Программа 8 3 для аутистов что это

Содержание

Наши журналы
Разделы статьи

  • Аннотация
  • Ключевые слова
  • 1 . Введение
  • 2 . Методы и принципы исследования
  • 3 . Основные результаты
  • 4 . Заключение
  • Дополнительные материалы
  • Финансирование
  • Благодарности
  • Конфликт интересов
  • Список литературы
  • Информация об авторах
  • Метрика статьи

Подпишитесь на рассылку :

Коррекционно-развивающая программа для дошкольника с аутистическим расстройством: эмоционально-смысловой подход

Научная статья
Калашникова С. А.
Зволейко Е. В.
Предложена :
Опубликована :
XML PDF Цитировать
Поделиться :

Аннотация

С увеличением количества случаев расстройств аутистического спектра (далее – РАС) в детской популяции возрастает потребность в поиске и определении путей оказания помощи детям с РАС. В статье проведен анализ основных принципов и содержания эмоционально-смыслового подхода к коррекции аутистических расстройств, разработанного российскими дефектологами.

А вы согласитесь, чтобы за партой с вашим ребенком сидел аутист?

Эмоционально-смысловой подход опирается на идею первичности аффективных нарушений в патопсихологической структуре аутизма, организующих сознание и поведение. Основным средством помощи при РАС выступает налаживание совместного проживания и эмоционального осмысления происходящего в ходе взаимодействия взрослого и ребенка. В качестве примера реализации эмоционально-смыслового подхода к коррекционной работе с детьми с РАС представлено описание содержания коррекционно-развивающей программы для дошкольника с РАС. В качестве направлений работы по программе определены и описаны следующие: повышение мотивации к общению и использованию коммуникативных навыков в разных видах деятельности; обучение коммуникации с людьми в разных видах деятельности; развитие речевых коммуникативных навыков, активация и развитие речи в процессе общения; развитие неречевых коммуникативных навыков; развитие когнитивной сферы ребенка.

Ключевые слова :

расстройство аутистического спектра, коррекционно-развивающая программа, дошкольники с аутистическими расстройствами, эмоционально-смысловой подход, анализ единичного случая.

1. Введение

В современной детской психиатрии, клинической и коррекционной психологии, специальной педагогике проблема аутизма становится одной из самых актуальных. Это обусловлено стремительным ростом количества лиц, страдающих тем или иным вариантом аутистического расстройства. Если в 70-х годах прошлого века распространенность аутизма составляла, по данным L. Wing и J. Gould, 5 : 10000 [18], то в соответствии с современными данными Всемирной организации здравоохранения, расстройства аутистического спектра (далее – РАС) встречаются у 1 из 160 детей [14] , а по данным американского исследования – у 1 из 54 детей [13]. По данным Федеральной службы государственной статистики РФ, показатели заболеваемости аутизмом у детей в России в возрасте до 14 лет (с 2014 по 2018 гг.) увеличились на 107,1% (с 5,3 до 11 : 10 000), у подростков 15-16 лет – на 206,4% (с 1,8 до 5,78 : 10 000) [6]. Согласно данным Министерства здравоохранения РФ, распространенность расстройств аутистического спектра в России составляет около 1% детской популяции [7, C. 5].

Чем отличается аутизм от расстройства аутистического спектра?

Психокоррекционная помощь является обязательной составляющей абилитации лиц с РАС. Исследователи проблем аутизма определили три задачи немедицинской терапии РАС, общая цель которой – снизить влияние РАС на развитие и увеличить влияние развития на РАС:

— нормализация психических функций – когнитивной, речевой, моторной, эмоциональной, развитие социальных навыков и коммуникации, создание предпосылок к школьному обучению. Выбор «мишени обучения» в каждом конкретном случае будет различаться, зависеть от конкретных имеющихся у ребенка сложностей;

— снижение выраженности симптомов (стереотипные действия, приверженность привычкам, ритуалы и пр.);

— оказание разносторонней помощи семье [7, C. 49].

На сегодняшний день основным методом преодоления ключевых дефицитов при аутизме признана абилитация на основе поведенческих, психологических и образовательных подходов, хотя в большинстве случаев их эффективность слабо изучена и не доказана.

К настоящему моменту выделились два основных подхода в оказании психолого-педагогической помощи ребенку с РАС: поведенческий и эмоционально-смысловой.

В поведенческом подходе к коррекции РАС акцент ставится на формировании поведения, где поведенческие навыки формируются с использованием системы подкреплений. В рамках поведенческого подхода известны программы раннего поведенческого вмешательства EIBI (Early intensive behavioral intervention) [12], Денверская модель раннего вмешательства ESDM (Early Start Denver Model) [10], [11], [15], комплексная инклюзивная программа для дошкольников и их родителей LEAP (Learning Experiences – An Alternative Program for Preschoolers and Parents) [17] и другие программы, которые основаны на модели Ловааса, основателя «АВА-терапии». Поведенческий подход реализуется и в программе TEACCH (Treatment and Education of Autistic and Related Communication Handicapped Children), которую применяют с целью улучшения желаемого поведения и снижения нежелательного.

Между тем, еще Л.С. Выготский писал об ошибочности положения бихевиоризма, представители которого узко понимали развитие, сводя его к обучению навыкам, об ошибочности представлений о том, что поведение человека и животного жестко привязано к определенному стимулу, что существует полная зависимость поведения индивида от внешних стимулов [3].

АВА-программа (Applied Behavioral Analysis), наиболее известный вариант поведенческой терапии, широко применяемый за рубежом, имеет достаточное количество как сторонников, так и противников и за рубежом и в России. По утверждению Стенли Гринспена, на протяжении десятилетий терапия РАС была направлена на симптомы этих состояний, а не на проблемы, которые лежат в их основе (имея в виду поведенческий подход), представления о природе аутизма ограничивали спектр возможностей развития, а терапевтические цели ограничивались только изменениями в поведении ребенка [4].

М.М. Либлинг указывает на то, что АВА-терапия – это система управления поведением ребенка, основанная на механическом, неосмысленном закреплении вырабатываемых бытовых и социальных навыков, что генерализует впоследствии проблему их переноса в другие условия, закрепляет стереотипность поведения аутиста. Поэтому поведенческий подход не может рассматриваться как универсальный метод помощи аутичным детям, поскольку он ограничивает возможности развития детей, особенно с легкими формами аутизма [5]. О.С. Никольская считает, что одна из характерных особенностей аутиста – стереотипные проявления – не могут быть убраны методами модификации поведения, потому что они выполняют важную функцию саморегуляции, компенсирующей недостаточность в установлении контактов со средой [1].

В эмоционально-смысловом подходе (Никольская О.С., Баенская, Либлинг М.М., Институт коррекционной педагогики РАО, г. Москва) [2], [5], [8], [9] аутизм понимается как системное нарушение психического развития, особый тип дизонтогенеза, связанный с трудностями формирования эмоциональной сферы. Аутистическое поведение формируется не из-за отсутствия потребности в общении, а из-за нарушения активности и выносливости при взаимодействии с людьми и средой.

Низкие уровни выносливости и активности нарушают эмоциональный контакт, препятствуют становлению исследовательского поведения, ограничивают представления об окружающем и мешают формированию навыков. Постепенно возникают аутистические установки, проявляющиеся подменой развития отношений с людьми фиксацией стереотипных форм поведения, способов аутостимуляции как средств тонизирования и защиты от дискомфорта. На этом ущербном фоне развиваются все другие психические функции (мышление, речь и пр.), интересы ребенка, постепенно оформляется специфическое поведение. Именно изначальные нарушения аффективной сферы блокируют даже имеющиеся возможности когнитивного и социального развития ребенка.

Ведущая идея эмоционально-смыслового подхода – развитие у ребенка активных осмысленных отношений с окружением, которые могут реализоваться только в контакте с другими людьми в совместно разделенном переживании. Ресурс психического развития аутиста, по мнению разработчиков эмоционально-смыслового подхода, открывается при оказании помощи ребенку в формировании более полноценного эмоционального контакта через вовлечение в совместно-разделенное переживание со взрослым.

2. Методы и принципы исследования

На примере анализа единичного случая была разработана коррекционно-развивающая программа для дошкольника с РАС (мальчик; возраст 4 года, расстройство аутистического спектра, задержка психического развития) на основе эмоционально-смыслового подхода. Отправной точкой для разработки программы стала углубленная диагностика психолого-педагогического статуса ребенка. Для оценки развития ребенка, а также для оценки индивидуальной динамики развития по завершении реализации программы, использовались метод наблюдения (схема наблюдения, предложенная Е.О. Смирновой и В.М. Холмогоровой); опросный метод (опросник «Оценка коммуникативных навыков у детей с РАС»).

Основной парадигмой коррекционной работы в данной программе является разделенное переживание ребенка и взрослого, предполагающее сочетание аффективного тонизирования со смысловым комментарием. Особое внимание уделяется работе с родителями, цель которой – создание особого аффективного режима домашнего воспитания.

Читайте также:
Бгу что за программа

Коррекционно — развивающая программа построена с учетом принципов единства диагностики и коррекции; системности и комплексности коррекционных, профилактических и развивающих воздействий; приоритетности коррекции каузального типа; опоры на ведущий тип деятельности; индивидуализации; гибкости организации и построения содержания занятий; возрастания сложности заданий, учета объема и степени разнообразия материала; активного привлечения семьи к участию в коррекционной программе.

3. Основные результаты

В качестве цели программы было определено развитие коммуникативных навыков и познавательных процессов у дошкольника с РАС посредством вовлечения ребенка в совместно разделенное переживание игрового события.

— формировать коммуникативную мотивацию (развитие потребности дошкольника в общении, совместной деятельности со взрослым);

— развивать навыки невербальной коммуникации (жесты и мимику, навыки понимания жестов и мимики других людей);

— развивать речь и навыки вербальной коммуникации (навыки понимания речи и выполнения инструкций);

— закреплять коммуникативные навыки в игровых и повседневных ситуациях;

— корректировать нежелательные формы поведения (замена нежелательных форм поведения и коммуникации более адаптивными);

— формировать упорядоченные представления о себе и мире;

— развивать когнитивные процессы.

В рамках программы реализуются следующие направления работы:

1. Повышение мотивации к общению и использованию коммуникативных навыков в разных видах деятельности:

— установление контакта с ребенком (в том числе зрительного, тактильного, эмоционального) и вовлечение в совместное игровое событие;

— развитие активности и инициативности в совместной деятельности со взрослым, следование за инициативой и идеями ребенка в играх;

— использование привлекательных для ребенка видов деятельности, игр, любимых игрушек ребенка, интерактивных технологий и т.д.

2. Обучение коммуникации с людьми в разных видах деятельности:

— развитие навыков адекватного выражения просьбы/требования, отказа, согласия, привлечения внимания окружающих людей и др.;

— развитие умения воспринимать и выполнять инструкции, просьбы и требования взрослых;

— коррекция неадаптивных способов коммуникации: крика, плача, агрессии, негативизма и т.п.;

— использование разных стилей общения с ребенком в совместной работе нескольких специалистов. Один взрослый в большей степени «следует за ребенком», для улучшения контакта, уменьшения тревоги и негативизма, смягчения аффективных реакций. Второй специалист действует более строго, требуя от ребенка выполнения инструкций, требований и правил.

3. Развитие речевых коммуникативных навыков, активация и развитие речи в процессе общения:

— приемы растормаживания и закрепления появившихся речевых форм, приемы побуждения, провоцирования подражания;

— игры и упражнения, направленные на пополнение словарного запаса ребенка и развитие общих представлений о мире;

— развитие дыхания и мелкой моторики.

4. Развитие неречевых коммуникативных навыков:

— игровые упражнения и игры, связанные с выражением эмоциональных состояний в мимике и пантомимике, развитие способности распознавать и учитывать эмоциональные состояния другого;

— обучение использованию и пониманию жестов в коммуникации.

5. Развитие когнитивной сферы ребенка:

— развитие базовых представлений о себе и окружающем мире;

— развитие наглядно-образного мышления;

— развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации;

— развитие устойчивости, переключаемости и увеличение объема внимания;

— развитие навыков игровой деятельности;

— развитие навыков изобразительной и конструктивной деятельности.

Тематический план составлен в виде перечня направлений работы и возможных приемов, методов и упражнений (см. табл. 1), которые могут применяться на занятии в различных ситуациях с ориентацией на эмоциональное состояние, интересы и инициативу ребенка.

Таблица 1 — Тематический план коррекционно-развивающей программы

1. Повышение мотивации к общению и использованию коммуникативных навыков в разных видах деятельности

Установление зрительного, тактильного и эмоционального контакта

Установление контакта между взрослым и ребенком для дальнейшего общения, повышение мотивации к общению

Вовлечение ребенка в совместную игру со взрослым

Повышение мотивации к общению; развитие навыков коммуникации и игровых навыков в совместной со взрослым игре

Развитие активности и инициативности в совместной деятельности со взрослым

2. Обучение коммуникации с людьми в разных видах деятельности

Обучение выражению просьбы/ требования

Развитие навыков выражения просьбы/требования

Обучение выражению согласия/ отказа

Развитие навыка выражения согласия и отказа

Обучение выражению просьбы о помощи

Развитие навыка просьбы о помощи в разных ситуациях

Развитие умения воспринимать и выполнять инструкции, просьбы и требования взрослых

Коррекция отказов от выполнения инструкций

3. Развитие речевых коммуникативных навыков, активация и развитие речи

Развитие восприятия и понимания речи, расширение словарного запаса и представлений о мире, повышение мотивации к общению, вовлечение ребенка в позитивные эмоциональные переживания и совместную игру со взрослым

Провоцирование подражания и словесных реакций

Побуждение к речевой активности, развитие устной речи

Использование фольклора (песен, поговорок, потешек и т.п.)

Побуждение к речевой активности, развитие устной речи

Изучение названий предметов

Побуждение к речевой активности, развитие навыка называния предметов, расширение словарного запаса и представлений о мире, развитие устной речи, развитие коммуникативных и диалоговых навыков

Побуждение к речевой активности, расширение словарного запаса и представлений о мире, изучение цветов, развитие устной речи, развитие коммуникативных и диалоговых навыков

Побуждение к речевой активности, расширение словарного запаса и представлений о мире, изучение геометрических фигур, развитие устной речи, развитие коммуникативных и диалоговых навыков

Побуждение к речевой активности и подражанию, расширение словарного запаса и представлений о мире, развитие устной речи, развитие коммуникативных и диалоговых навыков

Закрепление речевых реакций

Закрепление появившихся в процессе работы речевых реакций, развитие устной речи

Развитие дыхания, необходимого для устной речи

4. Развитие неречевых коммуникативных навыков

Обучение выражению эмоций

Развитие способности выражать и называть эмоции, навыка распознавать и учитывать эмоциональные состояния другого, развитие неречевых коммуникативных навыков

Развитие способности выражать и называть эмоции, навыка распознавать и учитывать эмоциональные состояния другого, развитие неречевых коммуникативных навыков

Обучение использованию и пониманию жестов

Развитие навыка использования и понимания жестов в коммуникации, развитие неречевых коммуникативных навыков

5. Развитие когнитивной сферы ребенка

Развитие представлений о мире

Развитие базовых представлений о себе и окружающем мире, расширение словарного запаса, развитие когнитивной сферы

Развитие наглядно-образного мышления

Развитие наглядно-образного мышления, мелкой моторики, зрительно-моторной координации, развитие устойчивости, переключаемости и увеличение объема внимания

Развитие навыков игровой деятельности, совместной игры со взрослым

Лепка из пластилина

Развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации, развитие навыков изобразительной деятельности

Развитие навыков конструктивной деятельности, развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации.

Одним из главных принципов построения программы является принцип гибкости организации и построения содержания занятий в связи с индивидуально-типологическими особенностями ребенка (наличием аутистической симптоматики, задержки психического и речевого развития, низкой устойчивостью внимания, эмоциональной лабильностью, склонностью к аффективным вспышкам, негативизму и отказам от следования инструкциям и совместной деятельности). Программа была реализована на протяжении 5 месяцев с периодичностью 2 занятия в неделю.

Контрольная оценка психолого-педагогического статуса ребенка по завершении реализации программы показала положительную динамику развития коммуникативных навыков, в том числе, развитие умения выражать просьбы/требования, отдельные эмоции; умения использовать жесты и речь в коммуникативных целях; формирование новых навыков (умения называть и описывать предметы, привлекать внимание взрослых), а также начатков диалоговых навыков; увеличение общего словарного запаса и активного словаря (до 100 слов), регулярное использование речи и жестов в общении, снижение частоты использования неадаптивных способов коммуникации.

4. Заключение

Эмоционально — смысловой подход опирается на идею первичности аффективных нарушений в патопсихологической структуре аутизма, организующих сознание и поведение. В связи с этим оказание помощи ребенку в формировании более полноценного эмоционального контакта с миром осуществляется посредством вовлечения его в совместно-разделенное переживание со взрослым. Индивидуальная коррекционно-развивающая программа, учитывающая принципы эмоционально-смыслового подхода, позволила получить положительную динамику развития у дошкольника с РАС не только адекватного эмоционального реагирования, поведения и коммуникации, но и стала основой для развития когнитивных процессов и экспрессивной речи.

Источник: research-journal.org

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ, ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Статья посвящена вопросам обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра. Рассматриваются формы, приемы и методы установления эмоционального контакта и вовлечения аутичных детей в совместную деятельность. Статья может быть полезна дефектологам, психологам и логопедам.

Ключевые слова:

Расстройства аутистического спектра, установления эмоционального контакта, эхолалии.

У большинства детей, которые обучаются в классах ССД (сложная структура дефекта), наблюдаются расстройства аутистического спектра. Если рассматривать классификацию раннего детского аутизма (далее РДА) (по К.С.Лебединской и О.С.Никольской) — это дети самой сложной 1 группы.

Читайте также:
Что за программа р с g

Главная задача специалистов — вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность. С этой целью нужно применять в работе с аутичными детьми специфические формы, приемы и методы.

Важным при обучении ребёнка с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС) является установление эмоционального контакта. Это требует от специалистов тщательной подготовки, терпения, гибкости и интуиции. Изначально мы работаем в тесном контакте с родителями: изучаем привычки детей, манеру общения родителей с детьми, режимные моменты и т.д.

Вместе с ними мы определяем предметы или деятельность, которые вызывают у ребенка интерес. Это могут быть компьютерные игры, лепка из пластилина и даже любимые блюда. Далее используем эти сведения на своих занятиях как стимул для совместной деятельности или поощрение за выполненное задание, что дает возможность в дальнейшем продуктивно строить взаимоотношения с ребенком.

Так как у детей с РАС наблюдаются эхолалии (повторение слов, фраз) и эхопраксии (повторение действий), в работе мы применяем специфические формы, приемы и методы. Одной из таких форм являются интегрированные (совместные) занятия специалистов, например, учитель-логопед и учитель — олигофренопедагог.

На занятиях воздействуем как на фронтальные, так и периферические зоны восприятия. Один специалист находится перед ребенком (во фронтальной зоне) и ведет занятие, а второй специалист – в периферической зоне, оказывает все виды помощи. Сначала говорит за ребенка, затем – помощь осуществляется частично (начало фразы, начало действия). Постепенное уменьшение помощи взрослого дает возможность ребенку в дальнейшем выполнять эти действия самостоятельно. В ходе систематической работы мы отметили, что фронтальная зона восприятия ребенка становится более активной.

Для улучшения коммуникативных возможностей используются средства альтернативной коммуникации, при которой осуществляется переход от реального предмета к фотографии этого предмета, затем к цветному изображению и к черно — белому изображению (схеме).

Также в работе с данной категорией детей используется расписание — изображения и слова, которые направляют ребёнка к выполнению последовательности действий на занятии. Расписание представляет собой альбом, в который включены фотографии заданий, расположенные в последовательности, соответствующей структуре занятия. Обязательным условием использования расписания мы считаем включение поощрения (стимула), который ребёнок получает в итоге работы.

С помощью пиктограмм и расписания происходит активизация общения детей, закрепляются представления о времени, характере деятельности, что способствует общей организации, развитию речи, других функций психической деятельности.

При коррекции эхолаличной речи учитель должен четко продумывать инструкцию и повторять ее не более 2-х раз. Объяснять следует спокойным, ровным тоном, чтобы излишняя эмоциональность не мешала, не отвлекала ребенка от подачи основного материала.

Задания должны иметь четкую цель, методы, и динамично сменять друг друга. Все задания предлагаются в игровой форме. Увеличение сложности заданий происходит по мере усвоения материала.

При двигательных аутостимуляциях (повторяющиеся движения) мы подстраиваемся под ребенка, используя рифмованные физминутки. Тем самым замещая стереотипные движения целенаправленными.

Так как дети с РАС стремятся к относительному постоянству, занятия имеют чёткую структуру.

Примерная структура занятия

1. Организационный момент

— настрой на работу — использование предметов, привлекающих внимание ребёнка (звучащие предметы, световые эффекты).

— фиксирование взгляда на лице педагога, сидящем напротив; на движущемся предмете.

— развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих.

2. Сообщение темы занятия через расписание

Задачи этапа: нацеливание ребёнка на последовательность заданий расписания, формирование стимула (предметы, вызывающие у ребёнка интерес: игры, любимые блюда и т.д.).

3. Основная часть

— развитие понимания речи (на бытовых обобщённых понятиях);

— развитие понимания обращённой речи и простейших инструкций;

— развитие зрительного восприятия: соотнесение предметов с картинкой, предмета с пиктограммой, нахождение одинаковых картинок;

— развитие возможности активно пользоваться речью (отражённо, с опорой на образец);

— развитие умения соотносить речевой образец с действием;

— формирование обобщённых понятий в пассивной речи.

4. Физминутка

— развитие общей моторики (подбор действий и упражнений с учётом физического развития ребёнка);

— развитие умения соотносить речь с действием;

— развитие целенаправленности движений;

— развитие мотивации с помощью предметов — стимулов.

— снятие психоэмоционального напряжения через организацию динамической паузы.

5. Упражнение на развитие мелкой моторики

— развитие умения соотносить речь и движения (с помощью рифмованных стихов, соответствующих лексической теме);

— развитие пальчиковой моторики.

6. Штриховка, обводка, раскрашивание

— развитие зрительно-моторной координации;

— развитие зрительного восприятия (узнавание схематичного изображения и соотнесение его с предметом и названием (словом);

— формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, величина);

— закрепление обобщённого понятия.

7. Закрепление изученного материала (предъявление стимула, соответствующего лексической теме).

— развитие мимики (мимические упражнения);

— развитие артикуляционного аппарата;

— развития восприятия вкусовых качеств, запахов;

— развитие тактильно-двигательного восприятия (действия с разнофактурными материалами);

— развитие мотивации и волевой регуляции;

— установление тесного эмоционального контакта с педагогом.

8. Подведение итога занятия с целью получения обратной связи от обучающихся, которая предполагает эмоциональную и познавательную оценку приобретённых знаний, умений и навыков.

Интегрированные занятия направлены на создание благоприятного климата, для развития у обучающихся коммуникативных навыков в различных ситуациях общения со сверстниками и взрослыми, воспитание у них интереса к окружающим людям, создание ситуаций, позволяющих ребёнку проявить и развить свои способности, дальнейшее обогащение и совершенствование речевых средств общения.

В процессе работы творческой группы была разработана программа для детей с РАС. Уровень усвоения программы у каждого ребенка с РАС разный, спрогнозировать динамику развития у детей этой категории очень сложно. Обязательное условие положительной динами мы считаем — многократное повторения речевого материала. Поэтому программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне с усложнением речевого материала.

Подводя, итоги я хочу сделать вывод: при правильно организованной среде обучения мы получаем положительные результаты развития, обучения и воспитания детей, страдающих аутизмом. Коррекционная работа с аутичными детьми требует от специалистов не только терпения, но и понимания природы этого нарушения, проводится совместно с родителями по одной программе.

Литература

  1. Лебединская К.С., Никольская О.С. «Диагностика раннего детского аутизма» М.: Просвещение, 1991.
  2. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. «Аутичный ребенок: пути помощи». М., 1997.
  3. Шипицина Л.М. «Детский аутизм» Хрестоматия. СПб. «Дидактика Плюс», 2001.
  4. Морозов С.А., «Детский аутизм и основы его коррекции (материалы к спецкурсу)».М.: Изд-во «СигналЪ», 2002
  5. Карвасарская И.Б., «В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми» М. «Теревинф», 2003.
  6. Линн.И.МакКланнахан, Патрисия Крантц. «Расписания для детей с аутизмом».Обучение самостоятельному поведению. / Пер. с англ. О Чикурова, С. Морозовой. М.: Изд-во «СигналЪ», 2003.
  7. Нуриева Л. Г.«Развитие речи у аутичных детей» / Издательство: Теревинф, 2003 г.
  8. Шпицберг И. Л. «Коридор с прозрачными стенами» Школьный психолог (№20-2010г.) – М., 2010.
  9. Янушко Е. А. «Игры с аутичным ребенком»Теревинф, 2007.

Источник: kiro-karelia.ru

Лечение аутизма у детей: как адаптировать ребенка в социуме?

Расстройства аутистического спектра характеризуются дефицитом в сфере коммуникации и общения. В переводе слово «аутизм» означает — направленный во внутрь себя, ушедший в себя человек. В зависимости от формы и степени аутизма, когнитивные способности могут быть снижены или сохранены.

Аутизм или расстройство аутистического спектра часто заменяют аббревиатурой (РАС). РАС относится к группе расстройств развития нервной системы.

Простыми словами: «Аутизм — это нарушение психического развития, проявляется как дефицит социальных взаимодействий. При расстройствах аутистического спектра наблюдаются повторяющиеся действия и ограниченный круг интересов».

Виды расстройств аутистического спектра

На сегодня существует несколько разновидностей аутизма:

Ранний детский аутизм

Также, его называют синдромом Каннера. Чаще всего данный вид аутизма можно наблюдать в первые годы жизни ребенка, иногда даже в первые месяцы жизни.

При раннем детском аутизме наблюдаются такие особенности поведения:

  • отказ от общения с близкими;
  • тотальная привязанность или полная отрешенность от коммуникации с мамой;
  • отсутствие интереса к окружающему миру;
  • отказ от еды;
  • отсутствие зрительного контакта;
  • повторяющиеся движения, привязанность к ритуалам.

Атипичный аутизм

Такую форму аутизма можно наблюдать в более позднем возрасте ближе к подростковому периоду.

При атипичном аутизме наблюдаются такие особенности поведения:

  • симптомы носят поверхностный характер, мало выражены;
  • средний уровень интеллекта;
  • наличие разного рода таланта, одаренность к какой-то деятельности;
  • заторможенность речи.

Синдром Аспергера

Данная форма аутизма встречается чаще у мальчиков. Данный вид аутизма считается легкой формой и достаточно легко поддается коррекции.

Читайте также:
Деактивировать программу что это

При синдроме Аспергера, наблюдаются такие особенности поведения:

  • низкий уровень эмпатии и умения сопереживать;
  • нарушена социальная активность, сложности в коммуникации. Часто ребенок не понимает, и не готов принимать правила и социальные нормы;
  • интеллект не страдает, чаще приобретает особый характер.

Синдром Ретта

Достаточно тяжёлая форма аутизма, встречается только среди девочек. При синдроме Ретта наблюдаются такие особенности поведения:

  • малоподвижность конечностей и однообразность их движений;
  • рассредоточенность внимания;
  • возможны судорожные припадки;
  • отсутствие речи, или очень маленький словарный запас.

Причины аутизма рассматриваются через призму разных теорий

Биологическая теория

В данной теории причиной появления аутизма выступает повреждение головного мозга. Ряд исследований показали, что мозг у детей с РАС имеет ряд структурных и функциональных особенностей.

Генетическая теория аутизма

Данная теория предполагает, что аутизм может проявиться при ломкой хромосоме Х, а также при высокой степени мутации генов или генного полиморфизма.

Теория поствакцинального появления аутизма

Данная теория не имеет особого научного подтверждения. Предположительно, развитию аутизма предшествует интоксикация ртутью. Данная гипотеза подтверждена только наблюдениями родителей, которые прослеживается связь между вакцинацией и проявлением аутистических особенностей поведения ребёнка.

Теория нарушения обмена веществ

Появление активных черт поведения наблюдается при фенилкетонурии, мукополисахаридозе, гистедемии.

Опиоидная теория возникновения аутизма

В таком случае появлению аутизма предшествует, попадание в организм опиоидов, которые оказывают огромную нагрузку на нервную систему человека.

Симптомы аутизма можно разделить на три группы

Нарушение в сфере социального взаимодействия:

  • отсутствие интереса к другим людям
  • отсутствие желания участвовать в какой-либо деятельности
  • низкий уровень интереса
  • отсутствие навыка копирования, как способа наследовать поведение значимых взрослых
  • ребёнок может не замечать отсутствие или присутствие родителей
  • отсутствие реакции при обращении к нему по имени
  • отсутствие желания и интереса к каким либо играм основанным на взаимодействии
  • проявление сопротивления при объятьях
  • нарушения в сфере коммуникации
  • избегание контакта «глаза в глаза»
  • эхолалии — автоматическое повторение каких либо слов без обращения к кому-либо
  • могут владеть богатым словарный запасов, но не используют его при общении и коммуникации

Нарушение в сфере коммуникации:

  • аутизм характеризуется стереотипностью и ограниченностью поведения и реакций
  • однообразие игр и интересов
  • присутствием навязчивых движений

«Единственной предсказуемой чертой аутизма является непредсказуемость, единственным постоянным признаком — непостоянство.»

Проявление нарушений действий:

  • продолжительное рассматривание какого-либо предмета в пространстве
  • раскачивание на месте, бег по кругу, кружение вокруг своей оси
  • отсутствие сюжета в играх на взаимодействие
  • желание есть несъедобное
  • хождение на цыпочках
  • нарушение мелкой моторики, сложности в удержания предметов
  • повышенное слюноотделение из-за сильно гипертонуса мышц
  • неприятие нового и незнакомого
  • неприятие прикосновений, объятий
  • самоповреждение
  • отсутствие ощущения опасности
  • нарушение сна
  • особенности пищевого поведение, сильная привязанность к определённом набору продуктов

Лечение аутизма у ребенка

Аутизм не поддается полному излечению. Но, подобрав подходящие психологические и педагогические методы и соответствующее медикаментозное лечение, мы можем достичь максимальной социализации и реабилитации ребенка, у которого есть аутистические черты поведения. Чтобы повысить качество жизни ребенка с РАС и дать ему шанс на полноценную жизнь в будущем, необходим комплексный подход в реабилитации и социализации, соединяющий в себе медикаментозную и не медикаментозную терапию.

Терапия для детей с РАС складывается из двух основных компонентов:

Немедицинская психотерапия

  • Поведенческая терапия – это основа социализации ребёнка с РАС. Данный вид терапии способствует коррекции особенностей поведения, что в последующем времени приводит к развитию навыков коммуникации.
  • Обучение по программе TEACCH. Метод заключается в визуальной подачи всего того, что необходимо освоить ребенку. Наглядные пособия, картинки, вызывают стойкий интерес у ребенка с РАС, тем самым способствуют развитию познавательной активности.
  • Логопедия, речевые занятия, улучшают речь и коммуникативные навыки. Часто занятия с логопедом способствуют повышению вербального общения.
  • Поведенческая терапия помогает приобрести навыки самообслуживания, социальные навыки и способствуют уменьшению симптомов неадаптивного поведение.
  • Прикладной анализ поведения (ABA) — широкого спектра методов, используемых для лечения аутизма и многих других форм поведения. Метод сосредоточен на обучении индивидуальным задачам с использованием принципа: стимул, реакция и вознаграждение.
  • Модель SCERTS — это образовательная модель для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра. Аббревиатура означает акцент на: SC, ER и TS. SC — социальная коммуникация, развитие функциональной коммуникации и эмоционального выражения. ER — эмоциональная регуляция — развитие хорошо регулируемых эмоций и способности справляться со стрессом. TS — транзакционная поддержка — реализация поддержки, чтобы помочь семьям, педагогам и терапевтам реагировать на потребности детей, адаптировать среду и предоставлять инструменты для улучшения обучения.
  • Анималотерапия. Применение анималотерапии, в особенности канистерапии обеспечивает положительную динамику в социализации и коммуникации при РАС. Получая в доступной игровой форме знания о естественных процессах в животном мире, ребенок с РАС учится самостоятельно наблюдать, анализировать, обобщать. Занятия с собакой – терапевтом способствуют повышению общительности и контактности детей с аутистическими чертами. Благодаря собаке ребенок начинает интересоваться происходящим вокруг, у него развивается внимание, память и речь. Отмечено также, что братья наши меньшие заставляют малоподвижных или просто неактивных детей двигаться. После недолгого общения с ребенком с аутизмом можно заметить, что он сначала замечает собаку, а затем и своих родителей. До этого же он мог совсем не реагировал на окружающих. Посетить занятия с профессиональными собаками — терапевтами Вы можете,записавшись на занятие канистерпапиив наш центр.

Медикаментозная терапия

Это комплекс препаратов для улучшения работы головного мозга. Ранее мы подробно описали данный вид лечения при расстройствах аутистического спектра.

Второстепенная роль в лечении и реабилитации при аутизме отводится медикаментозной терапии. Данный вид лечения эффективен при использовании в комплексе с методами педагогической и психологической коррекции.

Основная задача медикаментозного лечения – это устранение и нейтрализация симптомов снижающих эффективность при педагогической и психологической коррекции, таких как агрессия, стереотипы, двигательная расторможенность, аутоагрессия, негативизм. Также некоторые медикаменты стимулируют деятельность головного мозга, тем сами активируют процессы памяти и мышления.

Группы препаратов, применяемых при комплексном лечении аутизма:

  • Ноотропные препараты. Медикаменты этой группы направлены на стимуляцию деятельности головного мозга, активацию процессов памяти и мышления, повышение устойчивости центральной нервной системы к психическим нагрузкам.
  • Антидепрессанты. Считается, что антидепрессанты седативного действия могут способствовать улучшению контакта с ребенком.
  • Транквилизаторы. Их применения показано при сильно выраженных страхах, высоком уровне тревоги.
  • Нейролептики. Данная группа медикаментов используется для коррекции таких проявлений как агрессия, аутоагрессия, двигательная расторможенность, страхи, тревожность, стереотипное двигательное возбуждение. Некоторые способствуют повышению речевой активности, улучшают способность к контакту, улучшают интеллектуальную продуктивность.

ВАЖНО! Необходимость медикаментозного лечения, и назначения препаратов производится строго врачом после проведения диагностики. Помните, что самолечение опасно!

Диагностика РАС

На сегодняшний день не существует медицинских анализов, которые бы достоверно бы определили наличие расстройства аутистического спектра. Основная форма диагностики для выявления аутизма является интервью с родителями, а также наблюдение за поведением ребенка и особенностями его коммуникации. Помимо этого для определения вида и степени выраженности аутизма используют ряд опросников, опираясь на информацию из них можно определить наличие или отсутствие аутизма или расстройства аутистического спектра у ребенка.

Развернутая диагностика для определения наличия и степени выраженности расстройств аутистического спектра проводится комплексом следующих мероприятий:

  • Беседа, наблюдение за ребенком;
  • Тесты, анкеты;
  • Игра, конструирование;
  • МРТ, КТ мозга;
  • Исследование вегетативной, сердечно-сосудистой системы.

Динамическое наблюдение за поведением ребенка является основным методом диагностики аутизма. Также в дополнение к этому методу рекомендуется проведение психологического, физического и неврологического обследование.

Помните, аутизм не приговор!

В комфортных условиях ребенок с РАС может социализироваться, освоить профессию и жить без дискомфорта и с минимальными ограничениями.

Аутизм не опасен для жизни, хоть и влияет на ее качество. Будущее ребенка напрямую зависит не только от формы и степени тяжести болезни, но и от своевременного ее обнаружения, а также от правильно подобранной терапии и методов реабилитации и коррекции.

Помните, особое значение имеет психологическая реабилитация, грамотное и регулярное лечение. Профессиональное сопровождение психолога поможет адаптировать ребенка к социуму, научить его коммуницировать с окружающими людьми и обеспечивать свои собственные потребности.

Записаться на прием вы можете по телефонам:
8 (495) 104 31 51 или 8 (926) 084-11-51.

Источник: hronos-center.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru