Профиль магистерская программа специализация что это
- Газета
- Weekend
- Радио «Ъ FM»
- Редакция
- Русфонд
- Банкротства
- Партнерские проекты
- Картотека
- Конференции
- Университетъ
- Подписка
- Реклама
- Фотоагентство
- Экономика
- Политика
- Мир
- Бизнес
- Финансы
- Потребительский рынок
- Телекоммуникации
- Общество
- Происшествия
- Культура
- Спорт
- Hi-Tech
- Авто
- Стиль
- Регионы
- Приложения
- Автопилот
- Наука
- Деньги
- Темы
- Тенденции
- Мультимедиа
- Интервью
- Справочники
- Самое читаемое
- Спецпроекты
- E-mail рассылки
- $ 64,65
- € 69,10
- ¥ 9,28
- IMOEX 2132,75
23.08.1993, 00:00
Магистерская программа «Управление образованием»
О введении многоуровневой структуры высшего образования в Российской Федерации» и в соответствии с п. 5 ст. 37 Закона Российской Федерации «Об образовании» Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию
постановляет:
1. Утвердить Положение о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого высшего образования Российской Федерации (приложение).
2. Возложить на Главное управление образовательно-профессиональных программ и технологий (Татура Ю. Г.), Управление лицензирования, аккредитации и нострификации (Кушеля А. А.) и Главное управление экономики (Балашова Г. В.) решение вопросов об открытии магистратуры в вузах Российской Федерации в соответствии с требованиями Положения.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Шадрикова В. Д.
Председатель
В. Г. Кинелев
Приложение
к постановлению Госкомвуза России
от 10.08.93 г. #42
Положение
о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого высшего образования Российской Федерации
1. Введение магистерской подготовки
1.1. Магистерская подготовка в Российской Федерации реализует одну из основных профессиональных образовательных программ в многоуровневой структуре высшего образования. Подготовка магистров ориентирована на научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность.
1.2. Магистерская подготовка открывается по направлениям высшего образования, утвержденным постановлением Госкомвуза России от 07.05.93 г. #3, в высших учебных заведениях, располагающих высококвалифицированными кадрами и современной лабораторно-исследовательской базой. Лицензия (разрешение) на право подготовки магистров предоставляется Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию на основании заключения экспертной комиссии, создаваемой по заявлению учредителя образовательного учреждения.
Что такое цифровая гуманитаристика? (презентация магистерской программы)
К заявлению помимо документов, представляемых в соответствии с Положением о лицензировании на право ведения образовательной деятельности в сфере среднего, высшего, послевузовского и соответствующего дополнительного профессионального образования, прилагаются решение ученого совета образовательного учреждения с указанием перечня магистерских программ (и аннотаций к ним), предполагаемых к введению в данном вузе, а также заключение учебно-методического объединения соответствующего профиля о возможности введения магистерской подготовки в данном высшем учебном заведении с характеристикой научно-исследовательской деятельности вуза по направлениям магистерской подготовки.
2. Прием в магистратуру, финансирование магистерской подготовки
2.1. Правом обучения по программе магистра обладают лица, успешно завершившие обучение по одной из основных образовательных профессиональных программ высшего образования и имеющих диплом о высшем образовании.
2.2. Правила приема в магистратуру высшего учебного заведения определяются вузом на основе настоящего Положения и в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 26.06.93 г. #597.
2.3. В случаях, когда в магистратуру поступают лица, имеющие диплом бакалавра по соответствующему направлению, условия приема в магистратуру и перечень вступительных контрольных испытаний (экзамены, тестирование, собеседование и др.) устанавливает вуз, которому предоставлено право вести подготовку магистров.
Для лиц, не имеющих диплома бакалавра по соответствующему направлению, устанавливается обязательный экзамен в объеме требований, предъявляемых Госкомвузом России к образованию бакалавра по направлению, соответствующему направлению магистратуры.
2.4. Поступающие в магистратуру представляют следующие документы:
— личное заявление на имя ректора с указанием направления магистратуры и названия магистерской программы (специализации);
— документ об образовании;
— другие документы по перечню, устанавливаемому вузом.
Зачисление для обучения в магистратуре оформляется приказом ректора с указанием направления магистратуры, специализации и научного руководителя студента.
2.5. Финансирование подготовки магистров в государственных высших учебных заведениях осуществляется в порядке, определенном Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 26.06.93 г. #597.
3. Общие требования к магистерской программе
3.1. Магистерская профессиональная образовательная программа состоит из бакалаврской программы по соответствующему направлению и программы третьего уровня, которая должна иметь две примерно равные по объему составляющие — образовательную и научно-исследовательскую. Образовательная часть программы должна включать дополнительные главы естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, ориентированные на углубление профессионального образования, изучение исторических и философских аспектов определенной области знаний, а также специальные дисциплины. Содержание научно-исследовательской работы студента определяется индивидуальным планом.
3.2. Обучение в магистратуре осуществляется с отрывом или без отрыва от трудовой деятельности. Нормативный срок обучения по магистерским программам III уровня для очной формы обучения составляет 2 года. При обучении без отрыва от трудовой деятельности не допускается сокращение учебного времени, отводимого на освоение соответствующей магистерской программы.
3.3. Обучение в магистратуре по программе третьего уровня осуществляется в соответствии с индивидуальным планом студента под руководством научного руководителя, который должен иметь ученую степень и (или) ученое звание и работать в данном вузе. В случае выполнения магистерских программ на стыке направлений допускается назначение, помимо научного руководителя, одного или двух научных консультантов.
3.4. Обучение по магистерской программе опирается на активную самостоятельную работу студента, в связи с этим его максимальная аудиторная нагрузка не должна превышать 14 часов в неделю (в среднем за весь срок обучения). Для контроля за выполнением индивидуального учебного плана в нем предусматривается текущая аттестация по всем дисциплинам учебного плана, осуществляемая в различных формах. Общее число экзаменов за период времени освоения третьего уровня магистерской программы должно быть не менее шести.
3.5. Методические рекомендации по структуре и содержанию профессиональных образовательных программ магистратуры с указанием перечня экзаменов разрабатываются соответствующими учебно-методическими объединениями.
4. Итоговая аттестация в магистратуре
4.1. В завершающем семестре магистратуры предусматривается защита выпускной работы — магистерской диссертации и сдача выпускных экзаменов, в том числе по направлению высшего образования. Высшим учебным заведениям предоставляется право засчитывать результаты выпускных магистерских экзаменов в качестве результатов вступительных экзаменов в аспирантуру. Студентам, обучающимся по магистерской программе, может быть разрешена сдача экзаменов кандидатского минимума.
4.2. Магистерская диссертация является самостоятельным научным исследованием, выполняемым под руководством научного руководителя (для работ, выполняемых на стыке направлений, — с привлечением одного или двух научных консультантов). Защита магистерской диссертации и сдача выпускных экзаменов в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, происходит публично на заседании Государственной аттестационной комиссии.
4.3. Лицам, полностью выполнившим индивидуальный план по профессиональной образовательной программе магистра в вузах, имеющих свидетельство о соответствующей государственной аккредитации и право осуществлять магистерскую подготовку, присуждается квалификационная академическая степень магистра и выдается диплом магистра государственного образца.
Выпускнику магистратуры выдается также приложение к диплому — выписка из зачетной ведомости с указанием темы магистерской диссертации.
Приложение
к Положению
о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого высшего образования Российской Федерации
Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию
Наименование вуза
Магистратура
Утверждаю
Декан факультета_________________
1. Индивидуальный план работы студента_________________
_______________________________________________________
(Ф. И. О.)
2. Факультет____________________________________________
3. Кафедра______________________________________________
4. Научный руководитель_________________________________
5. Период обучения в магистратуре_______________________
6. Наименование профессионально-образовательной программы (специализация)____________________________________
________________________________________________________
7. Тема магистерской диссертации________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
8. Срок представления студентом диссертации_____________
________________________________________________________
9. Срок сдачи государственного экзамена по направлению__________________________________________________
________________________________________________________
10. Содержание ОПП
## п/п Наименование дисциплин, практик Кол-во аудит. часов Формы аттестации Планир. срок аттес. Отметки рук. о выполнении аттест. (оценки, даты)
1.
2.
3.
4.
5.
Подпись студента
Подпись научного руководителя
Министерство юстиции Российской Федерации
Зарегистрировано
16 августа 1993 г.
Регистрационный #329
- Журнал «Коммерсантъ Власть» №33 от 23.08.1993
Источник: www.kommersant.ru
Магистратура — это второе высшее образование или нет
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KakiGdeUchitsya.ru. Переход с советской системы образования, при которой готовили специалистов, на болонскую систему, при которой готовят бакалавров и магистров по-прежнему вызывает немало вопросов. Пожалуй, главные вопросы – это является ли бакалавриат высшим образованием и магистратура – это второе высшее образование или нет.
