Образование — целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Если рассматривать обучение, как самостоятельный элемент то, безусловно, это длительный процесс, в который вовлечен человек на протяжении всей жизни.
В котором важную роль играет самообразование, оно помогает человеку самостоятельно получать знания и формировать себя как личности. Но воспитательный аспект, в таком случае, окажется западающим элементом. Важнейшими показателями сформированности личности является жизненная позиция (отношения к другим людям, к себе), социальная активность, проявления индивидуальности.
Именно семья, а в дальнейшем образовательные организации помогают ребенку занять свое место в обществе. Родители и учителя – те, кто помогают формироваться ребенку, проявлять себя как гражданин, профессионал. Таким образом, воспитание и обучения всегда будут взаимосвязаны.
Общество не стоит на месте, но ценности остаются неизменными. Единство требований, это то, к чему приходит современное общество. С 1 января 2017 года на территории России вводится профстандарт педагогов. За основу профстандарта взята система педагогической деятельности, включающая обучение, воспитание и развитие.
Вебинар «Проектирование программы воспитания: работа над ошибками»
Если с обучением практически не возникает не понимания, то воспитание и развитие вызывает волнение. Но нужно ли опасаться новых формулировок и настолько много принципиально новых введений?
Воспитательная работа — это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности. А преподавание — это вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников.
По большому счету, педагогическая и воспитательная деятельность — понятия тождественные. Такое понимание соотношения воспитательной работы и преподавания раскрывает смысл тезиса о единстве обучения и воспитания.
Важнейшим критерием эффективности преподавания является достижение учебной цели. Воспитательная работа не преследует прямого достижения цели, ибо она недостижима в ограниченные временными рамками организационной формы сроки. В воспитательной работе можно предусмотреть лишь последовательное решение конкретных задач, ориентированных на цель.
«Особенности проектирования и реализации программы воспитательной работы ДОУ в современных условиях»
статья
Аннотация: Статья освещает особенности проектирования и реализации программы воспитательной работы ДОУ, приводятся конкретные сведения о составлении программы по разделам.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Особенности проектирования и реализации программы воспитательной работы ДОУ в современных условиях»
Существенные изменения, происходящие в системе образования в настоящее время, демократизация и гуманизация этой социальной отрасли повлекли за собой возникновение нового подхода к организации воспитательно — образовательного процесса в образовательных учреждениях.
Проектирование рабочих программ воспитания разработка и реализация
Следует отметить, что в системе общественного дошкольного воспитания произошли радикальные изменения: типовая, унифицированная программа сменилась вариативными, привычный нам «детский сад» сменился на модернизированное дошкольное образовательное учреждение (ДОУ). В связи с этим возникла необходимость нового подхода в управлении образовательными процессами в ДОУ и процессами, их обеспечивающими. Для обеспечения стабильности деятельности учреждения и прогнозирования его развития потребовалась тщательная разработка и реализация образовательной программы ДОУ. Отныне дошкольные образовательные организации в обязательном порядке самостоятельно разрабатывают и утверждают рабочие программы воспитания.
Рассмотрим разделы программы воспитательной работы ДОУ.
В первом разделе целесообразно разместить информацию о самом ДОУ: отразить специфику его расположения, особенности его социального окружения, описать источники положительного или отрицательного влияния на воспитанников, указать имеющихся партнеров учреждения, поделиться оригинальными воспитательными находками учреждения, его принципами и традициями воспитания и обучения детей.
В четвертом разделе должен быть представлен самоанализ воспитательной работы в ДОУ.
Стоит отметить, что желательно привлечь к разработке программы воспитания родительскую общественность, используя при этом все многообразие форм взаимодействия. После составления проекта программы воспитания нужно представить их на рассмотрение родителям воспитанников, при этом учитывая их мнение и по необходимости внося корректировки.
Отметим, что грамотно составленная программа воспитания должна быть короткой и ясной и содержать только конкретное описание работы с воспитанниками.
В заключение хочется отметить, что каждая программа воспитания должна быть единственной и уникальной в своем роде, объясняется это тем, что образовательная и развивающая среда каждого ДОУ также уникальна и своеобразна.
