Что представляет собой льгота на получение бесплатных лекарств для терапии рассеянного склероза (РС), мы писали в предыдущих выпусках. Сегодня обсудим препараты, которыми по этой льготе обеспечивают и которыми лечат в стационаре.
Список лекарственных препаратов по программе «14 ВЗН»
Люди с рассеянным склерозом имеют право на получение бесплатных лекарств по программе «14 высокозатратных нозологий». Вы могли прочитать о ней ранее на нашем канале.
Доступны селективные иммунодепрессанты:
- окрелизумаб,
- кладрибин,
- натализумаб,
- алемтузумаб,
- терифлуномид.
Группы препаратов в списках имеют условные обозначения, различные для каждого типа. Например, селективные иммунодепрессанты можно найти по коду L04AA в системе анатомо-терапевтическо-химической классификации (АТХ). Эту классификацию применяют и в других перечнях лекарственных средств.
Другая группа препаратов, которые доступны по программе «14 ВЗН», — это иммуностимуляторы :
Союз пациентов: Минфин перечеркивает все, что было достигнуто программой 14 нозологий в прошлые годы
- интерферон бета-1а,
- интерферон бета-1b,
- пэгинтерферон бета-1а,
- глатирамера ацетат.
По системе АТХ они кодируются так: L03AB — интерфероны и L03AX — другие иммуностимуляторы.
Какими препаратами обеспечиваются люди с РС по федеральной или региональной льготе
Федеральные (не отказавшиеся от набора социальных услуг) или региональные льготники получают лекарства:
- по назначению врача;
- согласно списку препаратов, перечисленных в программе госгарантий, который соответствует перечню ЖНВЛП — жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
- бесплатно или с 50%-ной скидкой, согласно получаемой льготе (50%-ную скидку могут получить работающие люди с инвалидностью Ⅱ и Ⅲ группы, временно состоящие на учете в центре занятости, и получатели пенсии по инвалидности в минимальных размерах).
Лекарства отпускаются в специальных аптеках по льготному рецепту.
Ознакомиться с территориальной программой госгарантий вы можете на сайте медицинского ведомства вашего региона.
Льготные лекарства для лечения рассеянного склероза из перечня ЖНВЛП
В стационаре пациент получает лекарства бесплатно по перечню ЖНВЛП. Региональные и федеральные льготники при амбулаторном лечении также могут получить препараты из данного перечня бесплатно, включая:
- препараты, которыми обеспечиваются по программе «14 ВЗН», перечисленные в разделе выше;
- селективные иммунодепрессанты — сипонимод (L04AA);
- другие иммуностимуляторы — тилорон (L03AX);
- другие иммунодепрессанты — диметилфумарат (L04AX);
- аналоги фолиевой кислоты — метотрексат (L01BA);
- антрациклины и родственные соединения — митоксантрон (L01DB);
- ингибиторы кальциневрина — циклоспорин (L04AD);
- глюкокортикоиды — дексаметазон , метилпреднизолон (H02AB).
Кроме того, в перечне ЖНВЛП находятся и препараты симптоматической терапии РС, например баклофен , который часто назначают при спастике.
Программа 14ВЗН и пути повышения доступности инновационной терапии.
Дорогие читатели, не занимайтесь самолечением. Препараты применяются строго по назначению врача и под его контролем, так как являются рецептурными.
Оставайтесь с нами! Наиболее актуальные вопросы, касающиеся льготных лекарств, обсудим далее.
Источник: dzen.ru
Льготы для пациентов с рассеянным склерозом
В статье рассказываем, какие льготы предоставляются людям с РС и как их получить.
Рассеянный склероз (РС) — это хроническое заболевание, поэтому обследования, лекарственные препараты и реабилитация могут стать непосильным финансовым бременем. На ранних этапах некоторым пациентам проще пройти диагностику и начать терапию за свой счет, но в перспективе разумно воспользоваться помощью государства [14].
Виды льгот
Согласно Программе госгарантий, пациенты с рассеянным склерозом могут претендовать на бесплатную медицинскую помощь [6]:
- первичную медико-санитарную — прием у врача-терапевта или врача общей практики как в амбулаторных, так и в условиях дневного стационара, от диагностики до комплексных курсов лечения;
- специализированную, в том числе высокотехнологичную, например нейрохирургия, с использованием клеточных технологий;
- скорую — в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях при травмах;
- паллиативную — амбулаторно, в том числе на дому, и в условиях стационара, включает уход за пациентом и предоставление мер социальной поддержки.
