Авторы: А.А. Леонтьев (руководитель), Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, М.М. Борисова, А.А Вахрушев, М.В. Корепанова, Т.Р. Кислова, СА Козлова, И.В. Маслова, О.А.
Куревина, О.А. Степанова, О.В. Чиндилова.
Программа рассматривает психолого-педагогические и методические аспекты развития и воспитания детей дошкольного возраста от 3 до 6 лет и является одним из структурных компонентов Образовательной системы «Школа 2100».
Отличительная особенность данной программы состоит в том, что она реально решает проблему непрерывности дошкольного и школьного образования.
Цель программы: реализовать принцип преемственности и обеспечить развитие и воспитание дошкольников в соответствии с концепцией Образовательной системы «Школа 2100».
Реализация цели предполагает решение ряда задач:
Обязательные условия для решения этих задач — охрана и укрепление здоровья дошкольников, развитие их двигательной культуры, создание предметно-развивающей среды. Результатом всего хода развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте являются максимальное раскрытие его индивидуального возрастного потенциала, гармоничное развитие его личностных качеств, осознание ребенком самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей, умение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками, овладение основами физической культуры и здорового образа жизни, готовность к школьному обучению.
Программа обучения «Начальная школа 21 века» и «Школа 2100»
Каждый из разделов программы сохраняет общую тенденцию преемственности в развитии и воспитании детей, непрерывности образования, обеспечивающих ребенку успешное продвижение вперед на каждом возрастном этапе его развития.
Учебно-методическое обеспечение
Один из разделов программы — «Дошкольная подготовка в рамках Образовательной программы «Школа 2100″» — постоянно пополняется методическими пособиями.
Программа развития и воспитания дошкольников ‘Детский сад 2100’ по ФГОС реализована в конкретных пособиях, рекомендованных Минобрнауки РФ, и методических рекомендациях для педагогов.
Продолжение непрерывных курсов по всем образовательным линиям в начальной школе обеспечивается программами и учебниками тех же авторов.
Задачи экологического образования решаются в разделе «Окружающий мир» (авторы — А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова). Цель курса они видят в необходимости знакомства ребенка с целостной картиной мира, так как даже будучи неполной, при минимуме знаний ребенка, целостная картина мира позволит ему быть сознательным участником жизни. Такая картина достигается в процессе решения ребенком различных проблемных творческих задач по осмыслению своего опыта.
Структурно-содержательная характеристика
Программа написана авторами с позиций узнающего мир ребенка, что позволяет показать его взаимосвязь со всей окружающей действительностью. Они отмечают любознательность дошкольника, которая может угаснуть, если взрослые не могут (или, хуже того, — не хотят) ответить на интересующие ребенка вопросы.
О программе «Школа 2100″((( начальная школа)))№1
Авторы программы придерживаются принципа «как можно больше вопросов преподавателя и как можно меньше его рассказов», так как небезосновательно полагают, что вопросы будоражат фантазию и побуждают к творчеству, а умелое чуткое руководство творчеством ребенка побуждает самостоятельно «открывать» окружающий мир, его закономерности. Важнейшую роль в проведении занятий авторы программы отводят принципу «минимакса» (это один из принципов «педагогики здравого смысла» А.А. Леонтьева), позволяющему дошкольнику узнать все, что его интересует, но запомнить, усвоить лишь небольшой образовательный минимум; обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.
Воспитатель создает условия для включения детей в реальную деятельность по уходу за растениями, наблюдению за животными, воспитывая эмоциональную отзывчивость и гуманные чувства.
К концу года дети младшей группы должны знать:
- названия детенышей домашних (корова, коза, лошадь, собака, кошка) и диких (заяц, волк, лиса, медведь, воробей, ворона, голубь) животных;
- названия двух деревьев, двух травянистых растений;
- обо всех временах года и их характерных особенностях;
- основных домашних животных, диких зверей и птиц.
- различать зверей и птиц;
- различать по вкусу, цвету, форме и величине овощи и фрукты, наиболее распространенные в данной местности;
- пользоваться обобщающими словами и простейшими символами.
В 4—5 лет дети подводятся к установлению более сложных связей и отношений, сущностных характеристик, лежащих в основе первых родовых понятий. Продолжается формирование представлений детей о растительном и животном мире, сезонных явлениях в природе. Воспитатель прививает интерес к окружающей природе, способность любоваться ее красотой, бережно относиться к растениям и животным:
- осторожно обходить кусты, цветы;
- срезанные или в небольшом количестве сорванные растения ставить в воду;
- спокойно вести себя возле птиц и других животных;
- проявлять заботу о живых существах.
Большое внимание уделяется формированию у детей интереса к себе, своим близким. В результате работы дети имеют представление:
- об элементарных правилах поведения в городе и природе;
- основных частях тела человека и их назначении;
- элементарных правилах поведения и личной гигиены;
- условиях роста растений;
- о выращивании овощей и фруктов;
- профессиях людей и взаимопомощи людей разных профессий;
- основных особенностях сезонной жизни природы;
- основных особенностях сезонной жизни людей;
- о домашних животных (их пользе, о труде людей по уходу за домашними животными), жизни диких животных в природе.
- отличать времена года и их признаки;
- отличать и называть деревья (3—4 вида) и кустарники (1 вид);
- называть грибы и ягоды;
- отличать съедобные части растений от несъедобных;
- узнавать мухомор как несъедобный гриб.
В старшем дошкольном возрасте задача педагога — помочь ребенку научиться свободно ориентироваться, правильно использовать по назначению и ценить предметы материальной культуры, которые окружают его в повседневной жизни дома, в детском саду, на улице.
Знания о явлениях природы, полученные детьми в предшествующей группе, расширяются, уточняются и систематизируются. Особое внимание уделяется формированию у детей обобщенных представлений на основе выделения характерных и существенных признаков природных объектов.
Воспитание бережного отношения к природе происходит через формирование осознанно правильного отношения к ней. Главной становится задача воспитания у дошкольников основ экологического сознания, ценностных ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде, здоровью (собственному и окружающих людей), следование экологическим правилам в доступных для ребенка формах: культурно вести себя в природе, не загрязнять места отдыха, бережно относиться к цветущим растениям, кустам, животным. Детям помогают понять роль человека в нарушении и сохранении целостности конкретной экосистемы, освоить правила поведения в ней.
Воспитатель расширяет представления детей о растительном и животном мире в разных уголках планеты — дети получают знания об их внешнем облике и поведении животных, учатся выделять особенности формы, размера, окраски отдельных частей тела, функции; ведут календарь наблюдения природы.
У детей формируются элементарные понятия: «трава», «кустарники», «деревья», «растения», «насекомые», «рыбы», «птицы», «среда обитания», «сезонные изменения». Обогащаются и уточняются знания ребенка о самом себе, своей семье, ближайшем социальном окружении; формируются этические нормы и правила поведения в обществе. Дети «путешествуют» на Северный полюс, в тундру, степи, в Африку, Австралию.
В результате работы дети усваивают:
- элементарные правила поведения в городе и природе;
- особенности сезонных изменений в природе;
- условия, необходимые для роста растений, зимующих птиц.
- о строении своего тела;
- погоде в разных частях света в разное время года;
- растительном и животном мире разных частей света; —- об образе жизни людей в других странах;
- народных промыслах;
- трех состояниях вещества на примере воды;
- животных, растениях (обобщенное представление);
- сезонных явлениях (обобщенное представление).
- устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
- различать и называть деревья и кустарники по коре, листьям и плодам;
- пользоваться календарем погоды;
- ухаживать вместе со взрослыми за растениями и животными ближайшего окружения;
- соблюдать осторожность, оказавшись в новых жизненных ситуациях.
Особенности организации работы специалистов ДОУ
Программа базируется на следующих основных линиях развития дошкольника:
- формирование произвольного поведения;
- овладение средствами и эталонами познавательной деятельности;
- переход от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки зрения другого человека);
- мотивационная готовность.
Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. — М.: Сфера, 2009.
Источник: doshkolniki.org
Программа 2100 когда появилась
Работа академиков РАО А.А. Леонтьева и Ш.А. Амонашвили в составе ВНИКа «Школа» МО РФ по реформированию российского образования. Разработка А.А. Леонтьевым концептуальных основ обновления содержания образования и принципов создания учебников нового поколения.
1990 г.
Начало апробации книг для чтения серии «Свободный ум» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, учебника «Моя любимая Азбука» и прописей О.В. Прониной «Мои волшебные пальчики». Продолжение апробации учебников «Математика» Л.Г. Петерсон, «Детская риторика» Т.А.
Ладыженской.
1992–1996 г.
Апробация учебников по курсу «Окружающий мир» А.А. Вахрушева и др., учебников информатики А.В. Горячева, русского языка Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В.
Прониной.
1994 г.
Первый Всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку уроков по книгам для чтения серии «Свободный ум» и другим учебникам, созданным для 4-летней начальной школы.
1994–1995 гг.
Объединение авторов учебников Р.Н. Бунеева, Т.А. Ладыженской, Л.Г. Петерсон, Г.В. Дорофеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, А.В.
Горячева на единых концептуальных позициях. Совместная корректировка программ и учебников, создание системы повышения квалификации учителей.
– А ты кто?
– А я волчок–серый бочок.
– Если ты за развивающее
обучение, то иди к нам жить!
1996 г.
Объединение авторов учебников в рамках Ассоциации «Школа 2000. » (президент — профессор Г.В. Дорофеев, научный руководитель – академик РАО А.А. Леонтьев, вице-президенты – доцент Л.Г. Петерсон, доцент Р.Н. Бунеев).
Принятие решения о создании комплекта непрерывных курсов для ДОУ, начальной и основной школы. Разработка доцентом А.А. Вахрушевым курса «Окружающий мир» на концептуальных основах объединения. Определение принципов использования теории «психологии взросления» Д.И.Фельдштейна при создании учебников.
1997 г.
Первая Всероссийская конференция Ассоциации «Школа 2000. ». Выход первого научно-методического сборника «“Школа 2000. ”. Концепция и программы непрерывных курсов для общеобразовательной школы». Первая публикация концепции Объединения – «Педагогика здравого смысла». Начало массовой апробации комплекта учебников «Школа 2000. ». Первый межрегиональный семинар по проблемам внедрения целостного комплекта «Школа 2000. » в г. Ижевске Удмуртской Республики. Официальное письмо МО РФ 3 145/14–12 от 17.02.97 о поддержке комплекта учебников «Школа 2000. ». Начало работы со школами – внедренческими площадками на территории Москвы и регионов с целью отработки модели «Школа – методический центр» (12 регионов). Начало апробации учебников для основной школы (русский язык, литература, история, риторика, математика, естествознание, география и др. – продолжение непрерывных курсов тех же авторов).
1998 г.
Вторая Всероссийская конференция «Школа 2000. » в Москве, выход сборника «“Школа 2000. ” Концепции. Программы. Технологии». Выпуск 2. Разработка концепции и программ дошкольного образования.
К работе подключается С.К.Бондырева. Коллектив в составе А.А.Леонтьева, Ш.А.Амонашвили, С.К.Бондыревой, М.Р.Леонтьевой, Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, А.А.Вахрушева, А.В.Горячева и др. разрабатывают концепцию журнала, посвященного проблемам личностно ориентированного развивающего образования. Д.И.Фельдштейн придумывает для него название.
Выход 1 номера журнала «Начальная школа: плюс–минус».
1999 г.
Создание двух учебно-методических центров с целью качественной курсовой подготовки по математике («Школа 2000. ») и по остальным предметам («Школа 2100»). Начало массового независимого мониторинга уровня обученности и развития детей по математике, обучению грамоте, русскому языку, чтению (15 регионов). Окончательное оформление и публикация концептуального теоретического документа – образовательной программы «Школа 2100», — созданного авторским коллективом на базе концепции А.А. Леонтьева «Педагогика здравого смысла».
Третья Всероссийская конференция «Образовательная программа “Школа 2100” и пути ее реализации», которая стала учредительной по созданию Межрегиональной общественной организации содействия развитию образовательной программы «Школа 2100». Выход сборника «Школа 2100», вып.3.
Организация массового внедрения комплекта учебников «Школа 2000. » – «Школа 2100». Начало массовой апробации комплекта пособий для дошкольников.
2000 г.
Начало массового внедрения учебников для основной школы в Москве и регионах.
Четвертая Всероссийская конференция «Приоритетные направления развития Образовательной программы “Школа 2100”». Выход сборника «Школа 2100», вып. 4.
Организация и проведение Второго Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку уроков по всем предметам и учебникам Образовательной системы «Школа 2100».
Продолжение массового мониторинга уровня обученности и развития детей.
2001 г.
Проведение Пятой Всероссийской конференции «“Школа 2100”. Непрерывное образование: начальная, основная и старшая школа». Конференция принимает решение о том, что «Школа 2100» сложилась в образовательную систему.
Комплект учебников «Школа 2000. » – «Школа 2100» участвует в государственном эксперименте по обновлению содержания и структуры образования.
2000–2002 г.
Участие А.А. Леонтьева и Р.Н. Бунеева в авторской группе МО РФ по созданию государственных документов: «Концепции содержания образования в 12-летней школе» и материалов к проведению эксперимента по модернизации содержания и структуры общего среднего образования.
2003 г.
Проведение Седьмой Всероссийской конференции по проблемам развития Образовательной системы «Школа 2100». Выход сборника теоретических и методических материалов «Образовательная система “Школа 2100”. Педагогика здравого смысла».
2004–2005 г.
Активная апробация и грифование учебников для основной школы по литературе, русскому языку, истории, биологии, географии, химии. Выход сборника материалов, вып. 8 «“Школа 2100” как образовательная система», посвященного памяти А.А. Леонтьева.
Выход нового УМК для 1–4 кл. «Моя математика» (авторы Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких и др.), подготовленного в рамках Образовательной системы «Школа 2100» при участии Р.Н. Бунеева, Е.В.
Бунеевой, А.А. Вахрушева, А.В. Горячева, Д.Д. Данилова, О.В. Прониной.
После смерти А.А. Леонтьева научным руководителем «Школы 2100» становится академик РАО Д.И. Фельдштейн.
16 ноября 2005 г.
Обсуждение деятельности ОС «Школа 2100» на заседании Бюро Президиума РАО. Официальное признание «Школы 2100» образовательной системой. Принято заключение Президиума РАО, в котором рекомендуется использовать ее в широкой практике.
2006 г.
Состоялась X (юбилейная) Всероссийская конференция по проблемам развития Образовательной системы «Школа 2100». Авторским коллективом подготовлен и выпущен сборник материалов в помощь работникам органов управления образованием, преподавателям ИПК, педвузов, студентам, администрации школ и ДОУ, методистам и учителям «Образовательная система «Школа 2100» — качественное образование для всех».
2007 г.
Выпущен сборник программно-методических материалов «Предшкольное образование (образование детей старшего дошкольного возраста)».
Начат новый проект: «Подготовка студентов педагогических вузов и колледжей к работе по ОС «Школа 2100». В рамках проекта 2 – 3 февраля 2007 в РАО проведена Первая Всероссийская научно-практическая конференция преподавателей педагогических учебных заведений «Проблемы подготовки учителя для современной российской школы», выпущен сборник материалов участников конференции.
2008 г.
