Программ обучения изобразительной деятельности детей имеющие различные проблемы в развитии

Горшкова, М. В. Особенности обучения изобразительной деятельности детей с ОВЗ, интеллектуальными нарушениями и РАС / М. В. Горшкова, О. И. Романова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 5 (400). — С. 379-381. — URL: https://moluch.ru/archive/400/88609/ (дата обращения: 13.07.2023).

Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев и чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.

В. А. Сухомлинский

Изобразительная деятельность — многогранный вид творчества, это воодушевляющий, мотивирующий, наполненный смыслом вид деятельности. В современной педагогике и психологии этому виду деятельности, как эффективному коррекционному средству в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ, с нарушениями умственного развития, детей с расстройствами аутистического спектра, отводится большая роль.

Развитие творческих способностей — важный элемент всестороннего развития личности человека. Занимаясь творчеством, «особенный» ребенок формирует простейшие эстетические ориентиры (красиво — не красиво), осваивает доступные средства изобразительной деятельности, накапливает опыт самовыражения в процессе этой деятельности, развивает способности к совместному и самостоятельному творчеству.

Методика изобразительной деятельности. Учим детей рисовать: материалы, тематика, ошибки.

Для детей с умственным недоразвитием, детей с расстройствами аутистического спектра, характерны нарушения мышления, внимания, восприятия, памяти, речи. Все это создает трудности в запоминании словесного и наглядного материала, овладении операциями мышления.

Такие дети имеют негибкое мышление, образование отвлеченных понятий затруднено или невозможно. Они ограниченно используют речь с минимальным словарным запасом. Есть и неговорящие дети.

Из-за слабого развития активного внимания, недоразвития восприятия и памяти, освоенные действия в новых ситуациях затруднены, поэтому требуются дополнительные упражнения или освоенные действия формируются заново.

Как правило, у детей с ОВЗ, с умственной отсталостью, детей с расстройствами аутистического спектра нарушено обще-моторное развитие. У одних движения замедлены, а у других наблюдается повышенная подвижность, сочетающаяся с беспорядочностью, несогласованностью движений.

Нарушения мышления, внимания, восприятия, памяти, речи создают трудности в восприятии объектов, запоминания наглядного и словесного материалов, овладения операциями мышления. Все эти особенности необходимо учитывать на уроках изобразительной деятельности.

Одним из самых важных условий для педагога, работающего с такими детьми, является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими; просто они нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в создании условий для реализации своих потенциальных возможностей и развития.

Основная задача коррекционно-развивающего обучения — систематизация знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребёнка, восполнение пробелов его предшествующего развития и обучения, развитие недостаточно сформированных умений и навыков, коррекция отклонений в познавательной сфере ребёнка, его подготовка к адекватному восприятию учебного материала. Очень важно установить контакт с «особенным» ребёнком и научить его принимать помощь взрослого. Ребёнок учится выполнять действия совместно с взрослым. В своей работе мы часто используем прием «рука в руке». Этот приём может выполнять функцию как физической, так и психологической поддержки и носит временный характер.

Адаптированная программа для детей с задержкой психического развития: просто о сложном

В условиях целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия дети с ОВЗ, интеллектуальными нарушениями и с расстройствами аутистического спектра, постепенно овладевают изобразительной деятельностью.

Правильная организация занятий способствует развитию интеллекта, эмоциональной и двигательной сферы ребенка, положительно воздействует на формирование личности.

На уроках изобразительной деятельности совершенствуются представления о явлениях и предметах, развивается зрительная память, наблюдательность, воображение, художественный вкус. Посредством творчества ребенок знакомится с многообразием средств реализации своих задумок. Свои мысли, настроение выражает в рисунке, поделке, аппликации. Желание выполнить как можно лучше свою работу формирует усидчивость и целеустремленность.

Выражая свою фантазию в творчестве, обучающиеся используют различные материалы и инструменты, овладевая техническими навыками при их использовании. Рисуя, дети приобретают навыки правильного пользования карандашами, фломастерами, кисточками, формируя осознанные изобразительные движения, необходимые для качественного выполнения линии, мазка, формы.

