УМК «Школа 2100»
При изучении курса используются разнообразные формы организации работы: уроки в классе и в природе, экскурсии, домашние работы с родителями (в программе не предложена тематика экскурсий).
Основное умение, формируемое в курсе, — умение понимать окружающий миру т.е. знать, что и почему происходит в мире, что с ним может произойти, как себя вести в мире.
Задачами изучения курса в начальной школе являются развитие умений учиться и воспитание человека, осознающего свое место в окружающем мире и место человечества в нем.
Главный способ познания природы — исследовательский, основанный на поисковой ориентации. Это предполагает не воспроизведение готовых знаний, а получение их самим учащимся из своего непосредственного опыта. Закон не доказывается, не выводится, а поясняется по возможности разнообразным опытом младшего школьника.
Содержание курса концентрируется вокруг двух главных разделов: «Человек и природа» и «Человек и общество». В каждом классе они имеют свою тематику.
школьная программа » школа 2100 «
В рамках первого раздела предполагается рассмотрение следующих тем:
I класс — «Я и мир вокруг» (как мы узнаём, что перед нами; как ты узнаёшь мир; что нас окружает; живые обитатели планеты; отчего и почему; времена года);
II класс — «Наша планета Земля» (Земля и Солнце; что изображают на глобусе и карте, глобус и карта; формы земной поверхности; Земля — наш общий дом; наша маленькая планета Земля»);
III класс — «Обитатели Земли» (вещество и энергия; оболочка планеты, охваченная жизнью; экологическая система; живые участники круговорота веществ);
IV класс — «Человек и природа» (человек и его строение; происхождение человека; рукотворная природа).
В рамках второго раздела изучаются следующие темы:
I класс — «Как мы понимаем друг друга» (твоя семья и твои друзья; что нас окружает);
II класс — «Части света» (Россия — самая большая страна в мире; природа нашей страны; основные реки, озера, равнины, горы, острова, полуострова и моря России; природные богатства нашей страны; люди — главное богатство нашей страны; древние мастера — гордость России; архитектурные памятники нашей страны; природа и достопримечательности твоего края);
III класс — «Мое Отечество» (твои родные и твоя Родина в потоке времени; времена Древней Руси (IX—XIII вв.); времена Московского государства (XIV—XVII вв.); времена Российской империи (XVIII — начало XX в.); времена Советской России и СССР (1917—1991 годы); современная Россия);
IV класс — «Человек и человечество» (человек и его внутренний мир; человек и общество; картина всемирной истории человечества; человек и многоликое человечество; человек и единое человечество).
Источник: studme.org
Программа 2100 начальная школа что это такое
Доклад на тему: Образовательная программа начальной школы» Школа 2100″
Отзыв о системе «Школа России» учителя начальных классов Калининой Л.Б.
Образовательная система «Школа 2100»
В современном российском образовании сложилась ситуация отсутствия целостной образовательной системы на разных этапах обучения и воспитания детей. Отсюда особенно важным представляется создание единой цепи непрерывного образования, звенья которой не только связаны друг с другом, но каждое является основанием другого. Отличительная особенность данной программы состоит в том, что она реально решает проблему непрерывности дошкольного и школьного образования, непрерывного по ступеням: дошкольное и преддошкольное образование – начальная школа — основная школа — старшая школа.
выращивание функционально грамотной личности (человека, способного максимально реализовывать свои возможности, решать самые разные возникающие в жизни задачи, оставаясь при этом Человеком).
Дидактические принципы системы «Школа 2100»
Учитель использует современные технологии обучения ( технология проблемно-диалогического обучения), которые позволяют учащимся самостоятельно открывать новые знания, а не получать их в готовом виде.
2.Принцип непрерывности образования
Те знания, которые ребенок получил, должны быть обязательно сохранены. Обучение построено таким образом, что ребенок постоянно использует имеющиеся знания, опирается на них.
3. Принцип целостного представления о мире
Ответ на любой возникающий вопрос может быть найден, так как с самых первых шагов изучения окружающего мира ребенок учится понимать каждое явление природы, роль и место человека в нем.
Он предполагает, что авторы учебников и учитель дают возможность ученику ( если он захочет) взять материал по максимуму. В учебниках для этого есть избыточная информация, позволяющая ученику делать личностный выбор. В то же время важнейшие факты, понятия и связи, входящие в минимум содержания, должен усвоить каждый ученик. Минимум предъявляется ученику на уроках открытия новых знаний, закрепляется и выносится на контроль. Максимум позволяет ученику удовлетворить свои, личностные запросы и интересы.
5. Принцип психологической комфортности
Особая, доверительная атмосфера обучения, которая устанавливается в классе между учителем и учащимися, добрые, уважительные отношения детей друг к другу являются важнейшим условием эффективной реализации дидактических принципов, указанных выше, и продвижения детей в развитии. Это не сентиментальные отношения, не атмосфера вседозволенности, а деловые доброжелательные отношения, основанные на уважении личности ученика и на отношении к его внутреннему миру в процессе усвоения знаний, к его переживаниям. Общение в учебном процессе является важным фактором, влияющем на усвоение знаний, развитие и воспитание школьников. Личность школьника формируется, в ”реальных отношениях, поступках и той внутренней работе, которая завязывается вокруг них и в них вплетается”.
6. Принцип вариативности
Всегда существует несколько точек зрения на поставленную проблему или вопрос, что позволяет развивать критичность мышления
7. Принцип творчества
Работа над творческими способностями детей. Поощрение детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Образовательные технологии ( пути, приемы и способы обучения)
Урок в образовательной системе «Школа 2100» предполагает использование определенных образовательных технологий. Под технологией мы понимаем системную совокупность приемов и средств обучения и определенный порядок их применения.
Одна из них – технология проблемно-диалогического обучения- один из основных способов введения нового знания в Образовательной системе «Школа 2100». Носит общепредметный характер, т.е. реализуется на любом предмете и любой образовательной ступени, обеспечивает творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем. Данная технология является результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности при сохранении здоровья учащихся.
Данная технология предполагает, что:
- в начале урока учитель в диалоге с учениками создает проблемную ситуацию;
- далее ученики в диалоге с учителем, исходя из проблемной ситуации, формулируют учебную проблему – основной вопрос урока;
- в диалоге с учителем актуализируют имеющиеся у них знания, которые пригодятся для решения учебной проблемы. Определяют, каких знаний недостаточно и что нужно узнать (Сделать), чтобы найти решение проблемы (составить план действий)
- Выполняя план, ученики с помощью учителя осуществляют поиск решения проблемы и открывают новые знания, решая соответствующие задачи. Применяют новые знания делая вывод о том, какое решение учебной проблемы найдено, и выражают это решение в виде словесного тезиса, схемы, таблицы, художественного образа, которая используется на уроках открытия нового знания, позволяет самостоятельно добывать, узнавать новое..
Материал учебников по этим предметам дает возможность учителю работать в данной технологии.
Модель проблемно — диалогического урока
в Образовательной системе «Школа «2100»
1. Создание проблемной ситуации
2. Формулирование проблемы
3. Выдвижение гипотез
4. Актуализация знаний планирование деятельности
5. Открытие нового знания
6. Применение нового знания
Принципиально важно при этом:
1) Чередовать формы работы: индивидуальную, парную, групповую с общей беседой;
2) Предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь
Другая общепредметная технология- формирование типа правильной читательской деятельности. Предполагается ее использование при работе с текстом на уроках по разным предметам, начиная со старшего дошкольного возраста ( введение в художественную литературу). Максимально эффективно учит самостоятельному чтению, правильному анализу текста, умению вести диалог с автором, правильно организовать комментированное чтение, творческую работу с текстом. Для этого авторы учебников разработали рабочую тетрадь по литературному чтению, в помощь учителю в учебниках ввели опорные сигналы: В- вопрос, О- ответь на вопрос, П- проверка предположений, З- зеркало( включи воображение, загляни в волшебное зеркало.
Начиная с 3-4 класса постепенно вводится проектная технология
Успешно завершена апробация технологии оценивания образовательных достижений учащихся.
Это технология действия в ситуациях оценивания. Поэтому авторы разработали ряд правил для каждого вида случаев: что оценивать?, кто оценивает, когда оценивать, где фиксировать результаты?, по каким критериям оценивать?
Дети учатся оценивать свои действия, действия других учеников по алгоритму, начиная с 1 класса. Технология помогает учителю правильно организовать поурочный, тематический контроль, порядок действий при пересдаче проверочной работы.
Все проверочные материалы по предметам составлены таким образом, что помогает учителю отслеживать уровень усвоения программного минимума, уровень усвоения программы. Задания предусмотрены разного уровня сложности, что позволяет осуществлять индивидуальную работу., давая возможность прийти к успеху каждому ученику.
Источник: uroki.me
Программа 2100 начальная школа что это такое
Не до конца изученными остаются технологические и содержательные вопросы становления универсальных учебных действий у младших школьников, в частности возможности учебного содержания. Целью статьи является рассмотрение содержательного потенциала учебников математики по программам «Щкола России» и «Школа 2100» в контексте целенаправленного формирования универсального учебного действия планирования.
Данная цель реализуется с помощью содержательного анализа учебников по заявленным программам. Сопоставительный анализ учебников математики двух систем показал, что ученик математики Демидовой Т.Е., Козловой С.А., Тонких А.П. Математика.
3 класс, УМК «Школа 2100» имеет больший ресурс в плане формирования универсального учебного действия планирования у младших школьников, чем учебник Моро М.И., Бантова М.А. и др. Математика. 3 класс: учебник в 2 ч, УМК «Школа России». Выявлена необходимость подбора учителем дополнительного содержания, позволяющего качественно развивать планирование у младших школьников.
универсальные учебные действия
регуляционные универсальные учебные действия
планирование
1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М., 1986.
2. Демидовой Т.Е., Козловой С.А., Тонких А.П. Математика: учебник для 3 класса. В 3-х частях. 3–е изд., испр. – М.: Баласс, 2012.
3. Зак А. З. Развитие способности действовать «в уме» у школьников I—X классов. //Вопросы психологии. – 1983. № 1. С. 43—50.
4. Иванова Н.В., Сорокина Т.М. Психодидактический компонент образовательной среды на заключительном этапе начального общего образования // European Social Science Journal. – 2014. – Т. 2. – С. 93.
5. Исаев, Е.И. Планирование как центральный компонент теоретического мышления [Электронный ресурс] / Е.И. Исаев // Психологическая наука и образование. – 2010. – № 4. http://www.psyedu.ru/about (дата обращения: 17.10.16).
6. Колесова О.В., Гарбис А. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в развитии речи младших школьников //Актуальные проблемы дошкольного и начального образования в свете реализации ФГОС: материалы Всероссийской научно-практической конференции (12 апреля 2016 года). – Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2016. – С. 6–12.
7. Кондратьев, И.И. Планирование своей деятельности младшими школьниками/ И.И. Кондратьев. // Вопросы психологии. – 1990. – №4. – С. 47–55.
8. Марокова М.В. Формы, уровни и динамика планирующей функции мышления у младших подростков: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Волгоград, 2010.
9. Минаева Е.В. Динамика развития ВПД в детском возрасте // Приоритетные направления развития науки: сборник статей Международной научно-практической конференции, 2014. – С. 182–184.
10. Моро М.И., Бантова М.А. и др. Математика. 3 класс. Часть 1. 2 изд. – М.: 2012.
Основным требованием ФГОС НОО является формирование у младших школьников универсальных учебных действий. Целенаправленное формирование регуляционных универсальных учебных действий опосредованно влияет на становление всех видов универсальных учебных действий [4,6] .
Проблемой планирования занимались многие ученые В.В. Давыдов [1], А.З. Зак [3], Е.И. Исаев [5], И.И. Кондратьев [7], М.В. Марокова [8], Е.В. Минаева [9] и др.
В работах отмечается, что формирование у учащихся умения планировать свою деятельность является важной задачей учебно-воспитательного процесса.
В теоретических научных источниках планирование трактуется, как умение составлять план, алгоритм, инструкцию, последовательность действий. Кроме того выделяются свойства планирования, это глубина и широта.
Интересным представляется вопрос о возможностях школьного содержания, в частности учебников, для целенаправленного формирования универсального учебного действия планирования. Для ответа на поставленный вопрос мы проанализировали два учебника по математики по программам «Школа России» и «Школа 2100». Проведенный анализ показал следующее.
УМК Школа России. Авторы: Моро М.И., Бантова М.А. и др. Математика . 3 класс. Учебник в 2 ч. [10].
В данной программе используется арифметический, алгебраический и геометрический материалы. Основное место занимает арифметический материал, представлены элементы алгебраического и геометрического материала.
Ведущими принципами обучения являются учёт возрастных особенностей учащихся, сочетание обучения и воспитания, практическая направленность преподавания, усвоение знаний, развитие познавательных способностей, формирование универсальных учебных действий. Построение курса – концентрическое. Учебный материал представлен так, что связанные между собой понятия, действия, задачи сближены во времени.
Содержательный анализ учебников позволил выделить упражнения, направленные на формирование универсального регулятивного учебного действия планирования. Это задания на решение задач, составление плана к ним. Наряду с традиционным решением задач, детям предлагаются упражнения аналитического характера, например, составление задач, обратных данной.
Например, учебник Моро М.И., Бантова М.А. и др. Математика. 3 класс. Часть 1. 2 изд. [10]. Упражнение №5, стр. 18: Легковое такси может взять 4 пассажиров.
Сколько пассажиров могут взять 3 таких машины?
Составь две задачи, обратных данной. Реши их.
Формированию регулятивного универсального учебного действия планирования способствую задания на порядок выполнения действий. Например, учебник Моро М.И., Бантова М.А. и др. Математика. 3 класс. Часть 1. 2 изд. Упражнение №1 страница 27: Вспомни, в каком порядке надо выполнять действия.
Определи порядок выполнения действий в следующих выражениях и вычисли их значения.
18 : (11–5) + 47 2∙9 – 6∙3 24:3 + 9∙3 [10].
Используются задания занимательного характера. Например, учебник Моро М.И., Бантова М.А. и др. Математика. 3 класс. Часть 1. 2 изд. «странички для любознательных», страница 49: Игра «угадай число».
Задумай любое число от 1 до 10.Увеличь его в 5 раз. Прибавь к результату задуманное число. Раздели полученное число на 6.Обьясни, почему получилось задуманное число [10].
Образовательная система «Школа 2100». Авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. 3 класс. Учебник в 3 ч. [2].
Данная программа соответствует требованиям ФГОС НОО, направлена на создание интересной, содержательной и значимой с позиции общих представлений о системе математических понятий; на развитие личности учащихся; на обучение детей построению, исследованию и применению математических моделей. Образовательная система «Школа 2100» направлена на формирование у младших школьников позиции активного субъекта учебной деятельности, которая предполагает умение самостоятельно учиться, ставить цели, добывать необходимые знания, анализировать их, обобщать и применять на практике, контролировать и адекватно оценивать свою деятельность.
В учебниках «Школы 2100» впервые в начальной школе рассматриваются элементы стохастики и способы решения некоторых занимательных и нестандартных задач. Материал ориентирован на развитие мышления, творческих способностей ребёнка, его интереса к математике, функциональной грамотности, вычислительных навыков. Он является основой курса «Математика» и составной частью курса «Математика и информатика».
Содержание программы, по сравнению с традиционной программой, значительно расширено (арифметический, алгебраический, геометрический, введены новые виды задач). Имеются дополнительные содержательные линии: логическая (логические упражнения и задачи); комбинаторная (комбинаторные задачи); алгоритмическая (дети знакомятся с понятием «алгоритм», виды алгоритмов); функциональная (идёт через решение задач на тройки величин).
В учебниках «Школы 2100» используется общий дидактический принцип минимакса. Согласно этому принципу в учебниках представлены избыточные знания, которые ученики могут усвоить, и избыточные задания, которые они могут выполнить. Однако главные понятия и связи, которые входят в минимум содержания (стандарт и требования программы) и представляют существенную часть курса, должны быть с помощью учителя освоены всеми учениками.
Обучение ведется на высоком уровне трудности. Ребёнок находится в ситуации, требующей от него интеллектуальных усилий, продуктивных действий.
Система заданий построена таким образом, что наряду с развитием вычислительных навыков, навыков черчения, ученики эффективно продвигались в развитии регулятивных учебных действиях, в частности в развитии действия планирования, умения работать по алгоритму и самостоятельному составлению алгоритмов.
Например, учебник Демидовой Т.Е., Козловой С.А., Тонких А.П. Математика. 3 класс. Ч 1 . . Упражнение № 6, страница 3:
Надо развести костёр, а для этого выполнить вот такие действия:
А) зажечь спичку;
Б) сложить ветки в кострище;
В) собрать ветки;
Г) поджечь ветки;
Д) раздуть огонь;
Расположите действия по порядку [2].
Упражнение №7, страница 15:
Под большим дубом на острове Гек закопал сундучок с рыболовными крючками и лесками. Помогите ему с помощью карты заполнить блок-схему для друзей. (Каждая стрелка на карте – 3 шага) [2].
В учебниках с самых первых уроков детям предлагаются задания, которые требуют от них творческого подхода («придумать», «найти», «составить», «выбрать» так далее), развивают не только ум, но и волю, чувства, духовные потребности и мотивы деятельности.
Основное направление в развитии планирования связано с решением различных заданий с использованием предложенных алгоритмов и составление самостоятельных алгоритмов необходимых действий.
Сопоставительный анализ учебников математики двух систем показал, что ученик математики Демидовой Т.Е., Козловой С.А., Тонких А.П. Математика. 3 класс предоставляет большие возможности в плане формирования универсального учебного действия планирования у младших школьников. Однако предложенных заданий недостаточно (в обеих системах) для целенаправленного эффективного формирования планирования. Учителю необходимо привлекать дополнительный материал или перестраивать задания, вводить дополнительные вопросы для более успешного развития универсального учебного действия планирования.
Источник: applied-research.ru
Презентация по УМК «Школа 2100»
Учебники системы «Школа 2100» не включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253). А также прописаны основные идеи, задачи, принципы и учебно-методический комплекс.
умк 2100.pptx
Презентация по УМК «Школа 2100»
УМК ШКОЛА 2100 ПОДГОТОВИЛА: СТУДЕНТКА Ш-22 ГРУППЫ СИДЕЛЬНИКОВА АНАСТАСИЯ
Презентация по УМК «Школа 2100»
Учебники системы «Школа 2100» не включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253).
Презентация по УМК «Школа 2100»
Образовательная система «Школа 2100» — первый и единственный в России и странах СНГ современный опыт создания целостной образовательной модели, последовательно предлагающей системное и непрерывное обучение детей от младшего дошкольного возраста до окончания старшей школы. Научные руководители — А.А.Леонтьев, Д.И.Фельдштейн, С.К.Бондырева, Ш.А.Амонашвили.
Презентация по УМК «Школа 2100»
Презентация по УМК «Школа 2100»
Презентация по УМК «Школа 2100»
Учебники системы «Школа 2100» были включены в Федеральные перечни учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год. В УМК «Школа 2100» входит завершенная предметная линия учебников по английскому языку для 2-4 классов «Английский с удовольствием» («Enjoy English») (авторы: Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н.), которую выпускает издательство «Титул». (Приказ Минобрнауки РФ от 24 декабря 2010г. №2080). ОС «Школа 2100» включает в себя также курс «Риторика» (авторы: Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В.). Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для
Презентация по УМК «Школа 2100»
В 2010 году комплект учебников «Школа 2100» для начальной школы был проанализирован Российской академией образования (РАО) на системность с точки зрения последовательности реализации научно-теоретических положений Образовательной системы «Школа 2100». Как показала экспертиза РАО, комплект учебников для начальной школы Образовательной системы «Школа 2100» полностью реализует Федеральный государственный образовательный стандарт и является системой учебников, обеспечивающих достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования на соответствующей ступени
Презентация по УМК «Школа 2100»
Особенности ОС «Школа 2100»: — Системность. Дети с 3-х лет и до окончания школы учатся эффективно пользоваться своими знаниями и умениями по целостной образовательной системе, посредством которой максимально раскрываются способности ребенка, на доступном языке даются ответы на важнейшие вопросы: «Зачем учиться?», «Чему учиться?», «Как учиться?». Все учебники и учебные пособия основаны на единых подходах к содержанию, сохраняют методологическое, дидактическое, психологическое и методическое единство, в них используются одни и те же основные образовательные технологии, которые, не меняясь по сути, трансформируются на каждом этапе обучения. — Непрерывность. «Школа 2100» — это совокупность предметных курсов от дошкольного образования до старшей школы. Под непрерывностью понимается наличие последовательной цепи учебных задач на всем протяжении образования, переходящих друг в друга и обеспечивающих в ходе их решения постоянное, объективное и субъективное продвижение учащихся на каждом из последовательных временных отрезков. — Преемственность. Под преемственностью понимается непрерываемость на границах различных этапов или форм обучения: детский сад – начальная школа,
Презентация по УМК «Школа 2100»
Главная цель ОС «Школа 2100» — научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и применять на практике, ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивать свою деятельность. Обучение в рамках образовательной системы представляет собой целостный и преемственный процесс, опирающийся на единую методическую и психологическую базу и максимально учитывающий возрастные особенности учащихся. Это комплексная система, обеспечивающая вариативное развивающее образование в современной массовой школе, имеющая содержательное методическое и психологическое обеспечение, технологически проработанная.
Презентация по УМК «Школа 2100»
Учебники Образовательной системы «Школа 2100» построены как энциклопедии и научно-популярные книги для взрослых: в них всегда содержится избыточная информация, из которой читатель должен найти ответ на интересующий именно его вопрос. Это создает возможность построения для каждого ученика самостоятельного образовательного маршрута. Причем важно, что находить и использовать нужную им информацию школьники учились бы сами (например, задания, связанные с поиском в тексте главного). Именно по этой причине авторы не разделили весь материал на основной и дополнительный: ведь в таком случае выделять главное научатся авторы, а не школьники.
Презентация по УМК «Школа 2100»
Для всех учебников «Школы 2100» используется общий дидактический принцип минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ученики могут усвоить, и избыточные задания, которые они могут выполнить.
В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт и требования программы) и составляющие существенную часть курса, должны под руководством учителя усвоить все ученики. Таким образом, в учебниках содержится материал, который ученики обязаны и могут усвоить. Ученик может узнать максимум, но должен (под руководством учителя) освоить минимум.
Принцип минимакса позволяет решить сразу несколько проблем. Во-первых, все ученики разные, но нельзя ориентироваться ни на слабого, ни на сильного. Поскольку свой максимум определяет с помощью учителя каждый ученик, то с помощью этого принципа обеспечивается индивидуальный подход. Во-вторых, для решения любой возникающей в жизни проблемы надо учиться находить нужную информацию. А принцип минимакса учит определять
Источник: znanio.ru