Программа 5 вида обучения что это такое

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида и программы для общеобразовательных учреждений Т. Г. Рамзаева Русский язык: 1-4 классы.

Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

Цель и задачи обучения школьников родному языку определяются прежде всего той ролью, которую выполняет язык в жизни обще­ства и каждого человека, являясь важнейшим средством обще­ния людей, познания окружающего мира. Именно в процессе об­щения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие. У детей возникает потребность познать свойства родного языка, чтобы получить возможность более точно и свободно выражать свои мысли, по­нимать собеседника, обогащать себя всем тем, что уже создано народом – носителем этого языка.

Учебно-документальный фильм «Один день коррекционного класса»

Языковое образование и речевое развитие учащихся – это широкая социальная задача, которую можно решать только на межпредметной основе. Под развитием речи в узком смысле по­нимается овладение учащимися совокупностью речевых умений, обеспечивающих готовность к полноценному речевому общению в устной и письменной форме. При этом знания и умения по язы­ку и речеведению составляют для учащихся фундамент, на кото­ром происходит овладение речевыми умениями. Безусловно, усвоение лингвистических знаний – это только одно из условий развития речи. Не менее важное значение имеет также эмоцио­нальное и литературное развитие школьника, формирование его научного мировоззрения, постоянное обогащение знаниями об окружающем мире, что, в свою очередь, связано с такими каче­ствами личности, как любознательность, целеустремленность, трудолюбие.

Таким образом, основная цель обучения родному языку – развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.

Конкретные задачи обучения русскому языку в начальных классах разнообразны и тесно взаимосвязаны между собой:

–овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);

–усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грам­матики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание);

–формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприя­тие, воспроизведение и создание высказываний в устной и пись­менной форме;

–обогащение словарного запаса, умение пользоваться слова­рями разных типов;

–эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школь­ника;

–пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6 – 10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида.»

Учебный год делится:

На первой и второй ступени на четверти

(количество учебных недель)

Программа рассчитана на 140 часов, 4 часа в неделю.

Распределение часов в течение учебного года

Период обучения

Количество часов

Итого за год:

Используемый УМК

1.Чиркина Г.В.,Алтухова Т. А. и другие Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида. – М.:Просвещение,2013.

2.Рамзаева Т. Г. Русский язык. 1 – 4 классы: программа для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010.

Т.Г.Рамзаева «Русский язык» 2 класс. В 2 ч. – М.: Дрофа, 2011.

Методическое

обеспечение

Дмитриева О. И., Казакова О.В. Поурочные разработки по русскому языку к учебному комплекту Т. Г. Рамзаевой: 2 класс. – М.:ВАКО, 2007.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида и программы для общеобразовательных учреждений Т. Г. Рамзаева Русский язык: 1-4 классы.

Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

Цель и задачи обучения школьников родному языку определяются прежде всего той ролью, которую выполняет язык в жизни обще­ства и каждого человека, являясь важнейшим средством обще­ния людей, познания окружающего мира. Именно в процессе об­щения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие. У детей возникает потребность познать свойства родного языка, чтобы получить возможность более точно и свободно выражать свои мысли, по­нимать собеседника, обогащать себя всем тем, что уже создано народом – носителем этого языка.

Языковое образование и речевое развитие учащихся – это широкая социальная задача, которую можно решать только на межпредметной основе. Под развитием речи в узком смысле по­нимается овладение учащимися совокупностью речевых умений, обеспечивающих готовность к полноценному речевому общению в устной и письменной форме. При этом знания и умения по язы­ку и речеведению составляют для учащихся фундамент, на кото­ром происходит овладение речевыми умениями. Безусловно, усвоение лингвистических знаний – это только одно из условий развития речи. Не менее важное значение имеет также эмоцио­нальное и литературное развитие школьника, формирование его научного мировоззрения, постоянное обогащение знаниями об окружающем мире, что, в свою очередь, связано с такими каче­ствами личности, как любознательность, целеустремленность, трудолюбие.

Таким образом, основная цель обучения родному языку – развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.

Конкретные задачи обучения русскому языку в начальных классах разнообразны и тесно взаимосвязаны между собой:

  • овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
  • усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грам­матики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание);
  • формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприя­тие, воспроизведение и создание высказываний в устной и пись­менной форме;
  • обогащение словарного запаса, умение пользоваться слова­рями разных типов;
  • эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школь­ника;
  • пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
  1. Итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее значимых тем программы в каждой учебной четверти, полугодии.
  2. Во 2 классе итоговые контрольные работы проводятся лишь в конце второго полугодия и носят обучающий характер.
  3. Время проведения итоговых контрольных работ определяется общешкольным графиком, составленным завучем по согласованию с учителем.
  4. В один учебный день проводится не более одной письменной итоговой контрольной работы, а в течение недели — не более двух.
  5. Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти, в первый день после праздника, по понедельникам, в конце недели, в дни, когда планируется большая для детей учебная нагрузка, на последней неделе четверти.
  6. Детям с нарушением мелкой моторики рук оценка за внешнее оформление работы не снижается.
  7. Анализ и учёт специфических ошибок письма осуществляется индивидуально.
  8. В начале учебного года количество слов в диктанте несколько меньше, постепенно их число увеличивается на 4 – 6 слов в каждой четверти. К концу года разница от минимального до максимального значения в количестве слов может составлять до 15 – 20. Количественную нагрузку и её увеличение необходимо также соотносить с индивидуальными возможностями каждого обучающегося конкретно.
  1. Объём диктанта должен соответствовать количеству слов по нормам чтения (за 1 минуту).
  2. Негрубыми ошибками считаются: исключения из правил, повторение одной и той же буквы, пренос слов, единичный пропуск буквы на конце слова.
  3. Специфика оценки однотипных ошибок: первые три однотипные ошибки считаются как одна, но каждая следующая рассматривается как отдельная.
  4. При трех исправлениях оценка снижается на 1 балл.
Читайте также:
Including что это за программа

Списывание Цель: проверить умение каллиграфически правильно списывать слова и предложения без пропусков, замены и искажений букв. Планируемые результаты: учащиеся научатся соотносить произношение и написание слов; определять место орфограммы в слове; безошибочно списывать текст с орфографическим проговариванием; проверять собственный текст, находить и исправлять орфографические ошибки.

На пасеке. Летом Коля Зайцев и Миша Степанов жили на пасеке. Ребята пилили дрова, носили воду из ручья. Они помогали деде Илье собирать душистый мед. Вечерами дед рассказывал о пчелах, о лесных тайнах.

Интересно было слушать деда. Дети любили бывать на пасеке.

  1. В предложениях 4 и 5 подчеркнуть основу.
  2. Допишите одно – два предложения в конце текста
  1. Подчеркните основу : I вариант- 4 предложение; II вариант – 5 предложение.
  2. В последнем предложении в каждом слове поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
  1. Спишите первое предложение и разделите слова для переноса.
  2. Напишите однокоренные слова к слову белка.
  3. Напишите антонимы к словам: тепло, сытно.
  1. Подчеркните основу в первом предложении.
  2. Разделите слова для переноса второго предложения.
  1. Иволга, аист
  2. Зима, зимой
  3. Трава- травы, пчела- пчелы, дождь – дожди, плита- плиты
  4. Лопата, ветер, ноябрь.

Диктант Цель: повторить усвоение изученных тем. Планируемые результаты: учащиеся научатся определять орфограмму и правильное написание слов; анализировать, делать выводы, сравнивать.

  1. Выпишите первое предложение. Разделите слова вертикальной чертой для переноса. Подчеркните основу предложения.
  2. Спишите второе предложение. Поставьте ударение в словах. Подчеркните безударные гласные.
  1. В словах ветки и белочки подчеркните мягкие согласные звуки.
  2. Запишите, сколько букв и звуков в слове Юра
  3. Укажите количество слогов в словах ежики, серые, рядом.
  1. Выпишите из текста три слова с парными согласными, орфограмму подчеркните.
  2. Сделайте звуко-буквенный анализ слов (I вариант – снег,II вариант — лед)

Списывание Цель: проверить умение каллиграфически правильно списывать слова и предложения без пропусков, замены и искажений букв. Планируемые результаты: учащиеся научатся соотносить произношение и написание слов; определять место орфограммы в слове; безошибочно списывать текст с орфографическим проговариванием; проверять собственный текст, находить и исправлять орфографические ошибки.

Кораблик Наступил теплый апрель. Выдался ясный день. С крыши падает частая капель. На клене надулись почки. Пушистые сугробы снега осели. Весело бежит звонкий ручеек. У Никиты в руках кораблик. Он спустил его на воду.

Быстро мчит кораблик.

Диктант Цели: обобщить знания учащихся об употреблении заглавной буквы в именах собственных; проверить навыки употребления заглавной буквы в именах собственных и усвоение первоначальных орфографических навыков на основе изученных правил правописания. Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правила правописания; писать под диктовку; проводить звукобуквенный разбор слова; подбирать примеры на изученную орфограмму.

  1. Подчеркните заглавную букву в фамилиях людей, кличках животных, географических названиях.
  2. В последнем предложении поставьте знак ударение над всеми словами.
  3. Запишите название населенного пункта, в котором вы живете.

Диктант Цели: обобщить знания учащихся об имени существительном; проверить усвоение орфографических навыков на основе изученных тем. Планируемые результаты: учащиеся научатся применять правило правописания; писать под диктовку; подбирать примеры на изученную орфограмму. Друзья Ребята города Москва любят ходить в парк Сокольники.

У Андрюшки Соловьева есть там рыжий друг Яшка. Это пушистая белочка с длинным хвостом. Мальчик принес корм. Постучал по сосне. Спустился Яшка, взял еду и скрылся за деревьями.

Грамматические задания 1.Подчеркнутьимена собственные. 2. В четвертом предложении подчеркнуть главные члены. 3.В пятом предложении обозначить имена существительные. 4. Запишите имена существительные камыши, кирпичи, вещи в единственном числе.

Диктант Цели: проверить умение писать наиболее употребляемые предлоги раздельно со словами, навыки правописания слов на изученные правила. Планируемые результаты: учащиеся научатся писать под диктовку учителя; проверять написанный текст; писать предлоги от других слов; применять правило правописания.

  1. Выпишите предлоги.(I вариант – из первых трех предложений, II вариант – из последних трех предложений)
  2. К словам пенек, детишки подберите и запишите проверочные слова.
  3. В первом предложении над словами надпишите части речи.
  1. В первом предложении подчеркните главные члены предложения, обозначьте части речи.
  2. Выпишите два слова с проверяемой безударной гласной, подберите проверочные слова.
  3. Разделите слова для переноса: сильный, длинные, пыль.
  1. В первом предложении подчеркните главные члены предложения, укажите части речи.
  2. Разделите слова для переноса холодные, лесные.

Источник: kopilkaurokov.ru

Программа 5 вида обучения что это такое

Наша школа — общеобразовательное учреждение, в котором созданы не только обычные общеобразовательные, но и специализированные (коррекционные) классы V и VII видов.
Такая структура позволяет создать эффективную и комфортную образовательную среду.

Обучение проводится по УМК «Школа России» в соответствии с требованиями Закона РФ «Об образовании», ФГОС II поколения, СанПиН 2.4.2. Весь педагогический состав регулярно проходит аттестацию, повышает квалификацию, участвует в научно-методической работе.

Классы оборудованы оргтехникой, интерактивными досками, снабжены необходимыми учебными пособиями, средствами наглядности.

С 2012 года на базе школы работает опытно-экспериментальная площадка «Формирование ценностного отношения учащихся к здоровью». Все учащиеся регулярно участвуют в различных мероприятиях, ориентированных на создание здоровьесберегающей среды, профилактике нарушений осанки, зрения, недопущению гиподинамии.

Приём в 1 общеобразовательный класс осуществляется на общих основаниях. Приём в 1 класс V (что это такое?) и VII (что это такое?) видов осуществляется на основании заключения комиссии ЦПМСС и заявления родителей.

Если в процессе обучения в общеобразовательном классе у ребенка возникают трудности, для него определяется индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ). Также индивидуальные образовательные маршруты могут быть разработаны для детей, проявляющих выдающиеся способности в одной или нескольких отраслях знаний.

Познакомиться с примером карты индивидуального образовательного маршрута можно здесь.

Одним из элементов реализации индивидуального маршрута обучения является уточнение образовательного маршрута, которое выполняется специалистами Центра психолого-медико-социального сопровождения Василеостровского района (ЦПМСС).

Скачать Маршрутный лист для прохождения психолого-медико-социальной комиссии можно здесь.

Комиссия Центра на основании заключений специалистов дает рекомендации о том, какой маршрут обучения будет наилучшим для ребенка.

Возможные варианты рекомендаций:

— продолжить обучение в общеобразовательном классе в обычной форме,

— продолжить обучение в общеобразовательном классе в форме индивидуального обучения,

— пройти повторный курс обучения в общеобразовательном классе в обычной форме,

— пройти повторный курс обучения в общеобразовательном классе в форме индивидуального обучения,

— продолжить обучение в коррекционном классе для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) V вида (речевом),

— продолжить обучение в коррекционном классе для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) VII вида (ЗПР).

Наша школа — единственная в Василеостровском районе, где в начальной школе возможно выполнение любой из этих рекомендаций. При этом ребенок в любом случае сохраняет статус учащегося ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ школы, а не коррекционного образовательного учреждения.

По мере обучения и при повторном прохождении Комиссии может быть получена рекомендация о переходе с индивидуальной формы обучения на обычную, из коррекционного класса в общеобразовательный, что тоже проводится в пределах одного образовательного учреждения.

Читайте также:
Стоматология профилактическая что это за программа

Возможно обеспечение индивидуальных образовательных маршрутов в формах индивидуального и семейного обучения.

Класс ОВЗ V вида предназначен для детей с тяжёлыми нарушениями речи. В процессе обучения ребенку постоянно оказывается специальная логопедическая и педагогическая помощь, специальное сопровождение с учетом особенностей речевого развития обеспечивается на всех уроках и во внеклассное время. Зачисление в такие классы осуществляется только при наличии соответствующей рекомендации ПМПК. Возможны 2 варианта обучения в классе ОВЗ V вида: по 1 отделению и по 2 отделению.

Обучение в классе V вида по 1 отделению предполагает 4-летний курс начальной школы (1-4 классы). При этом ребенок обучается по программе общеобразовательной школы (УМК «Школа России»), получает тот же объем знаний, что и учащиеся общеобразовательного класса. Исключение составляет изучение иностранного языка, которое начинается не со 2, а с 3 класса. В 2016-17 учебном году обучение по 1 отделению проводится во 2 б классе, кл. рук. Медведева Екатерина Алексеевна.

Обучение в классе V вида по 2 отделению предполагает 5-летний курса начальной школы (1 дополнительный, 1-4 классы). Обучение проходит по УМК «Школа России» в соответствии со ФГОС ОВЗ. Изучение иностранного языка (английского) начинается со 2го класса (3го года обучения). В 2016-17 учебном году обучение по 2 отделению проводится в 1 б классе, кл. рук. Денисова Наталья Васильевна.

В случае, если речевое нарушение компенсировано, по решению комиссии ЦМПСС ребенок может быть переведен в общеобразовательный класс. Разрыв в уровне знаний по иностранному языку корректируется через индивидуальные образовательные маршруты.

Максимальная наполняемость класса — 12-15 человек.

Класс ОВЗ VII вида предназначен для детей, испытывающих стойкие затруднения в обучении, имеющих задержку психического развития (ЗПР). В классе организовываются и проводятся не только обычные уроки по общеобразовательной программе (УМК «Школа России»), но и проводятся коррекционные занятия с психологом, логопедом, социальным педагогом. Ребенок получает тот же объем знаний, что и учащийся общеобразовательного класса. Исключение составляет изучение иностранного языка, которое начинается не со 2, а с 3 класса. В 2016-17 учебном году класс ОВЗ VII вида — 2 в (кл.рук. Лаптева Ирина Игоревна)

В случае, если выявленные отклонения скорректированы, устранены пробелы в знаниях, по решению комиссии ЦМПСС ребенок может быть переведен в общеобразовательный класс. Разрыв в уровне знаний по иностранному языку корректируется через индивидуальные образовательные маршруты.

Максимальная наполняемость класса — 12-15 человек.

Источник: mono5.ucoz.com

Характеристика учащихся специальной коррекционной школы V вида.

1. Характеристика учащихся специальной коррекционной школы V вида.

2. Образовательные и коррекционные задачи русского языка как учебной дисциплины в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

3. Принципы обучения русскому языку в специальной школе.

4. Содержание и направления работы по обучению русскому языку детей с тяжелыми нарушениями речи.

Задачи изучения языка как учебного предмета.

— усвоение элементарных теоретических сведений по фонетике, морфологии, синтаксису, орфографии, графике и пунктуации, подготавливающих к изучению систематического курса языка средней школы;

— обогащение речевой практики детей, развитие умения сознательно использовать знания по фонетике, грамматике и правописанию;

— овладение на этой основе способами моделирования, различными речевыми операциями.

— Воспитание умения работать с учебником, словарями, таблицами.

Принципы обучения русскому языку в специальной школе.

Принципы:

1. Принцип коммуникативной направленности – язык в первую очередь должен быть усвоен как средство общения и орудие познавательной деятельности.

2. Построение обучения языку на основе учета уровня речевого развития, типичных и индивидуальных особенностей детей.

3. Взаимосвязь в работе по формированию речевого общения, коррекции речи и обучения детей языку как предмету.

4. Онтогенетический принцип.

5. Формирование и коррекция речи на основе установления взаимосвязи между фонетическими, лексическими и грамматическими компонентами языка.

6. Обучение языку на основе формирования языковых обобщений.

Содержание и направления работы по обучению русскому языку детей с тяжелыми нарушениями речи.

Решение речевых и языковых задач в их взаимосвязи требует специальных педагогических средств и расчленения курса русского языка на разделы, отличные от общеобразовательной школы.

Программа начальных классов состоит из следующих разделов: «Развитие речи», «Произношение», «Обучение грамоте», «Фонетика, грамматика, правописание и развитие речи», «Чтение и развитие речи».

УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Основная задача развития речи состоит в том, чтобы приблизить учеников к уровню практического владения родным языком в норме, т. е. научить пользоваться речью как средством общения.

С этой целью систематически проводится совершенствование форм речевого общения и средств языка по следующим взаимосвязанным направлениям:

а) развитие у детей различных видов устной речи (диалогической, монологической) на основе обогащения знаний об окружающем мире;

б) формирование и расширение лексической стороны речи;

в) практическое овладение основными закономерностями языка на основе усвоения смысловых и грамматических отношений;

г) формирование лексико-грамматической готовности к осознанному усвоению других разделов родного языка (обучению грамматике, грамоте, правописанию).

Система работы по развитию речи предусматривает концентрический путь освоения речевого материала (Л. Ф. Спирова, 1980).

УРОКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ

В системе обучения детей с тяжелыми нарушениями речи выделен специальный раздел — произношение. Его основная задача — воспитание у учащихся четкой, внятной и выразительной речи, коррекция фонематического недоразвития и формирования навыков анализа и синтеза звукового состава речи.

При обучении произношению на всех этапах решаются три основных задачи: формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического восприятия; развитие ритмической и звуко-слоговой структуры речи; развитие навыков анализа и синтеза звукового состава речи.

Наиболее эффективной работой по формированию произношения в специальной школе является сочетание уроков произношения и индивидуальных логопедических занятий.

УРОКИ ЧТЕНИЯ

В программе по чтению, помимо формирования общеобразовательных и воспитательных задач, учитывается коррекционная роль чтения как эффективного средства закрепления правильного произношения звуков и слов различной слоговой структуры, накопления и обогащения словарного запаса, развития грамматического строя языка, понимания синтаксических конструкций и развития связной речи.

План:

1. Лингвистические и психолого-педагогические основы обучения грамоте учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

2. Добукварный период обучения грамоте в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

3. Букварный период обучения грамоте в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

ПРАВИЛЬНОСТЬ ЧТЕНИЯ

Правильное чтение — это чтение без искажения звукового со­става слов с соблюдением правильного ударения в словах. Дети с нарушениями речи допускают большое количество ошибок: пропускают и смешивают буквы, слоги, слова, перескакивают со строки на строку, не дочитывают окончания, что затрудняет выработку других качеств чтения.

ОСОЗНАННОСТЬ ЧТЕНИЯ

Осознанность чтения является основным качеством, при овладе­нии которым достигается наиболее полное понимание информацион­ной, смысловой и идейной сторон текста.

* подготовка учащихся к восприятию текста.

* анализ изобразитель­ных средств.

* закрепление содержания прочитанного текста.

* работа над составлением плана.

* обобщающая беседа в связи со всеми текстами темы или по всему произведению.

Виды и приемы работы:

* Отчетливое произнесение звуков, фраз, скороговорок – для отработки дикции.

* Хоровое чтение – для отработки громкости речи и темпа.

* Подражание образцу выразительного чтения.

* Чтение по ролям, драматизация текста.

* Специальные упражнения на формирование умения со­знательно пользоваться некоторыми видами интонационных средств – логическими паузами, логическим ударением, изменением интонации и проч.

* Участие всех школьников класса в художественной самодеятельности.

БЕГЛОСТЬ ЧТЕНИЯ

Беглость чтения — это такой темп, который характерен для раз­говорной речи и при котором понимание читаемого материала опере­жает его произнесение. Становление навыка беглого чте­ния у детей с нарушением речи — процесс достаточно длитель­ный. Не все учащиеся с ТНР способны овладеть беглым чтением в силу специфики динамики нервных процессов и речи: беглое чтение с трудом дается детям с брадилалическими расстройствами, с проявлениями сенсомоторной алалии, с заиканием и для других. Часто наращивание темпа чтения приводит к тому, что ребенок не успевает осознавать прочитанное и читает механически – достаточно бегло, но не понимая смысла. Поэтому вопрос формирования беглого чтения у учащихся с ТНР является дискуссионным (Алтухова Т.А.)

Читайте также:
Что за программа расширение для интернет мультимедиа

ЗАДАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ В МЕЖСЕССИОННЫЙ ПЕРИОД

Тренировочный тест:

A. Внешний вид лебедя

B. Части его тела

C. Место обитания

III. Вопросы к экзамену по методике преподавания русского языка.

1. Образовательные задачи русского языка как учебной дисциплины в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

2. Коррекционно-воспитательные задачи русского языка как учебной дисциплины в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

3. Содержание и направления работы по обучению русскому языку детей с тяжелыми нарушениями речи.

4. Методические принципы обучения русскому языку школьников с тяжелыми нарушениями речи.

5. «Произношение» как учебная дисциплина цикла «Русский язык» в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

6. Основные разделы работы на уроках произношения.

7. Особенности применения звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

8. Характеристика задач добукварного периода обучения грамоте в школе V вида.

9. Работа по формированию и развитию фонематического слуха в добукварный период обучения грамоте детей с нарушениями речи.

10. Работа по развитию зрительно-пространственных функций детей с нарушениями речи в добукварный период обучения грамоте.

11. Подготовка детей с нарушениями речи к обучению письму (формирование графомоторных навыков).

12. Основные трудности, испытываемые учащимися с тяжелыми нарушениями речи в букварный период обучения грамоте.

13. Основные виды занятий по обучению грамоте.

14. Образовательно-воспитательное и коррекционно-развивающее значение уроков чтения.

16. Работа над правильностью чтения в начальных классах школы V вида.

17. Работа над осознанностью чтения в начальных классах школы V вида.

18. Работа над выразительностью чтения в начальных классах школы V вида.

19. Работа над беглостью чтения в начальных классах школы V вида.

20. Этапы работы над художественным произведением на уроках чтения в школе V вида.

21. Общая характеристика содержания обучения русскому языку в школе V вида.

22. Задачи работы по обучению русскому языку в начальных классах школы для детей с ТНР (2-5 классы).

23. Методика формирования первоначальных грамматических обобщений у учащихся 2-5 классов школы V вида. Упражнения, использующиеся при формировании первоначальных языковых обобщений: логические, языковые, речевые.

24. Методика формирования грамматических понятий у учащихся с ТНР.

26. Особенности формирования орфографических навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи. Специфические ошибки письма учащихся с детей с нарушениями речи.

27. Работа по формированию орфографических навыков (навык фонетически правильного письма, навык письма по правилу).

28. Предупреждение ошибок и работа над ошибками в школе V вида.

29. «Развитие речи» как учебная дисциплина цикла «Русский язык» в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

30. Тематика, цели, задачи, структура и планирование уроков развития речи в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе V вида.

Основная литература:

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«Методика преподавания русского языка (специальная)»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ РАЗДЕЛЫ КУРСА

Лекция № 1. Коррекционная направленность обучения русскому языку в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе V вида.

1. Характеристика учащихся специальной коррекционной школы V вида.

2. Образовательные и коррекционные задачи русского языка как учебной дисциплины в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

3. Принципы обучения русскому языку в специальной школе.

4. Содержание и направления работы по обучению русскому языку детей с тяжелыми нарушениями речи.

Характеристика учащихся специальной коррекционной школы V вида.

Обучение и воспитание детей с ОНР школьного возраста осуществляется в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи.

В I отделение школы для детей с ТНР принимаются дети с грубо выраженным общим недоразвитием речи (алалией, алалией, осложненной заиканием, афазией, дизартрией, ринолалией и тяжелой дислалией, сопровож­дающейся дисграфией и дислексией).

Общее недоразвитие речи у таких учеников проявляется в позднем ее развитии. Поэтому их опыт речевого общения оказы­вается намного меньше, чем у детей с нормальной речью, и харак­теризуется недоразвитием всех компонентов речи, касающимся как смысловой, так и звуковой ее сторон. Речь детей характеризуется чрезвычайной бедностью словаря. Каждый учащийся имеет свой словарь, иногда весьма отличный от словаря других. Используемые, слова в большинстве случаев произносятся искаженно и употреб­ляются не всегда верно, часто наблюдаются замены одного слова другим вследствие неправильного понимания их значения.

Ученики стремятся изменить слова по родам, числам, падежам, лицам и временам, но их попытки оказываются часто безуспешными. При построении предложений нарушаются нормы согласо­вания и управления. Затруднения в практическом овладении грам­матическими закономерностями языка ограничивают понимание устной речи и читаемого текста, многие грамматические формы и категории недостаточно различаются детьми.

Наблюдаются грубые недостатки в произношении звуков и сло­говой структуры даже двусложных слов. Отсюда недостаточная готовность к овладению звуковым анализом и синтезом слов, что приводит в процессе обучения к специфическим (дисграфическим) ошибкам. Все это ограничивает общение детей.

Их разговорная речь оказывается бедной, малословной, тесно связанной с опреде­ленной ситуацией. Вне этой ситуации она часто оказывается непонятной. Развитие описательной и повествовательной речи (моно­логической), очень важной для обучения и усвоения детьми зна­ний, происходит в процессе обучения очень медленно.

Указанные отклонения в развитии речи детей требуют специ­альной работы по их преодолению. Разработка содержания и методов обучения основывается на тщательном изучении закономерностей речевого развития учащихся (Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, И. К. Колповская, Г. В. Чиркина, О. Е. Грибова и др.).

Особенности речевого развития учащихся I отделения определяют специфику обучения в школе. Основным учебным предметом, который служит в наибольшей степени коррекционным целям, является начальный курс русского языка. Содержание уроков по этому предмету в специальной школе имеет несколько направлений: устранение нарушений речевого развития; организацию активной речевой практики; обучение письму, чтению; систематическое изучение сведений по грамматике, правописанию; подготовку к дальнейшему усвоению русского языка как предмета и других курсов в объеме неполной средней общеобразовательной школы.

В процессе специального обучения языку осуществляется также развитие познавательной деятельности на материале речевых фактов, постепенное формирование отвлеченного словесного мышления, создание прочной основы для дальнейшего повышения образовательного и культурного уровня учащихся и овладения профессией.

Обучение РЯ в школе ТНР имеет четко выраженную практическую направленность. Начиная со второго класса, овладение языком и его изучение сливаются в единый процесс, создающий базу для всестороннего развития учащихся.

Образовательные и коррекционные задачи русского языка как учебной дисциплины в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Цель — формирование у детей с ТНР полноценного средства общения и орудия мышления и создание тем самым необходимы предпосылок для изучения русского языка как предмета и других основ наук учебного плана. Для достижения этой цели, работа по развитию речи и обучению РЯ проводится не только на уроках языкового цикла, но и в процессе всей образовательно-воспитательной работы в школе.

Исходя из цели, обучение языку в школе ТНР включает две группы задач:

1. задачи, направленные на формирование у учащихся речи как средства общения (СО) и орудия мышления (ОМ)

2. задачи изучения языка как учебного предмета.

Задачи, направленные на формирование у учащихся речи как СО и ОМ:

— Развитие понимания обращенной речи

— Формирование активной устной речи учащихся

— Обучение письменной речи

— Формирование словарного запаса

— Формирование грамматического строя речи

Источник: cyberpedia.su

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru