Программа 8 2 для аутистов что это такое

Содержание

Если обнаружить аутизм у ребёнка еще в младенческом возрасте, то благодаря пластичности развивающегося головного мозга можно полностью вылечить ребёнка.

Несмотря на то, что аутизм трудно диагностировать до 2 лет, симптомы у ребёнка часто проявляются в 12-18 месяцев.

Если эти симптомы обнаружить к этому времени, то интенсивная терапия может помочь полностью восстановить функциональность мозга.

Первые признаки аутизма включают в себя отсутствие нормального поведения (а не наличие ненормального поведения), поэтому достаточно трудно определить эти симптомы вовремя.

В некоторых случаях первые симптомы аутизма могут быть неверно истолкованы как признаки «хорошего / покладистого ребенка», поскольку ребенок может казаться спокойным, самостоятельным и без особых «требований».

Однако если знать на что обращать внимание в поведении вашего ребенка, то можно заметить первые предупреждающие признаки.

Ранние симптомы у младенцев и малышей

  • не смотрит в глаза (например, не смотрит на мать, когда она его кормит грудью)
  • не улыбается, когда ему улыбаются
  • не реагирует на своё имя или на знакомый голос
  • не следит глазами за движениями предметов
  • не показывает пальцем, не машет ручкой в знак приветсвия, не использует какие-либо жесты с целью общения
  • не следит за тем, что вы показываете ему своей рукой
  • не кричит, чтобы привлечь ваше внимание
  • не требует или не отвечает на ласки
  • не повторяет ваши движения или выражения лица
  • не поднимает к вам руки, чтобы вы взяли его на руки
  • не играет с другими людьми
  • не просит помощи о чем-то, чего он самостоятельно не может сделать

ВНИМАНИЕ: Следующие задержки в развитии означают необходимость немедленного обращения к педиатру!

  • До 6 месяцев: ребёнок не улыбается «от всего сердца» или не делает радостных выражений лица
  • До 9 месяцев: не обменивается звуками, улыбками или другими выражениями лица
  • До 1 года: отсутствие реакции на своё имя. Он также не «лепечет», отсутствуют жесты, такие как указание, попытка достичь чего-либо или приветствие других
  • До 16 месяцев: не говорит ни слова
  • До 2 лет: не произносит фразы, состоящие по крайней мере из двух слов, которые не включают в себя имитацию или повторение

Первые симптомы аутизма у детей старшего возраста

autizm-2

8.2 или 8.3. Выбор программы. Ожидания и реальность

По мере взросления детей признаки аутизма становятся более разнообразными. Существует много предупреждающих симптомов, но они обычно связаны с уменьшением социальных навыков, речевыми и языковыми трудностями, трудностями в невербальном общении и жестким характером поведения.

Симптомы социальных трудностей у ребенка

  • кажется самоотверженным, или игнорирует других людей, или то, что происходит вокруг него
  • не знает, как общаться с другими детьми, играть или заводить новых друзей
  • предпочитает, чтобы к нему никто не прикасался, не держал и не обнимал
  • не играет в игры с фантастическим сценарием, не любит групповые игры, не подражает другим или не использует свои игрушки творчески
  • затрудняется понять эмоции
  • не слушает, когда другие говорят с ним
  • не разделяет свои интересы с другими (рисунски, игрушки)

Для детей с расстройствами аутистического спектра достаточно сложно социально взаимодействовать с другими детьми и людьми. Многие дети, страдающие аутизмом, предпочитают «жить в своем собственном мире» на расстоянии и изолированно от других.

Симптомы в речи и языковые трудности

  • разговаривает ненормальным тоном голоса или со странным ритмом и громкостью (например, каждое предложение заканчивается вопросом)
  • повторяет одни и те же слова или фразы снова и снова
  • отвечает на вопрос, повторяя его, а не отвечая на него
  • говорит о себе в третьем лице
  • неправильно использует язык (грамматические ошибки, неправильные слова)
  • с трудом сообщает о своих потребностях или желаниях
  • не понимает простых указаний или вопросов
  • воспринимает сказанное буквально (не понимает юмор, иронию, сарказм)

Детям с расстройствами аутистического спектра трудно говорить и общаться. Они часто начинают разговаривать в более старшем возрасте, чем другие дети.

Симптомы и трудности невербального общения

  • избегает прямого зрительного контакта
  • использует выражения лица, которые не соответствуют тому, что он говорит
  • делает очень мало жестов (например, указывать на что-то)
  • необычно реагирует на новые места, запахи, текстуры и звуки. Может быть особенно чувствительным к громким звукам
  • неуклюж или эксцентричен (например ходит только на носочках)
  • детям с расстройствами аутистического спектра трудно воспринимать тонкие словесные сигналы и использовать язык тела. Это затрудняет их социальное взаимодействие.

Другие симптомы аутизма

autizm-1

  • ребенок следует строгой рутине (например, настаивает на том, чтобы идти определенным маршрутом в школу)
  • с трудом приспосабливается к любым изменениям в программе или обстановке (например, это происходит, если дома была сделана перестановка мебели или если он ложится спать в неуказанное / иное время, чем обычно)
  • демонстрирует необычную связь / зависимость от игрушек или странных предметов, таких как ключи, выключатели или резинки
  • упорядочивает вещи определенным образом
  • чрезмерно обеспокоен и заинтересован узконаправленной темой, часто связанной с числами или символами (например, запоминание и чтение фактов о картах, расписаниях поездов или спортивной статистике)
  • тратит много времени на расстановку своих игрушек особым образом или на просмотр движущихся объектов (например, потолочного вентилятора) или сосредотачивается на определенной части объекта (например, на колесах автомобильной игрушки)
  • у детей с расстройствами аутистического спектра часто наблюдается ограниченное, жесткое поведение, их действия и интересы также ограничены.

Оцените на сколько качественно и подробно описана информация

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Полезные советы

  • Рекомендации по реабилитации после паховой грыжи
  • Какие специалисты занимаются реабилитацией?
  • Реабилитация после язвенной болезни желудка
  • Кома после черепно-мозговой травмы: последствия и сроки нахождения
  • Что такое ОНМК по МКБ 10?
  • Что делать если при инсульте парализовало правую сторону?
  • Аутизм: какие симптомы и в каком возрасте проявляются у ребёнка?
  • Гигиена рук пользователей инвалидных кресел или других вспомогательных средств
  • Боль в ноге – это ишиалгия или что-то другое?
  • Риск падения
  • Реабилитация после перелома лучевой кости
  • Инструкция по возвращению домой из больницы после инсульта
  • Реабилитация после перелома бедра
  • Как проходит реабилитация детей с ДЦП?
  • Боль в пояснице: это просто боль или сигнал о серьезных нарушениях в организме?
  • Инсульт правой стороны: последствия и лечение
  • Реабилитация руки после инсульта: как восстановить движение руки
  • Почему немеют ноги и руки?
  • Питание после инсульта: правила и противопоказания в меню
  • Остеохондроз код по МКБ 10
  • Что такое цереброваскулярная болезнь?
  • От чего болят мышцы всего тела?
  • Остеохондроз позвоночника (М42) — Код МКБ 10
  • Основные этапы реабилитации после перелома позвоночника
  • Реабилитация тазобедренного сустава
  • Блуждающие боли по всему телу: причины и лечение
  • Нарушение речи при инсульте
  • Диагностика ДЦП при беременности
  • Как проходит реабилитация и лечение спортивных травм?
  • Геморрагический инсульт-что это?
  • Как проходит реабилитация детей с задержкой речевого развития?
  • Что такое ОНМК?
  • Какие факторы повышают риск инсульта?
  • Путешествие в Салоники
  • Стимуляция нервно-мышечной ткани после инсульта
  • Как встать после падения
  • АФАЗИЯ
  • Лимфатический отёк – полезные советы для лечения
Читайте также:
Бонусная программа Почта банка что это

Полезные советы

  • Рекомендации по реабилитации после паховой грыжи
  • Какие специалисты занимаются реабилитацией?
  • Реабилитация после язвенной болезни желудка
  • Кома после черепно-мозговой травмы: последствия и сроки нахождения
  • Что такое ОНМК по МКБ 10?
  • Что делать если при инсульте парализовало правую сторону?
  • Аутизм: какие симптомы и в каком возрасте проявляются у ребёнка?
  • Гигиена рук пользователей инвалидных кресел или других вспомогательных средств
  • Боль в ноге – это ишиалгия или что-то другое?
  • Риск падения
  • Реабилитация после перелома лучевой кости
  • Инструкция по возвращению домой из больницы после инсульта
  • Реабилитация после перелома бедра
  • Как проходит реабилитация детей с ДЦП?
  • Боль в пояснице: это просто боль или сигнал о серьезных нарушениях в организме?
  • Инсульт правой стороны: последствия и лечение
  • Реабилитация руки после инсульта: как восстановить движение руки
  • Почему немеют ноги и руки?
  • Питание после инсульта: правила и противопоказания в меню
  • Остеохондроз код по МКБ 10
  • Что такое цереброваскулярная болезнь?
  • От чего болят мышцы всего тела?
  • Остеохондроз позвоночника (М42) — Код МКБ 10
  • Основные этапы реабилитации после перелома позвоночника
  • Реабилитация тазобедренного сустава
  • Блуждающие боли по всему телу: причины и лечение
  • Нарушение речи при инсульте
  • Диагностика ДЦП при беременности
  • Как проходит реабилитация и лечение спортивных травм?
  • Геморрагический инсульт-что это?
  • Как проходит реабилитация детей с задержкой речевого развития?
  • Что такое ОНМК?
  • Какие факторы повышают риск инсульта?
  • Путешествие в Салоники
  • Стимуляция нервно-мышечной ткани после инсульта
  • Как встать после падения
  • АФАЗИЯ
  • Лимфатический отёк – полезные советы для лечения
  • Новости центра
  • Презентация исследования в Левене на Всеевропейском конгрессе…
    Научная команда Эвексии под руководством доктора Стефаса…
  • Международная конференция спортивной медицины FIFA ISOKINETIC Sports…
    Центр реабилитации Эвексия принял активное участие в…
  • Всемирная конференция по физической медицине и реабилитации…
    Реабилитационный центр Эвексия был представлен доктором Стефасом…
  • 15-я Всегреческая конференция физической медицины и реабилитации
    Во время 15-й Всегреческой конференции физической медицины…
  • Всегреческий обучающий семинар Греческого общества сосудистых заболеваний…
    Врач реабилитолог реабилитационного центра Элефтериос Стефас был…
  • О компании
  • Сертификаты
  • О нас в СМИ
  • Фотогалерея
  • Частые вопросы
  • Карта сайта

Greece, Kallikratia , 630 80 Chalkidiki Россия, Москва , 2-я Лыковская, 67а

ПН-ПТ: 10:00 — 18:00 (МСК) СБ-ВС — выходной.

  • Контакты

Источник: evexia.ru

Расстройства аутистического спектра у детей: признаки, коррекция

Расстройства аутистического спектра у детей

Под расстройствами аутистического спектра, как правило, понимается общее расстройство развития, для которого характерен стойкий дефицит способности поддержания и инициации социального взаимодействия и социальных связей, ограниченные интересы, а также часто повторяющиеся поведенческие действия. К данной группе расстройств относят аутизм, синдром Аспергера и другие расстройства развития со схожими симптомами.

Признаки расстройств аутистического спектра

Признаки аутизма можно выявить уже в раннем детстве. Специалисты выделяют определенные симптомы, указывающие на наличие аутизма и других расстройств аутистического спектра. При этом важно понимать, что отдельные единичные признаки не являются свидетельством аутизма. Для детей с аутизмом характерно сочетание шести и более симптомов, указанных ниже.

Проблемы с социализацией

У детей с аутизмом присутствуют, как минимум, две проблемы в области социализации.

  1. Трудности в использовании невербальных (неречевых) способов коммуникации. Например, проблемы с установлением зрительного контакта, использованием жестикуляции, выражения лица или тона голоса при взаимодействии с окружающими.
  2. Сложности в построении отношений со сверстниками. Дети с аутизмом в большинстве случаев не могут дружить с детьми своего возраста.
  3. Неспособность разделить с другими удовольствие, интересы или достижения. Так, к примеру, обычные дети могут подойти ко взрослому, чтобы показать свой рисунок, тогда как дети с аутизмом довольно часто подходят к другим только с целью получить что-то, что им нужно.
  4. Недостаток социальной и эмоциональной отзывчивости. Такие дети могут не реагировать, когда другие люди пытаются привлечь их внимание или когда другие проявляют эмоции. Например, они могут не заметить и не отреагировать, когда кто-то ударился. Дети с типичным развитием в подобных ситуациях обычно спрашивают, все ли хорошо.

Проблемы с коммуникацией

Для детей с аутизмом также характерно наличие одной и более проблем в сфере коммуникации.

  1. Задержка в речевом развитии или полное отсутствие речи. Формы нарушений с отсутствием речи часто называют невербальным аутизмом. Отставание в речевом развитии может выражаться в малом количестве используемых слов или в отсутствии каких-либо частей речи в лексиконе. Например, в отсутствии местоимений или предлогов.
  2. Трудности с начинанием или продолжением разговора. В частности, когда ребенок не отвечает на вопросы и не задает их с целью продолжения разговора или когда он не заинтересован в создании новых тем для него.
  3. Отсутствие гибкости в лексиконе или неконтролируемое повторение некоторых слов (эхолалия). Примером немедленной эхолалии могут быть ситуации, когда ребенок повторяет вопрос вместо того, чтобы ответить на него. В случае отсроченной эхолалии ребенок может повторять слова или предложения из мультфильмов и песен, которые он слышал ранее.
  4. Недостаток разнообразия в спонтанных, придуманных играх (или играх на социальную имитацию). Дети с аутизмом не вовлекаются в такие игры и испытывают сложности в отношении социального взаимодействия в игре. Кроме того, дети с типичным развитием подражают друг другу во время игры, тогда как у аутичных детей присутствуют проблемы в подражании другим.

Повторяющиеся действия и отсутствие гибкости в поведении

Дети с аутизмом должны иметь одну или несколько проблем из сферы повторяющегося или негибкого поведения.

  1. Персеверация в форме строгого следования нефункциональному распорядку. Так, ребенок может каждый раз настаивать на совершении действий строго определенным образом (сидеть на одном и том же стуле, пить из кружки только красного цвета и т.п.).
  2. Навязчивые идеи с негибким и ограниченным кругом интересов. Например, аутичные дети могут с одержимостью играть или говорить о пингвинах, самолетах и других вещах, на которых фиксируются все их интересы.
  3. Одержимость какой-либо частью предмета. К примеру, излишняя сосредоточенность на колесах игрушечных машинок вместо самой машины целиком.
  4. Негибкие и повторяющиеся движения тела (аутостимуляция). С их помощью дети поддерживают себя, вознаграждая внутренне без необходимости вовлекать других людей в этот процесс.

Ниже перечислены разновидности аутостимуляции, нацеленной на получение приятных ощущений.

  • Повторяющиеся движения тела: прыжки на месте, махи руками, хождение на цыпочках, хождение кругами.
  • Зрительная стимуляция: пристальное вглядывание во что-либо, взгляды как бы краем глаза с помощью периферического зрения.
  • Звуковая стимуляция: создание звуков или шумов для того, чтобы их слушать.
  • Оральная стимуляция: игры с собственной слюной, засовывание пальцев или других предметов себе в рот, скрежетание зубами.
  • Тактильная стимуляция: фиксация на каких-либо материалах, которые ребенку нравится трогать (например, гладкие или пушистые предметы).
  • Обонятельная стимуляция: обнюхивание собственных рук или каких-либо предметов перед их использованием.

Коррекция и лечение

Если вы наблюдаете у своего ребенка симптомы, указывающие на наличие расстройства аутистического спектра, следует обратиться к психиатру для подтверждения или опровержения диагноза.

Читайте также:
Freemake video converter что за программа

Если диагноз все же был подтвержден, необходимо как можно раньше начать коррекцию. В тех случаях, когда комплексное лечение, включающее в себя прием медицинских препаратов, работу с детским психологом, дефектологом и другими специалистами, начато незамедлительно после появления первых симптомов аутизма (до 2,5 лет), его эффективность значительно повышается в сравнении с лечением, начатым в более позднем возрасте (4—5 лет).

К основному лечению можно подключить также иппотерапию или дельфинотерапию. Это дополнительная форма реабилитации, при которой основным инструментом выступает общение с лошадьми или дельфинами, и через контакт с животным аутичный ребенок учится взаимодействовать с окружающим миром.

Источник: mark-med.ru

Аутизм — болезнь или особенности психического развития

Аутизм — это группа психических расстройств, которые характеризуются трудностями социального взаимодействия и атипичными моделями поведения. Его первые признаки проявляются в раннем возрасте. По данным ВОЗ, такой диагноз ставят одному из 160 детей в мире.

Сегодня все больше психиатров склоняются к мнению, что расстройства аутистического спектра — это не болезни, а лишь нарушение психического развития. Они имеют наследственную природу. Из нашего материала вы узнаете, что это такое, по каким признакам ставится диагноз, как помочь человеку с такой проблемой.

Признаки и симптомы аутизма

Обычно РАС проявляется у детей до трех лет. Первичный диагноз ставится при наличии симптомов, называемых «триадой аутизма».
Проявляться все три группы признаков могут по-разному:

Группа — элемент триады

Ограниченность социального взаимодействия

Ограниченность и стереотипность поведенческих моделей

отсутствие реакции на имя;

боязнь прикосновений и звуков;

невозможность находиться в толпе;

атипичные проявления чувств;

неумение понимать язык тела и жестов;

трудности с установлением зрительного контакта.

склонность к одиночеству;

замедленное речевое развитие;

неспособность корректировать поведение в зависимости от ситуации;

отсутствие интереса к играм.

следование определенным ритуалам;

неконтролируемое повторение простых слов;

страх перед малейшими изменениями;

утрата ранее полученных навыков.

Виды расстройств аутистического спектра

Вышеописанные симптомы характерны для РАС в целом. Однако в эту группу включен комплекс расстройств, каждое из которых имеет специфические признаки.

В МКБ-11 виды аутизма выделяются по критериям наличия или отсутствия нарушений интеллектуального развития и функционального языка.
В предшествовавшей классификации выделяли:
• Ранний инфантильный аутизм — задержка развития моторики, неадекватные реакции, избегание контактов с людьми, скудный словарный запас.
• Синдром Каннера — полный уход в себя, отсутствие контактов с внешним миром, повторение слов, отрешенное выражение лица.
• Синдром Аспергера — эгоцентризм, обесценивание общения, необычные интересы, низкий уровень эмпатии, замедленная моторика.
Синдром Ретта раньше относили к РАС, однако сейчас он рассматривается как самостоятельное расстройство, связанное с генетическими мутациями. Он диагностируется только у женщин и во многом сводится к утрате целенаправленности движений.

Аутизм у детей

Родители легко могут заметить проявление болезни даже у новорожденного. Если ребенок в возрасте 8 месяцев не реагирует на собственное имя — это первый тревожный сигнал.
До двух лет могут наблюдаться такие симптомы:
• к 12 месяцам — малый запас жестов, включая полное отсутствие указательного;
• к 18 месяцам — избегание общения, непонимание речи, нетипичные игры;
• к 24 месяцам — отсутствие имитации поведения, избегание социального взаимодействия, ограниченный набор используемых слов.

В этом возрасте пока трудно сказать, насколько будет выражено РАС в будущем. Это может быть синдром Аспергера, который даже не всегда воспринимается как нарушение. Его часто рассматривают как простую эксцентричность. Но возможно развитие и синдрома Каннера, который не позволяет человеку полноценно жить в обществе и требует постоянного присмотра.

Аутизм у взрослых

У взрослых возможны два сценария развития. Первый — детский аутизм сохраняется на долгие годы. При этом симптомы могут как усугубляться, так и ослабевать. Последнее достигается при психотерапевтической поддержке.
Второй — аутичные черты возникают в зрелом возрасте. Вначале это можно принять за депрессию. Со временем социальная жизнь человека начинает сильно страдать, поскольку он:
• всеми способами уклоняется от вербального общения;
• игнорирует близких, избегает их;
• становится рассеянным, пассивным;
• теряет интерес к прошлым увлечениям;
• не может знакомиться с новыми людьми, заводить отношения.
При этом каждый третий взрослый аутист может обходиться без посторонней помощи. Такие люди, несмотря на проблемы с общением, добиваются успеха в карьере. Мужчинам ставят такой диагноз чаще, чем женщинам.

Виды взрослого аутизма

Аутизм у взрослых чаще бывает атипичным, то есть не имеющим симптомов из всей триады. При этом разделяют первичное и вторичное расстройство. Важно понимать, в чем разница, для адекватного оказания помощи.

Первичный связан с психическими нарушениями. Причины его неизвестны, есть лишь предпосылки неврологического характера. Степень выраженности симптомов может быть разной — от синдрома Каннера с полным отрывом от окружающего мира до легкого противопоставления себя обществу.
Во вторичное РАС люди погружаются поневоле, например, из-за болезни, ограничивающей социальные контакты. Для возвращения к нормальной жизни им достаточно простой адаптации (установки слухового аппарата, челюстного протеза и т.п.).

Что такое высокофункциональный аутизм?

Высокофункциональной называют форму аутизма, сочетающуюся с выдающимися умственными способностями. Это разновидность синдрома Саванта, при котором высокий IQ сопровождает различные психические расстройства.
При сочетании ВФА с синдромом Каннера ребенок демонстрирует феноменальную память, хотя обычно он изъясняется простыми словами. Запомнить он может большие и сложные тексты, а потом декламировать их без привязки к контексту.
В сочетании с синдромом Аспергера высокофункциональный аутизм проявляется:
• повышенной внимательностью к деталям;
• превалирующей эффективностью индивидуальной работы в противопоставление групповой;
• нетипичными для возрастной группы интересами;
• предпочтением исследовательской деятельности.
Савантам присущи достижения в области науки, искусства, литературы. Однако они испытывают трудности в общении с другими людьми, в детстве становятся объектами насмешек или травли.

Диагностика аутизма

Для постановки такого диагноза требуется консультация психиатра. Обследование проводится в нескольких направлениях:
• Изучение клинической симптоматики. У детей РАС выявляется при наличии триады признаков. У взрослых симптомы одной из групп могут отсутствовать.
• Генетическое исследование. Все РАС (кроме взрослого вторичного) имеют хромосомную природу.
• Скрининговые тесты. Они позволяют установить степень выраженности расстройства.
Для детей и взрослых предусмотрены различные тесты. M-CHAT адресован родителям, которые должны ответить на вопросы о поведении ребенка. С его помощью выявляется не только РАС, но и предрасположенность к нему. Шкала Саймона Барон-Коган используется для самодиагностики взрослых.

Лечение расстройств аутистического спектра

Поскольку РАС — это не болезни, говорить о лечении не совсем корректно. Избавиться от нарушений нельзя, но правильная коррекция позволяет адаптироваться к жизни в обществе. Для помощи детям с расстройствами аутистического спектра привлекаются:
• логопеды;
• дефектологи;
• психологи;
• неврологи;
• психотерапевты.
Желательно участие членов семьи в коррекционно-развивающих занятиях. С одной стороны, это помогает малышу перенимать модели взаимодействия с людьми, с другой — родственники под контролем специалиста учатся взаимодействовать с ребенком.
Взрослым, страдающим РАС, требуется помощь психотерапевта. Обычно ее оказывают в форме когнитивно-поведенческой терапии, задача которой — сформировать навыки общения и социальной адаптации. Для снижения уровня тревожности возможно назначение антидепрессантов.

Профилактика

Поскольку у расстройств аутистического спектра генетическая природа, предотвратить их появление невозможно. Однако своевременное выявление позволяет быстрее начать коррекционные занятия и не допустить инвалидизации в будущем.
Во избежание усугубления симптоматики психотерапевты рекомендуют родственникам пациентов:
• Принимать их такими, какие они есть: не ругать за несоответствие общественным ожиданиям.
• Не предъявлять высоких требований. Не каждый аутист — савант, у многих есть нарушения умственного развития.
• Обеспечить психологический комфорт: не заставлять общаться против воли, не оставлять в толпе.
Отказ от прививок, вопреки мифу, не предотвращает развитие аутизма. Предрасположенность к нему заложена в генах, вакцинация от паротита или кори на генетический код не влияет.

Читайте также:
Books downloader что это за программа

Источник: 366.ru

Как разговорить ребенка: новые методы речевой терапии при аутизме и ЗРР

Для родителей ребёнка с аутизмом возможность коммуникации часто является основной проблемой. А если бы был простой способ помочь им заставить ребёнка разговаривать? Новое исследование предполагает, что это вполне возможно. Особенно при использовании вспомогательных методик. Рассказываем о методе терапии, эффективно повышающим мотивацию у детей с расстройством аутического спектра и нарушениями речи.

Опасности общественных мест: как оставаться активным и не заражаться?

Лайфхаки личной защиты от вирусов и бактерий в общественных местах и многолюдных местах.

Обучение основным реакциям: эффективность метода PRT

Обучение основным реакциям: эффективность метода PRT

По результатам новой научной работы, проведенной в Стэнфордском университете, методика речевой терапии с названием PRT (обучение основным реакциям или опорным навыкам) помогает детям с РАС и ЗРР (задержка речевого развития) лучше, чем все, известные ранее.

Ребёнок с РАС имеет сниженную мотивацию к общению. Родители используют инстинктивные попытки «разговорить» ребёнка, однако довольно часто они не приносят результата. Новая методика PRT позволяет взрослым освоить техники, которые вовлекают детей с РАС в процесс коммуникации.

Комментарий эксперта
Грейс Женгу, профессор психиатрии

Основной навык в данной методике – научение родителей созданию таких ситуаций, в которых ребёнок замотивирован коммуницировать.

Научная работа длилась 6 месяцев. Участниками были 48 детей 2-5 лет с диагнозом аутизм с выраженной ЗРР, «неречевых».

Для половины детей была выбрана методика PRT, используемая как специальными профессиональными речевыми терапевтами, так и родителями детей, прошедшими обучение.

В контрольной группе применяли иные методы терапии, которые были использованы до эксперимента – прикладной анализ поведения, тренинги с логопедом.

Первые 3 месяца группа PRT получала 10 часов в неделю методики основных опорных навыков с квалифицированным речевым терапевтом, а также раз в неделю родители проходили тренинг применения методики в домашних условиях.

Во второй части, на этапе следующих 12-ти недели время обучения сокращалось в два раза.

Итоги нашей научной работы по применению методики обучения основным реакциям воодушевляет. Дети в данной группе не просто улучшили навыки общения, их социальные навыки оказались значительно более расширены в сравнении с исходным уровнем.

В итоге дети из группы PRT говорили больше, чем в контрольной группе. Причем речь была понятна и посторонним. Это значимый маркер: у большинства детей с РАС и ЗРР невыраженная артикуляция, которая не дает понимать речь без привычки.

Ученые также выявили, что самый большой эффект от данной терапии оказался среди детей с самыми тяжелыми формами задержки речевого развития.

И это очень важно: существует множество методик, которые хорошо работают при высокофункциональном аутизме, но практически бесполезны в другом конце спектра.

Еще один важный вывод: ключевую роль в данной терапии могут играть родители. А это означает сокращение расходов на занятия и попытки найти специализированного терапевта поблизости.

Опыт родителей

Опыт родителей

В методике PRT специалист или родители выявляют интересы ребёнка и с их помощью побуждают к коммуникации. Вот как это происходило в семье Пим, матери ранее неговорящего Джеймса.

Если Джеймс хотел взять игрушку, Пим брала игрушку в руки и называла ее. За любую, даже неудачную (а поначалу все попытки были неудачные) попытку повторить ребёнок получал игрушку.

Позднее его побуждали увеличивать количество слов: синяя машинка, «на старт, внимание, марш». Применение методики расширялось: если Джеймс хотел пить, ему показывали чашку и побуждали сказать слово. Так ребёнок обучался выражать свою потребность пить словами.

Пим, мама Джеймса, говорит, что «раньше сын не только ничего не просил словами или звуками, он также не использовал жесты, чтобы указать, что ему нужно. Методика PRT помогла появиться его словарному запасу, а затем увеличить его и использовать во взаимодействиях с окружающими. Мы начали понимать, что ему хочется взять или сделать.»

Кроме такой коммуникации появился и еще один эффект: Джеймс все реже стал раздражаться, уменьшилось количество истерик. Если раньше ребёнок не умел выражать свои чувства и по возвращении матери с работы начинал драться и рыдать, потому что он скучал, то теперь он может сказать это словами.

Хотя методику с Джеймсом начали использовать несколько лет назад, но ее применение не останавливается. Теперь ему 8 лет, он ходит в общеобразовательную школу, но в поддержании разговора Пим часто использует те же техники, чтобы помочь выразить мысли словами.

Как проводятся занятия?

Оптимальный вариант – пройти курс обучения терапии. Однако основные опорные моменты можно применять уже сегодня самостоятельно. Что советуют специалисты?

  • Наблюдайте, какие вещи ребёнок выбирает, что приковывает его внимание, что можно использовать в качестве подкрепления.
  • При появлении интереса возьмите предмет в руки.
  • Привлеките внимание ребёнка привычным способов, например, глядя ему в глаза, прикасаясь к его плечу, приподнимая голову.
  • Дайте краткую и четкую инструкцию: четко назовите предмет.
  • Попытки речевой реакции усиливаются и поощряются. В зависимости от индивидуальности ребёнка поощрять на начальном этапе стоит и неречевые моменты.
  • Важно поддерживать высокую мотивацию. Используйте разные виды деятельности, чтобы научить одинаковым навыкам. Это также будет способствовать развитию обобщения.

Изучите основные этапы, способы стимуляции и оценки прогресса в методике обучения опорным навыкам, чтобы отслеживать и улучшать навыки ребёнка.

Гаджеты и программы для речи: что важно знать

Для улучшения артикуляции и речевых навыков в целом эксперты предлагают не исключать электронные гаджеты.

В научной работе Американской академии психиатрии детей и подростков ученые доказали, что доступ к планшетам как дополнение традиционных методов терапии побуждает детей с РАС больше пользоваться речью и взаимодействовать. Программы, которые помогают устанавливать связь визуальной и слуховой стимуляции и произносят слова, улучшают эффект традиционных видов речевой терапии.

Дети, участвовавшие в исследовании, были от 5 до 8 лет. Все они считались «минимально вербальными», то есть их словарь состоял из менее, чем 20 слов даже после нескольких лет терапии.

В течение первых трех месяцев все дети получали два сеанса стандартной речевой терапии в неделю, в общей сложности по два-три часа в неделю. В одной группе применялись компьютерные программы на планшете как дополнение.

Как выяснилось по итогам, у детей этой группы сформировалась более ранняя ответная реакция на терапию. При добавлении планшета через 3 месяца интенсивных занятий по стимуляции речи было менее эффективно.

Что важно знать про применение гаджетов в терапии РАС?

  • Это не методика, а дополнительный инструмент, который помогает начинать говорить быстрее и лучше, но не заменяет занятия.
  • В программах, которые применяются, стоит обращать внимание на артикуляцию виртуальных персонажей. Любому ребёнку нужно видеть, как правильно двигаются губы при произношении звуков, но для детей с нарушениями речи это особенно важно. Еще одно исследование доказало, что использование «говорящих голов», персонажей с выраженной артикуляцией, где видны движения губ, языка, челюсти при произношении слов, улучшают понимание речи и помогают начинать говорить активнее.

Источник: medaboutme.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru