Профессионально-общественная аккредитация
Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ является одним из направлений независимой оценки качества образования в Российской Федерации. Ее правовые основы определены в ст. 96 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Статья 96. Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ
1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут получать общественную аккредитацию в различных российских, иностранных и международных организациях
2. Под общественной аккредитацией понимается признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций. Порядок проведения общественной аккредитации, формы и методы оценки при ее проведении, а также права, предоставляемые аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливаются общественной организацией, которая проводит общественную аккредитацию.
Профессионально-общественная аккредитация РХГА
3. Работодатели, их объединения, а также уполномоченные ими организации вправе проводить профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность
4. Профессионально-общественная аккредитация основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такие образовательные программы в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.
5. На основе результатов профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ организациями, которые проводили такую аккредитацию, могут формироваться рейтинги аккредитованных ими образовательных программ с указанием реализующих их организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
6. Порядок проведения профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ, в том числе формы и методы оценки этих образовательных программ при ее проведении, правила обращения организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в организацию, проводящую указанную аккредитацию, с целью ее получить, срок, на который аккредитуются такие образовательные программы, основания лишения организаций, осуществляющих образовательную деятельность, профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, а также права, предоставляемые реализующей аккредитованные образовательные программы организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) выпускникам, освоившим такие образовательные программы, устанавливаются организацией, которая проводит указанную аккредитацию.
Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ. Дискуссия
7. Организации, которые проводят общественную аккредитацию и профессионально-общественную аккредитацию, обеспечивают открытость и доступность информации о проведении соответствующей аккредитации и ее результатах, в том числе посредством размещения указанной информации на своих официальных сайтах в сети «Интернет»
8. Сведения об имеющейся у организации, осуществляющей образовательную деятельность, общественной аккредитации или профессионально-общественной аккредитации представляются в аккредитационный орган и рассматриваются при проведении государственной аккредитации.
9. Общественная аккредитация и профессионально-общественная аккредитация проводятся на добровольной основе и не влекут за собой дополнительные финансовые обязательства государства
10. Формирование и ведение перечня организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Источник: liftfederation.ru
ПОА в вопросах и ответах
Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ – это один из элементов формирующейся в России системы независимой оценки качества образования. Она выстраивается в соответствии с федеральными законами, а также профессиональными стандартами, разработанными отраслевыми объединениями, и направлена на выработку эффективного социального партнерства между сферой труда и сферой образования.
АКАР – объединение профессионалов коммуникационного рынка России. Какие программы аккредитует АКАР?
Программы в области маркетинга, рекламы, дизайна, связей с общественностью и другие программы в области коммерческих коммуникаций.
Чем отличается ПОА от государственной аккредитации?
ПОА представляет собой признание качества и уровня подготовки лиц, освоивших образовательные программы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, отвечающих требованиям профессиональных стандартов и иным общероссийским квалификационным требованиям, а также требованиям рынка труда общественностью и профессиональным сообществом.
На каком основании проводится ПОА?
- На основании Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф. Новый: Вступил в силу: 1 сентября 2013 г. (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015),статьи 95, 96, а также:
- Закона «Об образовании» от 27.12.2009г. ст. 33, п. 25.
- Приказа Министерства образования и науки РФ № 233 от 30 июня 2009г. «О мерах по развитию конкуренции в сфере услуг образования» п. 5 о разработке «Комплекса мероприятий по стимулированию развития системы независимых рейтингов и общественно-профессиональной аккредитации организаций и программ непрерывного профессионального образования».
- Распоряжения Правительства РФ № 1662-р от 17 ноября 2008 года об утверждении «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года», в котором одной из задач является «…создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, в том числе: механизмов участия потребителей и общественных институтов в осуществлении контроля и проведении оценки качества образования, создание системы независимой общественно-профессиональной аккредитации программ обучения, распространение практики общественно-профессиональной сертификации выпускников образовательных программ, вхождение в международные ассоциации по аккредитации образовательных программ и учреждений; аккредитация не менее 15 процентов программ профессионального образования в международных ассоциациях, действующих в Российской Федерации».
ПОА носит добровольный или обязательный характер? Какие принципы лежат в основе ПОА?
Профессионально-общественная аккредитация проводится на основе следующих принципов:
- добровольный характер прохождения профессионально-общественной аккредитации организациями, осуществляющими образовательную деятельность;
- единство требований при оценке качества и уровня подготовки лиц, освоивших образовательные программы по одной профессии, специальности, направлению подготовки вне зависимости от организации, в которой были освоены образовательные программы;
- независимость профессионально-общественной аккредитации от государственных органов власти, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
- объективность и компетентность профессионально-общественной аккредитации, обеспечиваемая отбором и подготовкой экспертов для проведения аккредитационной экспертизы;
- открытость, достоверность и актуальность информации о процедурах и результатах профессионально-общественной аккредитации.
А каковы стандарты и критерии ПОА? Что подвергается независимой оценке?
Программы, представляемые на аккредитацию, оцениваются в соответствии со следующими критериями (виды и количество критериев определяются в зависимости от типа программы, представленной к аккредитации):
- Миссия, цели, потребители программы.
- Студенты. Магистранты. Докторанты (слушатели).
- Учащиеся. Студенты(слушатели).
- Профессорско-преподавательскийсостав.
- Содержание программы.
- Учебный процесс.
- Интеллектуальныйвклад,связь с деловым сообществом и общественностью.
- Ресурсы программы и др.
Оценочные параметры по каждому из критериев регламентируются требованиями, предъявляемыми к программам соответсвующего типа.
Что собой представляет процедура проведения программной профессионально-общественной аккредитации и каковы её этапы?
Процедура программной аккредитации разработана в соответствии с Европейским стандартами и руководящими принципами (ESG), документами ЕАСА (Европейская Ассоциация Коммуникационных Агентств), IAA (Международная Рекламная Ассоциация), лучшими зарубежными практиками, профессиональными и образовательными стандартами РФ.
Процедура аккредитации включает в себя следующие этапы:
1-й этап.
- представление организацией образования заявки на аккредитацию в АКАР с краткой характеристикой деятельности вуза и образовательной программы;
- подписание договора о проведении аккредитации образовательной программы(программ) между АКАР и организацией образования. В договоре указываются права и обязанности сторон, стоимость процедуры, сроки проведения аккредитации;
- проведение ВУЗом процедуры самооценки, составление отчета о самооценке ОП в соответствии со стандартами и критериями, определенными АС АКАР;
- представление отчета о самооценке в АС АКАР.
2-й этап.
- АС АКАР формирует компетентную команду экспертов и сообщает её состав аккредитуемой организации образования;
- команда экспертов знакомится с материалами самооценки, посещает организацию образования и проводит внешний аудит, формирует отчет о внешней оценке, который передает в АС АКАР;
- АС АКАР направляет в аккредитуемую организацию образования полученный отчет команды аудиторов по оценке деятельности для изучения.
- организация образования представляет отзыв на отчет и при необходимости вносит дополнения или корректировки в проект итогового отчета аудиторов в течение одной недели после получения отчета.
3-й этап.
- Комиссия по ПОА АКАР, после изучения материалов по самооценке и отчета по внешнему аудиту, готовит заключение для Аккредитационного Совета;
- Аккредитационный Совет принимает решение. Принятие решения Аккредитационным советом осуществляется на основе отчета по самооценке, отчета по аудиту командой внешних экспертов и рекомендаций комиссии по ПОА АКАР. Положительный отчет экспертной команды и заключение Комиссии по ПОА АКАР являются обязательным условием для принятия положительного решения Аккредитационным советом.
Аккредитационный советом может быть принято следующее решение:
- аккредитовать;
- аккредитовать с условием (с замечаниями) с необходимостью устранения замечаний;
- не аккредитовать.
В случае принятия Аккредитационным Советом положительного решения об аккредитации, организации образования выдаётся свидетельство о профессионально-общественной (программной) аккредитации, решение об аккредитации образовательной программы высшего учебного заведения направляется в Министерство образования и науки РФ и информация размещается на веб-сайте АС АКАР.
А если образовательная организация получит отказ в аккредитации?
Организация, осуществляющая образовательную деятельность, получившая отказ в профессионально-общественной аккредитации, может подать в Комиссию по ПОА АКАР апелляционное заявление о несогласии с принятым решением, в связи с нарушением, по мнению организации, осуществляющей образовательную деятельность, процедур проведения профессионально-общественной аккредитации.
Апелляция рассматривается апелляционной комиссией, формируемой АКАР совместно с аккредитующей организацией.
В случае установления апелляционной комиссией, что оспариваемое решение аккредитующей организации принято с нарушением процедур профессионально-общественной аккредитации или на основании аккредитационной экспертизы, проведенной с нарушением методики ее проведения, АС АКАР принимает решение о его пересмотре.
Как и где можно использовать результаты профессионально-общественной аккредитации?
Профессионально-общественная аккредитация осуществляется с целью повышения эффективности управления качеством образования и призвана способствовать развитию конкурентной среды, выявлению и распространению подтвердивших свою результативность образовательных программ.
Информация о профессионально-общественной аккредитации вносится аккредитующими организациями в реестр образовательных программ, прошедших профессионально-общественную аккредитацию. Информация, содержащаяся в реестре, является открытой и общедоступной. Реестр образовательных программ размещается в сети Интернет.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления учитывают наличие профессионально-общественной аккредитации при распределении контрольных цифр приема на обучение по профессиям, специальностям и направлениям подготовки за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также при принятии иных управленческих решений в отношении организаций, реализующих образовательные программы, прошедшие профессионально-общественную аккредитацию.
Результаты профессионально-общественной аккредитации используются аккредитующими организациями и иными заинтересованными организациями при формировании рейтингов образовательных программ и организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Иными словами, организации образования, прошедшие программную аккредитацию получают возможность стать участниками национальных (всероссийских) и международных рейтингов.
Организация, реализующая образовательные программы, прошедшие профессионально-общественную аккредитацию, имеет право:
- размещать сведения о наличии профессионально-общественной аккредитации у реализуемых образовательных программ на официальном сайте, на информационных стендах, в том числе при приеме на обучение по указанным образовательным программам, а также на учебных изданиях организации (учебных пособиях, методических материалах) по соответствующим образовательным программам;
- включать сведения о наличии профессионально-общественной аккредитации в рекламные сообщения о деятельности организации, а также предоставлять указанные сведения иным лицам для размещения в информационных сообщениях;
- указывать сведения о наличии профессионально-общественной аккредитации в документах об образовании и (или) о квалификации и (или) в иных документах, выдаваемых выпускникам, освоившим образовательные программы, прошедшие профессионально-общественную аккредитацию (в случае выдачи документов собственного образца).
- потребители образовательных услуг (абитуриенты и обучающиеся по соответствующим образовательным программам) используют информацию о профессионально-общественной аккредитации при выборе образовательной программы.
Что надо сделать, чтобы пройти процедуру ПОА?
Подать заявку в АС АКАР.
Меню
- Комитеты / Комиссии / Секции
- Комитет продавцов электронных СМИ
- Комитет фарм-коммуникаций
- Комитет маркетинговых агентств
- Комитет радио
- Комитет медиаагентств
- Комитет AdTech
- Комитет Digital-агентств
- Комитет креативных агентств
- Комитет Event агентств
- Комитет наружной рекламы
- Комитет промоиндустрии
- Комитет исследований, аудита и рекламных технологий
- Комитет паблишеров
- Комиссия по профессионально-общественной аккредитации
- Положение
- Совет АКАР по ПОА
- Образовательные организации, прошедшие аккредитацию в АКАР
- ПОА в вопросах и ответах
- Принять участие
- Контакты
Источник: www.akarussia.ru
Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ (ПОА)
ПОА позволяет признать качество и уровень подготовки выпускников, освоивших образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, требованиям профессиональных стандартов и рынка труда.
Профессионально-общественная аккредитация — признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такие образовательные программы в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.
Свидетельства об успешном прохождении ПОА выдаются от имени организации, уполномоченной Национальным советом при Президенте РФ (НСППК), который наделяет полномочием по проведению ПОА СПК, общероссийские и общероссийские отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей, общероссийские профессиональные сообщества, крупнейших работодателей, оказывающих решающее влияние на рынок труда в отдельных отраслях экономики.
Важно, что образовательные организации и их объединения не могут быть аккредитующими или уполномоченными организациями. Такое решение обеспечивает независимость оценки качества профессионального образования.
Особенность профессионально-общественной аккредитации – добровольность участия образовательной организации, которая вправе самостоятельно определять целесообразность прохождения ПОА, а также перечень заявляемых на аккредитацию программ.
Преимущества ПОА:
- работодателю — экономия средств на подготовку и переподготовку, адаптацию кадров; при формировании заказа на подготовку специалистов, обладающими необходимыми ему квалификациями.
- образовательной организации , реализующей образовательные программы, прошедшие ПОА – право на использование ее результатов как конкурентное преимущество и предъявление результаты в органы государственной власти и управления образованием при прохождении государственных аккредитационных процедур.
- выпускнику – полу чение квалификации, отвечающей требованиям рынка труда, и, как следствие, приоритет при трудоустройстве.
Образовательные программы, прошедшие процедуру профессионально-общественной аккредитации
Источник: www.kcp24.ru
Профессионально-общественная аккредитация: шаг в будущее!

«Наличие профессионально-общественной аккредитации положительно влияет на аккредитацию государственную»
Интервью с Л.И. Хоружий, президентом ИПБ России, докт. экон. наук, профессором, проректором по экономической работе и имущественному комплексу Российского государственного аграрного университета — МСХА имени К.А. Тимирязева.
Приглашаем организации к сотрудничеству по проведению профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.
С 2012 года ИПБ России проводит экспертизу программ высшего и среднего профессионального образования по группе специальностей и направлений подготовки «Экономика и управление» и дополнительного профессионального образования (профессиональная переподготовка) через процедуру профессионально-общественной аккредитации (ПОА).
Преимущества ПОА для образовательных организаций:
- положительное влияние на государственную аккредитацию;
- признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших образовательную программу, которая прошла процедуру ПОА;
- результаты ПОА учитываются в процедурах распределения контрольных цифр приема на обучение за счет бюджетных ассигнований.
Особенность экспертизы программ в ИПБ России:
слушатели образовательных программ, прошедших процедуру ПОА, могут получить аттестат ИПБ России на специальных условиях* и стать действительными членами крупнейшего профессионального объединения специалистов экономического блока.
* при успешном прохождении итоговой аттестации в образовательной организации слушатели освобождаются от экзамена ИПБ России. В итоге слушатели получат сразу два документа: документ об образовании (или дополнительном профессиональном образовании) и аттестат ИПБ России.
Как получить аттестат на специальных условиях и стать действительным членом ИПБ России?
Кто может получить аттестат на специальных условиях?
Слушатели аккредитованных программ, намеренные вступить в члены ИПБ России:
- Студенты-выпускники, обучающиеся по программам среднего профессионального образования по группе специальностей 38.00.00″Экономика и управление»;
- Студенты-выпускники, обучающиеся по программам высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 38.00.00 Экономика и управление: бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура;
- Слушатели программ дополнительного профессионального образования, имеющие уровень образования и опыт работы, соответствующие квалификационным требованиям ИПБ России.
Какой аттестат получают слушатели?
Вид аттестата зависит от аккредитованной программы, а также от соответствия образования и опыта работы (при его наличии) слушателя квалификационным требованиям ИПБ России.
Варианты для слушателей:
а) слушатель соответствует квалификационным требованиям ИПБ России по стажу работы.
- профессионального бухгалтера — главного бухгалтера 6-го уровня квалификации или главного-бухгалтера-эксперта 6-го уровня квалификации;
- профессионального финансового директора;
- профессионального налогового консультанта 6-го или 7-го уровня квалификации;
- профессионального внутреннего контролера (внутреннего аудитора).
б) слушатель не соответствует квалификационным требованиям ИПБ России по стажу работы.
Слушатель получает аттестат профессионального бухгалтера — бухгалтера 5-го уровня, независимо от наименования программы, указанной в свидетельстве о прохождении ПОА. При появлении достаточного стажа работы — обмен этого аттестата на аттестат более высокого уровня, бесплатно и без экзамена, уже как действительному члену ИПБ России.
Что необходимо сделать слушателю?
- Успешно пройти итоговую аттестацию в образовательной организации по аккредитованной программе;
- Предоставить в ИПБ России: заявление о приеме в члены ИПБ России, справку из вуза или копию диплома об образовании + документы, подтверждающие стаж работы (если он есть), иные документы, необходимые для приёма в действительные члены;
- Заплатить вступительный взнос в ИПБ России — 12 900 рублей.
По всем вопросам проведения ПОА можно обращаться к руководителю проекта:
Макарова Светлана Юрьевна
Поделиться
Наши проекты
- Конгресс ИПБ России
- Всероссийский конкурс «Лучший бухгалтер России»
- Студенческие и научные олимпиады
- Профессионально-общественная аккредитация
- Журнал «Вестник профессиональных бухгалтеров»
Материалы
- Противодействие коррупции и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
- COVID-19
Наши разработки
- Профессиональный стандарт «Бухгалтер»
- Рекомендации для малого бизнеса
- Упрощенные способы бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (сводная информация)
- Альбом форм первичных документов
- Комплект для самостоятельной подготовки к аттестации
- Совместно с Учебным центром «СТЕК»: дистанционная подготовка к аттестации
- Проект ФСБУ «Доходы»
- Рекомендации для членов ИПБ России
ИПБ России
- О нас
- Новости
- Поздравления
- Органы управления
- Документы
- Часто задаваемые вопросы
- Партнерские организации
- Комитеты, комиссии и экспертные советы
- Контакты
- Условия использования сайта
Источник: www.ipbr.org
Профессионально-общественная аккредитация
Актуальность и мотивация процедур профессионально-общественной аккредитации образовательных программ (ПОА ОП)
В России расширяется участие работодателей в подготовке заказа на специалистов необходимых им квалификаций и профилей, а также непосредственно в деятельности университетов и колледжей и оценке качества образования и подготовки их выпускников.
Этому активно способствует и мотивирует позиция руководства РФ, нашедшее отражение в майских Указах и ряде законов и подзаконных актов, вводящих разные виды независимой оценки качества образования. Так, например, представители профессиональных сообществ начали разрабатывать проф.стандарты, проводить на их основе профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ, независимую оценку квалификации выпускников. Сформированные на результатах таких оценок образовательная среда, программы, процессы, компетенции — важнейшее из направлений взаимодействия образования и бизнеса.

Потому, на сегодня в соответствии с законодательством РФ в области образования, занятости и труда, задачами экономики выстраивается система, направляющая вектор оценки качества профессионального образования в общественный сектор.
Так, ст. 96 закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ определяет профессионально–общественной аккредитацию образовательных программ (ПОА ОП) инструментом признания качества и уровня подготовки выпускников, отвечающих требованиям профессиональных стандартов, рынка труда. При этом п.8. статьи устанавливает, что сведения об имеющихся у образовательной организации ПОА рассматриваются при проведении государственной аккредитации и подлежат представлению к заявлению на государственную аккредитацию в соответствии с п.8 Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности. Подробнее о процедуре и преимуществах профессиональной общественной аккредитации образовательных программ в Русском Регистре и ее взаимосвязи с государственной аккредитации можно прочитать здесь.
В развитие мотивационного фактора наличие профессионально общественной аккредитации образовательных программ влияет на получение контрольных цифр приема, бюджетных ассигнований (Приказ Министерства образования и науки РФ от 01.04.2015 No 340).
ФГОС 3++ определяют ответственность за обеспечение качества подготовки обучающихся за обр.организацией, а внешнее признание программ – процедурами ПОА, результат которых также следует продемонстрировать при государственной аккредитации.

Значительнее о нормативно-правовом обеспечении процедуры процедуры общественной аккредитации можно узнать здесь.
Больше о проблематике складывающейся в РФ системе ПОА образовательных программ можно прочитать здесь.
Обоснования правомочности работ Русского Регистра по ПОА ОП
Для независимой и компетентной работы в соответствии с законодательными требованиями РФ Русский Регистр:
- входит в Реестр организаций, осуществляющих аккредитацию образовательных программ АИС «Мониторинг профессионально-общественной аккредитации», созданной по заказу Министерства образования и науки РФ (ст.96 ФЗ-273);

- имеет Аккредитацию федеральной службы Аккредитации (Росаккредитация). Имеет широкую область аккредитации и обеспечивает признание на национальном уровне;
- имеет полномочия на проведение профессионально-общественной аккредитации образовательных программ от региональных структур Российского союза промышленников и предпринимателей, сотрудничает с рядом общероссийских отраслевых объединений работодателей, Советами по профессиональным квалификациям;
- владеет Лицензией ФСБ на работу со сведениями, составляющими гос. тайну;
- действует как международно-признанное Агентство по оценке качества профессионального образования, являясь полноправным членом или имеющим аффилированный статус Международных Сетей Агентств по качеству образования (INQAAHE, APQN,ENQA) – всемирных ассоциаций, занимающихся теоретическими и практическими решениями в области гарантий качества высшего образования.
Преимуществом проведения процедур ПОА ОП в Русском Регистре является возможность образовательной организации в рамках единой аккредитационной экспертизы провести ПОА ОП разных УГН(С) в разных объединениях работодателей и с разной стоимостью работ благодаря имеющемуся широкому спектру признаний и полномочий.
При этом в соответствии с принципами и этикой, принимая во внимание отраслевую целесообразность и подходы к проведению ПОА ОП Ассоциация проводит данные работы по тем направлениям подготовки/специальностям, чья отраслевая специфика характерна деятельности выбранного объединения работодателей (см. выше). В этой связи, а также принимая во внимание репутационные риски Ассоциации, некоторые реализуемые образовательными организациями направления подготовки, в т.ч. определяющие его отраслевую направленность, порекомендует обратиться в другие аккредитующие организации.
Содержание оценки качества образовательных программ при процедурах ПОА


Процедуры профессиональной общественной аккредитации образовательных программ
Общий алгоритм действий типичен для общепринятых качественных процедур профессиональной оценки аккредитации образовательных программ, отличается от других высокой организацией и регламентацией процедур и обязательным очным визитом в образовательную организацию.
Срок работ всегда прописан в виде календарного плана в договоре с образовательной организацией и занимает, как правило, в среднем 3-4 месяца от заключения договора до получения Свидетельства. Срок зависит прежде всего от способности образовательной организации обеспечить собственную процедуру самообследования ОП как наиболее трудоемкую. В практике имеются работы, завершенные как за 1 месяц, так и растянувшиеся на год.
Принципы формирования группы экспертов ПОА ОП
С учетом роли и степени влияния факторов риска, связанных с компетентностью, осведомленностью и подготовкой персонала, для обеспечения управляемости персонала, участвующего в т.ч. в процессе ПОА ОП, создана система подготовки и сертификации соответствующего персонала .
С целью обеспечения необходимой компетентности персонала, оказывающего влияние на качество услуг в области независимых оценок образовательных организаций, в Русском Регистре разработан, документирован и поддерживается в рабочем состоянии процесс обеспечения компетентности экспертов, привлекаемых к аккредитационной экспертизе. Процесс состоит из трех основных этапов:
- Подбор профессиональных работников и определение потребностей в подготовке экспертов.
- Обеспечение компетентности потенциальных экспертов.
- Сертификация и оценка экспертов, включающий:
- рассмотрение заявления, результатов теоретического обучения, отзывов о прохождении стажировки на заседании Аттестационной комиссии Русского Регистра, оформление сертификата компетентности при положительном решении;
- включение эксперта в реестр сертифицированных экспертов;
- периодическую проверку практики работы эксперта;
- поддержание сертификации и повышение квалификации.
При проведении ПОА ОП эксперты дополнительно должны обладать необходимой компетентностью в области оцениваемых образовательных программ. Таким образом, при сертификации эксперта коды компетентности присваиваются в соответствии с кодами УГСН (укрупненных групп специальностей/ направлений подготовки), в рамках которых эксперт имеет опыт проектирования/реализации образовательных программ и/или соответствующей сферы деятельности, а также их оценки. Кандидаты в эксперты Русского Регистра заявляют о своей компетентности по кодам компетентности самостоятельно, представив в РР информацию по установленной форме. Окончательное решение о присвоении кодов компетентности принимается и утверждается на Аттестационной комиссии.
Для проведения ПОА ОП формируются группы экспертов, состоящие, как минимум, из 2 человек: эксперта от академического сообщества и эксперта от профессионального сообщества.
При процедурах ПОА ОП экспертами от академического сообщества являются (в разрезе каждой УГСН заявляемой области аккредитации):
— зарегистрированные в реестре Русского Регистра эксперты (штатные и внештатные), имеющие коды компетентности, основанные на Классификаторе EAC (код – Образование, 37) и коде УГСН,
— представители образовательных организаций профессионального образования, прошедшие специальное повышение квалификации в Русском Регистре для участия в оценочных процедурах.
Экспертами от профессионального сообщества (работодателей) являются:
— зарегистрированные в реестре Русского Регистра эксперты (штатные и внештатные), имеющие коды компетентности, основанные на Классификаторе EAC в различных областях деятельности, коррелированных с УГСН в соответствии с заявкой образовательной организации на профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ;
— представители организаций — партнеров Русского Регистра, сфера деятельности которых коррелирована с УГСН, содержащей заявляемые на профессионально-общественную аккредитацию образовательные программы.
Источник: rr-baltic.ru