Kislorod продолжает разбираться в тонкостях закона №44-ФЗ о государственных закупках и помогает НКО понять, что к чему. В этом материале мы выясним, как работает контрактная система в госзакупках и какие у нее есть этапы.
Для начала давайте освежим память о том, что вообще такое контрактная система в сфере госзакупок (обо всех терминах закона №44-ФЗ мы писали в этом материале). Итак, контрактная система – это совокупность всех участников государственных закупок и их действий по составлению и размещению заявок, определению исполнителей, подписанию контракта и выполнению обязательств всеми сторонами.
Контрактная система регулируется:
- Законом №44-ФЗ о госзакупках;
- Положениями Конституции, а также гражданского (касаемо договоров и их исполнения) и бюджетного (касаемо оплаты и других денежных отношений) кодексов РФ;
Кроме того, правовые акты о государственных закупках вправе принимать Президент, Правительство, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов и органы местного самоуправления.
Азбука 44-ФЗ простым языком о сфере закупок в РФ
Как вы понимаете, контрактная система – это довольно сложный алгоритм, и прежде чем работать с ним, надо для начала разобраться в его этапах.
Этап 1. Планирование и прогнозирование
Первый этап начинается с того момента, когда заказчик (а это, как мы помним, любое учреждение, получающее финансирование из бюджетных средств) определяет свою потребность (государственные/муниципальные нужды): выбирает объект (товар/работу/услугу), который он хочет приобрести; фиксирует его цену (то количество средств, которое он готов на это потратить) и составляет план-график закупок (чаще всего на ближайший год). Этот этап касается только заказчика, но если вы, как поставщик, будете знать о его планах и прогнозах, то сможете «подстроиться» и быть готовым к заявкам – список планов заказчиков на ближайшее время можно найти в открытом доступе – в отдельной вкладке на главном госзакупочном сайте.
Заказчики могут прогнозировать закупки для своих нужд двумя способами: план и план-график. Первый формируется на 3 года сразу (1 текущий и два плановых периода), а второй – на 1 год (календарный).
Однако по новым поправкам к закону, вступающим в силу с 1 октября 2019 года, двухэтапная система планирования отменяется, и с 2020 года заказчикам надо будет размещать только план-график, прописанный на 3 года. План обязан быть утвержденным в течение 10 дней после определения сметы. А теперь главное правило – заказчик не может разместить закупку, если ее нет в утвержденном плане-графике. То есть все необходимые товары и услуги заранее тщательно продумываются и прописываются, что, несомненно, очень на руку исполнителям, точнее – их планам.
Этап 2. Определение поставщика товаров/работ/услуг
Уже касается не только заказчиков, но и напрямую поставщиков. Начинается с момента, когда заказчик объявляет закупку и публикует извещение (информацию о закупке) на сайте (Единая информационная система – о ней более подробно в отдельном материале), и заканчивается моментом выбора участника. Кстати, иногда бывает такая ситуация, что торги подходят к концу, но никто не отправил заявку на участие, и тогда процесс заканчивается, а данные торги признаются несостоявшимися.
Подробный разбор 44-ФЗ для новичков в госзакупках!
Этап 3. Сопровождение заключенного контракта (мониторинг, аудит, контроль)
Итак, допустим, вы (как поставщик товаров или услуг) выиграли конкурс и заключили с заказчиком контракт. Но мало просто выиграть, самое «интересное» будет только сейчас, на третьем этапе. Начинается он с момента выполнения вами обязательств и заканчивается подписанием актов приема, оплатой со стороны заказчика и возвратом средств за обеспечение контракта (гарантия выполнения обязательств со стороны поставщика – более подробно об этой мере вы можете почитать в нашем отдельном материале). Конечно же, настоятельно рекомендуем вам при исполнении условий договора руководствоваться принципами контрактной системы, чтобы все прошло гладко, заказчик был доволен вами, а вы – своевременной оплатой за хорошо проделанную работу.
И еще один важный совет: прежде чем подавать заявку на какую-либо закупку, тщательно оцените все свои возможности, потому что если вы не справитесь с поставленной задачей, то понесете большие риски (не получите возврат средств на обеспечение контракта и попадете в список недобросовестных поставщиков). Дайте себе точный ответ: сможете ли вы вообще выполнить все эти условия. Если нет, то рекомендуем вам еще немного «подрасти» и набраться опыта, если да – желаем вам удачи!
Источник: kislorod.io
Запрос цен по 44-ФЗ и 223-ФЗ в ЕИС: что это за процедура и стоит ли в ней участвовать в 2022 году?
На одном из этапов организации торгов заказчики в обязательном порядке определяют и обосновывают начальную максимальную цену контракта (НМЦК). Делают они это на основании коммерческих предложений, полученных минимум от трех поставщиков, и используя метод сопоставимых рыночных цен (ст. 22 44-ФЗ). А для этого заказчики должны сформировать запросы и направить их исполнителям, руководствуясь Рекомендациями, которые дает Минэкономразвития в своем Приказе № 567.
Запрос цен, что это такое
Запросом цен называют конкретную закупочную процедуру, которая проводится в соответствии с 223-ФЗ, на основании данной процедуры заказчик может выкладывать на сайте ЕИС, созданное информационное приглашение. Данное приглашение содержит в себе приглашение на участие, благодаря которому происходит определение необходимого поставщика. Эти действия выполняются для дальнейшего обеспечения приобретения требуемых ТРУ. Существуют и другие названия этого способа закупки — мониторинг цен, запрос ценовых котировок или просто запрос котировок.
Заказчик размещает информацию о заказе, а потенциальный исполнитель, соглашаясь с условиями тендера, подает заявку на заключение контракта. В результате у организации-заказчика образуется ряд предложений, среди которых ему и предстоит сделать выбор наиболее выгодной в ценовом отношении заявки.
Запрос цен проводится как в бумажном, так и в электронном виде. Он может быть открытой или закрытой процедурой, проводиться с переторжкой или без. Возможны ситуации проведения предварительного ценового отбора и определения нескольких победителей торгов.
Проводить запрос цен с ограничениями для субъектов малого и среднего предпринимательства нельзя.
Проведение мониторинга цен регулируется положением о закупках заказчика, в котором прописаны основные требования к заказу, порядок подготовки закупочной документации и извещения, ключевые условия торгов, регламент заключения договоров.
Правила проведения закрепляются в положении заказчика. Процедура проводится в случаях:
- если максимальная сумма заказа не превышает 10 млн руб.;
- если он имеет как минимум трех потенциальных исполнителей;
- если заказчиком выступает самофинансируемая государственная организация, муниципальное или бюджетное учреждение, которые проводят торги, используя внебюджетные средства.
Какие нормативные правовые акты регулируют данный вопрос
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Как определяется победитель
Чаще всего победителем в запросе цен признают, предложившее наиболее низкую цену договора.
Окончательный порядок определения победителя устанавливается только положением о закупках заказчика.
Какой срок необходимо установить для подачи заявок на запрос цен
Срок подачи заявок устанавливается только положением о закупках заказчика, это никак не регулируется законодательством.
Отличие запроса цен от аукциона при предложении цены договора, в чем отличие
В отличие от аукциона в запросе цен ценовое предложение участником подается один раз в составе заявки и не может быть изменено.
Зачем проводится запрос коммерческих предложений
Закупка может проводиться любым доступным способом, но независимо от принятого сценария, заказчики обязательно должны осуществлять обоснование начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Сформированная по итогу этих действий сумма будет использоваться при составлении всей закупочной документации: извещении, проекте контракта и в приглашениях на участие в торгах, которые направляются потенциальным исполнителям.
Обоснование НМЦК производится по правилам и в порядке, изложенным в статье 22 44-ФЗ. Для каких целей необходим запрос ценовой информации:
- Происходит эффективное расходование государственных денежных средств, выделяемых заказчикам на проведение торгов;
- к закупке привлекаются надежные поставщики;
- запрос является дополнительной гарантией, что для нужд государственных и муниципальных заказчиков будут поставлены качественные товары.
В части 1 статьи 22 44-ФЗ описаны методы, с помощью которых может определяться НМЦ контракта:
- сопоставимых рыночных цен;
- нормативный;
- тарифный;
- проектно-сметный;
- затратный.
Неслучайно метод сопоставимых рыночных цен расположен в самом верху данного списка: он является самым часто используемым среди заказчиков и означает, что в процессе определения цены будет проводиться анализ рынка поставляемых товаров или услуг.
При определении и обосновании НМЦК заказчики должны руководствоваться Рекомендациями № 567, которые разработало Минэкономразвития, для того чтобы придать процедуре единый и стандартный для всех закупающих организаций вид. На основе этих рекомендаций формируется база необходимых сведений.
Ориентируясь на алгоритм действий, который предлагает ведомство заказчикам, необходимо запрашивать не менее 5-ти коммерческих предложений. При этом, если от поставщиков поступит больше, чем 3 ответа, то при дальнейших расчетах во внимание будут браться наименьшие ценовые показатели товаров или услуг.
Заказчики запрашивают коммерческие предложения, а поставщики эти предложения им направляют, в результате чего формируется документ, который подтверждает стоимость товаров или услуг, которые являются объектом торгов. Проще говоря, мы понимаем, что организатор взял цены не «с потолка», а опирался на реальную стоимость продукции, которая существует на рынке и актуальна на срок проведения закупки. При этом товары и услуги должны соответствовать указанным характеристикам.
Поставщики должны понимать, что получая от заказчика запрос на подачу информации о цене продукции, они не обязаны будут принимать участие в торгах и заключать договор. Участвовать в мероприятии они могут на свое усмотрение.
Этапы проведения запроса ценовой информации (коммерческих предложений)
Итак, мы выяснили, что для получения информации о цене объекта закупки, заказчики должны сформировать соответствующий запрос и направить его организациям, которые занимаются поставкой необходимых товаров или оказанием услуг.
Несмотря на то, что достаточным окажется всего 3 ответа от поставщиков, заказчикам лучше разослать более 5-ти запросов, так как кто-то может не ответить на полученное письмо (ведь никто не обязывает поставшика отвечать на такой запрос, и его молчание никак не будет преследоваться законом).
Как заказчик выбирает поставщиков, которым будет направлять запрос на подачу ценовой информации? Все очень просто, инструкция дается в пункте 3.7 Приказа № 567, именно ее должна придерживаться закупающая сторона:
- Запросы направляются тем организациям, которые за предыдущие 3 года имели опыт аналогичных поставок (это может быть поставщик, с которым ранее уже работал заказчик, и заслужил его доверие).
- Сведения о такой организации не должны быть включены в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП).
Заказчики могут следовать такому алгоритму, когда будут формировать и отправлять коммерческие запросы исполнителям:
- Подготовить описание объекта закупки. Это необходимо сделать настолько подробно, насколько это возможно, чтобы поставщик смог ответить корректно, и у него не возникало дополнительных вопросов. В письме нужно указывать качественные и количественные параметры закупки, условия поставки (сроки, адреса отгрузки и т.д.), потому что от них будет зависеть конечная цена контракта.
- Обозначить круг потенциальных исполнителей для закупки товаров или услуг. При поиске возможных исполнителей можно обратиться к открытым базам данных и каталогам, а также реестрам контрактов в Единой информационной системе (ЕИС).
- Сформировать официальный запрос на предоставление информации о цене контракта.
- Направить утвержденным адресатам запрос по email или выбрать любой другой удобный вариант.
- Получить ответы и проанализировать их.
- Рассчитать НМЦ контракта.
Согласно 44-ФЗ заказчики могут запрашивать ценовую информацию путем размещения такого запроса в ЕИС:
Перейдите на сайт zakupki.gov.ru и посмотрите, как все это выглядит на практике.
Данная мера облегчает работу заказчикам, так как в некоторых случаях отпадает необходимость «вручную» искать таких исполнителей. При этом в извещении о закупке нужно обязательно отразить дату, которая будет финальной при поставке товаров или оказании услуг.
В целях сбора необходимых сведений заказчик может воспользоваться не каким-то одним, а сразу двумя названными способами: одновременно разослать коммерческие письма поставщикам и опубликовать запрос на информирование о цене в Единой системе. Законодательство не запрещает комбинировать эти варианты.
Если же после формирования запроса и рассылки писем по электронной почте или размещения в ЕИС необходимые сведения не были получены, то осуществить анализ предложений можно на основании уже отработанных контрактов, объектом которых были подобные товары или услуги. Такую информацию можно взять из Реестра контрактов в ЕИС.
При определении НМЦ контракта заказчики не могут брать во внимание сведения, полученные от анонимных поставщиков, а также те, которые не соответствуют необходимым условиям.
Требования к запросу коммерческого предложения
В пункте 3.10 Приказа № 567 описаны требования, которым должны соответствовать запросы на получение коммерческих писем. В данном документе должны быть отражены следующие пункты:
- Описание объекта торгов, объемы предполагаемой к закупке продукции, единица измерения (либо весь спектр необходимых услуг и работ).
- Информация, которая служит для определения идентичности товаров и услуг, которые предлагают потенциальные исполнители.
- Ключевые положения будущих контрактных обязательств, которые будут включены в госконтракт, время и адрес отгрузки продукции, сумма обеспечительных мер, порядок денежного перевода.
- Крайний срок, за который нужно успеть подать коммерческое предложение.
- Наименование и реквизиты организации заказчика.
- Номер запроса, согласно внутреннему учету документации.
- Дата направления запроса.
- Наименование и реквизиты организации поставщика.
Вместе с запросом дополнительно должно идти уведомление о том, что коммерческое предложение не накладывает на исполнителя обязательства по заключению контракта. Также необходимо указать, что сведения, предоставленные поставщиком, должны позволить однозначно определить предложенные товары и услуги, а также период действия данного предложения о цене.
Запрос о ценовом информировании должен подписать руководитель организации или уполномоченный сотрудник (например, главный инженер). Чаще всего документ оформляется на фирменном бланке компании.
При размещении в ЕИС документ подписывается электронной подписью. Пример ценового запроса можете посмотреть по ссылке.
При направлении письма через email желательно дополнительно созвониться с поставщиком и поставить его в известность об отправке документа, так как файл может попасть в папку «Спам» и попросту затеряется, или же на сайте могут быть размещены неактуальные контакты.
Также в письме можно использовать дополнительные формулировки, которые бы стимулировали поставщика на предоставление нужной коммерческой информации.
Требования к ответу на запрос
Поставщик готовит коммерческое предложение на своем фирменном бланке и подает в утвержденное время. В данный документ должны быть включены следующие пункты:
- Наименование и реквизиты организации(ИНН, КПП, наименование, фактический и юридический адрес, контакты для обратной связи и т.д.).
- Стоимость запрашиваемых товаров или услуг, которая соответствует реальной цене на рынке.
- Информация о том, что все затраты на доставку, отгрузку и др. были включены в стоимость приобретаемых товаров.
- Время действия подаваемого коммерческого предложения.
- Дата отправки коммерческого предложенияи его исходящий номер.
Документ заверяется подписью руководителя и ставится официальная печать, если поставщик работает с печатью.
Заказчики неохотно рассматривают коммерческие предложения без официальной печати, так как в рекомендациях Минэкономразвития это условие прописано.
Поставщика не могут на основании подачи коммерческого предложения обязать к заключению контракта, но дополнительно он может прописать в тексте документа формулировку, что данное коммерческое предложение не является публичной офертой, эта мера еще больше его подстрахует от неприятных ситуаций.
Ввиду того, что цены на рынке постоянно меняются, коммерческое предложение должно иметь ограниченный период действия. Рост цен связан с повышением стоимости расходных материалов, ГСМ, запчастей и т.д., поэтому поставщикам приходится самим повышать цены на продукцию, такова ценовая политика. Поставщик на свое усмотрение может указывать суммы в отношении поставляемых товаров или услуг. Чаще всего в содержании коммерческого предложения пишется дата, до которой названные цифры будут являться актуальными.
Если в коммерческом предложении будет отсутствовать временной период, то документ будет считаться бессрочным.
Но в пункте 3.14 Рекомендаций Минэкономразвития № 567 говорится, что основываться необходимо на тех письмах, которые были получены не позднее, чем за 6 месяцев до осуществления анализа рынка.
Поэтому при организации торгов нужно запрашивать от поставщиков только реальные на ближайшее время цены.
Однако существуют исключения, когда заказчики вправе руководствоваться старой информацией из коммерческих писем. При этом более современные цены на продукцию и услуги пересчитываются с учетом поправочного коэффициента (методика таких исчислений описана в п.3.18 Рекомендаций).
В большинстве случаев информационное письмо подается через указанный заказчиком email, но он может указать и другой удобный для себя способ получения коммерческих предложений.
Образец ответа на запрос коммерческого предложения можете посмотреть, перейдя по ссылке.
В Методических рекомендациях говорится, что заказчики должны обеспечить хранение полученных сведений наравне с остальной документацией, касающейся закупочного мероприятия. Это могут быть не только оригиналы коммерческих предложений, но и скриншоты экрана, на которых видны тексты писем и даты их отправки.
Заключение
Итак, запрос ценового информирования о продукции или услугах осуществляется для того, чтобы можно было корректно проанализировать рынок и правильно определить и обосновать НМЦК, используя метод сопоставимых цен на рынке.
Этапы подготовки и направления запроса изложены в Рекомендациях Минэкономразвития № 567, которыми должны пользоваться закупающие организации. Расчет НМЦК производится на основании требований, указанных в ст.22 44-ФЗ.
Заказчик вправе самостоятельно искать поставщиков для получения необходимых сведений (что называется «в ручном режиме») или разместить запрос цен на официальном Портале закупок (ЕИС).
Направляя коммерческое предложение, исполнитель всего лишь информирует заказчика, отвечает на его вопрос, что не обязывает его заключать данный контракт. Безусловно, он может принять участие в закупке, но по собственному желанию, если она ему интересна.
Поставщики могут и не отвечать на полученный запрос, никакие штрафы за это законодательством не предусмотрены. Но нужно понимать, что участвуя в запросе цен, исполнители тем самым повышают статус своей компании, заявляют о себе противоположной стороне, вызывают доверие и подтверждают собственную надежность. Заказчики будут относиться к таким поставщикам более лояльно, а в некоторых случаях, возможно, отдадут предпочтение кому-то из таких компаний, когда нужно будет заключить контракт с единственным поставщиком по ст.93 44-ФЗ.
Кроме этого, участвуя в таком запросе, поставщик способен влиять на стартовую цену закупки.
Как вам статья?
Источник: star-tender.ru
44-ФЗ для чайников
Участие в госзакупках стало сегодня одним из самых эффективных способов получить заказ, причем с гарантированной оплатой из бюджета. А потому интерес к подобным торговым процедурам сильно возрос. Их проведение регламентируется №44-ФЗ. Первая версия Федерального закона принята 05.04.2013, актуальная редакция – 02.07.2021. Отечественное законодательство сложно назвать понятным для восприятия, а потому имеет смысл изложить основные положения №44-ФЗ в варианте «для чайников», то есть обычным языком и без сложных юридических терминов.
Что такое 44-ФЗ простыми словами
Что регулирует и не регулирует 44-ФЗ
Кто имеет право участвовать в госзакупках
Требования к участникам госзакупки
Преференции участникам
Виды госзакупок
Площадки для проведения госзакупок
Обеспечение заявки, контракта и гарантийных обязательств
Снижение начальной цены госконтракта на 25%
Реестр недобросовестных поставщиков (РПН)
Часто задаваемые вопросы
Что такое 44-ФЗ простыми словами
№44-ФЗ определяет правила проведения закупок для обеспечения нужд государства и муниципалитетов. То есть любых учреждений, предприятий, органов власти, деятельность которых финансируется из бюджетов разного уровня – федерального, регионального или местного. Речь идет о таких важных для жизни как государства в целом, так и отдельного человека сферах деятельности, как:
- образование;
- здравоохранение;
- правоохранительные органы, МЧС и другие ведомства исполнительной власти;
- многочисленные органы двух других ветвей власти – судебной и законодательной;
- и многое другое, необходимо для нормального функционирования государства.
Целью разработки и внедрения №44-ФЗ стало усиление контроля над расходованием бюджетных средств. Цель законодателей была очевидной – снижение общего уровня затрат. Сегодня, после нескольких лет практического применения Федерального закона, можно утверждать, что она в значительной степени достигнута.
Что регулирует и не регулирует 44-ФЗ
Положения №44-ФЗ регулируют все ключевые аспекты подготовки и проведения государственных закупок, включая:
- планирование;
- объявление;
- отбор исполнителей и поставщиков в рамках конкурентных торговых процедур;
- заключение государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ или предоставление услуг;
- контроль над исполнением обязательств в рамках государственных контрактов;
- общий аудит и мониторинг системы государственных закупок.
Требования рассматриваемого федерального закона распространяются на все виды закупок, которые финансируются из бюджетов разного уровня. Исключение составляют несколько категорий закупок, к числу которых относятся такие:
- у финансовых организаций, имеющих международный статус;
- связанные с обеспечением государственной защиты судей, участников судов, должностных и других лиц;
- драгметаллов и камней с целью пополнения Госфонда;
- услуг адвокатов для бесплатной помощи в суде;
- избирательных комиссий для непосредственного проведения референдумов и выборов.
Кто имеет право участвовать в госзакупках
Участники госзакупок делятся на две категории. К первой относятся заказчики, в число которых входят муниципальные и государственные организации. Их основной функцией выступает выставление заказов на торги.
Вторую категорию формируют поставщики, выступающие в статусе юридических лиц или ИП. Их задачей и интересом становится поставка товаров, работ или услуг для удовлетворения государственных или муниципальных нужд.
С некоторой долей условности еще одной категорией участников госзакупок можно назвать операторов ЭТП (электронных торговых площадок). В их функции входит создание условий для ведения закупочной деятельности. Контроль над соблюдением требований №44-ФЗ осуществляются контролирующие органы в лице различных федеральных ведомств и фактически приравненных к ним государственных корпораций, включая ФАС, Минфин, Прокуратуру, Росатом, Роскосмос, Рособоронзаказ и других.
Требования к участникам госзакупки
Единственным требованием к заказчикам госзакупок выступает финансирование из бюджета. Контроль над поставщиками предусматривает намного больше условий, выполнение которых требуется для допуска к участию в торгах. Первым и главным становится статус – ИП или ООО. Не допускаются к участию в госзакупках хозяйствующие субъекты, которые:
- имеют задолженности по налогам или обязательным сборам в размере, превышающем четверть стоимости активов;
- включены в реестр недобросовестных поставщиков;
- находятся на стадии приостановки деятельности;
- пребывают в процессе банкротства или ликвидации;
- признаны банкротом;
- имеют судимость за правонарушения в экономической сфере (распространяется на ИП, руководителей и учредителей ООО).
Наличие любого из перечисленных условий становится основанием для отказа от заключения с поставщиком государственного контракта или отклонения его заявки на участие в госзакупке. Исполнителю предоставлено право обжаловать такое решение в установленном порядке.
Преференции участникам
Актуальная версия базового Федерального закона в области государственных закупок предоставляет преференции двум категориям поставщиков. В первую входят организации инвалидов, а также учреждения системы УИС, во вторую – хозяйствующие субъекты, отнесенные к малому предпринимательству и социально ориентированным НКО. Для каждой из категорий установлены квоты, обязательные для всех видов государственных заказчиков. Дополнительной льготой становится снижение требований по сумме обеспечения заявки.
Виды госзакупок
Важной частью изложения №44-ФЗ для чайников становится перечисление возможных вариантов проведения конкурентной государственной закупки. Актуальная версия законодательства допускает семь видов подобных процедур:
- три разновидности конкурса – открытый, с ограниченным участием и двухэтапный;
- электронный аукцион;
- два вида запросов – котировок и предложений;
- закупка услуги, товара или работ у единственного поставщика.
Критериями выбора победителя, в зависимости от вида закупки, становится наименьшая цена или оптимальное соотношение стоимости и условия поставки товара/услуг. Самой распространенной формой проведения торгов выступает электронный аукцион. Его отличительными особенностями выступают: открытый и публичный характер, а также определение победителя по критерию низкой цены.
Площадки для проведения госзакупок
Одним из обязательных условий закупочных мероприятий в рамках №44-ФЗ выступает проведение в электронном формате. Законодательство жестко регламентирует перечень ЭТП, допущенных к подобным процедурам. Он размещается в свободном доступе в системе ЕИС закупки и включает на сегодня восемь торговых площадок. Использовать другие онлайн-платформы и сервисы для организации и проведения госзакупок запрещено.
Обеспечение заявки, контракта и гарантийных обязательств
Одним из ключевых условий участия поставщика в госзакупке становится предоставление обеспечения собственных обязательств. На сегодняшний день действует три их разновидности, применяемых на разных стадиях мероприятий:
- обеспечение заявки подтверждает серьезность намерений участника и предоставляется при «входе» в процедуру;
- ОИК или обеспечение исполнения государственного контракта требуется при его заключении с заказчиком и выступает в качестве страховки последнего;
- ОГО или обеспечение гарантийных обязательств позволяет исключить проблемы с качеством поставляемого товара/услуги или производимых работ.
Стандартной формой обеспечения считается банковская гарантия. Она должна быть оформлена в одном из банков, аккредитованных Минфином, и внесена в соответствующий реестр.
Снижение начальной цены госконтракта на 25%
Серьезной проблемой на начальных этапах действия №44-ФЗ стало установление некоторыми далеко не всегда добросовестными поставщиками демпинговых цен. Результатом становился срыв поставки, невозможной по настолько низкой стоимости.
Для защиты от недобросовестной конкуренции введены дополнительные требования к участникам закупки, предложившим снижение цены от начальной на 25% и более. В этом случае назначается повышенное в полтора раза обеспечение контракта. Причем оно рассчитывается от стартовой цены аукциона.
Реестр недобросовестных поставщиков (РПН)
Для защиты заказчиков и добросовестных поставщиков от действий недобросовестных создан реестр последних. Он размещается в свободном доступе в соответствующем разделе ЕИС Закупки и используется для отсеивания потенциально проблемных участников госзакупок. Фактически база данных представляет собой «черный список», попадание в который означает невозможность подачи заявки на электронный аукцион и другие закупочные процедуры в рамках №44-ФЗ в течение двух лет. Основанием для внесения поставщиков в реестр становится решение ФАС, которая занимается его ведением.
Часто задаваемые вопросы
Когда и с какой целью принят №44-ФЗ?
Федеральный закон принят 5 апреля 2013 года. Целью его разработки стало дальнейшее совершенствование правил проведения государственных закупок и снижение бюджетных расходов, направляемых на это.
Какие закупки подпадают под действие положения №44-ФЗ?
Практически все, осуществляемые для удовлетворения потребностей самых разных государственных и муниципальных организаций, включая учреждения исполнительной, законодательной и судебной власти, здравоохранения, образования и т.д.
Кто выступает участником госзакупок?
Выделяют несколько категорий участников госзакупок. Главными выступают две: поставщики и заказчики. Вспомогательные функции выполняют ЭТП, предоставляющие место для проведения торгов, и контролирующие органы, которые следят за соблюдением требований законодательства.
Какие основные критерии выбора победителя госзакупки?
Для большей части конкурентных торговых процедур, например, самой популярной из них – электронного аукциона, главным критерием определения выигравшего участника становится низкая цена. В некоторых случаях основным параметром для сравнения становится оптимальное соотношение цены и условий поставки, предложенных участником.
Источник: www.sravni.ru