Курс «Русский язык» в первом дополнительном классе является пропедевтическим по отношению к систематическому изучению данного предмета, и нацелен на формирование у школьников общего представления о языковых понятиях и правилах, логически взаимосвязанных и обеспечивающих общение между людьми. Структура курса, специальные задания и примеры направлены на осмысление школьниками с РАС того факта, что изучаемые речевые единицы – слово, предложение, текст – именно те, которыми люди пользуются в процессе общения.
Наталия Геннадьевна Тулемесова
Наталия Геннадьевна Тулемесова
Портфолио Разработки Блог автора |
Неограниченная бесплатная загрука материала «Рабочая программа по русскому языку для обучающихся по АООП, вариант 8.2 (для детей с РАС)» доступна всем пользователям. Разработка находится в разделе «Рабочие программы 1-4 класс» и представляет собой: «рабочая программа, коррекционная школа».
Загрузка началась.
Теория вероятностей | Математика TutorOnline
Понравился сайт? Получайте ссылки
на лучшие материалы еженедельно!
Источник: easyen.ru
Школы для детей с аутизмом: особенности выбора
О чем речь? Дети с расстройством аутического спектра являются по-настоящему особенными. Под них нельзя написать единую программу, настолько они непохожи друг на друга. Кроме этого, если до школы можно было находиться дома и не беспокоиться, то школьное образование – это не право, а обязанность ученика.
На что обратить внимание? Современные школы для детей с аутизмом ориентированы на инклюзивное образование. Это могут быть компенсаторные классы, индивидуальное обучение и обучение в общем классе. Важным критерием для выбора формы обучения в школе для детей с аутизмом является уровень социализации ребенка.
Оглавление:
- Основные принципы обучения детей с аутизмом
- Виды школ, в которых могут учиться дети с РАС
- Документы для поступления в школу ребенка с аутизмом
- Подготовка к школе детей с РАС
- Адаптация детей с аутизмом в школе
Основные принципы обучения детей с аутизмом
Существует четыре разработанные программы Федерального государственного образовательного стандарта, по которым может обучаться ребенок с расстройством аутистического спектра:
- Вариант 8.1 предназначен для обучения детей с РАС, достигших к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме. Продолжительность обучения четыре года.
- Вариант 8.2 – для детей с РАС и задержкой психического развития (ЗПР). Уровень итогового развития предполагает получение образования, сравнимого по конечным достижениям с образованием ровесников, которые не имеют ограничений по возможностям здоровья. Продолжительность обучения составляет пять лет при посещении дошкольного образовательного учреждения и шесть при заочной форме.
- Вариант 8.3. предназначен для детей с РАС с осложненной легкой умственной отсталостью. Уровень итогового развития предполагает получение образования, несопоставимое по итоговым достижениям с образованием ровесников, которые не имеют ограничений здоровья. Продолжительность обучения шесть лет.
- Вариант 8.4 предназначен для детей с РАС с осложненной умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития). Предполагает получение образования, которое по содержанию и итоговым результатам не соотносится с достижениями ровесников, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья. Продолжительность обучения шесть лет.
После окончания начальной школы по адаптированным программам дети с РАС в среднем звене обучаются по обычному ФГОС.
8.2 или 8.3. Выбор программы. Ожидания и реальность
При обучении детей с РАС особое внимание нужно уделить следующим моментам:
- Способствовать социализации, взаимодействию с одноклассниками и взрослыми. Чаще всего такие дети испытывают трудности с развитием коммуникации, особенно если ребенок не воспринимает речь. Педагогу необходимо специально создавать обстановку, способствующую общению.
- Навыки самообслуживания. Это одно из важнейших умений, которому ребенок должен обучиться обязательно. Порой это единственный навык, который окажется под силу малышу. Педагогу придется сопровождать каждое отдельное действие ребенка: держать столовые приборы, надевать одежду, расставлять предметы по своим местам.
- Коррекция проявлений нежелательного поведения. Сюда можно отнести нанесение различных травм себе и другим людям, щипание, ребенок может кусаться, кричать. В первую очередь родителям необходимо обратиться к дефектологу, который поможет внести необходимую коррекцию в поступки маленького человека, выстроив логическую схему «проблема – объяснение – решение». Можно попытаться самостоятельно провести коррекционную работу, но поиск рационального способа займет продолжительное время.
Как педагогу успешно пройти аттестацию на категорию в 2023 году и получить доплату до 35 % оклада
Как педагогу получить первую категорию в 2023 году
Как педагогу получить высшую категорию в 2023 году
Отправляя сообщение, вы даете согласие на обработку ваших персональных данных и подписку на рассылку
Уже скачали 8673 человека
Согласно статье 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» родитель вправе выбирать форму получения образования и организацию, осуществляющую образовательную деятельность. Психолого-медико-педагогическая комиссия может только рекомендовать учреждение.
Виды школ, в которых могут учиться дети с РАС
Выделяют следующие виды школ для детей с аутизмом:
Государственная общеобразовательная школа
- Достоинства: наличие утвержденной апробированной программы обучения, базисный учебный план, единство требований к школьникам; учащиеся овладевают основами знаний по всем основным учебным дисциплинам.
- Недостатки: высокая наполняемость классов снижает возможность индивидуального подхода к каждому ученику.
Частная общеобразовательная школа
- Достоинства: возможность индивидуального подхода к каждому ребенку; наличие в штате психолога, оказывающего помощь при наличии проблемных моментов в обучении; возможность участия в различных образовательных проектах с использованием интернет-технологий; хорошая материальная оснащенность учебных кабинетов, высокий уровень организации охраны, горячего питания, внеурочных мероприятий.
- Недостатки: обучение в частных школах довольно дорогое удовольствие.
Интеграционные школы
Представляют собой такую форму организации образовательного процесса, при которой обучение детей с особенностями развития и школьников, не имеющих таких нарушений, осуществляется в стенах одного учреждения.
Достоинства: ребенок ничем не обделен, не ущемлен, развивается в здоровой среде; дополнительная оплата учительского труда за работу с особенными детьми; возможность тьюторского сопровождения отдельным педагогом или индивидуального подхода закрепленного учителя.
Недостатки: интеграционное обучение законодательно в Российской Федерации не закреплено, пока существует на уровне апробации и проектов. Проблемой внедрения такой практики является неготовность общества к подобным образовательным экспериментам и отсутствие опыта работы в условиях интеграционного обучения учителей и дефектологов, их некомпетентность.
Выделяют следующие виды интеграционного обучения:
- В классе общеобразовательной школы с индивидуальным подходом учителя.
- В классе коррекции общеобразовательной школы.
- В специальном классе коррекционной школы.
Обязательным условием является соответствие формы обучения образовательным потребностям ребенка. Если ученик не получает должной психолого-педагогической помощи, условия обучения считаются для него неблагоприятными, а это, в свою очередь, создает дополнительные сложности. Мнимая интеграция, подразумевающая просто пребывание ребенка с РАС среди здоровых детей, не способствует полноценной коррекционной работе.
Скачайте бесплатно
8 практических рекомендаций по работе со сложными детьми
Получите инструкцию по сохранению
здоровой атмосферы в классе
Как учителю работать со сложными детьми
Отправляя сообщение, вы даете согласие на обработку ваших персональных данных и подписку на рассылку
Уже скачали 8673 человека
Специальные (коррекционные) школы
Выделяют 8 видов таких учреждений для детей с различными особенностями развития:
- I и II вид — для детей с нарушениями слуха;
- III и IV вид — для детей с нарушениями зрения;
- V вид — для детей с нарушениями речи;
- VI вид — для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- VII вид — для детей с задержкой психического развития;
- VIII вид — для детей с умственной отсталостью.
Достоинства: наличие апробированной адаптированной программы; невысокая наполняемость классов; большое внимание уделяется внеурочной деятельности; трудовое обучение. Учителя, работающие в таких школах, прошли специальную подготовку, владеют специфическими для обучения формами и методами работы. Программа коррекционных школ нацелена на профессиональную подготовку и последующее трудоустройство.
Недостатки: коррекционные школы чаще всего являются интернатами, поэтому не всегда удается найти учреждение, расположенное поблизости от места жительства ребенка. Родители испытывают тревогу, отдавая сына или дочь в специальную школу, ведь они будут обучаться среди детей, также имеющих определенные нарушения.
Школы для детей с ослабленным здоровьем и школы надомного обучения
Специфические школы, не относящиеся к коррекционным. Под школой для детей с ослабленным здоровьем подразумевается общеобразовательное учреждение, но со щадящим режимом занятий. Школа надомного обучения представляет собой такую организацию учебного процесса, при которой учителя занимаются с ребенком на дому или же с применением средств дистанционного обучения.
Достоинства: занятия проводятся в домашней обстановке, индивидуально или в малых группах не чаще чем 2-3 раза в неделю.
Недостатки: много времени отводится на самостоятельное обучение; отсутствие общения с одноклассниками, изолированность ребенка.
Документы для поступления в школу ребенка с аутизмом
В марте-апреле каждого года начинается прием заявлений в школы. К этому времени важно собрать все необходимые документы, свидетельствующие о наличии у ребенка особенностей развития. С этой целью в ноябре-декабре необходимо посетить психолого-медико-педагогическую комиссию.
Задача ПМПК – полное обследование ребенка на предмет подтверждения или опровержения наличия у него какого-либо диагноза, выявление уровня развития и составление рекомендаций по организации обучения и воспитания.
Персонал комиссии включает в себя специалистов разного профиля: педагоги-психологи, дефектологи, логопеды, неврологи, психиатры и другие. Комплексно обследовав пациента, ПМПК дает заключение, содержащее рекомендованную форму и программу обучения для конкретного ребенка.
Правомерным является направление ребенка на ПМПК дошкольным учреждением, которое, в свою очередь, прикладывает на него характеристику. Процедуру могут инициировать и родители самостоятельно.
Обязательным требованием является прохождение ребенком с РАС врачебной комиссии при медицинской организации до его посещения ПМПК. Задачей врачебной комиссии является диагностирование аутистического расстройства с последующим определением типа образовательной программы, соответствующей уровню развития ребенка.
Источник: solncesvet.ru
Специальная индивидуальная программа развития (подготовительного) класса на 2020-2021 учебный год (вариант 8.2)
На современном этапе развития общества имеется достаточно большая группа детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, которые не могут быть включены в имеющиеся образовательные программы вследствие тяжести и сложности нарушений развития или расстройств поведения, приводящих к социальной дезадаптации. К таким нарушениям можно отнести Синдром Дауна.
30 марта 2023 Михайлова Евгения Константиновна
Содержимое публикации
Муниципальное общеобразовательное учреждение Новоорловская средняя общеобразовательная школа
Специальная индивидуальная программа развития (подготовительного) класса
на 2020-2021 учебный год
Педагог-психолог Хлебникова Е.К.
гп. Новоорловск
Пояснительная записка
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основеадаптированной основной общеобразовательной программыобразования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и нацелена на образование девочки с ТМНР, обучающейся в МОУ «Новоорловская СОШ» с учетом ее особых образовательных потребностей индивидуальнов 1 (пропедевтика) классе
Нормативные документы:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция 2016г);
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599, зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015года №35850;
САНПИН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по Адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», постановление от 10 июля 2015 года № 26;
АООП НОО обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития МОУ «Новоорловская СОШ»
Локальных нормативно-правовых документы, регламентирующих деятельность МОУ «Новоорловская СОШ»;
Устава МОУ «Новоорловская СОШ»;
Актуальность
Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни.
