Почему большинство церквей программы «200 храмов» в Москве — гигантские однотипные постройки, которые невозможно протопить
11:38, 1 дек. 2019
11:38, 1 дек. 2019
В последнее десятилетие Москва демонстрирует самые высокие темпы строительства храмов в своей истории. До этого церкви так же динамично возводили только в 1680-е годы. В ходе реализации программы «200 храмов», стартовавшей в 2011 году, в Москве стали одна за другой появляться гигантские и однотипные постройки.
Хотя сами священники вовсе не против нового и прогрессивного дизайна. Некоторые даже предлагают свои концептуальные решения. Правда, реализовать их все сложнее — до окончания программы остается всего 30-40 храмов. Удастся ли в оставшееся время создать выразительный нетиповой проект, Daily Storm выяснял у архитектора Даниила Макарова, участника программы «200».
— Когда прогуливаешься по разным районам Москвы, то складывается впечатление, что нынешняя церковная застройка везде очень шаблонная, громоздкая.
ПРОГРАММА «200 ХРАМОВ» ВОССТАНАВЛИВАЕТ ПЕРВЫЙ В РОССИИ ПОЛКОВОЙ ХРАМ
— И почти всегда скучная и неуместная.
— То есть так и есть?
— В общем и целом — да. Программа «200 храмов» задумывалась как масштабный проект по быстрому возведению недорогих храмов шаговой доступности. Формально в Москве не так уж мало церквей, но до начала программы большинство из них находились в центре, где малая плотность жителей, а в спальных районах храмов действительно не хватало. Хотя, на наш взгляд, 100-150 сооружений было бы вполне достаточно.
Сейчас можно выделить четыре этапа развития этой программы. Сначала решили строить типовые храмы из бетонных панелей, простые в сборке. В качестве шаблона взяли усредненный вариант соборов XVI века. Но скоро стало понятно, что это совсем не дешево: небольшой объем строительства не давал экономии на тираже, в итоге храмы получались дорогими и безликими.
Потом решили отбирать лучшие авторские проекты. И это тоже оказался тупиковый путь. В качестве образцов чаще использовались маловместительные и высокие исторические храмы, которые сложно содержать приходу.
Третий этап — храмы-комплексы, которые реагируют на городскую среду и пытаются как-то оптимизировать пространство вокруг себя (например, церковь на Ходынском поле — «кубический» храм перед «кубическим» торговым центром). Они выглядят интереснее, но все еще придерживаются исторических форм. Сейчас четвертый этап: архитекторы посмелее экспериментируют с дизайном. Так появляются проекты типа храма на Верейской улице или недавний проект храма Воздвижения Креста Господня в Митине.
Читайте там, где удобно: добавьте Daily Storm в избранное в «Яндекс.Новостях», подписывайтесь в Дзен или Telegram.
— Кто финансирует строительство храмов и откуда на это берутся деньги?
— В столице при патриархии создан Фонд поддержки строительства храмов города Москвы, но из него оплачивается только разработка проекта. На строительство же настоятель часто вынужден искать деньги сам. И это большая боль. Век спонсоров проходит, приходится собирать деньги краудфандингом или сотрудничать с мелким бизнесом. Иногда формируются фонды или храм берет под опеку крупная корпорация, например, «Росатом» (как в случае Казанского храма в Дивееве).
А существует ли программа 200 храмов?
— А бывает такое, что приходит частное лицо и заказывает себе церковь, при этом не чуждаясь каких-то новых решений?
— Сейчас такие заказчики появляются. Чаще всего это люди из IT-структур. Они выросли крупными специалистами и где-нибудь на малой родине хотят построить небольшую церковь. И иногда выбирают современные проекты.
— А как священники относятся к вашим проектам: поддерживают, проклинают?
— Священники, кстати, стали более открыты. На мой взгляд, основное, что мешает заниматься современным строительством, это самоцензура на всех уровнях. Если священник хочет современный храм, он трижды подумает, как отреагирует начальство и нужно ли ему срывать сроки из-за долгих согласований. Епископ, когда одабривает проект, также подумает: повлияет это на его репутацию или нет. И так на всех ступенях.
Когда я подавал проект храма в Северном Тушине, финансово-хозяйственное управление РПЦ утвердило его почти сразу, даже сказали: «Отлично, нужно больше простых и экономичных решений». А в Мосархитектуре напряглись: «Пройдет ли, одобрят ли в РПЦ?»
На самом деле, в церковной среде с удовольствием обсуждают проекты. Иногда сами настоятели предлагают какие-то нестандартные вещи. Например, в деревне Ефимово Московской области священник очень хотел сделать часовню с раскрывающимся низом, что позволило бы летом проводить богослужения на улице, а часовню в таком случае превратить в алтарь.
Патриарх тоже, судя по всему, открыт к новым работам. Проекты храма в Северном Тушине и православной церкви в Рейкьявике были одобрены без проблем.
— Насколько вообще конкурентен рынок церковной архитектуры? Одни ли и те же люди получают заказы?
— Да, есть костяк архитекторов. Отчасти это понятное устройство рынка: заказчик не пойдет к неизвестному мастеру. А светские архитекторы вытеснены из конкурса культурной ситуацией в церкви, где главенствует запрос на возведение старых форм.
— И все-таки, если церковь не против новых решений, почему так сложно преодолеть историзм?
— Даже если бы в СССР не было периода гонения и атеизма, мы все равно бы пришли к тому, что в 90-е мы воспроизводим исторические стили. Это одно из направлений постмодернизма. Следование историческим постройкам — достаточно крупное течение во всем мире, начиная с 80-х годов.
Во-вторых, гонения кончились, и церковь, «израненная», стала приходить в себя, отсюда — ностальгия по дореволюционному времени и желание восстановить утраченную культуру. Наконец, в условиях пестрой разнородной городской среды, каждое направление выбрало себе отличительный, знаковый стиль. Все аэропорты — это хай-тек, офисы — «модернизм», банки позволяют себе игру с элементами исторических фасадов. Для православных храмов идеальной находкой также стало строительство в исторических стилях. Долгое время стратегия работала, пока не столкнулась с современной реальностью: ростом тарифов, экономикой прихода, наличием внехрамовой приходской активности.
— Храмы по вашим проектам действительно более компактные. Это признак того, что приход редеет?
— Нет, большинство проектов подготовлено для сельской местности. Поэтому вместимости в 100-200 человек вполне достаточно.
Есть заказчики и архитекторы, которые пытаются тягаться высотой храма с высотой окружающих домов. Но в информационный век важен не размер храма, а вся ли информация о нем есть в Google и «Яндексе».
— А вы не думали создать проект для иных религиозных организаций, тех, кого в народе попросту называют сектами? Анастасийцев, кришнаитов, пятидесятников?
— В силу личных мировоззренческих причин, наверно, я смог бы проектировать культовые сооружения только для христианских конфессий.
— За этот год можно выделить три крупных события, связанных с церковным строительством: митинги за сквер в Екатеринбурге, обсуждение парка «Патриот» и планы по созданию «православного Ватикана» в Сергиевом Посаде.
Вы следили за ситуаций в Екатеринбурге? Как вам храм?
— Обычное русско-византийское уныние.
— Откуда появляется конфликт с парковыми зонами, почему РПЦ каждый раз так тянет на природу?
— Дело в том, что земля стоит на балансе у города, а город – это бюрократический аппарат. Он выделяет под храм некоторую территорию, и как правило делает это исходя из того, что где-то в этом районе должен быть храм. Плюс он отдает земли, которые легче всего передать, где не нужно ничего сносить и что проще всего оформить документарно.
У москвичей, кстати, по всем опросам, зелень является особой ценностью, несмотря на то что Москва — один из самых зеленых городов, просто он не очень благоустроенный. Из-за этого довлеет агрессивная среда, и кажется, что за зелень нужно сражаться. Пока церковные архитекторы не научились улаживать конфликты с местными жителями, сейчас недовольствам противопоставляются «сорок сороков», заборы и ЧОП.
Но есть и такие храмы, которые вытесняют не парк, а промзону. В том же Тушине несколько объектов строятся на необлагороженных массивах. Проект, в котором участвую я, возводится на месте, где когда-то был метрогородок, а сейчас там бетонный забор, куча песка и разруха.
Причем у нас есть обязательные условия — мы не ставим забор и делаем пространство, полезное для всех горожан. Если при храме есть выставочный зал или кафе с хорошей монастырской выпечкой, почему бы не сделать их доступными для всех.
— Храм Вооруженных сил в парке «Патриот». Обычно камуфляж маскирует объект, но здесь храм в милитаристской окраске очень крикливо заявляет о себе. Нормально ли это — создавать тематические храмы? Можно построить церковь в честь автомобилистов, они тоже любят иконки.
— Если быть оптимистом, я думаю, что это символ закрытия церковного постмодернизма. Открылся он возведением храма Христа Спасителя. Возможно, таким же крупным, ярким сооружением и закроется. Вообще сложно представить более бессмысленное сооружение, несмотря на то, какое обилие смыслов в него вложили.
— А по поводу Сергиева Посада? Ходят какие-то разговоры о будущем «православного Ватикана»?
— Вся информация только из СМИ. Но у священников, которые курируют этот проект, энтузиазма много. По понятным причинам, проект пока не показывают, скорее всего, он вызовет бурю критики. Вероятно, стоит ожидать чего-то имперского и пафосного. Того, что уже мало кто любит в архитектурной среде.
— Нет ли опасения, что если увлечься новыми смелыми проектами, церковь превратится в очередное «модное пространство», где здорово делать селфи, прийти «почилить» и так далее?
— Мне кажется, мы не пойдем по этому пути. В Советском Союзе мы пережили эпоху модернизма без храмов, и я не уверен, что ее возьмутся реставрировать. Скорее, будем работать с тем контекстом, который есть, и постараемся преодолеть наследие постмодернизма. По нашим исследованиям, в Москве сохранилось около 330 храмов с XV по начало XX века и уже больше 350 храмов, которые построены за три последних десятилетия. В целом же сейчас актуален тренд на минимизацию декоративных деталей, устойчивое развитие и создание приходских центров.
Издание «Daily Storm» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.07.2017 за номером ЭЛ №ФС77-70379 Учредитель: ООО «ОрденФеликса», Главный редактор: Сивкова А.С.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных.
Сообщения и материалы информационного издания Daily Storm (зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.07.2017 за номером ЭЛ №ФС77-70379) сопровождаются гиперссылкой на материал с пометкой Daily Storm.
*упомянутые в текстах организации, признанные на территории Российской Федерации террористическими и/или в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о запрете деятельности. В том числе:
Признаны террористическими организациями : «Исламское государство» (другие названия: «Исламское Государство Ирака и Сирии», «Исламское Государство Ирака и Леванта», «Исламское Государство Ирака и Шама»), «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»),«Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Движение Талибан», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), Джебхат ан-Нусра (Фронт победы)(другие названия: «Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам» (Фронт поддержки Великой Сирии), Всероссийское общественное движение «Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского», Международное религиозное объединение «АУМ Синрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph)
Деятельность запрещена по решению суда : Межрегиональная общественная организация «Национал-большевистская партия», Межрегиональная общественная организация «Движение против нелегальной иммиграции», Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА — УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство», Межрегиональное общественное объединение – организация «Народная Социальная Инициатива» (другие названия: «Народная Социалистическая Инициатива», «Национальная Социальная Инициатива», «Национальная Социалистическая Инициатива»), Межрегиональное общественное объединение «Этнополитическое объединение «Русские», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», Общественное объединение «Меджлис крымскотатарского народа», Религиозная организация «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» и входящие в ее структуру местные религиозные организации:,Межрегиональное общественное движение «Артподготовка»
Источник: dailystorm.ru
Программа «200 храмов» — факты и цифры
Программа «200 храмов». Где строят? Спрашивают ли местных жителей? Сколько стоит? Сколько в итоге будет выстроено храмов?
Сколько всего храмов в Москве?
9 июля, 2015
9 июля, 2015. Редакция «Правмира»
Программа «200 храмов». Где строят? Спрашивают ли местных жителей? Сколько стоит? Сколько в итоге будет выстроено храмов?
Сколько всего храмов в Москве?
Что такое программа «200 храмов»?
Программа была задумана для того, чтобы обеспечить густонаселенные районы столицы храмами в шаговой доступности. Эта программа не затрагивает ЦАО, потому что там храмов достаточно для обеспечения нужд жителей округа.
В 2010 году был создан Фонд поддержки строительства храмов города Москвы. В том же году подписали распоряжение, которое регулирует выделение земельных участков под храмы. Датой начала программы считается 29 апреля 2011 г. На официальном сайте программы можно посмотреть карту с адресами храмов. Первым был заложен храм Кирилла и Мефодия на Дубровке в память жертв известного теракта.
Где строят?
Большинство храмов возводится в «спальных» районах, часть из них – на местах разрушенных в советское время церквей. Площадку определяет Комитет по архитектуре и градостроительству Москвы, исходя из целого перечня критериев, включая даже состояние грунта. Но самый главный количественный показатель – одна церковь на 20 тысяч жителей при нормативе для пешеходной доступности около 1 км.
Спрашивают ли местных жителей?
Да, когда разрабатывается документация, проекты планировок выносятся на публичные слушания. После того как жители одобрили строительство, начинаются проектные работы. По словам Владимира Ресина, за пять лет работы программы было 27 участков, на которых первоначально хотели строить храмы, но из-за мнения жителей строительство отменили или перенесли.
Сколько стоит?
Средняя стоимость строительства храма на 500 прихожан – 300 млн рублей, на 250 – 90 млн.
Финансирование программы осуществляется за счет благотворительных пожертвований и добровольных взносов. Участие правительства Москвы выражается в бесплатном выделении земельных участков под строительство и помощи в решении вопросов прокладки необходимых коммуникаций. Три самых крупных жертвователя Программы: благотворительный Фонд возрождения Старицкого Свято-Успенского монастыря, Фонд «Ютис» и Фонд «Система» (АФК «Система»).
Годовой бюджет на строительство церквей в Москве 1 млрд руб.
Сколько храмов по программе уже построено?
Завершены основные работы в 25 храмах, из них 3 — на территории Новомосковского административного округа. В процессе строительства находятся 28 храмов. Возведены 90 временных храмов. В 84 временных храмах совершаются богослужения.
В 2015 году планируется завершить строительство храмовых комплексов на 20 площадках, и развернуть работы на 29 новых площадках с окончанием работ в 2015-2016 годах.
Сколько в итоге будет выстроено храмов?
Общее количество храмов, выстроенных по программе, превысит цифру 200, но за счет территории Новой Москвы. Патриарх рассказал о решении разместить в Новой Москве 150 храмов. Возможно, программу переименуют: на сайте «Активный гражданин» рассматриваются разные варианты названий, в том числе «Москва златоглавая», «Сорок сороков», «Москва. Построим храмы всем миром».
Сколько всего храмов в Москве?
В начале 90–х годов в столице было 254 храма и часовни. В 2000 году их число достигло 519, но в первое десятилетие после падения советской власти храмы в основном не строились, а восстанавливались. На сегодняшний день общее количество храмов и часовен в Москве – 1056.
Поскольку вы здесь.
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Источник: www.pravmir.ru
Расследование РБК: кто финансирует строительство новых храмов в Москве
С 2010 года в Москве действует программа «200 храмов»: РПЦ получила от столичных властей 143 земельных участка, всего построено 14 новых церквей. РБК выяснял, во сколько обходится строительство и кто дает на это деньги
Строительство храма в честь святого благоверного князя Александра Невского на улице
Лобачевского при МГИМО финансирует миллиардер Владимир Потанин (Фото: Алена Кондюрина для РБК)
Архитекторы
В 1985 году глава Гильдии храмоздателей России Андрей Анисимов работал главным архитектором города Когалым и сидел в соседних кабинетах с Сергеем Собяниным — будущий мэр Москвы в то время занимал пост начальника коммунального хозяйства. «Я бывал в Москве и коробками привозил коллегам в Когалым чай «Бодрость», который всем в то время очень нравился, а на севере его не было. Мы любили пить чай в моем кабинете, он был очень уютным», — вспоминает Анисимов. В Москву Анисимов вернулся в конце 1980-х: запись об увольнении в его трудовой книжке подписывал тоже Собянин.
Для программы «200 храмов» «Мастерские Андрея Анисимова» спроектировали три храма. У архитектора есть вопросы: «Мало создать проект храма, его нужно грамотно реализовать! И здесь возникает проблема: хороший современный строитель порой не знает тонкостей и особенностей традиционного зодчества, не владеет нужными приемами.
Так зачастую проект превращается в стандартную «новорусскую» постройку». По уверению Анисимова, его мастерская сделала проект для храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Братеево, но настоятель заплатил за идею храма 2 млн руб. и изменил проект. В храме не стали комментировать ситуацию.
Недавно «Мастерские Андрея Анисимова» покинули объект — храм на ул. 1-я Вольская в московском районе Некрасовка. Попечитель храма — УК «Авеню Менеджмент» (специализация — строительство и девелопмент). «Неплатежи часто делают дальнейшее строительство невозможным», — разъясняет архитектор. «Мастерские» вынуждены были прекратить работы.
Настоятель храма в Некрасовке протоиерей Алексей Пшеничников подтвердил долг перед Анисимовым в 7,6 млн руб. По уверению Пшеничникова, «долг числится за приходом», и «Авеню Менеджмент» взяла на себя финансирование храма «со сформировавшимся долгом», к которому не имеет никакого отношения. «Молимся за то, чтобы Господь помог отдать долг», — сказал протоиерей корреспонденту РБК. В УК «Авеню Менеджмент» не ответили на вопросы РБК.
Храм в честь иконы Божией Матери «Воспитание» в районе Некрасовка ведется по проекту старого
знакомого столичного градоначальника Сергея Собянина — бывшего главного архитектора города Когалым Андрея Анисимова (Фото: Олег Яковлев / РБК)
Восемь церквей в программе «200 храмов» строятся по проектам архитектора Андрея Оболенского, руководителя проектной мастерской № 12 «Моспроекта-2 имени Посохина». По его мнению, программа находится в непростой ситуации: «Все начиналось на таком эмоциональном подъеме, а сейчас кризис, многие инвесторы отказываются. Есть недостроенные храмы, на которые пока не находятся деньги».
Один из подобных храмов — церковь на углу ул. Бажова и Малахитовой, благословение на строительство которой дал лично патриарх Кирилл, чей дед родился в Мордовии. Инвестором проекта является межрегиональная общественная организация «Мордовское землячество», указано на сайте программы. Собранных 10 млн руб. пока недостаточно. По словам главы представительства Мордовии при президенте Виктора Чиндяскина, землячество попросило Ресина о годовой отсрочке в связи с кризисом, после чего «сбор средств продолжится».
Дорога к храму
У программы действительно трудные времена, подтверждает архиепископ Марк. Члены попечительского совета помогают мало: «Поначалу все сдали первоначальный взнос в размере 100 тыс. руб., на этом дело для многих кончилось». Совместная программа с Банком Москвы (линейка карт «Дар святыне»: при совершении покупок на 2 тыс. руб. банк перечислит 30 руб. в Фонд поддержки строительства храмов) собрала, по данным отчетности банка, всего около 190 тыс. руб. А член попечительского совета глава Сбербанка Герман Греф партнерскую программу не предлагает, отмечает Марк.
Впрочем, уверен Ресин, нет такого случая, чтобы храм не был достроен: «Поверьте мне, все строится, просто гораздо медленнее, чем хотелось бы».
79-летний Владимир Ресин давно не имеет статуса чиновника, но его кабинет по-прежнему
располагается в одном из зданий московского правительства (Фото: Дмитрий Терновой для РБК)
Есть и другая сложность — выделение участков под строительство: жители, по словам Марка, «иногда протестуют против строительства в своем районе». Архиепископ считает, что этих людей запугивают: «Они не понимают, что на месте, отведенном под храм, можно построить только храм и больше ничего. Будет цветник, будет воскресная школа, молодежи будет где собраться».
«Сначала сами прихожане обращаются в РПЦ с просьбой о строительстве, только потом выделяют участок, — рассказывает Владимир Ресин. — Но у нас, знаете, бывает по Черномырдину: хотели как лучше, получилось как всегда». Он тоже признает: бывают «разногласия с общественностью». За пять лет работы программы было 27 участков, на которых первоначально хотели строить храмы, а потом отменили. «Мы со своим народом не воюем», — уверяет Ресин.
Часто против строительства новых храмов выступают муниципальные депутаты. «У нас собирались строить церкви на четырех участках, — вспоминает Елена Русакова, депутат Гагаринского района. — Наши жители мгновенно организовались: 2 тыс. подписей собрали за два вечера, потом были еще сборы и повторные обращения. На одном из участков, бульваре близ улицы Молодежная, борьба тянулась полгода: проходили стычки местных жителей со сторонниками церкви, в Гагаринский район приезжал православный активист Кирилл Фролов с казаками, в ответ жители писали письма Путину, патриарху и в прокуратуру».
Пехота патриарха
«Проект участка под строительство церкви в честь иконы «Неопалимая Купина» поступал на утверждение в муниципальный совет дважды, — объясняет депутат района Отрадное Михаил Вельмакин. — Изначально нам прислали на согласование участок, на котором храм размещался на 0,7 га, но на утверждение нам направили план, в котором храм занимал уже 2 га земли — за счет воскресной школы и служб». Все депутаты муниципального совета, за исключением Вельмакина, высказались за согласование участка: к протоколу было приложено «отдельное мнение», в котором рекомендовалось уменьшить территорию «с 2 га до 0,7 га».
Храм, строительство которого финансирует «Транснефть», возводят на 2 га: за полгода до начала стройки активные жители собирали митинги против строительства, православные устраивали молебны в его поддержку.
Этот храм поддерживает общественное движение «Сорок Сороков»: год с лишним назад его основали отец девяти детей, владелец логистической компании и, по его словам, композитор Андрей Кормухин и мастер спорта международного класса по боксу Владимир Носов. В «Сорок Сороков», перечисляет Кормухин, есть и спортсмены, и литераторы, и художники, и журналисты.
Есть в движении и футбольные болельщики: так, участие в организации праздников «Православие и спорт» принимает известный футбольный фанат «Спартака» Василий (Киллер) Степанов. По данным СМИ, он сотрудничал с движением «Идущие вместе», возглавляемым Василием Якеменко. Степанов и Якеменко не ответили на вопросы РБК. Сам Кормухин также болеет за «Спартак».
«Наше движение началось, когда на церковь начались нападки: Pussy Riot, фотографии часов патриарха. Мы поняли, что это спланированная атака на РПЦ и православие, а миряне должны вставать на защиту матери-церкви, когда говорят, вот, попы зажрались», — убежден Кормухин.
Тактику движения его основатель описывает термином «гибридная война»: «Мы считаем, что святейший патриарх — второе лицо после президента. Он нас иногда называет «наши гвардейцы».
Количества сотрудников ФСО для его охраны, когда каждый хочет к нему прикоснуться и взять благословение, явно не хватает, так что мы — «добровольные помощники ГАИ», охраняем патриарха во время его появлений на людных мероприятиях. В движении, подсчитывает Кормухин, несколько тысяч человек, 10 тыс. подписчиков в группе во «ВКонтакте». Участники движения ходят «на публичные слушания в те районы», где планируют строить храм. «Люди сами нам говорят: «Ребята, у нас будут слушания и совет депутатов, приезжайте, поддержите». Пишут в личку, мы транслируем в публичное пространство, подтягиваем ребят из районов, где должны возвести храм», — делится Кормухин.
У храма в честь святой мученицы Татианы Римской на Краснодарской улице несколько раз менялись
инвесторы, из-за чего строительство затянулось (Фото: Олег Яковлев / РБК)
Слияние программ
Скоро сотрудничество РПЦ и городских властей может укрепиться: в конце апреля на очередном заседании попечительского совета Фонда поддержки храмов города Москвы патриарх Кирилл предложил объединить в одно целое программу «200 храмов» с городскими аналогами, по которым выделяются бюджетные деньги на реставрацию и восстановление храмов. Цель объединения — оптимизировать работу по всем направлениям и из одного центра координировать восстановление, реставрацию и строительство новых храмов, объясняет РБК диакон Александр Волков, пресс-секретарь патриарха Кирилла. Он уверен: «Церковь и московские власти делают не конъюнктурный проект, а дело, которое поддерживается людьми».
В практическом смысле объединение будет выглядеть так. К программе «200 храмов», вероятнее всего, добавят городскую часть федеральной целевой программы «Культура России» (общий бюджет финансирования на 2015 год — 4,4 млрд руб.), сообщили РБК два источника, знакомые с деталями объединения. Помимо «Культуры России», в единую программу войдет и «небольшая, но популярная» реставрационная программа правительства Москвы, говорится в ответе мэра Собянина на запрос РБК. По данным Москомнаследия, в 2015 году на реставрацию 14 памятников церковной архитектуры выделят субсидии в размере до 200 млн руб.
Разработать концепцию объединенной программы поручено архиепископу Егорьевскому Марку и Владимиру Ресину. Финансирование, разъясняет архиепископ, будет таким: реставрация и восстановление храмов города Москвы будут проводиться за счет помощи государства, а реализация программы «200 храмов» — как и раньше, на частные пожертвования. За название программы уже сейчас можно проголосовать на сайте «Активный гражданин», пока лидирует «Москва златоглавая».
После принятия новой концепции в обновленную программу попадет объект, которому власти относятся с особенным пиететом, — Московский епархиальный дом с Князь-Владимирским храмом. Это одно из мест, где летом будут проводить юбилейные торжества, посвященные памяти святого равноапостольного князя Владимира — крестителя Руси. Юбилею уделяет особое внимание президент Путин: согласно бюджету программы «Культура России», на восстановление Соборной палаты епархиального дома планируется выделить 20 млн руб. Эта сумма упоминается и в распоряжении правительства РФ от 2 сентября 2014 года «О проведении мероприятий, посвященных памяти святого равноапостольного великого князя Владимира — крестителя Руси», подписанном премьер-министром Медведевым. До этого, по словам источника РБК, близкого к руководству РПЦ, на восстановление разрушенного здания епархиального дома 500 млн руб. пожертвовал миллиардер Аркадий Ротенберг, 100 млн руб. — бизнесмен Василий Анисимов, 80 млн руб. дал глава инвестиционной компании «Атон» Евгений Юрьев (жертвователи не ответили на вопросы РБК).
На 6 июля назначено освящение Князь-Владимирского храма, в ноябре пройдет торжественное открытие, на которое, по данным источника РБК в руководстве РПЦ, приглашен Владимир Путин. «Государство поддерживает восстановление храмов, это очень хорошо, — уверена проректор Свято-Тихоновского гуманитарного университета Елена Маркова. — Этот год посвящен памяти святого князя Владимира, а главные люди, что примечательно, — Владимир Путин, Владимир Ресин и патриарх Кирилл, который до принятия монашества тоже носил имя Владимир».
При участии Ивана Голунова
Автор
Светлана Рейтер
Источник: znat-kak.livejournal.com