«500 дней»(«Проект Явлинского – Шаталина», «Переход к рынку»), нереализованная программа экономических реформ в СССР, целью которых был переход от плановой экономики к рыночной.
Истоки программы
В основу программы «500 дней» была положена программа «400 дней доверия», разработанная в январе – феврале 1990 г. экономистами Г. А. Явлинским , А. Ю. Михайловым и М. М. Задорновым в качестве альтернативы программе союзного уровня Рыжкова – Абалкина , готовившейся под руководством заместителя председателя Совета Министров СССР Л. И. Абалкина . По сравнению с правительственной программой проект «400 дней доверия» предполагал более решительные действия, включая поэтапное освобождение цен, массовую приватизацию государственной собственности посредством продажи в рассрочку, аренды с последующим выкупом, акционирования и др. форм разгосударствления собственности, ускоренное развитие малого предпринимательства, сокращение государственных расходов («минимальный потребительский бюджет»), а также перестройку финансовой системы страны. Проект «400 дней доверия» был ориентирован на введение поста Президента СССР.
Интервью с Сергеем Алексашенко: программа «500 дней», макроэкономика 1990-х, кризис 1998 г
Все мероприятия программы были взаимоувязаны и синхронизированы по дням, при этом предусматривалась вариативность мероприятий в зависимости от успеха каждого этапа. По мнению авторов проекта, залогом успеха реформы являлась «её комплексность и радикальность» ( Явлинский. 1990. С. 4).
Реализация программы включала четыре этапа: подготовительный (первые 50 дней), разгосударствление собственности (50–180-й дни), запуск рыночного механизма (180–300-й дни), стабилизация (300–400-й дни). В результате осуществления предлагавшихся мероприятий в течение обозначенного срока должен был появиться «генотип новой экономической системы, которая сможет в дальнейшем развиваться сама, без чрезвычайных усилий со стороны государства» ( Явлинский. 1990. С. 15). Проект «400 дней доверия» получил положительную экспертную оценку в странах Западной Европы и Японии.
В апреле – мае 1990 г. специалисты социально-экономического отдела Центрального комитета (ЦК) КПСС предложили свой вариант программы экономических преобразований. Наибольший вклад внесли помощник Генерального секретаря ЦК КПСС по экономическим вопросам Н. Я. Петраков и будущий министр финансов РСФСР Б. Г. Фёдоров . Разработка подобных документов активизировалась из-за уменьшения шансов на успешную реализацию программы, разработанной под руководством Л. И. Абалкина, а также провала государственного плана на 1990 г. и усиления кризисных тенденций в экономике. Свою роль в ускорении разработки реформ сыграл и первый опыт радикальных реформ правительства Т. Мазовецкого в Польской Республике.
В мае 1990 г. Совет Министров СССР внёс на рассмотрение Верховного Совета СССР «Концепцию-90», ключевым положением которой было единовременное повышение цен. Программа была не только раскритикована участниками Съезда народных депутатов СССР и общественностью, но и содержала требования отставки ряда министров Совета Министров СССР. Эти обстоятельства крайне ограничивали возможности проведения экономических преобразований из единого центра, в экономике усилилась несбалансированность, вызванная стремительным обесценением рубля и массовыми разрывами хозяйственных связей между предприятиями. Особое значение имело принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР (12 июня 1990), а затем деклараций о независимости и другими союзными республиками.
Как за 500 дней уничтожить сверхдержаву. Андрей Фурсов.
Создание программы «500 дней» и её основные положения
После избрания Б. Н. Ельцина председателем Верховного Совета РСФСР (29 мая 1990) новое российское руководство взяло на вооружение концепцию проекта «400 дней доверия» в качестве основы экономической программы, в июле Г. А. Явлинский занял пост заместителя председателя Совета министров РСФСР. Вскоре программа была переименована в «500 дней». Программа виделась как основа экономической части будущего союзного договора, а в её основе лежала идея сохранения республик в составе Союза на новых условиях, постепенной либерализации цен и рынков, последовательной и продуманной приватизации через акционирование и т. д. При этом разработчики исходили из убеждения, что республики должны будут нести полную ответственность за экономическое развитие своих территорий.
Союзному центру делегировались следующие полномочия ( Кирсанов. 2019. С. 185):
- создание экономических условий для поддержания обороноспособности, обеспечения государственной безопасности и борьбы с организованной преступностью;
- разработка и реализация крупных народнохозяйственных программ общесоюзного значения;
- реализация согласованной денежно-кредитной и валютной политики, направленной на укрепление покупательной способности рубля;
- регулирование в общесоюзном масштабе цен на ключевые виды энергоносителей, сырья, товаров и услуг, перевозку грузов, а также разработка и введение единых таможенных правил;
- выработка и согласование с республиками основных направлений внешнеэкономической политики;
- обеспечение экологической безопасности;
- управление сферами деятельности и целевыми программами, требующими по своему характеру единого руководства.
Все мероприятия программы «500 дней» (опубликована в брошюре «Переход к рынку»), как и предшествовавшего проекта, были сгруппированы в несколько этапов, в ходе которых предстояло «осуществить преобразования, открывающие дорогу развитию рыночных отношений и обеспечивающие зримое улучшение положения в экономике и в жизни людей» ( Переход к рынку. 1990. С. 46). В ходе выступления на сессии Верховного Совета РСФСР 11 сентября 1990 г. Г. А. Явлинский называл свою программу «500 дней», позднее в прессе её упоминали также как «Переход к рынку» и «проект Явлинского – Шаталина».
Первый этап включал «программу чрезвычайных мер» (1 октября 1990 – начало 1991), в том числе принятие союзным и республиканскими руководителями ключевых законодательных актов, закрепляющих основные принципы экономической реформы. Одновременно с этим Президент СССР и руководители союзных республик наделялись чрезвычайными полномочиями в области осуществления денежно-финансовой политики.
Предполагалось начать акционирование государственных предприятий и перерегистрацию земель колхозов и совхозов с выделением их членам земельных наделов. Ещё одна составляющая этого этапа – кардинальный пересмотр всех статей союзного, республиканских и местных бюджетов в целях сокращения расходных обязательств. Под сокращение попадали прежде всего производственные инвестиции, дотации и субсидии для большинства предприятий, строительные объекты с низким процентом готовности, предоставление помощи иностранным государствам, финансирование Министерства обороны СССР. Вводился запрет для государственных банков на прямое кредитование бюджетных расходов.
В ходе третьего этапа (250–400-й дни) должны были стабилизироваться рынок потребительских товаров и средств производства и заработать новая система хозяйственных связей. Ожидалось, что до 40% основных промышленных фондов и не менее 60% объектов торговли перейдут в частные руки, а основные административно-организационные структуры управления предприятиями будут ликвидированы. На этот же период приходилась большая часть работы по созданию условий для развития конкуренции между отечественными производителями, включая активное проведение антимонопольной политики. В качестве возможных негативных последствий прогнозировались ухудшение положения и разорение ряда предприятий, спад производства и рост безработицы.
Четвёртый этап (400–500-й дни), по мнению реформаторов, предполагал начало экономического подъёма. На этом этапе должны были «сложиться предпосылки для ощутимого усиления экономической активности, прежде всего в отраслях лёгкой и пищевой промышленности, аграрном секторе и отраслях сферы услуг» ( Переход к рынку. 1990. С. 59). Итог четвёртого этапа авторы программы видели в формировании сбалансированных цен и бюджета, насыщенного потребительского рынка, современной банковской системы, валютного рынка и достижении внутренней конвертируемости рубля.
Судьба программы летом – осенью 1990 г.
Стараясь не допустить выхода ситуации из-под контроля, летом 1990 г. М. С. Горбачёв заявил о необходимости объединения усилий и выработки новой программы экономических реформ, которая учла бы интересы и республик, и Союза в целом. 27 июля Горбачёв, Б. Н. Ельцин, Н. И. Рыжков и И. С. Силаев подписали поручение о создании рабочей группы для подготовки в срок до 1 сентября того же года союзной программы перехода к рыночной экономике. В состав рабочей группы вошли преимущественно учёные-экономисты: С. С. Шаталин (руководитель группы), Н. Я. Петраков, А. П. Вавилов , Г. А. Явлинский, М. М. Задорнов, А. Ю. Михайлов, Б. Г. Фёдоров, Е. Г. Ясин , Т. В. Ярыгина, а также представители всех союзных республик, кроме Эстонии.
Однако союзное правительство сразу же продемонстрировало нежелание участвовать в совместной работе, а Госплан , Министерство финансов СССР и Государственная внешнеэкономическая комиссия Совета Министров СССР отказались предоставить членам рабочей группы необходимые для расчёта стабилизационных мероприятий данные. Вскоре между рабочей группой и союзным правительством выявились серьёзные расхождения в подходах к решению ключевых проблем (финансы и цены, экономический союз и др.). В то же время рабочей группе удалось достичь консенсуса с представителями республик по основному вопросу – проекту Договора об экономическом союзе.
В ночь с 1 на 2 сентября 1990 г. программа «Переход к рынку» и 20 проектов законов были направлены Ельцину. В это же время в Президентский совет СССР поступила программа правительства СССР. В течение первой декады сентября проходило согласование программ Совета Министров СССР и рабочей группы С. С. Шаталина.
Представленный советником генерального секретаря ЦК КПСС по вопросам экономики, академиком А. Г. Аганбегяном сводный текст представлял собой сокращённую и немного переработанную программу «500 дней». 11 сентября программа «500 дней» была поддержана большинством Верховного Совета РСФСР. Вместе с тем союзный парламент, также рассматривавший программу «500 дней» (в доработанном варианте), так и не принял окончательного решения, предоставив дополнительные полномочия президенту и дав поручение о подготовке к 15 октября единой программы перехода к рынку на основе всё тех же «500 дней».
В середине октября М. С. Горбачёв направил в Верховный Совет СССР «Основные направления стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике», которые состояли всего из 60 страниц и не являлись экономической программой. Тем самым Горбачёв отказался от поддержки программы «500 дней», объяснив своё решение следующим образом: «Республикам надо было дать право решать, когда и какие конкретные меры осуществлять.
А центр должен был обеспечить общую координацию в проведении реформ. Отсюда и название документа…» ( Горбачёв М. С. Жизнь и реформы. Кн. 1. Москва, 1995. С. 579). «Основные направления» были одобрены Верховным Советом СССР почти единогласно.
По этому поводу один из основных руководителей и идеологов экономических реформ начала 1990-х гг. в России, Е. Т. Гайдар, написал, что «с этого момента вплоть до осени 91-го года о какой бы то ни было экономически осмысленной политике можно было забыть. Между рушащимся Союзом и Россией началась ожесточённая борьба за власть» ( Кротов. 2001. С. 93).
Г. А. Явлинский со своей командой в октябре 1990 г. подали в отставку, впоследствии многократно заявляли, что осуществление «500 дней» позволило бы сохранить союзное государство. Создалась новая ситуация, в которой приступить к реализации программы «500 дней» стало уже невозможно – существенным образом изменились политические, экономические и организационные условия.
в 10:18 (GMT+3) Обратная связь
Информация
Области знаний: Экономическая история СССР, История СССР. Политика и политические отношения Другие наименования: «Проект Явлинского – Шаталина»; «Переход к рынку» Дата проведения: 1990 год Историческое государство: СССР, РСФСР Современное государство: Российская Федерация
Источник: bigenc.ru
Программа «500 дней»
Программа 500 дней (другое название – «Проект Шаталина – Явлинского») – законопроект, который разрабатывался группой экономистов при поддержке Б. Ельцина для введения на территории СССР рыночной экономики. Фактически в программе говорилось о том, что все проблемы в СССР связаны с одним только фактором – плановой экономикой. Нужно перевести ее на рыночные рельсы, после чего последует неминуемый рост. Сама программа реализована не была, но то, что происходило в России после распада Союза – является ничем иным, как программой «500 дней», только в немного измененной реальности. Дальше я расскажу подробнее о данной программе, ее основных положениях, этапах и ситуации в стране, которая предшествовала данному проекту.
Суть программы
Программа 500 дней базировалась на трех принципах:
- Приватизация. Практически все предприятия (в том числе и крупные) должны были перейти в частные руки. Важный момент – стратегические предприятия предполагалось не грубо продавать, сначала переводить предприятие на форму акционерного общества, а затем уже продавать его акции. Но суть от этого не меняется.
- Децентрализация. Государство полностью утрачивало механизмы воздействия на экономику. Плановый подход должен был полностью заменен рынком. Якобы, рынок будет сам себя регулировать. Но фокус в том, что даже в Западных странах этого нет, и рынок работает с элементами плановой экономики. А новореформаторы СССР убеждали всех, что рынок сам выведет страну из кризиса. Это, кстати, чисто торгашеская точка зрения.
- Демонополизация. Целые отрасли, которые объединялись за счет обществ и производственных союзов, разрушались на одном только понимании – не должно быть монополии. Это, конечно, не плохо, но существуют сферы, в которых государственная монополия обязана быть. Но опять программа 500 дней всех гребла под одну гребенку – продавать и приватизировать нужно все.
Проект «Шаталина – Явлинского» говорит о том, что государственную собственность нужно распродать, избавить государство от функций регулирования рынка, от влияния на финансовую и кредитную политику, удалить государство из сельского хозяйства, ввести понятие частной собственности и защиту его законодательством.
Разработчики
Авторами программы 500 дней выступили следующие люди:
- Г.А. Явлинский
- С.С. Шаталин
- М.М. Задорнов
- Н.Я. Петраков
- А.П. Вавилов
- С.В. Алексашенко
- В.А. Мартынов
- Б.Г. Федоров
- Т.В. Ярыгина
- А.Ю. Михайлов
- В.М. Машиц
- Л.М. Григорьев
- Ю.И Баев
- Е.Г. Ясин
Вся эта группа, с легкой руки Бориса Ельцина, стала называться группой «Шаталина – Явлинского». Выбрали 2 фамилии, наиболее авторитетных людей из всего списка.
Если посмотреть на этот список, а особенно на человека, который его возглавляет, то все они объединены современным термином «либералы». Эти товарищи ругают современную власть, но забывают, что программа 500 дней хоть официально проведена и не была, но по факту события 90-х это и есть эта программа,, когда государство уходит в сторону, создаются рыночные механизмы на основе частной собственности, а экономика превращается в торгашескую «купи-продай».
Подготовка программы и поручение на ее разработку
27 июля 1990 года Горбачев и Ельцин дают поручение Шаталину разработать программу перевода экономики СССР на рыночную основу. Изначально сами идеи программы были разумными, поэтому даже консерваторы ЦК КПСС выступили с ее поддержкой. В поручении на разработку программы 500 дней Горбачев делал упор на реализацию следующих идей:
- Право каждого гражданина на собственность. В поручении прямо говорится, что по средствам приватизации и разгосударствления отдельных сегментов экономики КАЖДЫЙ гражданин СССР должен был получать долю от богатств и ресурсов, которые есть у государства.
- Право гражданина на экономическую деятельность.
- Право гражданина на справедливые цены на все без исключения товары и услуги.
- Право гражданина на увеличение его социальных гарантий, которые обеспечиваются увеличение доходов от собственности.
- Право всех союзных республик на экономическую независимость.
В конце хочу привести цитату из работы Шаталина в период создания программы 500-от дней. Вот что в ней говорится о правах советского общества:
Советское общество должно жить хорошо прямо сейчас, а не в далеком будущем. Поэтому мы инициируем план перевода экономики СССР на рыночную основу, делая главный упор на реализацию именно этого права.
Очень красивые слова, которые разумны, но реализация которых была невозможна. Более того, сам проект «500 дней» полностью противоречил этим словам. Ниже мы будем говорить об этапах данного проекта, и вы это увидите.
Реализация программы
Реальная разработка программы началась сразу же после поручения поручений от Горбачева (27 июля 1990 года). Работа над программой была закончена 31 августа 1990 года. Вдумайтесь, пожалуйста, в следующую фразу – программа кардинального изменения экономики СССР, с полным ее переоснащением, с переходом на новые рельсы и с принципиально новыми элементами управления страны была разработана за 1 месяц! Нельзя в такие сроки разработать проект такой важности, чтобы он был всеобъемлющим и качественным. Поэтому есть только 2 логичных вывода: программа была недоработанной, или разрабатывалась заранее.
11 сентября 1990 года Верховный Совет РСФСР утверждает программу 500 дней и перенаправляет ее на утверждение в Верховный Совет СССР (кстати программу утвердили практически единогласно, только 1 человек проголосовал против).
Постановление № 1656-1 от 11 сентября 1990 года «О рассмотрении неотложных мер по стабилизации народного хозяйства страны и переходу к рыночной экономике» запрещает эту программу к реализации , как незавершенную! Также было решено, что программа может быть реализована только после доработки, а утверждение ее должно было состояться не ранее 1 октября.
Фактически «500 дней» были заблокированы Горбачевым, на которого давили консерваторы, имеющие большой вес в Партии, и понимающие, что эта программа ставила крест на стране, и ни какого развития она дать не могла.
Важный момент. 9 октября 1990 года Верховный Совет РСФСР обратился к гражданам с заявлением, что программа 500 дней это единственный путь к спасению страны, и если ВС СССР эту программу не поддержит, то РСФСР будет ее реализовывать самостоятельно.
Этапы и характеристика программы 500 дней
Программа предусматривала 4 основных этапа:
- Первые 100 дней.
- 100-250 дней.
- 250 – 400 дней.
- 400 – 500 дней.
Рассмотрим каждый этап отдельно.
Первый этап программы 500 дней.
Первые 100 дней называются «Программа чрезвычайных мер». В момента запуска данной программы Президент СССР подписывает основные законные, которые начнут перевод экономики СССР с плановой в рыночную:
- Равенство физических и юридических лиц на проведение любой деятельности, не противоречащей закону.
- Приватизация жилищного комплекса, и возможность выкупа земли у государства.
- Полная приватизация объектов торговли, малых и средних предприятий, объектов общепита, бытового обслуживания.
- Перевод всех крупных предприятий страны в форму акционерных обществ.
- Гарантии прав всем гражданам на имущество. Причем в правах приравнивались граждане СССР и граждане иностранных государств.
- Из уголовного и административного кодекса исключаются статьи о частном предпринимательстве. Государство должно направить все силы на укрепление частной собственности.
- Денежная и финансовая политика переходит под полный контроль председателей союзных Республик, и лично Президента СССР.
Второй этап программы 500 дней
100 – 250 дней называются «Либерализация цен и введение финансовых ограничений». На этом этапе решаются следующие задачи:
- Государство отказывается от контроля уровня цен. В программе прямо говорится о том, что это приведет к неминуемому росту цен практически на все, но в результате удастся увеличить поступления в бюджет.
- Продолжение приватизации предприятий различного масштаба и сфер деятельности.
- Увеличение процента по ссудам и ограничение денежной массы. Это должно было непременно привести к тому, что в стране сложился бы жесткий недостаток денежных средств, что ударило бы в первую очередь по промышленности. Программа 500 дней называла эту меру несущественной, предлагая предприятиям вводить натуральный обмен.
Важный момент, который реализовывался на данном этапе – усиление роли местного бюджета. Деньги из союзного и республиканского бюджета в массе своей перетекали в местные бюджеты. И на местах уже должны были решать как и на что тратить деньги. То есть начинался полный беспредел, когда чиновники на местах сами решали что и как делать, абсолютно не думая о государстве.
К концу данного этапа предполагалось приватизировать более 50% предприятия, а также полностью уничтожить концерны, ассоциации и прочие структуры.
Третий этап программы 500 дней
250 – 400 дней называются «Стабилизация рынка». К 400-му дню должны были быть достигнуты следующие показатели:
- 40% промышленности СССР должно быть распродано (в том числе и в виде акционерных обществ) и отдано на приватизацию.
- 50% строительного и автомобильного рынка должно было перейти в частные руки.
- Более 60% объектов торговли и общественного питания.
Очень важный момент для понимания на этом этапе – план 500 дней говорил о том, что на третьем этапе должна прекратить существовать монополия. Все промышленные предприятия и производственные объединения, которые являются монополистами, должны быть уничтожены. Это является настоящим предательством, поскольку предлагалось буквально следующее – все крупные предприятия либо уничтожить, либо продать, чтобы не было монополии.
Следующий важный момент – к концу третьего периода государство должно было утратить контроль за ценами на 80% продукции и услуг! Предполагалось, что цены государство будет устанавливать на газ, нефть, некоторые сорта металлов, некоторые сорта хлеба, основные (подчеркиваю) медикаменты, учебники, масло, сахар. Также частично только сохранялся контроль за ценами транспортных компаний и коммунальных услуг.
На этом же этапе рубль должен был становиться полностью конвертируемым. Разработчики программы 500 дней аргументировали это так:
- Развитие валютного (финансового) рынка. Появляются возможности для работы бирж, аукционов, коммерческих банков и так далее.
- Появляется возможность ужесточить налоги и таможенные тарифы.
То есть, все то, от чего мировая экономика страдает сегодня – все это было предложено для России. Причем предлагалось это как единственный путь к спасению страны.
Четвертый, заключительный, этап программы
400 — 500 дней называются «Начало подъема».
На этом этапе продолжались процессы, которые развивались на предыдущих трех этапах. Теперь же шла стабилизация, в результате которой в стране уже должен был быть заложен фундамент для дальнейших действий. Предполагалось, что по истечении 500 дней рыночная ситуация стабилизируется и экономика перейдет к стадии активного роста.
Результаты и возможности программы
Несмотря на то, что программа «500 дней» не была реализована, мы вполне можем говорить о результатах, к которым она привела в случае начала ее реализации в СССР. Дело в том, что единственный тормоз данной программы – переворот и развал Союза. Но давайте еще раз посмотрим на этапы реализации программы и на события 90-х. Приватизация была проведена, децентрализация – проведена, продажа земель – проведена, перевод предприятия в акционерные общества и продажа – выполнено, защита права собственников – реализовано, отказ от регулирования цен – выполнено, и так далее. То есть все пункты, которые были заложены в «500 дней» были реализованы сразу после развала СССР, и примерно в те самые 500 дней.
Скажите, что Явлинский и Шаталин готовили проект для СССР, а не отдельно для России? Аргумент весьма слабый, особенно если вспомнить постановление ВС РСФСР от 9 октября 19990 года, в котором прямо говорится, что если Горбачев не даст «добро» программе, Россия ее реализует самостоятельно.
Порыв народа России понятен и должен быть сопоставим с порывами других народов Союза. Мы надеемся, что наше начинание будет поддержано, ведь вместе всегда работать легче. В противном случае, если руководство СССР откажется от реализации данной идеи, Россия с 1 ноября 19990 года самостоятельно начать экономическую реформу, в рамках которой осуществится переход к рыночной системе.
Верховный Совет РСФСР, 9 октября 1990
Источник: istoriarusi.ru
Программа “500 дней”
Предыстория и ситуация в стране
В СССР с рубежа 1920–1930-х годов была плановая социалистическая экономика. Всего было реализовано 12 пятилетних планов.
Последний из них пришелся на годы Перестройки, 1985–1990 гг. Собственно, по мере его реализации начался спад экономики, но в 1989 году он еще слабо ощущался, зато был очевиден кризис в снабжении городов. В 1990 году добавилось еще две проблемы:
- распад социалистического блока в 1990 году: этот факт негативно повлиял на внешнюю торговлю;
- начало процесса распада СССР, парад суверенитетов.
Группа по разработке программы была создана по решению Михаила Горбачева и Бориса Ельцина. Предполагалось, что переход к рыночной экономике в СССР будет происходить за счет государства, а не за счет простых граждан.
Председателем Государственной комиссии по экономической реформе стал относительно молодой экономист Григорий Явлинский 1952 года рождения.
Собственно программу предложил академик Станислав Шаталин. В его группе был один экономист-женщина — Татьяна Ярыга. Помимо этого, в разработке программы принимал участие Евгений Ясин, который позже, в 1994–1997 годах, возглавлял министерство экономики РФ.
Особенности программы
Датой завершения работы над программой можно считать 1 сентября 1990 года. Она была утверждена Верховным Советом РСФСР и отправлена на рассмотрение Верховному Совету.
Согласно программе «500 дней», переход к рыночной экономике следовало проводить в четыре этапа:
- Первый: 100 дней. Приватизация жилья и мелких предприятий.
- Второй: 150 дней. Либерализация цен. Дело в том, что в 1990 году на руках у граждан было большое количество не обеспеченных товарной массой денег.
- Третий: 150 дней. Стабилизация рынка.
- Четвертый: 100 дней. Начало роста в различных секторах экономики.
В программе предполагался экономический союз республик на основе единой валюты, а также единого законодательства и обороны. Совет Министров СССР предполагалось ликвидировать, а руководство народным хозяйством передать совету глав правительств каждой республики да еще и с расширением автономии. Михаил Горбачев не поддержал программу из-за влияния ВПК.
Фактически в конце 1991 года был сделан выбор в пользу программы шоковой терапии. Ее автором стал молодой экономист Е. Т. Гайдар. Осуществление программы началось с января 1992 года, когда отпустили цены, но это вызывало высокий уровень инфляции. Гайдар краткий период на рубеже 1991–1992 года руководил Министерством финансов.
Одновременно с программой «500 дней» шла работа над проектом реформы экономики под авторством Николая Рыжкова — «Основные направления развития». В ее разработке принимал участие Леонид Абалкин. Он планировал шесть лет на введение рыночных механизмов.
Что мы узнали?
Авторами программы «500 дней» были С. Шаталин и Г. Явлинский. Ее целью был переход от плановой социалистической экономики к рыночной капиталистической. Программу 500 дней кратко изучают в школьном курсе истории 9 и 11 классов.
Источник: obrazovaka.ru