Горшкова, М. В. Особенности обучения изобразительной деятельности детей с ОВЗ, интеллектуальными нарушениями и РАС / М. В. Горшкова, О. И. Романова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 5 (400). — С. 379-381. — URL: https://moluch.ru/archive/400/88609/ (дата обращения: 13.07.2023).
Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев и чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.
В. А. Сухомлинский
Изобразительная деятельность — многогранный вид творчества, это воодушевляющий, мотивирующий, наполненный смыслом вид деятельности. В современной педагогике и психологии этому виду деятельности, как эффективному коррекционному средству в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ, с нарушениями умственного развития, детей с расстройствами аутистического спектра, отводится большая роль.
Развитие творческих способностей — важный элемент всестороннего развития личности человека. Занимаясь творчеством, «особенный» ребенок формирует простейшие эстетические ориентиры (красиво — не красиво), осваивает доступные средства изобразительной деятельности, накапливает опыт самовыражения в процессе этой деятельности, развивает способности к совместному и самостоятельному творчеству.
Методика изобразительной деятельности. Учим детей рисовать: материалы, тематика, ошибки.
Для детей с умственным недоразвитием, детей с расстройствами аутистического спектра, характерны нарушения мышления, внимания, восприятия, памяти, речи. Все это создает трудности в запоминании словесного и наглядного материала, овладении операциями мышления.
Такие дети имеют негибкое мышление, образование отвлеченных понятий затруднено или невозможно. Они ограниченно используют речь с минимальным словарным запасом. Есть и неговорящие дети.
Из-за слабого развития активного внимания, недоразвития восприятия и памяти, освоенные действия в новых ситуациях затруднены, поэтому требуются дополнительные упражнения или освоенные действия формируются заново.
Как правило, у детей с ОВЗ, с умственной отсталостью, детей с расстройствами аутистического спектра нарушено обще-моторное развитие. У одних движения замедлены, а у других наблюдается повышенная подвижность, сочетающаяся с беспорядочностью, несогласованностью движений.
Нарушения мышления, внимания, восприятия, памяти, речи создают трудности в восприятии объектов, запоминания наглядного и словесного материалов, овладения операциями мышления. Все эти особенности необходимо учитывать на уроках изобразительной деятельности.
Одним из самых важных условий для педагога, работающего с такими детьми, является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими; просто они нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в создании условий для реализации своих потенциальных возможностей и развития.
Основная задача коррекционно-развивающего обучения — систематизация знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребёнка, восполнение пробелов его предшествующего развития и обучения, развитие недостаточно сформированных умений и навыков, коррекция отклонений в познавательной сфере ребёнка, его подготовка к адекватному восприятию учебного материала. Очень важно установить контакт с «особенным» ребёнком и научить его принимать помощь взрослого. Ребёнок учится выполнять действия совместно с взрослым. В своей работе мы часто используем прием «рука в руке». Этот приём может выполнять функцию как физической, так и психологической поддержки и носит временный характер.
Адаптированная программа для детей с задержкой психического развития: просто о сложном
В условиях целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия дети с ОВЗ, интеллектуальными нарушениями и с расстройствами аутистического спектра, постепенно овладевают изобразительной деятельностью.
Правильная организация занятий способствует развитию интеллекта, эмоциональной и двигательной сферы ребенка, положительно воздействует на формирование личности.
На уроках изобразительной деятельности совершенствуются представления о явлениях и предметах, развивается зрительная память, наблюдательность, воображение, художественный вкус. Посредством творчества ребенок знакомится с многообразием средств реализации своих задумок. Свои мысли, настроение выражает в рисунке, поделке, аппликации. Желание выполнить как можно лучше свою работу формирует усидчивость и целеустремленность.
Выражая свою фантазию в творчестве, обучающиеся используют различные материалы и инструменты, овладевая техническими навыками при их использовании. Рисуя, дети приобретают навыки правильного пользования карандашами, фломастерами, кисточками, формируя осознанные изобразительные движения, необходимые для качественного выполнения линии, мазка, формы.
В процессе изобразительной деятельности ребенок развивает речевые функции, удерживая творческий замысел, планируя работу, фиксируя готовый результат. В течение всего урока дети имеют возможность свободно высказываться по теме урока, в процессе изучения образца или предмета, во время оценивания созданной творческой работы, что является важным условием их психического развития.
При обучении детей с ОВЗ, с умственной отсталостью, детей с расстройствами аутистического спектра, необходимо учитывать доминирование в их деятельности игровых интересов, а так же стремительную утомляемость. Поэтому, с целью повышения эффективности обучения, на разных этапах изобразительной деятельности используются разные игровые технологии — предъявление учебной информации в игровой форме. Например, дети очень любят приемы обращения к героям мультфильмов и сказок, с интересом включаются в игры на развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, координацию движений.
При выборе игр необходимо учитывать возрастные особенности ребёнка, характер дефекта, степень его выраженности и личностные особенности. Так же, важно учитывать, что все игровые упражнения должны быть связаны с темой конкретного урока и направлены на достижение конкретной цели. Необходимо подбирать такие задания, которые будут понятны ребёнку. Важно, чтобы задания постепенно менялись и усложнялись.
Для формирования эстетического восприятия прекрасного на уроках изобразительной деятельности, рекомендуется использовать различные виды искусства: тематическое музыкальное сопровождение, поэзию.
Для развития моторики в ходе каждого урока предусматриваются необходимые коррекционные упражнения (физкультминутки).
Совместные действия учителя и ученика позволяют развивать успех и обеспечивают продвижения ребенка в самостоятельных действиях.
На уроках изобразительной деятельности используются различные техники, начиная с простых — рисование с помощью пальчиков, ладошки, обрывания бумаги.
Детям с нарушениями интеллектуального развития доступны такие техники, как техника тычка. Используя полусухую жесткую кисть, эта техника позволяет получить пушистую или колючую фактуру.
В технике рисования пальчиками или ладошкой, средствами выразительности являются пятна, короткие линии, цвет, а также фантастические силуэты, получаемые отпечатыванием на бумаге.
В осеннее время года используется техника «отпечатки листьев». Средствами выразительности этой техники служат цвет и фактура.
В работах в техниках «оттиск смятой бумагой», «оттиск пробкой, поролоном, пенопластом» средствами выразительности служат цвет, фактура, пятна.
Украшение рисунков пуговицами, монетами, дополнение различными мелкими деталями развивает внимание, память, усидчивость, мелкую моторику рук.
Игра-рисование песком (манкой) развивает у детей тактильную чувствительность, снижает эмоциональное напряжение, расслабляет. Такое рисование песком (манкой) даёт отличный результат релаксации. А если вдруг что-то не получится, не стоит расстраиваться, ведь можно всё повторить сначала. При таком рисовании выделяют 3 вида упражнений:
Суть: напрягаем — расслабляем пальчики. Упражнение хорошо срабатывает для детей, у которых процесс расслабления и приведения в тонус очень плохой.
— Рисование пальцем (буквы, геометрические фигуры, солнышко)
Аппликация из зерен в технике посыпания и вдавливания
Использование перечисленных нетрадиционных техник изобразительной деятельности способствует развитию пальцев рук, кистей, формирует графо-моторные навыки, а также поддерживает у детей интерес к творческой деятельности. Кроме того, нетрадиционные способы, приемы и методы обучения детей с ОВЗ, умственной отсталостью и расстройствами аутистического спектра помогают выполнять терапевтическую функцию, отвлекают детей от печальных событий, обид, снимают нервное напряжение, страхи; вызывают радостное настроение.
Работая с детьми вышеуказанной категории, учитель должен:
— относиться к ним спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям, но не на секунду не забывая, что это дети «особенные».
— Учитывать индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии.
— Сравнивать ребенка с ним самим, а не с другими детьми.
— Создавать у ребенка субъективное переживание успеха, давать высокую оценку детали «Вот эта часть у тебя получилась замечательно…»
— Использовать приемы снятия страха — «Ничего страшного…», авансирования — «У тебя получится…», «Ты сможешь…»
— Помогать ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность. Отмечать достижения, а не неудачи. Формировать веру в успех.
— Концентрировать внимание на уже достигнутых в прошлом успехах (на прошлом занятии ты смог сделать…, сможешь и сейчас).
— Давать ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою точку зрения.
Уроки по изобразительной деятельности дают возможность детям с нарушением интеллектуального развития испытывать новые позитивные переживания, способствуют рождению новых творческих потребностей и поиска способов их удовлетворения, развитию познавательных процессов. Все это в целом активирует потенциальные возможности детей.
Основные термины (генерируются автоматически): изобразительная деятельность, ребенок, умственная отсталость, урок, вид деятельности, возможность, интеллектуальное развитие, нарушение мышления, овладение операциями, средство выразительности.
Похожие статьи
Обучение изобразительной деятельности детей.
Успешность овладения изобразительной деятельностью в достаточной мере связана с
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика)
Занятия изобразительной деятельностью — это важное средство развития личности.
Формирование мыслительной деятельности детей.
Нарушение познавательной деятельности у детей нарушением интеллекта является
Для мышления умственно отсталых детей характерно: 1) нарушение всех мыслительных
Все операции мышления тесно взаимосвязаны с собой, но темпы развития детей будут разные.
Экспериментальное исследование эстетического воспитания.
Эстетическое воспитание детей с нарушениями интеллекта гораздо осложняется в силу присущих
Вся система эстетического воспитания сводится к общему развитию дошкольника, как в эстетическом плане
Это достигается в процессе овладения дошкольником знаний о.
Развитие социальной интеграции детей с тяжелой умственной.
Внеурочная деятельность воспитанников с тяжелой умственной отсталостью должна способствовать раскрытию внутреннего потенциала каждого из них путем организации и проведения мероприятий, направленных на социальную интеграцию.
Изучение развития наглядно-действенного мышления детей.
В статье изучается проблема развития мышления детей с интеллектуальной недостаточностью.
— игровая форма урока вызывает у них интерес, они
Цель нашего исследования: развитие наглядно-действенного мышления у детей с интеллектуальными.
Особенности игровой деятельности детей с интеллектуальной.
С целью выявления возможностей развития игровой деятельности детей с тяжелой умственной отсталостью, определения условий, этапов и методов ее формирования проводится диагностика овладения игровыми умениями детьми с умственной отсталостью.
Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее.
В процессе занятий изобразительной деятельностью у дошкольников формируются
Изобразительная деятельность является самым доступным видом творчества ребенка.
Изобразительная деятельность оказывает большое влияние на развитие ребёнка.
Использование нетрадиционных техник рисования на занятиях.
Опыт детей с выраженной умственной отсталостью значительно беднее, чем у детей с сохранным интеллектом. Детям с ТМНР характерны познавательная пассивность, связанная с низким интересом, а также не сформированность произвольной деятельности и самоконтроля.
Формирование наглядно-образного мышления у детей.
При нарушении развития интеллекта все виды мышления оказываются недоразвитыми. Л. С. Выготский говорил об относительной сохранности у детей с умственной отсталостью практического интеллекта. Дети могут решать проблемные ситуации на уровне практического.
- Как издать спецвыпуск?
- Правила оформления статей
- Оплата и скидки
Источник: moluch.ru
Тема 3. Особенности изобразительной деятельности детей, имеющих отклонения в развитии
1.Письменно ответить на вопросы после изучения лекционного материала по данной теме.
2.Подготовить сообщение об особенностях изобразительной деятельности детей с различными проблемами в развития (умственная отсталость, нарушение слуха, задержка психического развития, нарушение зрения, нарушения ОДА) с указанием причин, вызывающих эти отклонения.
3.Собрать рисунки детей, имеющих любые проблемы в развитии (5-6 рисунков), которые иллюстрируют описанные особенности изображения.
Оформление рисунка: имя ребёнка, возраст, тема (свободная), что говорил ребёнок во время рисования, что отвечал экспериментатору на его уточняющие вопросы по рисунку; выявленные Вами особенности изображения.
1.Письменно ответить на вопросы после изучения лекционного материала по данной теме.
2.Сравнение не менее двух программ обучения изобразительной деятельности детей, имеющих различные проблемы в развитии.
Прочитав раздел «Изобразительная деятельность и конструирование» в выбранной вами программе, заполните таблицу по разным видам деятельности (рисование, лепка аппликация). В зависимости от содержания программы выделите основные аспекты для анализа. По каждому аспекту выскажете своё мнение, насколько полно, грамотно и логично представлен в нём программный материал.
В качестве примера ниже приводится анализ программного содержания занятий по лепке слабослышащих дошкольников. Нами выделено четыре аспекта для анализа. Чтобы не повторяться, в последующих годах обучения следует просто добавлять новые задачи.
Программные задачи | 1-ый год обучения | 2-ой год обучения | 3-ий год обучения | 4-ый год обучения |
1.Материалы и инструменты | Знакомство со свойствами глины: мягкая, можно мять, рвать на части, соединять их. Знакомство с правилами: лепить на дощечке, не разбрасывать. | +засучивать рукава | ||
2.Приёмы обучения | Наблюдение за лепкой воспитателя, обыгрывание. Совместные действия. Действия по подражанию. Лепка детьми без задания. Лепка по словесной инструкции | +с натуры +лепка по образцу | +с натуры и сразу же по представлению, +по тексту, +по представлению после наблюдения, +по индивидуальной натуре. | + по представлению, + по индивидуальным текстам, + по замыслу. |
3.Технические навыки | отщипывание маленьких кусочков от большого, раскатывание, соединение кусочков. | +раскатывать ком глины между ладонями круговыми движениями, в длину; расплющивать шарообразный ком глины между ладонями, соединять части, плотно прижимая их друг к другу. | +оттягивать глину при лепке мелких частей, защипывать края, вдавливать пальцем углубления. | + примазывать части предмета, выдавливать полую форму, сглаживать поверхность формы пальцем. |
4.Тематика детских работ | Конфеты-щарики, конфеты-палочки, шары, | То же самое | Яйцо, птичка, яблоко, мяч, неваляшка, пирамида из трёх шаров, свёкла, ёлочный шар, снежная баба, тарелка с конфетами-шариками, Снегурочка, мишка, зайка, колобок, кукла. | Чашка с блюдцем, овощи, яблоко груша, утка, рыба, кукла, девочка, мальчик, Дед Мороз, мальчик, собака, щенок, ракета, матрёшка |
1.В программе не уделяется внимание знакомству детей с материалами и инструментами на 2,3,4 годах обучения, хотя известно, как быстро теряет навыки ребёнок без постоянного подкрепления их.
2.Последовательность приёмов обучения выстроена логично и последовательно.
3.Последовательность усвоения детьми технических навыков представлена логично. Однако неверно названы приёмы раскатывания и скатывания. В программе это звучит так: «раскатывать ком глины между ладонями круговыми движениями, в длину». Кроме этого не определено, какой технический приём дети осваивают раньше, хотя общеизвестно, что раскатывание даётся им легче.
4.Тематика детских работ представлена неравномерно и не совсем логично
4.Тематика детских работ представлена неравномерно и не совсем логично. Первые два года дети должны лепить довольно мало и слишком элементарно. На четвёртом же году, на наш взгляд, задания даются неоправданно сложные. Они гораздо сложнее того, что лепили дети на 3-ем году обучения.
Кроме этого, не понятно, зачем в программе так подробно регламентировано то, что педагог может лепить на глазах у детей для последующего обыгрывания. Ведь это зависит от многих причин и никак не может быть определено заранее.
Источник: studopedia.org
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
Подход к ребенку, особенности его личности и психофизические способности. Особая методика и способы преподавания.
Похожие материалы
документ | ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ | Николадзе Светлана Вячеславовна | 20 Мар 2015 |
документ | Особенности развития изобразительной деятельности у детей раннего возраста | Игнатова Любовь Петровна | 30 Мар 2015 |
документ | Рекомендации по организации процесса обучения детей, имеющих повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности. | Дубинина Марина Анатольевна | 30 Мар 2015 |
документ | Особенности организации деятельности детей с задержкой психического развития | Трифонова Юлия Николаевна | 19 Мар 2016 |
документ | Организации самостоятельной изобразительной деятельности детей в процессе внедрения инновационных техник и технологий развития дошкольника. | Карасева Татьяна Владимировна | 30 Мар 2015 |
документ | «Особенности организации изобразительной деятельности в детском саду». | Орлова Юлия Николаевна | 6 Апр 2015 |
разное | Характерные особенности изобразительной деятельности детей дошкольного возраста | Чайка Ирина Алексеевна | 31 Мар 2015 |
разное | Особенности организации взаимодействия педагогов и родителей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями | Чеботарева Лариса Николаевна | 20 Мар 2015 |
документ | Особенности организации проектной деятельности детей со сложной структурой дефекта в условиях надомного обучения. | Алексеева Лариса Александровна | 2 Окт 2015 |
документ | Особенности обучения детей, имеющих сочетанную патологию, в общеобразовательной школе. | Султанова Наталия Витальевна | 21 Мар 2015 |
разное | Особенности обучения детей с задержкой психического развития. | Никитина Инна Петровна | 14 Мая 2015 |
документ | Особенности обучения детей с проблемами развития речи (логопедии) и низким уровнем мыслительной деятельности | Елена Артемчук | 31 Мар 2015 |
документ | Особенности изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста. | Цой Елена Анатольевна | 30 Мар 2015 |
документ | Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности. | Леонова Антонина Георгиевна | 23 Авг 2015 |
документ | Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности. | Леонова Антонина Георгиевна | 23 Авг 2015 |
разное | Особенности организации дистанционного обучения детей с ОВЗ | Орина Эмма Григорьевна | 31 Мар 2015 |
разное | Особенности организации дистанционного обучения детей с ОВЗ | Орина Эмма Григорьевна | 31 Мар 2015 |
разное | Особенности организации обучения плаванию детей дошкольного возраста с ОНР. | Семенова Валентина Адольфовна | 31 Мар 2015 |
документ | Занятие как основная форма обучения детей изобразительной деятельности | Климова Татьяна Юрьевна | 7 Июл 2015 |
документ | Особенности влияния памяти на успешность обучения детей младшего школьного возраста. Введение 1.Теоритическое обоснование проблемы влияния памяти на успешность учебной деятельности детей младшего школьного возраста. 1.1 Психолого-педагогические особ | Цветкова Оксана Владимировна | 30 Мар 2015 |
документ | Значение развития восприятия для изобразительной деятельности детей. | Пахоменко Надежда Нуриевна | 4 Апр 2015 |
документ | «Развитие познавательных способностей у детей, имеющих проблемы » | Киселёва Ирина Павловна | 31 Мар 2015 |
документ | Особенности проведения занятий по изобразительной деятельности с детьми с задержкой психического развития | Кутова Марина Владимировна | 11 Фев 2016 |
документ | Особенности организации игровой деятельности детей во всех возрастных группах. | Буслова Жанна Юрьевна | 31 Мар 2015 |
документ | Современные проблемы развития театрализованной деятельности детей 4-5 лет | Прохоренко Юлия Андреевна | 1 Апр 2015 |
документ | Современные проблемы развития театрализованной деятельности детей 4-5 лет | Прохоренко Юлия Андреевна | 1 Апр 2015 |
документ | Особенности коррекционно-развивающего обучения детей с проблемами развития | Блажко Светлана Андреевна | 21 Мар 2015 |
разное | Особенности обучения детей с задержской психического развития. | Алексеева Анна Алексеевна | 4 Апр 2015 |
презентация | Особенности обучения детей с задержкой психического развития | Гайирбегова Замира Гайирбеговна | 7 Дек 2015 |
разное | Анкета для родителей по выявлению компетентности в организации изобразительной деятельности детей в условиях семьи | Балдунникова Лидия Петровна | 4 Июл 2015 |
разное | Анкета для родителей по выявлению компетентности в организации изобразительной деятельности детей в условиях семьи | Балдунникова Лидия Петровна | 4 Июл 2015 |
документ | Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста» | Кычакова Елена Алексеевна | 30 Мар 2015 |
документ | Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста. | Литвинова Ирина Николаевна | 31 Мар 2015 |
документ | Особенности и проблемы раечевого развития у детей среднего и старшего дошкольного возраста | Платонова Марина Юрьевна | 31 Мар 2015 |
разное | особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возроста | Горбунова Марина Леонтьевна | 31 Мар 2015 |
разное | особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возроста | Горбунова Марина Леонтьевна | 31 Мар 2015 |
документ | Родительское собрание в детском саду «Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольног возраста» | Шамеева Надежда Юрьевна | 31 Мар 2015 |
документ | Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста «А как речь – то говорит, словно реченька журчит » | Тареева Ольга Васильевна | 27 Апр 2015 |
презентация | Презентация «Особенности и проблемы речевого развития у детей» | Бильданова Ралия Нургалиевна | 7 Фев 2016 |
документ | «Особенности и проблемы речевого развития у детей» | Масловская Ирина Николаевна | 6 Фев 2016 |
Источник: pedportal.net