коррекционно-развивающей направленности психолого-педагогического сопровождения детей раннего и младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и детей, испытывающих трудности в развитии «Играя, развиваемся»
Дергунова Алла Ивановна, Корякина Любовь
Александровна, Гребенева Наталья Александровна
06. ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса «Парк инклюзивных технологий: от одиночества к людям»
Источник: ovz24.ru
Психолого-педагогическое образование
Пояснительная записка
Самое ценное у человека – это жизнь, а самое ценное в его жизни – здоровье, за которое бороться всеми силами становится не только актуально, но и экономически, практически, жизненно необходимо. Условия, когда болеть было выгоднее, чем работать, ушли в прошлое. Невежество в вопросах здорового образа жизни будет дорого обходиться тем, кто своевременно не позаботится о своем здоровье, здоровье своих детей и близких.
Проблема злоупотребления психоактивными веществами остается чрезвычайно актуальной для России и требует пристального внимания. В употребление психоактивных веществ вовлекаются все новые граждане России, в первую очередь, подростки и молодежь.
Здоровье и образование признаются приоритетами государства.
В «Национальной доктрине образования в РФ до 2025г.», «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг.», Законе РФ «Об образовании» и других государственных документах в качестве ведущих выделяются задачи сохранения здоровья детей, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирования ответственного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.
В соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся является приоритетом деятельности образовательного учреждения, поэтому более продуктивным является представление этого направления в формате специальной программы. Состояние здоровья подрастающего поколения является важнейшим показателем эффективности государства, благополучия общества, условием выполнения педагогическим коллективом основной образовательной программы основного общего образования.
Психолого-педагогические аспекты профилактического консультирования: цель, задачи и функции
Программа основана на комплексном подходе, ориентированном не только на личность, но и на потребности человека, внутреннюю переработку, усвоение и присвоение информации. Обучение таким навыкам, как умение заводить знакомства, выбирать себе друзей и правильно общаться с ними, совместно принимать компромиссные и одновременно положительные решения; конструктивному и уверенному поведению в конфликтных и стрессовых ситуациях; правильному построению взаимоотношений с родителями способствует формированию личности с неприязнью или равнодушием к любым психоактивным веществам и развитию навыков противостояния началу употребления психоактивных веществ.
Профилактика направлена в первую очередь на формирование у детей навыков эффективной социальной адаптации. Очень важно сформировать у учащихся культуру здоровья, понимание ценности здорового образа жизни. Только осознание личностной ценности здоровья, его значимости позволяет ребенку понять, почему для него опасно знакомство с психоактивными веществами.
Актуальности программы
Актуальность программы очевидна, так как в последнее время, как показывает практика комплексного психолого-педагогического сопровождения учащихся по профилактике вредных привычек, увеличилось количество детей склонных к употреблению ПАВ. В последнее время масштабы распространения форм асоциального поведения (табакокурение, наркомания, алкоголизм) в подростковой среде приобретают угрожающий характер. Результаты ежегодного социально-психологического тестирования по выявлению вероятностных предикторов возможного вовлечения школьников в потребление наркотических средств в образовательных организациях показали, что самый высокий процент «группы риска» наблюдается у учащихся 9 классов. При этом он постепенно повышается с 7 по 9 класс.
Цели и задачи программы
Основные цели данной программы:
- формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения детей и подростков к употреблению психоактивных веществ;
- формирование гармонично развитой, здоровой личности, стойкой к жизненным трудностям и проблемам;
- создание благоприятных условий, обеспечивающих формирование основ сохранения здоровья, формирования мотивации к активному и здоровому образу жизни (ЗОЖ).
Задачи программы:
обучающие:
- научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, ставить цели, сохранять и укреплять здоровье;
- способствовать формированию адекватной самооценки, навыков принятия решения, умения сказать «нет», умения определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор, умения обратиться при необходимости за помощью.
- способствовать формированию социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни и стабильного эмоционально-психологического состояния;
- пропагандировать здоровый образ жизни;
- формировать ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей ценности через план реализации программы;
- «Группа риска» по результатам СПТ;
- «Группа риска» по результатам диагностики эмоционально-психологического состояния учащихся 6-9 классов.
- «Группа риска» по результатам диагностики суицидального риска, выявления уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства.
- «Группа риска» по результата диагностики уровня стресса перед экзаменами.
Рабочая программа «Гармония» составлена для учащихся 6-9 классов и не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний обучающихся. Группы формируются с учетом потребностей детей, выявленных проблем по итогам диагностики, мониторингов и наблюдения.
Сроки реализации программы
Профилактическая психолого-педагогическая программа «Гармония» рассчитана на обучающихся 6-9 классов с эмоционально-психологическими проблемами, выявленными результатами мониторингов.
Источник: nsportal.ru
Психологическая профилактика как направление деятельности детского практического психолога
Психопрофилактическая работа — мало разработанный вид деятельности практического психолога, хотя важность ее признается всеми учеными и практиками, имеющими отношение к психологической службе образования.
Нуждается в теоретической проработке научных основ данного вида деятельности, проработке эффективных способов этой работы, создания и внедрения готовых программ.
Чаще всего инициатива целиком и полностью исходит от самого психолога. Он сам на основе своей работы и знаний предусматривает то, о чем можно предупредить, что можно изменить, посоветовать.
Сложность, с которой сталкивается психолог – это непонимание педагогами и родителями важности психологической профилактики, много проблем, нет времени думать о тех трудностях, которые еще могут возникнуть. Зачастую психолог работает по обращениям, воспитатели обращаются к психологу тогда, когда сами уже не могут справиться с проблемой у ребенка. В настоящее время психопрофилактическая деятельность заключается, прежде всего, в работе с детскими правонарушениями и отклонениями в развитии.
Вместе с тем, поскольку большая часть детей посещает учреждения образования, проводит там много времени, у психологов есть реальная возможность обеспечить психолого-педагогические условия по сохранению психологического здоровья детей. Психологическая служба образования должна рассматриваться, в первую очередь, как превентивная деятельность.
Психологическая профилактика как отдельное направление деятельности практического психолога выделена уже в одном из первых «Положении о психологической службе в системе народного образования» от 1990 г. Там же дано и определение этого понятия:
«Психопрофилактическая работа — формирование у педагогов, детей, родителей или лиц, их заменяющих,
общей психологической культуры,
желания использовать психологические знания в работе с детьми или в интересах собственного развития;
создание условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе;
своевременное предупреждение нарушений в становлении личности и интеллекта».
В Положении выделены общие направления психопрофилактической деятельности:
- адаптация детей к детскому саду, рекомендации родителям или лицам, их замещающим, по оказанию помощи детям в адаптационный период;
- обследование при переходе из старшей группы в подготовительную в плане готовности детей к обучению в школе;
- подготовка для родителей или лиц, их замещающих, воспитателей рекомендаций по ликвидации возможных отставаний и пробелов в подготовке к школе;
- определение психологической готовности к обучению в школе для оптимального выбора учебного заведения, раннее выявление способностей, отклонений в развитии и их коррекции;
- подготовка совместно с учителем программы индивидуальной работы с теми детьми, которые в этом нуждаются;
- проведение психологического обследования детей при поступлении в учреждение интернатного типа с целью создания максимально благоприятных условий для развития детей и социально-психологической реабилитации;
- предупреждение психологической перегрузки и невротических срывов у детей, вызванных условиями их жизни, обучения, воспитания;
- создание благоприятного психологического климата в учебно-воспитательном учреждении через оптимизацию форм общения педагогов с детьми, педагогов с коллегами и родителями, консультирование работников учреждения по широкому кругу вопросов.
В «Положении о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» от 1999 г. психологическая профилактика рассматривается как
предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях,
разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.
Специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства (И. В. Дубровина, 2000).
Системообразующий вид деятельности практического психолога образования, направленный на
предупреждение возможного неблагополучия в развитии ребенка,
создание психологических условий, максимально благоприятных для этого развития,
на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей в течение всего дошкольного и школьного детства (В.В. Пахальян, 2002).
Задачи психопрофилактики:
1. Ответственность за соблюдение в школе психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности школьника на каждом возрастном этапе.
2. Своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном или личностном развитии. 3. Предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.
Во-первых, психолог может быть ответственен за психологические условия, если будет иметь при этом соответствующие административные и правовые рычаги, но их нет.
Во-вторых, понятие отклонений в интеллектуальном или личностном развитии либо в данном случае приведено не корректно, либо имеет иное специфическое понимание, отличное от такового, принятого в психиатрии, дефектологии, медицинской и специальной психологии.
Выполнимой для психолога является только третья задача.
1. Ответственность за соблюдение в детском образовательном учреждении (детский сад, интернат, детский дом, школа, лицей, колледж, профессиональное училище и пр.) психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе.
2. Своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях.
3. Предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень.
Здесь уже две задачи могут быть выполнимы практическим психологом образования. Это частично вторая и полностью третья задачи. Первая же из них — вновь возложение ответственности на психолога при отсутствии у него соответствующих прав.
В.В. Пахальян выделяет следующие задачи:
1. Целостный подход к анализу развития ребенка в условиях образовательной среды определенного типа. Под образовательной средой Ясвин понимает систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу (нормативу), а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Выделяет в ней следующие компоненты:
социальный (стиль общения педагогов и учащихся, характер контингента учащихся и их родителей, профессиональный уровень педагогического коллектива, характер межличностных отношений в классных коллективах и др.),
пространственно-предметный (режим дня, выполнение СанПиНа, материально-технические условия для занятий и отдыха детей и т.д.)
2. Своевременное выявление и предупреждение возможных трудностей в развитии ребенка, обусловленных его индивидуально-психологическими особенностями.
3. Предупреждение возможных осложнение в связи с переходом на следующую возрастную ступень
4. Создание благоприятного психологического климата.
5. Обеспечение психологического благополучия при выходе ребенка из образовательного пространства.
Источник: studfile.net