Выпущен сборник материалов в помощь педагогам ДОУ, школ и педвузов «Школа 2100». Образовательные технологии».
Начат совместный широкомасштабный эксперимент Российской академии образования и ОС «Школа 2100» «Обеспечение преемственности между ступенями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата, соответствующего Федеральному государственному образовательному стандарту (на примере Образовательной системы «Школа 2100″»).
Состоялась Вторая Всероссийская конференция преподавателей педагогических вузов «Системный подход к образованию студентов, обеспечивающий их готовность к работе по Образовательной системе «Школа 2100», выпущен сборник материалов участников конференции.
В декабре 2008 года Премии Правительства РФ в области образования удостоен авторский коллектив Образовательной системы «Школа 2100» в составе: А.А.Леонтьев, Ш.А.Амонашвили, Р.Н.Бунеев, С.К.Бондырева, Е.В.Бунеева, А.А.Вахрушев, А.В.Горячев, Д.Д.Данилов, Е.Л.Мельникова. Премия присуждена за создание образовательной системы нового поколения и её практическую реализацию в учебниках для начальной, основной и старшей школы.
2009 г.
Подведены итоги первого этапа широкомасштабного совместного эксперимента РАО и «Школы 2100» по преемственности. Результаты диагностики общеучебных умений выпускников начальной школы и другие материалы эксперимента опубликованы в сборнике «Образовательная система «Школа 2100»: опыт решения проблемы непрерывности и преемственности образования».
6-7 ноября 2009 года состоялась XIII Всероссийская конференция по проблемам развития ОС «Школа 2100». Тема конференции: «Обеспечение преемственности как условие получения нового образовательного результата в контексте принятия Федерального государственного образовательного стандарта».
2010 г.
29 – 30 января прошла IV Всероссийская научно-практическая конференция преподавателей педагогических вузов, организованная авторским коллективом и УМЦ «Школа 2100» «Компетентностный подход к профессиональной подготовке будущего педагога», выпущен сборник материалов участников конференции.
2 – 3 ноября состоялась ХIV Всероссийская научно-практическая конференция по проблемам развития Образовательной системы «Школа 2100», на которой была представлена Примерная основная образовательная программа для ОУ, работающих по ОС «Школа 2100». Программа направлена на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта в начальной школе.
Российская академия образования признала УМК «Школа 2100» для начальной школы системой учебников,обеспечивающих реализацию требований ФГОС начального общего образования.
2011 г.
1 – 2 ноября 2011 года – юбилейная XV Всероссийская научно-практическая конференция «Школа 2100» – образовательная система нового поколения». На конференции представлены итоги деятельности ОС «Школа 2100» за 15 лет, перспективы развития системы, а также – Примерная основная образовательная программа для ОУ, работающих по «Школе 2100». Программа направлена на реализацию требований ФГОС основного общего образования.
2012 г.
Учебники Образовательной системы «Школа 2100» по всем предметам для 5–9 классов успешно прошли государственную экспертизу в РАО и РАН и вошли в Федеральный перечень учебников.
31 мая – 1 июня состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Школа 2100» – качество, поддержка, инициатива. Представление Примерной основной общеобразовательной программы «Детский сад 2100».
2013 г.
На XVII Всероссийской научно-практической конференции «Современное образование, риски и возможности: взгляд Образовательной системы «Школа 2100» были представлены: 1) система организации внеурочной деятельности в ОС «Школа 2100» в соответствии с требованиями ФГОС, в том числе новый сборник программ внеурочной деятельности для начальной школы и пособия для детей и педагогов, обеспечивающие внеурочную деятельность в познавательном и художественно-эстетическом направлениях; 2) новые цифровые образовательные ресурсы для создания единой электронной образовательной среды: платформа «Образовательная система «Школа 2100″. Новые результаты и их проверка» (для 1 — 4 классов) и серия CD по предметам «Электронная поддержка учебного процесса».
2014 г.
На XVIII Всероссийской научно-практической конференции » Личностно ориентированное дошкольное, начальное и основное общее образование в контексте ФГОС» авторский коллектив представил педагогам электронные учебники первого поколения и концепцию создания электронно-бумажных учебных материалов как прообраз электронных учебников второго поколения. УМЦ «Школа 2100» полностью перешёл на он-лайн систему повышения квалификации в форме дистанционных курсов и вебинаров.
2015 г.
30 октября состоялась XIX Всероссийская научно-практическая конференция по проблемам развития Образовательной системы «Школа 2100», которая впервые прошла в очно-заочной форме (онлайн-трансляция). В конференции приняли участи более трёх тысяч педагогов из большинства регионов РФ. Тема конференции — «Пути и способы обеспечения непрерывного, качественного и эффективного образования». Авторский коллектив и команда ИТ-разработчиков представили результаты работы по созданию нового поколения электронных учебников — более 120 электронных форм учебников УМК «Школа 2100» с большой интерактивной составляющей, которые полностью соответствуют требованиям Министерства образования и науки РФ к электронным формам учебников.
18 января 2016 года начинается массовая апробация электронных форм учебников УМК «Школа 2100»
Авторский коллектив Основной образовательной программы «Детский сад 2100» завершил работу над текстом программы, которая дорабатывалась в соответствии с требованиями ФГОС ДОО. Текст ООП «Детский сад 2100» размещен на сайте ФИРО. Издательство «Баласс» выпустило обновлённую 1-ю часть сборника «Основная образовательная программа «Детский сад 2100».
Источник: school2100.com
Программа «Школа 2100»
Образовательная система «Школа 2100» — первый и единственный в России и странах СНГ современный опыт создания целостной образовательной модели, последовательно предлагающей системное и непрерывное обучение детей от младшего дошкольного возраста до окончания старшей школы. Научные руководители — А.А.Леонтьев, Д.И.Фельдштейн, С.К.Бондырева, Ш.А.Амонашвили.
«Школа 2100» для начальной школы — это система учебников (учебно-методический комплект) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, которая обеспечивает достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Учебно-методический комплект (УМК) «Школа 2100» выпускает издательство «БАЛАСС».
В систему учебников «Школа 2100» для начальной школы входят завершенные предметные линии учебников по следующим основным предметам начального общего образования:
— Русский язык.
Букварь. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.
Русский язык. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.
— Литературное чтение. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.
— Математика. Авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П.
— Информатика (1-4 классы). Авторы: Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О., Суворова Н.И.
— Окружающий мир. Авторы: Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С., Данилов Д.Д., Бурский О.В. и др. С.В.
— Изобразительное искусство. Авторы: Куревина О.А., Ковалевская Е.Д.
— Музыка. Авторы: Усачева В.О., Школяр Л.В.
— Технология. Авторы: Куревина О.А., Лутцева Е.А.
— Основы духовно-нравственной культуры народов России (4 класс). Авторы: Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлева И.И.
Учебники системы «Школа 2100» не включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253).
Учебники «Школа 2100» были включены в Федеральные перечни учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год.
В УМК «Школа 2100» входит завершенная предметная линия учебников по английскому языку для 2-4 классов «Английский с удовольствием» («Enjoy English») (авторы: Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н.), которую выпускает издательство «Титул». (Приказ Минобрнауки РФ от 24 декабря 2010г. №2080).
Программа «Школа 2100» включает в себя также курс «Риторика» (авторы: Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В.). Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя). Однако, учебники курса не входят в Федеральные перечни рекомендованных (допущенных) учебников.
В 2010 году комплект учебников «Школа 2100» для начальной школы был проанализирован Российской академией образования (РАО) на системность с точки зрения последовательности реализации научно-теоретических положений Образовательной системы «Школа 2100». Как показала экспертиза РАО, комплект учебников для начальной школы Образовательной системы «Школа 2100» полностью реализует Федеральный государственный образовательный стандарт и является системой учебников, обеспечивающих достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования на соответствующей ступени общего образования.
Особенности ОС «Школа 2100»:
— Системность. Дети с 3-х лет и до окончания школы учатся эффективно пользоваться своими знаниями и умениями по целостной образовательной системе, посредством которой максимально раскрываются способности ребенка, на доступном языке даются ответы на важнейшие вопросы: «Зачем учиться?», «Чему учиться?», «Как учиться?». Все учебники и учебные пособия основаны на единых подходах к содержанию, сохраняют методологическое, дидактическое, психологическое и методическое единство, в них используются одни и те же основные образовательные технологии, которые, не меняясь по сути, трансформируются на каждом этапе обучения.
— Непрерывность. «Школа 2100» — это совокупность предметных курсов от дошкольного образования до старшей школы. Под непрерывностью понимается наличие последовательной цепи учебных задач на всем протяжении образования, переходящих друг в друга и обеспечивающих в ходе их решения постоянное, объективное и субъективное продвижение учащихся на каждом из последовательных временных отрезков.
— Преемственность. Под преемственностью понимается непрерываемость на границах различных этапов или форм обучения: детский сад – начальная школа, начальная школа – основная школа, основная школа – старшая школа, школа – вуз, вуз – последипломное обучение, то есть, в конечном счете, единая организация этих этапов или форм в рамках целостной системы образования.
Главная цель программы «Школа 2100» — научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и применять на практике, ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивать свою деятельность.
Обучение в рамках образовательной системы представляет собой целостный и преемственный процесс, опирающийся на единую методическую и психологическую базу и максимально учитывающий возрастные особенности учащихся. Это комплексная система, обеспечивающая вариативное развивающее образование в современной массовой школе, имеющая содержательное методическое и психологическое обеспечение, технологически проработанная.
Учебники Образовательной системы «Школа 2100» построены как энциклопедии и научно-популярные книги для взрослых: в них всегда содержится избыточная информация, из которой читатель должен найти ответ на интересующий именно его вопрос. Это создает возможность построения для каждого ученика самостоятельного образовательного маршрута. Причем важно, что находить и использовать нужную им информацию школьники учились бы сами (например, задания, связанные с поиском в тексте главного). Именно по этой причине авторы не разделили весь материал на основной и дополнительный: ведь в таком случае выделять главное научатся авторы, а не школьники.
Для всех учебников «Школы 2100» используется общий дидактический принцип минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ученики могут усвоить, и избыточные задания, которые они могут выполнить.
В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт и требования программы) и составляющие существенную часть курса, должны под руководством учителя усвоить все ученики. Таким образом, в учебниках содержится материал, который ученики обязаны и могут усвоить. Ученик может узнать максимум, но должен (под руководством учителя) освоить минимум.
Принцип минимакса позволяет решить сразу несколько проблем. Во-первых, все ученики разные, но нельзя ориентироваться ни на слабого, ни на сильного. Поскольку свой максимум определяет с помощью учителя каждый ученик, то с помощью этого принципа обеспечивается индивидуальный подход. Во-вторых, для решения любой возникающей в жизни проблемы надо учиться находить нужную информацию. А принцип минимакса учит определять потребность в информации и самостоятельно ее находить.
В 2008 году Премии Правительства РФ в области образования удостоен авторский коллектив Образовательной системы «Школа 2100». Премия присуждена за цикл трудов «Образовательная система нового поколения (теоретические основания и опытно-экспериментальное осуществление)» для образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования и для общеобразовательных учреждений.
Более подробно с учебными и методическими пособиями, программами, основными концептуальными документами, авторским коллективом можно познакомиться, посетив официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100». В помощь школам, разрабатывающим основные образовательные программы, открыт раздел «Основная образовательная программа ОС «Школа 2100». Он предназначен для школ, работающих по программе «Школа 2100».
Источник: nnmama.ru