Программа 4 х модернизаций была разработана

Понятие «модернизация» в его современном понимании вошло в китайский политический лексикон в конце 1970-х годов. Его появление в качестве магистральной или, если хотите, стратегической политической, экономической цели связывают с именем Дэн Сяопина. Есть версия, что эту тему он обсуждал раньше с премьером Чжоу Эньлай, который скончался в январе 1976 года, успев в 1972–1973 году вернуть Дэн Сяопина к практическому руководству правительством Китайской Народной Республики.

Замечу попутно, что у нас в кругах обществоведов, и не только обществоведов, спорят о том, что такое национальная идея, что такое национальная идея для сегодняшней России, предлагают разные рецепты. Не буду углубляться, отдельная большая тема. Но в Китае вполне оформленная национальная идея есть.

Кстати, модернизаций изначально было четыре: модернизация промышленности, сельского хозяйства, обороны, науки и техники. Я сам в 1970-е годы, помню, купил футболку с надписью во всю спину: «четыре модернизации», и долго в ней ходил, занимался спортом. Затем добавилась пятая, модернизация культуры, но в историю вошло именно это выражение, «четыре модернизации».

Программа «Подробности» | Выпуск 06.07.2023.

В свое время своего рода идейной платформой модернизации стала одна единственная формула, которая всем, кто в советское время учился в ВУЗе, очень хорошо известна, «практика – единственный критерий истины». Я вам так скажу, мы в 1970-е годы, работая в Китае, хорошие наши специалисты в посольстве, мимо этих формул просто проскакивали глазами. Понимаете, нам казалось, что это какие-то мантры. Между тем, для Китая обращение к этой формуле, «практика – единый критерий истины», оказалось поистине, как там говорят, раскрепощением сознания.

Это была идейная платформа. Она стала своего рода антитезой установки, которая в 1977–1978 годах активно продвигалась, «два если». Одно «если», если какое-то утверждение содержится в партийных документах, в решениях партии, то это истина, или если это содержится в трудах, работах председателя Мао Цзэдуна, то это тоже истина. И «практика – единственный критерий истины» пришла на смену этой установке.

Я хорошо помню 1978 год. Сначала в мае от имени партийного руководства, затем в октябре за подписью видного ученого-обществоведа, Ху Цяо Му в газетах были опубликованы установочные статьи, которые и обосновывали этот самый тезис о том, что практика – критерий истины, а вовсе никакие не «два если». Это идейная платформа.

Методологическим ключом стало знаменитое высказывание «искать истину в фактах». И китаисты, и не китаисты слово это помнят, оно употребляется давно и часто. Русло, в котором развивался процесс модернизации, политика реформ и внешней открытости, запущены в декабре 1978 года на III Пленуме ЦК КПК 11-го созыва. Я хорошо помню эти дни, 18–19 декабря 1978 года. Придя на работу, открыли газеты, их тогда было в Китае всего две или три, там было опубликовано коммюнике III Пленума ЦК 11-го созыва.

И действительно, как я уже сказал выше, опытные работники посольства, люди, хорошо знающие Китай, язык, много лет проработавшие, открывали газету и закрывали ее. Ничего интересного, опять повторение, опять какие-то формулы, какая-то «практика – критерий истины» и т. д. Я немножко утрирую, но действительно, я думаю, что не только нам тогда было не очень понятно, куда все это ведет и чем это кончится.

РЕЖИМ РАЗРАБОТЧИКА XIAOMI | ОБЗОР ВСЕХ ФУНКЦИЙ, ТЫ ЭТО НЕ ЗНАЛ!

Первым количественным ориентиром в те самые годы, конец 1970-х, применительно к модернизации стала еще одна китайская формула учетверение. Учетверение валового внутреннего продукта к 2000 году по сравнению с 1980 годом. Тоже тогда специалисты, международное китаеведение, я не помню, чтобы хоть кто-то высказался тогда, что это вполне реализуемо, это может быть достигнуто. Оказалось, что может, притом значительно раньше, чем 2000 год. Только что Сергей Юрьевич нам показывал диаграмму второго 20-летия реформ от 2000-го до 2021-го, там уже почти в пять раз, как мы видим, рост валового внутреннего продукта.

Надо подчеркнуть, что основные практические решения, в том числе кардинального характера, были выверенными и, что особенно важно, сначала проверялись опытным путем и лишь потом запускались в серию в зависимости от результата. Вы знаете, как в одной из своих работ указывал Владимир Яковлевич Портяков, специалист по китайской экономике, именно обязательная отработка на каких-то опытных площадках того или иного решения, которое затем распространялось в национальном масштабе, может быть, один из основных моментов китайской практики реформирования экономики, который нам, да и не только нам, кому угодно, можно было бы заимствовать.

Показательна история наработки приемов открытой политики через первые четыре специальные экономические зоны. Об этом много написано в нашей литературе, не буду углубляться. Но другой наглядный пример мне кажется даже более показательным. Это так называемый «семейный подряд» в сельском хозяйстве. Внешне история появления этой формы хозяйствования подавалась как «живое творчество масс».

Декабрь 1978 года, вечер, 18 крестьян из производственной бригады Сяоган, народной коммуны Лиюань, в уезде Фэнъян провинции Аньхой собрались вечером и за чашкой чая приняли решение разделить производственные задания по дворам с правом продавать излишки на рынке. Есть музей, есть памятник этим крестьянам в натуральную величину. Все это есть.

Форм семейного подряда было много. Вряд ли крестьяне за чаем в декабре 1978 года могли все это дело предвидеть. И вот уже в новейшее время, недавно, подтвердилось, что на самом деле за этой моделью внедрения, по сути, Ленинского НЭПа, замены продразверстки продналогом, стояли серьезные исследования, обсчеты, социологические опросы большой группы ученых и партийных работников во главе с видным экономистом-аграрником, он умер три года назад, академиком Ду Жуньшэн.

Я вспоминаю собственные аспирантские годы, один мой старший научный товарищ говорил так: «Если какая-то хозяйственная форма хорошо себя проявила на этапе раннего феодализма, то вполне возможно, что и в условиях социалистической экономики она тоже сработает». Он сравнивал семейный подряд с римским колонатом.

Читайте также:
Подготовка к гиа программа

А в общем, уж извините за это отступление, говорят, что в мировой литературе есть где-то 10, 12 или 15, не знаю сколько, но по пальцам можно пересчитать, базовых сюжетов, на которых вся мировая литература и зиждется. То же самое и в экономике. В конце концов, перечень хозяйственных форм не так и велик. Очень важно, и в Китае это прежде всего и сработало, выбрать те, которые в максимальной степени подходят к специфике, то, что называется «поймать ветер в паруса».

Этот образ, кстати, употребил Владимир Владимирович Путин, если мы помним, в одной из статей о модернизации нашей экономики. Уже давняя статья, но там как раз и говорилось о том, что нам надо поймать ветер китайских реформ в паруса нашей экономики.

Итак, идея модернизации успешно реализовывалась в Китае все истекшие 40 лет с небольшим. Конечно, с издержками, с попятными движениями – все это хорошо описано – но в целом успешно. Результат известен. И новая книга, о которой только что сказал Сергей Юрьевич Глазьев, так и называется «Китайское экономическое чудо», действительно, в масштабах мировой экономики, наверное, второго такого опыта столь длительного успешного процесса подъема экономики нет, и я думаю, вряд ли будет.

На завершающем этапе этого процесса, этого исторического периода, я беру 40 с небольшим лет истории китайских реформ, были реализованы две масштабные стратегические установки. Достижение средней зажиточности, так называемый Сяокан. По-разному переводят – малого достатка, среднего достатка, средней зажиточности.

По-английски – moderate prosperity, мне кажется, английский перевод лучше нашего. И второй – это ликвидация бедности, Топинь. И что характерно, этим двум достижениям, связанным непосредственно с именем председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина, был придан поистине судьбоносный характер через образ так называемого первого 100-летнего юбилея, 100-летия Компартии Китая.

Она была создана в 1921 году, стало быть, в 2021 году — два года назад первого июля ей исполнилось 100 лет. Вот к этому времени партия, правящая политическая сила в Китае, отрапортовала о решении этих двух поистине, я еще раз повторяю, судьбоносных для Китая задач. Причем, если следовать китайской, такой традиционной уходящей в глубокую древность периодизации истории и периодизации социального прогресса, то после сяо кан, то есть среднего достатка, открывается путь к следующей ступени общественного развития — это, у нас он переводится как «великая гармония», да тун.

В общем, Китаю до великой гармонии осталось недалеко. На отдаленном горизонте появилось, по сути, конечная цель модернизации Китая — выход в число ведущих государств мира ко второму столетнему китайскому юбилею, а именно столетию Китайской Народной Республики. Это 2049 год.

Обозначился и промежуточный рубеж — 2035 год, когда должна быть завершена всесторонняя модернизация основных сфер жизни китайского общества. Ни у одной страны мира такого рода стратегических программ модернизации, насколько я знаю, нет. Некоторые специалисты, кстати, напоминают и о других столетиях, прежде всего столетнем юбилее Народно-освободительной армии Китая.

Это 1927-2027 год. Ну я невоенный человек, но, по-моему, вооруженные силы Китайской Народной Республики уже достигли очень высокого уровня развития, остались лишь сравняться с Соединенными Штатами по ракетно-ядерному потенциалу. Ну это отдельная тема. Я не сомневаюсь, что если эта цель будет поставлена, то будет реализована.

Коллеги, не задерживаясь, сознательно не задерживаясь на всякого рода трудностях и ограничителях процесса модернизации Китая — и внутренних, и особенно внешних, как это проявляется сегодня. Они ведь хорошо известны, понятны и специалистам, и что более важно — понятны руководству Китая.

И «черные лебеди», и «белые носороги» пресловутые, которых, кстати сказать, Си Цзиньпин, вообще его речь, политическая речь — очень образная с цитатами из классической литературы, из древних философов, из истории Китая. Вот он употребил оба этих термина: и лебеди, и носороги — в своем докладе, рабочем докладе к XX съезду Компартии осенью прошлого года.

Но вот уже сейчас, основываясь на достигнутом, Китай предлагает другим странам китайский тип модернизации. Меня больше устраивает слово «тип», а не «стиль», потому что на английский перевели как style, Chinese style. Но все-таки джунгоши синь дай хуа, мне кажется, что все-таки это тип, китайский тип модернизации. Предлагается другим странам.

Не навязывается, об этом говорит Юрий Владимирович, но предлагается как вариант, как некая антитеза, утверждается, что он больше подходит развивающимся странам, чем пресловутый порядок, основанный на правилах. И вообще, как напоминают китайские коллеги, модернизация вовсе не тождественна вестернизации. Это и нам тоже полезно иметь в виду. Тем более что в этой конструкции, предлагаемой Китаем, нет места навязываемым США, причем всё более настойчиво, открытого деления мира на демократии и автократии. Вот уж с этим-то точно не могу согласиться, в том числе и потому, что в автократии как синоним зла — помните «империю зла» Рейгана — записывают и нас.

На фото: Дэн Сяопин и супруги Горбачёвы. В СССР была не модернизация, а «перестройка». Суть которой не практика, а безответственная говорильня.

В заключение просто цитата. Цитата из выступления вновь назначенного не так давно министра иностранных дел Китайской Народной Республики Синь Гана на традиционной пресс-конференции, которая всегда проводится в дни работы парламента в марте. Вот на недавней первой сессии ВСНП нового созыва. Итак, цитата: «Китайская модернизация предлагает решение многих проблем, стоящих перед развитием человечества, создает новую форму человеческой цивилизации». Кавычки закрыты, спасибо за внимание.

Из выступления на Московском экономическом форуме Андрея Ивановича Денисова, заместителя председателя Комитета по международным делам Совета Федерации, в прошлом — Чрезвычайного и полномочного посла в Китае на протяжении 10 лет. Форум прошел под председательством президента ассоциации «Росспецмаш» Константина Бабкина.

Читайте также:
Программы похожие на ворд на компьютер

Подготовлено по материалам МЭФ. Книга «Купола Кремля» здесь Книга «Три власти» здесь и здесь Книга «Встреча с жизнью» здесь

Источник: dzen.ru

10. Политика «четырех модернизаций», ее смысл и задачи.

На 11 съезде партии в 1977 г. к деятельности возвращается Дэн Сяопин.

На 3 пленуме КПК в 1978 г он выступает с программой экономический преобазований.

Улучшая отношения с внешним миром, Дэн все же ставил первоочередным приоритетом проведение экономических реформ в Китае. Социальная, политическая и экономическая системы внутри страны подверглись серьёзным изменениям во время правления Дэна. Дэн объявил принцип «четырех модернизаций» основой всех реформ.

По этому принципу экономика была поделена на 4 сектора — оборонную промышленность, сельское хозяйство, науку и промышленное производство. В качестве приоритетной была выбрана стратегия «социалистической рыночной экономики». Дэн утверждает, что Китай находится на первой ступени развития социализма, что долгом партии является развитие «социализма с китайской спецификой». Идеологические принципы стали играть минимальную роль в экономике, что со временем доказало свою эффективность.

Реформы включали в себя элементы планового, централизованного управления, осуществляемого профессионально подготовленными чиновниками, что отбросило практику массового управления, которая господствовала при Мао.

В сельском хозяйстве большинство «народных коммун» были распущены, а крестьянство в основном перешло на семейный подряд. На втором этапе реформы (1984—1992гг.) происходил демонтаж плановой системы и переход к рыночной экономике.

Дэн также стал инициатором создания особых экономических зон в Китае, благодаря которым в страну привлекаются иностранные компании и инвестиции.

Источник: studfile.net

II. Реформы «четырех модернизаций» и их результаты

На теоретической конференции КПК в 1979 г. речь официально шла о реформах «четырех модернизаций»: в сельском хозяйстве, промыш­ленности, науке и технике и военной сфере.

Реформы в сельском хозяйстве

Еще в 1978 г. в провинции Сычуань, руководителем которой был Чжао Цзыян (с сентября 1979 г. — премьер КНР), проводился эксперимент по семейному подряду. В его основе лежала старая идея Дэн Сяо­пина — «закрепление заданий за крестьянскими дворами». Результаты были ошеломляющими: производство зерна и других сельскохозяйст­венных продуктов резко увеличилось, доходы крестьян возросли. Бы­ло решено распространить эту практику на всю страну, что и одобрил Пленум ЦК КПК в сентябре 1979 г. Закупочные цены были повышены на 30%. В начале 1980-х гг. началось расформирование кооперативов. Широкомасштабная перестройка сельского хозяйства стала осуществ­ляться с лета 1981 г. Важнейшие меры:

а) разрешены крестьянские рынки, подсобные промыслы;

б) в три раза увеличена площадь земель, отводимых под приусадебные участки;

в) увеличены государственные ассигнования на развитие сельско хозяйственной инфраструктуры;

г) промышленность переориентирована на выпуск малой сельско хозяйственной техники;

д) постепенно сокращали, а с 1985 г. вообще отказались от обязательных поставок сельскохозяйственной продукции; они были заменены системой государственных контрактов, а продукция, необходимая населению, поступала через рынок.

К тому времени на весь Китай распространилась система произ­водственной ответственности: пахотная земля производственных бригад разделялась и закреплялась за отдельными семьями. Им дава­лись задания; после сдачи установленного количества продукции се­мья могла распоряжаться излишками по своему усмотрению.

Постепенно на смену заданиям пришли налоги, установленные с учетом количества и качества земли. Правда, государственные орга­ны ужесточили контроль за ее использованием. В частности, не допу­скалась эрозия почв, запрещалось использовать пахотные земли под иные нужды.

Частной собственности на землю установлено не было. Вводилась аренда, ее сроки постоянно возрастали: 15 лет, 50 лет. В дальнейшем была введена пожизненная аренда с правом наследственного пользова­ния и передачи земли в другие руки за соответствующую плату. Фор­мально права частной собственности на землю нет в Китае по сию по­ру; землю, например, нельзя продать, заложить и т. п.

Эти меры привели к быстрому росту сельскохозяйственного про­изводства — на 11,7% в год. К 1987 г. Китай решил проблему внутрен­него обеспечения продовольствием и сельскохозяйственным сырьем и приступил к экспорту продуктов питания.

Правда, это усилило социальное расслоение в деревне, что объяс­няет неприятие реформ в отдельных слоях общества. Но в целом ма­териальное благосостояние сельского населения значительно возрос­ло (ежегодный рост доходов составил 8,1%).

Повышение эффективности производства усугубило проблему из­быточной рабочей силы на селе. Государство стало поощрять развитие местной промышленности, разрешая крупным предприятиям создавать свои филиалы в деревнях, где у них будет значительно меньше про­блем с набором рабочей силы, обеспечением жильем, коммунальны­ми услугами и т. п. Таким предприятиям предоставлялись льготные кредиты, делались скидки в налогообложении. Сельские предприятия поглощали освобождавшиеся рабочие руки — к началу 1990-х гг. там работало 85 млн. человек, производя треть всей промышленной про­дукции, часть из которой шла на экспорт. Это помогло снизить остро­ту проблемы занятости, но и к 1990 г. в китайской деревне было свы­ше 150 млн. человек излишней рабочей силы.

Модернизация промышленности

Задача не сводилась лишь к обновлению оборудования, предприятия должны получить постоянный стимул к инновациям. Для этого требова­лось разрушить государственную экономику, внедрить рыночные прин­ципы, развить конкуренцию, «открыться миру».

Важно было сохранить социальное благополучие населения, пере­жить неизбежный рост цен. Спецификой Китая было также огромное количество нерентабельных предприятий, с примитивной технологи­ей; сразу закрыть их нельзя, так как обострится проблема занятости.

В самом общем виде Дэн Сяопин сформулировал следующие поло­жения:

а) сократить сферу директивного планирования и распределения
ресурсов;

б) устранить чрезмерную централизацию, расширить хозяйствен­
ную самостоятельность предприятий и регионов;

в) использовать возможности мелких частных предприятий;

г) снять ограничения на рост зарплаты и доходов.
Сокращение директивного планирования впервые осуществлялось

в провинции Сычуань; в 1979 г. там начался эксперимент: предприя­тия, выполнив государственный заказ, получали самостоятельность в распределении оставшейся прибыли.

Читайте также:
Программа dglengine launcher не работает

Результат превзошел ожидания: рост производства составил 80%. С 1981 г. система была распространена на весь Китай. На все крупные предприятия даны госзаказы, но не более чем на 50% мощностей. Сверх этого предприятие может производить все что угодно и реализовывать по рыночным ценам.

Одновременно была разрешена оптовая торговля по свободным ценам. Это дало эффект, у предприятий появилась заинтересован­ность в результатах. Правда, со временем проявились и негативные тенденции: возникли двойные цены на одни и те же товары (свобод­ные и государственные), предпринимались попытки спекулировать на разнице цен.

В 1987 г. сузилась сфера централизованного управления. С директора­ми государственных предприятий стали заключаться контракты; в слу­чае их невыполнения директоров ждала уголовная ответственность. В результате в первый же год 80% действующих директоров добро­вольно ушли в отставку, так как в новых условиях от них требовались уже другие качества: профессионализм, умение анализировать, эконо­мическая подготовленность.

С 1979 г. в Китае началось создание частных предприятий: вначале лишь в розничной торговле и бытовом обслуживании; затем это рас­пространилось и на другие отрасли экономики. Также постепенно расширялись допустимые масштабы частного предпринимательства: вначале разрешалось использовать наемную рабочую силу в количе­стве не более 5 человек, затем — 15, 50 человек, и так до тех пор, пока не были сняты всякие ограничения на число занятых. К 1987 г. в КНР функционировало около 25 млн. частных предприятий.

Частный сектор не только помог разрядить ситуацию с излишней рабочей силой — уже в 1985 г. в этом секторе было произведено 35% валового внутреннего продукта.

Привлечение иностранного капитала началось с создания в 1979 г. 4 свободных экономических зон на юге Китая: эти закрытые админист­ративные образования стали своего рода анклавами рыночной эконо­мики в КНР. Там действовали особые правила обращения иностран­ной валюты, перевода прибылей за рубеж, устанавливались низкие налоги и т. д. Но администрация зон была китайской, разрешения на открытие предприятий давались китайцами, поощрялось создание предприятий, ориентированных на экспорт, т. е. производящих про­дукцию самого лучшего качества. Примером может случить зона Шеньжен, созданная на границе с Гонконгом. Помимо привлечения иностранных капиталов, там широко использовались зарубежный опыт, новые технологии, административные навыки. Свободные зо­ны стали локомотивами прогресса в Китае, их число постоянно рос­ло, охватывая все новые регионы.

Летом 1979 г. был принят закон «О совместных предприятиях»: зона их действия постоянно расширялась. Китай стал обращаться к иност­ранным займам, чего ранее никогда не делал. С 1984 г. страна начала получать льготные займы по линии МБРР (Международного банка реконструкции и развития) и МВФ (Международного валютного фонда), составив в этом серьезную конкуренцию Индии. Постепенно стал расти китайский экспорт, особенно быстро с 1985 г.; пополнялись и запасы иностранной валюты.

Промышленный рост достигал в отдельные годы 16%, реальный рост зарплаты на городских предприятиях — 9%. Благосостояние населения повысилось: к 1987 г. уже 93% городских семей имели свои телевизоры, 60% — стиральные машины, 52% — магнитофоны. Китайская экономика стала развиваться.

Модернизация науки и техники

Прежде всего в Китае кардинально изменилось отношение к интел­лигенции и образованным людям. Более того, образование стало глав­ным критерием при назначении на должности, т. е. оно становилось престижным.

Увеличивались государственные расходы на все типы учебных заве­дений, повысилась заработная плата преподавателей. Способных сту­дентов стали посылать на учебу за границу, в лучшие университеты мира, причем за государственный счет. В отношении этого, правда, были сомнения: не случится ли бегства за границу, но подобные рас­суждения в расчет не приняли.

Кроме того, семьям предоставили возможность учить своих детей за границей за собственный счет. Но все же возместить ущерб, нане­сенный образованию за годы «строительства социализма» и особенно за время «культурной революции», оказалось нелегко.

Следует отметить, что объективно Китай нуждается в переводе ие­роглифической письменности на фонетическую основу. Это расши­рило бы возможности получения технического образования, способ­ствовало бы заимствованию новшеств. В последние десятилетия вопрос о соответствующей реформе не снимается с повестки дня, но существует проблема различных диалектов (особенно отличаются ди­алекты на юге Китая), Таким образом, хотя иероглифическая пись­менность и объединяет китайский язык в единое целое, в фонетичес­ком отношении единства в языке нет.

Модернизация обороны

Этой модернизации отводилось последнее место в списке приоритетов, прежде всего, по причине отсутствия средств. После ограниченного конфликта с Вьетнамом в 1979 г. началось сокращение военных расхо­дов. К 1984 г. доля военных расходов в бюджете сократилась по срав­нению с 1979 г. более чем в два раза. Началось также сокращение чис­ленности китайской армии: с 1979 по 1981 г. она сократилась на 1 /3в 1985 г. было произведено еще одно крупное сокращение — на 1 млн. человек. Ныне численность китайской армии составляет до 3,5 млн. человек.

Началась конверсия военной промышленности: предприятия ста­ли переводиться на выпуск гражданской продукции. Многие военные объекты, склады, бомбоубежища и т. д. подлежали приватизации.

В то же время в корне изменилась сама военная доктрина в Китае: власти отказались от прежней ставки на «партизанскую войну», стали больше внимания уделять техническому оснащению армии.

Особое внимание в Китае уделялось развитию ядерного оружия и средств его доставки: с 1982 г. Китай принял на вооружение первые баллистические ракеты; с 1983 г. развивает спутниковую связь.

В последние годы армия превратилась в огромную самостоятель­ную экономическую силу: в ее собственности оказались заводы, фаб­рики, сельскохозяйственные предприятия, рудники, шахты, торговые фирмы и даже ликеро-водочные заводы. Военные постепенно перехо­дили на полное самообеспечение, не требуя средств из государствен­ного бюджета.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru