Проектирование или разработка новой дополнительной профессиональной программы может осуществляться

Содержание

Дополнительное профессиональное образование является необходимым для некоторых специальностей (например, врачей), а представителям других профессий оно позволяет улучшить свои навыки и получить возможность для карьерного роста.

При этом не следует путать ДПО с просто дополнительным образованием, которое менее регламентировано и более доступно. В нашей статье мы расскажем, каковы отличия дополнительного профессионального образования, кто предоставляет данные услуги и какие проблемы в этой сфере наиболее актуальны.

Понятие дополнительного профессионального образования

Дополнительное профессиональное образование (ДПО) является частью непрерывного образования взрослых, его получение занимает больше времени по сравнению с другими подсистемами.

ДПО тесно связано с ситуацией на рынке труда, экономическим положением страны, производственным сектором, интересами и потребностями предприятий, населения и государства. Оно оказывает влияние на развитие общества, будучи включено в систему профессиональной переориентации граждан в период проведения реформ.

Проектирование рабочей программы предмета. История. 19.09.22

Дополнительное профессиональное образование позволяет людям чувствовать себя увереннее в новых жизненных обстоятельствах, дает возможность отстаивать свои права и защищать собственные интересы.

Для вас подарок! В свободном доступе до 18.06 —>
Скачайте ТОП-10 нейросетей,
которые помогут зарабатывать
от 120 000 рублей
Чтобы получить подарок, заполните информацию в открывшемся окне

ДПО имеет ряд важных особенностей.

  • Удовлетворяет потребность общества и государства в непрерывном развитии кадрового потенциала.
  • Связывает курсовое обучение с самообразованием, жизненным и профессиональным опытом обучающихся.
  • Содержание дополнительного профессионального образования носит междисциплинарный характер.
  • Учебный курс строится на базе профессиональных потребностей и интересов специалистов с учетом их должностных обязанностей, служебного статуса и профессионально значимых качеств личности.

Система дополнительного профессионального образования является достаточно гибкой: она учитывает потребности государства и самих специалистов, подстраивается под текущие обстоятельства, ориентируется на конечный результат. Особенностью сферы ДПО является тот факт, что в ней задействованы взрослые люди, которые уже получили базовое профессиональное образование и имеют опыт работы по специальности.

Нормативная база дополнительного профессионального образования

Каждая программа дополнительного профессионального образования имеет свои особенности. Существуют разные формы организации программ – это касается и количества учебных часов, и содержания. Но так или иначе они отличаются от высшего профессионального образования и создаются по определенным технологиям с учетом состава аудитории (взрослые люди с профессией).

При составлении программы ДПО специалисты всегда ориентируются на соответствующие профессиональные стандарты. Это отражается на содержании учебно-методической документации, особенностях организации учебного процесса, проведении рекламных кампаний и т. д. На текущий момент существует около 900 стандартов, охватывающих почти все виды профессиональной деятельности.

2022-10-27 Обучающий семинар по теме: Технология разработки программ повышения квалификации

Дополнительное профессиональное образование в вузе может быть направлено на подготовку студентов по программам, которые ориентированы на освоение определенных трудовых функций. Например, тех, что нужны заказчику или необходимы для сдачи экзамена на профессиональный сертификат.

Законодательная база ДПО:

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 76) от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
  • приказы и методические рекомендации Минобразования России и других ведомств.

При составлении программ и определении их продолжительности учитывают необходимость освоения обучающимися всего объема информации, который позволит достигнуть запланированных результатов и приобрести нужные компетенции, новую квалификацию.

Минимальная длительность программы повышения квалификации составляет 16 часов, а программы профессиональной переподготовки – 250 часов.

Существует Постановление Правительства РФ от 22.01.2013 N23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов». Согласно документу, на стандарты обязаны ориентироваться работодатели и образовательные организации профессионального образования в следующих случаях:

  • при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
  • при разработке профессиональных образовательных программ;
  • при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Когда разрабатывается программа ДПО, пишется обоснование, в котором должны быть указаны взятый за основу профессиональный стандарт, обобщенная трудовая функция (ОТР) и трудовые функции, по которым будет осуществляться повышение квалификации.

Обоснование программы профессиональной переподготовки должно содержать профессиональный стандарт (или несколько стандартов) по данному направлению и ФГОС ВПО, используемые в программе соответствующие ОТР и трудовые функции из профессиональных стандартов, виды деятельности, компетенции по видам деятельности и практический опыт из ФГОС ВПО, по которым будет осуществляться переподготовка.

Виды дополнительного профессионального образования

Существует два типа программ дополнительного профессионального образования.

Повышение квалификации

Эта программа предполагает приобретение новых и усовершенствование уже имеющихся знаний, умений и навыков в уже знакомой профессиональной области, получение дополнительных компетенций, которые требуются для осуществления трудовой деятельности в текущей ситуации.

Узнай, какие
ИТ-профессии входят
в ТОП-30 с доходом от 200 000 ₽/мес

Команда GeekBrains совместно с международными специалистами по развитию карьеры подготовили материалы, которые помогут вам начать путь к профессии мечты.

Подборка содержит только самые востребованные и высокооплачиваемые специальности и направления в IT-сфере. 86% наших учеников с помощью данных материалов определились с карьерной целью на ближайшее будущее!

Скачивайте и используйте уже сегодня:

Александр Сагун

Александр Сагун
Эксперт GeekBrains

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере

Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT

ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains

Безопасные и надежные программы для работы в наши дни

Скачать подборку бесплатно
Уже скачали 21233

Человек может работать в крупной компании, отвечая за определенный сектор, но при переводе в другой департамент ему скорее всего понадобится пройти обучение, чтобы повысить свою квалификацию в рамках имеющейся специальности и иметь возможность выполнять обязанности на новом рабочем месте.

Программа повышения квалификации в среднем длится от 72 до 144 часов. Минимальный срок обучения – 16 часов. В остальном по длительности программ ограничений нет. Слушатели, успешно освоившие курс и сдавшие аттестацию, в конце получают удостоверение о повышении квалификации.

Профессиональная переподготовка

Программа профессиональной переподготовки позволяет освоить новую профессию/получить другую квалификацию. Минимальная длительность таких программ составляет 250 академических часов, максимальная законом не регламентируется. В основном они осваиваются за 250–500 часов, однако существуют и более объемные программ длительностью около 1 000 часов.

Они разбиваются на три семестра, обучение занимает примерно полтора года. Прослушав полный курс профессиональной переподготовки и пройдя аттестацию, слушатели получают дипломы.

Основные различия между этими программами.

  • Программа повышения квалификации рассчитана на людей, которые хотят получить новые знания в своей сфере деятельности: изучить изменения в законодательстве, приобрести навыки, которыми они не обладают, знания, которых требует быстро меняющаяся ситуация в профессиональной области. Одним словом, эта учеба позволяет стать еще более сильным, осведомленным и востребованным специалистом.
  • Профессиональная переподготовка нужна тем, кто хочет кардинально сменить сферу деятельности или получить новую специальность, смежную с уже имеющейся. Так, например, переводчик может полностью сменить профиль и стать экономистом.

Получается, что в рамках повышения квалификации человек усовершенствует свои знания, а в рамках переподготовки – приобретает новую профессию.

По сути профессиональная переподготовка представляет собой более простой, короткий и бюджетный вариант второго высшего или среднего профессионального образования. Человеку не нужно снова отправляться в вуз колледж или же магистратуру после четырех лет бакалавриата. Курсы переподготовки пройти гораздо проще, их проводят организации дополнительного профессионального образования.

Формы дополнительного профессионального образования

  • Очная форма обучения на курсах ДПО

Если обучение ведется по очной форме, слушатель должен присутствовать на занятиях лично. Курс зачитывается на территории образовательной организации или на территории предприятия, которое организовало для своих сотрудников такое обучение (при наличии условий для проведения занятий).

  • Заочная форма обучения на курсах ДПО

Заочная форма обучения предполагает получение знаний слушателями курса путем самообучения с использованием предоставленных образовательным учреждением программ, а также очные занятия.

Обучение, как правило, имеет три фазы. На первой слушатели получают информацию о программе ДПО и учебные материалы для самостоятельного освоения. В ходе второй фазы они изучают эти материалы. Третья фаза представляет собой проверку знаний в виде квалификационного экзамена или теста.

  • Дистанционная форма обучения на курсах ДПО

Дистанционный формат обучения возможен в том случае, когда образовательная организация обладает необходимыми техническими возможностями. Тогда обучение осуществляется через Интернет. Слушатели могут изучать материал, слушая лекции онлайн или в записи. Для этого им нужно зайти в личный кабинет на специальной платформе.

Там же можно участвовать в семинарах, получать задания, проходить тесты и т.д. Подобная форма обучения дает возможность получать новые знания по разным программам без отрыва от выполнения рабочих обязанностей.

Читайте также:
Как скрыто запустить программу на ПК

Кому доступно ДПО

Дополнительное профессиональное образование доступно:

  • тем, у кого уже есть среднее или высшее профессиональное образование;
  • тем, кто находится в процессе получения образования (проходит обучение в колледже или вузе) и еще не имеет диплом.

То есть студенты колледжей и вузов имеют право одновременно с получением основного образования проходить обучение по программам ДПО. Однако документ, удостоверяющий освоение программы повышения квалификации или профессиональной переподготовки, будет выдан им только по окончании курса основного образования.