Статус инвалида дает преимущества в получении лекарств и технических средств реабилитации, а также возможность оформить социальные льготы [12, 14]:
- бесплатный проезд на пригородном ж/д транспорте и междугородном — до лечебного учреждения и обратно;
- улучшение жилищных условий, скидки на оплату коммунальных услуг;
- помощь в обучении, трудоустройстве и улучшении условий труда;
- оформление путевок в санатории — от 18 до 42 дней при наличии медицинских показаний.
При оформлении инвалидности автоматически расширяется список льготных лекарств, а доступ к ним облегчается. Поэтому пациентам с рассеянным склерозом имеет смысл оформить инвалидность и ни в коем случае не отказываться от соцпакета [14].
Большой поддержкой для человека могут стать пациентские сообщества. Они предоставляют юридическую и консультативную помощь, а также организуют различные мероприятия для людей с рассеянным склерозом [15].
Откуда идет финансирование
Люди с РС могут получить льготы на федеральном и региональном уровнях. Также программы поддержки встречаются на уровне городов и муниципалитетов [11].
Территориальные льготы не сокращают федеральные, а расширяют их перечень. Подробную информацию можно уточнить в местных органах социальной защиты [15].
Бюджет на лечение людей с РС выделяется из разных источников:
- Фонд ОМС — терапия и нахождение пациента в стационаре [4, 8, 9].
- Субвенции из федерального бюджета — амбулаторная медпомощь и лекарственное обеспечение инвалидам и другим льготным категориям граждан [3, 7].
- Федеральная программа «14 высокозатратных нозологий» — льготное лекарственное обеспечение в амбулаторных условиях [2].
- Региональные бюджеты — лекарственные препараты для амбулаторного лечения бесплатно или со скидкой 50% [5, 6, 8].
Терапия рассеянного склероза в стационаре
Лечение в условиях стационара бесплатно для всех граждан Российской Федерации при наличии полиса обязательного медицинского страхования (ОМС). В круглосуточном стационаре пациент находится под медицинским наблюдением и получает лечение в течение всего времени пребывания. В дневном стационаре — только в дневное время [8, 16].
Направление в стационар по форме 057/у-04 при наличии показаний выдает лечащий врач. Пациент вправе выбрать профильную клинику для госпитализации. Лечение проходит согласно медицинским показаниям, клиническим рекомендациям и стандартам оказания врачебной помощи. По закону пациента должны госпитализировать в стационар в течение 14 рабочих дней. Если сроки затягиваются, нужно обращаться в страховую компанию, выдавшую полис ОМС: ее контакты указаны на документе [6, 8].
В стационаре пациент получает бесплатно [6]:
- медицинские услуги;
- лекарственные препараты из списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов(ЖНВЛП);
- лекарственные препараты вне перечня ЖНВЛП по решению врачебной комиссии, в связи с непереносимостью или по показаниям;
- применение медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания;
- нахождение в маломестных палатах, если есть медицинские и эпидемиологические показания;
- для ребенка младше 4 лет — спальное место и питание родителя; если ребенок старше — услуга бесплатна при наличии медицинских показаний;
- транспортировку в диагностический центр в сопровождении медработника — если у медицинского учреждения нет возможности провести необходимые обследования.
В сложных случаях пациента могут направить на лечение в специализированную клинику федерального звена.
Высокотехнологичная медицинская помощь
Высокотехнологичная медицинская помощь (ВМП) с использованием передовых средств и методов предоставляется по квоте. По большому счету, она тоже относится к стационарной медпомощи. Количество квот ограничено и определяется раз в год [8].
Оформление начинается с лечащего врача: специалист выносит вопрос о предоставлении ВМП на врачебную комиссию. Заявку рассматривают в течение 10 рабочих дней. В случае одобрения — оформляют талон на получение помощи. В случае положительного ответа от принимающего медучреждения госпитализация должна произойти в течение 20–30 дней [14].
Амбулаторная медицинская помощь
Благодаря программе «14 ВЗН» пациенты с рассеянным склерозом могут получать бесплатные лекарственные препараты в аптеке даже без подтверждения инвалидности [2].
По программе «14 ВЗН» человеку с РС предоставляются ПИТРС — препараты, изменяющие течение рассеянного склероза [12]:
- иммуностимуляторы, в том числе интерфероны (интерферон бета-1a, интерферон бета-1b, пэгинтерферон бета-1a) и глатирамера ацетат;
- селективные иммунодепрессанты — алемтузумаб, кладрибин, натализумаб, окрелизумаб, терифлуномид.
Препараты, не входящие в перечень, могут быть предоставлены по решению врачебной комиссии.
Прежде чем получить необходимые лекарства, нужно пройти обследование, подтвердить диагноз, получить назначение врача и зарегистрироваться в Федеральном регистре лиц, больных РС [2]. Это может занять долгое время, поэтому при подозрении на рассеянный склероз сразу нужно обращаться к врачу: терапевту, общей практики или неврологу.
Подводные камни
Лечение рассеянного склероза — финансовое бремя как для пациентов, так и для системы здравоохранения. Только на осуществление программы «14 ВЗН» государство ежегодно тратит порядка 24 млрд рублей [10].
Пациенты, не успевшие подать заявку по программе «14 ВЗН», вынуждены рассчитывать на региональные льготы. Однако каждый регион снабжается по-разному. В некоторых субъектах больше возможностей для получения лекарственной терапии РС, в некоторых — меньше. Важно учитывать, что средства на лекарственное обеспечение людей с инвалидностью и без выделяются из разных статей бюджета [12].
По закону у пациентов с РС есть право на бесплатное лечение. Накладки системы сказываются на людях, которым необходима медицинская помощь и лекарственные препараты. Пациентам стоит помнить, что отказ в предоставлении лечения незаконен [12].
Что делать, если в бесплатной медицинской помощи отказывают
Пациентам стоит помнить о своих правах. Знание списка и содержания нормативных документов поможет в их защите. Вот основные тезисы и аргументация:
- Льготные рецепты должны быть оформлены на специальном бланке по форме № 148-1/у-04 (л). Он действует 90 дней. Если препарата нет в аптеке, рецепт нужно поставить на отсроченное обслуживание, чтобы его срок годности не вышел, а на руках было доказательство, с которым можно будет обратиться в вышестоящие инстанции [13, 15].
- Жалобы на нарушение прав подаются последовательно: от заведующего поликлиникой — к региональным, а затем федеральным управлениям здравоохранения. Претензии нужно излагать кратко и в письменной форме. Электронные сервисы ведомств помогут оформить жалобу и отследить ее статус [13].
- Льготы необходимо оформлять. Участие в программе «14 ВЗН» требует включения в Федеральный регистр [2]. Информация отмечается в медкарте пациента. Для получения и подтверждения инвалидности необходимо пройти комиссии, для оформления льгот на коммунальные услуги — предоставить заявление и пакет документов в районный отдел соцзащиты либо в МФЦ. Для трудоустройства — обратиться в территориальный центр занятости населения. Помощь в быту окажут органы соцзащиты, а с оформлением социальной пенсии помогут МФЦ или Пенсионный фонд. За рецептами на лекарства или оформлением путевки в санаторий следует идти к лечащему врачу [6].
- Необходимый препарат может не входить в список ЖНВЛП. В этом случае можно требовать созыва врачебной комиссии, а по итогам — получить выписку с результатом консилиума. Заключение комиссии принимается другими медицинскими организациями. Обычно результаты консилиума федеральной клиники вызывают меньше вопросов и пользуются большим уважением других врачей [8].
- Консультацию по объемам оказания медицинской помощи можно получить, обратившись в страховую компанию, пациентскую или социально-правозащитную организацию. Они помогут в том числе ускорить разрешение проблемы [13].
Нормативные акты
- Статья 41 Конституции РФ — гарантирует каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая предоставляется бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
- Федеральный закон №323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» — информирует об объемах бесплатной медицинской помощи в рамках программы госгарантий.
- Программы государственных гарантий (федеральная и территориальные) — актуализируют частную информацию о предоставлении бесплатной медицинской помощи на уровне страны и субъекта.
- Стандарты оказания медицинской помощи и клинические рекомендации — информируют о маршрутизации пациента и лечении.
- Федеральный закон № 326-ФЗ от 29.11.2010 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» — регулирует отношения между пациентом и медицинской организацией, возникающие в связи с осуществлением ОМС.
- Федеральный закон № 178-ФЗ от 17.07.1999 «О государственной социальной помощи» — информирует о дополнительных льготах для пациентов с РС.
- Постановление Правительства РФ № 890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» — контролирует в том числе лекарственное обеспечение.
- Распоряжение Правительства РФ № 2406-р от 12.10.2019 «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» — обозначает перечень препаратов, на бесплатное получение которых могут рассчитывать пациенты с рассеянным склерозом.
- Постановление Правительства РФ № 1416 от 26.11.2018 «О порядке организации обеспечения лекарственными препаратами лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта — Прауэр), лиц после трансплантации органов и (или) тканей, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» — утверждает льготное лекарственное обеспечение дорогостоящими лекарственными препаратами пациентов с РС.
- Приказ Минздрава России №403н от 11.07.2017 «Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность» — содержит информацию о взаимодействии пациентов с аптеками.
- Приказ Минздрава РФ № 4н от 14.01.2019 «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» — информирует о документах, с помощью которых осуществляется покупка рецептурных препаратов.
- Приказ Минздрава РФ № 926н от 15.11.2012 «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях нервной системы» — определяет стандарты оказания медицинской помощи пациентам с РС и маршрутизацию пациентов.
- Федеральный закон № 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» — информирует о льготах для оформивших инвалидность пациентов.
- Постановление Правительства № 901 РФ от 27.07.1996 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» — информирует о социальных льготах для семей, воспитывающих детей с РС.
- Федеральный закон РФ № 59-ФЗ от 02.05.2006, ст. 7 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» — определяет стандарты и сроки оказания помощи.
Это далеко не полный перечень нормативных актов, которые раскрывают тему льгот для людей с рассеянным склерозом. Но рекомендуем начать именно с него.
Такую сложную и глубокую тему, как льготная терапия РС, не раскроешь в одной статье. Мы перечислили основные нюансы, которые введут в курс дела. Подписывайтесь на наш канал в Дзене — там мы подробно описываем каждый момент и отвечаем на вопросы.
Источник: betalife.ru
Программа 14взн что такое
Картина дня: дайджест главных новостей от 23 июня 2023 года
FDA одобрило первый генотерапевтический препарат от миодистрофии Дюшенна за $3,2 млн
Минздрав внесет очередные правки в Порядок проведения аттестации
Росстандарт утвердил ГОСТ для услуг по иппотерапии
EMC регистрирует товарный знак на русском языке для защиты от нарушителей
В Госдуме предложили группировать закупки лекарств по торговому наименованию
БФУ имени Канта займется разработкой аналога Спинразы от СМА
Столичная ГКБ им. В.В. Виноградова стала частью РУДН
Минздрав уточнил условия оплаты медпомощи в федеральных медцентрах
Одобрен проект Центра детской онкологии и онкогематологии НМИЦ имени Петрова
Картина дня: дайджест главных новостей от 22 июня 2023 года
ФАС признала Microlife виновной в координации цен на тонометры
Центр Мешалкина может закрыть реабилитационное отделение в «Сосновке» из-за проблем с арендой
Число индикаторов риска для рынка медизделий вырастет вчетверо
Претенденты на получение классных чинов в прокуратуре новых регионов пройдут медосмотры за счет федбюджета
Лабораторная служба «Хеликс» выйдет на рынок восьми стран по модели мастер-франшизы
Минздрав представил порядок допуска ординаторов на должность врача-стажера
Журнал Сеченовского университета добавили в международную базу Scopus
Детскую инфекционную больницу в Омске за 7 млрд рублей построит Минобороны
Салагай вошел в состав Совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах женщин
«Круг добра» освободили от НДС при передаче медорганизациям незарегистрированных лекарств
Картина дня: дайджест главных новостей от 21 июня 2023 года
В Ленинградской области уволились сразу пять главврачей госклиник после ревизионных проверок
Владельцы автодилера Major расширяют медицинский бизнес
МОНИКИ вложит 2,5 млрд рублей в модернизацию хирургического корпуса
Перечень специализированного питания для детей-инвалидов будут обновлять в два раза чаще
Solopharm за 9,5 млрд рублей построит в Петербурге завод по выпуску гормональных препаратов
Майкопский ГТУ разработает комплекс для оценки навыков медиков на основе ИИ
SuperJob: в Пензе офтальмохирургу предлагают зарплату от 200 тысяч рублей
Курировать здравоохранение в Ульяновской области будет председатель правительства
Орфан-зона: как и почему госпрограмма «14 ВЗН» делится подопечными с госфондом «Круг добра»
Полина Гриценко, София Прохорчук Мединдустрия Фарминдустрия Регуляторы
5 декабря 2022, 17:09
Иллюстрация: Роман Коновалов
С 1 января 2023 года обязательства по лекобеспечению детей из «14 ВЗН» перейдут фонду «Круг добра». Это решение, оформленное в начале декабря через поправки в ФЗ-323, хоть и увеличит аудиторию подопечных фонда сразу в 4,5 раза, кассового разрыва «Круга», судя по всему, не вызовет. Если «14 ВЗН» страдает хроническим дефицитом финансирования, спасаясь от коллапса экстренными бюджетными вливаниями или расходованием бюджетов следующих лет, то госфонд, напротив, не успевает тратить поступающие ему налоговые отчисления состоятельных россиян. Vademecum попытался оценить, как ротация пациентов скажется на судьбе «14 ВЗН» и добавит ли «Кругу добра» не только аудитории, но и полномочий.
Дефицит бюджета госпрограммы «14 ВЗН» усугублялся много лет. Минздрав, а затем подведомственное ему ФКУ «Федеральный центр планирования и организации лекобеспечения граждан» (ФЦПиЛО) стали все раньше и раньше объявлять аукционы по закупке препаратов на следующий год, чтобы удовлетворить потребность текущего. Такое заимствование, естественно, накапливалось. По данным ФКУ, озвученным в сентябре нынешнего года на выставке «Биотехмед», потребность в препаратах по сформированным регионами заявкам достигла в 2021 году почти 73 млрд рублей, а из федерального бюджета на госпрограмму было выделено всего 64 млрд. Правительству пришлось в пожарном порядке специальным траншем закрывать дефицит в 8,9 млрд рублей.
В 2022 году разрыв усилился. Суммарная стоимость обязательств «14 ВЗН» в связи с расширением пациентской аудитории и лекарственной номенклатуры выросла на 13 млрд рублей (плюс 17,8%). Таким образом, официально признанный дефицит достиг 19 млрд рублей, притом что бюджет программы на 2022 год, по отношению к предыдущему, был увеличен всего на 2,6 млрд.
И на 2023 год поднятие прежней планки, замершей на отметке 66,9 млрд рублей, пока не запланировано. Чтобы закрыть текущую потребность, ФКУ ФЦПиЛО принялось закупать препараты для «14 ВЗН» за счет бюджетов 2023-2024 годов еще с апреля, полностью исчерпав к этому времени выделенные на 2022-й ресурсы. Спешку в Минздраве тогда объясняли необходимостью равномерных отгрузок в регионы, исходя из мощностей производителей и поставщиков.
В результате такой заблаговременности к июню 2022 года ФКУ Минздрава, по подсчетам Vademecum, использовало 82% бюджета программы на 2023 год. В следующем году, по данным директора ФЦПиЛО Елены Максимкиной, потребность в препаратах, исходя из обработанных заявок от регионов и учитывая включение в перечень четырех новых МНН, достигнет стоимостного объема в 87,8 млрд рублей. Тут стоит заметить, что распорядители «14 ВЗН» уже израсходовали 14,6% бюджета 2024 года. Как же возник почти двукратный перерасход, что и когда пошло не так?
Во-первых, несмотря на негласное правило включать в «14 ВЗН» только те препараты, которые не увеличивают стоимость лечения, перечень каждый год расширяется за счет выходящих на рынок новых более дорогих лекарств. Во-вторых, как признавалась на том же «Биотехмеде» Елена Максимкина, вольный перевод пациентов с давно применяемых, локализованных и, соответственно, подешевевших препаратов на импортные затрудняет финансовое планирование. Например, пациентов с гемофилией переводят с уже производимых в России препаратов на вновь включенный в номенклатуру «дорогостой». Например, на лоноктоког от CSL Behring, который ФКУ должен начать закупать с 2023 года при условии, что обновленный перечень «14 ВЗН» утвердит правительство, уже переведен 191 пациент (1,7% от общего числа больных с гемофилией, данные на сентябрь), на руриоктоког альфа пэгол от Baxalta (Takeda) – 154 человека (1,4%). Похожая ситуация – с рассеянным склерозом: на включаемые в перечень с 2023 года сипонимод от Novartis и кладрибин от Merck, по данным Максимкиной, в общей сложности должны быть переведены 1,9 тысячи пациентов (2,3% нозологической когорты).
Параллельно увеличивается и пациентский реестр госпрограммы. По данным ФЦПиЛО, аудитория «14 ВЗН» с 2020 по 2022 год выросла на 8,9% – до 166,6 тысячи человек. Однако численность патронируемых программой детей увеличивается кратно быстрее: за тот же период – на 54,3%, до 14,2 тысячи. Впрочем, такую динамику можно было предсказать: в 2019 году в программу погрузили сразу пять, а годом позже – еще две новые нозологии с преобладанием детей в эпидемиологической структуре.
СЕЙФ НОЗОЛОГИЙ
Может быть, из-за стремительного роста в «14 ВЗН» детской популяции регуляторы и озаботились поиском новой модели финансирования закупок лекарств, предназначенных именно для лечения детей. Обращение пациентских организаций и сочувствующих им законодателей в правительство с предложением об увеличении бюджета «14 ВЗН» успеха не имело: в 2021 году требуемых 10–20 млрд рублей в казне не нашлось. Тогда-то и родилась идея переложить часть этой нагрузки на «Круг добра», созданный как раз для поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими, в том числе редкими, заболеваниями.
В сентябре 2022 года правительство предложило передать фонду полномочия по лекарственному обеспечению детей с болезнями из перечня «14 ВЗН». Следом в Госдуму был внесен проект соответствующих поправок в ФЗ-323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». На закупки препаратов для детей уходит до 30% от общего объема закупок лекарств для «14 ВЗН» – порядка 20 млрд рублей. Численность пациентов в госпрограмме растет, а по таким заболеваниям, как гипофизарный нанизм, мукополисахаридозы I и II типов, муковисцидоз и юношеский артрит с системным началом, на пациентов детского возраста приходится от 82% до 99% от общего количества пациентов, говорилось в пояснительной записке к законопроекту (подробнее – в таблице «Когорта несовершеннолетних»).
В начале декабря документ был подписан президентом, а уже 1 января 2023 года должен вступить в силу.
Как сообщила на одной из профильных конференций Елена Максимкина, сославшись на подсчеты Минздрава, в 2023 году «Кругу добра» потребуется потратить на лекобеспечение детей с болезнями из «14 ВЗН» 37 млрд рублей. К закупке госфондом, уточнила директор ФЦПиЛО, планируются препараты 16 МНН по 17 нозологиям. Предполагается, что изъятие из номенклатуры «14 ВЗН» этого пула препаратов при сохранении прежнего финансирования закроет соразмерный дефицит госпрограммы.
По сути, законопроект лишь уточняет: пациенты старше 18 лет с болезнями, входящими в перечень «14 ВЗН», теперь обеспечиваются лекарствами за счет федерального бюджета, который отводится уполномоченному госоргану (ФКУ), а до 18 лет – из средств «Круга добра» по заведенному в фонде порядку. Однако в дальнейшем, полагает Максимкина, Минздрав и Минфин могли бы принять решение о финансировании лекобеспечения когорты пациентов старше детского возраста тоже за счет «Круга добра», накапливающего профицитный бюджет.
Понятно, что на отладку новой модели лекарственного обеспечения почти 16 тысяч детей потребуется время. Система подачи заявок пока меняться не будет: ФЦПиЛО уже обработало заявки на 2023 год и закупило 50% необходимых препаратов. То есть со следующего года сменится лишь источник финансирования, уточнила Максимкина.
Полный автоматический переход просто невозможен: в работе фонда и программы «14 ВЗН» есть несколько принципиальных отличий, которые только предстоит нивелировать.
ПЕРЕХОДНЫЙ ВОЗРАСТ
Обращение регуляторов к средствам госфонда «Круг добра», аккумулирующимся за счет начисления 15% на превышающие 5 млн рублей в год доходы физлиц, вполне логично: как показала практика, поступления в фонд намного опережают траты.
Уже в 2021 году повышенный НДФЛ принес в казну порядка 75 млрд рублей вместо изначально предполагаемых 60 млрд. А так как фонд начал заниматься закупкой лекарств лишь спустя полгода с момента учреждения, выделенные ему средства были израсходованы не полностью, и 44,1 млрд были перенаправлены на следующий 2022 год.
Ожидается, что по итогам текущего года «Круг добра» получит еще 78,6 млрд рублей. По состоянию на 1 ноября 2022 года фонд уже направил на заключенные или находящиеся на стадии заключения контракты 57,7 млрд рублей, а суммарно, с учетом закупок прошлого года, 88,6 млрд. Таким образом, на конец текущего года у фонда уже образовался профицит в 65 млрд рублей.
Сколько «Круг добра» получит в 2023 году, точно пока неизвестно, но сумма будет еще больше прошлогодней: по прогнозам вице-премьера Татьяны Голиковой, порядка 84 млрд рублей. Учитывая профицит бюджета, «Круг добра» сможет взять на себя лекобеспечение детей из реестра «14 ВЗН», уверены в фонде. Низкие темпы освоения средств там объясняют тем, что деньги тратятся «крайне вдумчиво и аккуратно», чтобы всегда был определенный запас на удовлетворение уже взятых обязательств и дети не остались без необходимого им лечения.
Но есть и организационные нюансы, влияющие на темпы выполнения фондом своих обязательств. Во-первых, некоторые регионы до сих пор не отладили подачу заявок. Во-вторых, каждая заявка на лекобеспечение ребенка сначала рассматривается независимыми экспертами в индивидуальном порядке, после чего выносится на экспертный совет. В том-то и состоит принципиальное различие моделей: если ФЦПиЛО по линии «14 ВЗН» проводит групповые закупки лекарств, то в фонде закупки персонифицированы.
И потому распорядители «Круга добра», до времени абсолютно не переживая за финансовую сторону вопроса, крайне озадачены одномоментным увеличением числа подопечных с 4,56 тысячи до почти 20 тысяч. Удастся ли обработать кратно выросшее количество заявок в прежнем режиме? Вряд ли. В этой связи в фонде очень рассчитывают на утверждение уже разработанного правительственного постановления, которое позволит «Кругу добра» проводить и неперсонифицированные закупки, исходя из прогноза потребности подопечных в том или ином препарате.
Оценивая масштабы предстоящей фонду работы, не стоит забывать и о старте программы расширенного неонатального скрининга, который вместо прежних пяти будет проводиться по 36 наследственным заболеваниям, включая одно из самых затратных в лечении – спинальную мышечную атрофию. Иными словами, аудитория подопечных «Круга добра», как и расходы, несомненно будет расти.
Помимо этого, фонд готовится взять на себя обязательства по обеспечению лекарствами и медизделиями подопечных в течение года после достижения ими 18 лет, чтобы обеспечить безболезненную для пациентов передачу соответствующих полномочий от «Круга добра» регионам.
Очевидно, что перевод детей из «14 ВЗН» и увеличение возраста подопечных уже вступают в противоречие с изначальной концепцией «Круга добра». Фонд создавался для обеспечения детей с редкими заболеваниями патогенетическим лечением, которое не приобретается за счет региональных и федеральных программ.
В то же время не все препараты, которые получают пациенты по «14 ВЗН», относятся к патогенетической терапии. Самый яркий пример – муковисцидоз, присутствующий как в перечне «14 ВЗН», так и в перечне фонда. Но по «14 ВЗН» пациенты с муковисцидозом получают препарат дорназа альфа, применяемый в симптоматической терапии. А «Круг добра» обеспечивает подопечных патогенетическим лечением – дорогостоящими препаратами от Vertex. В то же время фонд начнет обеспечивать лекарствами детей с рассеянным склерозом, не отнесенным к орфанным заболеваниям.
Так или иначе, в самом «Круге добра» считают расширение полномочий фонда закономерным и необходимым шагом. У фонда «сейчас есть возможность гарантировать помощь гораздо большему количеству детей с заболеваниями, требующими дорогостоящей терапии», говорил при принятии поправок в первом чтении председатель правления «Круга добра» Александр Ткаченко, называя фонд «домом для всех орфанных детей».
Впрочем, оптимизм руководителя фонда разделяют далеко не все. Высказываются, в частности, сомнения относительно стабильности финансовых поступлений в «Круг добра». Перевод детей из «14 ВЗН» в фонд означает снятие ответственности с государства и перекладывание ее на плечи «Круга добра», существующего благодаря налогам, собираемым с группы богатых граждан, рассуждает глава благотворительной организации «На одном дыхании» Ирина Дмитриева: «В перспективе, если ухудшение экономической ситуации в стране приведет к сокращению числа налогоплательщиков, за счет которых складывается бюджет фонда, сложности в удовлетворении всех потребностей будут нарастать неизбежно».
круг добра, орфанные заболевания, 14 взн, лекобеспечение
- #круг добра
- #орфанные заболевания
- #14 взн
- #лекобеспечение
Источник: vademec.ru