1. Общие сведения о языке программирования Паскаль
2.
Языки программирования –
это формальные языки,
предназначенные для записи
алгоритмов, исполнителем
которых будет компьютер.
3.
Записи алгоритмов
на языках
программирования
называются программами.
4.
Никлаус Вирт (нем. Niklaus Wirth, род. 15
февраля 1934 года) — швейцарский учёный,
специалист в области информатики, один из
известнейших теоретиков в области разработки
языков программирования, профессор компью
терных наук Швейцарской высшей технической
школы Цюриха (ETHZ), Лауреат премии
Тьюринга 1984 года. Создатель и ведущий
проектировщик языков
программирования Паскаль, Модула-2,Оберон.
5.
6.
Алфавит и словарь языка Паскаль
Урок по информатике 9 класс. Язык программирования Паскаль
Латинские прописные буквы
(A, B, C,… X, Y, Z)
Латинские строчные буквы
(a, b, c, … x, y, z)
Арабские цифры (0, 1, 2, …8, 9)
Специальные символы:
знак подчёркивания; знаки препинания;
круглые, квадратные и фигурные скобки;
знаки арифметических операций и др.
7.
Существуют неделимые
последовательности символов:
:= (присваивание)
>= и * и * (начало и конец комментария)
8.
Служебное слово
and
array
begin
do
else
for
if
оf
or
procedure
program
repeat
then
to
until
var
Значение служебного слова
и
массив
начало
выполнить
иначе
для
если
из
или
процедура
программа
повторять
то
до (увеличивая до)
до (до тех пор, пока)
переменная
9.
Для обозначения констант,
переменных, программ и др.
объектов используются имена –
любые отличные от служебных слов
последовательности букв, цифр и
символа подчеркивания, но
начинаются не с цифр.
10.
Типы данных
в языке Паскаль
var : ;
11.
Тип
Обозна Допустимые
чение
значения
Целочисленный
integer
-32 768…32767
Вещественный
real
+ (2,9·10-39…
1,7·10+38)
Символьный char
Строковый
string
Логический
boolean
Область памяти
Пример
записи
2 байта со знаком
A, D, M: integer;
6 байтов
с фиксированной
точкой
с плавающей точкой
мантисса Е порядок
Произвольный
1 байт
символ алфавита
значения
заключаются в
апострофы
Последовательность 1 байт на символ
символов длиной
меньше 255
Общие сведения о языке программирования Паскаль | Информатика 8 класс #21 | Инфоурок
true и false
1 байт
X1, X2: real;
0.13, 4.671
2Е3, 5.17E-7
Wx, Ux: char;
X=’B’
Text: string;
L: boolean
12.
13.
14.
Комментарии: < >или (* *)
Пример:
1.
2. (*Не найден ни один элемент
массива. Начало нового поиска*)
15.
Описание меток.
Перед любым оператором можно поставить
метку. Метка может состоять из букв и цифр
длиной до 127 символов.
label
M1, Tok, llab, 123;
В разделе операторов после идентификатора
метки ставится двоеточие
M1:
Tok:
16.
Описание констант:
const
Inf=1024;
(Целая константа)
Communik= «Связь установлена»;
(Строковая
константа)
Ref=13.45;
(Вещественная константа)
17.
Домашнее задание
№1. Запишите раздел описания переменных,
необходимых для вычисления:
1) Значения функции y=3×2+5
2) Площади круга
3) Суммы нескольких одинаковых монет
№2. Запишите оператор для:
1) Значения функции y=3×2+5
2) Площади круга
3) Суммы нескольких одинаковых монет
18.
Организация
ввода и вывода
данных
19.
Пример 1. write (U, V, ..Z);
где U, V, ..Z – это выражения типа
integer, real и т.д.
Пример 2. write (‘s=’,s);
если s целочисленное, = 15, то на
экране появится s=15
если s – вещественное, то s=1.5Е+01
20.
Пример 3. write (1, 20, 300); на экране появится
120300
Сделать ответ более читаемым:
write (1, ‘,’, 20, ‘,’, 300);
— добавили запятые
write (1, ‘ ’, 20, ‘ ’, 300); – добавили пробелы
write (1:3, 20:4, 300:5); — указали формат вывода
21.
Для вывода вещественного числа в
списке вывода для каждого выражения
указываются два параметра:
Общее количество позиций, отводимых
под число
Количество позиций в дробной части
числа
22.
Пример 4.
write (‘s=’, s:2:0);
s=15
write (‘s=’, s:3:1);
s=15.0
write (‘s=’, s:5:1);
s=
15.0
23.
При выполнении нового
оператора write вывод
продолжается в той же строке.
Чтобы осуществить переход к
новой строке, используется
оператор writеln.
24.
Пример 5. Вывести на экран «Привет, друзья!»
рrogram Hello;
begin
Writeln (‘Привет, друзья!’); Writeln (‘Как дела?’);
end.
25.
Пример 6. Вычислить длину окружности и
площадь круга, где r=5,4 см, c=2πr, s=πr2
program n_6;
const pi=3.14;
var r, c, s: real;
begin
r:=5.4;
c:=2*pi*r;
s:=pi*r*r;
writeln (‘c=’, c:6:4); writeln (‘s=’, c:6:4)
end.
Ответ (с=33.9120, s=91.5624)
26.
Для выполнения программы
запустить компиляцию Alt+F9
или меню Compile-Compile
(исправление ошибок),
сохранить программу,
запустить на выполнение
Ctrl+F9 или меню Run-Run
27.
Пример 7.
var i, j: integer; x: real; a: char;
read (i, j, x, a)
организуем входной поток тремя способами:
1 0 2,5 a 1,0,2.5 1
a
0
2.5
a
28.
Усовершенствуем пример 6. Введем данные с помощью
оператора read, выведем текстовые сообщения writeln
program n_8;
const pi=3.14;
var r, c, s: real;
begin
writeln (‘вычисление длины окружности и площади круга’);
writeln (‘введите r>>’);
readln (r);
c:=2*pi*r;
s:=pi*r*r;
writeln (‘c=’, c:6:4); writeln (‘s=’, c:6:4)
end.
r=8.5
Ответ (с=53.3800, s=226.8650)
Источник: ppt-online.org
Презентация на тему Общие сведения о языке программирования Паскаль. Начала программирования. (9 класс)
Языки программирования — это формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем которых будет компьютер. Записи алгоритмов на языках программирования называются программами. Язык Паскаль – универсальный язык программирования. Никлаус Вирт (род.
- Главная
- Информатика
- Общие сведения о языке программирования Паскаль. Начала программирования. (9 класс)
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ПАСКАЛЬ
НАЧАЛА ПРОГРАММИРОВАНИЯ
Слайд 2Языки программирования — это формальные языки, предназначенные
для записи алгоритмов, исполнителем которых будет компьютер.
Записи алгоритмов на языках программирования называются программами.
Язык Паскаль – универсальный язык программирования.
Никлаус Вирт (род. в 1934 г.) — швейцарский учёный, специалист в области информатики, один из известнейших теоретиков в области разработки языков программирования, профессор информатики (компьютерных наук). Разработчик языка Паскаль и ряда других языков программирования.
Слайд 3Алфавит языка
Алфавит языка программирования Паскаль — набор
допустимых символов, которые можно использовать для записи
Алфавит языка Паскаль
Латинские прописные
буквы
Латинские строчные
буквы
Знаки арифметические,
препинания, скобки и другие
Слайд 4Алфавит языка
В алфавит языка Паскаль включены неделимые
элементы (составные символы).
: =
Неделимые элементы
Знак операции
присваивания
Знаки больше или равно,
меньше или равно
Начало и конец
комментария
Слайд 5Словарь языка
Слайд 6Алфавит и словарь языка
Имена (констант, переменных, программ
и других объектов) — любые отличные от
служебных слов последовательности букв, цифр и символа подчеркивания, начинающиеся с буквы или символа подчеркивания.
Правильные имена
x
velichina
zzz
polnaja_summa
tri_plus_dva
s25
_k1
a1b88qq
oshibka
Прописные и строчные буквы в именах не различаются. Длина имени может быть любой.
Неправильные имена
Ж — буква не латинского алфавита polnaja summa — содержится символ (пробел), не являющийся буквой, цифрой или знаком подчеркивания.
2as — начинается с цифры
Domby, не являющийся буквой, цифрой или знаком подчеркивания
Слайд 7Простые типы данных
Слайд 8Структура программы на языке Паскаль
Служебное слово program
констант(const) и
описание переменных (var)
Начинается словом begin и
заканчивается словом end
с точкой
Слайд 9Раздел описания переменных
Целый тип
Вещественный тип
Символьный тип
Имена переменных
Слайд 10Общий вид программы
program ;
const
постоянных значений>;
var ;
begin
программного блока>
;
;
…
end.
Операторы — языковые конструкции для записи действия, выполняемого над данными в процессе решения задачи.
Слайд 11Оператор присваивания
Основное преобразование данных, выполняемое компьютером, —
присваивание переменной нового значения, что означает изменение
содержимого области памяти.
Общий вид оператора:
Слайд 12
Оперативная память
Выполнение оператора присваивания
Процессор
Слайд 13Самое главное
Паскаль — универсальный язык программирования, получивший
своё название в честь выдающегося учёного Блеза
Паскаля.
Типы данных в языке Паскаль: целочисленный (Integer), вещественный (Real), символьный (Char), строковый (String), логический (Boolean) и другие.
В программе, записанной на языке Паскаль, можно выделить:
1) заголовок программы;
2) описание используемых данных;
3) описание действий по преобразованию данных (программный блок).
Слайд 14Вопросы и задания
В чём разница между числами
100 и 100.0 в языке
Паскаль?
Запишите раздел описания
переменных, необходимых
для вычисления:
а) значения функции y = x2;
б) площади прямоугольника;
в) стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей
и такого же количества обложек;
г) стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей,
нескольких ручек и нескольких карандашей.
Опишите процесс выполнения операторов
присваивания:
a:=3
b:=4
a:=a+b
Слайд 15Опорный конспект
Оператор присваивания: :=
Язык Паскаль –
универсальный язык программирования.
Алфавит языка
Паскаль
Латинские прописные
буквы
Латинские
строчные
буквы
Слайд 16Одномерные массивы.
Слайд 17Одномерный массив представляет собой однострочную таблицу. У
каждой ячейки этой таблицы есть индификационный номер.
Слайд 18Какой тип значений у массива ?
Integer
Слайд 19
mas: — название переменной
array – массив
Указываем диапазон
значений массива в квадратных скобках [ ],
между индификационными номерами ставим две точки.
ВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ПАСКАЛЬ
Слайд 20Как вы думаете, какие значения ячеек выведутся
на экран, если мы присвоили переменной тип
Слайд 21Как нам это изменить? Нужно обратиться к элементу
массива, указать его индификационный номер и присвоить
ему какое-либо значение.
Слайд 22Таким образом мы можем записать значение для
любой ячейки.
Слайд 23Попробуем заполнить наш массив не вручную, а
автоматически. Для этого укажем значения двух ячеек.
Слайд 24Для того, чтобы массив заполнялся автоматически нам
понадобиться цикл, а для цикла счетчик. То
есть вводи переменную.
Слайд 25Для переменной i мы присваем значения от
2 до 7, потому что первые две
ячейки мы описали выше.
Какой массив выведется на экран?
Источник: thepresentation.ru
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ПАСКАЛЬ
Языки программирования – это формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем которых будет компьютер.
Записи алгоритмов на языках программирования называются программами.
Никлаус Вирт (нем. Niklaus Wirth, род. 15 февраля 1934 года) — швейцарский учёный, специалист в области информатики, один из известнейших теоретиков в области разработки языков программирования, профессор компьютерных наук Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETHZ), Лауреат премии Тьюринга 1984 года. Создатель и ведущий проектировщик языков программирования Паскаль, Модула-2, Оберон.
Алфавит и словарь языка Паскаль Ø Латинские прописные буквы (A, B, C, … X, Y, Z) Ø Латинские строчные буквы (a, b, c, … x, y, z) Ø Арабские цифры (0, 1, 2, … 8, 9) Ø Специальные символы: знак подчёркивания; знаки препинания; круглые, квадратные и фигурные скобки; знаки арифметических операций и др.
Служебное слово and array begin do else for if оf or procedure program repeat then to until var Значение служебного слова и массив начало выполнить иначе для если из или процедура программа повторять то до (увеличивая до) до (до тех пор, пока) переменная
Для обозначения констант, переменных, программ и др. объектов используются имена – любые отличные от служебных слов последовательности букв, цифр и символа подчеркивания, но начинаются не с цифр.
Общий вид программы program ; const ; var ; begin ; ; ; end. Точка с запятой – разделитель между операторами. Перед end. точку с запятой не ставят.
Комментарии: < >или (* *) Пример: 1. 2. (*Не найден ни один элемент массива. Начало нового поиска*)
Описание меток. Перед любым оператором можно поставить метку. Метка может состоять из букв и цифр длиной до 127 символов. label M 1, Tok, llab, 123; В разделе операторов после идентификатора метки ставится двоеточие M 1: Tok:
Описание констант: const Inf=1024; (Целая константа) Communik= «Связь установлена» ; (Строковая константа) Ref=13. 45; (Вещественная константа)
Домашнее задание № 1. Запишите раздел описания переменных, необходимых для вычисления: 1) Значения функции y=3 x 2+5 2) Площади круга 3) Суммы нескольких одинаковых монет № 2. Запишите оператор для: 1) Значения функции y=3 x 2+5 2) Площади круга 3) Суммы нескольких одинаковых монет
Организация ввода и вывода данных
Пример 1. write (U, V, . . Z); где U, V, . . Z – это выражения типа integer, real и т. д. Пример 2. write (‘s=’, s); если s целочисленное, = 15, то на экране появится s=15 если s – вещественное, то s=1. 5 Е+01
Пример 3. write (1, 20, 300); на экране появится 120300 Сделать ответ более читаемым: write (1, ‘, ’, 20, ‘, ’, 300); — добавили запятые write (1, ‘ ’, 20, ‘ ’, 300); – добавили пробелы write (1: 3, 20: 4, 300: 5); — указали формат вывода
Для вывода вещественного числа в списке вывода для каждого выражения указываются два параметра: Ø Общее количество позиций, отводимых под число Ø Количество позиций в дробной части числа
Пример 4. write (‘s=’, s: 2: 0); s=15 write (‘s=’, s: 3: 1); s=15. 0 write (‘s=’, s: 5: 1); s= 15. 0
При выполнении нового оператора write вывод продолжается в той же строке. Чтобы осуществить переход к новой строке, используется оператор writеln.
Пример 5. Вывести на экран «Привет, друзья!» рrogram Hello; begin Writeln (‘Привет, друзья!’); Writeln (‘Как дела? ’); end.
Пример 6. Вычислить длину окружности и площадь круга, где r=5, 4 см, c=2πr, s=πr 2 program n_6; const pi=3. 14; var r, c, s: real; begin r: =5. 4; c: =2*pi*r; s: =pi*r*r; writeln (‘c=’, c: 6: 4); writeln (‘s=’, c: 6: 4) end. Ответ (с=33. 9120, s=91. 5624)
Для выполнения программы запустить компиляцию Alt+F 9 или меню Compile-Compile (исправление ошибок), сохранить программу, запустить на выполнение Ctrl+F 9 или меню Run-Run
Пример 7. var i, j: integer; x: real; a: char; read (i, j, x, a) организуем входной поток тремя способами: 1 0 2, 5 a 1, 0, 2. 5 1 a 0 2. 5 a
Усовершенствуем пример 6. Введем данные с помощью оператора read, выведем текстовые сообщения writeln program n_8; const pi=3. 14; var r, c, s: real; begin writeln (‘вычисление длины окружности и площади круга’); writeln (‘введите r>>’); readln (r); c: =2*pi*r; s: =pi*r*r; writeln (‘c=’, c: 6: 4); writeln (‘s=’, c: 6: 4) end. r=8. 5 Ответ (с=53. 3800, s=226. 8650)
Домашнее задание Написать программу вычисления площади и периметра прямоугольника.
Источник: present5.com