Для этого выпускник должен иметь диплом об окончании вуза или колледжа. Для зачисления студента на программы ДПО он должен предоставить образовательной организации справку из «основного» учебного заведения.

Так, обучаясь по выбранной специальности, можно одновременно получать дополнительные знания, которые сделают выпускника более востребованным специалистом на рынке труда, а также смежную специальность или еще одну профессию в дополнение к основной.

Что касается иностранных граждан и лиц без гражданства, они также имеют право на получение дополнительного профессионального образования, но только в том случае, если их диплом признается в Российской Федерации.

Организации, предоставляющие возможность получения ДПО

На сегодняшний день дополнительное профессиональное образование можно получить главным образом в независимых организациях ДПО и корпоративных университетах. Так, лидирующие позиции в этой сфере образования имеет Корпоративный университет РЖД, в котором прошли обучение более 100 тысяч человек только в 2020 году.

Только до 15.06
Скачай подборку тестов, чтобы определить свои самые конкурентные скиллы
Список документов:

Тест на определение компетенций

Чек-лист «Как избежать обмана при трудоустройстве»

Инструкция по выходу из выгорания

Чтобы зарегистрироваться на бесплатный интенсив и получить в подарок подборку файлов от GeekBrains, заполните информацию в открывшемся окне

Программы ДПО есть и в вузах. Главным среди них по количеству обученных сейчас является Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), которая к тому же отлично зарабатывает на реализации программ ДПО. В 2020 году общий доход вуза от дополнительного профессионального образования составил 2,8 млрд рублей.

В расчёте на одного научно-педагогического работника это 1,919 млн рублей. Результат серьезный, особенно если вспомнить, что средний показатель по стране – 199 тысяч рублей.

Стоит отметить, что показатели Академии социального управления, Московской государственной академии хореографии и Московского городского университета управления ещё выше. А вот медицинские вузы в этом плане отстают, несмотря на действие системы непрерывного медобразования.

Если рассмотреть доход РАНХиГС от обучения студентов по программам дополнительного профессионального образования в разрезе общего дохода вуза, а он составил 19 млрд рублей, то цифра в 2,8 млрд рублей не кажется маленькой. Однако если сравнить ее с доходами крупнейших EdTech-компаний, становится ясно, что высшие учебные заведения не имеют лидерства в этой сфере.

Нужно понимать, что вузы и EdTech-компании имеют несколько разную целевую аудиторию, то есть работают на разные сегменты рынка.

Вузы, реализуя программы дополнительного профессионального образования, ориентируются на определенные категории слушателей и не конкурируют с современными образовательными платформами. Об этом заявил Андрей Минаев, ректор Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. Он выделил несколько типов учащихся в сфере ДПО.

  • Абитуриенты, поступающие в вуз и имеющие на руках диплом о среднем профессиональном образовании или зарубежный аттестат (они нередко посещают подготовительные курсы, помогающие в поступлении).
  • Действующие студенты образовательной организации, которые нацелены на получение сразу двух дипломов.
  • Сотрудники региональных органов власти, которым необходимо повышать имеющуюся квалификацию по управленческим дисциплинам.

Ректор Рязанского университета отметил, что вуз занимается развитием программ дополнительного профессионального образования для этих людей и стремится к популяризации идеи получения ДПО в рамках обучения по основной специальности.

В Московском государственном университете технологий и управления им. К.Г. Разумовского говорят о необходимости внедрения практико-ориентированных программ (например, когда студент помимо основной специальности имеет возможность получить профессию сомелье).

Ректор Смоленского государственного университета Михаил Артеменков отметил, что в секторе ДПО вузы работают уверенно, у них имеется годами наработанный опыт реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Кроме того, они целенаправленно занимаются развитием этого направления. Основными заказчиками такого обучения, как сообщил Артеменков, являются органы государственной власти региона и студенты этих же вузов.

Ректор подчеркнул, что работа подразделений ДПО ведется на рыночных условиях: помощь государства в реализации программ может составлять только 20-30 % от общих вложений, однако получить их не так-то просто (нужно участвовать в открытых аукционах с другими поставщиками услуг).

Артеменков считает, что их целевая аудитория – это по большей части собственные студенты вуза и представители местных органов власти, которые скорее всего также ранее учились в нем, получая высшее образование. Государственные учреждения дополнительного профессионального образования не имеют серьезного потенциала для массового привлечения другой аудитории.

Документы для получения дополнительного профессионального образования

Для осуществления обучения по программам ДПО нужно иметь соответствующие аккредитацию и лицензию. Организация, уполномоченная обучать студентов, обязана соблюдать действующие требования к учебному процессу в рамках дополнительного образования для взрослых слушателей. Этим объясняются и требования к желающим пройти курс. Они должны предоставить следующий пакет документов:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • диплом об имеющемся средне-специальном или высшем образовании/справка, подтверждающая прохождение обучения в текущий момент;
  • заявление о прохождении обучения.

Источник: gb.ru

К вопросу о проектировании образовательных программ дополнительного образования детей

Шелехова, И. Н. К вопросу о проектировании образовательных программ дополнительного образования детей / И. Н. Шелехова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 11 (58). — С. 695-697. — URL: https://moluch.ru/archive/58/8252/ (дата обращения: 13.06.2023).

Современное дополнительное образование детей реализуется на основе разработанных образовательных программ, проектирование которых выступают средством развития компетентности педагога, развитию творческих его способностей, педагогического процесса и т. д.

В исследовании Санитаровой Н. Д. [5] выделены актуальные особенности дополнительного образования детей: 1) личностная ориентация образования, 2) профильность, 3) практическая направленность, 4) мобильность, 5) многофункциональность, 6) разноуровневость; 7) разнообразие содержания, форм, методов, технологий образования, 7) индивидуализация методик образования как необходимое условие спроса, 8) реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности учащихся и др.

Качественные изменения в работе учреждения дополнительного образования невозможны без теоретического осмысления проблематики проектирования образовательных программ, освоения логики педагогического проектирования образовательных программ.

Санитарова Н. Д. под проектирование образовательной программы педагогами дополнительного образования понимает коллективную инновационную управленческо-педагогическую деятельность по созданию междисциплинарных проектов образовательной деятельности обучающихся (многопрофильных и однопрофильных), обеспечивающих их творческую самореализацию в избранном направлении или профиле дополнительного образования. [5]

Результатом такого проектирования выступает опережающее развитие творческих способностей педагогов, которое выражается в их профессиональной зрелости, включающей проектно-технологическую компетентность и характеризующей их готовность к созданию психолого-педагогических условий для творческой самореализации обучающихся на этапе реализации таких программ. [5]

В этом случае, залогом успешной и эффективной работы целого учреждения дополнительного образования и каждого педагога дополнительного образования выступает качественное проектирование образовательных программ дополнительного образования детей, где отражается весь педагогический процесс.

При этом важно отметить, что существуют разные определения понятия «образовательная программа». Так, Пильдес И. В. [4] определяет образовательную программу как организационно-управленческое знание о целях, содержании, этапах, способах организации и основных результатах процесса дополнительного образования, которое необходимо для качественного функционирования учреждений дополнительного образования.

Родионова Н. Ф. [2] трактует образовательную программу как ориентирующую модель совместной деятельности педагога и ребенка, средство целевого формирования способности оценивать социокультурные ценности, развития у обучающихся умений решать проблемы, создавая основы для осознанного выбора и освоения знаний.

В настоящий момент, в проектировании образовательных программ дополнительного образования детей важной проблемой выступает ценностное самоопределение проектировщика, определение концептуального подхода к проектированию образовательной программы, так как решение этой проблемы предопределяет саму сущность образовательной программы, стратегию обучения детей и т. д.

Сегодня ведущими методологическими подходами в проектировании образовательных программ дополнительного образования детей выступают: гуманистический (личностно-ориентированный), интегративный, компетентностный и др.

Проектирование образовательных программ дополнительного образования детей предполагает ориентацию педагогов дополнительного образования на развитие творческой индивидуальности обучающихся как ведущую цель образовательной программы, моделирование результатов творческого развития обучающихся (творческая самореализация), реализация принципов саморазвития, рефлексивности, мотивации достижений, обеспечение успеха в технологиях развития творчества и технологиях системной диагностики. [5]

В настоящий момент актуальным представляется создание интегрированных образовательных программ, в которых необходим учет потребностей детей, выраженных в социальном заказе; направлений работы учреждения дополнительного образования; дополнительных образовательных программ; возможных уровней их освоения; форм и технологий организации деятельности; ожидаемых результатов обучения. Выбор вариантов интеграции может определяться также уровнями реализации интегративного подхода к проектированию и реализации образовательных программ дополнительного образования дополнительного образования детей. Можно выделить уровни по разным основаниям: по субъектам деятельности, по образовательным пространствам и др. [1]

Здесь можно говорить еще об одной важной проблеме определения проектировочных ориентиров при создании образовательной программы дополнительного образования, а именно: исследование социального заказа на образовательную программу (предпроектная диагностика), качества ее разработки (постпроектная диагностика).

В данном случае интерес представляет разработка программы с учетом перспективного личностного роста обучающихся, когда образовательная программа в учреждении дополнительного образования, разработанная на основе такого подхода позволяет максимально реализовать принцип личностной ориентации образовательного процесса за счет создания условий для творческой самореализации ребенка во взаимодействии с педагогом и детским объединением. [4]

Проектирование образовательных программ дополнительного образования детей обеспечивает результаты обучения в виде личностно значимых ценностей, познавательных интересов, личностного развития обучающихся.

Читайте также:
Программа проводник не отвечает что делать

Создание программ дополнительного образования детей невозможно без учета индивидуально-личностной направленности, что свидетельствует о важности личностно-ориентированного подхода, где важней место занимает гуманизм, выражающийся в ориентации на интересы учащихся, индивидуализации целей обучения, содержания, темпа обучения, вариативности, многоуровневости освоения программы, возможности выбора уровня освоения программы и т. д. [3]

В работе [4] отмечается, что проектирование образовательных программ дополнительного образования детей должно обеспечивать: 1) условия для свободного выбора ребенком цели, содержания и способа творческой деятельности, 2) описание механизмов продуктивного взаимодействия учащихся и педагогов, 3) отражение механизмов позитивного личностного развития, а также механизмов обеспечения образовательных результатов, 4) описание количественно-качественной оценки результатов реализации проектируемых образовательных программ.

Разработка образовательной программы дополнительного образования должна быть ориентирована на раскрытие творческого потенциала обучающихся, развитие его личностных качеств, создание условий для личностного самосовершенствования и самореализации обучающихся, реализации индивидуального образовательного маршрута.

В этом смысле нам видеться еще один аспект «проблемного поля» проектирования образовательной программы дополнительного образования детей: сложность выражения в формализованном виде через образовательную программу всего многомерного развития структур личности обучающихся. В этом плане важным представляется технологическое описание учебной деятельности обучающихся в образовательной программе. Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств, что является важным критерием при проектировании образовательных программ дополнительного образования детей.

В работе [2] выделена логика проектирования образовательной программы дополнительного образования детей:

— Определение предметной, образовательной области по которой будет проектироваться программа, кроме того вид (характер) программы, ее уровень сложности.

— Определение ответственных лиц за ход проектирования программы, составление плана работы.

— Создание фонда идей. На этом этапе определяются планируемые диагностируемые ожидаемые результаты, методологические основания разработки программы, условия реализации, критерии оценивания.

— Оценка возможностей образовательного учреждения.

— Обсуждение проекта программы с сотрудниками учреждения, специалистами, внешнее консультирование, общественные консультации.

— Рецензирование образовательной программы экспертами.

Рассмотрим опыт проектирования образовательных программ дополнительного образования детей в учреждении дополнительного образования Доме Детского Творчества «Преображенский» Санкт-Петербурга, где накоплен значительный разработки образовательных программ на основе интегрированного, гуманистического подхода.

В Доме Детского Творчества «Преображенский» спроектированы и реализуются разнообразные образовательные программы по таким направленностям работы образовательного учреждения: Худоственно-эстетическая, Социально-педагогическая, Физкультурно-спортивная, Научно-техническая, Культурологическая, Эколого-билологическая, Туристско-краеведческая.

В период с 2008 по 2012 учебные года наблюдается количественная динамика образовательных программ по основанию продолжительности: один год, два-три года, три-пять лет. На 2012–2013 учебный год в образовательном учреждении преобладающее количество программ представлено по художественно-эстетической направленности.

Образовательные программы дополнительного образования детей в Доме Детского Творчества «Преображенский» отражают широчайший спектр творческих объединений, учитывающих многоаспектные познавательные интересы обучающихся, а именно: «Развитие творческого мышления», «Графический дизайн», «Сольфеджио», «Ритмопластика», «Рукодельница», «Журналистика: основы теории и практики», «Книголюб», «Путешествие в страну поэзии», «Экологическое проектирование», «Обучение игре на гитаре», «Художественный дизайн интерьеров», «Стилист-имиджмейкер», Музицирование на клавишном синтезаторе «Человек-оркестр», «Художник и природа», «Юный флорист», студия детской мультипликации «Калейдоскоп», «Робототехника: конструирование и программирование», «Мир мультимедийных технологий», «Физика роботов», «Театрализованное краеведение» и т. д.

Спроектированные образовательные программы направленны на развитие у детей познавательных интересов, расширение кругозора, раскрытие творческого потенциала, овладение навыками предметно-практической деятельности, на более углубленное изучение детьми выбранного направления деятельности, приобретение обучающимися широкого спектра умений более сложного уровня.

В Доме Детского Творчества «Преображенский» Санкт-Петербурга проектирование всех образовательных программ осуществляется творческими проблемными группами, куда входят педагоги, методисты, кроме того методист организует консультационную работу педагогов (индивидуальные и групповые), а также экспертизу разработанных программ. Кроме того, методист по образовательным программам выступает консультантом и экспертом разработки и реализации образовательных программ дополнительного образования детей в Центральном районе Санкт-Петербурга.

Обобщая, можно сказать, что разработка образовательной программы дополнительного образования детей предусматривает решение таких «проблемных линий»:

— Выбор методологических оснований проектирования.

— Определение ценностно-смысловых оснований для проектирования.

— Проблема целеполагания в дополнительном образовании.

— Исследование социального заказа на образовательную программу.

— Изучение возможностей образовательной программы по личностному росту обучающихся.

— Основания отбора содержания образования и методик, технологий обучения.

— Оценка качества, эффективности образовательной программы.

Таким образом, только комплексное решение всех «проблемных линий» проектирования образовательной программы дополнительного образования детей позволит обеспечить качественное ее педагогическое проектирование, что выступает условием совершенствования, повышения качества образовательного процесса учреждения.

1. Золотарева, А. В. Интегративно-вариативный подход к управлению учреждением дополнительного образования детей: автореф. д.п.н. — Ярославль, 2006.

2. Оценка эффективности реализации программ дополнителнього образования детей: компетентностный подход. Методические рекомендации / Под ред. Родионовой Н. Ф. — СПб., 2005.

3. Памятки для педагогов дополнительного образования: Методический сборник / Составитель Костева И. А. — Ульяновск, 1998.

4. Пильдес, И. В. Педагогические основы построения образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей: автореф. дис. к.п.н. / Пильдес И. В. — СПб., 2000.

5. Санитарова, Н. Д. Проектирование интегративных образовательных программ педагогами дополнительного образования детей на основе акмеологического подхода: автореф. дис. к.п.н. / Санитарова Н. Д. — СПб., 2004.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательная программа, дополнительное образование детей, дополнительное образование, программа, проектирование, Детское Творчество, образовательное учреждение, социальный заказ, образовательный процесс, педагогический процесс.

Похожие статьи

Система управления развитием образовательного учреждения.

Ключевые слова: дополнительное образование детей, управление развитием учреждением дополнительного образования детей, программно-целевой подход, программа развития образовательного учреждения.

Интеграция дополнительного образования детей и дошкольного.

дополнительное образование, внеурочная деятельность, общее образование, дополнительное образование детей, дошкольное образование, пространство взаимодействия, социальный заказ.

Регионализация современной системы дополнительного.

Конкретное учреждение дополнительного образования детей и педагог свободны в выборе способов применения регионального компонента и его интеграции в образовательную программу.

Актуальность художественно-эстетического воспитания детей.

Образовательное учреждение дополнительного образования детей — тип образовательного учреждения, основное предназначение которого — развитие мотивации личности к познанию и творчеству.

Организация дополнительного образования в условиях.

Дополнительное образование детей — единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности. Дополнительное образование не регламентируется стандартами, а определяется социальным заказом детей, родителей.

Проектирование основной образовательной программы.

Критерии выбора тематики проектов в условиях дополнительного.

Образовательная среда учреждения дополнительного образования детей в условиях закрытого

Профессиональное образование педагогов дополнительного образования как стимул изменений в учреждении дополнительного образования детей.

Педагогическое проектирование — ведущая технология.

государственная программа, проект, Школа, образовательное учреждение, общеобразовательная организация, педагогический проект, дополнительное образование, проектная технология, Российская Федерация.

Современные подходы к разработке дополнительных.

Ключевые слова:дополнительное образование детей, образовательная программа, дополнительная общеобразовательная программа, технология, нормативно-правовые основания разработки образовательной программы.

  • Как издать спецвыпуск?
  • Правила оформления статей
  • Оплата и скидки

Источник: moluch.ru

Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Методические рекомендации «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» разработаны для педагогических работников учреждений дополнительного образования детей и содержат актуальный материал, необходимый для разработки и обновления содержания дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

Содержание

Нормативно-правовой аспект

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа проходит экспертизу и рецензирование, рассматривается на Методическом и Педагогическом советах и утверждается приказом руководителя учреждения.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разрабатывается с учётом положений следующих нормативных правовых актов:

Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации»;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р) «Об утверждении стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания обучающихся и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242);

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2020 №1Д-39/04 «О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»;

Письмо Минпросвещения РФ от 31.01.2022 № ДГ-245/06; (Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий);

Распоряжение Комитета по образованию № 617-р от 1.03.2017 г. «Об утверждении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию»);

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа должна соответствовать требованиям локальных нормативных правовых актов Учреждения.

Читайте также:
В каких программах пишут музыку известные музыканты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа должна быть изложена в научно-деловом стиле.

Программа показывает уровень профессиональной подготовки её разработчика.

Содержание дополнительных общеобразовательных

общеразвивающих программ

Дополнительное образование в РФ осуществляется параллельно нормативному вектору — обучению по основным образовательным программам и не является уровнем образования.

Дополнительное образование направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, организацию свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает: адаптацию учащихся к жизни в обществе, их профессиональную ориентацию, выявление и поддержку личностей, проявивших выдающиеся способности.

достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно ­национальным особенностям региона;

возрастным и другим особенностям учащихся;

направленностям программы (техническая, физкультурно-спортивная, социально-гуманитарная, художественная, естественнонаучная, туристко-краеведческая);

современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности);

на актуальных формах и методах обучения (активных методах, методах дифференцированного обучения, формах и методах дистанционного обучения, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.);

на методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности учащихся);

должно быть направлено на:

создание условий для развития личности учащегося;

развитие мотивации личности учащегося к научному познанию, художественному и (или) техническому творчеству;

обеспечение эмоционального благополучия учащегося;

целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности учащегося;

формирование здорового образа жизни;

профилактику асоциального поведения;

приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям;

создание условий для профессионального самоопределения, творческой самореализации личности учащегося, его интеграции в общество.

Структура дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы

При составлении Программ необходимо учитывать важные аспекты:

следование компетентностной парадигме образования;

чёткое определение оценочных средств результатов освоения ДООП;

чёткое определение организационно-педагогических условий для реализации ДООП.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа включает следующие структурные элементы:

рабочая программа каждого учебного года;

оценочные и методические материалы программы (включая список литературы и источников).

Пояснительная записка должна содержать информацию о:

направленности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и уровне освоения (общекультурный, базовый, углубленный);

актуальности, новизны (при наличии);

цели и задачах программы;

объеме и сроке реализации программы;

адресате программе (с указанием возраста учащихся, участвующих в освоении данной программы и характеристики данной группы учащихся);

условиях реализации программы: условиях набора в коллектив (необходима ли педагогическая диагностика, медицинский допуск);

количестве учащихся в группе;

особенностях организации образовательного процесса (например, особого построения содержания программы, описание последовательности освоения модулей и т.п.);

формах проведении занятий и формах организации деятельности учащихся на занятиях;

материально – техническом обеспечении программы;

планируемых результатах освоения программы.

Учебный план дополнительной общеобразовательной программы содержит:

перечень разделов, тем;

перечень форм контроля;

указание на количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

Календарный учебный график составляется на весь период освоения программы, даты проставляются на текущий учебный год.

Рабочая программа состоит из:

описания особенностей организации образовательного процесса конкретного года обучения по программе (включая особенности (при наличии) календарно-учебного графика),

перечисления задач и планируемых результатов конкретного года обучения по программе,

содержания конкретного года обучения по программе (краткое описание тем теоретических и практических видов занятий)

календарно-тематических планов на каждую учебную группу (в соответствии с расписанием занятий на учебный период).

Оценочные материалы дополнительной общеобразовательной программы содержат:

способы отслеживания результатов;

периодичность проведения мониторинга;

описание форм фиксации результатов мониторинга.

Методические материалы дополнительной общеобразовательной программы включают в себя описание:

форм проведения занятий;

(авторских) методик проведения занятий;

рекомендаций по проведению практических работ;

методических видов продукции (разработки игр, экскурсий, конкурсов и т.д.);

Информационные источники (список рекомендуемой и используемой литературы и источников, электронных ресурсов).

Классификация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

Классификация программ может проводиться по различным основаниям.

Классификация программ по степени уникальности

По степени уникальности выделяют модифицированные и авторские программы.

Модифицированная — программа, при разработке которой за основу берется другая, сходная по содержанию, направлению деятельности дополнительная общеобразовательная программа (программы). Затем программа, взятая за основу, корректируется, адаптируется к конкретным условиям реализации, в нее могут вноситься следующие изменения:

в объеме материала, в отборе тем, порядке их изучения, в распределении часов и др.;

с учетом особенностей набора, организации, формирования разновозрастных и разноуровневых групп обучающихся;

в режим и временные параметры осуществления деятельности;

с учетом нестандартности индивидуальных результатов обучения, воспитания и развития обучающихся;

в соответствии с жизненным и практическим опытом педагога, его позицией и собственным видением предмета.

Разработчику модифицированной дополнительной общеобразовательной программы следует указать предшествующие программы, взятые за основу при разработке.

Авторская — программа, созданная педагогом (или коллективом авторов) по его собственному замыслу с учетом опыта, наработанных методик, видения проблемы и путей ее решения. Статус авторской может быть присвоен дополнительной образовательной программе, прошедшей процедуру конкурса авторских программ.

Классификация программ по уровню освоения

1. «Общекультурный уровень» : срок реализации программы до 2-х лет, максимальный объем в год до 144 час.

