Понятие образовательной программы системы дополнительного образования. Проектирование образовательных программ
Основу успеха педагогической деятельности определяет использование педагогом дополнительного образования методики проектирования образовательного процесса.
Проектирование- сложный и длительный творческий процесс, интегрирующий в единое целое:
— прогнозирование желаемых результатов на основе проблемного анализа. Создается как бы в мыслительном или текстовом варианте;
— воплощение на практике задуманного с последующей корректировкой целей и задач, сравнением реальных и предполагаемых результатов. Итогом становится авторская (на уровне конкретного педагога или учреждения) педагогическая модель или система, обязательным признаком которой является новизна.
Педагогическое проектирование реализует три основные функции: аналитическую, прогнозирующую, конструирующую.
Особым видом проекта, выполняющим в первую очередь конструирующую функцию, является программа.
«Проектирование образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС: вопросы и ответы»Волчек
Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» образовательным является то учреждение, в основе деятельности которого лежат образовательные программы.
Образовательная программа- документ, содержащий основные цели и задачи педагогической деятельности, средства, методы, технологии их реализации. Ее следует рассматривать в качестве нормативного документа, регламентирующего работу педагога дополнительного образования и одновременно содержащего критерии оценки деятельности и педагога, и всего административно-управленческого звена учреждения дополнительного образования детей.
Понятие образовательной программы дополнительного образования детей
Важно различать образовательную программу учреждения дополнительного образования детей и образовательную программу педагога дополнительного образования.
Под образовательной программой учреждения принято понимать «совокупность профильных образовательных программ: учебных, досуговых, спортивно-оздоровительных, исследовательских и других программ, отвечающих образовательным потребностям ребенка, направленных на его самореализацию, достижение им определенного уровня образованности, развития и адаптации».
Программа учреждения определяет цели и ценности образования в данном образовательном учреждении, а также совокупность всех программ, включенных в учебный план учреждения, реализующий заявленные цели.
Педагог дополнительного образования, разрабатывающий образовательную программу, должен четко осознавать, что его программа является составной частью образовательной программы учреждения, поэтому она обязательно должна строиться с учетом главных направлений деятельности учреждения, сложившихся в нем традиций, имеющейся материально-технической базы.
Образовательная программапедагога дополнительного образования — это нормативный документ, отражающий целевые установки учебного профиля (курса), объем, содержательную характеристику профиля (курса), логику его построения, а также порядок изучения и преподавания учебного профиля (курса).
Методика проектирования образовательных программ, для реализации которых используются онлайн-курсы
2. Функции образовательной программы
Любая образовательная программа выполняет следующие основные функции:
— нормативная функция означает, что образовательная программа является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
— функция целеполаганиязаключается в том, что в программе определяются те цели и ценности, ради достижения которых она введена в учебный план учреждения;
— функция фиксацииопределяет состав элементов содержания, подлежащих усвоению детьми;
— процессуальная функцияозначает, что в программе определяется логическая последовательность усвоения материала, основные формы и методы обучения детей;
— оценочная функция определяет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки.
Общие требования к образовательным программам педагога:
1. Единство методологических основ построения учебных программ.
2. Соответствие современному уровню развития науки, техники, культуры, искусства.
3. Взаимосвязь с другими образовательными программами в рамках образовательной программы учреждения, отражение целостного (не фрагментарного) объема знаний.
4. Включение в программу всех элементов содержания, необходимых и достаточных для реализации поставленных целей.
5. Конкретность определения знаний, умений и навыков, приобретаемых воспитанниками.
6. Преемственность элементов содержания программы.
7. Соответствие требованиям системности и преемственности в построении образовательного процесса.
8. Направленность на развитие природных способностей ребенка, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, его социальной адаптации.
Источник: studopedia.ru
Проектирование образовательных программ.
Начнем с ключевого понятия — образовательная программа. Как всякое понятие, широко применяемое в педагогической науке и практике, оно обросло множественными трактовками, отражающими разные стороны его смыслового наполнения. Рассмотрим понятийный ряд: учебная программа, обучающая программа, образовательная программа.
Существенным в данном случае является слово – программа, то есть документ, представляющий собой план, перечень, структуру, короче говоря – некое описание алгоритма предстоящих действий. Слова — учебная, обучающая и образовательная подчеркивают адресную группу, или специфическую окраску процесса, для которого создавался алгоритм. Учебная программа для процесса учения, обучающая программа – для процесса обучения. Образовательная программа – для процесса получения образования, то есть в ней в единстве представлена деятельность того, кто создает условия для получения образования и того, кто это образование получить стремиться. В этом плане уместно говорить и об образовательной программе школы, и об образовательной программе курсов повышения квалификации, в нашем случае – речь идет об образовательной программе серии семинаров, обеспеченных единым учебно-методическим комплексом.
Заметим, что опыт проектирования различного вида образовательных программ столь же значителен и разнообразен, как и сам образовательный процесс. В этом пособии мы предлагаем Вашему вниманию подход, который авторы применяли неоднократно. Естественно в современной успешной педагогической практике можно найти и другие эффективные подходы, поэтому читатель волен — выбрать любой другой подход или использовать комбинацию подходов. Принципиально важным является соблюдение только одного кардинально важного условия – проектирование «от ученика».
Включение этого раздела в программу курса преследует три основные цели:
— научить студента компетентно анализировать образовательные программы, пособия, рабочие тетради;
— предложить технологию проектирования образовательных программ, освоив которую студент сможет проектировать собственные программы «нового поколения»;
— вооружить студента критериями оценки качества программно-методических материалов, представленных на «рынке образовательных услуг».
Внимание. Важная информация.
Что означает на практике это понятие – «проектировать от ученика»?
Рассмотрим примерную структуру образовательной программы, которую легко можно перенести в массовую педагогическую практику. Это своеобразный – алгоритм, усвоение которого поможет Вам в процессе самостоятельного проектирования образовательных программ. Наш алгоритм — конструктор будет состоять из 12 позиций.
При выборе названия программы следует помнить, что оно должно достаточно точно отражать ее замысел, быть понятно пользователю, соответствовать элементарным требованиям, связанным с законами формирования позитивного общественного отношения (PR – поддержка), то есть быть – коротким, легко запоминающимся, эмоционально-привлекательным, содержать простые, но емкие образы.
- Адресная (целевая группа) группа программы.
В этом разделе должно быть определено — для какой именно целевой аудитории программа предназначена, например: для директоров общеобразовательных школ, для социальных педагогов школ и профессионально технических училищ, для учителей математики средней общеобразовательной школы.
3.Условия освоения программы.
В этом разделе максимально точно и подробно характеризуются требования к предшествующей подготовке лиц, допускаемых к освоению программы.
Например: образовательная программа может быть рассчитана только на лиц, имеющих профильное высшее образование, или часть программы реализуется на иностранном языке и без беглого владения устной и письменной английской речью программа не может быть освоена. Или – как в нашем случае – все семинары предполагают достаточно свободное владение компьютером на уровне пользовательских программ «Word» и «Exel», а так же навыки поиска информации в сети Интернет. Могут быть указаны и иные стартовые характеристики, ориентированные на вступительное тестирование или самооценку потенциального участника семинара.
Источник: studfile.net
Проектирование образовательного процесса в соответствии с ФГОС
Проектирование образовательного процесса: понятие и значение
Определение 1
Проектирование образовательного процесса – это составление плана работы педагога на ближайшую перспективу с определением целевого назначения учебно-воспитательной работы, ее итогов, необходимых преобразований учащихся, которых требуется достичь, методов и технологий работы в течение определенного временного промежутка реализации педагогической деятельности.
Проектирование создает особый продукт – проект, отражающий динамику и ход будущего процесса обучения и воспитания.
Проектирование производится при планировании учебно-воспитательной работы в целом и отдельного учебного занятия, в частности.
Составление проекта учебной деятельности означает:
Решим твою учебную задачу всего за 30 минут
Попробовать прямо сейчас
- Постановку целей и задач педагогической деятельности, которые необходимо решить на конкретном этапе реализации учебно-воспитательного процесса. К примеру: развитие навыков чтения, письменной речи, решения математических задач.
- Отбор учебного материала для работы. Педагог планирует какую учебную литературу будет использовать в обучении, выбирает дополнительные наглядные или иные пособия.
- Выбор методических средств и приемов работы, организации системы взаимоотношений и взаимодействия между педагогом и учащимися.
- Составление прогнозов учебной работы детей. Педагог делал прогнозы на основе возрастной специфики развития ребенка, особенностей учебной дисциплины, которая изучается и принимаемых мер, по формированию действий учащихся.
Основные требования ФГОС к проектированию образовательного процесса
Федеральные образовательные стандарты (ФГОС) содержат информацию об организации педагогического процесса и создании учебно-воспитательной среды в образовательном заведении, определяют порядок организации педагогической работы и построения учебно-воспитательного процесса.
«Проектирование образовательного процесса в соответствии с ФГОС»
Готовые курсовые работы и рефераты
Консультации эксперта по предмету
Помощь в написании учебной работы
Стандарты затрагивают всех участников образовательного процесса: педагогов, учащихся, их родителей.
ФГОС включает в свой состав три основные группы требований:
- Требования, предъявляемые к итогам освоения образовательной программы начального обучения.
- Требования, предъявляемые к итогам освоения программы средней образовательной школы.
- Требования, предъявляемые к итогам освоения учащимися программы общего образования старшей школы.
ФГОС общего образования имеют свои особенности и требования, предъявляемые к каждому уровню обучения и реализации педагогического процесса и его итогам на этих уровнях.
Федеральные стандарты базируются на системно-деятельностном подходе в организации своих требований, предъявляют определенные требования к освоению учащимися образовательных программ на разных уровнях обучения и формированию соответствующих учебных компетенций.
Требования ФГОС к проектированию образовательного процесса сводятся к развитию у учащихся универсальных учебных действий различного характера: личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных. Их развитие должно быть учтено при проектировании образовательного процесса в обязательном порядке.
Разработка образовательной программы относится к компетенции самого образовательного учреждения. Она должна проектироваться с учетом требований ФГОС и не противоречить законодательству РФ в области образования, а также общей образовательной программе, утвержденной Министерством образования.
Требованиями ФГОС определяются основные разделы образовательной программы, которые должны быть отражены при ее проектировании:
Технологическая карта, как инструмент проектирования образовательной программы
Проектирование образовательной программы осуществляется на основе применения технологической карты.
Определение 2
Технологическая карта – это инструмент представления технологического процесса осуществления педагогической деятельности, выступающий в виде документации, отражающей полноценный процесс изучения конкретной учебной дисциплины или курса, технологические режимы, временные рамки и материалы, используемые в ходе изучения.
Технологическая карта может составляться по образовательному процессу в целом, например, за год, полугодие, четверть или по отдельному уроку.
Технологическая карта урока – это планирование сценария проведения учебного занятия, с выбором различных средств и методов ее организации и построения системы взаимодействия между педагогом и учащимися.
Технологическая карта является самым продуктивным инструментом проектирования образовательного процесса. Она позволяет связать основные параметры образовательного процесса: целевое назначение образования, диагностические мероприятия, инструментарий, систему коррекции и логическую структуру действий.
Использование технологической карты способствует переводу педагогического мышления на новый уровень, который открывает для педагога возможности более точного прогнозирования реализации учебно-воспитательной работы, открывает видение педагогом основных элементов проектируемого образовательного процесса и возможности использования наиболее оптимальных средств и инструментария для их описания и составления прогнозов развития.
Источник: spravochnick.ru
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Понятие образовательное проектирование и виды проектов
Образовательное проектирование — процесс разработки и реализации проектов, направленных на организацию образовательного процесса и отдельных его видов и направлений.
- — один из видов планирования и организации образовательного процесса;
- — это процесс разработки и реализации системы управления повышения качества образования (детей и педагогической деятельности) или отдельных элементов, где все элементы взаимосвязаны и образуют некую определенную и устойчивую целостность;
- — практическая целенаправленная совместная деятельность детей и взрослых, открывающая возможности формирования собственного жизненного опыта детей по взаимодействию с окружающим миром;
- — образовательная технология, актуализирующая субъектную позицию детей в образовательном процессе;
- — метод, идущий от реальных детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующий детскую самодеятельность и самореализацию;
- — игра всерьез, результаты которой являются значимыми как для детей, так и для взрослых;
- — один из немногих методов, выводящих образовательный процесс из стен детского сада в окружающее пространство (природную и социальную среду);
- — образовательная технология, обеспечивающая рост личности ребенка, позволяющая фиксировать этот рост, вести детей по ступеням роста — от проекта к проекту [77].
Образовательное проектирование способствует актуализации знаний, умений, навыков детей, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в образовательном процессе.
Анализ деятельности социального учреждения позволил выделить следующие виды образовательного проектирования:
- — проектирование в области познавательной деятельности детей по разным направлениям;
- — проектирование продуктивной деятельности;
проектирование с использованием информационных
Результатом образовательного проектирования могут быть модели, проекты разных видов.
Анализ литературы по проектированию в образовательных и социальных учреждениях позволил выделить разные трактовки и виды образовательных проектов (Табл. 18).
Определения понятия «образовательный проект» и его разновидности
Литературный источник, авторы
Образовательный проект (применительно к школе) рассматривается как совместная учебнопознавательная, творческая и игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Современная городская школьная медиотека. Модель оснащения и возможные формы организации работы: Методические рекомендации/Под общ. ред. Е.Н. Ястребцева. — М., 1992.[721
Учебный проект — это не жестко сформулированное задание для учащихся, нацеленное на получение наглядно представляемого результата, полученного путем их самостоятельно- групповой творческой деятельности.
Пахомова НЛО. Учебный проект: его возможности //Учитель, 2000, № 4.[61]
Учебный проект — это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. — М.: АРКТИ, 2008. [60]
Проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада.
Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
//Управление ДОУ, 2004, № 4. [991
Таким образом, мы видим, что в основе образовательных проектов лежит совместная деятельность педагогов и детей, направленная на познание окружающего мира через поисковую (исследовательскую) деятельность. Учебный (образовательный) проект рассматривается с двух позиций:
с точки зрения педагога — это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при раскрытии её в определенной ситуации; интегративное дидактическое средство развития, обучения, воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить:
проблематизации (раскрытию проблемного поля и выделению проблем, формированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);
- — целеполаганию и планированию деятельности;
- — самоанализу и рефлексии (самоанализу результата и успешности) решения проблемы;
- — презентации хода своей деятельности и результатов;
- — умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме;
- — поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;
- — практическому применению знаний, умений, навыков в различных си туациях;
- — выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;
- — проведению исследования (анализу, синтезу, формированию гипотезы, детализации и обобщению) [60].
с точки зрения ребенка — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать, публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей [60].
Анализ литературы и практики по проектированию обучения и воспитания детей в школах позволяет выделить многообразие видов проектов.
Классификация учебных проектов В.Кильпатрика [24] (Рис. 13)
Рис. 13. Классификация учебных проектов (но В.Кильнагрику)
Использование этих проектов, по мнению В. Кильпатрика, не только подготавливает ребенка к жизни по окончании школы, но и помогает организовать жизнь в настоящем.
Российские ученые в 20-х гг. XX века выделяли следующие учебные проекты:
- • по составу участников — коллективные и индивидуальные;
- • по целевой установке — игровые, общественно-полезные и производственные;
- • по срокам реализации — большие и малые.
Е.С. Полат (1999) предлагает следующие типы проектов:
• По типу деятельности: исследовательские, творческие,
• По признаку предметно-содержательной области:
монопроекты, межпредметные проекты.
- • По характеру координации: с открытой координацией, со скрытой координацией.
- • По характеру контактов: внутренние, региональные,
- • По количеству участников проекта: личностные, парные, групповые проекты.
- • По продолжительности: краткосрочные, средней
продолжительности, долгосрочные проекты [53].
Классификация учебных проектов Коллингса [60] (Рис. 14)
Рис. 14. Классификации учебных проектов (но профессору Коллингсу)
Т.В. Носакова (2005) выделяет виды социальных проектов воспитанников, реализуемых в образовательных учреждениях:
О.Б. Волжина (2004) выделяет по доминирующей деятельности учащихся следующие виды проектов:
Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Форма конечного продукта при этом разнообразна. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.
Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: эксперимент,
моделирование, социологический опрос и др.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в сети Internet.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы, компьютерные программы и др.
Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложны. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания [12].
Анализ литературы и практики по проектированию обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста позволяет выделить многообразие видов проектов.
В российских детских садах М. Монтессори (2000) широко используются два вида проектов: спонтанные (не запланированные, их подсказывает жизнь) и традиционные (тематика не меняется, а формы организации меняются) [93].
И.В. Штанько (2004) выделяет проекты для детей старшего дошкольного возраста по доминирующему методу: творческие, игровые познавательные проекты; по продолжительности — краткосрочные (от 1 занятия до 1 дня) и длительные (от 1 недели до 3 месяцев) [99].
Л.С.Киселева, Т.А.Данилина (2005) выделяют следующие типы проектов, которые используются в практике современных дошкольных учреждений:
- 1) исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
- 2) ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
- 3) информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
- 4) творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна).
Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области, являются межпредметными, а творческие — монопроектами.
По продолжительности: краткосрочный (одно или несколько занятий), средней продолжительности (1 -2 недели) и долгосрочный (учебный год) [25].
Е.С.Евдокимова (2006) предлагает вариант типологии проектов, актуальных для дошкольного образования:
1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые (приключенческие), практикоориентированные.
Творческие проекты разнообразны, как и виды художественнопродуктивной деятельности детей.
По содержанию они отражают взаимоотношения: ребенок — субъект; ребенок — природа; ребенок — рукотворный мир; ребенок — объект и его культурные ценности.
По преобладающему мотиву: выражение субъектного отношения, доставление радости, оказание помощи, совместное творчество или деятельность.
По доминирующему виду творчества: игровое,
изобразительное, конструктивное, художественно-речевое, художественно-оформительское, театральное, музыкальное.
По форме представления результата: панно, спектакль, конструкция, декорация, мультфильм, праздник, концерт.
- 2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности.
- 3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
- 4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).
- 5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
- 6. По продолжительности: краткосрочный, средней
продолжительности и долгосрочный [18].
Виды проектов, используемых в дошкольных учреждениях, которые могут применяться в социальных учреждениях (Табл. 19).
Вилы образовательных проектов, используемых в дошкольном учреждении [77|
Название вида проекта
(источник отправления проекта)
Международные, федеральные, региональные, муниципальные.
Средства реализации проекта
- — традиционные с использованием активных методов воспитания и обучения;
- — компьютерные с использованием информационных технологий.
- — детский проект разработан и реализован совместно с педагогом при разрешении проблемной ситуации или на основе интереса детей;
- — совместный проект разработан и реализован детьми, педагогами и родителями при разрешении проблемной ситуации или на основе общих интересов.
Таким образом, типология образовательных проектов различна. Многие классификации проектов повторяют друг друга.
в ресурсную базу необходимо включать также информационные, социокультурные, социально-педагогические и социально-психологические ресурсы, составляющие основу организации социального процесса.
Практические задания:
Источник: studme.org