Про бакалавриат можно прочитать по приведенной ссылке, а о магистратуре поговорим сейчас. Сразу признаюсь, что учился я по старой системе, то есть я специалист, поэтому пришлось немного почитать самому о магистратуре, поинтересоваться у знакомых преподавателей, почитать законы Российской Федерации, в общем подойти к вопросу со всей ответственностью.
В каких случаях магистратура – это второе высшее
Да, как можно понять из заголовка подпункта магистратура – это не всегда второе высшее образование. Да и случаев, когда магистратура – это второе высшее не так много, так что перечислить их не составит трудна:
- Поступление в магистратуру после свециалитета.
- Поступление в магистратуру после магистратуры другого направления.
Если не совсем понятно, сейчас поясню, в общем-то эти 2 пункта нет смысла рассматривать по отдельности, так что пишу о них вместе. Если Вы имеете диплом специалиста или магистра, то вполне можете поступать в магистратуру и, если доучитесь, то будете иметь второе высшее образование.
Но хочется предостеречь от некоторых слишком смелых шагов, например, поступления в магистратуру совсем другого профиля, не такого, какой Вы изучали раньше. Магистратура предполагает наличие неплохих базовых знаний, так что может оказаться, что учиться Вам будет очень тяжело. Но тут уже решайте сами, сможете ли Вы отучиться и получить заветный диплом магистра, и вместе с ним второе высшее образование или нет.
В общем, подводя итог скажу, что магистратура вполне может быть вторым высшим образованием, но только если у Вас есть образование специалиста или магистра. И да, не забудьте, что второе высшее образование в любом случае платное, так что будьте готовы к тому, чтобы оплатить обучение.
Но и после специалитета магистратура может не быть вторым высшим образованием. Согласно п. 15, ст. 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ может произойти следующее:
15. Лица, имеющие высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением им квалификации «дипломированный специалист», имеют право быть принятыми на конкурсной основе на обучение по программам магистратуры, которое не рассматривается как получение этими лицами второго или последующего высшего образования.
(часть 15 введена Федеральным законом от 03.02.2014 N 11-ФЗ)
Кому и зачем это может понадобиться я представить не могу, но, бывает и такое.
В каких случаях магистратура не является вторым высшим образованием
Это происходит в том случае, если Вы отучились на бакалавриате и получили соответствующий диплом. При этом Вы безусловно можете поступить в магистратуру, но есть некоторые ограничения.
Магистратура после бакалавриата считается обучением в некоей более узкой области знаний, полученных при обучении на бакалавриате. Таким образом, обучение в магистратуре может быть или по той же специальности, или по очень близкой.
В общем, после бакалавриата магистратура вторым высшим образованием не является, зато получить корочки магистра можно бесплатно, если Вы бесплатно обучались на бакалавриате. А вот дальше уже можно поступить в магистратуру на другую специальность и это будет вторым высшим образованием.
Каким законом регулируются ступени образования
Не знал, как назвать подпункт, поэтому пусть будет так. В общем я хотел напомнить о Федеральном Законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016), на который ссылался в статье про то, является ли бакалавриат высшим образованием, ссылка на которую была в начале статьи, ну да ладно приведу еще раз выдержку из 10 статьи данного закона:
5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование — бакалавриат;
3) высшее образование — специалитет, магистратура;
4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.
Тут становится понятно, что всё то, о чём я писал взято не с потолка, а соответствует Федеральному закону, который устанавливает ступени образования для студентов, получающих высшее образование. И позволяет сделать вывод о том, как можно получить второе высшее образование, и когда магистратура будет вторым высшим.
Про второе высшее могу только посоветовать взвесить все за и против и поступать только если оно Вам действительно необходимо. В дополнение хотелось бы оставить ссылку на свежую статью под названием нужна ли магистратура, советую почитать, много полезной информации есть До встречи на страницах блога KakiGdeUchitsya.ru
Если статья показалась Вам полезной, пожалуйста, поделитесь ею с помощью кнопочек, расположенных чуть ниже.
Если у Вас остались вопросы, пишите в комментариях, постараюсь ответить максимально подробно и ясно.
Источник: kakigdeuchitsya.ru
Чем отличается степень бакалавра от магистра — сколько лет учиться, как получают диплом
В нынешнее время молодым людям доступно высшее двухуровневое образование. Каждый студент, который в будущем хочет стать отличным специалистом по выбранному им профилю, должен четко понимать, бакалавриат и магистратура – что это такое и чем эти степени отличаются друг от друга. Разница между ними существенна, у каждой есть свои достоинства и недостатки. Узнайте, каковы особенности этих академических степеней.
