Приведенные выше сведения передают напряженность экономической ситуации осенью 1990 г. Но, кроме того, программа «500 дней» стала предметом острейшей политической борьбы. И не случайно, ибо, как отмечалось, она в отличие от всех предыдущих программ перехода к рынку была политической программой, орудием политики в период назревавших революционных перемен. Причем ее авторы, может быть, кроме С.С. Шаталина и Г.А. Явлинского, в этой игре до тех пор не участвовали.
В первых числах сентября практически без обсуждения программа была принята Верховным Советом РСФСР: Ельцин торопил, чтобы Россия не стала тормозом, чтобы всю ответственность на случай провала программы за разрыв соглашения «Горбачев – Ельцин» взял на себя М.С. Горбачев.
В Верховном Совете СССР столкнулись две программы – «500 дней» и программа правительства СССР (Рыжкова – Абалкина). Смысл разногласий с точки зрения содержания программ хорошо передает Л. И. Абалкин в своих замечаниях к программе «500 дней», составленных в то время. Вот их основные положения (близко к тексту оригинала).
Илларионов: Программа Явлинского «500 дней» — самая серьезная работа по реформированию страны
1. Существует по крайней мере два возможных варианта перехода к рынку: радикальный и умеренно-радикальный. (Вспомним концепцию 1989 г.) В предлагаемом проекте программы избран первый вариант. Правительство СССР настаивает на умеренно-радикальном варианте. При этом оно учитывает кризисную ситуацию в экономике и обществе в целом, недостаточную готовность населения к переходу к рыночным отношениям и невозможность быстрого финансового оздоровления без ущерба для уже принятых социальных программ.
Правительство СССР предусматривает более сдержанный переход к рыночным отношениям, сохранение государственного регулирования объемов производства, более медленное освобождение цен от государственного контроля, сохранение сложившихся структур управления.
Учет реальных процессов не позволяет расписать программу по дням.
2. Проект программы предполагает экономический союз суверенных государств, а правительство СССР рассматривает Союз ССР как обновленное федеративное государство.
3. Правительство СССР настаивает на едином пересмотре цен, который обусловлен, в частности, введением новых отчислений по социальному страхованию для финансирования нового пенсионного закона. От этой важной социальной программы отказаться нельзя.
4. Совместить два проекта невозможно, нужно выбрать один из них.
Оставлю и этот текст без комментариев. Скажу только, что последний вывод разделяли и члены рабочей группы «500 дней», заключив им изложенную выше пояснительную записку. Противоречия считались непримиримыми.
О программе Рыжкова–Абалкина можно сказать следующее она снова отставала от событий. В декабре 1989 г. II Съезду народных депутатов СССР под ярлыком умеренно-радикальной была предложена консервативная программа. В марте 1990 г. сделали с учетом изменившихся обстоятельств радикальную программу, но потом подменили ее на умеренно-радикальную, время для которой было упущено. И в сентябре, когда события стали развиваться еще быстрее, снова предложили ее же.
Программа 500 дней [500 days Program]
Вокруг программы «500 дней» была развернута беспрецедентная рекламная кампания как в российской демократической прессе, так и на Западе. «Бизнес уик» писал в те дни (1 октября 1990 г.), что этот план предлагает полностью превратить централизованную плановую экономику в рыночную к апрелю 1992 г. Он цитирует студента МАИ М. Ободовского: «Народ видит, что программа «500 дней» для народа, а не для правительства. Это будет самая радикальная экономическая реформа за 70 лет». Дж. Сорос организовал презентацию программы в Вашингтоне. Лидеров делегации Г. Явлинского и Б. Федорова обхаживали как будущих руководителей России.
А тем временем в Верховном Совете СССР развертывалась драма. Не суть важно, что говорили докладчики; существенно, что происходило за кулисами. М.С. Горбачев поначалу демонстрировал желание принять программу. Но с каждым днем это желание испарялось. В конце концов от него ничего не осталось.
Ельцин выжидал, скрывшись под предлогом болезни на целый месяц.
Говорят, что состоялось закрытое заседание Политбюро ЦК КПСС, на котором Горбачеву пригрозили отставкой или чем-то еще. После этого он сдался: решили сделать объединенную программу, для ее подготовки создали рабочую группу в составе Абалкина, Аганбегяна, Петракова, Шаталина и меня. Это была пустая бумага, отписка, ее никто не собирался выполнять.
