Тест по истории России Российская экономика на пути к рынку 10 класс с ответами. Тест содержит 2 варианта, в каждом по 7 заданий.
Вариант 1
1. К 1992 г. относится
1) либерализация цен
2) принятие Конституции РФ
3) принятие Декларации о государственном суверенитете РФ
4) создание Содружества Независимых Государств
2. Председателем российского правительства в 1992-1998 гг. являлся
1) Е.М. Примаков
2) Е.Т. Гайдар
3) В.С. Черномырдин
4) В.В. Путин
3. Расположите имена глав российского правительства в хронологической последовательности их деятельности.
1) Н.И. Рыжков
2) Е.Т. Гайдар
3) С.В. Степашин
4) В.С. Черномырдин
5) Г.М. Маленков
4. Какие три меры из перечисленных составляли суть «шоковой терапии»? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) усиление роли государств в экономике
2) приватизация
3) развитие предпринимательства
4) планирование народного хозяйства по пятилеткам
За 500 дней не успели бы Швейцарией стать
5) либерализация цен
6) перевод всех предприятий на хозрасчёт
5. Ниже приведен перечень понятий и терминов. Все они, за исключением двух, имеют отношение к экономической политике России в 1990-х гг.
1) приватизация
2) госприемка
3) инфляция
4) ваучер
5) продразверстка
6) дефолт
Найдите и запишите порядковые номера понятий и терминов, относящихся к другому историческому периоду.
Глава правительства
А) С.В. Кириенко
Б) Е.М. Примаков
В) Е.Т. Гайдар
Г) В. С. Черномырдин
Содержание и итоги деятельности
1) Начало «шоковой терапии». Стабилизировать экономику страны не удалось
2) Усиление государственного регулирования, привлечение иностранных инвестиций. Рост теневой экономики. Назревание финансового кризиса
3) Удержание курса рубля. Начало промышленного роста в России
4) Попытка сбалансирования государственного бюджета. Дефолт
5) Перевод предприятий на хозрасчёт. Временное ускорение темпов и объемов производства
7. Прочитайте отрывок из документа и напишите фамилию российского Президента, подписавшего данный Указ.
Осуществить переход в основном на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги.
Вариант 2
1. Одна из задач приватизации
1) ускорение социально-экономического развития страны
2) развитие военно-промышленного комплекса
3) преодоление дефолта
4) формирование слоя собственников
2. Политик, экономист, один из идеологов и руководителей либеральных реформ в России начала 1990-х гг. Автор и организатор идеи ваучерной приватизации.
1) А.Б. Чубайс
2) А.Н. Косыгин
3) Г.А. Явлинский
4) И.И. Рыжков
3. Расположите имена глав правительства в хронологической последовательности.
ВИРТУАЛЬНАЯ ЯПОНИЯ: Роботы для любви и не только. Что ждет человечество в будущем?
1) С.В. Кириенко
2) Е.Т. Гайдар
3) А.И. Косыгин
4) Е.М. Примаков
5) В.С. Черномырдин
4. Какие три положения из перечисленных характеризуют суть рыночной экономики? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) свободное предпринимательство
2) многообразие форм собственности на средства производства
3) централизованное планирование
4) договорные отношения между хозяйствующими субъектами
5) административный контроль над ценами
6) реализация производителем продукции по ценам, установленным государством
5. Ниже приведен перечень понятий и терминов. Все они, за исключением двух, имеют отношение к экономической политике СССР и РФ в 1990-х гг.
1) пятилетки
2) дефолт
3) либерализация
4) программа «500 дней»
5) хозрасчет
6) рыночная экономика
Найдите и запишите номера понятий и терминов, относящихся к другому историческому периоду.
6. Установите соответствие между понятиями (терминами) и их значением.
Понятия (термины)
А) приватизация
Б) либерализация
В) ваучеризация
Г) национализация
Значение
1) Выдача гражданам приватизационных чеков, которые можно было вкладывать в предприятия и инвестиционные фонды
2) Принудительная передача частных промышленных предприятий в собственность государства
3) Переход объектов государственной собственности в собственность частных лиц или коллективов
4) Освобождение фиксированных цен от административного контроля, формирование цен по законам рынка
5) Договор, заключенный государством с иностранной фирмой на эксплуатацию промышленных предприятий
7. Запишите понятие, о котором идет речь.
___________ — название радикальных экономических реформ перехода к рыночной экономике. В России проводилась в начале 1990-х гг. Главным элементом реформ являлась либерализация цен.
Ответы на тест по истории России Российская экономика на пути к рынку 10 класс
Вариант 1
1-1
2-3
3-51243
4-235
5-25
6-4312
7. Ельцин
Вариант 2
1-4
2-1
3-32514
4-124
5-15
6-3412
7. Шоковая терапия
Источник: testytut.ru
Борьба программ
Приведенные выше сведения передают напряженность экономической ситуации осенью 1990 г. Но, кроме того, программа «500 дней» стала предметом острейшей политической борьбы. И не случайно, ибо, как отмечалось, она в отличие от всех предыдущих программ перехода к рынку была политической программой, орудием политики в период назревавших революционных перемен. Причем ее авторы, может быть, кроме С.С. Шаталина и Г.А. Явлинского, в этой игре до тех пор не участвовали.
В первых числах сентября практически без обсуждения программа была принята Верховным Советом РСФСР: Ельцин торопил, чтобы Россия не стала тормозом, чтобы всю ответственность на случай провала программы за разрыв соглашения «Горбачев – Ельцин» взял на себя М.С. Горбачев.
В Верховном Совете СССР столкнулись две программы – «500 дней» и программа правительства СССР (Рыжкова – Абалкина). Смысл разногласий с точки зрения содержания программ хорошо передает Л. И. Абалкин в своих замечаниях к программе «500 дней», составленных в то время. Вот их основные положения (близко к тексту оригинала).
1. Существует по крайней мере два возможных варианта перехода к рынку: радикальный и умеренно-радикальный. (Вспомним концепцию 1989 г.) В предлагаемом проекте программы избран первый вариант. Правительство СССР настаивает на умеренно-радикальном варианте. При этом оно учитывает кризисную ситуацию в экономике и обществе в целом, недостаточную готовность населения к переходу к рыночным отношениям и невозможность быстрого финансового оздоровления без ущерба для уже принятых социальных программ.
Правительство СССР предусматривает более сдержанный переход к рыночным отношениям, сохранение государственного регулирования объемов производства, более медленное освобождение цен от государственного контроля, сохранение сложившихся структур управления.
Учет реальных процессов не позволяет расписать программу по дням.
2. Проект программы предполагает экономический союз суверенных государств, а правительство СССР рассматривает Союз ССР как обновленное федеративное государство.
3. Правительство СССР настаивает на едином пересмотре цен, который обусловлен, в частности, введением новых отчислений по социальному страхованию для финансирования нового пенсионного закона. От этой важной социальной программы отказаться нельзя.
4. Совместить два проекта невозможно, нужно выбрать один из них.
Оставлю и этот текст без комментариев. Скажу только, что последний вывод разделяли и члены рабочей группы «500 дней», заключив им изложенную выше пояснительную записку. Противоречия считались непримиримыми.
О программе Рыжкова–Абалкина можно сказать следующее она снова отставала от событий. В декабре 1989 г. II Съезду народных депутатов СССР под ярлыком умеренно-радикальной была предложена консервативная программа. В марте 1990 г. сделали с учетом изменившихся обстоятельств радикальную программу, но потом подменили ее на умеренно-радикальную, время для которой было упущено. И в сентябре, когда события стали развиваться еще быстрее, снова предложили ее же.
Вокруг программы «500 дней» была развернута беспрецедентная рекламная кампания как в российской демократической прессе, так и на Западе. «Бизнес уик» писал в те дни (1 октября 1990 г.), что этот план предлагает полностью превратить централизованную плановую экономику в рыночную к апрелю 1992 г. Он цитирует студента МАИ М. Ободовского: «Народ видит, что программа «500 дней» для народа, а не для правительства. Это будет самая радикальная экономическая реформа за 70 лет». Дж. Сорос организовал презентацию программы в Вашингтоне. Лидеров делегации Г. Явлинского и Б. Федорова обхаживали как будущих руководителей России.
А тем временем в Верховном Совете СССР развертывалась драма. Не суть важно, что говорили докладчики; существенно, что происходило за кулисами. М.С. Горбачев поначалу демонстрировал желание принять программу. Но с каждым днем это желание испарялось.
В конце концов от него ничего не осталось. Ельцин выжидал, скрывшись под предлогом болезни на целый месяц.
Говорят, что состоялось закрытое заседание Политбюро ЦК КПСС, на котором Горбачеву пригрозили отставкой или чем-то еще. После этого он сдался: решили сделать объединенную программу, для ее подготовки создали рабочую группу в составе Абалкина, Аганбегяна, Петракова, Шаталина и меня. Это была пустая бумага, отписка, ее никто не собирался выполнять.
Вскоре Н.И. Рыжков заболел и был отправлен в отставку. Премьером стал B.C. Павлов.
Б.Н. Ельцин, дождавшись, пока программа «500 дней» была отвергнута, и даже будто обрадовавшись такому исходу, которого он явно и ожидал, выступил в Верховном Совете РСФСР с громовой речью: соглашение разорвано, всю ответственность несет Горбачев, у нас руки развязаны.
Оглядываясь назад, можно сказать, процесс ухода Горбачева из власти, завершившийся его отставкой с поста Президента СССР после Беловежской Пущи, начался именно с отказа от программы «500 дней». Именно в этот момент он уступил группе своих консервативных соратников по партии, будущему ГКЧП. И с тех пор они стали прибирать власть к рукам.
События в Вильнюсе и Риге зимой 1991 г. показали, что президент утратил контроль над военными и КГБ. Его стали покидать самые верные сторонники: С. Шаталин, Н. Петраков, Э. Шеварднадзе, последним А Яковлев. Он пытался вернуть самостоятельность, начав работу над Союзным договором в Новоогареве. Когда эта работа подошла к завершению, последовала попытка переворота 19 августа 1991 г. А за ней – крах советского государства (см. гл. 5).
В начале 1991 г. еще одну программу подготовил кабинет B.C. Павлова. Она была в основном калькой программы Рыжкова–Абалкина с акцентом на административный пересмотр цен, который был осуществлен в период с января (оптовые цены) до 1 апреля (розничные цены).
В июле с этим документом М.С. Горбачев поехал на саммит G7 в Лондоне с намерением убедить западных лидеров в том, что он имеет программу перехода к рынку не хуже «500 дней». Не поверили. И даже наоборот, поняли, что потенциал Горбачева-реформатора исчерпан.
Если у союзного центра была программа B.C. Павлова, то Россия тоже должна была иметь какой-то путеводный документ. Эта роль отводилась программе Е.Ф. Сабурова, занявшего в 1991 г. пост зампреда Правительства России и министра экономики. Она была в русле рассмотренных программ, с различиями в деталях.
Сейчас, когда продолжаются разговоры об ошибках реформаторов, можно сказать: выбор был из трех вариантов, намеченных еще в концепции 1989 г. И лучшим из них к концу 1990 г., а тем более 1991 г. был вариант радикальный. Важно было действовать быстро и решительно, а не пытаться искать новые чудодейственные рецепты.
Когда затем в ноябре 1991 г. в Правительство России вошел Е.Т. Гайдар, он как бы демонстративно игнорировал призывы к тому, чтобы представить программу: дескать, уже напрограммировали достаточно. Начиная с сентября команда Гайдара в Архангельском, работавшая на 15-й даче (команда «500 дней» работала там же на 6-й даче), готовила сразу тексты указов, законов, постановлений. Кроме них было только два кратких документа: «Стратегия России в переходный период» и «Ближайшие экономические перспективы России».
Как пишут сами авторы этих документов, программа Гайдара даже по форме принципиально отличалась от других: она была «не гладким единым текстом, как бы предназначенным для издания книжечкой и вдумчивого неторопливого чтения, а набором отдельных документов (важнейшим из которых был концептуальный материал «Стратегия России в переходный период»), законопроектов, инструкций, расчетов и пояснительных записок к ним»*.
* Экономика переходного периода. М.: ИЭПП, 1998. С. 80–81.
Первый названный документ был скорее не программой реформ, а программой национальной государственности России. Она определяла курс на экономическую независимость России при «мягком» политическом союзе. Это было нечто принципиально отличное от идеи экономического союза.
Второй документ по сути констатировал, что экономическую политику ближайшей перспективы определяет не идеальный замысел реформаторов, а сочетание трех кризисов, оставленных России в наследство от рухнувшей экономики Советского Союза:
• инфляционного (крупные макроэкономические диспропорции проявляются в ускоряющейся открытой инфляции и остром дефиците на всех товарных рынках);
• платежного (острый дефицит золотовалютных ресурсов и подрыв кредитоспособности страны);
• системного (утрата органами государственной власти на всех уровнях способности регулировать ресурсопотоки)*.
* Экономика переходного периода. С. 101–102.
Тем не менее, когда к лету 1992 г. была подготовлена с активным участием Гайдара Программа углубления экономических реформ, он с удовлетворением прихлопнул ладонью по толстому тому: теперь никто не скажет, что у нас нет программы.
Но это было уже другое время. Рыночные реформы осуществлялись полным ходом.
Таким образом, формирование программы реформ по сути завершилось составлением нескольких независимо разработанных вариантов (мартовская (1990 г.) программа Рыжкова, D-day, «500 дней»), каждый из которых признавал неизбежность в сложившихся условиях шоковой терапии, big bang, или радикального варианта. Его-то и реализовал Гайдар.
Литература
Переход к рынку. Часть I. Концепция и программа («500 дней») / Рабочая группа, образованная совместным решением М.С. Горбачева и Б.Н. Ельцина. М., 1990.
Сабуров Е.Ф. Реформы в России: первый этап. М.: Вершина-клуб, 1997.,
Экономика переходного периода. М.: ИЭПП, 1998.
Глава 7 Закономерности перехода от плановой экономики к рыночной
Существуют ли закономерности перехода?
Несовместимость двух систем
Проблемы и трудности переходного периода
Роль государственной политики
Источник: studopedia.info
500 дней
«Независимая газета», 13 февраля 1992 года: Если бы все произошло так, как оно не могло произойти по множеству объективных обстоятельств, рассуждать о которых сегодня уже не актуально, 13 февраля закончило бы отсчет [«500 дней»](http://www.yabloko.ru/Publ/500/500-days.html). То незавидное состояние, в котором находится сегодня бывшая советская экономика, как бы ни ссылались на «объективные процессы», является заслугой многих ныне действующих политических лидеров, так или иначе принявших полтора года назад участие в похоронах «программы Явлинского».
Полтора года назад Горбачев «заказал» финансовую стабилизацию. [«500 дней»](http://www.yabloko.ru/Publ/500/500-days.html), по сути, и была той же стандартной программой экономической стабилизация, плохо ли, хорошо ли приспособленной к нашим конкретным условиям. Ее отличие от нынешней хаотической российской стабилизации в том, что она в принципе была приемлема для конкретных условий того времени.
То есть в распоряжении государства находились все механизмы макроэкополитического регулированяя, которыми сейчас, по его собственным неоднократным заявлениям, не располагает нынешнее российское правительство. Вопрос в том, какую роль сыграли сами российские лидеры, чтобы эти рычаги — контроль над территорией, денежной массой, единой банковской системой и т.д.- оказались вырванными из рук любого конструктивного реформатора.
Полтора года назад, проваливая программу, подготовленную с их санкции, Горбачев и Ельцин соревновались в том, на кого перекинуть ответственность за ее будущий провал. О том, что ни один из них не собирался ей следовать, свидетельствовали все их практические действия.
Горбачев, в руках которого тогда находилась не только ядерная, но и экономическая «кнопка», и принял последнее решение. И, как обычно оказался крайним, отдав себя на политическое съедение демократам. Ельцин, санкционируя популистскую экономическую политику, разваливавшую финансовую систему страны, объявил отсчет «дней» — появилась даже соответствующая заставка на ТВ.
Отставка Явлинского, кроме всего прочего, была единственной возможностью прекратить этот балаган и сохранить не только свой собственный авторитет, но и авторитет определенной экономической философии. Программа [«500 дней»](http://www.yabloko.ru/Publ/500/500-days.html) оказалась не только популярным учебником нормальной экономической логики.
Она в первую очередь определила начало новой для советского менталитета политики. Григорий Явлинский первым разделил имидж самостоятельного политика и административный пост, первый деятель постсоветской эпохи, который сделал себя сам.
Никто .не «доставал его из мешка», как Горбачев «достал» в свое время Ельцина, Щербицкий — своего идеолога Кравчука, Ельцин -Хасбулатова, Бурбулиса и Руцкого, Бурбулис — Гайдара и т. д. (Кстати, ничего зазорного в нашей политической реальности в том, что тебя «достали из мешка», нет, раз доставши, не всякого в этот мешок засунешь.) Явлинский и его команда не подстраивались под того или иного политического деятеля, они формировали по своей инициативе политическую реальность, точно используя созревшие обстоятельства. Ни [«500 дней»](http://www.yabloko.ru/Publ/500/500-days.html), ни [«Согласие на шанс»](http://www.yabloko.ru/Publ/Soglas/shans.html) не реализовались в жизнь, однако два созданных ими «летних перемирия» между Горбачевым и Ельциным стали существеннейшими элементами политической истории, то есть в конечном итоге относительно мягкой политической эволюции.
Именно этой попытке обеспечить возможно мягкую и наименее болезненную политическую эволюцию вынужден был посвятить себя Явлинский, составляя «Экономический договор» и конструируя договорный процесс между недоговороспособными республиканскими лидерами. Явлинский пошел в мертворожденный МЭK, работал там на общественных началах, не получая зарплаты, не для того чтобы разыграть союзную политическую карту, а потому что политические игры на вершине нового российского Олимпа считал менее значительным занятием, чем обеспечение экономических условий для реформ.
После августа Явлинский не потому не стал премьером, что экономические взгляды Гайдара оказались президенту ближе или профессиональнее; не думаю, что у кого-то возникнут подозрения, что Ельцин способен задаваться такими вопросами. В представлении российских лидеров Явлинский никогда не был конкурентом Гайдару. Он мог быть конкурентом Бурбулису. То есть Явлинский, который «много себе позволяет», мог бы быть лидером политическим ответственного и самостоятельного правительства, формирование которого не может позволить себе российский президент Ельцин. [«500 дней»](http://www.yabloko.ru/Publ/500/500-days.html) завершились. А судьба экономической реформы по-прежнему находится в капризных и неуклюжих руках политиков, готовых пожертвовать экономической и политической стратегией ради суетных интересов политической популярности.
Скачать или читать онлайн
Похожие книги:
О российской политике.
Советская система: к
Политическая экономия
130 лет Сталину. Анатомия
Источник: moreknig.org