2. «Базовый уровень» : срок реализации программы 2-3 года, максимальный объем в год до 288 час.

3. «Углубленный уровень» : срок реализации программы от 3-х лет, максимальный объем в год до 432 час.

Классификация программ по форме организации содержания

Комплексная программа — это совокупность самостоятельных дополнительных общеобразовательных программ, объединенных по определенному принципу, и направленных на решение общих целей и задач через 2-х и многопрофильное обучение (например, музыкально-хоровая студия). В таких детских объединениях занятия по каждому предмету ведут, как правило, разные педагоги. В комплексных программах, как правило, ставятся цели и задачи, решение которых невозможно без разнопредметного обучения.

Модульная программа — по способу организации своего содержания составлена из самостоятельных целостных блоков.

Для групп учащихся с особенностями психического или физического развития разрабатываются адаптированные дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы. Например, для учащихся с патологией опорно-двигательного аппарата.

Методические рекомендации по разработке и оформлению структурных элементов
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Титульный лист оформляется в соответствии с утвержденным в Учреждении порядком.

Пояснительная записка

Пояснительную записку рекомендуется начинать с описания нормативно-­правовой базы, на которую опирался составитель при написании дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

Следует указать уровень программы (например, общекультурный).

Далее рекомендуется включить краткую характеристику программы, обосновать её педагогическую целесообразность. Можно изложить основную информацию, касающуюся данного вида деятельности, его истории развития и т.п.

Направленность программы

Новизна и актуальность

Новизна дополнительной общеобразовательной программы предполагает:

новое решение проблем дополнительного образования;

новые методики преподавания;

новые педагогические технологии в проведении занятий;

нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д.

Актуальность программы — это ответ на вопрос, зачем учащимся в современных условиях нужна конкретная программа. Актуальность может базироваться:

на анализе социальных проблем;

на материалах научных исследований;

на анализе педагогического опыта;

на анализе детского или родительского спроса на дополнительные образовательные услуги;

на современных требованиях модернизации системы образования.

Цель и задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Цель — это конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно, то и количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, которого реально можно достичь к определенному моменту времени.

Сформулировать цель нужно максимально полно, четко, конкретно и логически корректно. Результаты достижения цели должны быть измеримы. Описание цели должно содержать в себе указание на виды деятельности обучающихся и отражать развитие их личностных качеств, а также общих и специальных способностей.

Цели могут быть направлены:

на развитие учащегося в целом;

на развитие определенных способностей;

на формирование умений заниматься самообразованием;

на формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций, самосознания, общественно-ценных личностных качеств; обеспечение гармоничного эстетического и физического развития; выработку навыков здорового образа жизни;

на обучение учащихся трудовым навыкам, приемам самостоятельной работы, коллективному взаимодействию, взаимопомощи.

Для написания формулировки цели составитель может использовать существительные: создание, развитие, обеспечение, приобщение, профилактика, укрепление, взаимодействие, формирование и др.

Примеры формулировки целей программы

Развитие индивидуальных способностей, самореализация личности учащегося на основе формирования интереса к техническому проектированию в процессе занятий автомодельным спортом.

Социализация и личностный рост учащихся посредством овладения навыками эффективного общения.

Раскрытие и реализация личностного потенциала и творческой индивидуальности учащихся через обучение технологиям видеосъёмки и видеомонтажа.

Развитие инженерного мышления, конструкторских и изобретательских способностей учащихся через освоение основ электроники и ТРИЗ.

Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством привлечения в процесс обучения художественному творчеству средств арт-терапии.

Развитие и творческое самовыражение личности ребёнка посредством освоения технологий художественной обработки текстиля.

Реализация интересов учащихся в научном познании и техническом творчестве через занятия авиамоделированием.

Творческое и физическое развитие учащихся посредством изучения народных танцев.

Задачи программы — это пути, способы поэтапного достижения цели, т.е. тактика педагогических действий. Задачи должны раскрывать логику достижения цели при организации практической деятельности учащихся.

Задачи должны соответствовать цели и подразделяться на группы:

обучающие задачи, то есть отвечающие на вопрос, что узнает, в чем разберется, какие представления получит, чем овладеет, чему научится обучающийся, освоив программу;

развивающие задачи, то есть связанные с развитием творческих способностей, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, волевых качеств и т.д. и указывать на развитие ключевых компетентностей, на которые будет делаться упор при обучении;

воспитательные задачи, то есть отвечающие на вопрос, какие ценностные ориентиры, осознанные отношения, личностные качества, будут сформированы у учащихся.

Формулировать задачи следует в едином ключе, придерживаясь во всех формулировках одной грамматической формы слова:

Существительные

Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru