Опубликована программа «500 дней» Григория Явлинского
Основные положения принятой российским правительством программы «Мандат доверия на 500 дней», разработанной Григорием Явлинским и другими учеными при содействии западных экспертов, предусматривающей приватизацию государственной собственности и освобождение цен, были опубликованы 20 июля 1990 года.
К середине 1990 года советское руководство приняло решение о введении частной собственности на средства производства. Если на первом этапе перестройки предпринимались попытки усовершенствования социалистической системы, то с признанием экономического плюрализма, то есть множественности форм собственности, меняется сама общественно-экономическая система.
Начался демонтаж основ социализма. Президенту СССР Михаилу Горбачеву было предложено несколько экономических программ перехода к рыночной экономике. Наибольшую известность из них получила программа под названием «500 дней», одобренная международными экспертами, в том числе фондом «Культурная инициатива» Джорджа Сороса.
За 500 дней не успели бы Швейцарией стать
Свою программу предложило и правительство СССР — команда под руководством Николая Рыжкова. Программы отличались, в основном, по степени радикализации и решительности. «500 дней» нацеливали на быстрый и решительный переход к рынку, смелое введение различных форм собственности, быструю приватизацию, то есть передачу в частные руки торговых и промышленных предприятий.
Правительственная программа, не отрицая необходимости перехода к рыночным отношениям, стремилась растянуть этот процесс на длительное время, оставить значительный государственный сектор в экономике, контроль за ней со стороны центральных органов.
Что же представляла собой разрабатывавшаяся программа «500 дней» и почему вокруг нее возникли столь острые разногласия? Прежде всего следует отметить, что авторы этого документа исходили из признания полной независимости союзных республик и по этой причине ставили задачу создания Экономического союза. При этом допускалось, что в нем должны участвовать только те республики, которые пожелают этого. Причем для некоторых из них допускалась возможность участия только в качестве ассоциативных членов.
Источник: rus.team
6.5 Программа «500 дней»
Формально работа над программой «500 дней» началась через неделю после Шопронскоги семинара. В работе участвовали только два человека, бывших также и в Шопроне, – Алексашенко и я. Поэтому можно сказать, что это два практически полностью независимых события. Тем примечательнее близость содержания.
Главные упреки в адрес этой программы были нацелены прямо в ее название: ну разве можно перейти к рыночной экономике за 500 дней, это невозможно, это блеф. И здесь важно сразу указать на два обстоятельства. Во-первых, 500 дней отводилось на шоковую терапию, на чрезвычайные меры, которые должны были изменить генотип социально-экономической системы, чтобы из нового генотипа уже могла развиваться рыночная экономика. Наш опыт показал, что для этого 500 дней достаточно. Это было специально показано в докладе Экспертного института в 1993 г.: «Реформы по Гайдару, 500 дней спустя».
Программа 500 дней [500 days Program]
Во-первых, из всех рассмотренных программ эта была первой по-настоящему политической. Она делалась от имени двух лидеров, Горбачева и Ельцина, пришедших вроде бы к согласию, и в названии содержала лозунг, обращенный к измученному народу: через 500 дней ваша жизнь изменится.
Интересна предыстория. В канале 1990г., когда разочарование рыжковской политикой достигло максимума и приближался срок избрания Президентом Горбачева, Явлинский совместно со своими молодыми коллегами М.М. Задорновым и А.Ю. Михайловым написал вариант программы для нового Президента – «400 дней». Сами авторы назвали свою работу – «ориентировочный эскиз».
В рамках в основном уже известного круга идей упор делался на разгосударствление. Свободное ценообразование вводится примерно через полгода, когда наберет силу процесс приватизации*. Имелось в виду, что приватизация за деньги способна снять денежный навес и не допустить скачка инфляции, при этом люди с деньгами сразу кинутся покупать магазины, ателье, акции предприятий. А если нет, то жесткие меры по ограничению денежного спроса.
* Явлинский Г., Михайлов А., Задорнов М. 400 дней доверия. М.: Недра, 1990. С. 8.
Главное нововведение – график по дням: подготовительный этап – 0-й – 50-й дни; разгосударствление – 50-й–180-й дни; запуск рыночного механизма – 180-й–300-й дни и т. д.
В то время правительство СССР готовило свою программу. А демократы, только что победившие на выборах в Верховный Совет РСФСР, отчаянно нуждались в идеях, особенно экономических. Когда программа «400 дней» каким-то образом попала к ним в руки, они решили взять ее на вооружение.
Как-то С.Н. Красавченко, мой старый друг, а тогда вновь избранный депутат ВС РСФСР приезжает ко мне с этой программой. «Знаешь ли ты эту программу?» – «Да». – «Как ты ее оцениваешь?»– «Высоко. Только учти, что без авторов ее использовать некорректно, а авторы – такие-то. И я бы изменил название, поскольку «400 дней» известны в правительстве Союза. Пусть будет «500 дней».
При формировании первого российского правительства один из претендентов М.А. Бочаров заявил, что он принимает программу «500 дней», которую поддерживает Б.Н. Ельцин. Когда премьером выбирают И. С. Силаева, то и он заявляет о своей преданности программе и приглашает Явлинского в замы.
Явлинский ищет возможности прекращения губительной конфронтации Горбачева и Ельцина. Он убеждает Ельцина, что реформы можно делать только в Союзе, и получает полномочия на переговоры с Горбачевым. Петраков помогает установить контакт. В итоге договариваются о создании рабочей группы по подготовке совместной программы. Горбачев заставляет подписать согласительный документ и Рыжкова, но он не сдается и в соответствии с решением ВС СССР к началу сентября собирается представить свою программу.
Тем не менее новая редакция «500 дней» – сильный документ, последовательная программа перехода к рынку, выбор в пользу радикального варианта. Основной замысел уже известен: либерализация цен (поэтапная) – ужесточение финансовой и кредитной политики с упреждением (это главное отличие от того, что потом делал Гайдар), чтобы максимально снять инфляционный навес до либерализации, – открытие экономики и свободный валютный рынок – разгосударствление (приватизация) – демонополизация и создание конкурентной сферы – социальная поддержка населения.
Принципиально новый раздел – Экономический союз суверенных республик, о котором говорилось в гл. 5, попытка спасти Союз через экономику, основанная на убеждении, что удержать его политически уже не удастся. Это было одним из главных противоречий с Рыжковым, во всяком случае, публично декларируемых.
Расписание реформ по дням приведено ниже. Интересно сопоставить его с тем, что происходило потом, когда реформы пошли: что было сделано, а что не пригодилось.
Источник: studfile.net
30-летие программы «500 дней»: неудачная попытка реформировать советскую экономику
В эти дни исполняется 30 лет знаменитой программе «500 дней». Именно в такой срок группа советских экономистов собиралась уложить комплекс мер по переходу к рыночной экономике.
В чем была суть программы «500 дней»
Создание программы поддерживали и Михаил Горбачев, и Борис Ельцин. Именно по их поручению и была сформирована рабочая группа. «Лицом» группы стал Григорий Явлинский: программа «500 дней» дала старт политической карьере прежде мало кому известного молодого экономиста. С 14 июля 1990 года Явлинский занимал пост заместителя председателя Совета Министров РСФСР – неплохо для 38-летнего, на тот период, человека.
Однако, хотя молва приписывала в то время авторство программы именно будущему лидеру «Яблока», в действительности над ней работал целый коллектив, а ключевую роль, помимо Явлинского, играл академик Станислав Шаталин. Именно его заверил Горбачев в своей поддержке программы рыночных преобразований в СССР. Кроме Шаталина и Явлинского в разработке программы участвовали Евгений Ясин, Сергей Алексашенко, Борис Федоров, Андрей Вавилов, Михаил Задорнов и ряд других экономистов.
Один из авторов программы Григорий Явлинский стал видным российским политиком 1990-х – 2000-х гг.
1 сентября 1990 года программа «500 дней» была подготовлена и утверждена Верховным Советом РСФСР, после чего ее представили на рассмотрение Верховному Совету СССР. Саму программу предлагалось реализовать в четыре этапа. В течение первых 100 дней должны были быть проведены приватизация жилья, земельных участков, мелких предприятий и акционирование заводов и фабрик. Затем, на втором этапе, в течение 150 дней, предстояло либерализовать цены, на третьем 150-дневном этапе – стабилизировать рынок и, наконец, на четвертом этапе – начать подъем отечественной экономики. На словах всё – легко. А на деле…
Главная идея программы заключалась в сохранении республик в составе Союза на новых условиях, постепенной либерализации цен и рынков, последовательной и разумной приватизации через акционирование и т. д. То есть это был очень мягкий и поступательный вариант реформ, так как еще сохранялись шансы на «мягкое» вхождение в рынок. Первые 500 дней осуществления программы должны были заложить основы рыночной экономики,
– писал в своих воспоминаниях один из авторов программы и впоследствии вице-премьер российского правительства, ныне покойный Борис Федоров.
Плюсы и минусы программы
Безусловным плюсом программы было то, что она предлагала экономические преобразования в масштабах всего Советского пространства, то есть речь о возможном распаде СССР не шла, и авторы программы рассчитывали преобразовать экономику всех союзных республик.
Шаталин и команда предлагали сначала провести приватизацию и сформировать класс собственников, а затем либерализовать цены, что, по их расчетам, привело бы к снижению цен за счет растущей конкуренции между продавцами. Но, как известно, страна пошла по другому пути: Егор Гайдар, наоборот, сначала «отпустил цены», что и привело к их колоссальному росту.
Другое дело, что к тому моменту, когда писалась программа, Советский Союз и политически, и экономически уже находился в ситуации глубочайшего кризиса. В союзных республиках возобладали центробежные тенденции, в экономике наблюдался спад – 2% в 1990 году и уже 9% – в 1991 году. Кроме того, авторы программы, будучи экономистами-теоретиками, а не практиками, верили в возможность ее реализации без учета ключевых факторов, отличавших политическую и социальную реальность позднего СССР.
Прямое противодействие реализации программы оказал Николай Рыжков – в то время председатель Совета министров РСФСР. Он потребовал реализации собственной программы, подразумевавшей сочетание элементов рыночной и плановой экономики. Свою программу Рыжков отстаивал очень активно и в результате пригрозил Горбачёву уходом в отставку.
В итоге Горбачев решил создать комиссию, которая бы совместила две программы. И это оказалось фатальным и для программы Рыжкова, и для программы «500 дней»: сначала, в октябре 1990 года, в отставку подал Григорий Явлинский, затем в декабре у Рыжкова случился инфаркт и Горбачев 14 января 1991 года снял его с поста руководителя советского правительства.
Часть положений программы, впрочем, была реализована позже, уже после распада Советского Союза. В постсоветской России были проведены и либерализация цен, и приватизация собственности. Только делалось все уже не постепенно, а резко, без переходного периода, что привело к очень печальным последствиям для российской экономики, и многие эти последствия, включая последствия приватизации, наша страна, что называется, разгребает до сих пор.
Источник: soldat.pro
Программа 500 дней ссср что это
ВОЕННОЕ ПРАВО
Юридические консультации. Судебная практика. Вопросы, ответы и комментарии.
АРМИЯ РОССИИ
СМИ «Обозник». История армии, тыла ВС РФ. Права и обязанности военнослужащих
Программа «500 дней» как попытка системных преобразований в экономике СССР
#история #экономика #СССР #общество
Осенью 1989 г. союзное руководство объявило главной политической задачей переход к рыночной экономике. Правительство РыжковаАбалкина попыталось выработать план рыночных реформ, включавших новую ценовую политику, стабилизацию экономики и некоторую степень разгосударствления.Была образована Государственная комиссия по экономической реформе при Совмине СССР. В октябре 1989 г. Комиссия представила программу, предусматривавшую постепенный отказ от основных социалистических принципов в экономике и признание приоритета рынка над планом, – «Концепция–90».
При этом централизованное планирование и прямое вмешательство в экономику сохранялись, а создание рыночных институтов отодвигалось на 1993–1995 гг. В конце того же года эта программа была принята Вторым съездом народных депутатов СССР.Однако провал «декабрьской программы» союзного правительства и государственного плана на 1990 г. стал очевиден для всех уже через дватри месяца после их утверждения.
Создавалось впечатление, что концепция реформы «застряла» на уровне теоретических наработок 1987 г., а коегде даже наметился отход назад. Например, сохранялся, хотя и с оговорками, госзаказ.
Реформа цен и ценообразования подменялась разработкой и введением оптовых и закупочных цен с начала 1991 г., о розничных ценах умалчивалось.Примерно в это же время, в январе–феврале 1990 г. молодые экономисты Г.А. Явлинский, А.Ю. Михайлов и М.М.
Задорнов подготовили проект «400 дней доверия», отличавшийся существенно большим радикализмом: предусматривалась реализация реформ по принципу «все сразу», все мероприятия были взаимоувязаны и синхронизированы по дням, основной акцент делался на укрепление финансовой системы, сокращение государственных расходов (в том числе для обеспечения социальных гарантий государства), поэтапную либерализацию цен и массовую приватизацию собственности.Летом 1990 г. М.С. Горбачев пришел к выводу о необходимости объединения усилий и подготовки новой программы перехода к рынку, единой для всего Советского Союза.
27 июля 1990 г. было дано поручение о создании рабочей группы для подготовки союзной программы перехода к рыночной экономике. В состав рабочей группы вошли преимущественно ученыеэкономисты: С.С. Шаталин (руководитель группы), Н.Я. Петраков, А.П. Вавилов, Г.А. Явлинский, М.М. Задорнов, А.Ю. Михайлов, Б.Г. Федоров, Е.Г. Ясин, Т.В.
Ярыгина, а также представители всех союзных республик, кроме Эстонии. Разработчикам поручалось в срок до 1 сентября 1990 г. подготовить концепцию программы.Явлинский стремился использовать в качестве основы программу «400 дней», в скором времени трансформировавшуюся в «500 дней».
Однако как вспоминает один из членов рабочей группы и будущий министр финансов РСФСР Б.Г. Федоров, готовивший разделы программы по финансам, кредитованию и внешнеэкономическим связям, «в документе остался лишь пропагандистский принцип “дней”, а все остальное писалось заново с использованием различных наработок»1.Программа виделась как основа экономической части будущего союзного договора. В основе программы лежала идея сохранения республик в составе Союза на новых условиях, постепенной либерализации цен и рынков, последовательной и продуманной приватизации через акционирование и т. д.
При этом разработчики исходили из убеждения, что республики должны будут нести полную ответственность за экономическое развитие своих территорий.Центру предполагалось передать следующие полномочия:– создание экономических условий для поддержания обороноспособности, обеспечения государственной безопасности и борьбы с организованной преступностью;– разработка и реализация крупных народнохозяйственных программ общесоюзного значения;– реализация согласованной денежнокредитной и валютной политики, направленной на укрепление покупательной способности рубля;– регулирование в общесоюзном масштабе цен на ключевые виды энергоносителей, сырья, товаров и услуг, перевозку грузов, а также разработка и введение единых таможенных правил;– выработка и согласование с республиками основных направлений внешнеэкономической политики;– обеспечение экологической безопасности;– управление сферами деятельности и целевыми программами, требующими по своему характеру единого руководства.За 500 дней реализации программы в стране должны были сложиться основы рыночной экономики.
Программа содержала секретное приложение, в котором описывалось проведение конфискационной денежной реформы.В ночь с 1 на 2 сентября 1990 г. рабочая группа направила окончательный текст программы президенту и председателю Верховного совета РСФСР. Первый том составила сама программа «Переход к рынку», второй – пакет из 21 законопроекта, обеспечивающих правовую базу реформы. 11 сентября программа «500 дней», пройдя рассмотрение в комитетах и комиссиях, была одобрена ВС РСФСР. Горбачев в своих воспоминаниях назвал этот акт российских парламентариев попыткой «оказать давление на центр, противодействовать выработке общей программы, поставить нас перед свершившимся фактом»2.Вместе с тем Верховный совет СССР, также рассматривавший программу «500 дней» (в доработанном варианте), так и не принял окончательного решения, предоставив дополнительные полномочия президенту и дав поручение о подготовке к 15 октября единой программы перехода к рынку на основе все тех же «500 дней».
В середине октября Горбачев представил в Верховный совет подготовленный на 60 страницах соответствующий документ, но эта была не программа и даже не концепция, а лишь «Основные направления стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике». Сам Горбачев объясняет это так: «Республикам надо было дать право решать, когда и какие конкретные меры осуществлять. А центр должен был обеспечить общую координацию в проведении реформ.
Отсюда и название документа…»3 Этот документ ВС принял почти единогласно.По всей видимости, Горбачев, просчитав, какие минусы будет иметь радикальная реформа, и оказавшись не способным преодолеть страх перед социальным взрывом, которым так пугало его окружение, отказался от поддержки программы «500 дней». По этому поводу Е.Т. Гайдар написал, что «с этого момента, вплоть до осени 91го года, о какой бы то ни было экономически осмысленной политике можно было забыть. Между рушащимся Союзом и Россией началась ожесточенная борьба за власть»4. Явлинский со своей командой в октябре 1990 г. подали в отставку, впоследствии многократно заявляя, что осуществление «500 дней» позволило бы сохранить союзное государство.
Выступая 19 октября 1990 г. на заседании Верховного совета СССР, Н.И. Рыжков заявил, что «не 500 дней нужны стране, чтобы выйти на верную дорогу к рынку, а годы. Минимум 6–8 лет».
Когда в 1991 г. Явлинский посетил США, где обсуждал свой проект «500 дней», ему был предоставлен анализ экономической ситуации в СССР, в котором указывалось, что рыночный рывок сможет произойти не ранее 1997 г. В начале ХХ в. С.Ю. Витте говорил: «В России необходимо проводить реформы быстро и спешно, иначе они большей частью не удаются и затормаживаются». Но спешить можно, только если знаешь куда.
В 1990 г. почти все прогрессивные политики и экономисты были согласны: единственный путь – это рынок. Однако на пути к рынку было необходимо сделать ряд правовых и организационных шагов. Исторический опыт показывает, что полнокровный рынок во всех странах складывался постепенно, в течение более или менее длительного времени. Но в СССР экономические проекты реформ, к сожалению, почти сразу оказались заложниками политической конфронтации. Катастрофически нараставшие экономические трудности в СССР были использованы для ведения политической борьбы между центральной и российской властями, и как итог, бесценное время для принятия спасительных шагов по стабилизации экономики было упущено.
Кирсанов Роман Геннадиевич
Другие новости и статьи
Запись создана: Понедельник, 6 Май 2019 в 19:34 и находится в рубриках Новости.
Источник: www.oboznik.ru