Профессиона́льное образова́ние — процесс и результат профессионального становления и развития личности, сопровождающийся овладением установленными знаниями, умениями, навыками и педагогическими компетенциями по конкретным специальностям и профессиям. (А. Н. Лейбович)
Профессиональное образование в России существует более 300 лет, со времен Петра I. На каждом этапе развития перед системой образования ставились различные задачи профессионального образования. В настоящее время перед профессиональным образованием стоят задачи не только насыщения рынка труда компетентными специалистами, но и создание возможностей для профессионального роста и развития личности.
Среди основных задач профессионального образования можно выделить следующие:
- Дальнейшее усовершенствование материальной базы профессионального образования;
- Создание центров практик на предприятии;
- Привлечение специалистов предприятия в организации и постановке задач профессионального образования;
- Формирование так называемого заказа на специалиста профессионального образования. Для дальнейшего развития в той или иной области профессии.
- 1 Система профессионального образования
- 2 Уровни профессионального образования
- 3 См. также
- 4 Используемая литература
Источник: wiki2.org
Виды и уровни образования
Профессиональное образование как часть непрерывного образования в России
Ражова, Н. А. Профессиональное образование как часть непрерывного образования в России / Н. А. Ражова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 26 (264). — С. 321-323. — URL: https://moluch.ru/archive/264/61204/ (дата обращения: 27.12.2022).
На современном этапе общественного развития главной целью профессионального образования является подготовка высококвалифицированных кадров, готовых к профессиональной деятельности в изменившихся социально-экономических условиях, способных принимать своевременные решения, адекватно оценивать перспективы развития производства и планировать стратегию его развития и собственную профессиональную деятельность.
Изменения, происходящие в экономической и социокультурной сфере общественной жизни, предъявляют свои требования к содержанию и методологии профессиональной подготовки обучающихся различных уровней образования, такие как повышение профессиональной мобильности и конкурентоспособности выпускников, личностно-ориентированный подход к разработке образовательных программ, появление потребности в высококвалифицированных специалистах, способных своевременно реагировать на постоянно изменяющиеся условия на рынке интеллектуального труда, расширение сфер профессиональной деятельности студентов.
Профессиональная подготовка выпускника является одним из необходимых элементов формирования профессиональной направленности личности студентов в условиях стандартизации образования, поэтому основной задачей профессиональных учебных заведений является социокультурное и профессиональное формирование и развитие личности, в соответствии с ее способностями и интересами, а также с социально-экономическими потребностями общества и государства.
Приём на образовательные программы среднего профессионального образования в АмГПГУ
Непрерывность образования является одной из основных тенденций развития профессионального образования в России. Под непрерывным образованием понимается процесс формирования и развития личности, продолжающийся всю ее жизнь. К непрерывному профессиональному образованию можно отнести такие понятия, как личность, образовательные программы, образовательные процессы и организационные структуры. Одной из главных задач профессиональных учебных заведений различного уровня является создание условий для самореализации обучающегося и его дальнейшего развития.
Целью среднего профессионального образования в России является подготовка квалифицированных рабочих и служащих и подготовка специалистов среднего звена, оно представляет собой углубление и расширение знаний, умений и навыков на базе основного общего или среднего полного общего образования. Необходимость в особой подготовке кадров среднего звена появилась вследствие процессов специализации труда.
Совершенно новым способом подготовки обучающихся выступает формирование определенных знаний, умений и навыков об основах производственной деятельности на базе общеобразовательных предметов, тесно связанных с дисциплинами профессионально-технического цикла, поскольку подобная взаимосвязь повышает качество профессиональной подготовки обучающихся. Кроме того, изучение специальных предметов не только закрепляет общие знания и умения, но и позволяет углубить и дополнить их при рассмотрении научных основ производственной деятельности. Достигается подобное путем установления межпредметных связей, интеграции различных предметов общего и профессионального циклов.
В современном мире среднее профессиональное образование имеет большое значение для удовлетворения как личностных, так и общественных и государственных образовательных потребностей. Особое место в системе профессионального образования занимает подготовка специалистов среднего звена в социальной и экономической сферах деятельности. В социальных отраслях выпускники средних профессиональных учебных заведений осуществляют деятельность в области права, образования и здравоохранения, культуры и искусства, физической культуры и спорта и др. Специалисты среднего звена в экономической сфере занимаются решением экономико-организационных задач в различных финансовых службах предприятий, а также в организационных подразделениях, ответственных за бухгалтерский учет и статистическую отчетность. В настоящее время в связи с особенностями экономики и производства, а также с перспективами развития общества постепенно увеличивается потребность в специалистах среднего звена, происходит изменение их роли и функций в производственной и социокультурной сферах общественной жизни, повышаются требования к их компетентности и качеству труда.
Высшее образование позволяет приобрести фундаментальные теоретические знания и компетенции по выбранной специальности или направлению подготовки по основным дисциплинам гуманитарного, социально-экономического и информационно-технологического профиля. Умения и навыки, которые обучающийся приобретает в высших учебных заведениях, имеют большую область применения и позиционируются как умения и навыки высокого уровня. В системе современного высшего образования приоритетом пользуются интересы личности и общества, направленные на максимальную реализацию внутреннего потенциала обучающегося посредством решения таких задач, как:
– гармоничное взаимодействие человека с природой, основанное на изучении современной научной картины мира;
– успешная социализация обучающегося, основанная на его взаимодействии с социокультурной средой;
– интеллектуальное развитие обучающегося, основанное на изучении современных методов научного познания;
– создание условий для непрерывного самообразования и саморазвития человека, а также для реализации его трудового потенциала.
Несмотря на все положительные стороны, существующая система непрерывного профессионального образования в России на данном этапе не способна обеспечить профессиональную мобильность и конкурентоспособность выпускников на должном уровне, поскольку при формировании и выполнении образовательного заказа профессиональными учебными заведениями не в полной мере учитываются требования рынка труда. Кроме того, это происходит из-за того, что большинство работодателей не участвует в формировании образовательного заказа на требуемых в их организациях специалистов, из-за чего происходит разрыв между теоретической подготовкой выпускников образовательных организаций и их дальнейшей практической деятельностью.
Таким образом, непрерывное профессиональное образование в России можно рассматривать с двух сторон: как педагогическую систему, которая представляет собой совокупность средств, методов и форм приобретения, расширения и углубления знаний, умений, навыков и профессиональных компетенций, а также как процесс формирования и удовлетворения познавательных запросов и духовных потребностей личности, развития ее творческих и профессиональных способностей посредством обучения в профессиональных учебных организациях и самообразования.
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Батышев С. Я. Профессиональная педагогика. — М.: 2017.
- Жуков Г. Н. Общая и профессиональная педагогика: Учебник / Г. Н. Жуков, П. Г. Матросов. — М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА, 2018.
- Сластенин В. А. Педагогика профессионального образования. — М.: 2016.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, Россия, непрерывное профессиональное образование, образовательный заказ, общественная жизнь, производственная деятельность, профессиональная мобильность, профессиональная подготовка обучающихся, социокультурная сфера, экономическая сфера.
Источник: moluch.ru
Профессиональное обучение (по отраслям) (бакалавриат)
Степень: Академический бакалавр. Прикладной бакалавр
Наиболее распространенные экзамены при поступлении:
- Русский язык
- Математика (базовый уровень)
- Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — профильный предмет, по выбору вуза
- Биология — по выбору вуза
- Иностранный язык — по выбору вуза
При поступлении необходимо сдать обязательные экзамены по математике и русскому языку.
Третий обязательный предмет устанавливается вузом, и он напрямую связан с выбранным профилем. К примеру, для третьего обязательного экзамена для поступления на специальность 440304 «Информатика и вычислительная техника» может быть выбран предмет «Информатика и ИКТ».
Кроме того, по выбору вуза может быть назначен и четвертый экзамен по иностранному языку.
- Описание специальности
- Сроки обучения
- Основные предметы
- Навыки и умения, приобретаемые в ходе подготовки
- Профессия
Описание специальности
Специальность «Профессиональное обучение» дает студентам самый широкий спектр знаний, умений и навыков. Учебная программа составлена таким образом, чтобы студенты могли получить достаточный объем подготовки по теоретическому и практическому направлениям выбранного ими профиля.
По окончании обучения студенты не только получат глубокие знания и навыки по выбранной специальности, но также научатся передавать эти знания другим специалистам (рабочим). Именно такой аспект специальности позволит выпускникам работать не только непосредственно по выбранной профессии, но и также заниматься обучением в учреждениях среднего профессионального образования.
Сроки обучения
Срок обучения на дневной (очной) форме составляет четыре года. К сроку обучения на заочной или дистанционной форме по усмотрению вуза к четырем годам могут быть добавлены от 6 до 12 месяцев.
Основные предметы 
Предметы, которые предстоит изучить студенту при обучении специальности, можно разделить на два блока.
Первый блок является общеобразовательным и может включать в себя такие учебные дисциплины, как:
- История;
- Философия;
- Иностранный язык;
- Политология;
- Безопасность жизнедеятельности;
- Основы экологии.
Второй блок предметов является профилирующим, и в него на усмотрение вуза включаются предметы, непосредственно связанные с выбранным профилем специальности. К примеру, профиль «Информатика и вычислительная техника» может включать такие предметы, как:
- «Языки и методы программирования»;
- «Информатика и компьютерные сети»;
- «Операционные системы» и т.д.
Также во втором блоке присутствуют обязательные дисциплины, необходимые для получения выпускником навыков и умений по выбранной им специальности:
- «Общая и профессиональная педагогика»,
- «Педагогические технологии»,
- «Методика профессионального обучения»,
- «Введение в профессионально-педагогическую деятельность»
- «Методика воспитательной работы» и др.
Навыки и умения, приобретаемые в ходе подготовки
Программа подготовки студентов составлена таким образом, чтобы по завершении учебы выпускники приобрели умения и навыки, ориентированные по нескольким видам учебно-профессиональной деятельности:
- развитие личностных качеств специалиста, необходимых в области его профессиональной деятельности;
- разработка программы и отдельных мероприятий учебно-воспитательной деятельности в учреждениях среднего профобразования;
- организация и обеспечение профессионально-педагогической деятельности в образовательном учреждении на основе существующих нормативно-правовых актов;
- анализ различных профессиональных и педагогических ситуаций, возникающих в процессе обучения специалистов.
В области научно-исследовательской деятельности выпускник должен уметь:
- участвовать в комплексных исследовательских программах, изучающих проблемы подготовки специалистов;
- организовывать учебно-исследовательскую работу обучающихся в учреждении среднего профобразования;
- внедрять в учебный процесс и распространять различные новшества и новые методики по обучению и формированию креативных навыков при подготовке специалистов.
В организационно-технологической деятельности выпускник должен уметь использовать следующие умения и навыки:
- организация деятельности и анализ ее эффективности на предприятиях и в учебно-производственных мастерских;
- техническое обслуживание и эксплуатация учебно-технологического оборудования в образовательном учреждении;
- организация основных этапов учебно-технологического процесса на предприятиях и в учебно-производственных мастерских.
Профессия
В будущем выпускник получит широкие возможности для трудоустройства. Он может найти работу в следующих областях:
- учебно-профессиональная деятельность;
- научно-исследовательские учреждения;
- организационно-технологическая деятельность;
- обучение по выбранной профессии.
Профиль данной специальности зависит от конкретного учебного заведения и может быть различным – «Экономика и управление», «Компьютерная графика и дизайн», «Агроинженерия», «Сервис», «Машиностроение» и т.д. Поэтому при выборе данной специальности необходимо учитывать профиль, выбранный тем университетом, в который вы решили поступать.
Выпускники получат прекрасные перспективы трудоустройства. Помимо учреждений профессионального образования, выпускник может найти работу и в таких сферах бизнеса, как обучение персонала, тренинговые и консалтинговые компании.
В качестве работодателей могут выступить образовательные учреждения, организации, занимающиеся дополнительным профессиональным образованием (повышением квалификации), службы занятости населения.
Читайте далее:
Источник: edunews.ru
Система профессионального педагогического образования
Педагогическое образование – это процесс получения необходимых теоретических и практических знаний в области педагогической профессии, а также знания и умения по повышению квалификации и переподготовке дипломированных специалистов.
Согласно ст. 10 ФЗ «Об образовании в РФ», современная система профессионального педагогического образования состоит из следующих уровней:
- Среднее профессиональное образование (колледжи, техникумы)
- Высшее профессиональное образование (вузы, включает три ступени: бакалавриат, специалитет, магистратура)
- Высшее образование (подготовка специалистов высшей квалификации)
Среднее профессиональное педагогическое образование
Среднее профессиональное педагогическое образование реализуется посредством обучения в педагогических техникумах и колледжах. Данные учебные заведения осуществляют набор учащихся на основе полного среднего и основного общего образования. Срок подготовки зависит от того, на базе какого образования поступил учащийся, а также на какую форму обучения – очную или заочную.
Решим твою учебную задачу всего за 30 минут
Попробовать прямо сейчас
На базе среднего профессионального педагогического образования осуществляется подготовка следующих специалистов:
- дошкольное образование: воспитатели детей дошкольного возраста;
- школьное образование: учителя начальных классов;
- дополнительное образование: педагог дополнительного образования (хореография, творчество, музыка, искусство и т.д.)
- специальное дошкольное образование: воспитатель детей с отклонениями в развитии и с сохранным развитием;
- коррекционная педагогика начального образования: учитель начальных классов коррекционного и компенсирующего вида;
- профессиональное обучение: мастер производственного обучения (технолог, техник, дизайнер и т.д.).
Таким образом, среднее звено осуществляет подготовку специалистов в различных областях профессионального педагогического образования.
Высшее профессиональное педагогическое образование (бакалавриат, специалитет, магистартура)
Высшее профессиональное педагогическое образование предусматривает три программы подготовки специалистов:
- Бакалавриат (3-4 года обучения) – осуществляется по следующим направлениям подготовки:
- педагогическое образование: учителя начальных классов, воспитатели детей дошкольного возраста;
- профессиональное педагогическое образование по отраслям: учитель математики, физики, музыки и т.п., то есть учитель-предметник;
- психолого-педагогическое направление: социальный педагог, школьный психолог и т.п.
- специальное образование (дефектология): учитель детей с отклонениями в развитии;
- психология и педагогика девиантного поведения: педагог-психолог по работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитии.
- Специалитет – форма подготовки, являющаяся одной из традиционных в России, направлена на подготовку специалистов в области педагогической профессии. После освоения учебной программы специалитета, выпускники защищают выпускную квалификационную работу. По итогу обучения им присваивается профессиональная квалификация по педагогической специальности. Необходимо отметить, что в настоящее время, в системе российского образования осуществляется постепенный отказ от специалитета. Это связано с переходом на европейскую систему образования и интеграции в мировую систему высшего образования, которая состоит из двух уровней: бакалавриат и магистратура.
- Магистратура – следующая ступень высшего профессионального педагогического образования. Особенности получения педагогического образования в магистратуре:
- акцент на самостоятельную работу под руководством научного руководителя;
- по окончанию магистратуры выпускники защищают диссертацию, которая имеет отличия от выпускной работы бакалавра (больший объем, новизна, глубина, самостоятельность исследования и т.д.). Работа над диссертацией начинается практически с момента поступления;
- по итогу обучения в магистратуре выпускнику присваивается ученая магистерская степень.
«Система профессионального педагогического образования»
Готовые курсовые работы и рефераты
Консультации эксперта по предмету
Помощь в написании учебной работы
Высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации
На данном уровне профессионального педагогического образования осуществляется подготовка педагогических кадров высшей квалификации: аспирантура и докторантура.
Итогом обучения в аспирантуре является защита диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, в докторантуре – диссертация на доктора педагогических наук.
Система подготовка кадров высшей квалификации предусматривает возможность работы над диссертацией без обучения в аспирантуре или докторантуре. Соискатель ученой степени прикрепляется к научному руководителю и осуществляет под его руководством самостоятельную работу над диссертацией. При написании докторской диссертации допустима полностью самостоятельная работа без руководителя или научного консультанта.
Кроме перечисленных уровней, существует:
- Дополнительное педагогическое профессиональное образование, обеспечивающее повышение педагогической квалификации и переподготовку (приобретение новых педагогических специальностей) педагогических кадров.
- Повышение квалификации и переподготовка специалистов, реализуемые по специальным образовательным программам в образовательных учреждениях, специализирующихся на повышении квалификации педагогических кадров (институты, академии и т.п.), а также на специальных факультетах.
Замечание 1
Таким образом, современная система профессиональной подготовки педагогических кадров направлена на создание эффективных условий для осуществления непрерывного образования будущих профессионалов в области педагогики, а также возможность повышения имеющейся квалификации.
Источник: spravochnick.ru