Соотнесение направленности и уровня образовательной программы с профессиональным стандартом (ПС)
Прием и обработка экстренных вызовов (сообщений о происшествиях), оказание консультативной помощи специалистам по приему и обработке экстренных вызовов в приеме и обработке экстренных вызовов повышенной сложности
Подготовка специалистов-стажеров по приему и обработке экстренных вызовов и контроль работы специалистов по приему и обработке экстренных вызовов
Организация и контроль работ по приему и обработке экстренных вызовов (сообщений о происшествиях)
В ходе самостоятельной работы с текстом ПС Вы можете подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:
— знаком “минус” помечается то, что противоречит Вашему профессиональному представлению о том, что должны знать и уметь студенты, обучающиеся по образовательной программе СПО (ВО) или слушатели по ДПП;
— знаком “плюс” помечается то, что является для Вас новым, интересным и неожиданным, но полезным;
Образовательные программы: виды и требования к реализации
— “вопросительный знак” ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше или принять участие в дискуссии.
В результате самостоятельной работы у Вас должны сформироваться ответы на вопросы:
— какие из положений ПС и для решения каких задач, по Вашему мнению, могут и должны быть применены при разработке программ учебных дисциплин, профессиональных модулей, практик, оценочных средств?
— какие сложности, с Вашей точки зрения, могут возникнуть при использовании ПС для разработки программ учебных дисциплин, профессиональных модулей, практик, оценочных средств?
Ответ на задание 2.
При разработке программ учебных дисциплин, профессиональных модулей, практик, оценочных средств необходимо учитывать все пункты ПС, т.к. ПС характеризует квалификацию, необходимую работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Характеристика квалификации в профстандарте включает для каждой обобщенной трудовой функции, соответствующей определенному уровню квалификации, описание трудовых функций, трудовых действий, умений и знаний, а также возможные наименования должностей, требования к образованию, опыту практической работы и особые условия допуска к работе. Использование ПС — обязательное условие разработки программ (модулей, частей программ), обеспечивающих готовность к выполнению того или иного вида (видов) профессиональной деятельности.
Приложение 1
Рекомендации по выбору ПС (нескольких ПС), соответствующего (их) основной образовательной программе СПО (ВО) или ДПП
Несмотря на то, что новый макет ФГОС СПО и ВО содержит приложение, указывающее ПС, использованные при его разработке, могут возникнуть ситуации, при которых будет необходимо самостоятельно отбирать ПС для разработки или актуализации образовательной программы, например, в случае появления новых ПС.
При поиске профессионального стандарта для разработки образовательной программы необходимо учитывать, что специальности или профессии профессионального образования или профессионального обучения может соответствовать:
— один профессиональный стандарт, имеющий одинаковое с программой или синонимичное название;
— часть профессионального стандарта (например, одна из описанных в нем обобщенных трудовых функций);
— несколько профессиональных стандартов, каждый из которых отражает, например, специфику деятельности в той или иной отрасли или описывает одну из квалификаций, осваиваемых при изучении программы.
Существует несколько вариантов поиска профессионального стандарта
— в Программно-аппаратном комплексе «Профессиональные стандарты» (http://profstandart.rosmintrud.ru/): в реестре профессиональных стандартов в реестре областей и видов профессиональной деятельности с использованием реестра трудовых функций;
— в Справочнике профессий Минтруда России (http://spravochnik.rosmintrud.ru/professions): при наличии ПС он указывается в описании соответствующей профессии;
— в справочно-информационной системе КОНСУЛЬТАНТ-ПЛЮС (http://www.consultant.ru/)
В предварительно отобранном профессиональном стандарте надо проанализировать функциональную карту вида профессиональной деятельности (раздел 2) и выбрать соответствующие направленности (профилю) программы трудовые функции, уровень квалификации которых не превышает возможности образовательной программы. Правильность выбора необходимо уточнить на основе требований к образованию и обучению, определенных профессиональным стандартом для каждой обобщенной трудовой функции в разделе 3.
В процессе работы Вы можете воспользоваться таблицей.
Объект анализа в ПС
Объект анализа образовательной программе
Признаки необходимости использования ПС для разработки (актуализации) образовательной программы
Наименование ПС и вида профессиональной деятельности
Одноименные или близкие по смыслу наименования специальности (профессии) СПО, профессии профессионального обучения, направленности ДПП и ПС
Наименования ОТФ (ТФ), возможные наименования должностей
Соответствие ОТФ (при необходимости можно проанализировать наименования ТФ) направленности (профилю) образовательной программы (для СПО (ВО) — видам деятельности, перечисленным во ФГОС СПО (ФГОС ВО).
Подсказкой при выборе ОТФ может быть соответствие возможных наименований должностей квалификации, присваиваемой в соответствии с ФГОС СПО (ВО-специалитет) (для программ ВО, программ подготовки квалифицированных рабочих и служащих, программ профобучения, ДПП профессиональной переподготовки)
Уровень квалификации ОТФ
Соответствие уровня квалификации возможностям образовательной программы СПО:
— программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих — как правило, 4 уровень;
— программы подготовки специалистов среднего звена: базовая подготовка — как правило, 5 уровень, углубленная подготовка может обеспечивать 6 уровень; необходимо дифференцировать с высшим образованием — программами бакалавриата;
— программы бакалавриата – 6 уровень;
-программы специалитета, магистратуры – 7 уровень,
— программы подготовки науно-педагогических кадров – 8 уровень;
— программы профобучения – как правило, 3 уровень;
— ДПП – определяется по образовательной программе СПО или ВО, уровню которой соответствует ДПП.
В рамках программы могут осваиваться и ОТФ (ТФ) более низкого уровня, например, связанные с выполнением подготовительных и вспомогательных работ или с освоением профессии рабочего в рамках программы подготовки специалистов среднего звена.
Требования к образованию для выполнения ОТФ
В соответствии с уровнем и (или) видом образовательной программы
Требования к опыту практической работы для выполнения ОТФ
Как правило, отсутствуют (или – не более 1 года) — для образовательных программ СПО, профобучения, ДПП профессиональной переподготовки
-80%
Источник: videouroki.net
Что такое специальность, квалификация и программа?
Каждый абитуриент сталкивается в своей жизни с несколькими важными вопросами: где учиться (ВУЗ, СУЗ пр.), на кого (специальность и квалификация), по какой программе обучаться? Следует отметить, что в большинстве случаев выпускники школ и поступающие не понимают разницу между специальностью, квалификацией и программой обучения. Сегодня мы разъясним каждое из этих понятий.
Каждый абитуриент сталкивается в своей жизни с несколькими важными вопросами: где учиться (ВУЗ, СУЗ пр.), на кого (специальность и квалификация), по какой программе обучаться? Следует отметить, что в большинстве случаев выпускники школ и поступающие не понимают разницу между специальностью, квалификацией и программой обучения. Сегодня мы разъясним каждое из этих понятий.
Специальность: что это такое?
Самым широким понятием в образовании является специальность. Данная категория представляет собой то направление, которому будут обучать студента. Например, специальность «Экономика» предполагает, сто студент будет осваивать конкретный узконаправленный профиль: антикризисное управление, бухгалтерский учет, анализ и аудит, налоги и налогообложение и пр.
Специальность одна – экономика, а профили разные. Каждому профилю соответствует определенная квалификация, то есть та должность, по которой выпускник может устроиться. Например, профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» предполагает, что человек сможет работать бухгалтером, главным бухгалтером, аналитиком, экономистом и пр. Профиль «Антикризисное управление» дает право выпускникам работать экономист-менеджерами и пр.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
У каждой специальности есть унифицированный код – шифр перед наименованием. К каждому профилю по конкретной специальности ВУЗ имеет право разработать программу обучения.
Профиль и программа: что это такое?
Профиль – это фактически тот узконаправленный коридор, по которому будет шагать студент на протяжении всей учебы. Если специальность характеризует общий характер деятельности будущего специалиста, то профиль отражает конкретные процессы, явления, права и обязанности, то чем выпускник будет заниматься по окончании ВУЗа или СУЗа.
Перед поступлением (если Вы уже знаете, какая сфера деятельности Вам больше подходит, профиль (на кого конкретно хотите поступать)), важно уточнить в ВУЗе перечень действующих профилей, уточнить правила приема на них и пр.
Программа обучения предполагает перечень тех дисциплин, которые студент будет изучать в течение всего периода обучения. В программу обучения обязательно входят аудиторные занятия, практические занятия, письменные проекты (контрольные, курсовые и дипломные работы, научные проекты и пр.), практика, зачеты и экзамены, ГОСы и защита дипломного проекта.
Обратите внимание, что один и тот же профиль в разных ВУЗах может иметь разные программы обучения. Это значит, что некоторые предметы в учебном процессе могут различаться: одни присутствовать, другие отсутствовать. Основные дисциплины будут включены в любом случае, а вспомогательные могут различаться.
Квалификация: что это такое?
Данный термин чаще всего вводит в заблуждение или ступор каждого абитуриента и студента. Даже выпускник ВУЗов и СУЗов не всегда понимают значение данного термина.
Принято выделять два определения термина «квалификация»:
- Квалификация по диплому – это запись, которая отражает уровень подготовки специалиста (бакалавр, магистр) и направление подготовки (экономист-менеджер, бухгалтер, аналитик и пр.).
- Квалификация в сфере трудовых отношений. Здесь под квалификацией понимают совокупность знаний, навыков, которые помогают сотрудников при выполнении его обязанностей. Чем глубже и больше знания и умения работника, тем выше его квалификация и солиднее зарплата.
Сочетание программы, специальности и квалификации
Итак, чтобы стать дипломированным, высококвалифицированным специалистом у абитуриента должна быть проложена следующая траектория:
- Выбор образовательного заведения и специальности;
- Выбор профиля (профессии);
- Освоение учебной программы, прохождение всех видов аттестации и получение диплома об образовании.
Сочетание этих ключевых параметров отражается в документе об образовании. Сначала прописывается квалификация, которая подчеркивает непосредственно профессию, по которой может трудиться выпускник, а затем отражается полное наименование специальности. Например, квалификация «Юрист», специальность – «Гражданско-правовые отношения деятельность или квалификация «Бухгалтер», специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».
Обратите внимание, что в заявлении при подаче документов на поступление в ВУЗ важно указать специальность. В некоторых случаях требуется прописать и профиль, но в дальнейшем студент имеет право сменить его (при желании). При смене профиля учащемуся предстоит вовремя ликвидировать все долги по текущей учебе, а затем сдать «академическую разницу».
Специалисты образовательного центра DissHelp готовы помочь студентам в преодолении всех препятствий: подготовке к экзаменам, выполнении письменных проектов и шпаргалок, консультировании учащихся (тьюторство). В нашем штате трудятся только надежные и ответственные, высококвалифицированные профессионалы, имеющие за плечами большой опыт работы в образовательной среде и ученые степени, звания, написании студенческих и научных работ. Высокое качество услуг и индивидуальный подход гарантирован каждому! Убедитесь в этом лично, оформив заявку на нашем сайте.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Источник: disshelp.ru
Словарь абитуриента: сложные термины простым языком
Мы обнаружили, что многие абитуриенты путают термины, которые необходимо знать, чтобы не запутаться при поступлении. Так, например, мы обнаружили большую путаницу в терминах “направление подготовки”, “специальность”, “профиль подготовки”, “образовательная программа”, “кафедра” итп.
Сразу скажем, что мы не хотим давать четкие определения терминам, их можно загуглить. Мы хотим разжевать суть понятным языком. Начнём по порядку.
Направление подготовки.
Самый важный термин, который нужно знать абитуриенту – это направление подготовки. Многие путают его с профилем, специальностью, профессией.
Путаница с термином “специальность” произошла после введения Болонской системы в вузах России. Если вкратце и грубо, то эта система предполагает упразднение программ подготовки специалистов (5 лет обучения) в пользу программ подготовки бакалавров (4 года обучения). До этого термин “направления подготовки” можно было приравнять к термину “специальность”.
Теперь базовое высшее образование – это подготовка не только специалистов, а и бакалавров. Однако, до сих пор выбирая себе место обучения абитуриенты ищут именно “специальность”, что теперь некорректно и сильно усложняет жизнь.
Так как появились направления подготовки не только специалитета, а и бакалавриата, то теперь корректно выбирать не специальность, а направление подготовки. Соответственно, теперь есть направления подготовки бакалавров и направления подготовки специалистов. Список направлений подготовки строго регламентирован его можно посмотреть у нас на сайте тут https://tabiturient.ru/np/. Это очень важно понимать и желательно его изучить.
Профиль подготовки.
Незнание того, что есть конкретный список направлений подготовки приводит к тому, что возникает путаница с другим термином – профиль подготовки или специализация (не путать со специальностью/специалитетом). Мы обнаружили, что в нашем поиске по направлению подготовки люди часто пишут что-то вроде “национальная экономика”, “программирование” итп. На самом деле, таких направлений как “национальная экономика” и “программирование” не существует. Есть направление подготовки “Экономика”, где есть профиль “национальная экономика”, есть направление подготовки “Прикладная математика и информатика”, где есть профиль “системное программирование».
Формулировка профиля подготовки может быть абсолютно любой. Это решает сам вуз. Если речь идет о направлении подготовки “Экономика”, то вузы любят приписывать что-то вроде “мировая экономика и политика”, “инновационный бизнес”, “финансовая аналитика” итп. Очень часто (не всегда) профили – это всего лишь приписки в рекламных целях для привлечения абитуриентов.
Согласитесь, инновационный бизнес звучит привлекательней, чем экономика. По факту же, очень часто, эта приписка означает лишь то, что программа “Экономика” с профилем инновационный бизнес от программы “Экономика” общего профиля отличаются лишь тем, что у первой будет полгода такой предмет. Даже в дипломе этот профиль записан не будет.
Будет записано только направление подготовки, в данном случае будет написано “освоил(а) программу бакалавриата по направлению 38.03.01 Экономика”. Справедливости ради хочется ответить, что есть программы, где этот профиль действительно важен и учебные планы программ очень отличаются, но сейчас речь не об этом. Нам важно донести мысль, что не стоит путать направление подготовки и профиль.
Кафедра.
Будучи студентом, я когда-то работал в приемной комиссии. Самое большое негодование у меня вызывала фраза абитуриента “хочу поступить на кафедру макроэкономики”. Пожалуйста, забудьте вообще о кафедрах. Я постоянно вижу, что на нашем сайте ищут какие-то кафедры и хотят туда поступить. Простым языком говоря, кафедра – это объединение преподавателей или научных сотрудников.
Все, что нужно знать абитуриенту о кафедре, это то, что он будет прикреплен к ней, когда будет писать диплом. Подробно рассказывать об этом не буду. Хочу лишь донести ту мысль, что на кафедры никто не поступает. Вот пример. Есть кафедра физкультуры.
Даже если Вы будете учиться на Менеджменте и писать диплом на кафедре управления персоналом, то все равно будете иметь дело с преподавателями кафедры физкультуры.
Вуз.
Вуз – высшее учебное заведение. Далее грубая терминология. Если вуз включает в себя несколько институтов и факультетов, он называется университетом, высшей школой или академией. Если вуз включает в себя только совокупность факультетов, то он называется институт. Когда у вуза появляется несколько институтов, то он называется не институт, а университет.
Путаница заключается в том, что институт может быть как самостоятельным вузом, так и находиться внутри какого-то учебного заведения.
Более того, вуз будучи университетом может называться институтом. Например, МФТИ (Московский Физико-Технический Институт). Когда-то действительно был институтом. Теперь он университет. Название сохранено, видимо, из-за того, что хотели сохранить бренд.
Сейчас осталось очень мало институтов как самостоятельных вузов. Как правило, институты сейчас находятся внутри каких-то университетов, высших школ, академий.
Институт, факультет.
Еще пара фраз, которые я частенько слышал — “Хочу поступить на факультет”, “Хочу поступить в институт”. No, please ☹
Если подразделение называется “Биологический факультет” или “Институт биологии”, то совсем не обязательно, что там будет представлена программа по направлению “Биология”. Или там действительно будет программа с направлением “Биология”, но, как правило, в подразделении еще есть несколько, а то и несколько десятков других программ. Может даже внезапно оказаться программа по направлению “Менеджмент”.
Образовательная программа.
Обратите внимание, что Вы поступаете именно на образовательную программу. Не на факультет, не на кафедру, не на направление подготовки, а именно на образовательную программу.
Каждая образовательная программа реализуется в рамках вышеупомянутого направления подготовки. Образовательная программа может быть в составе факультета или института. У образовательной программы может быть профиль подготовки. Лекции будут вестись преподавателями разных кафедр. Для наглядности, чтобы понять, что такое образовательная программа, давайте возьмем НИУ ВШЭ.
Если вы перейдете на страницу со списком проходных баллов ВШЭ по направлению “Экономика” тут https://tabiturient.ru/vuzu/hse/proxodnoi/?1112, Вы обнаружите, что есть 5 разных программ. Эти 5 программ находятся на 3 разных факультетах. Они имеют разные профили (кстати, профили могут пересекаться).
Хоть все они ведут подготовку по направлению Экономика и даже профили у них будут одинаковые, им выделено разное количество бюджетных мест, стоимость обучения у всех разная, у каждой образовательной программы свой собственный учебный план и даже преподаватели. Придя в приемную комиссию, нужно четко понимать на какую именно образовательную программу Вы поступаете. Нельзя просто нести документы в ВШЭ на экономику или менеджмент.
Теперь Вы знаете чем отличается направление подготовки от профиля и образовательной программы 🙂 Надеемся, нам удалось хоть немного разжевать термины, которые помогут Вам более точно определиться с местом обучения.
Понравилось | ![]() |
343 |
К сожалению, только авторизированные пользователи могут оставлять комментарии. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Источник: tabiturient.ru
Что такое специальность в вузе, профиль или что должен знать каждый абитуриент
Статья, которая подробно раскрывает структуру ФГОС, а также рассказывает, что такое специальность, профиль в вузе. Как правильно выбрать профиль, как не попасться на уловку хитрых вузов. Обязательно к прочтению
А сейчас разберем крайне важный вопрос, связанный с пониманием системы высшего образования у абитуриентов в целом. Можно сказать, что не с пониманием, а его повсеместном отсутствии. Это надо исправлять. Все, что написано ниже, категорически важно понимать.
От знания нижеприведенной информации напрямую зависит, насколько вы удачно выберите вуз и поступите. А поступление – это один из самых важных шагов человека в первые 18-19 лет жизни.
Структура ФГОС: укрупненное направление-специальность-профиль
Что такое специальность в вузе? Те самые «специальности», которые вы можете найти на нашем сайте – это утвержденные минобром Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Система сложилась таким образом, что для всех уровней образования, а именно: бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура, ординатура у врачей и прочих предусмотрен свой список специальностей.
Если посмотреть на это в целом, то система высшего образования при всех своих недостатках устроена номинально грамотно: список специальностей составлен так, чтобы дать каждой сфере жизни государства, если можно так сказать, своих специалистов. В теории, все сферы каждый год пополняются квалифицированными выпускниками, которые начинают в них свою профессиональную деятельность.
Условно говоря, ФГОС имеет 3 уровня вложенности. Покажем вам суть этой структуры на примере бакалавриата, самого распространенного в вузах. По бакалавриату в вузах России предусмотрено 54 укрупненных направлений и 151 специальность.
- Архитектура
- Градостроительство
- Дизайн архитектурной среды
- Реконструкция и реставрация архитектурного наследия
Этот список как раз является вторым уровнем вложенности. Каждая специальность предусматривает учебный план из определенного набора дисциплин (предметов обучения). Если что-то называется на нашем сайте «специальность», то это как раз вот эти из списка выше.
Третий уровень – профили, самый важный в контексте выбора места учебы. Вузы могут после согласования с минобром преподавать более узкую специализацию по определенным специальностям.
На примере: вы хотите заниматься дизайном. Вполне логично ищете на нашем сайте, либо на сайте вуза специальность «Дизайн». Но есть одно НО: профили или более узкие специализации, которые реализуются в конкретном вузе.
Возьмем 2-х абитуриентов, первый хочет быть web-дизайнером, второй дизайнером интерьеров. Оба выбрали вуз N, в котором есть специальность «Дизайн». Они подают документы и уже после зачисления оказывается, что в данном вузе по специальности «Дизайн» реализуется профиль «Дизайн костюма».
Да, на каждой специальности предусмотрено изучение основных дисциплин, но в данном примере оба абитуриента окажутся у разбитого корыта, так как программа профиля не предусматривает точечного обучения ни тому ни другому. И у поступившего возникает большая проблема, которую после поступления решить крайне сложно. Гораздо проще заранее позаботиться об этом перед поступлением.
Запомните, что, например, специальность «Юриспруденция» имеет огромное количество профилей:
- административно-правовой
- государственно-правовой
- гражданско-правовой
- уголовно-правовой и прочие
И в зависимости от ваших планов на будущее вы должны выбирать те вузы, в которых есть нужный профиль. А не во всех вузах обучают на каждый из профилей. Тут нужно выбирать.
Не все вузы на видном месте своего сайта указывают информацию о том, какие профили обучения реализуются по той или иной специальности. Поэтому зачастую до поступления сложно понять, чему именно будут учить. Некоторые вузы делают это специально. Для чего это и как избежать напишу далее.
Изначально при проектировании сайта мы пошли слегка неверным путем и указывали профили как текстовое поле в специальностях, без раскрытия их учебных планов и прочего. На данный момент переводим все данные вузов на новую структуру, раскрываем все профили, их учебные планы. Уже много где внедрена новая структура, пользуйтесь на здоровье.
Сейчас на нашем сайте мы размещаем информацию о специальностях и подробнейшую информацию о профилях в них. Если вы будете знать, по каким профилям обучает конкретный нужный вуз, то будете уверены, что поступите куда надо и не потеряете впустую самые важные годы в жизни.
Как выбрать профиль обучения в вузе
Вы можете воспользоваться сайтом вуза или нашим. На нашем сайте профили либо так и называются «профили», либо именуются «программы». На страницах вузах во вкладке «Программы» вы можете посмотреть профили этого вуза. В разделе программы в меню выше все профили по всем вузам с удобной фильтрацией.
Вузы не всегда размещают информацию и еще реже в размещают ее в удобном виде.
Как правило, информация находится в разделах «Поступающим» или «Приемная комиссия». Зайдите в списки программ, специальностей. Есть вузы, которые подходят к наполнению сайта с ответственностью, но, к сожалению, таких меньшинство. Если что, всегда можно посмотреть на нашем сайте.
Темная сторона вузов: как вас могут обманывать с профилями подготовки
Закон обязует вузы размещать информацию на своем сайте по определенным пунктам:
- о дате создания образовательной организации, об учредителе, учредителях образовательной организации, о месте нахождения образовательной организации и ее филиалов (при наличии), режиме, графике работы, контактных телефонах и об адресах электронной почты;
- о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой;
- о направлениях и результатах научной (научно-исследовательской) деятельности и научно-исследовательской базе для ее осуществления (для образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования);
- И прочее
Посмотров 116809
Наш сайт предоставляет возможность абитуриентам и их родителям подобрать идеальный вуз для себя и своих детей. С помощью калькулятора ЕГЭ, подбора вуза по ЕГЭ, анализа шансов поступить онлайн и всех бесплатных инструментов для поступающих в вузы. Также ознакомьтесь с пошаговой инструкцией по поступлению
Источник: vuzopedia.ru
Что такое направление подготовки в вузе и как его правильного выбрать
Перед каждым человеком встает вопрос о выборе профессии. И этот выбор необходимо сделать правильно. Ведь, если человек поймет, что ошибся в нем, то долгие годы учебы – напрасны, и все, что его ждет – это работа, не приносящая удовольствие. Для этого организовываются курсы с направление подготовки.
Чтобы сделать правильный выбор, сначала нужно определиться в направлении сферы деятельности и только потом определяться с профессией. При этом стоит учитывать:
- свои склонности;
- свои способности;
- свои возможности;
- свой уровень требований;
- мнение родителей;
- востребованность профессии на рынке труда;
- личная профессиональная перспектива.
После такого самоанализа, для получения образования, остается лишь выбрать ВУЗ.
Направление подготовки в ВУЗе – что это такое
Чтобы выбрать хорошее заведение для дальнейшего обучения на магистра, специалиста или бакалавра, стоит учитывать, что главным фактором для выбора, будет являться профессиональная программа. С ней стоит ознакомиться до подачи заявления в ВУЗ.
Для различных уровней высшего образования есть свои Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Именно таким способом страна может получить квалифицированных специалистов по различным специализациям.
Чем отличаются понятия профиль (специализация) и направление (специальность)
Большинство людей путают понятия: «профиль» и «направление», считая их одним и тем же. Хотя, это совершенно не так.
Направление или специальность ВУЗа, – это подготовка, входящая в любое более крупное направление. Все они имеют собственные коды. Нужно учитывать, что по каждому профилю можно получить различную профессию. Чтобы узнать ее, можно заглянуть в учебный план.
Профиль или специализация – это углубленное изучение определенной части знаний и навыков. Стандартный блок предметов у разных профилей одного направления обычно одинаковый.
Абсолютно любое направление имеет в себе множество специализаций.
Например, у базовой специальности высшего образования 01.03.00 «Математика и механика» есть следующие направления:
- 03.01 «Математика»;
- 03.02 «Прикладная математика и информатика»;
- 03.03 «Механика и математическое моделирование»;
- 03.04 «Прикладная математика».
А у специальности 01.03.04 «Прикладная математика» существуют такие специализации:
- прикладная математика;
- математические методы в информационных технологиях;
- математическое моделирование в экономике и технике;
- прикладная информатика в химии;
- математические методы в экономике.
Где найти информацию о профилях и специальностях в учебном заведении?
Список направлений и их профилей можно найти на всех официальных сайтах у любых ВУЗов. Но они могут и не опубликовать профессиональные программы по каждому направлению.
Учебные заведения с хорошей репутацией всегда указывают профили. Обычно их можно найти в разделе «Приемная комиссия».
ВУЗ может скрывать некоторые профили из-за следующих причин:
- профили на данное время очень мало востребованы;
- некрасиво «звучат» в отличие от более престижной специальности.
- техническая ошибка.
Как не ошибиться при поступлении на конкретную специальность?
Названия профилей могут быть очень похожи, но все-таки, предметы в разных направлениях будут серьезно отличаться. Это означает, что после завершения обучения получится два специалиста с различными областями знаний и умений.
Выбирая специальность, нужно исходить из того, какие предметы будут изучаться.
Например, если есть желание получить профессию веб-дизайнера, лучше будет выбрать специализацию в сфере дизайна по направлению 09.03.02 «Информационные системы и технологии». Здесь будут такие предметы, как:
- программирование;
- верстка;
- архитектура;
- создание информационных систем.
А профиль «Дизайн и программирование» по направлению 54.03.01, организован на стандартах дизайна, поэтому с информационными технологиями студентов познакомят лишь слегка.
Чтобы выбрать нужную специализацию, стоит все хорошенько проанализировать.
Основные признаки того, что направление не соответствует профильности вуза
Для того, чтобы не стать обманутым, до того, как будет подаваться заявление в учебное заведение, стоит провести анализ этого ВУЗа. Обратить свое внимание нужно на такие вещи, как:
- отсутствие бюджетных мест на выбранном профиле;
- количество платных мест на этом профиле существенно преобладает над другими специализациями;
- название профиля, которое нигде ранее не встречалось. В этом случае необходимо быть крайне осторожными. Это может быть либо собственная программа ВУЗа, либо просто заманчивым названием самой обычной специальности.
У каждого ВУЗа есть свой баланс бюджетных и контрактных мест. Учебные заведения, которые пользуются популярностью, имеют больше бюджетных мест, чем платных. Если в выбранном ВУЗе все наоборот, то стоит узнать о нем побольше.
Источник: topobrazovanie.ru