В процессе изобразительной деятельности ребенок развивает речевые функции, удерживая творческий замысел, планируя работу, фиксируя готовый результат. В течение всего урока дети имеют возможность свободно высказываться по теме урока, в процессе изучения образца или предмета, во время оценивания созданной творческой работы, что является важным условием их психического развития.

При обучении детей с ОВЗ, с умственной отсталостью, детей с расстройствами аутистического спектра, необходимо учитывать доминирование в их деятельности игровых интересов, а так же стремительную утомляемость. Поэтому, с целью повышения эффективности обучения, на разных этапах изобразительной деятельности используются разные игровые технологии — предъявление учебной информации в игровой форме. Например, дети очень любят приемы обращения к героям мультфильмов и сказок, с интересом включаются в игры на развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, координацию движений.

Читайте также:
Программа звукозаписи как в студии

При выборе игр необходимо учитывать возрастные особенности ребёнка, характер дефекта, степень его выраженности и личностные особенности. Так же, важно учитывать, что все игровые упражнения должны быть связаны с темой конкретного урока и направлены на достижение конкретной цели. Необходимо подбирать такие задания, которые будут понятны ребёнку. Важно, чтобы задания постепенно менялись и усложнялись.

Для формирования эстетического восприятия прекрасного на уроках изобразительной деятельности, рекомендуется использовать различные виды искусства: тематическое музыкальное сопровождение, поэзию.

Для развития моторики в ходе каждого урока предусматриваются необходимые коррекционные упражнения (физкультминутки).

Совместные действия учителя и ученика позволяют развивать успех и обеспечивают продвижения ребенка в самостоятельных действиях.

На уроках изобразительной деятельности используются различные техники, начиная с простых — рисование с помощью пальчиков, ладошки, обрывания бумаги.

Детям с нарушениями интеллектуального развития доступны такие техники, как техника тычка. Используя полусухую жесткую кисть, эта техника позволяет получить пушистую или колючую фактуру.

В технике рисования пальчиками или ладошкой, средствами выразительности являются пятна, короткие линии, цвет, а также фантастические силуэты, получаемые отпечатыванием на бумаге.

В осеннее время года используется техника «отпечатки листьев». Средствами выразительности этой техники служат цвет и фактура.

В работах в техниках «оттиск смятой бумагой», «оттиск пробкой, поролоном, пенопластом» средствами выразительности служат цвет, фактура, пятна.

Украшение рисунков пуговицами, монетами, дополнение различными мелкими деталями развивает внимание, память, усидчивость, мелкую моторику рук.

Игра-рисование песком (манкой) развивает у детей тактильную чувствительность, снижает эмоциональное напряжение, расслабляет. Такое рисование песком (манкой) даёт отличный результат релаксации. А если вдруг что-то не получится, не стоит расстраиваться, ведь можно всё повторить сначала. При таком рисовании выделяют 3 вида упражнений:

Суть: напрягаем — расслабляем пальчики. Упражнение хорошо срабатывает для детей, у которых процесс расслабления и приведения в тонус очень плохой.

— Рисование пальцем (буквы, геометрические фигуры, солнышко)

Аппликация из зерен в технике посыпания и вдавливания

Использование перечисленных нетрадиционных техник изобразительной деятельности способствует развитию пальцев рук, кистей, формирует графо-моторные навыки, а также поддерживает у детей интерес к творческой деятельности. Кроме того, нетрадиционные способы, приемы и методы обучения детей с ОВЗ, умственной отсталостью и расстройствами аутистического спектра помогают выполнять терапевтическую функцию, отвлекают детей от печальных событий, обид, снимают нервное напряжение, страхи; вызывают радостное настроение.

Работая с детьми вышеуказанной категории, учитель должен:

— относиться к ним спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям, но не на секунду не забывая, что это дети «особенные».

— Учитывать индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии.

— Сравнивать ребенка с ним самим, а не с другими детьми.

— Создавать у ребенка субъективное переживание успеха, давать высокую оценку детали «Вот эта часть у тебя получилась замечательно…»

— Использовать приемы снятия страха — «Ничего страшного…», авансирования — «У тебя получится…», «Ты сможешь…»

— Помогать ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность. Отмечать достижения, а не неудачи. Формировать веру в успех.

— Концентрировать внимание на уже достигнутых в прошлом успехах (на прошлом занятии ты смог сделать…, сможешь и сейчас).