Вскоре Н.И. Рыжков заболел и был отправлен в отставку. Премьером стал B.C. Павлов.
Б.Н. Ельцин, дождавшись, пока программа «500 дней» была отвергнута, и даже будто обрадовавшись такому исходу, которого он явно и ожидал, выступил в Верховном Совете РСФСР с громовой речью: соглашение разорвано, всю ответственность несет Горбачев, у нас руки развязаны.
Оглядываясь назад, можно сказать, процесс ухода Горбачева из власти, завершившийся его отставкой с поста Президента СССР после Беловежской Пущи, начался именно с отказа от программы «500 дней». Именно в этот момент он уступил группе своих консервативных соратников по партии, будущему ГКЧП. И с тех пор они стали прибирать власть к рукам.
События в Вильнюсе и Риге зимой 1991 г. показали, что президент утратил контроль над военными и КГБ. Его стали покидать самые верные сторонники: С. Шаталин, Н. Петраков, Э. Шеварднадзе, последним А Яковлев. Он пытался вернуть самостоятельность, начав работу над Союзным договором в Новоогареве. Когда эта работа подошла к завершению, последовала попытка переворота 19 августа 1991 г. А за ней – крах советского государства (см. гл. 5).
В начале 1991 г. еще одну программу подготовил кабинет B.C. Павлова. Она была в основном калькой программы Рыжкова–Абалкина с акцентом на административный пересмотр цен, который был осуществлен в период с января (оптовые цены) до 1 апреля (розничные цены).
В июле с этим документом М.С. Горбачев поехал на саммит G7 в Лондоне с намерением убедить западных лидеров в том, что он имеет программу перехода к рынку не хуже «500 дней». Не поверили. И даже наоборот, поняли, что потенциал Горбачева-реформатора исчерпан.
Если у союзного центра была программа B.C. Павлова, то Россия тоже должна была иметь какой-то путеводный документ. Эта роль отводилась программе Е.Ф. Сабурова, занявшего в 1991 г. пост зампреда Правительства России и министра экономики. Она была в русле рассмотренных программ, с различиями в деталях.
Сейчас, когда продолжаются разговоры об ошибках реформаторов, можно сказать: выбор был из трех вариантов, намеченных еще в концепции 1989 г. И лучшим из них к концу 1990 г., а тем более 1991 г. был вариант радикальный. Важно было действовать быстро и решительно, а не пытаться искать новые чудодейственные рецепты.
Когда затем в ноябре 1991 г. в Правительство России вошел Е.Т. Гайдар, он как бы демонстративно игнорировал призывы к тому, чтобы представить программу: дескать, уже напрограммировали достаточно. Начиная с сентября команда Гайдара в Архангельском, работавшая на 15-й даче (команда «500 дней» работала там же на 6-й даче), готовила сразу тексты указов, законов, постановлений. Кроме них было только два кратких документа: «Стратегия России в переходный период» и «Ближайшие экономические перспективы России».
Как пишут сами авторы этих документов, программа Гайдара даже по форме принципиально отличалась от других: она была «не гладким единым текстом, как бы предназначенным для издания книжечкой и вдумчивого неторопливого чтения, а набором отдельных документов (важнейшим из которых был концептуальный материал «Стратегия России в переходный период»), законопроектов, инструкций, расчетов и пояснительных записок к ним»*.
* Экономика переходного периода. М.: ИЭПП, 1998. С. 80–81.
Первый названный документ был скорее не программой реформ, а программой национальной государственности России. Она определяла курс на экономическую независимость России при «мягком» политическом союзе. Это было нечто принципиально отличное от идеи экономического союза.
Второй документ по сути констатировал, что экономическую политику ближайшей перспективы определяет не идеальный замысел реформаторов, а сочетание трех кризисов, оставленных России в наследство от рухнувшей экономики Советского Союза:
• инфляционного (крупные макроэкономические диспропорции проявляются в ускоряющейся открытой инфляции и остром дефиците на всех товарных рынках);
• платежного (острый дефицит золотовалютных ресурсов и подрыв кредитоспособности страны);
• системного (утрата органами государственной власти на всех уровнях способности регулировать ресурсопотоки)*.
* Экономика переходного периода. С. 101–102.
Тем не менее, когда к лету 1992 г. была подготовлена с активным участием Гайдара Программа углубления экономических реформ, он с удовлетворением прихлопнул ладонью по толстому тому: теперь никто не скажет, что у нас нет программы.
Но это было уже другое время. Рыночные реформы осуществлялись полным ходом.
Таким образом, формирование программы реформ по сути завершилось составлением нескольких независимо разработанных вариантов (мартовская (1990 г.) программа Рыжкова, D-day, «500 дней»), каждый из которых признавал неизбежность в сложившихся условиях шоковой терапии, big bang, или радикального варианта. Его-то и реализовал Гайдар.
Источник: studfile.net
Экономическая программа «500 дней»
2. 500 дней (программа Шаталина и Явлинского)
500 ДНЕЙ
(ПРОГРАММА ШАТАЛИНА И ЯВЛИНСКОГО)
непринятая программа перехода плановой экономики
Советского Союза на рыночную экономику в целях
преодоления экономического кризиса 1990 года и
реализации «прав граждан на лучшую, более достойную
жизнь». По собственному утверждению академика
Шаталина, программа имела «явное признание
капитализма».
3. Суть программы.
СУТЬ ПРОГРАММЫ.
Программа содержала принципиальную новую
экономическую доктрину, по мнению авторов,
заключающуюся в «движении к рынку прежде
всего за счет государства, а не за счет простых
людей», и ставила «задачу: все, что возможно,
взять у государства и отдать людям» (Введение
к Программе: Человек, свобода, рынок).
4. В целом программа содержала следующие предложения:
В ЦЕЛОМ ПРОГРАММА СОДЕРЖАЛА
СЛЕДУЮЩИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
приватизация государственной собственности;
децентрализация управления экономикой;
предоставление благоприятных условий для
развития частного предпринимательства.
5.
К 1 сентября 1990 года программа «500 дней» и 20
проектов законов к ней были подготовлены,
утверждены Верховным Советом РСФСР и
представлены на рассмотрение Верховного Совета
СССР. Одновременно, по поручению председателя
Совета Министров СССР Николая Рыжкова,
разрабатывался альтернативный проект —
«Основные направления развития». Рыжков заявил,
что в случае непринятия его он уйдёт в отставку. В
качестве компромисса Михаил Горбачёв предложил
объединить две программы в единую программу
Президента СССР.
6. ЭТАПЫ.
Первый
этап
программы(100
дней)
–
подготовительный.
Предусматривал приватизацию жилья, земли,
мелких предприятий, акционирование крупных
предприятий. требовалось мобильно провести
ревизию национальных богатств России, ее
оборонной промышленности. Одновременно с этим
должна вестись наработка законодательных актов
для подготовки второго этапа реформ. Особо
хотелось бы выделить в этом блоке мер разработку
систем социальных гарантий малообеспеченных
слоев населения.
7. Второй этап (100—250-е дни) — либерализация цен.
ВТОРОЙ ЭТАП (100—250-Е ДНИ) —
ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЦЕН.
Суть второго этапа программы – приватизация.
Он состоял из следующих блоков: главный
отмена субсидий и дотаций со стороны
государства всем предприятиям без
исключения и перевод их на принудительную
аренду. В это же время должна происходить
ликвидация и укрупнение отраслевых
министерств, проводится банковская,
налоговая и бюджетная реформы.
Одновременно вводилось и антимонопольное
законодательство
8.
По сути, в период от 100 до 250 дней должен был
происходить как бы своеобразный монтаж каркаса
для рынка. Предусматривается, что он возводится
довольно интенсивно. Но, главное, на втором этапе
должны быть созданы благодаря приватизации все
условия для проведения следующего, третьего этапа
программы: запуска механизма сугубо рыночных
отношений в экономике республики
9. Третий этап (250—400-е дни) — стабилизация рынка.
ТРЕТИЙ ЭТАП (250—400-Е ДНИ) —
СТАБИЛИЗАЦИЯ РЫНКА.
на втором этапе осуществления программы
государство должно получить 200 миллиардов
рублей. Но главное будут созданы необходимые
условия для запуска рыночного механизма на
полную мощность.
Контроль за ценами, во-первых, не будет
тотальным: государственный контроль останется в
части продукции, распределяемой по карточной
системе, и некоторых других цен и тарифов
(потребление населением электроэнергии,
квартплата, пассажирский транспорт и др.).
Во-вторых, для компенсации населению роста цен в
конце второго начале третьего этапа вводится
комплекс социальных гарантий.
10.
Предполагалось, что к концу третьего этапа все же
произойдет некий психологический перелом в так
называемом массовом сознании, поскольку должна
наступить определенная стабилизация
экономической жизни республики.
11. Четвёртый этап (400—500-е дни) — начало подъёма.
ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАП (400—500-Е
ДНИ) — НАЧАЛО ПОДЪЁМА.
предусматривался ряд энергичных мер со стороны
правительства РСФСР. Это и централизованные
капитальные вложения для ликвидации
диспропорции, которые могут сложиться в
результате предыдущих этапов программы в
структуре базовых отраслей. Это и использование
накопленных резервов, и импортных ресурсов для
регулирования, а точнее, снижения
потребительских цен. Это и корректировка уже
начатых на предыдущих этапах социальных
программ.
12. Авторы программы «500 дней» отмечали следующие принципы функционирования новой экономической системы, которая должна быть
АВТОРЫ ПРОГРАММЫ «500 ДНЕЙ» ОТМЕЧАЛИ
СЛЕДУЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НОВОЙ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ, КОТОРАЯ ДОЛЖНА БЫТЬ
СОЗДАНА:
максимальная свобода экономического субъекта (предприятия,
предпринимателя);
полная ответственность экономического субъекта за
результаты хозяйственной деятельности, опирающаяся на
юридическое равноправие всех видов собственности, включая
частную;
конкуренция производителей как важнейший фактор
стимулирования хозяйственной активности;
свободное ценообразование, балансирующее спрос и
предложение;
дополнение товарного рынка рынком рабочей силы и
финансовым рынком;
открытость экономики, ее последовательная интеграция в
мировое хозяйство;
обеспечение высокой степени социальной защищенности
граждан;
отказ всех органов государственной власти от прямого участия
в хозяйственной деятельности.
13. Вывод.
ВЫВОД.
Академик Богомолов Олег Тимофеевич отмечал:
«программа Явлинского предусматривала
экономический союз республик: единая валюта,
единое законодательство, оборона.
Главным у Явлинского было, с экономической точки
зрения, намерение добиваться финансовой
стабильности решительным рывком вперед, по сути
дела — шокотерапией. Либерализация цен (наряду с
радикальной отменой дотаций предприятиям и
снижением военных расходов) сама должна была
стать методом стабилизации. В этом, кстати,
программы Явлинского и Гайдара были очень
схожи.
Источник: ppt-online.org
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОГРАММЫ “500 дней”
Со второй половины 1989 года экономический кризис, переживаемый нашей страной, приобрел черты стагфляции: темпы инфляции увеличились до 15-20%; одновременно усиливался спад производства. Низкая эффективность действий правительства могла привести к окончательному развалу финансовой системы, гиперинфляции и одновременно, к остановке все большего числа производств в силу распада хозяйственных связей.
Используя опыт преодоления социально-экономических кризисов в СССР (1924) и в других странах (США – 1929-1932 годы, Германия, Франция, Япония – 1947-1949 годы), необходимо было учитывать также особенности экономической ситуации в стране. Важнейшие из них: всеобщность госсобственности и отсутствие субъекта рыночных отношений; значительная величина “отложенного” денежного спроса; гипертрофированное развитие 1-го подразделения общественного производства, оборонной и инвестиционной сферы.2
План действий по реализации программы “500 дней” был условно разделен авторами на четыре этапа.
Первый этап в 100 дней – подготовительный. Что он должен вобрать в себя? Естественно, принятие программы законодательными органами России и ее широкую пропаганду. Здесь, немалая ноша должна была лечь и на плечи журналистского корпуса, видных публицистов, авторитет которых у народа именно за 5 лет перестройки весьма возрос. Они должны были доходчиво разъяснить глубинные преимущества грядущих перемен и в экономике, их перспективность и возможные на первоначальном этапе для простых людей издержки.1
Что же касается экономики, то на первом этапе – за 100 дней — требовалось мобильно провести ревизию национальных богатств России, ее оборонной промышленности. Одновременно с этим должна вестись наработка законодательных актов для подготовки второго этапа реформ. Особо хотелось бы выделить в этом блоке мер разработку систем социальных гарантий малообеспеченных слоев населения.
На этом же первоначальном этапе предусматривалось начать разгосударствление собственности. И, наконец, еще одни важный пункт “стартового” блока программы – это официальное предупреждение всех предприятий об отмене в последующем каких-либо субсидий и дотаций со стороны государства.2
Суть второго этапа программы — приватизация. На него отводилось уже 150 дней. И состоял он из следующих блоков: главный отмена субсидий и дотаций со стороны государства всем предприятиям без исключения и перевод их на принудительную аренду. В это же время должна происходить ликвидация и укрупнение отраслевых министерств, проводится банковская, налоговая и бюджетная реформы. Одновременно вводилось и антимонопольное законодательство.
Эти мероприятия не могли пройти без сучка и задоринки и должны породить осложнения в обществе. Поэтому на 180-й день, если бы понадобилось, было заложено в программу резкое стимулирование приватизации. Это целый “пакет” необходимых мер. Тут и льготные цены, и условия продажи, льготные налоги, опять же льготные кредиты и, наконец, выброс на рынок наиболее соблазнительного имущества1.
Таков структурно второй этап программы. По сути, в период от 100 до 250 дней должен был происходить как бы своеобразный монтаж каркаса для рынка. Предусматривается, что он возводится довольно интенсивно. Но, главное, на втором этапе должны быть созданы благодаря приватизации все условия для проведения следующего, третьего этапа программы: запуска механизма сугубо рыночных отношений в экономике республики.
Даже первые приблизительные подсчеты показали: в результате мероприятий только по приватизации уже на втором этапе осуществления программы государство должно получить 200 миллиардов рублей. Но главное будут созданы необходимые условия для запуска рыночного механизма на полную мощность. Это уже третий этап программы. На него тоже отводится 150 дней.
Здесь предлагался также весьма солидный пакет мероприятий. Например, снятие в основном государственного контроля за ценами.
Контроль за ценами, во-первых, не будет тотальным: государственный контроль останется в части продукции, распределяемой по карточной системе, и некоторых других цен и тарифов (потребление населением электроэнергии, квартплата, пассажирский транспорт и др.). Во-вторых, для компенсации населению роста цен в конце второго начале третьего этапа вводится комплекс социальных гарантий.2
Это лишь один аспект. Одновременно предусматривались и такие меры, как введение социальных гарантий, в первую очередь для малоимущих слоев населения. Скажем карточная система на группу товаров первой необходимости, индексация заработной платы. Наконец осуществление различных целевых программ помощи.
Конечно, в связи с тотальной приватизацией предприятий предполагалось пойти на третьем этапе на допущение спада в базовых отраслях экономики России. Здесь в программе также был предусмотрен механизм защиты от неизбежной инфляции.
Кроме того, был предусмотрен еще целый ряд весьма жестких защитных мер. Например, замораживание и ликвидация излишнего денежного спроса. Скажем деноминация банкнот с заполнением деклараций при обмене. Или замораживание сбережений населения на 200-300 дней за исключением их производительного использования. То есть если граждане намерены вложить сбережения в какое-либо производство, то они могут получить без проблем акции предприятий.
Одновременно будет проводиться санация счетов предприятий и кредитных учреждений. И, наконец, может быть осуществлены сокращение государственных расходов и в какой-то мере рост налогов.
Предполагалось, что к концу третьего этапа все же произойдет некий психологический перелом в так называемом массовом сознании, поскольку должна наступить определенная стабилизация экономической жизни республики. Кроме того, на заключительном этапе программы, а него отводится 100 дней предусматривался ряд энергичных мер со стороны правительства РСФСР. Это и централизованные капитальные вложения для ликвидации диспропорции, которые могут сложиться в результате предыдущих этапов программы в структуре базовых отраслей. Это и использование накопленных резервов, и импортных ресурсов для регулирования, а точнее, снижения потребительских цен. Это и корректировка уже начатых на предыдущих этапах социальных программ1.
Информация о работе «Альтернативная программа форсированной приватизации государственных предприятий («500 дней» Шаталина — Явлинского)»
Источник: kazedu.com