Что такое бакалавриат
Это первая, базовая ступень академического образования. Условия доступа к ней просты. Нужно получить среднее, средне-специальное или профессионально-техническое образование. Поступить можно после окончания 11 класса школы, специализированного колледжа, техникума, училища. Существует заблуждение о том, что бакалавриат – это незаконченное высшее образование. Это неверно.
Степень бакалавра – первая полноценная ступень высшего образования, при наличии которой человек вправе устраиваться на работу по специальности.
Сколько учатся
Как правило, образовательный процесс длится четыре года, хотя встречаются и исключения. Академический бакалавриат студент получает после сдачи экзаменов. Стоит отметить, что существует ряд специальностей, которые даже на базовом уровне невозможно освоить за 4 курса, особенно в медицинской и технической сферах. Обучение на таких факультетах разбивается на другие этапы, не вписывающиеся в общую концепцию европейского образовательного стандарта.
Программа бакалавриата
План ориентирован на то, чтобы дать студенту практические знания по выбранной им специальности. Узконаправленных дисциплин в образовательной программе практически нет. Если они включены, то с минимальным количеством часов, и дают только базовые знания. Бакалавриат изначально был задуман для того, чтобы студент выбрал узкую специальность, и осознанно продолжил обучение по ней на магистратуре. В российской же практике эта ступень стала относительно самостоятельной.
Бакалавриат с недавних пор разделяют на две категории по ряду признаков и поставленных перед студентами задач, хотя это нововведение пока практикуют не везде. Виды первой ступени академического образования:
- Прикладная. Для студентов, которые планируют устроиться на работу сразу после окончания высшего учебного заведения. Ведется практическая подготовка. Форма обучения на прикладном бакалавриате только дневная/очная.
- Академическая. Профессиональная подготовка бакалавров, планирующих поступать в дальнейшем на магистратуру. Упор делается на научно-исследовательскую работу, много теоретических курсов. Учиться можно как на дневной, так и на заочной форме.
Бакалавриат в России
В практику нашей страны программа начала внедряться после подписания Болонской конвенции. Реформа подразумевает постепенное создание единого образовательного пространства европейского стандарта. Высшее образование во всех странах должно быть двухступенчатым: бакалавриат и магистратура. Раньше студенты получали диплом специалиста, проучившись 5-6 лет. Сейчас от этой практики постепенно отходят, но пока уровень «специалитет» не упразднен полностью, потому что далеко не все профессии можно освоить за 4 года даже на базовом уровне.
Что такое магистратура
Это вторая ступень высшего образования, но для получения доступа к ней обязательно необходимо получить первую. Магистром человек считается после того, как он полностью закончит учебный процесс. Поступать на магистратуру бесплатно могут бакалавры и лица, получившие специалитет до того, как ввели болонскую систему.
Курс предметов подобран так, чтобы студент был максимально погружен в практическую и научную деятельность. Программами руководят преподаватели самой высшей квалификации, доктора наук. К каждому студенту с самого первого семестра прикрепляется наставник из их числа.
Под руководством преподавателя человек выбирает направление научных исследований и защищает магистерскую диссертацию. До того момента, пока студент не защитил диссертацию, он — магистрант. В ходе обучения он получает педагогические навыки и по окончании программы может работать преподавателем.
Зачем нужна
Многие люди не понимают, зачем ходить на лекции еще какое-то время, если после бакалавриата можно сразу устроиться на работу. Магистратура необходима человеку для того, чтобы у него было право занимать руководящие должности. Для поступления на работу по ряду специальностей тоже нужно получить вторую ступень высшего образования. Кроме того, магистратуру можно окончить, чтобы получить образование не по выбранной изначально, а по другой специальности.
Что дает
- Вы сможете занимать руководящие должности, работать на по специальностям, требующим обеих ступеней высшего образования.
- Профессиональный рост будет быстрым даже при условии высокой конкуренции.
- Вы получите массу полезных и углубленных теоретических знаний и практических навыков.
- Если вы поняли, что ошибочно выбрали специализацию, то магистратура дает вам право сменить ее.
- Стипендия и другие социальные гарантии (место в общежитии и т.д.) будут продлены еще на какое-то количество лет.
- У вас будет открыта дорога к поступлению в аспирантуру и занятие преподавательской деятельностью.
Нужно ли идти в магистратуру после бакалавриата
Это решение каждый человек принимает лично. Объективно несправедливым будет утверждать, что бакалавр – неполноценное образование. Тем не менее, перед принятием решения о том, стоит ли поступать в магистратуру, подумайте о следующих возможностях, которые она обеспечивает выпускнику ВУЗа:
- диплом признается на международном уровне;
- опыт работы с иностранными преподавателями;
- проведение разработок и исследований для кандидатской работы;
- равнозначности зарубежной научной квалификации PhD.
Как поступить на магистратуру
Кто может поступить
Для подачи документов необходимо иметь высшее профессиональное образование. Подойдут диплом бакалавра, специалиста, магистра. Из дополнительных документов нужны заявление, удостоверение личности, медицинская справка и несколько фотографий. Чтобы поступить на бюджетной основе, нужно иметь либо диплом бакалавра, либо специалитет, полученный до болонского процесса. Магистерское образование может быть и не связано с выбранным в прошлый раз направлением фундаментальной подготовки.
Магистратура по другой специальности
В процессе получения высшего образования вы сможете изменит его направление. Специальность можно взять любую, но практика показывает, что предпочтительнее выбирать смежную. Однако, если вы уверены в том, что обладаете необходимыми знаниями для сдачи вступительного экзамена по совершенно иной профессии, препятствий никаких нет. Магистратура после бакалавриата по другой специальности доступна в любом российском ВУЗе и даже за пределами страны.
Оплачивается работодателем
В трудовом законодательстве перечислены компенсации и гарантии работникам, которые профессиональную деятельность совмещают с обучением. К примеру, магистратура по ряду специальностей, особенно узконаучных, финансируется работодателем, которому средства перечислит государство. Если поступление – личная инициатива работника, то ему предстоит платное обучение, компания может лишь предоставить отпуск за свой счет.
Если вторая научная ступень необходима сотруднику для карьерного роста в конкретной организации, его не имеют права уволить. В данной ситуации возможно развитие по двум сценариям:
- Работодатель оплачивает все расходы, связанные с образованием. Так поступают, если компания очень заинтересована в работнике.
- Компания дает дни оплачиваемого отпуска на посещение подготовительных курсов, лекций, сдачу экзаменов.
Чем отличается бакалавр от магистра
Разница между этими ступенями образования состоит не только в количестве возможностей трудоустройства. В чем отличие бакалавриата от магистратуры, что лучше? Несколько примеров:
- В магистратуру может поступить только бакалавр.
- В аспирантуре имеет право обучаться только студент, у которого есть академическая степень магистра.
- Обучение на бакалавриате длится четыре года. В магистратуре – два.
- Вторую ступень высшего образования можно получить не по той специальности, которую вы приобрели на бакалавриате.
- Кто такой бакалавр? Он ориентирован на трудовую деятельность, практическое использование полученных знаний. В магистратуре готовят к работе в научно-исследовательской сфере.
- Вторую ступень высшего образования можно получить не во всех учебных заведениях.
Диплом бакалавра
Этот документ о наличии у человека первой квалификационной ступени высшего образования обеспечивает ему право трудоустройства по полученной им специальности, как правило, в социальной и экономической сферах. Его обладатель имеет полное право на продолжение образования и поступление в магистратуру. В зарубежной практике большинство людей после получения степени бакалавра сразу устраиваются на работу. Продолжают учебу лишь те, которые планируют заниматься наукой и исследованиями.
Диплом магистра
С таким документом человеку доступен большой выбор мест работы. Магистратура значительно повышает ваши шансы на трудоустройство по специальности в аналитические и исследовательские центры, крупные корпорации. Этот диплом обязательно нужно иметь лицам, которые планируют в дальнейшем поступать в аспирантуру или заняться преподавательской деятельностью.
Видео
Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!
Источник: sovets.net
Фальков открыл секрет: бакалавриат и магистратура остаются, но с оговорками
К специалитету вернутся только 10-15% программ, даже не вузов, считает профессор МГУ Алексей Маслов.
Отказ от Болонской системы вовсе не означает, что из вузов исчезнут бакалавриат и магистратура, и останется только специалитет, заявил «Коммерсанту» министр науки и высшего образования Валерий Фальков. По словам главы ведомства, было бы несправедливо после стольких лет отменять двухступенчатую систему: для многих позиций сейчас нужна именно магистерская степень, и, если в вузах останется только специалитет, выпускники прошлых лет будут ущемлены в правах. В то же время в системе высшего образования назрели перемены, игнорировать которые нельзя, считает чиновник. Что изменится в высшей школе после отказа от Болонской системы, «Росбалт» обсудили с директором института стран Азии и Африки МГУ Алексеем Масловым.
— После громких заявлений об отказе от двухступенчатой Болонской системы в пользу специалитета министр науки и высшего образования Валерий Фальков заявил, что бакалавр и магистратура все же остаются. Да, от Болонской системы Россия отходит, но двухступенчатую модель сохранят там, где это целесообразно. Как вы считаете, что заставило ведомство передумать? Или мы изначально все не так поняли и речь шла лишь о формальном выходе из Болонского процесса?
— Мы действительно не так поняли. Точнее, не так поняли именно неспециалисты, потому что зачастую в обыденном сознании Болонская система — это именно двухступенчатая система, и все. В реальности сама по себе двухступенчатая система еще не является Болонской. Хороший пример: большинство азиатских стран, которые не являются частью Болонской системы, работают по двухступенчатой, а иногда и по трехступенчатой системе. Например, у китайцев трехступенчатая система, где первая ступень, до бакалавра и магистра, — специалист.
Сейчас речь идет скорее о выходе из Болонских соглашений, которые касаются, например, взаимосогласования программ, приложений к дипломам, которые выдаются у нас в России по Болонской системе, где в основе лежит так называемой компетентностный подход, когда человек получает не знания, а компетенции. Плюс к этому, скорее всего, мы выйдем из системы обмена студентами в рамках Erasmus+.
https://www.hse.ru/» /> Образование с приставкой «недо-»: чем грозит отказ от бакалавриата
— Как раз сегодня в СМИ появилась информация о том, что Минобрнауки не рекомендует всем образовательным организациям РФ сотрудничество в рамках программы Erasmus+. Насколько я понимаю, в последние три месяца у нас и так сократились возможности для взаимодействия с западными вузами, и это просто формальность?
— На самом деле, западные вузы в рамках этой программы и раньше с Россией активно не работали. Теоретически предполагалось, что в рамках Болонской системы человек может начать учиться, например, в России, потом поехать за границу и получить кредитные единицы в любом другом западном университете или нескольких, которые ему бы здесь, в России, зачли. Но на практике оказалось иначе.
— По словам Фалькова, отныне двухступенчатая модель будет соседствовать со специалитетом. и, кроме того, будет пересмотрен подход к определению формы обучения. То есть, появятся направления, на которых возможен только специалитет. В качестве примера министр назвал врачей и инженеров. Но разве сейчас не так? Разве Болонская система их вообще коснулась?
— Министр говорил как раз о том, что у нас уже существует гибкий подход, в котором бакалавриат и магистратура существуют параллельно специалитету. И пример с медициной здесь показателен. Будут ли другие программы с бакалавриата переходить на специалитет, зависит от того, кто это будет определять: будет ли это отдано на откуп университетам или даже отдельным программам, что, на мой взгляд, правильно, потому что программы сами должны определять тот объем знаний, которые будут давать, или это будет решаться централизовано и регламентироваться сверху, например, медицина — не меньше шести лет специалитета для всех, математика — «четыре плюс два» для всех. Децентрализованный подход мне представляется более гибким.
— Если свободу выбора оставят за вузами, начнут ли они отказываться от двухступенчатой системы в пользу специалитета, потому что вроде бы такова «линия партии», или все останется как есть, но с некоторыми корректировками?
— Я думаю, многое будет зависеть от ректоров. Кто-то придерживается советской консервативной системы (я говорю это без негативной коннотации), а кто-то считает, что нужно оставаться в рамках системы «четыре плюс два». Мне кажется, что сейчас многие уже привыкли работать в системе «четыре плюс два», им это удобно.
Особенно это касается тех программ, которые завязаны на международных партнеров: пусть даже азиатских, а не европейских. Я как раз думаю, что массового перехода не будет. Если грубо спрогнозировать, то, возможно, 10-15% программ, не вузов, вернутся к специалитету, не больше.
Приведу близкий мне пример. Востоковедов мы сейчас готовим по системе «четыре плюс два». Но в то же время, большинство студентов проходят годовую стажировку за рубежом — в восточной стране. И в реальности получается «пять плюс два». И если решение оставят за программой, то я бы, например, пошел на такие изменения в рамках моей специальности.
Но по ряду других программ четырех лет обучения в бакалавриате более чем достаточно.
Массовый переход на специалитет мне представляется опасным, потому что подавляющее большинство наших восточных партнеров тоже работают в системе «четыре плюс два». Наш специалитет будет им непонятен и повлечет большие затраты на переход.
— В качестве основного минуса действующей системы Фальков обозначил тот факт, что в магистратуру по закону может поступить любой бакалавр, не зависимо от профиля. Этот недочет хотят исправить, законодательно закрепив невозможность такого перехода. Но так ли это плохо? Ведь люди, которые поступают в магистратуру, сдают экзамены. значит, готовы осваивать уровень.
Кроме того, для многих это возможность получить другую профессию, если изначальный выбор оказался неудачным. Сейчас эта дверца захлопнется?
— Когда человек с историческим образованием идет на микробиологию, он, при всем желании, не сможет нормально подготовиться. Поэтому есть укрупненные группы специальностей: гуманитарно-социальные науки, точные науки и так далее. Возможно, поступление в магистратуру в рамках укрупненных групп специальностей имеет смысл оставить.
В других случаях можно вводить «ориентационные курсы», как уже делают и в российских, и в западных вузах. Это годичные программы для людей, которые никогда не учились по той специальности, на которую хотят поступать в магистратуру. Эти курсы идут вне основного зачета, но студенты обязаны их пройти, если они не учились по профилю. В этом я вижу выход для тех, кто решил изменить траекторию после бакалавриата.
Свобода выбора, которая дается в рамках Болонской системы — «куда хочу, туда и иду», привела к тому, что все крупные западные и американские университеты ввели большое количество ориентационных курсов, за которые нужно отдельно доплачивать. Я думаю, идея сама по себе правильная: ввести большую специализацию, но при этом все же оставить в хорошем смысле лазейку, чтобы человек, который хочет перепрофилироваться, мог пойти и таким путем.
Есть еще один важный момент, о котором мы забываем: иногда людям на самом деле нужна не магистратура, а дополнительное профессиональное образование. Для этого в вузах есть программы ДПО, которые могут варьироваться от 16 часов до года. Иногда люди просто не понимают, что для того, чтобы сменить профессию, им нужно именно это, а не магистратура.
— На таких программах можно учиться бесплатно?
— Нет, программы ДПО всегда платные.
— Поэтому люди и выбирают магистратуру: там можно учиться бесплатно, за счет бюджета.
— Да, конечно, на магистратуре есть бюджетные места. Более того, магистратура дает освобождение от армии молодым людям, а ДПО не дает. Но многие забывают о том, что магистратура решает другие вопросы. Задача магистратура, как она задумывалась изначально, — узкая специализация по части либо профессиональных навыков, либо высоких наук.
Иногда людям это просто не нужно, и они идут в магистратуру по другим причинам. Грубо говоря — просто откосить от армии.
— То есть, вы считаете, что можно ограничить свободу перехода между специальностями, о чем говорит министр, но при этом оставить вариант для тех, кто заинтересован, в виде подготовительных курсов?
— Да. Ориентационные курсы во многих российских вузах уже есть, но вводятся они по желанию самих университетов. Я же считаю, что их нужно сделать обязательными. Надо понимать, что университеты борются за студентов. Когда они объявляют набор на программы магистратуры, чтобы туда пришло как можно больше людей, принимают всех, кого угодно, с любым базовым образованием.
Для университетов это безвыходное положение, поскольку им нужно наращивать количество студентов. А сейчас им придется обеспечить дополнительные курсы профессионализации.
— Если Минобрнауки решит пойти по этому пути?
— Да. Второй вариант — ввести поступление в магистратуру по укрупненным группам специальностей. Но это вещь неоднозначная. Когда человек поступает в университет, ему 16-17 лет. Выбрать раз и навсегда свою будущую профессию в таком возрасте мало кто может.
Более того, рынок труда очень быстро меняется. И мы должны дать молодым людям возможность изменить траекторию. Сейчас это можно сделать за счет магистратуры, поэтому я считаю, что оставить какие-то лазейки — нормально.
— В качестве примера Фальков привел ситуацию, когда журналист, окончивший бакалавриат, идет в магистратуру по юриспруденции. Якобы, какой из него выйдет юрист? Но мне такой переход вовсе не кажется странным. Просто человек решил углубить свои знания в какой-то одной области и писать, например, только на юридические темы.
— Да. Но если журналист пошел, например, в микробиологию, где нужны серьезные фундаментальные знания, или, например, в ядерную физику, то картина будет иной.
— Однако, если человек поступил в такую магистратуру, сдал экзамены, то — в чем проблема? Значит, знаний ему достаточно.
— Если поступил, то да. Но некоторые университеты принимают сейчас в магистратуру не по экзаменам, а по портфолио, и в качестве баллов учитывают не только профильное образование, но еще и количество публикаций, участие в различных летних школах. Формально можно добрать необходимое количество балов и поступить. Так что в определенном смысле позиция ведомства оправдана.
— На фоне разговоров об отказе от Болонской системы в Госдуме снова вернулись к вопросу отмены ЕГЭ. Хотя Рособрнадзор уже заявил, что отказываться от единого госэкзамена сейчас не планируют, судя по заявлениям депутатов и чиновников в СМИ, у этой идеи все больше сторонников. Как думаете, пойдет ли на этот шаг правительство?
— К сожалению, у нас может быть все, что угодно. Но ЕГЭ не привязан к Болонской системе, и отказ от нее не предполагает автоматического отказа от единого госэкзамена. Как показала практика, в больших по площади странах, таких как Китай, США, ЕГЭ — это единственный реальный механизм создания равных условий. Надо не отменять ЕГЭ, а совершенствовать его форму.
Хочу заметить, что с момента его внедрения и до сегодняшнего дня ЕГЭ прошел в России серьезную эволюцию и усовершенствовался. Просто многие люди, которые говорят, что ЕГЭ — это плохо, никогда не углублялись в то, как госэкзамен выглядит сегодня. На мой взгляд, ЕГЭ исключил любые коррупционные механизмы при поступлении в университеты. Прежде чем отменять ЕГЭ, давайте все же подумаем о мальчике из Владивостока или девочке из Новосибирска, которые решают поступить в МГУ, и должны лично приехать и сдать экзамен. Куда проще сдать ЕГЭ и отослать документы.
— Тем более, что результаты ЕГЭ можно направить сразу в несколько вузов.
— Да, конечно. Это вполне демократичная система, зачем ее рубить? Совершенствовать — да, но не отказываться от нее совсем.
— Еще одно нововведение, которое касается высшей школы: в Госдуму внесен законопроект, призванный сделать публичной процедуру поступления в вузы на целевое обучение. По задумке авторов документа, работодатели должны публиковать на госуслугах свои предложения, информацию о вузе, который проведет обучение, требования к поступающим и их успеваемости, а кандидаты будут подавать заявки. Как вы считаете, что это даст?
— Во-первых, целевое обучение — вещь хорошая. Зачастую по количеству целевых заявок вузы понимают запросы рынка — какие специалисты нужны работодателям. Зачастую, люди, закончившие обучение, должны потом переучиваться, чтобы попасть на работу. Работодатели тоже жалуются, говоря о том, что выпускники не готовы к реальной работе.
Как следствие, умные университеты постоянно проводят встречи с работодателями, чтобы услышать их запрос. Но самое простое — дать возможность работодателям размещать на портале госуслуг запросы о том, каких специалистов в каких вузах они хотят подготовить.
Во-вторых, я лично с этим никогда не встречался, но постоянно слышу разговоры о том, что с помощью целевых программ готовят детей своих друзей и знакомых. Я не вижу этого в массовом порядке, но считаю, что система должна быть прозрачной.
Нужно, чтобы вузы на конкурентной основе предлагали работодателям специальные курсы и программы обучения, потому что сейчас каналы обратной связи между образованием и экономикой не слишком развиты. Например, мы знаем, что в дальних регионах России в массовом порядке готовят специалистов по международным отношениям. При том, что там даже нет таких профессионалов, которые могли бы толково их подготовить. В то же время, там остро не хватает специалистов по региональным вопросам. Я думаю, если грамотно выстроить систему, она позволит выровнять запросы рынка и предложение образования.
— То есть, вузы будут знать, чего хотят работодатели. Студенты будут понимать, кто сейчас требуется, и смогут пройти обучение за счет будущего работодателя?
— Да. И будут знать, куда пойдут работать после вуза и где, возможно, будут проходить практику.
Вообще, образование — очень затратный механизм, который выполняет две функции. Первая — социальная. Грубо говоря, чтобы дети не болтались на улицах. Именно поэтому, например, в Германии люди могут учиться и 10 лет. Вторая — решение вопросов рынка.
Если же вузы решают только свои вопросы, проще говоря, набирают студентов только для того, чтобы дать работу своим же преподавателям, это к развитию страны не имеет никакого отношения. Поэтому нужны механизмы выравнивания. Их нужно было создавать давно, но они создаются только сейчас.
Анна Семенец
Источник: www.rosbalt.ru