Программ работы с одаренными детьми или разработка индивидуального маршрута

Во многих группах детского сада и во многих классах общеобразовательных учреждений есть дети, которые выделяются среди других своими способностями и талантами. Их называют одарёнными. Для таких детей создают индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) развития одарённого ребёнка. Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – это образовательная программа, предназначенная для конкретного ребенка, которая поможет раскрыть одарённому воспитаннику или ученику все свои способности и таланты. В этой статье мы остановимся на особенностях индивидуального образовательного маршрута для одарённых детей.

Зачем нужен ИОМ одарённому ребёнку

Стандартные образовательные программы в основном рассчитаны на детей со средним уровнем развития. Одарённые дети, вынужденные заниматься по одной программе с остальными ровесниками, не могут в должной мере развивать свой талант. На занятиях им становится скучно и в итоге они часто теряют интерес к учебе. ФГОС требует, чтобы к таким детям применялся индивидуально-дифференцированный подход, который помогал бы развивать их способности. С этой целью и создают индивидуальный образовательный маршрут для одарённого обучающегося.

«Индивидуальный образовательный маршрут – это не надомное обучение»

Как выявить талантливого ребёнка

Индивидуальный образовательный маршрут в работе с одаренными детьми

Чтобы увидеть в группе или в классе одарённого ребёнка, иногда достаточно простого наблюдения. Такие дети:

  • активны, интересуются разными сферами жизни, задают много вопросов;
  • быстро запоминают услышанное или прочитанное;
  • на занятиях всё схватывают на лету;
  • отличаются оригинальностью мышления, предлагают неожиданные решения;
  • имеют способность к одному или нескольким видам деятельности, где достигают гораздо более высоких результатов, чем сверстники.

Для выявления одарённости можно использовать различные методики:

  • методику оценки общей одаренности А. И. Савенкова;
  • карту одарённости А. И. Савенкова;
  • определение интенсивности познавательной потребности по В. С. Юркевичу;
  • методику экспертных оценок по определению одарённых детей А. А. Лосевой и другие.

Выделяют виды одарённости:

  • интеллектуальную,
  • академическую,
  • художественную,
  • творческую,
  • техническую,
  • спортивную,
  • артистическую,
  • литературную,
  • социальную,
  • лидерскую.

➥ Для каждого вида существует свой набор методик диагностики.

Принципы организации работы с одарёнными детьми

Индивидуальный образовательный маршрут одарённых детей должен строиться на следующих принципах:

  • обучать на более высоком уровне трудности, на занятиях давать более сложные задания, чем остальным детям;
  • не наставлять, а помогать;
  • поощрять проявление инициативы;
  • учить анализировать и самостоятельно решать проблемы;
  • учить использовать межпредметные связи для решения задач;
  • создавать обогащённую предметную и образовательную среду;
  • обеспечивать ребёнку психолого-педагогическую поддержку;
  • применять новые образовательные технологии.

ИОМ создаётся совместно с одарённым ребёнком, его родителями и ведущим педагогом с учётом:

Проектирование и разработка индивидуального образовательного маршрута

  • особенностей, интересов и потребностей самого ребёнка;
  • профессионализма педколлектива;
  • материально-технической базы образовательного учреждения.

Какие разделы включить в ИОМ одарённого ребёнка

Индивидуальный образовательный маршрут в работе с одаренными детьми

  • название вышестоящего уровня управления образованием;
  • название образовательного учреждения (дошкольной организации или учреждения дополнительного образования);
  • фамилия и имя ребёнка;
  • возраст;
  • группа;
  • вид одарённости;
  • склонности;
  • Ф. И. О. сопровождающего педагога;
  • партнёры (родители, другие родственники и педагоги).

  • черты характера;
  • достижения;
  • познавательные потребности;
  • уровень и качество способностей, подлежащих развитию;
  • сведения о семье.

3. Результаты диагностики одарённости

4. Пояснительная записка с целью и задачами:

Цель следует обозначить как можно конкретнее, записав предполагаемый результат. Избегайте общих формулировок, таких как «всестороннее развитие», «обеспечение условий для реализации способностей», «создание возможностей для творчества» и т. п.

Задачи формулируются в зависимости от цели и обозначают пути достижения этой цели. Задачи могут быть воспитательные, обучающие, развивающие.

5. Учебно-тематический план, который раскрывает основные модули или разделы курса, количество часов на каждый из них.

6. Календарный план на год, месяц, неделю в форме таблицы (заполняется в течение всего года):

Дата

Тема занятия

Часы

Содержание занятия

Результат (что удалось, что не удалось)

7. Методическое обеспечение программы:

  • теоретические и практические способы и приёмы работы с ребёнком;
  • формы организации деятельности (например: занятие в группе или классе, самостоятельная работа или совместно с наставником, работа в малых группах, игра, тренинг, эксперимент, участие в конкурсах, фестивалях).

Как отслеживать результаты реализации ИОМ

Регулярно отслеживайте успехи ребёнка, например каждые три месяца или по окончании образовательного блока, по той же методике, которую вы использовали для диагностики одарённости.

Сравните полученные результаты, сделайте выводы и спланируйте дальнейшие шаги.

В зависимости от вида одарённости используйте различные формы подведения итогов:

  • открытое занятие;
  • показ достижений;
  • выставка работ;
  • зачётная работа;
  • концерт;
  • тест или экзамен.

Организация работы с одарёнными детьми: разработка индивидуального образовательного маршрута

Публикация «Организация работы с одарёнными детьми: разработка индивидуального образовательного маршрута» размещена в разделах

  • Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
  • Темочки

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.

В этих условиях поддержка, развитие и социализация одарённых детей, несомненно, становятся одной из приоритетных задач системы образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одарённых, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.

Читайте также:
Установить программу на компьютер программу для скачивания музыки

Что такое одарённость? Это расположение звёзд при рождении ребенка или божественная тайна? Это подарок педагогу или проблема для него? Этими вопросами озадачены педагоги-дошкольники, которые первыми встречают маленького человечка на его большом жизненном пути и понимают свою ответственность за то, каким он станет, когда подрастет.

Одаренность рассматривается как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности

Раннее выявление и развитие способностей, талантов детей дошкольного возраста способствует их успешной социализации, раскрытию личностного потенциала ребенка.

Уважаемые коллеги поднимите руки те, кто считает себя одаренным? (выдерживаю паузу)

Поднимите руки те, кто любит и умеет петь; танцевать; умеет играть на музыкальных инструментах; умеет рисовать, вязать, вышивать и др.

Теперь ещё раз поднимите руки те, кто считает себя одарённым. Я хочу этим упражнением вселить в вас уверенность, что вы – одаренные люди, потому что работать с одарёнными детьми, может только увлечённый, творческий человек.

А сейчас мы поговорим о формах проявления одарённости детей.

Одаренность может проявлять себя как явная (у всех на виду) а это высокий уровень развития речи и мышления, обладание хорошей памятью, любознательность, высокая, познавательная активность, широта интересов т. п, Скрытая проявляется в замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить необходимой помощи и поддержки.

Нередко в «гадком утенке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя», хотя известны многочисленные примеры, когда именно такие «неперспективные дети» добивались высочайших результатов.

Различают виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности.

В детском саду у детей может быть выявлена склонность к психомоторной одаренности, коммуникативной одаренности, академической одаренности и творческой одаренности.

Творческая одаренность (высокие достижения в области художест-венного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности).

Академическая одаренность это способность к обучению, ребенок наделенный ею, легко постигает новые предметы. Проявление одаренности происходит в детстве, часто педагоги замечают таких людей еще в дошкольном возрасте. Дети с этой способностью не тратят много сил на изучение новой темы, они, как говорят, ловят на лету любую информацию, быстро связывают ее логически с уже имеющимися знаниями.

Задача педагога вовремя заметить и развить эти качества, а для этого необходимо достижение ребенком определенного уровня соответствующих знаний, умений и навыков.

Создать среду, которая обеспечит успешное развитие ребенка.

А для того, чтобы вовремя заметить и развить эти качества, для этого необходимо чтобы педагог был готов к работе с одаренными детьми.

В работе с одаренными детьми целесообразно положить следующие принципы педагогической деятельности:

Уважаемые коллеги, предлагаю назвать участников процесса выявления одаренных детей

Участниками образовательного процесса по выявлению одаренных детей являются :

• Инструктор по физкультуре.

• Руководители кружков (театральный, танцевальный, художественного творчества) и т. д.

Система по выявлению детской одаренности предполагает комплексное обследование детей и проходит в несколько этапов:

— Педагогам предлагается расставить по порядку этапы работы

1 этап- групповое обследование детей с помощь стандартизированных методик на основе системы мониторинга примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса и отбор группы детей показавших результаты высокие и выше среднего.

2 этап – анализ результатов аналитических наблюдений воспитателей (воспитатели заполняют «Карту наблюдений одаренных детей») и анкетирования родителей ребенка (родители заполняют «Таблицу экс – опроса»). По оценке взрослых выделяются одаренные дети.

3 этап- организуется индивидуальное обследование одаренных детей с помощью бесед, интервью, диагностических анкет, тестов. Уточняется желание и интерес ребенка к определенной деятельности.

Воспитатели заполняют «Карту выявления одаренных детей»

4 этап – определение содержания работы с одаренными детьми, разработка индивидуального образовательного маршрута развития одаренного ребенка

5 этап-практическое знакомство с методами выявления детской одаренности (Специалисты детского сада знакомят с методикой индивидуального обследования ребенка на определенный вид одаренности и предлагают выполнить практически 2-3 задания)

— Интеллектуальная одаренность (психолог ДОУ, на сегодняшний день данное обследование проводит воспитатель так как у нас нет специалиста, но единица есть)

— Музыкальная одаренность (музыкальный руководитель ДОУ Константинова И. В., воспитатель)

— Художественная одаренность (руководитель изодеятельности ДОУ если специалист есть, воспитатель возрастной группы)

— Артистическая одаренность (музыкальный руководитель, воспитатель.)

— Творческая одаренность (воспитатель ДОУ)

— Литературная одаренность (учитель-логопед ДОУ, воспитатель)

— Спортивная одаренность в основном выявляется в ходе организуемых спортивных мероприятий (Прядко Т. Г.)

-Хореографическая одарённость (руководитель танцевального кружка Маливанова И. А.)

6 этап «Вариативные формы работы, стимулирующие проявления детской одаренности»

Очень часто детская одаренность проявляется при создании специальных условий: организация конкурсов, выставок, интеллектуальных игр, творческих шоу и других мероприятий.

Остановимся подробнее на 4 этапе ИОМ, тема моего выступления звучала разработка ИОМ, хочу представить вашему вниманию как мы с творческой группой разработали маршрут. Что же входит?

Читайте также:
Программа которая восстанавливает драйвера

В дошкольном детстве можно выделить несколько ступенек способностей.

Каждая ступенька — это путь восхождения воспитанника ДОУ к вершинам своего развития или система воспитательно-образовательной работы.

Первый этап (2 – 3 года) — Копилка эстетических переживаний, настроений, эмоций. Первые сенсорные впечатления. Самое главное на этом этапе – пробуждение чувственной сферы, а искусство должно явиться сопровождающим фоном развития.

Второй этап (3 – 4 года) – Погружение в деятельность. Начальные признаки природного потенциала. Ребенок данного возраста очень активен, он с интересом берется за любое дело, не зависимо от уровня его сложности и новизны. Учитывая это, необходимо предоставлять детям широкий спектр различных видов деятельности. Очень важно на данном этапе наблюдать за ребенком.

Третий этап (4 – 5 лет) – интерес, желание, творческий поиск. Главное на данном этапе поддержать ребенка, помочь ему определиться. На данном этапе уже возможна работа по объединению детей имеющих однотипные способности в группы для дополнительных занятий.

Четвертый этап (5 – 6 лет) – яркие проявления природного потенциала. Если на предыдущих этапах деятельность затевается ребенком просто ради самой деятельности, то теперь ребенок стремится к достижению результата в ней, прилагая максимум усилий, для того чтобы деятельность была успешной. Детям предлагают различные виды интеллектуальных игр.

Пятый этап (6 – 7 лет) – проявление одаренности. Первые шаги в мир профессионального искусства. Данный этап характеризуется тем, что у отдельных детей происходит яркий расцвет способностей, уровень развития которых может говорить о наличии у них определенной степени одаренности. Сопровождающий фон развития ребенка (кружки, индивидуальная работа) это пробуждение его природного потенциала, первый этап развития способностей дошкольника.

Пятый этап развития детских способностей – это подготовительная к школе группа. Уровень развития способностей некоторых детей уже достаточно высок. Им становится «тесно» в детском саду, они готовы сделать первые шаги в мир. Необходимо расширить сферу их деятельности, создать условия для дальнейшего эстетического и интеллектуального развития.

Главными союзниками и помощниками здесь становятся родители, которые «перебрасывают мостик» для ребенка от детского сада к Центру детского творчества, Дома культуры, музыкальной и художественной школам, где ребенок продолжает совершенствовать свой природный потенциал в приоритетном для него виде деятельности. Направить же родителей, помочь им увидеть одаренность своего ребенка должен педагог.

Педагогический коллектив вместе с родителями должны создавать условия для развития одаренности детей, для сопровождения продвижения их на основе принципа индивидуализации и дифференциации обучения, воспитания и развития. Несомненно, основное требование к педагогам и родителям одаренного ребенка — безусловное понимание и уважение к его личности.

Как работать с родителями одаренных дошкольников расскажет нам воспитатель Хазизова Ольга Сергеевна.

Свое выступление хочу закончить словами

Таланты трудно распознать

Не всякий может в них поверить.

Таланты надо воспитать,

Их надо развивать, в них верить.

Простую истину признать

Сумеет всякий…. кто талантлив:

Таланты может воспитать

Наставник, если сам талантлив.

Источник: www.maam.ru

Индивидуальный маршрут одаренного ребенка

Индивидуальный маршрут одаренного ребенка

Савицкая Инна

Индивидуальный образовательный маршрут составлен в соответствии с «Программой работы с одарёнными детьми»на основании закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 «Об образовании».

Цель разработки индивидуального маршрута:

обеспечить формирование и реализацию потребности обучающегося в самоактуализации, саморазвитии.

Научить ребенка прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученныепри изучении других предметов.

Создать условия для развития целостной структуры личностных свойств обучающегося, позволяющих наиболееуспешными способами осваивать учебный материал и раскрыть творческий потенциал. Активизировать познавательную деятельность обучающегося, повысить роль самостоятельной,творческой, исследовательской работы;

Особенности развития ребёнка

ФИО : Корнус Артем

Дата рождения : 18.04.2010

Сопровождающий педагог – учитель Савицкая Инна Константиновна

Партнёры – родители, старшая сестра, школьный психолог

Одарённость: общая интеллектуальная

Портрет одарённого ребёнка

прекрасная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации, большой словарный запас;

стремление к получению знаний и умений, проявление интереса к новому;

повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности;

повышенная, избирательная чувствительность;

имеет обострённое чувство справедливости.

Склонности : словотворчество, художественное творчество. Много читает. Литературный опыт активно используется этим ребёнком в творческой речевой деятельности при создании собственных стихов, сказок, загадок.

Способности и потенциальные возможности обучающегося:

Быстро овладевает основополагающими понятиями, легко запоминает и сохраняет информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют ему преуспевать во многих областях знаний.

Психическое и физическое здоровье:

Артем имеет характерное опережение в развитие, то есть

-отличается широким восприятием;

-ранним языковым развитием, обладает широким словарным запасом;

-высокой концентрацией внимания.

В поведенческой сфере обладает высоким чувством справедливости, тяжело взаимодействует с незнакомыми людьми, для неё характерны страхи, повышенная чувствительность.

Из этого вытекает ряд проблем в развитии :

• Погружение в философские проблемы

• Несоответствие между физическим развитием

Группа здоровья — 2 основная

Жилищные условия.

Семья проживает в 3-х комнатной квартире. У Артема есть своя комната. В домашней библиотеке более 100 детских книг.

Особенности организации образовательного процесса

В результате диагностик было выявлено :

Уровень зрительного восприятия формы – высокий.

Уровень пространственного восприятия – высокий.

Уровень развития кратковременной и долговременной памяти – высокий.

Не испытывает трудности при составлении рассказов.

Фонематическое восприятие в норме.

Наглядно-действенное мышление : высокий уровень.

Читайте также:
Программа изменить размер файла

Наглядно-образное мышление : «Разрезные картинки » собирает путем зрительного соотнесения.

Уровень операции, абстрагирования в норме.

Уровень операции обобщения в норме, наблюдается ярко выраженная избирательность мышления.

Уровень понимания смысла причинно-следственных отношении в норме. Уровень развития как вербального, так и невербального воображения в норме.

Внимание на высоком уровне.

Наблюдается высокая концентрация в различении основных и оттеночных цветов. Различает геометрические фигуры.

Манипулятивная функция рук повышенная.

Развитие мелкой моторики – низкая.

Формы работы:

Через урочную и внеурочную деятельность, индивидуальная и групповая работа.

Кружки «юным умникам и умницам», «Школа развития речи».

Формы и методы занятий

Формы подведения итогов

Результаты работы :

В результате планомерной и систематической работы с ребенком ,

удалось установить отношения со сверстниками, снять повышенную тревожность, укрепить веру в себя. Повысился познавательный интерес.

По результатам мониторинга в конце 1 класса показал следующие результаты по предметам:

Математика – высокий уровень,

Русский язык – повышенный уровень,

Литературное чтение – высокий уровень.

Техника чтения в 1 полугодии 1 класса – 55 слов, конец 1 класса – 104 слова. В конце 2 класса – 110 слов в минуту.

Рекомендации родителям :

1. Организовать индивидуальную консультацию для родителей по теме «Воспитание одарённого ребёнка в семье» .

Не заниматься наставлениями, помогатьребёнку действовать незави­симо, не давать прямыхинструкций, относительно, чем он должен заниматься.

Не сдерживать инициативы ребёнка и не делать за него то, что он сможет сделать самостоятельно.

Приучатьребёнка к навыкам самостоятельного поиска решения проблем, исследования и анализа ситуаций.

Использовать трудные ситуации, возникшие у ребёнка в школе или дома, как область приложенияполученных навыков в решении задач.

Помочь ребёнку научиться управлять процессом усвоения знаний.

Подходить ко всему творчески.

2. Участие в олимпиадах, конкурсах предметной и художественной направленности на различных сайтах.

3. Рекомендовать приобретение альбомов, кистей разного размера, гуаши и акварели с большим выбором цветовой гаммы, а также наглядных альбомов по рисованию различных росписей, животных, птиц, насекомых для поддержания стойкого интереса к художественно-эстетическому развитию.

4. Развивать мелкую моторику рук. Совершенствовать навык работы с ножницами.

Достижения Корнус Артема

Мероприятие

Олимпиада по русскому языку

Конкурс «русский медвежонок»

Всероссийский

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

Всероссийский

Математический конкурс-игра «Кенгуру»

международный

Конкурс на театральную постановку и художественное слово

Благодарственное письмо

Конкурс «Ученик года – 2018»

Грамота участника

Дистанционный конкурс по информатике

Международный

Диплом 1 степени

Дистанционный конкурс по русскому языку

Международный

Диплом 1 степени

Дистанционный конкурс по английскому языку

Международный

Диплом 1 степени

Дистанционный конкурс по биологии

Международный

Диплом 2 степени

Дистанционный конкурс BRITISH BULLDOG

Международный

Сертификат 1 место

Математический конкурс-игра «Кенгуру»

Международный

Сертификат 2 место

Олимпиада по математике

Грамота победитель

Характеристика на одаренного ребёнка

Корнус Артема.

Артем поступил в 1 класс МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов в сентябре 2015 года, в возрасте 7 лет. Поступление в школу родители считали важным событием, к которому готовились заранее. Школу посещает с желанием. Учится с увлечением, легко, без особых усилий.

В настоящее время Кристина охотно контактируетсовзрослыми, много общается со сверстниками и в школе, и после уроков. Умеет пойти на компромисс, уступить. В ней удачно сочетаются высокий интеллект, творчество и скромность, доброта, чуткость, внимательное отношение к людям.

Артем обладает достаточно высоким уровнем умственного развития , включающим расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание. С удовольствием слушает чтение произведений, любит читать сама. Ребенок активен в поиске новой информации, стремиться задавать вопросы и экспериментировать. Сформирован определенный объем знаний и навыков.

Психические процессы и речь развиты в соответствии с возрастной нормой. Ребенок имеет фонетически правильную речь, пользуется относительно богатым запасом слов, употребляет сложные грамматические структуры. В своей активной речи ребенок выражают свои знания, свое понимание окружающей жизни, переживания.

При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний. С удовольствием придумывает сказку, рассказ. Развернуто рассказывает о своих впечатлениях и чувствах.

Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта; рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем; умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает; с большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

На занятиях проявляет активность, проявляет интерес ко всем видам деятельности, стремится к конечному положительному результату деятельности.

Для становления личности одарённого ребенка особенно важно повышенное внимание родителей. Артем воспитывается в полной семье. Развитию одарённости Кристины способствуют высокие познавательные интересы самих родителей. Оба родителя с высшим образованием.

В воспитании ребенка родители заинтересованы, в их общении представлена так называемая совместная познавательная деятельность – общие познавательные интересы, на основе которых наблюдается ускоренный темп умственного и общего возрастного развития. В детстве родители часто читали ему книги, пели песни, рассказывали истории, рисовали, играли в развивающие игры. Систематически интересуются успехами сына, стараются всячески поддержать, оказывают необходимую помощь учителю. Атмосфера в семье дружелюбная, Артем относится к родителям и старшей сестре с большой любовью.

Источник: znanio.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru