Методические рекомендации по разработке проектно-ориентированных образовательных программ (Тип А)
3. Методические рекомендации по разработке проектно-ориентированных образовательных программ (Тип А)
3.1. Основные подходы к разработке проектно-ориентированных образовательных программ
Проектно-ориентированные образовательные программы, помимо обучения (приобретения знаний, умений и навыков), должны быть направлены на развитие у специалистов компетенций (competence) – способностей применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе разработки и реализации проектов развития направляющих организаций.
В соответствии с миссией образовательной программы формулируется ее название, которое должно ясно определять ее характер с точки зрения:
а) направления подготовки: является ли образовательная программа общей (т.е. посвящена общему менеджменту) или функциональной, с указанием специализации, либо проблемной области;
б) категории подготавливаемых специалистов (высшее звено, среднее звено и т.п.);
Экосистема образовательной роботехники от DIGIS ч.3 — Проектно-ориентированная робототехника
в) отраслевой или иной специфики образовательной программы (например, название отрасли, малые и средние предприятия, муниципальное управление и т.п.).
При разработке проектно-ориентированных образовательных программ образовательное учреждение самостоятельно определяет модель компетенций менеджера и соответствующий ей перечень результатов подготовки, набор технологий и методов развития этих компетенций.
Является целесообразным и рекомендуется образовательным учреждениям проработка этой модели с ведущими организациями, для которых предполагается проведение подготовки специалистов. На первом этапе 2007/2008 учебного года может использоваться пробный вариант такой модели, который затем будет скорректирован с учетом опыта его применения.
3.2. Содержание проектно-ориентированной образовательной программы и методы обучения
Реализация компетентностного подхода предусматривает доминирование в учебном процессе активных методов: использование дискуссий, имитационных, ролевых игр и тренингов в структуре аудиторных занятий в сочетании с самостоятельной работой, тьютерскими формами обучения, индивидуальной и командной (групповой) работой над проектом.
Центральное место в учебном процессе должна занимать самостоятельная работа специалистов, что может быть наиболее эффективно осуществлено на основе проектно-ориентированного обучения.
Существует следующее определение проекта: «Проект (Project) – целенаправленное ограниченное во времени мероприятие, направленное на создание уникального продукта или услуги» 5 .
При реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2007/2008 – 2012/2013 учебных годах в рамках компетентностного подхода специалистом должен разрабатываться взаимосвязанный, рационально организованный и управляемый комплекс действий (с описанием ресурсов на его осуществление), имеющий определенный и оцениваемый результат, направленный на:
Д-18. Функц. грамотность: практико-ориентированная, проектная, исследовательская деятельность
- решение актуальной задачи, например, внедрение инновации в бизнесе и/или менеджменте предприятия (организации);
- открытие нового бизнеса или его развитие и другие.
В соответствии с условиями реализации Государственного плана каждый специалист, проходящий конкурсный отбор, должен представить индивидуальное проектное задание в рамках проекта развития организации – формулировку и первичное обоснование проекта с четкой постановкой проблемы, требующей решения, и предварительным (эскизным) описанием комплекса работ, необходимых для достижения результатов.
Формирование концепции проекта развития направляющей организации (проектной идеи) происходит до момента прохождения конкурсного отбора специалистом и предполагает первичную проработку со стороны вышеуказанной организации комплекса вопросов, касающихся: временных, финансовых, организационных и других ресурсов, а также предварительную оценку региональной значимости вышеуказанного проекта.
Образовательное учреждение, осуществляющее подготовку данного специалиста, должно создать условия для преобразования концепции проекта (проектной идеи) в проект с проработкой (желательно и с частичной реализацией) ключевых решений по проекту в процессе обучения.
В процессе подготовки специалистов по проектно-ориентированным образовательным программам необходимо использование активных методов обучения:
- Игровые методы позволяют специалистам совершенствовать умения и навыки, компетенции, приобретать опыт управленческой работы. Выделяются следующие типы:
- Игровые имитации (обычно с включением компьютерных имитационных моделей) используются для воспроизведения в учебном процессе сложной структуры управленческих функций, аналогичных реальной деятельности.
- Ролевые игры представляют собой разыгрываемые участниками модели ситуаций реальной деятельности, как правило, построенные на конфликте сторон. Используются, прежде всего, для демонстрации и освоения участниками личностных и этических компетенций.
- Тренинг – организованное многократное повторение специалистами заданных действий, анализ результатов и их совершенствование с целью формирования у них умений и навыков работы.
- Анализ конкретных ситуаций (case study) – изучение специалистами ситуаций, основанных на описании конкретного опыта принятия управленческих решений и организация коллективного анализа специалистами возникающих проблем и предпринимаемых действий.
- Экспертные консультации и мастер-классы – обмен опытом между самими специалистами, консультации с экспертами, приглашенными практикующими специалистами (в том числе завершившими Президентскую программу), руководителями и консультантами в сфере управления, представителями организаций-работодателей.
Наряду с активными методами в образовательной программе должны присутствовать традиционные лекционно-семинарские занятия. В том числе экспертные лекции – выступления широко известных и авторитетных бизнесменов, политиков и экспертов по новым, актуальным вопросам, которые сопровождаются дискуссией и могут трансформироваться в форму экспертных консультаций и мастер-классов.
Структура образовательной программы должна создаваться с учетом междисциплинарного подхода, позволяющего объединить в учебные модули (курсы) материал, традиционно относимый к разным академическим дисциплинам, но необходимый для формирования у специалистов определенных компетенций.
Структура образовательной программы, основанной на проектно-ориентированном обучении, должна предусматривать следующие блоки:
I. Теоретическая подготовка (освоение когнитивных компетенций) должна содержать курсы, позволяющие изучить теории и концепции управления организацией.
II. Профессиональная подготовка (освоение функциональных компетенций) направлена на приобретение и совершенствование специалистами навыков выполнения разнообразных функций, соответствующих определенной сфере деятельности и должностному уровню.
Использование активных методов обучения в течение образовательной программы обеспечивает развитие личностных компетенций (работа в команде, ведение переговоров и т.д.) и персональных качеств менеджера (дисциплинированность, ответственность, креативность, лидерство, стрессоустойчивость и др.).
III. Изучение иностранного языка предусматривает развитие навыков чтения, перевода и деловой переписки, устной коммуникации с зарубежными партнерами.
IV. Работа над проектом развития организации (предприятия), направившей специалиста на подготовку, является основой организации образовательного процесса и включает следующие элементы:
- уточнение (корректировка) индивидуального проектного задания в рамках проекта развития организации, представленного при зачислении специалиста на обучение в рамках Государственного плана, уточнение поставленной проблемы и задач;
- разработка структуры и основных элементов проекта;
- групповые консультации и тренинги по разработке отдельных элементов проекта;
- промежуточные презентации подготовленного специалистами материала по проекту;
- анализ и презентация результатов (частичной) реализации проекта;
- разработка рекомендаций по дальнейшей реализации проекта.
Работа над проектом может осуществляться в команде (группе). При этом должен быть определен вклад каждого члена команды (группы).
При возможности привлечения к этой работе специалистов по экономике и менеджменту, владеющих иностранными языками, рекомендуется проводить предварительную защиту (презентацию) проекта на иностранном языке в целях тренировки специалистами навыков презентации проекта для последующей стажировки на зарубежных предприятиях.
Общая длительность проектно-ориентированной образовательной программы должна составлять 550 аудиторных часов.
Объем часов по каждому из названных выше разделов должен быть следующим (см. Таблицу №2).
Таблица №2. Примерная структура образовательной программы
(освоение когнитивных компетенций)
(освоение функциональных компетенций)
Объем учебных часов может быть увеличен сверх данного лимита за счет самостоятельной (групповой и индивидуальной) работы для обеспечения требуемого уровня качества подготовки специалистов. Рекомендации по формированию конечных результатов обучения по проектно-ориентированным образовательным программам приведены в Приложениях №2 и №3.
При формировании образовательной программы с региональной (отраслевой) ориентацией должны, в том числе, учитываться региональные особенности и специфика управления в различных отраслях бизнеса.
В учебном плане проектно-ориентированной образовательной программы рекомендуется обеспечить высокий удельный вес активных методов обучения. В документах образовательной программы должен быть представлен конкретный перечень игр, тренингов и других активных методов с указанием, в каких дисциплинах и на каких занятиях они осуществляются.
Образовательная программа должна предусматривать проведение комплексных и междисциплинарных имитационных игр, способствующих выработке умений принятия управленческих решений и развитию необходимых компетенций.
Специалисты, проходящие подготовку по образовательным программам в рамках реализации Государственного плана, обучаются отдельно от слушателей или студентов, которые проходят обучение по другим программам данного образовательного учреждения. В случае, когда форма обучения (например, игровая) требует большего количества участников, чем имеется в сформированной группе специалистов, или необходимо участие других лиц, допускается смешанная подготовка с пояснением необходимости такой меры.
Занятия в малых группах или индивидуальные занятия должны занимать не менее половины всего времени работы в аудиториях. При наличии нескольких групп, которые обучаются по данной образовательной программе параллельно, организация поточных лекций на основе объединения допускается с представлением соответствующего обоснования.
В образовательной программе должны быть четко определены формы представления итогов обучения специалистов в виде защиты выпускной аттестационной работы (см. Приложение №6) — проекта развития организации (с представлением развернутой аналитической записки), отзыва руководителя (консультанта) со стороны образовательного учреждения, рецензии со стороны направляющей организации (или эксперта по теме проектной разработки), рекомендаций для направляющей организации.
Источник: psihdocs.ru
Метод проектного обучения
в высших учебных заведениях
К 2022 году система образования России, наряду с традиционными методами и практиками, планирует внедрить метод проектной подготовки. Чиновники собираются использовать новый метод в школах и вузах с целью повышения качества образования.
Что такое проектное и проектно-ориентированное обучение?
Проектное обучение определяется специалистами Института образования НИУ ВШЭ как вид отдельной, специально организованной деятельности студентов, ограниченной во времени, нацеленной на решение определенной проблемы и имеющей в качестве результата конечный продукт деятельности.
Проектная деятельность студентов, пишет владикавказский исследователь Рита Бтемирова, ориентирована на раскрытие личности обучающегося, развитие интереса к учебной деятельности, развитие интеллектуальных, творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо проблемы.
В процессуальном измерении проектной деятельности студенты образуют группы для решения конкретной задачи. Ментор, или руководитель проекта, управляет процессом, организует, мотивирует, исследует вместе с обучающимися заявленные проектом объекты и задачи. Результатом такой работы могут быть аналитический отчет, доклад, книга, патент, инновационный программный или информационный продукт, бизнес-план компании или студенческий стартап (курируемая вузом компания). Получившиеся продукты могут быть с успехом коммерциализированы.
Проектное и проектно-ориентированное обучение ни в коем случае не должно подменять собой традиционные университетские занятия и аттестации. Уже внедрившие этот метод российские вузы (НИУ ВШЭ, Московский Политех, УРФУ, ДВГУ и другие) интегрируют проекты в образовательные программы без ущерба для семинаров и лекций.
Источник: lala.lanbook.com
Проектно ориентированная образовательная программа что это
Важно погрузить студентов в тему, с котрой им предстоит работать (дискуссия, бреймсторминг, посещение различных мест).
Когда представляете тему проекта студентам, представьте, что вы продавец, который хочет, чтобы студенты купили самомотивацию. Чем больше ценности студенты видят в теме проекта, тем легче им будет двигаться в процессе.
Если тема основывается на актуальной и значимой для студентов и современного общества проблеме, то их мотивация также повышается. Студенты готовы посвятить свое время и силы проблеме или проекту, если ощущают значимость и полезность.
- Событие — расскажите о предстоящем проекте с помощью провокационной дискуссии, видео или статьи, которые возбудят интерес студентов.
- Написанный документ — более формальный вариант, вовлекающий студентов через описание ситуации и просьбу сформировать команды, чтобы ее решить. Такой документ включает ясно описанные роли и задания для студентов, таймлайн и способы оценки, а также способствует возникновению вопросов.
При знакомстве студентов с темой важно обсудить «зачем» темы, причины, почему выбрана именно такая тема, как проект поспособствует студентам или обществу. Можно здесь использовать различные варианты групповой активности — попросить студентов обсудить актуальность проекта в мини-группах, ваша задача слушать и включаться в диалоги мини-групп.
В начале презентации темы проекта студентам важно ясно обозначить стимулирующий вопрос, с которым студентам прийдется работать впоследствии. Так как именно этот вопрос и таблица знаний обозначают путь, по которому студенты будут двигаться в процессе обучения.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫЗОВА
Сделайте проблему актуальной:
- Начните с актуальной идеи. Главная задача создать аутентичный проект, который будет значим и актуален для сообщества, то есть применим в реальном мире. Для проектно — ориентированного обучения «аутентчность» означает «причину и мотивацию что-то учить». Почему идея или какой-либо концепт важны ? Ради чего студенты и преподаватели должны тратить на него свое время и энергию?
- Определите границы вызова. Сузьте фокус с глобального на более локальный. Например, если тема «изменение климата», то сфокусирейтесь на проблеме влияния погодных изменений на ваш город. Также важно оценить, сколько у вас времени на проект и сколько времени потребуется на решение поставленной проблемы. Более абстрактные и открытые проблемы требуют больше времени на их решение. В среднем реализация одного проекта занимает около 2-4 недель.
- Создайте междисциплинарный проект. Это один из ключевых моментов проектно-ориентированного обучения. Важно ограничить количество предметов до 2-3. Смысл проекта именно в соединении нескольких дисциплин.
- В процессе планирования проекта, задайте себе следующие вопросы. Лежит ли в основе проекта плохо структурированный вопрос, имеющий значение для студентов? Является ли результат проекта ценным для общества? Формируются ли в процессе работы над проектом навыки, необходимые в современном мире? Смогут ли студенты презентовать свой проект публике ? Инициирует ли проект взаимодействие и кооперацию между студентами и другими людьми? Смогут ли студенты во время работы над проектом отслеживать и оценивать свой рост и прогресс?
ПРЕВРАЩЕНИЕ ВЫЗОВА В СТИМУЛИРУЮЩИЙ ВОПРОС
- Важно сузить челлендж до ряда стимулирующих вопросов. Начните с написания обзора литературы по данному вопросу, опишите челлендж, а далее переформулируйте в один стимулирующий вопрос, который будет направлять исследование. Такой вопрос обычно не имеет одного однозначного ответа, что и стимулирует поисковую активность. Вспомогающий вопрос : как мы, ___(роль)__, можем ___ (сделать, придумать, построить и тд)__ для __-(цель)__?
- Уточните возникший проблемный вопрос. Иногда проблема как таковая ведет к постановке проблемного вопроса, но он обычно достаточно широкий и абстрактный. Его важно переделать в более узкий и специфичный стимулирующий вопрос. Например, вопрос «Назовите 5 разделов по географии» ведет к скорее к перечислению, не стимулируя критическое мышление. Стимулирующий вопрос звучит следующим образом «Как мы можем использовать 5 разделов географии чтобы определить уникальность нашего города».
- Вновь переформулируйте стимулирующий вопрос на более конкретный и аутентичный, то есть актуальный в реальном мире.
- Избегайте вопросов, требующих однозначные ответы («да-нет).
- Двигайтесь от «что»- вопросов к «как».
- Задавайте вопросы, связанней с реальным миром, то есть актуальные.
- Измените вопрос с позиции знать на позицию сделать.
- Оставайтесь локальным, то есть формулируйте вопросы, максимально приближенные к вашей местности (университету, округу, городу)
- Проанализуруйте вопрос со студентами.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТА
Уставновите фокус вашего проекта.
- Вообразите конечный результат вашего проекта. Что в итоге получится? Как студенты поделятся результатами своих проектов, продемонстрируют свои знания и навыки? Что вы ожидаете от студентов? Насколько реально прийти к такому результату за установленный срок?
- Перед какой аудиторией и где они будут выступать? Живая и реальная аудитория, соответствующая теме проектов, способствует более эффективному выступлению. Могут ли студенты выступить где-нибудь за пределами аудитории?
- Составьте примерный план, учитывая временные рамки — изобразите на таймлайне, какие шаги надо предпринять, чтобы достичь цель.
Источник: eduspace.pro
Проектно-ориентированное обучение как механизм повышения качества образования
статья по теме
Новые социально-экономические условия, складывающиеся в нашей стране в последние годы, коренным образом изменили и усложнили задачи общеобразовательной школы в плане обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. Это обусловлено тем, что конкурентоспособность человека на современном рынке труда во многом зависит от его способности приобретать и развивать умения и навыки, которые он может применять или трансформировать относительно целого ряда жизненных ситуаций, осваивая при этом новые технологии. Современная школа должна подготовить учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях настоящего социально-экономического уклада.
Возможность реализации поставленных задач в развитии новых форм работы, которые повысили бы мотивацию обучения, вовлекли учеников в активное самостоятельное познание. Учебный процесс необходимо сделать более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и научить их практическому применению в жизни. Учение только тогда станет для ребят привлекательным, когда они сами будут учиться проектировать, конструировать, исследовать, открывать.
Ведущее место среди инновационных методов, на мой взгляд, принадлежит сегодня методу проектов, основоположником которого является американский философ-прагматик, педагог Джон Дьюи. Он считал, что опыт и знание ребенок должен приобретать в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных макетов, схем, производства опытов. Российские психологи Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В.В. Давыдов пришли к выводу, что в подростковом возрасте у школьников появляется стремление к общению с товарищами, к участию во всех происходящих в школе событиях, тяга к поиску, исследованию, к самореализации.
Метод проектов положен в основу проектно – ориентированного обучения, где проектная деятельность направлена на развитие исследовательских, проблемных и поисковых методов обучения, творческих по своей сути. Способна сделать учебный процесс для школьника личностно значимым, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, креативность, активность, самостоятельность.
Проектно-ориентированное обучение соответствует подходам к модернизации образования в целом и компетентностному подходу в частности, решает задачи современных стандартов образования и нацелена на социальный заказ общества.
По мнению Е.С. Полат, применение проектной методики как новой педагогической технологии в развитии современной дидактики обосновывается следующим образом:
— в условиях существующей классно-урочной системы занятий проектная методика наиболее легко вписывается в учебный процесс и может не затрагивать содержания обучения, которое определено образовательным стандартом для базового уровня;
— это технология, которая позволяет при интеграции ее в реальный учебно-воспитательный процесс успешнее достигать поставленные государственным стандартом образования цели;
— это истинно педагогическая технология, гуманистическая не только по своей философской психологической сути, но в чисто нравственном аспекте. Она обеспечивает не только прочное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим.
Для того чтобы эффективно использовать идеи проектно-ориентированного обучения на своих занятиях, необходимо хорошо представлять себе его принципиальные отличия от традиционного обучения, его основные цели и общую технологическую модель.
Проектно-ориентированное обучение – это обучение, в центре которого находится ученик. Он, ученик, является субъектом деятельности и, как таковой, должен уметь работать самостоятельно. Для участия в проектной работе учащиеся должны владеть определенными умениями самостоятельной работы, помогающими им организовывать свою деятельность: умение читать и перерабатывать текст, собирать необходимую информацию, брать интервью, работать со справочными материалами, пользоваться компьютером, планировать свою деятельность, принимать решение, вести дискуссию, уметь аргументированно отстаивать свою позицию, вести поиск необходимой информации, исследовать, оформлять, оценивать, документировать результаты работы и т.д. Следует отметить, что во время работы над проектами эти умения и навыки существенно развиваются.
Важной составляющей методической организации проектной деятельности является целостное обучение, т.е. включение всей психической сферы личности: когнитивной, творческой, эмоциональной, социальной, моторно-двигательной, волевой.
Актуальным остается вопрос о типологии проектов . Одна из самых распространенных классификаций проектов основана на области знаний: в рамках одного предмета – монопредметные, межпредметные предполагают использование знаний по 2 и более предметам. По времени осуществления проектов различают краткосрочные и долгосрочные. По количеству участников проекта: индивидуальные, парные, групповые. И ещё одна классификация основана на приоритетном виде деятельности: исследовательские, информационные, прикладные, ролевые, игровые, творческие.
Рассмотрим основные этапы проектирования.
1.Представление проблемной ситуации:
- вербально;
- с помощью видеоряда;
- с помощью мультимедийных средств.
2 . Мозговая атака.
3. Обсуждение.
4. Выдвижение гипотез.
5. Определение типа проекта.
6. Организация малых групп сотрудничества, распределение ролей.
7. Обсуждение в группах стратегии исследования, источников информации, способов оформления результатов.
8.Самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии со своим заданием.
9. Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных (на уроках, в научном обществе, в творческих мастерских, в медиатеке).
10. Оформление результатов проектной деятельности.
11. Защита проекта, оппонирование, дискуссия.
12. Выдвижение, прогнозирование новых проблем, вытекающих из полученных результатов.
13. Самооценка, внешняя оценка.
Важным моментом успешной организации проектной деятельности являются разнообразные формы уроков. Так мною были проведены нестандартные уроки: урок-семинар, урок-защита идей, урок — зачет, урок — ролевая игра, уроки «Мой поэт», «Мой герой». Учащиеся принимали участие в школьных научно-практических конференциях.
Темы наших проектов:
«Роль дуэли в раскрытии характера главного героя»,
«Честь дороже жизни»,
«Словарь диалектных слов»,
«Слова из нашего меню откуда к нам пришли?»,
«Лицейские годы Пушкина»,
«Поиск золотого сечения в композиции рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий»»
Проект ориентирован главным образом на результат, т.е. на продукт деятельности.
Именно в продукте продукта реализуется весь процесс проектной деятельности, его целенаправленность, социальная и практическая значимость, самостоятельность, целостность. В то время как традиционный урок довольствуется более скромным результатом. Проведенные мною уроки с использованием проектной методики всегда завершались презентацией созданного продукта (стенгазета, мини-спектакль, праздник). Ориентация на продукт дисциплинирует учащихся: никто не хочет ударить в грязь лицом перед зрителем (одноклассниками, родителями, учителями-предметниками, сотрудниками библиотек), и поэтому все работают с полной отдачей.
Я считаю, что обязательным продуктом проектного урока должен стать диск, где будут собраны проекты всех творческих групп. Такой диск вполне может служить мультимедийным пособием в качестве приложения к учебнику, уроку.
В результате моей работы над проблемой «Проектно-ориентированное обучение как механизм повышения качества образования» я пришла к выводу, что важным компонентом является и подведение итогов, т.е. фаза рефлексии. Хочу отметить, что обсуждение итогов проекта теряет всякий смысл, если функцию оценки результатов учебной деятельности берет на себя учитель. Очень важно, чтобы учащиеся делали это самостоятельно с помощью учителя. Я использую в своей практике следующие вопросы:
• Что мы сделали? (вопрос помогает ученикам вспомнить ход всего проекта от начала и до конца)
• Как мы это сделали? (учащиеся анализируют задачи, методы их решения, трудности, неудачи, интересные находки)
• Почему мы это сделали? (вопрос побуждает учеников оценить цели проекта, пользу и значимость отдельных заданий и проекта в целом)
• Какие умения и навыки мы использовали? (вопрос помогает оценить умения, приобретенные в результате проекта)
• Какие роли мы взяли на себя в проектной работе? (в процессе обсуждения учащиеся отмечают, что выполнение проекта потребовало от них использования различных ролей)
Системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности позволила достичь положительных результатов. Учащиеся активно участвуют в деятельности школьных, межшкольных научно-практических конференций, в конкурсах исследовательских работ. В кабинете русского языка и литературы собрана папка достижений и портфолио творческих исследовательских работ учащихся, составлена картотека рефератов и проектов, медиатека с электронным приложением к уроку.
Использование метода проектов позволило мне как учителю:
- построить учебный процесс с учетом личностных особенностей каждого учащегося;
создать условия для самостоятельной организации учения;
- дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс;
активизировать творческую деятельность учеников;
- раскрывать их творческий потенциал;
организовать учебную деятельность школьников средствами компьютерных телекоммуникаций;
- повысить учебно-познавательную мотивацию учащихся;
- повысить качество обученности по русскому языку и литературе.
Таким образом, применение метода проектных технологий, как мне кажется, значительно повысит качество образования.
Источник: nsportal.ru
Проектно-ориентированное образование в современном университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ / ДВУХУРОВНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / CREATIVE PROJECTS / TWO-LEVEL TRAINING / THE STATE STANDARD / THE COMPETENCE APPROACH / EDUCATIONAL PROGRAMS / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES
Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барышева Галина Анзельмовна
Обозначены проблемные вопросы, связанные с практикой внедрения в вузы уровневой системы подготовки экономистов, повышения качества образовательной деятельности с точки зрения конечных результатов обучения и освоения основных образовательных программ в формате профессиональных компетенций. Описана практика внедрения в учебный процесс « творческих проектов » наряду с традиционными курсовыми проектами и выпускными квалификационными работами.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Барышева Галина Анзельмовна
Профессиональный библиограф составит и оформит по ГОСТ список литературы для вашей работы
Образовательные стандарты Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского
Особенности организации практико-ориентированного обучения при подготовке специалистов в области кораблестроения
Проблемы и задачи развития магистратуры по направлению «Экономика»
Введение ФГОС ВПО: первый год работы в оценках и мнениях специалистов по учебно-методической работе
Инновации в образовательной и научной деятельности национального исследовательского Томского политехнического университета
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Project-oriented education in the modern university
Problematic issues associated with the practice of implementation in higher-level system of training of economists, improve the quality of educational activities from the point of view of the learning outcomes and development of the basic educational programs in the format of professional competencies. Describes the practice of introduction in educational process of « creative projects » along with the traditional term projects and final qualifying works.
Текст научной работы на тему «Проектно-ориентированное образование в современном университете»
2012 Экономика №3(19)
ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Обозначены проблемные вопросы, связанные с практикой внедрения в вузы уровневой системы подготовки экономистов, повышения качества образовательной деятельности с точки зрения конечных результатов обучения и освоения основных образовательных программ в формате профессиональных компетенций. Описана практика внедрения в учебный процесс «творческих проектов» наряду с традиционными курсовыми проектами и выпускными квалификационными работами.
Ключевые слова: творческие проекты, двухуровневая подготовка, государственный стандарт, компетентностный подход, образовательные программы, образовательные технологии.
Одним из важнейших аспектов компетентностного подхода при формировании основных образовательных программ в рамках уровневой системы подготовки является выбор технологий обучения, стимулирующих активную вовлеченность студентов в научно-образовательную среду и практическую деятельность. Переход подготовки экономистов на современные европейские принципы и стал осуществляться в российских вузах с начала 90-х гг. Например, экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова перешел на уровневую систему в 1991 г., инженерно-экономический факультет Томского политехнического университета — в 1995 г., в 1998 г. в Томске были выпущены первые бакалавры экономики, а в 2000 г. — первые магистры.
При этом следует отметить, что данный шаг нельзя рассматривать как более чуткую реакцию на образовательные потребности населения и конъюнктуру российских региональных рынков труда. Это скорее была новая, более высокого уровня задача, поставленная перед отдельными выпускающими кафедрами ведущих университетов страны, направленная на преодоление разрыва между конечными результатами образования и современными требованиями инновационного развития экономики. Население и работодатели в тот момент не были готовы воспринимать бакалавров как полноценных дипломированных выпускников вуза, а магистранты ассоциировались главным образом с будущими научно-педагогическими работниками и аспирантами. Поэтому наряду с ними вузы параллельно выпускали экономистов по разным специальностям («Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Национальная экономика» и др.), в результате бакалавры «по интересам» расходились по разным образовательным траекториям, удовлетворяя сложившийся на рынке спрос на образовательные услуги.
Постепенно с масштабным переходом вузов на двухуровневую подготовку и обострением демографической ситуации в российских регионах конкуренция в межвузовской среде обострилась, и наряду с условиями, организа-
Одной из таких новых реализуемых в рамках компетентностного подхода образовательных форм являются «творческие проекты», которые возможны для выполнения не только в рамках традиционных курсовых работ бакалавров, научно-исследовательских работ магистрантов или выполнения заданий по практикам, но и как самостоятельных проектов, выполняемых во 2, 3, 4-м учебных семестрах на этапе бакалаврской подготовки. Это стартовые проекты, подготавливающие студентов к постоянной творчески-ориентированной деятельности в процессе получения высшего профессионального образования.
Реализация «творческих проектов» должна осуществляться, прежде всего, по основным направлениям научно-исследовательской деятельности кафедр, их тематического плана в соответствии с основной образовательной программой. Вовлеченность студентов в научно-образовательную среду с первого курса через «творческие проекты» позволит формировать их готовность результативно применять полученные знания, умения и навыки к профессиональной деятельности. Сложность выполняемых проектов по семестрам может устанавливаться в соответствии с перечнем результатов обучения, планируемых к достижению в предыдущем учебном семестре по отношению к семестру выполнения творческого проекта.
Специфика предложенной данной творческой проектной деятельности студентов состоит в следующем:
— тематика творческих проектов должна быть связана с основными научными направлениями исследовательской деятельности преподавателей и аспирантов выпускающих кафедр;
— творческие проекты осуществляются со второго семестра, когда еще основные профессиональные дисциплины не изучены и результаты обучения слабо фиксируются;
— выполнение творческих проектов предполагает коллективный труд (в подгруппах численностью не более 5 студентов);
— осуществляются наряду с устоявшимися формами подготовки, а именно курсовыми проектами, и не пересекаются с ними по тематике;
— требуют выделения руководителю проекта необходимого количества учебной нагрузки (в часах) по аналогии с курсовыми и дипломными проектами;
— не могут быть обеспечены одним преподавателем для студентов всего потока;
— предполагают финансовые средства для приглашения в качестве руководителей специалистов-практиков из реального сектора экономики.
Данный перечень особенностей организации «творческих проектов» свидетельствует об определенной степени проработанности внедряемой в обра-
зовательный процесс ряда вузов новой технологии, хотя еще существует много вопросов с точки зрения содержательной и организационной стороны дела. Важно не допустить сознательную недобросовестность. Включение в учебный план данных проектов не должно превратиться в формальную процедуру, имитацию творческой деятельности студентов с помощью хорошо отработанной схемы. Различные творческие проекты должна связывать заинтересованность в их выполнении преподавателей, занимающихся хоздоговорной деятельностью и оформляющих гранты, аспирантов и докторантов, работающих над диссертационными исследованиями, потенциальных работодателей в рамках реализации соглашений о стратегическом партнерстве с университетом (кафедрой).
На наш взгляд, основными принципами организации творческой проектной деятельности студентов, лишь осваивающих профессиональные компетенции, являются:
— преемственность и ограниченный характер тематики проектов;
— отсутствие прямой взаимосвязи с выпускными квалификационными работами;
— систематизированное и структурированное представление о причинноследственных связях;
— интегрированность в научно-исследовательскую работу кафедр;
— связь с практикой хозяйствования;
— взаимодействие с предприятиями и организациями — стратегическими партнерами;
— формирование командного духа и возможность обучаться «от других».
Для того чтобы «творческие проекты» были адекватны возможностям
студентов младших курсов и гарантировали их профессиональное развитие, творческие проекты должны предполагать сознательный выбор различной по глубине содержания тематики и конечные сроки их выполнения, быть четко сформулированы под заданную достижимую цель, иметь утвержденную актуальную с точки зрения потребностей отраслевых рынков тематику и быть согласованными на предмет востребованности (хотя бы потенциальной) с представителями реального сектора экономики.
Работа над перечнем «творческих проектов» показывает, что приглашение на выполнение отдельных проектов специалистов из сторонних организаций объективно необходимо. Таких проектов может быть много. Их разумно объединить с проектами в рамках обеспечения научно-исследовательской работы по магистерским программам, создав совместные творческие группы из студентов младших курсов бакалавриата и магистрантов кафедр. Это позволит оптимизировать образовательный процесс и финансирование приглашенных специалистов, обеспечит укрепление связей университетских кафедр с реально действующими предприятиями и государственными структурами.
Примерами «творческих проектов», предложенных для реализации ООП по направлению «Экономика», являются следующие:
1. Организация общественного питания для удовлетворения потребностей студентов и сотрудников университета.
2. Анализ действующих в регионе технопарков на предмет их соответствия зонам коммерциализации идей.
3. Торговля и обслуживание контрольно-кассовой техники.
Неформальная реализация предлагаемых «творческих проектов» позволит студентам научиться быть максимально эффективными в рамках конкретной организационной культуры; подготовит их к выполнению более сложных междисциплинарных проектных задач; научит работать в команде; вовлечет в научно-исследовательскую работу коллектива выпускающей кафедры, познакомит с научной школой; даст возможность с первого курса участвовать в научно-практических конференциях, конкурсах на получение повышенной академической стипендии; обеспечит заинтересованность в самом процессе обучения; повысит требовательность к предлагаемой основной образовательной программе; сориентирует на получение выгод от приобретаемой профессии.
«Творческие проекты» акцентируют внимание студентов на обладании не только необходимым объемом знаний, но и умением применять их в различных, не всегда «понятных» ситуациях. Это определит в будущем их выбор профессиональной деятельности: производственно-технологической, организационно-управленческой или научно-исследовательской. С точки зрения кафедр, это еще один шаг к развитию социального партнерства «вуз-бизнес-сообщество» для подготовки конкурентоспособных специалистов, согласования основных образовательных программ различных профилей с учетом профессиональных стандартов, одна из форм повышения компетентности профессорско-преподавательского состава и систематического обновления содержания учебных дисциплин.
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Благодаря внедрению «творческих проектов» на младших курсах эффект от образовательной технологии в целом может во много раз усиливаться. Свои способности студент может узнать, только попытавшись применить их на конкретном деле, над решением реальной проблемы в творческой команде под руководством специалиста в данной области. Китайская пословица гласит: «Скажите мне — я забуду, покажите мне — я запомню, вовлеките меня — я пойму». Реализация в практике — подход к истории успеха.
1. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / Под ред. И.А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 288 с.
2. Пак Ю.Н., Пак Д.Ю. Компетентностно-ориентированные образовательные программы в контексте ГОС нового поколения // Высшее образование в России. 2012. №2. С. 130-135.
Источник: cyberleninka.ru