Экономические реформы 1985 — 1991 гг.
1.Стратегия ускорения.
2.Экономическая реформа 1987 г.
3.Второй этап экономической реформы.
Стратегия ускорения.
В апреле 1985 г. новое советское руководство провозгласило курс на ускорение социально-экономического развития страны. Главными его рычагами виделись научно-технический прогресс, техническое перевооружение машиностроения и активизация «человеческого фактора».
В сентябре 1985 i. Горбачев призвал шире использовать «скрытые резервы», к числу которых он отнес максимальную загрузку производственных мощностей путем организации их многосменного режима работы, укрепление трудовой дисциплины, использование предложений рационализаторов, повышение качества продукции, развитие соцсоревнования.
В мае 1985 г. началась антиалкогольная кампания, которая должна была обеспечить не только «всеобщую трезвость», но и повышение производительности труда рабочих и служащих на производстве .
Для контроля за качеством продукции была введена новая контролирующая инстанция — госприемка, потребовавшая роста управленческою аппарата и материальных затрат. Качество продукции от этого, однако, радикально не улучшилось.
Программа 500 дней [500 days Program]
Традиционная ставка не на экономические стимулы, а на энтузиазм работников успехов не принесла. В то же время усиление эксплуатации оборудования, не подкрепленное техническими нововведениями и новым уровнем подготовки специалистов, обернулось увеличением случаев аварийности. Взрыв на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г. привел к катастрофическим последствиям. В зоне радиоактивного заражения оказались миллионы жителей РСФСР, Украины, Белоруссии и других регионов.
Уже спустя год после провозглашения курса на ускорение стало ясно, что одними призывами, даже очень привлекательными, исправить положение в экономике невозможно. Руководство страны приступило к разработке программы экономической реформы.
Экономическая реформа 1987 г.
К разработке реформы Горбачев привлек известных экономистов, давно выступавших за проведение преобразований в экономике, — Л. Абалкина, А. Аганбегяна, Т. Заславскую, П. Бунина и др. В короткий срок ими был предложен проект реформы, предусматривавший следующие изменения:
— расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования;
— постепенное возрождение частного сектора экономики (первоначально путем развития кооперативного движения);
— отказ от монополии внешней торговли;
— более глубокая интеграция в мировой рынок;
— сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, между которыми предполагалось установить «партнерские» отношения;
— признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (наряду с колхозами и совхозами — агрокомбинатов, арендных кооперативов и фермерских хозяйств).
Этот проект с некоторыми коррективами был одобрен летом 1987 г. Тогда же был принят ключевой документ реформы — «Закон о государственном предприятии».
Илларионов: Программа Явлинского «500 дней» — самая серьезная работа по реформированию страны
Несмотря на то что реальных сдвигов в экономике не произошло, одним из итогов реформы 1987 г. стало начало формирования в ней частного сектора (хотя этот процесс шел с большим трудом). Принятые в мае 1988 г. законы открыли возможность частной деятельности более чем в 30 видах производства товаров и услуг.
К весне 1991 г. более 7 млн. человек были заняты в кооперативном секторе и еще 1 млн. — индивидуальной трудовой деятельностью. Это вело к фактической легализации «теневой экономики». Не последнее место в ней занимали представители номенклатуры, скопившие средства в доперестроечные времена на основе коррупции и казнокрадства. По самым скромным оценкам, ежегодно частный сектор «отмывал» до 90 млрд рублей в год (в ценах до 1 января 1992 г.).
Второй этап экономической реформы. По мере неудач в реформировании госсектора Горбачев все более ориентировался на переход к рынку. В то же время предлагавшиеся им меры не носили последовательного характера. Так, он провел через Верховный Совет СССР в июне 1990 г. постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», а затем и конкретные законы. Они предусматривали перевод промышленных предприятий на аренду, постепенную децентрализацию и разгосударствление собственности, создание акционерных обществ, развитие частного предпринимательства и др.
Однако реализация большинства названных мероприятий откладывалась до 1991 г., а перевод лишь 20% предприятий на аренду растягивался до 1995 г.
Горбачев опасался не только консерваторов, способных повернуть реформы вспять, но и социального взрыва, чем объясняется его постоянная задержка в реформировании кредитной и ценовой политики, централизованной системы снабжения. Все это вело к углублению экономического кризиса.
Реформирование сельского хозяйства также носило половинчатый характер. Горбачев объявил в мае 1988 г. о целесообразности арендного подряда на селе, предполагавшего заключение крестьянами или фермерами договора об аренде земли на 50 лет и полное распоряжение полученной продукцией. Однако все права по наделению землей, определению площади индивидуального участка и поголовья скота должны были принадлежать колхозам, которые, конечно, не были заинтересованы в появлении конкурента. К лету 1991 г. на арендных условиях обрабатывалось лишь 2% возделываемых земель и содержалось 3% поголовья скота. Да и сами колхозы в ходе реформ так и не получили реальной самостоятельности, оставаясь под постоянной, порой мелочной опекой районных властей.
Таким образом, ни одна из реформ, начатых в экономике за годы перестройки, так и не дала положительных результатов. С 1988 г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве, с 1990 г. — в промышленности. Нехватка элементарных продуктов питания привела к тому, что даже в Москве было введено их нормированное распределение (чего не было с 1947 г.).
В условиях стремительного падения уровня жизни населения простые люди все меньше верили в способность властей добиться перемен к лучшему.
Летом 1989 г. начались первые массовые забастовки рабочих, которые стали с тех пор повседневным явлением. Обострение национального сепаратизма также сказывалось на экономическом положении страны.
После выборов народных депутатов РСФСР (1990) повое российское руководство (Председателем Верховного Совета РСФСР стал Б. И. Ельцин), как и лидеры других республик Союза, попыталось предпринять собственные шаги по экономическому реформированию. Летом 1990 г. Г. Явлинский, академик С. Шаталин и другие экономисты разработали программу «500 дней», которая предполагала за этот срок провести приватизацию государственных предприятий и значительно урезать экономическую власть центра. Но Горбачев отказался от поддержки этой программы.
В этих условиях руководство России заявило, что начнет осуществление предложенной программы в одностороннем порядке, опираясь на поддержку Запада.
Скорректированная программа предусматривала переход СССР к рынку к 1997 г. Однако этот план не был даже обсужден из-за осложнения политической ситуации. В июне 1991 г. Президентом России был избран Б. Н. Ельцин. Его избрание трактовалось как поддержка почти 60% участниками выборов курса на радикализацию и ускорение экономических реформ.
Из «Основных положений коренной перестройки управления экономикой», одобреных июньским пленумом ЦК КПСС. 1987 г.
Суть коренной перестройки управления экономикой страны — переход от преимущественно административных к экономическим методам руководства на всех уровнях, к управлению интересами и через интересы, к широкой демократизации управления, всемерной активизации человеческого фактора.
Из постановления пленума ЦК КПСС «О положении в стране и задачах КПСС в связи с переходом экономики на рыночные отношения». Октябрь 1990 г.
ЦК КПСС видит основной смысл перехода к рынку в том, чтобы в рамках социалистического выбора прежде всего улучшить жизнь людей, обеспечить полное раскрепощение их инициативы и деловой активности, создать ясные и надежные стимулы и мотивации высокоэффективного труда.
Пленум выступает за разнообразие форм собственности, многоукладную экономику, формирование рыночной инфраструктуры.
Поддерживая разнообразные формы разгосударствления предприятий, ЦК КПСС выступает при этом за приоритет коллективных форм собственности. Должны быть созданы равные экономические условия для развития колхозов, совхозов, крестьянских и личных хозяйств, кооперативов и ассоциаций. Пленум ЦК КПСС не поддерживает идею передачи или распродажи земли в частную собственность.
Из программы «500 дней». Лето 1990 г.
Главная цель реформы — экономическая свобода граждан и создание на этой основе эффективной хозяйственной системы, способной обеспечить динамичное развитие народного хозяйства и достойный уровень благосостояния гражданам страны, преодолев отставание от других стран.
Трудный, но необходимый для судеб страны перелом, который требуется осуществить, со-стоит в том, что на смену государственной опеке, иждивенчеству и уравниловке, апатии и бесхозяйственности, порожденным административно-командной системой, должны прийти свобода хозяйственной деятельности и ответственность каждого гражданина за свое благо-состояние, напряженный и хорошо организованный труд, вознаграждение в соответствии с его результатами.
Вопросы и задания:
1. Используя приведенные документы, дайте оценку основным этапам экономического реформирования в СССР за годы перестройки.
2. Назовите причины неудач в реформировании экономики в эти годы.
3. Охарактеризуйте программу «500 дней». Почему она так и не была принята?
4. В чем заключается радикальный характер провозглашенного курса на переход к „ рынку?
5. Почему руководство СССР так и не приступило к его реализации?
История России, XX — начало XXI века : Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, А. В. Пыжиков. — 10-е изд. — М. : Просвещение, 2003
История для 9 класса, учебники и книги по истории скачать, библиотека онлайн
Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.
Источник: school.xvatit.com
Отказ от рынка — крах системы. Как это было
Специально для https://vk.com/stepan_demura К середине 80-х гг. экономике СССР угрожал явный экономический кризис. Об этом говорило падение отдачи капиталовложений, сокращение прироста производительности труда, снижение нефтедобычи и нефтяных цен на мировом рынке. Новое руководство страны во главе с М.С.
Горбачевым столкнулось с необходимостью резко повысить эффективность советской экономики. Большинство работников партийного аппарата видело корень всех бед в недостатке дисциплины и считало, что переломить неблагоприятную экономическую ситуацию поможет наведение порядка силовыми методами. В среде директоров предприятий преобладали надежды на то, что обеспечить ускорение поможет внедрение научно-технического прогресса. Лишь очень немногие среди тех, кто принимал ответственные экономические решения, понимал необходимость экономических реформ, хотя бы возвращения к принципам хозяйственной реформы 60-х гг.
Практически никто из советских лидеров в тот момент не осознавал глубины и природы поразившего экономику кризиса. Провозглашая в апреле 1985 г. задачу «ускорения социально-экономического развития» пленум ЦК КПСС всерьез требовал к 2000 г. догнать США по объему промышленного производства. Главное внимание намечалось уделить модернизации действующих предприятий.
На 80% увеличились капиталовложения в машиностроение, которое должно было в 1,7 раза опередить общий рост производства промышленности и к началу 90-х гг. выйти на передовой мировой уровень. Огромные капиталовложения в машиностроение не принесли сколько-нибудь существенной отдачи, но значительно истощили государственные валютные ресурсы, и без того пострадавшие от обвала цен на нефть, произошедшего в 1985–1986 гг. Это обернулось сокращением импорта товаров широкого потребления, обострением дефицита и ростом недовольства населения.
Серьезный удар бюджету нанесла также развернутая с мая 1985 г. антиалкогольная кампания. Только в 1985–1986 гг. производство алкогольных напитков упало вдвое. Беспощадно вырубались виноградники, уничтожались винодельческие предприятия. Заменить доходы от реализации спиртного было нечем: обещание увеличить реализацию товаров народного потребления осталось на бумаге.
Недополученная прибыль составила в 1985 г. 60 млрд. руб., в 1986 г. — 38 млрд., в 1987 г. — 35 млрд., в 1988 г. — 40 млрд. Из-за роста самогоноварения из продажи стал пропадать сахар, хотя его производство в 1985–1988 гг. возросло на 18%.
Не принесли успеха и другие меры, развернутые в рамках «наведения порядка». Стремясь повысить качество продукции, власти в мае 1986 г. ввели «госприемку». Отделы технического контроля (ОТК) предприятий подчинялись администрации.
Да и самим контролерам была невыгодна «излишняя» строгость: они, наряду с рабочими и инженерами, могли лишиться премии из-за невыполнения плана. «Госприемка» была отдельным ведомством, ее работники не зависели от дирекции и не были материально заинтересованы в выполнении плана. К началу 1987 г. госприемка действовала на всех крупных предприятиях. Но руководители предприятий, опасаясь невыполнения плана и снижения заработков, поспешили найти контакт с новыми контролерами, которые к тому же стояли на предприятиях на партийном учете. Просуществовала госприемка лишь год-два.
В мае 1986 г. было опубликовано Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по усилению борьбы с нетрудовыми доходами». По идее, оно направлялось против дельцов теневой экономики, но главными его жертвами стали колхозники и горожане, выращивавшие фрукты и овощи на продажу. Местные власти с упоением крушили теплицы на приусадебных и дачных участках.
В 1986 г. стало ясно, что без серьезных экономических преобразований ситуацию поправить не удастся. С весны 1986 г. основное внимание стало уделяться не «ускорению», а перестройке.
В 1985–1986 гг. промышленное производство увеличилось на 4,4%, но уже в начале 1987 г. упало на 6% по сравнению с концом 1986 г. Модернизация машиностроения провалилась, программы развития приоритетных отраслей были сорваны. Это заставило с 1987 г. начать разработку более глубокой экономической реформы. В работе участвовали видные экономисты: А.Г. Аганбегян, Л.И. Абалкин, Н.Я.
Петраков, Г.Х. Попов и др. 30 июня 1987 г. был принят, а с 1 января 1988 г. вошел в силу Закон о государственном предприятии (объединении), предусматривавший переход предприятий на хозрасчет.
Предприятия получили право самостоятельно расходовать прибыль, планировать работу, исходя из государственных заказов, контрактов с поставщиками и потребителями. Они могли вести оптовую торговлю друг с другом, вместо того, чтобы «выбивать» поставки через Госплан и Госснаб. Значительно расширилось число предприятий, имеющих право самостоятельного выхода на внешний рынок.
В ноябре 1986 г., всего через полгода после принятия постановления об усилении борьбы с нетрудовыми доходами, был принят Закон об индивидуальной трудовой деятельности (ИТД), а в феврале 1987 г. — постановление о создании кооперативов. Разрешалось индивидуальное и кооперативное предпринимательство в сфере услуг и производства товаров народного потребления.
Наемный труд («работа по договору») допускался лишь на вспомогательных работах. Правда, это ограничение, ставшее своеобразной данью идеологическим традициям, на практике не соблюдалось. В отличие от государственных предприятий, кооператоры и «индивидуалы» не получали покупали сырье и материалы по рыночным ценам.
Поначалу кооператорам пришлось платить чрезвычайно высокие налоги: при заработке от 700 до 1000 руб. — 50%, от 1000 до 1500 руб. — 70%, свыше 1500 руб. — 90%. В государственном секторе подоходный налог составлял 12%. С принятием в мае 1988 г. Закона о кооперации был установлен 10%-ный налог на прибыль кооперативов, а в отношении подоходного налога кооператоров уравняли с работниками госсектора.
В 1986 г. 100 тыс. человек, в начале К 1988 г. индивидуальную трудовую деятельность вели 300 тыс., т.е. 0,2% занятых, в кооперативах к лету 1988 г. работали 200 тыс. Наибольшее развитие кооперативы получили в розничной торговле и общественном питании. «Кооперативные« цены были значительно выше государственных. Многие кооперативы скупали продукцию государственных предприятий и спекулировали ею.
Но люди, измученные очередями и дефицитом, охотно пользовались их услугами. По закону о кооперации появилась возможность создания кооперативных банков. К середине 1989 г. в стране действовали 143 коммерческих банка.
Реформа встретила противодействие экономических ведомств: Госплана, Госснаба, ряда министерств. Поскольку инициатором реформы было партийное руководство, никто не выступал открыто против, но предлагались половинчатые меры, велись бесконечные согласования.
Правительство рассчитывало, что предприятия будут переходить к оптовой торговле постепенно, по мере накопления ресурсов и преодоления дефицита. Возникал порочный круг: оптовую торговлю невозможно было ввести из-за дефицита, а распределительное снабжение порождало дефицит. Председатель Совета Министров Н.И. Рыжков возражал против ограничения функций министерств.
Настаивая на незыблемости заданий XII пятилетки, он опасался, что, если позволить предприятиям самостоятельно планировать свою работу, то пятилетний план потеряет смысл. Между тем, уже по итогам 1986 г. и первых месяцев 1987 г. было очевидно, что выполнить задания пятилетки не удастся.
В ходе подготовки реформы выявилось тяжелое финансовое положение страны. Дотации на производство продовольствия составляли 56 млрд. руб. (45% к объему реализации). Бюджетный дефицит к 1987 г. достиг 80 млрд. руб.
Таким образом, встал вопрос о реформе ценообразования. В розничной продаже продовольствие в СССР стоило сравнительно дешевле, а промышленные товары — дороже, чем в странах с рыночной экономикой. Занижены были цены на энергоносители(нефть, газ, уголь). Весной 1988 г. правительство предложило повысить оптовые цены и тарифы, а повышение розничных цен, чреватое массовым недовольством граждан, временно отложить. Переход на договорные (рыночные) цены не предусматривался, ценообразование оставалось в руках государства.
Вопрос о ценах вышел на страницы печати. В ходе возникшей общественной дискуссии ученые и публицисты доказывали, что просто повышать цены бессмысленно — необходимо было перейти к формированию цен в процессе оптовой торговли. Правительство не решилось на непопулярную реформу ценообразования.
Проведение экономической реформы затянулось, сравнительно благоприятный для преобразований момент был упущен. Однако сама полемика о ценах усилила тревожные ожидания и вызвала ажиотажный спрос. А ведь к 1988 г. неудовлетворенный спрос населения и так оценивался в 70–80 млрд. руб.
В условиях происходивших в стране демократических перемен власть стремилась заглушить недовольство, повышая зарплату. В 1989 г. денежные доходы населения возросли на 13%, а производительность труда — лишь на 2,3%. В результате прилавки окончательно опустели. В большинстве районов страны в 1989–1990 гг. основные продукты питания, а также водка и сигареты распределялись по талонам.
Количество нормируемых товаров достигало 15–20 наименований. Устанавливались нормы отпуска: хлеба — по 250–300 г в день на члена семьи, масла и маргарина — от 100 до 500 г в месяц, круп — по 300 г, сахара — по 1 кг в месяц. Из свободной продажи исчезли одежда, обувь, постельное белье, посуда, мыло, стиральные порошки, канцелярские товары.
Местные власти повсеместно запрещали вывоз продовольствия за пределы области, вводили выездную торговлю на предприятиях, предписывали продавать товары только по паспортам с местной пропиской, по «карточкам покупателя», отсекая от прилавков иногородних. Около половины опрошенных социологами граждан (46%) считали, что борьба с дефицитом должна вестись путем организации торговли по талонам, а 18% предлагали повысить цены. Многие, напротив, видели причины всех бед в кооператорах, спекулирующих дефицитными товарами, требовали заморозить цены, не задумываясь о том, что это способно лишь еще больше обострить дефицит.
Осенью 1989 г. правительственная комиссия во главе с академиком Л.И. Абалкиным разработала стратегию экономической реформы. Предложения комиссии легли в основу доклада премьер-министра Н.И.
Рыжкова на 2-м съезде народных депутатов в декабре 1989 г. Программа предусматривала развитие рыночных отношений, но при этом сохранялось регулирование цен государством, вопрос о розничных ценах был обойден молчанием, а вместо перехода к свободной оптовой торговле намечалось лишь увеличить долю продукции, реализуемой предприятиями по свободным или регулируемым ценам. Академик О. Богомолов называл предложения правительства «гибридом плана и рынка» и подчеркивал, что они не дают свободы распоряжения своим имуществом, доходом от своего труда. «Если нет этой свободы, — говорил он, — нет конкуренции, спроса-предложения, формирования на этой основе цен. Если у вас регулируемые цены, значит вы сохраняете административное влияние и парализуете действие рыночных механизмов самонастройки и саморегулирования. На этой основе бурно расцветает подпольная, «теневая экономика» — рыночная, но искаженная».
Тем не менее, 2-й Съезд народных депутатов СССР в целом одобрил предложенную правительством программу, хотя и предложил ее доработать. Таким образом, реальный переход к рынку вновь откладывался, в то время как кризис продолжал углубляться.
В январе 1990 г. даже на заседании Политбюро ЦК говорилось о необходимости ускорить реформу ценообразования: летом того же года реформировать оптовые и закупочные цены, в начале 1991 г. — розничные. В мае 1990 г. Рыжков выступил с докладом о предстоящей реформе розничных цен на Верховном совете. Выступление главы правительства транслировалось по телевидению и вызвало настоящую панику. Рыжков еще продолжал говорить, а у дверей магазинов уже выстроились огромные очереди, прилавки были полностью опустошены.
Борьба вокруг программы экономических реформ усилилась летом 1990 г. на фоне растущего противостояния между союзным и российским руководством, между Горбачевым и Ельциным. Концепция правительства («программа Рыжкова–Абалкина») по-прежнему исходила из принципа «сначала стабилизация, потом реформы». Ее авторы, сохраняя приверженность социалистическим идеям, отвергали меры, способные вызвать рост безработицы и инфляции, сохраняли господство государства в экономике.
Альтернативную концепцию разработали входившие в группу Абалкина молодые экономисты во главе с Г.А. Явлинским. Эта программ, получившая позднее название «500 дней», предусматривала резкое сокращение роли государства в экономике, широкую приватизацию, а затем — освобождение цен и глубокую структурную перестройку.
При этом допускались временный спад производства, безработица, инфляция. К концу 500-дневного срока должна была наступить экономическая стабилизация. Во многом эта программа была утопична, но тогда она воспринималась как прорыв, поскольку обещала скорый и сравнительно безболезненный переход к рынку, избавление от бесконечного топтания на месте.
Ельцин поддержал программу «500 дней», Явлинский стал вице-премьером российского правительства. В июле 1990 г. Горбачев согласился на разработку совместной концепции экономических реформ на основе программы «500 дней». Доработка программы поручалась группе экономистов во главе с академиком С.С. Шаталиным.
Таким образом, президент СССР отказался от предъявленного Верховному Совету СССР правительственного варианта и пошел на сближение с Ельциным. По-видимому, этот шаг Горбачева был вызван стремлением противостоять давлению партийных консерваторов.
Верховный Совет РСФСР, в котором реформаторы обладали относительно большим влиянием, в сентябре 1990 г. одобрил программу Шаталина – Явлинского. Но Верховный совет СССР после обсуждения обеих программ поручил Рыжкову доработать и объединить их. Таким образом, доработка программы «500 дней» поручалась ее главному оппоненту. Решение Горбачева окончательно отказаться от программы «500 дней» было связано, прежде всего, с тем, что в ней предлагалось создание одноканальной системы налогообложения, при которой все налоги поступали бы в распоряжение республик, которые затем делали бы отчисления в союзный бюджет. Горбачев расценил это как угрозу самому существованию единого Союза.
Отказ от программы «500 дней» означал и разрыв между Горбачевым и Ельциным, и окончательный отказ от рыночных реформ. В апреле 1991 г. правительство, которое с декабря 1990 г. вместо ушедшего в отставку Рыжкова возглавил министр финансов В.С. Павлов, вдвое повысило все государственные цены (в торговле, на транспорте, в бытовом обслуживании и т.д.). Механическое повышение цен, не сопровождавшееся реформой ценообразования, не могло оздоровить экономику и лишь усилило и без того начавшуюся скрытую инфляцию.
Промедление с переходом к рыночным реформам, вызванное отчасти идеологической зашоренностью, отчасти боязнью пойти на непопулярные меры и вызвать социальный взрыв в ситуации, когда государственная власть слабела и была неспособна на массовое насилие, обернулось окончательным развалом экономики. Старая экономическая система окончательно разваливалась.
Предприятия отказывались от денежных расчетов и переходили к бартерным сделкам, уходя тем самым от налогов. Национальный доход в 1991 г. сократился на 11%, добыча угля и нефти — на 11%, продукция пищевой промышленности — на 10%, сбор зерна — на 24%, закупки зерна — на треть. При этом выпуск денег в обращение возрос в 4,4 раза, что исключало возможность преодоления дефицита. Без перехода к свободным рыночным ценам избежать катастрофы было невозможно.
Понравился пост? Расскажите о нём друзьям, нажав на кнопочку ниже:
Источник: perfumero.livejournal.com
Программа 500 дней причины провала
Против программы «500 дней» сплоченно выступили правительство СССР, Политбюро ЦК КПСС и руководство РКП. Ельцина и его сторонников обвиняли в пропаганде мер, «которые противоречат экономической стабильности», в подготовке государственного переворота и захвата власти. Съезд РКП объявил программу «500 дней» антисоветскими происками и капитуляцией перед капитализмом. Члены Полибюро запугивали Горбачева угрозой развала СССР, призывая его отложить экономические реформы ради наведения порядка.
Верховный Совет РСФСР 10–11 сентября 1990 г. одобрил программу Шаталина—Явлинского. Верховный Совет СССР после обсуждения обеих программ поручил Рыжкову доработать и объединить их. «Доработка» программы «500 дней» поручалась ее принципиальному противнику. Послание Горбачева Верховному Совету СССР в октябре 1990 г. ознаменовало окончательную победу союзного правительства над сторонниками «500 дней»
Из мемуаров М.С. Горбачева
«Главный предмет разногласий находился за пределами экономики. Программа правительства [СССР] исходила не только из экономического союза между республиками, но также из сохранения единого союзного государства с регулирующими функциями и того, что можно назвать основами социалистического строя.
Программа же Шаталина—Явлинского, признавая необходимость экономического союза республик, оставляла за скобками саму проблему сохранения их политического союза и была лишена четкого социального содержания… Непредвзятый анализ показывал, что программа фактически исходит из перспективы прекращения существования Союза как единого государства… Предусматривалось введение одноканальной налоговой системы, при которой все налоги поступают в распоряжение республик, а затем по установленной ими квоте делаются отчисления в союзный бюджет. Без федеральных налогов немыслимо существование федерального государства… Принятие ее … могло дать сильнейший толчок деструктивным, дезинтеграционным процессам, прежде всего в политической сфере».
· Какие факторы — экономические или политические — были решающими для Горбачева, когда он отдавал предпочтение программе экономических преобразований, предложенной правительством СССР?
· Какие образом принятое решение влияло на симпатии к Горбачеву в различных политических слоях советского общества?
Ельцин обвинил Горбачева в нарушении достигнутых договоренностей: «Тонущее союзное правительство нажало на президента и он в очередной раз меняет свое решение… Делается очередная попытка сохранить ставшую ненавистной народу систему».
Из заявления Б.Н. Ельцина в Верховном Совете РСФСР 16 октября 1990 г.
«Руководство республики может выбирать в этих условиях один из трех вариантов своих действий. …
Первый вариант. Россия объявляет о неучастии в выполнении программы президента. Делит бюджет, собственность и все структуры. Осуществляет свою программу «500 дней» независимо. В этом случае придется вводить свою валюту, устанавливать таможни на всех границах республики, организовывать независимую банковскую систему и внешнеэкономическую деятельность. Делить армию и вооружения. … Конечно, это самый дорогой и сложный вариант…
Второй вариант. В его основе — реальная коалиция. Новый кабинет министров (исполнительные союзные структуры) должен формироваться на паритетных началах. Часть кандидатур предлагает президент, часть — мы, сторонники радикальных реформ.
И, наконец, третий вариант. Если союзным парламентом принимается сегодняшняя бесперспективная программа, то потребуется не более полугода для того, чтобы убедиться в очередной ошибке избранного пути. … Когда будет абсолютно ясно, что провалится очередная предполагаемая программа, Российская Федерация должна быть готова к реализации своей программы стабилизации экономики и переходу к рынку, может быть, уже не «500 дней», а столько, сколько нам даст наш народ».
· Какие политические перспективы были предложены в этом заявлении?
· Какой из предложенных Ельциным вариантов вы считаете оптимальным для того периода? Почему?
· Какой путь дальнейшего развития был в тот момент наиболее реален?
Дата: 2019-03-05, просмотров: 215.
Источник: findout.su