На современном этапе развития общества имеется достаточно большая группа детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, которые не могут быть включены в имеющиеся образовательные программы вследствие тяжести и сложности нарушений развития или расстройств поведения, приводящих к социальной дезадаптации. К таким нарушениям можно отнести Синдром Дауна.
Синдром Дауна был описан в 1866 году Джоном Дауном. Дети с синдромом Дауна рождаются относительно часто: один на 700-800 новорожденных, независимо от страны, социального положения и состояния здоровья родителей. Вероятность рождения такого ребенка увеличивается с возрастом матери, но так как молодые матери рождаются чаще, среди родителей детей с синдромом Дауна представлены все возрастные категории.
В нашей стране в течение долгих лет дети с синдромом Дауна признавались необучаемыми. Это мнение было общепринятым, повсеместным и не подлежащим оспариванию — в том числе и в профессиональной среде. И если необходимость создания разнообразных методик по обучению детей-инвалидов всех прочих категорий ни у кого не вызывала сомнений, то для детей с синдромом Дауна это считалось бесполезным.
За последние годы появились работы, описывающие развитие детей с синдромом Дауна. Согласно им ребенок с синдромом Дауна проходит все те же этапы развития, что и обычный ребенок, хотя средние сроки появления навыков запаздывают. Теперь, когда отношение к этим детям стало меняться, общество столкнулось с тем печальным обстоятельством, что в работе с ними как специалисты, так и родители вынуждены опираться только на зарубежный опыт.
Дети, имеющие диагноз синдром Дауна имеют следующие нарушения в развитии: отставание в моторном развитии – в развитии тонкой и общей моторики; возможные проблемы со слухом и зрением; проблемы с развитием речи; слабая кратковременная слуховая память; более короткий период концентрации; трудности овладения и запоминания новых понятий и навыков; трудности с умением обобщать, рассуждать и доказывать; трудности с установлением последовательности (действий, явлений, предметов и др.), гипомнезия. Для таких детей существует необходимость в особом индивидуально-ориентированном подходе, включающем поддержку их личностного развития, формирование психологических предпосылок обучения, оптимизацию родительско-детского взаимодействия, преодоление психогенных нарушений. Родители этих детей также нуждаются в квалифицированной психологической помощи.
Таким образом, дети с синдромом Дауна нуждаются в особом индивидуально-ориентированном подходе, включающем формирование психологических предпосылок обучения, развития, поддержку личностного развития.
Научная обоснованность
Коррекционно-развивающая программа для ребенка с синдромом Дауна составлена на базе Программы Майоры Питерси и Робина Трилора «Маленькие ступеньки», Программы Л.Б. Бараевой, Д.И. Байкова «Образование учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью»
Образовательной коррекционно-развивающей программы для детей раннего возраста с синдромом Дауна Миридоновой Е.И., Гусевой Н.А., Ляш А.И., Ланской Л.Ю., методического пособий Т.П. Медведевой «Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна», А.Р. Маллера «Специальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии», Е.А. Стребелевой «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии», научных статей журнала «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития»
Исследования зарубежных ученых показали, что систематическая педагогическая помощь детям с синдромом Дауна в условиях семьи с привлечением родителей в процесс коррекционной работы позволяет вывести на новый качественный уровень не только сам процесс развития ребенка, но и в значительной мере определяет процесс интеграции в общество. На всех этапах жизни дети с синдромом Дауна должны, по мнению учёных, находиться под патронажем специалистов, организующих процесс сопровождения этих людей в образовательном и социальном пространстве.
Становление в нашей стране системы помощи является сегодня одним из приоритетов развития системы специального образования. Инновационный подход к формированию новой модели комплексной поддержки ребенка с синдромом Дауна в условиях семьи предполагает активное (субъект — субъектное) взаимодействие всех её участников (специалистов, членов семьи, самого ребёнка) в абилитационном процессе.
Концептуальные положения программы представляют инновационный подход в области образования детей с нарушениями в развитии: «Учиться могут все дети. Ребёнок с нарушениями развития учится медленнее, однако, он может учиться!»
Детям с умственными и физическими нарушениями необходимо овладеть всеми навыками, которые нужны им в играх, общении с окружающими, в достижении максимально возможной независимости для интеграции в общество. Родители, как педагоги, играют самую важную роль.
Эффективность обучения в значительной степени зависит от возраста ребёнка. Индивидуальная программа ребёнка должна удовлетворять как его личным потребностям, так и возможностям его семьи.
Цели программы:
Социализация ребенка с синдромом Дауна.
Создание благоприятных условий для развития личности ребенка.
Осуществление комплексного психолого-педагогического сопровождение семьи и ребенка.
Психолого-педагогическое обследование детей и родительско-детского взаимодействия;
Установление доверительных отношений между специалистами и родителем, специалистами и ребенком, родителем и ребенком;
Предоставление родителям информации по вопросам развития ребенка, об особенностях выявленного расстройства, ресурсах ребенка;
Подбор адекватных методик по обучению, развитию ребенка, имеющего диагноз синдром Дауна;
Проведение индивидуальных развивающих и психокоррекционных занятий в процессе учебной деятельности (игрового сеанса);
Помощь родителям в преодолении психологических проблем.
Основные этапы психолого-педагогического сопровождения
первый этап — адаптационный — установление контакта с ребенком, имеющим диагноз синдром Дауна с учетом индивидуальных особенностей ребенка, его ведущих мотивов и потребностей.
второй этап — усиление психологической активности ребенка:
Формирование механизмов предметной и игровой деятельности как ведущих видов деятельности в младшем школьном возрасте, продуктивных видов деятельности (рисование, конструирования),
Ознакомление с окружающим, развития речи, формирование основ самообслуживания с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с синдромом Дауна.
Социализация ребенка с синдромом Дауна, как процесс формирования социальных контактов и правил поведения в обществе.
третий этап – заключительный (отслеживание динамики развития), подведение годовых итогов, планирование дальнейшего коррекционно-развивающего маршрута для ребенка с синдромом Дауна.
Принципы построения программы
Учет генетического хода основных линий развития предполагающих обучение с опорой на актуальный уровень развития ребенка и его зоны ближайшего развития.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Единство требований к воспитанию ребенка в семье.
Деятельный подход к развитию личности ребенка, в рамках ведущей и типичных видов деятельности в соответствии с интересом ребенка.
Коррекционная направленность образовательного и воспитательного процесса.
Доступность повторяемость и концентричность предложенного материала.
В зависимости от тяжести нарушения ребенка оценка результатов происходит индивидуально. Позитивными результатами следует считать достижение краткосрочных целей, которые признаны специалистами реальными для ребенка и семьи на данном этапе. Контроль результатов работы по краткосрочным целям оптимально проводить каждые 3 месяца.
Обучение для ребенка с синдромом Дауна можно условно разделить на два периода:
I период – сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.
II период – январь, февраль, март, апрель, май.
Наименование этапа психолого-педагогической коррекции
Направление деятельности психолого-педагогической коррекции.
Сроки осуществления деятельности
Установление контакта с ребенком и его родителями. Отслеживание особенностей развития детей.
Адаптация ребенка к коррекционно-развивающей среде. Разработка коррекционно-развивающего маршрута, написание ИОПР для ребенка с синдромом Дауна.
Усиление психологической активности.
Социализация ребенка, организация целенаправленного поведения, развитие основных психологических процессов
Развитие познавательной сферы.
Развитие социально-эмоциональной сферы.
Отслеживание динамики психолого-педагогической коррекции.
Подведение годовых итогов, планирование дальнейшего коррекционно-развивающего маршрута для ребенка с синдромом Дауна.
Коррекционно-развивающие занятия с ребенком проводятся по индивидуальному расписанию в течение учебного года.
Индивидуальный учебный план
Предметные области
Учебные предметы
1. Язык и речевая практика
Речь и альтернативная коммуникация
Источник: www.art-talant.org