Список информационных ресурсов:
1. Конституция Российской Федерации (ред. от 04.07.2020г.) ст.67.1 , п.4;
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
3. Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся;
4. Методические рекомендации по разработке программ воспитания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» http://form.instrao.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика формирования УУД у дошкольников при реализации программы «Разговор о правильном питании» в условиях УДО
Описание системы работы по дополнительной общеобразовательной программе «Разговор о правильном питании» для детей старшего дошкольного возраста, посещающих учреждение дополнительного образования .
Методика формирования УУД у дошкольников при реализации программы «Разговор о правильном питании» в условиях УДО
Описание системы работы по дополнительной общеобразовательной программе «Разговор о правильном питании» для детей старшего дошкольного возраста, посещающих учреждение дополнительного образования .
Опыт работы по реализации программы «Азбука рисования» для дошкольников в условиях внедрения ФГОС.
Особенности планирования работы воспитателя в современных условиях
Основой образовательного процесса является планирование. План – это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. Планирование – это научно обоснованная организация пед.
Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Кадровые условия реализации Программы (опыт работы)
Данная статья посвящена актуальной проблеме современного образования — профессиональным компетенциям педагога — дошкольника, приведены краткие результаты проекта, реализованного в дошкольном образоват.
Реализация программы «Финансовая грамотность для малышей» как условие формирования экономических представлений
laquo;Финансовая грамотность для малышейhttps://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2021/10/14/osobennosti-proektirovaniya-i-realizatsii-programmy» target=»_blank»]nsportal.ru[/mask_link]
Проектирование и реализация образовательного процесса в соответствии с профессиональным стандартом педагога
Зачем нужен профессиональный стандарт педагога?
Стандарт – это инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире, повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.
Стандарт – это объективный измеритель квалификации педагога, средство отбора педагогических кадров в учреждения образования, основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.
Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями обусловлена:
Работой с одаренными учащимися.
Работой в условиях реализации программ инклюзивного образования.
Преподаванием русского языка учащимся, для которых он не является родным.
Работой с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
Работой с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
Профессиональные стандарты в России разрабатываются в соответствии с п.1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Координирует разработку профессиональных стандартов Министерство труда России.
В декабре 2012 г. внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации: глава 31 дополнена статьей 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта, согласно которой:
профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнение определенной трудовой функции,
квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
В профессиональном стандарте описаны трудовые функции по определенному виду деятельности, а также требования к знаниям и умениям специалистов, выполняющих эти функции.
В сфере образования утверждены 4 профессиональных стандарта:
- Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель).
- Педагог-психолог (психолог в сфере образования).
- Педагог дополнительного образования детей и взрослых.
- Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования.
- при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность «педагог»;
- при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования;
- при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий. Профессиональной стандарт применяется с целью:
- определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка;
- обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда;
- обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях;
- содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.
- Общепедагогическая функция. Обучение.
- Воспитательная деятельность.
- Развивающая деятельность.
- Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.
- Разрабатывать и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде.
- Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями.
- Владеть ИКТ-компетенциями
- Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона.
- строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей;
- общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их;
- создавать в учебных группах разновозрастные детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов;
- управлять классом с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;
- анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу;
- защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях;
- находить ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися;
- владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций;
- сотрудничать с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач.
- Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья.
- Использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.
- Осуществлять совместно с психологом и другими специалистами психолого-педагогическое сопровождение основных образовательных программ.
- Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов).
- Составлять совместно с психологом и др. специалистами психолого-педагогическую характеристику личности обучающегося.
- Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся.
- Владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся.
- Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и мета предметные компетенции, а также осуществлять совместно с психологом мониторинг личностных характеристик.
- Формировать детско-взрослые сообщества.
- профессиональные компетенции педагога дошкольного образования, отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования;
- профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе;
- профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя в основной и средней школе;
- профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя русского языка;
- профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя математики.
-82%
Источник: videouroki.net