко.

Поэтому принимая решение, надо хорошо понимать, что особый ребенок в системе общего образования может испытывать серьезный дискомфорт. Хотя имеет место и другой опыт: при общении с нормотипичными сверстками быстрее и эффективнее происходит социализация ребенка-инвалида.

Как могут помочь специалисты

Выбор может оказаться трудным, помочь его сделать могут специалисты. Опять же исключительно по собственной инициативе родители могут провести обследование ребенка на предмет его способности к обучению. Этим занимается специальная психолого-медико-педагогическая комиссия(ПМПК). По результатам обследования ребенку может быть присвоен статус ОВЗ, ограничение возможностей здоровья. На его основании будет рекомендован вариант обучения, программа, методика, в том числе, предложен вариант образовательного учреждения.

Стоит оговорится, что статус ОВЗ дается на ограниченный срок. По его окончании проводится повторное обследование и принимается решение о продлении или о прекращении этого статуса.

Что такое коррекционное образование

Но в некоторых случаях выбор может быть очевиден. Речь идет о детях с серьезными нарушения в развитии. К ним относится слепота, глухота, умственная отсталость неспособность передвигаться самостоятельно. Для обучения таких детей созданы специализированные школы.

В них не только созданы все подходящие условия для обучения по условной общеобразовательной программе. Большое внимание уделяется коррекционной работе, развитию необходимых навыков. Коллектив таких учреждений состоит не только из педагогов, но и других специалистов, преимущественно медицинского профиля.

Коррекционная система школьного образование для детей с ОВЗ отличается от обычного тем, что учитывает потребности физического и интеллектуального развития ребенка и имеет направленность на улучшения текущего состояния его здоровья, сокращение отставания в развитии.

Какими бывают специальные школы

Специализированные коррекционные школы имею разную направленность, в зависимости от заболевания. Всего существует восемь видов таких школ. Кроме тех особенностей, о которых мы рассказали чуть выше, их отличает небольшое количество учеников в классе (как правило, 10-12 человек), наличие обязательных индивидуальных занятий. Школьное образование детей ОВЗ начинается в возрасте 6-7 лет.

Расскажем о каждом виде подробнее:

• I и II вид – обучение при нарушении слуха. Школы первого вида предназначены для абсолютно глухих детей. Они воспринимают мир только через зрение и осязание. Их мышление основано на образах и действиях, а не на речи. Их учат общаться с окружающими через жесты, мимику, письменную речь.

В учреждениях II вида обучаются слабослышащие или поздноглохшие. Основной упор делается на то, чтобы научить детей зрительному восприятию. Они учатся читать по губам и таким образом относительно свободно общались с окружающими

Читайте также:
Программа bluestacks app player что это

• III и IV – при нарушениях зрения. В школах III вида обучаются полностью слепые дети. Они воспринимают окружающий мир через слух и осязание. Поэтому обучение направлено на развитие речи и осязания, улучшение памяти и внимания, умение ориентироваться в пространстве. В список занятий также входит ритмика, ЛФК.

Школы IV вида предназначены для слабовидящих детей. Перед этими учебными заведения стоит задача развивать остаточное зрение и сформировать навыки, которые способствуют социальной адаптации в обществе. В процессе обучения используются тифлоприборы и специальные дидактические материалы

• V – при нарушении речи. Сюда принимаются дети с тяжелой патологией речи — немые, с общим недоразвитие речи, с нарушением произношения отдельных звуков. Здесь совместно с педагогами и другими специалистами они стараются преодолеть нарушения речи и связанных с ними особенности развития психики. Обучение происходит через развитие моторики, ритмики.

Среди занятий – гимнастика и музыка. При нормализации речи, ребенка переводят в обычную школу.

• VI – при нарушениях опорно-двигательного аппарата. Дети с ДЦП, параличами, парезами и парпарезами обучаются в школе. Перед учреждением стоит задача либо восстановить, либо сформировать и развить отсутствующие двигательные функции. Помимо обучения учащиеся также занимаются трудовой деятельностью, что служит основой для будущей профессиональной подготовки.

• VII – при задержки психического развития. Здесь же обучаются дети с ОВЗ по причине синдромом дефицита внимания и гиперактивности, реактивных расстройств. Поскольку у таких детей имеется потенциал для успешного развития интеллекта, но снижены темпы психических процессов (отчего они быстро устают), в учреждение основной упор делается именно на коррекцию именно психического развития и формирование навыков учебы. При хороших результатах ребенка переводят в общеобразовательную школу.

• VII – при аутизме. При обучении учитываются индивидуально-психологическими особенности детей. Отдельное внимание уделяется профессионально-трудовому обучению. Например, учащиеся занимаются в мастерских, изучают швейное и столярное дело

• VIII – при нарушении интеллекта. Главная цель обучения здесь – социально-психологическая реабилитация. В начальной школе проводится всестороннее изучение личности ребенка, выявляются ее возможности и индивидуальные особенности. Работа направлена на формирование интереса к получению знаний, к самостоятельности. Проводится работа по общему и речевому развитию, коррекции нарушений моторики, отклонений в интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах, поведении.

Для детей постарше в приоритете производственное обучение. Прививаются навыки самостоятельной работы в учебных мастерских, подсобных хозяйствах, на предприятиях. При этом учитываются индивидуальные интересы и психофизические возможности. В дальнейшем возможно продолжение профессионального образования в специальных группах профильных учреждений.

Источник: blizkiedrugie.ru

Надомное обучение. Школа VIII вида. Адаптированная программа обучения обучающегося 9 класса с тотальным недоразвитие интеллекта

Надомное обучение. Школа VIII вида. Адаптированная программа обучения обучающегося 9 класса с тотальным недоразвитие интеллекта

Селявина Ирина

Мальчик имеет выраженное тотальное недоразвитие психических функций с нарушением поведения, выраженное стойкое нарушение познавательной деятельности, системное нарушение речи по типу общего недоразвития. Согласно заключению ПМПК, обучается на дому по специальной индивидуальной программе развития на основе адаптированной образовательной программы для детей школьного возраста с нарушениями интеллекта.

3.МЕСТО В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

В программах представлены 10 изучаемых предметов в количестве 12 часов в неделю: письмо и развитие речи – 2 часа в неделю, чтение и развитие речи – 1,5 часа в неделю, математика – 2 часа в неделю, биология – 0,5 часа в неделю, география – 0,5 час в неделю, история Отечества – 0,5 час в неделю, обществознание – 0,5, физкультура – 0,5 часа, профессионально-трудовое обучение – 1,5часа, социально-бытовая ориентировка – 0,5 часа в неделю.

Все перечисленные предметы представлены в ознакомительном порядке, с целью формирования общего представления об изучаемых в 9 классе школы VIII вида понятиях.

Систематические занятия по предметам, чередующиеся с активным отдыхом, должны оказать положительное влияние на психофизическое состояние обучающегося, способствовать коррекции имеющихся нарушений.

Возраст ученика – 17 лет.

Сроки: программа рассчитана на один год.

Формы и режим занятий: занятия проводятся три раза в неделю (понедельник, среда, четверг) во второй половине дня. Во время проведения занятий применяются различные формы и приёмы организации: игра, беседа, наблюдение, динамические 5-минутки, конструирование, работа с печатным материалом, рисование, лепка, аппликация и др.

4.ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ:

— формирование элементарной предметно-практической деятельности;

— формирование коммуникативных функций

Письмо и развитие речи

На изучение программного материала отводится 2 часа в неделю: 1 четверть – 18 уроков, 2 четверть – 14уроков, 3 четверть – 20 уроков, 4 четверть – 17 уроков. Итого – 69 уроков.

Цель: — дать самые элементарные сведения по графическому оформлению звучащей

— формировать способность к элементарной практической деятельности,

Календарно-тематическое планирование

Источник: znanio.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru