Программа для вузов «5 в 100» или «игра в догонялки на миллиарды либо выбывание»
Данная статья моё личное мнение. Я не специалист в программе 5 в 100, поэтому «доверяя проверяйте».
Наиболее актуален пост для петербуржцев, москвичей, томичей, новосибирцев, казанцев, владивостокцев, екатеринбуржцев, самарцев, нижегородцев и сотрудников данных 15 вузов.
Всем доброго времени суток!
Очень многие люди любят ругать отечественное (в данном контексте российское) образование, говорить, что вузы ничему не учат, что наука в . что образовательная система разваливается, что российские разработки и ноу-хау не выходят из лабораторий, что в международных рейтингах наши вузы занимают смешные позиции (если вообще попадают в топ500) и т.д…
Мне не нравятся упаднические настроения, хотя печалиться есть о чем. А нравится конструктив, поэтому в данном посте я решил осветить программу Министерства образования и науки «5 в 100», по которой уже отобраны 15 вузов-участников и которая должна привести к «вхождению к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов». Чтобы был понятен порядок финансирования: в 2013 г. общий бюджет проекта составит 9 млрд. рублей (т.е. примерно по 600 млн.руб. на вуз-участник на этот год, с возможностью перенесения неизрасходаванной суммы на следующий год). Суммы большие, поэтому предлагаю совместно подумать над путями эффективного расходования данных средств — есть возможность продвинуть/реализовать наиболее интересные предложения.
Проект 5-100. Что это такое? / Project 5-100. What is it? (long version)
Хронология событий программы 5 в 100
Составлено по информации с сайта Минобрнауки.
7 мая 2012 г. был подписан Указ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», в котором было постановлено правительству РФ обеспечить к 2020 году вхождение не менее 5 российских университетов в топ100 мировых университетов согласно мировому рейтингу.
29 октября 2012 г. правительство поручило Министерству образования проработать документальную базу, организовать конкурс вузов и т.д.
6 апреля 2013 г. правительство утвердило состав совета по повышению конкурентоспособности вузов РФ (совет международный).
18 апреля 2013 г. состоялось первое заседание совета (советую прочитать, если данная тема интересна; + см. тезисы выступления Ливанова перед ректорами вузов).
8 мая 2013 г. Министерство образования объявило конкурс на предоставление господдержки вузам в целях повышения их конкурентоспособности.
10 июня 2013 г. было окончание приема заявок на конкурс.
8 июля 2013 г. объявили 15 вузов-победителей конкурса на получение субсидии.
Инфографика
На что подписались вузы-участники программы?
- вуз должен стать государственным автономным учреждением, что подразумевает большую свободу в распоряжении финансами (чуть подробнее);
- ректор теперь должен назначаться учредителем (читай «государством») с предшествующим международным конкурсным отбором;
- необходимо внести в трудовые контракты ректора и проректоров достижение показателей утвержденных программ развития вуза;
- начиная с 2013 отчетного года представление бухгалтерской отчетности в соответствии международными стандартами финансовой отчетности, а с 2014 отчетного года заверение ее аудитором;
- нужно установить до конца 2013 года критерии результативности академической деятельности и ввести на их основе с 2015 года систему срочных контрактов с работниками профессорско-преподавательского состава, учитывающую эти критерии при продлении контракта и формировании переменной части заработной платы.
- Рейтинг «QS» (не участвовал в рейтинге → 97)
- Количество статей в Web of Science и Scopus с исключением дублирования на 1 НПР (0.11 → 0.2)
- Средний показатель цитируемости на 1 НПР , рассчитываемый по совокупности статей, учтенных в базах данных Web of Science и Scopus, с исключением их дублирования (13 → 20)
- Доля зарубежных профессоров, преподавателей и исследователей в численности НПР , включая российских граждан-обладателей степени PhD зарубежных университетов (1% → 5%)
- Доля иностранных студентов обучающихся на основных образовательных программах вуза (считается с учетом студентов из стран СНГ) (10.5% → 15%)
- Средний балл ЕГЭ студентов вуза, принятых для обучения по очной форме обучения за счет средств федерального бюджета по программам бакалавриата и программам подготовки специалистов (74 → 78)
- Доля доходов из внебюджетных источников в структуре доходов вуза (47% → 60%)
Проект 5-100. Что это такое?
- Годовой объем НИОКР в расчете на 1 НПР (0.35 млн.руб. → 1 млн.руб.)
- Доля молодых специалистов, преподавателей без уч. степени (до 30 лет) и молодых ученых (к.н. — до 35 лет, д.н. – до 40 лет) в общем количестве НПР (19% → 25%)
- Количество международных НОЦ, созданных совместно с международными высокотехнологичными компаниями (14 → 24)
От указанных показателей вузам уже не отступить. Самый главный показатель, который будет определять судьбы руководителей вузов, профессорско-преподавательского состава и продолжение финансирования — место в рейтинге.
Какова мотивация?
Как я уже написал в начале поста, на 2013 г. выделено 9 млрд.рублей. В последующие года выделяемые средства будут зависеть от доходной части бюджета РФ, но скорее всего это будут не меньшие суммы.
Почему в заголовке указано «игра в догонялки на выбывание»? Т.к. есть понимание, что не все вузы смогут тянуть заявленные программы и удовлетворить условиям конкурса, поэтому их часть денег будет высвобождаться и перераспределяться другим вузам-участникам программы.
В конце останется только один пять!
А судьи кто?
В качестве международного рейтинга для оценки вузов был выбран рейтинг QS, как наиболее приемлемый. Имеется ввиду, что некоторые рейтинги очень консервативны, к примеру в Шанхайском рейтинге, насколько я понял, один из важных показателей — количество взращенных и преподающих нобелевских лауреатов. Понятно, что подобные показатели существенно увеличить к 2020 году практически нереально…
Рейтинг QS обновится 10 сентября и в новой версии мы увидим больше российских вузов, в т.ч. СПбГПУ.
Что будут делать вузы на эти бешеные деньги?
Т.к. конкурсный отбор по программе «5 в 100» проводился в спешке, сейчас вузам предоставлено немного времени на доработку своих программ (на основе показателей из конкурсных заявок). Поэтому в данный момент есть возможность вносить конструктивные предложения: как можно использовать выделяемые деньги на улучшение качества образования и научно-исследовательского процесса в отдельно взятом вузе, чтобы при этом происходило увеличение рейтинговых показателей.
Подытог
На мой взгляд программа «5 в 100» серьезно активизирует конкурентную борьбу вузов по всей России и способствует тому, что наши вузы начнут больше котироваться за рубежом. Появился определенный/SMART долгосрочный ориентир развития и стимул к данному развитию, что не может не радовать.
На этом данный экскурс в программу «5 в 100» окончен. Если у вас есть вопросы — готов ответить в комментариях. А если есть конкретные идеи, как в отдельно взятом вузе обеспечить увеличение вышеперечисленных показателей, то постараюсь наиболее интересные донести до руководства своего вуза и принять к рассмотрению (конкретная идея = что + бюджет + какие показатели улучшает). В первую очередь интересуют идеи по научной части.
P.S. Жаль, что приходится публиковать статью в неактивное время. Надеюсь она все же найдет своего заинтересованного читателя.
P.P.S. Шутки на тему «и без нас уже подумали», «всё распили» и т.п. прошу оставить при себе/приберечь для другого поста. Лучше посоветуйте более подходящие хабы.
UPD. Спасибо за сообщение в личку о битых ссылках. Поправил.
UPD2 (10.09.13). Согласно опубликованному рейтингу QS СПбГПУ попал в Топ500 вузов (РИА Новости).
- образование
- вузовское образование
- вузы
- министерство образования
- 5 в 100
- спбгпу
Источник: habr.com
Вузы проекта 5-100
При выборе вуза абитуриенты и их родители часто учитывают престиж учебного заведения и его позицию в мировых рейтингах. Чтобы адаптировать российские университеты к международным стандартам, разработали специальную программу — 5-100. Мы расскажем об этом проекте и приведём список вузов 5-100 в Москве и других регионах.
Нужна помощь?
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Больше интересной информации об институтах и колледжах всегда можно найти в нашем телеграм-канале. И не забудьте подписаться на специальную группу с акциями и скидками.
Программа 5-100 для вузов: цели и результаты
Программу повышения конкурентоспособности 5-100 запустили в 2012 году, чтобы ввести отечественные вузы в мировое образовательное пространство. Сначала предполагали, что программа продлится пять лет, но потом проект продлили до 2020 года.
Название программы выбрали не из-за длительности, оно отражает её цель: 5 университетов РФ должны были войти в сотню лучших вузов мира по версии следующих рейтингов:
- Quacquarelli Symonds.
- Times Higher Education.
- Academic Ranking of World Universities.
Поскольку место учебного заведения в этих рейтингах образования во многом зависит от индекса цитируемости научных публикаций, основные силы организаторы и руководство университетов направили на увеличение количества статей на английском языке и трудов, написанных совместно с иностранными исследователями.
Кроме того, среди задач проекта «Вузы 5-100» — увеличение числа иностранных студентов (до 15%) и преподавателей (до 10%).
На реализацию программы в России кураторы из Минобразования потратили 80 миллиардов рублей, однако к 2020 году ни один из вузов-участников проекта 5-100 так и не вошёл в первую сотню глобальных рейтингов. При этом некоторые учебные заведения попали в предметные рейтинги, и эксперты считают, что если поддержка университетов не прекратится, то через несколько лет вузы достигнут нужного результата.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Рейтинг российских вузов 5-100
Многие абитуриенты выбирают вузы-участники программы 5-100, т. к. им оказывали государственную поддержку, развивали и совершенствовали: открывали новые лаборатории и мультимедийные классы, обновляли кампусы, создавали комфортные условия для учёбы и активного досуга студентов.
Список вузов программы 5-100 мы представим в виде таблицы.
Подробнее об участниках программы 5-100 и их прогрессе можно узнать на сайте проекта.
Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!
Хочу посмотреть примеры
Независимо от того, выбрали ли вы вуз 5-100 или университет не из этого перечня, хорошо учиться в нём поможет студенческий сервис. Там работают эксперты, которые справятся с любой учебной работой: от контрольной до диссертации.
Источник: zaochnik.ru
Программа 5 100 что это
Проект повышения международной конкурентоспособности российских вузов с условным названием «5/100» был запущен в прошлом году в рамках реализации положений Указа Президента России № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Одна из целей, обозначенных в документе, — вхождение к 2020-му году не менее пяти российских вузов в топ-100 мировых университетов-лидеров (согласно международным рейтингам ARWU, QS, THE).
Планы весьма амбициозные, особенно если учесть, что даже самые влиятельные российские вузы редко входят в топ-200, а в последнее время и вовсе теряют позиции в двух рейтингах «большой мировой тройки». Так, если МГУ в 2010-м году занимал 74-е место в авторитетном Шанхайском рейтинге (ARWU), то в этом году университет оказался на 84-ой позиции. СПбГУ стабильно занимает места в третьей сотне рейтинга. А в списке одного из самых влиятельных и глобальных рейтингов Quacquarelli Symonds (QS) МГУ занимает сейчас 120-ю позицию, в то время как в 2011-м году был на 112-м месте.
Впрочем, как считают специалисты, это во многом связано с разными методиками работы российских и американских/европейских вузов. Например, QS учитывает при оценке университетов активность и качество научно-исследовательской деятельности, мнение работодателей и карьерный потенциал, преподавание и интернационализацию, а также цитируемость публикаций.
А Шанхайский в первую очередь берёт в расчёт число статей, опубликованных в «NatureScience» и индекс цитирования остаются слабыми местами. Некоторые представители Минобрнауки отмечают: «В России пока слабо стимулируют учёных за публикации в международных научных журналах. Кроме того, проблема в том, что российские научные журналы, даже самые серьезные из них, не включены в международную базу Web of Science».
Чтобы изменить ситуацию и вывести как можно больше российских высших учебных заведений в топ-100 мировых образовательных рейтингов, правительство наметило ряд шагов, среди которых формирование группы ведущих университетов для участия в проекте «5/100», разработка плана мероприятий по развитию выбранных вузов, организация мер государственной поддержки вузов-участников программы, а также создание благоприятных условий для развития долгосрочных конкурентных преимуществ российских университетов.
Задачи не из лёгких, однако они могут стать отличным стимулом для развития российского высшего образования. Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов отмечает:
«Конкурировать с топовыми университетами мира сложно и дорого. Так что это вызов для ведущих российских университетов: они должны сильно измениться в течение очень короткого срока. Вышка в семь раз должна увеличить число преподавателей со степенями ведущих мировых вузов, в восемь раз — число статей в международных журналах.
Мы должны создать среду, чтобы к нам ехали зарубежные студенты. Это значит, что 20–30% курсов должны быть англоязычными. Должен быть англоязычный штат, современные общежития. Темп сумасшедший».
Со времени запуска программы прошёл год, до её завершения ещё долгих 6 лет, но есть ли ощутимые результаты?
В первую очередь, главным событием программы за время её существования стало проведение открытого конкурса среди университетов на получение государственного финансирования мероприятий по повышению конкурентоспособности. Из 36 допущенных к конкурсу претендентов (всего заявок было 54) Совет по обеспечению конкурентоспособности российских вузов выбрал 15 университетов. Конечно, предпочтение отдавалось вузам, у которых есть реальный потенциал для достижения целей проекта. Так, среди критериев, которыми руководствовались представители совета при выборе лучших университетов, — уровень развития научной деятельности вузов, вовлечённость вуза в международный академический рынок, привлекательность образовательных программ для абитуриентов, а также позиции университетов в международных рейтингах и т.д.
Вот список вузов-победителей:
- Дальневосточный федеральный университет
- Казанский (Приволжский) федеральный университет
- Национальный исследовательский университет «Московский физико-технический институт (государственный университет)»
- Национальный исследовательский технический университет «МИСиС»
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
- Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
- Национальный исследовательский университет «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
- Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
- Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С.П. Королева (национальный исследовательский университет)
- Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
- Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина)
- Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики
- Национальный исследовательский Томский государственный университет
- Национальный исследовательский Томский политехнический университет
- Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина.
Это те университеты, которые при финансовой поддержке правительства на протяжении нескольких ближайших лет будут разрабатывать и реализовывать мероприятия по повышению своей конкурентоспособности. Для организации успешного сетевого взаимодействия вузов-участников программы создана ассоциация «Глобальные университеты». Сегодня в рамках этой инициативы вузы обмениваются опытом, рассказывают о лучших практиках своего университета, разрабатывают совместные предложения для Минобрнауки по улучшению работы проекта «5/100», а также занимаются реализацией совместных проектов. Координатором сетевого взаимодействия является НИУ ВШЭ.
«Основное условие участия – это взаимная открытость и готовность делиться опытом. Я надеюсь, что мы сможем в процессе этого взаимодействия лучше друг друга узнать, и найдем поле и для совместных образовательных, исследовательских и социальных проектов», — отмечает ректор Высшей школы экономики Я. И. Кузьминов.
В настоящее время продолжается разработка вузами-участниками программы «дорожных карт» развития, в которых будут прописаны все планы и шаги по достижению целей программы «5/100».
Член наблюдательного совета ВШЭ Александр Жуков отмечает: «Дорожную карту мы уже обсудили достаточно подробно. Она весьма амбициозна, включает в себя целый ряд стратегических инициатив, направленных на достижение международной конкурентоспособности вуза».
Кстати, систему наблюдательных советов в вузах, участвующих в программе, ввели не так давно по инициативе Дмитрия Ливанова. По его мнению, одна из проблем современных российских вузов заключается в неэффективной системе управления, которая складывалась десятилетиями.
«По существу наблюдательные советы — это органы стратегического управления вузами, аналог совета директоров крупных компаний», — сказал Дмитрий Ливанов.
В обязанности таких советов будет входить помощь университетам в расширении деловых контактов, предложение системы оценки работы управленцев, а также содействие реализации стратегических планов развития в соответствии с целями и задачами программы «5/100».
Таким образом, программа постепенно набирает обороты и обретает более оформленные черты. Но, конечно, у проекта есть и проблемы, над решением которых придётся потрудиться в ближайшие годы.
Так, очевидно, что для достижения глобальных целей программы «5/100» необходимо взаимодействовать со специалистами ведущих зарубежных вузов и приглашать на работу авторитетных учёных, но сегодня такая практика вызывает много сложностей, которые во многом связаны с различием организационных культур и особенностями российского законодательства.
Например, встаёт тот же вопрос медицинского обслуживания: приглашая иностранного специалиста и заключая с ним контракт, вуз должен выбирать клинику, в которой есть персонал, владеющий английским языком. Добиться этого не всегда удаётся.
Кроме того, существуют важные различия в законодательстве России и других стран, которые касаются организации трудового процесса. Так, в российском законодательстве различаются права научных и педагогических работников (они имеют разную продолжительность рабочей недели, отпуска и т. д.), а участие научных сотрудников в учебном процессе требует отдельного оформления трудовых отношений. В этом плане в университетах развитых стран всё гораздо проще: там используется единый контракт, который охватывает все виды деятельности сотрудника. То есть специалист может выполнять одновременно преподавательские, исследовательские и административные функции без оформления в различных подразделениях. Именно поэтому перед участниками программы сейчас стоит вопрос разработки подобных контрактов.
По мнению специалистов, сложно сказать, насколько выполнима программа. В недавнем интервью ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов отметил:
«Ведущие российские вузы должны перестать жить в уверенности, что они лучшие. Легко и просто попасть в рейтинг не получится. В Шанхайский мы, может, через 100 лет попадем, там вообще оценивается количество нобелевских лауреатов среди выпускников. Попасть в первую сотню лучших вузов предельно сложно. Само попадание не цель.
Сейчас мы вынуждены сказать, что наша научная продуктивность, как и большинства российских вузов, недостаточна. Так что участие в этой программе — это скорее возможность для саморазвития».
Кроме того, он рассказал о тех финансовых проблемах, которые стоят на пути достижения целей проекта.
«На сегодняшний день мы имеем недофинансирование «дорожных карт», которые представили вузы, примерно в два-три раза. Как китайцы подходили к решению той задачи, которую мы решаем? Они отобрали ряд университетов и в одночасье утроили их финансирование. И университеты стали быстро выходить на глобальный рынок, строить новые лаборатории и корпуса, набирать команды.
Первоначально, когда параметры этой программы обосновывались, Дмитрий Ливанов оценивал её в 150 миллиардов рублей в год плюс треть финансирования высшего образования в стране. В итоге Минобрнауки запросило у правительства и Минфина на реализацию первых лет программы всего 25 миллиардов рублей в год (на 70 миллиардов рублей бюджета 15 отобранных вузов), а дали, как известно, 10 миллиардов».
По мнению Кузьминова, нужно убеждать руководство страны, что этих денег недостаточно. Надеемся, вузам-участникам проекта удастся донести эту информацию до правительства. А то как-то нехорошо получается: цель поставили, а условий для её достижения решили не создавать.
Ведь как бы мы сегодня ни относились к международным рейтингам, ссылаясь на то, что они «не подходят» нам, занять место в таком рейтинге – значит продемонстрировать всему миру успехи российского образования. Радует, что, несмотря на существующие проблемы, вузам удаётся развиваться и двигаться в направлении поставленной цели. Так, например, в этом году уже неоднократно упомянутая Высшая школа экономики попала в десятку самых открытых вузов мира, по версии европейского рейтинга Webometrics. Хочется верить, что это только начало.
Источник: intalent.pro
5/100: программа повышения рейтинга российских вузов
Ни для кого не секрет, что на первых позициях всех известных рейтингов вузов почти всегда находятся университеты Америки или Англии и совершенно нет представителей России. Но цель новой отечественной программы повышения конкурентоспособности вузов «5/100» – изменить эту картину.
Проект повышения международной конкурентоспособности российских вузов с условным названием «5/100» был запущен в прошлом году в рамках реализации положений Указа Президента России № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Одна из целей, обозначенных в документе, — вхождение к 2020-му году не менее пяти российских вузов в топ-100 мировых университетов-лидеров (согласно международным рейтингам ARWU, QS, THE).
Планы весьма амбициозные, особенно если учесть, что даже самые влиятельные российские вузы редко входят в топ-200, а в последнее время и вовсе теряют позиции в двух рейтингах «большой мировой тройки». Так, если МГУ в 2010-м году занимал 74-е место в авторитетном Шанхайском рейтинге (ARWU), то в этом году университет оказался на 84-ой позиции. СПбГУ стабильно занимает места в третьей сотне рейтинга. А в списке одного из самых влиятельных и глобальных рейтингов Quacquarelli Symonds (QS) МГУ
Впрочем, как считают специалисты, это во многом связано с разными методиками работы российских и американских/европейских вузов. Например, QS учитывает при оценке университетов активность и качество научно-исследовательской деятельности, мнение работодателей и карьерный потенциал, преподавание и интернационализацию, а также цитируемость публикаций.
А Шанхайский в первую очередь берёт в расчёт число статей, опубликованных в «NatureScience» и индекс цитирования остаются слабыми местами. Некоторые представители Минобрнауки отмечают: «В России пока слабо стимулируют учёных за публикации в международных научных журналах. Кроме того, проблема в том, что российские научные журналы, даже самые серьезные из них, не включены в международную базу Web of Science».
Чтобы изменить ситуацию и вывести как можно больше российских высших учебных заведений в топ-100 мировых образовательных рейтингов, правительство наметило ряд шагов, среди которых формирование группы ведущих университетов для участия в проекте «5/100», разработка плана мероприятий по развитию выбранных вузов, организация мер государственной поддержки вузов-участников программы, а также создание благоприятных условий для развития долгосрочных конкурентных преимуществ российских университетов.
Задачи не из лёгких, однако они могут стать отличным стимулом для развития российского высшего образования. Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов отмечает:
«Конкурировать с топовыми университетами мира сложно и дорого. Так что это вызов для ведущих российских университетов: они должны сильно измениться в течение очень короткого срока. Вышка в семь раз должна увеличить число преподавателей со степенями ведущих мировых вузов, в восемь раз — число статей в международных журналах.
Мы должны создать среду, чтобы к нам ехали зарубежные студенты. Это значит, что 20–30% курсов должны быть англоязычными. Должен быть англоязычный штат, современные общежития. Темп сумасшедший».
Со времени запуска программы прошёл год, до её завершения ещё долгих 6 лет, но есть ли ощутимые результаты?
В первую очередь, главным событием программы за время её существования стало проведение открытого конкурса среди университетов на получение государственного финансирования мероприятий по повышению конкурентоспособности. Из 36 допущенных к конкурсу претендентов (всего заявок было 54) Совет по обеспечению конкурентоспособности российских вузов выбрал 15 университетов. Конечно, предпочтение отдавалось вузам, у которых есть реальный потенциал для достижения целей проекта. Так, среди критериев, которыми руководствовались представители совета при выборе лучших университетов, — уровень развития научной деятельности вузов, вовлечённость вуза в международный академический рынок, привлекательность образовательных программ для абитуриентов, а также позиции университетов в международных рейтингах и т.д.
1. Дальневосточный федеральный университет .
2. Казанский (Приволжский) федеральный университет.
3. Национальный исследовательский университет «Московский физико-технический институт (государственный университет)» .
4. Национальный исследовательский технический университет «МИСиС».
5. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
6. Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ».
7. Национальный исследовательский университет «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского».
8. Новосибирский национальный исследовательский государственный университет.
9. Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С.П. Королева (национальный исследовательский университет).
10. Санкт-Петербургский государственный политехнический университет.
11. Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина).
12. Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики.
13. Национальный исследовательский Томский государственный университет.
14. Национальный исследовательский Томский политехнический университет.
15. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина.
Это те университеты, которые при финансовой поддержке правительства на протяжении нескольких ближайших лет будут разрабатывать и реализовывать мероприятия по повышению своей конкурентоспособности. Для организации успешного сетевого взаимодействия вузов-участников программы создана ассоциация «Глобальные университеты». Сегодня в рамках этой инициативы вузы обмениваются опытом, рассказывают о лучших практиках своего университета, разрабатывают совместные предложения для Минобрнауки по улучшению работы проекта «5/100», а также занимаются реализацией совместных проектов. Координатором сетевого взаимодействия является НИУ ВШЭ.
«Основное условие участия – это взаимная открытость и готовность делиться опытом. Я надеюсь, что мы сможем в процессе этого взаимодействия лучше друг друга узнать, и найдем поле и для совместных образовательных, исследовательских и социальных проектов», — отмечает ректор Высшей школы экономики Я. И. Кузьминов.
В настоящее время продолжается разработка вузами-участниками программы «дорожных карт» развития, в которых будут прописаны все планы и шаги по достижению целей программы «5/100».
Член наблюдательного совета ВШЭ Александр Жуков отмечает: «Дорожную карту мы уже обсудили достаточно подробно. Она весьма амбициозна, включает в себя целый ряд стратегических инициатив, направленных на достижение международной конкурентоспособности вуза».
Кстати, систему наблюдательных советов в вузах, участвующих в программе, ввели не так давно по инициативе Дмитрия Ливанова. По его мнению, одна из проблем современных российских вузов заключается в неэффективной системе управления, которая складывалась десятилетиями.
«По существу наблюдательные советы — это органы стратегического управления вузами, аналог совета директоров крупных компаний», — сказал Дмитрий Ливанов.
В обязанности таких советов будет входить помощь университетам в расширении деловых контактов, предложение системы оценки работы управленцев, а также содействие реализации стратегических планов развития в соответствии с целями и задачами программы «5/100».
Таким образом, программа постепенно набирает обороты и обретает более оформленные черты. Но, конечно, у проекта есть и проблемы, над решением которых придётся потрудиться в ближайшие годы.
Так, очевидно, что для достижения глобальных целей программы «5/100» необходимо взаимодействовать со специалистами ведущих зарубежных вузов и приглашать на работу авторитетных учёных, но сегодня такая практика вызывает много сложностей, которые во многом связаны с различием организационных культур и особенностями российского законодательства.
Например, встаёт тот же вопрос медицинского обслуживания: приглашая иностранного специалиста и заключая с ним контракт, вуз должен выбирать клинику, в которой есть персонал, владеющий английским языком. Добиться этого не всегда удаётся.
Кроме того, существуют важные различия в законодательстве России и других стран, которые касаются организации трудового процесса. Так, в российском законодательстве различаются права научных и педагогических работников (они имеют разную продолжительность рабочей недели, отпуска и т. д.), а участие научных сотрудников в учебном процессе требует отдельного оформления трудовых отношений. В этом плане в университетах развитых стран всё гораздо проще: там используется единый контракт, который охватывает все виды деятельности сотрудника. То есть специалист может выполнять одновременно преподавательские, исследовательские и административные функции без оформления в различных подразделениях. Именно поэтому перед участниками программы сейчас стоит вопрос разработки подобных контрактов.
По мнению специалистов, сложно сказать, насколько выполнима программа. В недавнем интервью ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов отметил:
«Ведущие российские вузы должны перестать жить в уверенности, что они лучшие. Легко и просто попасть в рейтинг не получится. В Шанхайский мы, может, через 100 лет попадем, там вообще оценивается количество нобелевских лауреатов среди выпускников. Попасть в первую сотню лучших вузов предельно сложно. Само попадание не цель.
Сейчас мы вынуждены сказать, что наша научная продуктивность, как и большинства российских вузов, недостаточна. Так что участие в этой программе — это скорее возможность для саморазвития».
Кроме того, он рассказал о тех финансовых проблемах, которые стоят на пути достижения целей проекта.
«На сегодняшний день мы имеем недофинансирование «дорожных карт», которые представили вузы, примерно в два-три раза. Как китайцы подходили к решению той задачи, которую мы решаем? Они отобрали ряд университетов и в одночасье утроили их финансирование. И университеты стали быстро выходить на глобальный рынок, строить новые лаборатории и корпуса, набирать команды.
Первоначально, когда параметры этой программы обосновывались, Дмитрий Ливанов оценивал её в 150 миллиардов рублей в год плюс треть финансирования высшего образования в стране. В итоге Минобрнауки запросило у правительства и Минфина на реализацию первых лет программы всего 25 миллиардов рублей в год (на 70 миллиардов рублей бюджета 15 отобранных вузов), а дали, как известно, 10 миллиардов».
По мнению Кузьминова, нужно убеждать руководство страны, что этих денег недостаточно. Надеемся, вузам-участникам проекта удастся донести эту информацию до правительства. А то как-то нехорошо получается: цель поставили, а условий для её достижения решили не создавать.
Ведь как бы мы сегодня ни относились к международным рейтингам, ссылаясь на то, что они «не подходят» нам, занять место в таком рейтинге – значит продемонстрировать всему миру успехи российского образования. Радует, что, несмотря на существующие проблемы, вузам удаётся развиваться и двигаться в направлении поставленной цели. Так, например, в этом году уже неоднократно упомянутая Высшая школа экономики попала в десятку самых открытых вузов мира, по версии европейского рейтинга Webometrics. Хочется верить, что это только начало.
18 августа 2014, 12:00
Источник: newtonew.com