— Давать ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою точку зрения.

Уроки по изобразительной деятельности дают возможность детям с нарушением интеллектуального развития испытывать новые позитивные переживания, способствуют рождению новых творческих потребностей и поиска способов их удовлетворения, развитию познавательных процессов. Все это в целом активирует потенциальные возможности детей.

Основные термины (генерируются автоматически): изобразительная деятельность, ребенок, умственная отсталость, урок, вид деятельности, возможность, интеллектуальное развитие, нарушение мышления, овладение операциями, средство выразительности.

Похожие статьи

Обучение изобразительной деятельности детей.

Успешность овладения изобразительной деятельностью в достаточной мере связана с

Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика)

Занятия изобразительной деятельностью — это важное средство развития личности.

Формирование мыслительной деятельности детей.

Нарушение познавательной деятельности у детей нарушением интеллекта является

Для мышления умственно отсталых детей характерно: 1) нарушение всех мыслительных

Все операции мышления тесно взаимосвязаны с собой, но темпы развития детей будут разные.

Экспериментальное исследование эстетического воспитания.

Эстетическое воспитание детей с нарушениями интеллекта гораздо осложняется в силу присущих

Вся система эстетического воспитания сводится к общему развитию дошкольника, как в эстетическом плане

Это достигается в процессе овладения дошкольником знаний о.

Развитие социальной интеграции детей с тяжелой умственной.

Внеурочная деятельность воспитанников с тяжелой умственной отсталостью должна способствовать раскрытию внутреннего потенциала каждого из них путем организации и проведения мероприятий, направленных на социальную интеграцию.

Изучение развития наглядно-действенного мышления детей.

В статье изучается проблема развития мышления детей с интеллектуальной недостаточностью.

— игровая форма урока вызывает у них интерес, они

Читайте также:
Наале программа Израиль это

Цель нашего исследования: развитие наглядно-действенного мышления у детей с интеллектуальными.

Особенности игровой деятельности детей с интеллектуальной.

С целью выявления возможностей развития игровой деятельности детей с тяжелой умственной отсталостью, определения условий, этапов и методов ее формирования проводится диагностика овладения игровыми умениями детьми с умственной отсталостью.

Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее.

В процессе занятий изобразительной деятельностью у дошкольников формируются

Изобразительная деятельность является самым доступным видом творчества ребенка.

Изобразительная деятельность оказывает большое влияние на развитие ребёнка.

Использование нетрадиционных техник рисования на занятиях.

Опыт детей с выраженной умственной отсталостью значительно беднее, чем у детей с сохранным интеллектом. Детям с ТМНР характерны познавательная пассивность, связанная с низким интересом, а также не сформированность произвольной деятельности и самоконтроля.

Формирование наглядно-образного мышления у детей.

При нарушении развития интеллекта все виды мышления оказываются недоразвитыми. Л. С. Выготский говорил об относительной сохранности у детей с умственной отсталостью практического интеллекта. Дети могут решать проблемные ситуации на уровне практического.

  • Как издать спецвыпуск?
  • Правила оформления статей
  • Оплата и скидки

Источник: moluch.ru

Тема 3. Особенности изобразительной деятельности детей, имеющих отклонения в развитии

1.Письменно ответить на вопросы после изучения лекционного материала по данной теме.

2.Подготовить сообщение об особенностях изобразительной деятельности детей с различными проблемами в развития (умственная отсталость, нарушение слуха, задержка психического развития, нарушение зрения, нарушения ОДА) с указанием причин, вызывающих эти отклонения.

3.Собрать рисунки детей, имеющих любые проблемы в развитии (5-6 рисунков), которые иллюстрируют описанные особенности изображения.

Оформление рисунка: имя ребёнка, возраст, тема (свободная), что говорил ребёнок во время рисования, что отвечал экспериментатору на его уточняющие вопросы по рисунку; выявленные Вами особенности изображения.

1.Письменно ответить на вопросы после изучения лекционного материала по данной теме.

2.Сравнение не менее двух программ обучения изобразительной деятельности детей, имеющих различные проблемы в развитии.

Прочитав раздел «Изобразительная деятельность и конструирование» в выбранной вами программе, заполните таблицу по разным видам деятельности (рисование, лепка аппликация). В зависимости от содержания программы выделите основные аспекты для анализа. По каждому аспекту выскажете своё мнение, насколько полно, грамотно и логично представлен в нём программный материал.

В качестве примера ниже приводится анализ программного содержания занятий по лепке слабослышащих дошкольников. Нами выделено четыре аспекта для анализа. Чтобы не повторяться, в последующих годах обучения следует просто добавлять новые задачи.

Программные задачи 1-ый год обучения 2-ой год обучения 3-ий год обучения 4-ый год обучения
1.Материалы и инструменты Знакомство со свойствами глины: мягкая, можно мять, рвать на части, соединять их. Знакомство с правилами: лепить на дощечке, не разбрасывать. +засучивать рукава
2.Приёмы обучения Наблюдение за лепкой воспитателя, обыгрывание. Совместные действия. Действия по подражанию. Лепка детьми без задания. Лепка по словесной инструкции +с натуры +лепка по образцу +с натуры и сразу же по представлению, +по тексту, +по представлению после наблюдения, +по индивидуальной натуре. + по представлению, + по индивидуальным текстам, + по замыслу.
3.Технические навыки отщипывание маленьких кусочков от большого, раскатывание, соединение кусочков. +раскатывать ком глины между ладонями круговыми движениями, в длину; расплющивать шарообразный ком глины между ладонями, соединять части, плотно прижимая их друг к другу. +оттягивать глину при лепке мелких частей, защипывать края, вдавливать пальцем углубления. + примазывать части предмета, выдавливать полую форму, сглаживать поверхность формы пальцем.
4.Тематика детских работ Конфеты-щарики, конфеты-палочки, шары, То же самое Яйцо, птичка, яблоко, мяч, неваляшка, пирамида из трёх шаров, свёкла, ёлочный шар, снежная баба, тарелка с конфетами-шариками, Снегурочка, мишка, зайка, колобок, кукла. Чашка с блюдцем, овощи, яблоко груша, утка, рыба, кукла, девочка, мальчик, Дед Мороз, мальчик, собака, щенок, ракета, матрёшка

1.В программе не уделяется внимание знакомству детей с материалами и инструментами на 2,3,4 годах обучения, хотя известно, как быстро теряет навыки ребёнок без постоянного подкрепления их.

2.Последовательность приёмов обучения выстроена логично и последовательно.

3.Последовательность усвоения детьми технических навыков представлена логично. Однако неверно названы приёмы раскатывания и скатывания. В программе это звучит так: «раскатывать ком глины между ладонями круговыми движениями, в длину». Кроме этого не определено, какой технический приём дети осваивают раньше, хотя общеизвестно, что раскатывание даётся им легче.

4.Тематика детских работ представлена неравномерно и не совсем логично

4.Тематика детских работ представлена неравномерно и не совсем логично. Первые два года дети должны лепить довольно мало и слишком элементарно. На четвёртом же году, на наш взгляд, задания даются неоправданно сложные. Они гораздо сложнее того, что лепили дети на 3-ем году обучения.

Кроме этого, не понятно, зачем в программе так подробно регламентировано то, что педагог может лепить на глазах у детей для последующего обыгрывания. Ведь это зависит от многих причин и никак не может быть определено заранее.

Читайте также:
Как остановить программу в java при помощи кода

Источник: studopedia.org

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

Подход к ребенку, особенности его личности и психофизические способности. Особая методика и способы преподавания.

Похожие материалы

Тип Название материала Автор Опубликован
документ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ Николадзе Светлана Вячеславовна 20 Мар 2015
документ Особенности развития изобразительной деятельности у детей раннего возраста Игнатова Любовь Петровна 30 Мар 2015
документ Рекомендации по организации процесса обучения детей, имеющих повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности. Дубинина Марина Анатольевна 30 Мар 2015
документ Особенности организации деятельности детей с задержкой психического развития Трифонова Юлия Николаевна 19 Мар 2016
документ Организации самостоятельной изобразительной деятельности детей в процессе внедрения инновационных техник и технологий развития дошкольника. Карасева Татьяна Владимировна 30 Мар 2015
документ «Особенности организации изобразительной деятельности в детском саду». Орлова Юлия Николаевна 6 Апр 2015
разное Характерные особенности изобразительной деятельности детей дошкольного возраста Чайка Ирина Алексеевна 31 Мар 2015
разное Особенности организации взаимодействия педагогов и родителей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями Чеботарева Лариса Николаевна 20 Мар 2015
документ Особенности организации проектной деятельности детей со сложной структурой дефекта в условиях надомного обучения. Алексеева Лариса Александровна 2 Окт 2015
документ Особенности обучения детей, имеющих сочетанную патологию, в общеобразовательной школе. Султанова Наталия Витальевна 21 Мар 2015
разное Особенности обучения детей с задержкой психического развития. Никитина Инна Петровна 14 Мая 2015
документ Особенности обучения детей с проблемами развития речи (логопедии) и низким уровнем мыслительной деятельности Елена Артемчук 31 Мар 2015
документ Особенности изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Цой Елена Анатольевна 30 Мар 2015
документ Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности. Леонова Антонина Георгиевна 23 Авг 2015
документ Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности. Леонова Антонина Георгиевна 23 Авг 2015
разное Особенности организации дистанционного обучения детей с ОВЗ Орина Эмма Григорьевна 31 Мар 2015
разное Особенности организации дистанционного обучения детей с ОВЗ Орина Эмма Григорьевна 31 Мар 2015
разное Особенности организации обучения плаванию детей дошкольного возраста с ОНР. Семенова Валентина Адольфовна 31 Мар 2015
документ Занятие как основная форма обучения детей изобразительной деятельности Климова Татьяна Юрьевна 7 Июл 2015
документ Особенности влияния памяти на успешность обучения детей младшего школьного возраста. Введение 1.Теоритическое обоснование проблемы влияния памяти на успешность учебной деятельности детей младшего школьного возраста. 1.1 Психолого-педагогические особ Цветкова Оксана Владимировна 30 Мар 2015
документ Значение развития восприятия для изобразительной деятельности детей. Пахоменко Надежда Нуриевна 4 Апр 2015
документ «Развитие познавательных способностей у детей, имеющих проблемы » Киселёва Ирина Павловна 31 Мар 2015
документ Особенности проведения занятий по изобразительной деятельности с детьми с задержкой психического развития Кутова Марина Владимировна 11 Фев 2016
документ Особенности организации игровой деятельности детей во всех возрастных группах. Буслова Жанна Юрьевна 31 Мар 2015
документ Современные проблемы развития театрализованной деятельности детей 4-5 лет Прохоренко Юлия Андреевна 1 Апр 2015
документ Современные проблемы развития театрализованной деятельности детей 4-5 лет Прохоренко Юлия Андреевна 1 Апр 2015
документ Особенности коррекционно-развивающего обучения детей с проблемами развития Блажко Светлана Андреевна 21 Мар 2015
разное Особенности обучения детей с задержской психического развития. Алексеева Анна Алексеевна 4 Апр 2015
презентация Особенности обучения детей с задержкой психического развития Гайирбегова Замира Гайирбеговна 7 Дек 2015
разное Анкета для родителей по выявлению компетентности в организации изобразительной деятельности детей в условиях семьи Балдунникова Лидия Петровна 4 Июл 2015
разное Анкета для родителей по выявлению компетентности в организации изобразительной деятельности детей в условиях семьи Балдунникова Лидия Петровна 4 Июл 2015
документ Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста» Кычакова Елена Алексеевна 30 Мар 2015
документ Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста. Литвинова Ирина Николаевна 31 Мар 2015
документ Особенности и проблемы раечевого развития у детей среднего и старшего дошкольного возраста Платонова Марина Юрьевна 31 Мар 2015
разное особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возроста Горбунова Марина Леонтьевна 31 Мар 2015
разное особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возроста Горбунова Марина Леонтьевна 31 Мар 2015
документ Родительское собрание в детском саду «Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольног возраста» Шамеева Надежда Юрьевна 31 Мар 2015
документ Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста «А как речь – то говорит, словно реченька журчит » Тареева Ольга Васильевна 27 Апр 2015
презентация Презентация «Особенности и проблемы речевого развития у детей» Бильданова Ралия Нургалиевна 7 Фев 2016
документ «Особенности и проблемы речевого развития у детей» Масловская Ирина Николаевна 6 Фев 2016

Источник: pedportal.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru