Проектно исследовательская деятельность программа

Содержание

слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как способ
формирования метапредметных результатов обучения в
условиях реализации ФГОС»
Куруниной Нины Ивановны
Фамилия,
Фамилия, имя,
имя, отчество
отчество
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 11 (МБОУ СШ №11)
города Волгодонска Ростовской области
Образовательное
Образовательное учреждение,
учреждение, район
район
на тему:
«Программа проектно-исследовательской деятельности
обучающихся МБОУ СШ № 11 г. Волгодонска»
1

2. Краткая характеристика жанра работы

Программа проектно-исследовательской деятельности обучающихся МБОУ СШ
№ 11 г. Волгодонска (далее – Программа) обеспечивает требования Стандарта к
организации системно-деятельностного подхода в обучении и организации
самостоятельной работы обучающихся, является средством реализации задач по

Проектная и исследовательская деятельность


формированию основных универсальных учебных действий: личностных,
регулятивных, познавательных и коммуникативных.
Программа направлена на формирование у обучающихся универсальных
учебных действий, основ культуры исследовательской и проектной деятельности,
предусматривает выбор, разработку, реализацию и общественную презентацию
предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение
личностно и социально-значимой проблемы.
Программа направлена на повышение мотивации и эффективности учебной
деятельности в основной школе,
включение обучающихся в учебноисследовательскую и проектную деятельность, обеспечивает совместное
планирование деятельности учителя и обучающихся.
Программа конкретизирует методы формирования универсальных учебных
действий обучающихся на ступени основного общего образования в части
повышения мотивации и эффективности учебной деятельности

3. Разделы Программы

1. Пояснительная записка: цели, задачи, принципы организации
образовательного процесса на учебно-исследовательской и проектной
основе.
2. Основные направления проектной и учебно-исследовательской
деятельности обучающихся.
3. Примерные формы организации учебно-исследовательской и
проектной деятельности обучающихся.
4. Учебно-тематический план реализации направлений программы.
5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
6. Планируемые результаты реализации программы учебноисследовательской и проектной деятельности обучающихся;
7. Критерии оценки выполнения проектных и учебно-исследовательских
работ;
8. Показатели реализации программы.

4. Краткая характеристика МБОУ СШ № 11 г. Волгодонска

Победитель конкурса общеобразовательных учреждений внедряющих инновационные образовательные программы в рамках
Приоритетного национального проекта «Образование».

Проектно-исследовательская деятельность средствами МЭШ для реализации программы воспитания


Призер Всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности», 2014г.
Областная экспериментальная площадка по теме «Создание условий для формирования жизненных ценностей учащихся через
взаимодействие школы и семьи», 2005 — 2009 г.г.. Созданы и активно работают Совет отцов, Управляющий совет и Школьный
ученический совет (ШУС).
Областная инновационная площадка по теме «Формирование культурно-нравственной среды для ребёнка через проектную
деятельность» (приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 11.06.2010 №501), реализация
Программы развития лицея на 2011-2015 годы по теме «Лицей – центр информации, культуры и нравственности».

5. МБОУ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №11 г. Волгодонска ЯВЛЯЕТСЯ:

МБОУ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №11 г. Волгодонска ЯВЛЯЕТСЯ:
областной инновационной площадкой по теме «Развитие исследовательской деятельности
учащихся посредством создания школьного виртуального музея»;
областной пилотной площадкой по апробации учебного комплекса по английскому языку 59 класс серии FORWARD;
Областной базовой площадкой по теме «Модель государственно- общественной оценки
качества образовательных услуг»;
Муниципальным методическим ресурсным центром Ростовской области.
В школе обучается 1203 учащихся
Педагогический коллектив — 69 чел.

6. Цель и задачи работы

Основная цель программы – создать условия для формирования и развития
учебно-исследовательской компетенции учащихся посредством интеграции
урочной и внеурочной деятельности.
Достижению этой цели способствует решение следующих задач:
1. Описать специфику учебно-исследовательской и проектной деятельности
учащихся на этапе основного образования.
2. Объяснить принципы организации учебно-исследовательской и проектной
деятельности учеников на ступени ООО.
3. Определить направления и возможные формы
исследовательской и проектной деятельности учащихся.
4. Сформулировать планируемые результаты
проектной деятельности школьников;
5. Сконструировать систему оценивания проектных и учебно-исследовательских
работ.
организации
учебно-
учебно-исследовательской
и

7. Применяемые участниками образовательного процесса формы исследовательской и проектной деятельности

Вид проекта: информационный (поисковый), исследовательский,
творческий, социальный, прикладной (практикоориентированный), игровой (ролевой), инновационный, стартовый,
опережающий, рефлексивный, итоговый.
Типы проектов: информационные, игровые, социальные, ролевые,
прикладные, учебно-исследовательские, инженерные.
Содержание проекта: монопредметный, метапредметный (относящийся к
нескольким областям знаний), относящийся к области деятельности т.д.
Количество участников: индивидуальный, парный, групповой,
коллективный, муниципальный, городской, всероссийский, международный,
сетевой и т.д.
Длительность: от проекта-урока до многолетнего проекта

Читайте также:
Программа мой компьютер описание

8. Формы организации деятельности

На урочных занятиях
урок-исследование, урок-лаборатория, урок
— творческий отчёт,
урок изобретательства, урок «Удивительное
рядом»,
урок — рассказ об учёных,
урок — защита исследовательских
проектов,
урок-экспертиза,
урок «Патент на открытие»,
урок открытых мыслей;
учебный эксперимент: планирование и
проведение эксперимента, обработка и
анализ его результатов;
домашнее задание исследовательского
характера может сочетать в себе
разнообразные виды, причём позволяет
провести учебное исследование, достаточно
протяжённое во времени.
На внеурочных занятиях
исследовательская деятельность обучающихся;
образовательные экспедиции — походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными
целями, программой деятельности, продуманными формами контроля, активной деятельность
исследовательского характера;
факультативные занятия углублённого изучения предмета;
ученическое научно-исследовательское общество «Поиск»: работа над учебными исследованиями,
коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организация круглых
столов, дискуссий, дебатов, конференций, интеллектуальных игр, публичных защит, и др;
участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных
неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов
в рамках данных мероприятий.

9. Планирование работы МБОУ СШ № 11 г. Волгодонска в области исследовательской/проектной деятельности

1.Организационное и функциональное обеспечение реализации программы

п/п
1
2
3
4
Содержание деятельности
Сроки
Обсуждение проекта Программы проектноисследовательской работы на педагогическом совете
Подбор и расстановка педагогических кадров,
формирование группы учителей, руководителей
проектно- исследовательской деятельностью
учащихся
Обеспечение условий для систематического
повышения мастерства учителей через курсовую
переподготовку, проблемные и методические
семинары
Август
Определение функциональных обязанностей
школьных методических объединений расширение их
полномочий в аспекте реализации программы
Ответственные
Зам. директора
по УВР
Постоянно Директор
школы
Постоянно Зам. директора
по УВР
Октябрь
Зам. директора
по УВР


п/п
Содержание деятельности
Сроки
Ответственные
1
Сохранение и развитие профилей обучения:
математики, химии, биологии
2015-2018
Директор школы
2
Расширение диапазона профилей обучения
(социально-экономический)
2015-2018
Директор школы
3
Организация занятий курса «Проектноисследовательская деятельность», «Лучик» для
учащихся начальной и средней школы
Постоянно
Зам. директора
4
Корректировка программ факультативных курсов,
переориентирование их на проектноисследовательскую деятельность
2015-2018
Зам. директора
по УВР
5
Разработка программ профильного изучения
предметов, элективных курсов, внеурочной
деятельности
Ежегодно
Методический
совет школы

11. Предпрофильные предметы(на основе анкетирования)

Класс
Наименование
предмета
Список элективных курсов, предметов профильной
направленности
Количеств
о часов

Физика
«Решение нестандартных физических задач»
35

Технология
«Основы проекционного черчения»
35

Право
«Твой выбор: право или бесправие»
35

Экономика
«Экономика»
35

Биология
«Биология твоего здоровья»
35

Химия
«Химия в жизни человека»
35

Физика
«Нанотехнологии»
34

Геометрия
«Модуль»
34

Экономика
«Экономика»
34

Право
«Политика и право»
34

Биология
«Человек и его здоровье»
34

Химия
«Химия в цифрах»
34

12. 3. Совершенствование работы с вузами, учреждениями дополнительного образования .


Содержание деятельности
п/п
1 Организация обучения старшеклассников в физикоматематической школе при ВФ МИФИ
2
Привлечение преподавателей вузов к проектноисследовательской работе, участию в школьных
научно-практических конференций (на договорной
основе).
3 Организация работы ОУ в режиме «Школа – вуз»,
проведение Недель науки.
4
Организация сотрудничества с экологическим
обществом «Росток» Волгодонского ЦДОД «Радуга»
5 Создание Школьного научного общества «Поиск» и
организация работы кафедр:
-физико-математической,
-естественно-научной,
— гуманитарной.
Сроки
Ответственные
Ежегодно
Зам. директора
по УВР
Постоянно
Директор
школы
2015-2018
Директор
2015-2018 Директор
школы
2015-2018
Зам. директора
по УВР,
руководители
кафедр

13. 4. Организация и проведение олимпиад, конкурсов, конференций


Содержание деятельности
п/п
1 Организация проведения школьных
предметных олимпиад, участие в
городских, областных, зональных,
Всероссийских и Международных
олимпиадах
Сроки
Ответственные
2015-2018
Зам. директора по УВР
2
Организация и проведение школьных и
участие в городских, областных научнопрактических конференциях и др.
Ежегодно
Зам. директора по УВР
3
Выпуск информационных вестников,
сайтов, оформление стендов «Умники и
умницы» с информацией обо победителях
мероприятий проектно-исследовательской
направленности
Проведение ежегодной итоговой
конференции «Фестиваль успехов»,
награждение в номинациях «Ученик года»,
«Эрудит», «Юный исследователь» и др.
Ежегодно
Зам. директора по УВР
Ежегодно
Зам. директора по УВР
4

14. 5. Психолого-педагогическое обеспечение реализации программы


п/п
Содержание деятельности
Сроки
1
Организация методических семинаров для работающих с одаренными
детьми учителей, направленных на повышение уровня их психологопедагогической подготовки.
Постоянно
Психолог,
зам. дир
2
Разработка программ изучения личности ребенка, индивидуальных
карт психологического развития детей, занимающихся проектноисследовательской деятельностью.
Формирование банка диагностических методик индивидуального
развития ребенка, его познавательных возможностей и способностей,
мотивации.
2015-2018
Психолог
Ежегодно
Психолог
4
Разработка алгоритмов, памяток для детей по НОТ, способам ведения
самостоятельной научно-исследовательской деятельности.
2015-2018
Психолог
5
Организация работы по выявлению профессиональных наклонностей
учащихся – выпускников 9, 11 классов.
Ежегодно
Психолог
6
Участие в разработке индивидуальных образовательных программ для Постоянно Психолог
мотивированных детей.
Организация лекционно-семинарских занятий с детьми,
Периодически Психолог
занимающимися научно-практической работой, по обучению их
навыкам поддержания психологической стабильности и
психорегуляции, творческого саморазвития.
3
7
Ответственн
ые

Читайте также:
Как найти в компьютере программу Microsoft word

15. 6. Научно-методическое обеспечение программы


Содержание деятельности
п/п
1 Обсуждение совершенствования работы с детьми,
занимающимися проектно-исследовательской работой, и
определение дальнейших перспектив на педсовете,
заседаниях научно-методических советах, предметных МО.
Сроки
Ответственные
Ежегодно, Директор, зам.
сентябрь директора,
руководители МО
2
Организация работы МО по реализации программы
Ежегодно Руководители МО
3
Работа над созданием адаптированных программ
углубленного изучения предметов.
2015-2018
4
Участие в конкурсах методических проектов по организации
работы с учащимися-исследователями
Создание в учебных кабинетах картотеки материалов
повышенного уровня сложности, проектных,
исследовательских
2015-2018 Зам. директора по
УВР
2015-2018 Учителяпредметники
6
Создание банка разноуровневых диагностических
контрольных ,практических работ, исследовательских,
проектных работ, практикумов и др.
2015-2018 Зам. директора
7
Создание банка заданий для проведения олимпиад различного 2015-2018 Зам. директора по
уровня, тематики проектных и исследовательских работ.
УВР
5
Учителяпредметники

16. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

В школе 34 учебных кабинета, 2 компьютерных класса, специализированные
кабинеты химии, физики, биологии, ОБЖ, русского языка и литературы,
математики, иностранного языка, информатики, истории, географии, кабинеты
для начальных классов с современным соответствующим
оборудованием(Многие – победители городских конкурсов «Лучший кабинет»,
2007-2015 г.г.
11 компьютерных классов (2 стационарных и 9 мобильных),
3 лингафонных кабинета (2 мобильных и 1 стационарный) в кабинетах
иностранного языка.
Все кабинеты, с учетом специализированных (мастерская и физкультурный
зал), оборудованы компьютерами.
Мультимедийным комплектом (ПК или ноутбук, проектор, экран или
интерактивная доска) оборудован каждый учебный кабинет.
Функционирует единая локальная сеть с возможностью выхода в Интернет
(широкополосный доступ, оптоволокно). Широко используется
автоматизированные системы предоставления сервисов и услуг- «Дневник.ру»,
«1С Учет школьного питания», «Ректор», «База данных ЕГЭ».

17. Планируемые результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся

Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько
предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их
компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения
сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой
исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности
(неуспешности) исследовательской деятельности.
Специфические результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности:
Выпускник научится:
определять область своих познавательных интересов;
искать необходимую информацию в открытом информационном пространстве с
использованием Интернета, цифровых образовательных ресурсов, работать с
каталогами библиотек;
находить практическое применение имеющимся предметным знаниям в ходе
выполнения учебного исследования или проекта;
определять проблему как противоречие;
формулировать цель и задачи учебного исследования или проекта;
определять продукт учебного проекта и результаты учебного исследования;
предполагать возможное практическое применение результатов учебного исследования
и продукта учебного проекта.

18. Перспективы развития исследовательской и проектной деятельности в МБОУ СШ № 11

Составление перечня необходимых учебных пособий для учащихся; определение
возможных путей приобретения (ОУ или родители).
Создание электронной базы основных документов, регламентирующих оформление
работы.
Создание творческой группы учителей (научный совет) для распространения своего
опыта, планирования работы ведения проектно-исследовательской деятельности в школе в
целом.
Улучшение качества проектных и исследовательских работ (выход на более высокий
уровень – увеличение кол-ва учащихся).
При составлении рабочих программ по всем предметам планирование проектноисследовательской деятельности.
Своевременное информирование о конкурсах и расширение спектра конкурсов, в которых
могут участвовать учащиеся и учителя школы.
Развитие партнерства со школами города, проведение совместной итоговой конференции.
Оформление раздела «Проектно-исследовательская деятельность» на сайте школы, выпуск
сборника «По страницам школьных конференций: лучшие работы».

Источник: ppt-online.org

Дополнительная программа «Основы проектно-исследовательской деятельности» 8-9 класс

По кнопке ниже вы можете скачать методическую разработку «Дополнительная программа «Основы проектно-исследовательской деятельности» 8-9 класс» категории «Дополнительное образование» бесплатно. Будем благодарны, если вы оставите отзыв или посмотрите еще другие материалы на нашем сайте.

Загрузка началась.
Понравился сайт? Получайте ссылки
на лучшие материалы еженедельно!

Подарок каждому подписчику!
БУДЬТЕ С НАМИ
АКТУАЛЬНО

Нашли ошибку?
Выделите ошибку мышью
и нажмите Ctrl+Enter (?)
Наши соцсети

Дополнительная общеразвивающая программа «Основы проектно – исследовательской деятельности» разработана с акцентом на федеральный государственный образовательный стандарт.
Программа рассчитана для обучающихся 8-9 классов. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа, всего 72 часа в год.

Читайте также:
Компьютерная программа воплощающая в себе компоненты опыта экспертов в такой форме

Источник: easyen.ru

Исследование или проект?

Старшеклассники часто стоят перед выбором – браться за исследование или проект. Но слишком часто бывает такое, что обнаруживается отсутствие у них опыта исследовательской деятельности, даже реферативной, в средних классах. Следовательно, очевиден ответ на вопрос, сможет ли такой учащийся взяться за проект и довести его до конца. Хотелось бы просто призвать учителей к тому, чтобы всех учащихся, оканчивающих 9-ый класс, обеспечивать элементарными исследовательскими навыками. Без них проективная работа невозможна, ибо проект предполагает всё же самостоятельность учащегося.

К сожалению, многими учителями ошибочно считается, что проектная и исследовательская деятельность – это одно и то же. Несмотря на некоторые общие моменты, всё же это разные виды деятельности, различия между которыми обнаруживаются почти на всех этапах работы, начиная с целеполагания и заканчивая качествами, развивающимися у учащихся в процессе деятельности.

Что точно будет общим для обоих видов деятельности, так это – средства достижения целей: информационные (на бумажных, электронных, магнитных, оптических носителях) и инструментальные (для рисования и черчения, для измерения, для копирования и печати, графические планшеты и т.п.) В остальном нетрудно обнаруживаются существенные различия. Сравним эти виды деятельности – исследовательскую и проектную.

Цель

Исследование требует установку некой истины. Здесь ведется наблюдение за объектом, достижение истины и установление новых знаний. При этом не ставится задача вмешательства в существование объекта. А проектная деятельность предполагает совершенствование среды, то есть мы используем полученные знания на практике, имея в итоге практический результат.

Субъект

При исследовательской деятельности можно выделить две главные связи между функциональными позициями: «коллега – коллега» и «наставник – младший товарищ (сотрудник») Это прямое влияние, и субъект не является свободным координатором своих действий. В проектной деятельности субъект – это учащийся, который приобретает компетентности под косвенным влиянием (руководством) учителя, координатор проекта.

Объект

При исследовании – интеллектуальный продукт, который устнавливает ту или другую истину и представляется в стандартном виде (доклад, статья, тезисы и др.). Продукт проекта может быть известен в истории общества, но он является новым для себя, субъективно неизвестным; этот продукт может быть материальным и нематериальным (технология, программа, рекомендации и т.д.)

Мотивация

В исследовании мы имеем дело с познавательным и научным интересом. В проекте, наряду с познавательным, выступает множество личностно значимых мотивов: самообразования и самосовершенствования, получения положительной оценки (отметки), самоутверждения в коллективе, ответственности перед обществом, семьёй, группой.

Время

Если исследовательская деятельность носит вневременной характер, то проект нацелен в будущее.

Система работы

Деятельность при исследовании строится по плану: постановка проблемы, выдвижение гипотезы, работа с литературой и составление библиографического списка, выбор и освоение методов исследования, сбор данных и проверка гипотезы на собранном материале; обработка результатов, анализ и обобщение; выводы; возможная публикация в форме статьи или доклада. При проектной деятельности выделяютс три этапа: 1) организационный (поиск и анализ проблемной ситуации, выделение проблемы проекта, целеполагание, планирование); 2) технологический (поиск оптимального решения проблемы); 3) заключительный (реализация и презентация проекта, оценка проектной деятельности и результатов).

Критерии результативности

Если для исследования наиболее важна истинность (подтверждение или опровержение), то проекту важнее его реализуемость.

Продукт

Результат исследования – тезисы, доклад, статья. Проект дает как интеллектуальный, творческий продукт, так и конкретный, прикладной. Результат в проектной деятельности определяется видом объекта (материальный или нематериальный) и характером основной деятельности – это может быть разработанная концепция, которая содержит практическую программу, или реальные, уже реализованные услуги и изделия.

Методы

При исследовании – анализ, научное наблюдение, опрос в разных формах (интервьюирование, анкетирование), эксперимент. В проектной деятельности – алгоритмические и эвристические методы.

Первичные умения учащихся

На тот момент, как учащийся приступает к исследовательской работе, ему необходимы исследовательские, оценочные, аналитические и информационные умения. В проектной деятельности, наряду с названными, добавляются в качестве обязательных рефлексивные и презентационные умения.

Развиваемые личностные качества

В процессе исследовательской работы у учащихся развиваются наблюдательность, внимательность, аналитические навыки. Проект развивает самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность.

Формы работы

Экспедиция, конференция, семинар, практика, научное общество, лабораторный опыт – это исследовательские формы. В проектной деятельности формы работы зависят в первую очередь от формы будущего продукта (это может быть сайт, клип, фильм, выставка, журнал, игра, карта, коллекция, костюм, модель, макет, оформление, мультимедийный продукт, пакет рекомендаций, сценарий, путеводитель, учебное пособие, план экскурсии и т.п.) и выбираются применительно к нему.

В заключение добавлю: старшеклассник, имеющий исследовательские навыки, успешен в проектной деятельности и в состоянии вести одновременно не один проект.

Источник: pedsovet.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru