Что это такое? Проектирование педагогического процесса – это создание прототипа будущей исследовательской работы учителя. Он позволяет оптимизировать его деятельность, поскольку дает возможность прогнозировать возможные результаты.
Как осуществляется? Достигается за счет предварительной разработки ключевых моментов предстоящих опытов, гипотез и наблюдений. Подобное структурирование педагогического процесса позволяет добиться большей эффективности и прийти к правильным выводам.
Оглавление:
- Понятие проектирования педагогического процесса
- Объекты технологии проектирования педагогического процесса
- Основные этапы проектирования и осуществления педагогического процесса
- Проектирование и реализация педагогического процесса на практике
Понятие проектирования педагогического процесса
Многое из того, что создает человек в процессе своей деятельности, изначально проходит стадию проектирования. В результате этого формируется прототип или проект предполагаемого продукта, процедуры или явления, который необходимо воплотить в жизнь. На основании этого определения под проектированием педагогического процесса понимается следующее:
Актуальные вопросы проектирования основных образовательных программ…
- Деятельность, направленная на внедрение результатов разработки новых образовательных систем и видов образовательной деятельности.
- Новейшие научные достижения в области знаний, помогающие преобразовать существующую педагогическую действительность.
- Прикладная часть педагогики, организующая практическую деятельность для решения основных задач развития и образования подрастающего поколения.
- Особая технология, направленная на развитие личности.
У педагога должны присутствовать глубоко и разносторонне развитые творческие качества, так как технология проектирования педагогического процесса это предусматривает.
Технология проектирования процесса с точки зрения педагогики представляет собой единую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных частей:
- Общая культура.
- Гуманизм.
- Профессионализм.
- Творческие способности.
- Профессиональная компетентность.
Как стать репетитором
и получать дополнительный
доход до 100 000 рублей в месяц
Эксперт Ольга Анисимова, — успешный репетитор, победитель конкурса «Учитель года Астрахани 2020», советник директора по воспитанию.
Стать репетитором намного проще, чем вам кажется. Главное — правильно организовать учебный процесс. Инструкция поможет вам избежать 90% ошибок, с которыми сталкиваются педагоги, совершая свои первые шаги в сфере образования.
Проектирование общеразвивающих и предпрофессиональных образовательных программ — 29 04 19
Как стать репетитором
Получить инструкцию бесплатно
Уже скачали 8673 человека
Эксперт Ольга Анисимова, — успешный репетитор, победитель конкурса «Учитель года Астрахани 2020», советник директора по воспитанию.
Эффективность технологии проектирования целостного педагогического процесса зависит от того, есть ли у педагога соответствующие технологические знания, определить которые помогают следующие критерии:
Технология проектирования компонентов педагогического процесса и деятельности педагога – это все те практические умения и навыки, которые помогают ему творчески подойти к своей профессии.
Объекты технологии проектирования педагогического процесса
Объектами педагогического проектирования являются:
- педагогические системы;
- педагогические процессы;
- педагогические ситуации.
Педагогическая система – это объединение в единое целое всех существующих факторов, направленных на гармоничное развитие человека.
В педагогике термин «система» имеет два значения. Первое – это обозначение качественного состояния педагогических явлений. К примеру, такие понятия, как педагогический процесс, личность учащегося, деятельность педагога носят системный характер, поэтому они относятся к системам. Второе – это обозначение ряда структур. Например, работа в системе образования.
Системы в педагогике обладают своей спецификой:
- у них всегда есть цель – дальнейшее развитие учащихся и педагогов, их защита от возможных негативных воздействий той среды, в которой они находятся;
- главное звено в такой системе – учащийся (или воспитанник);
- проектирование системы педагогического процесса предполагает ее открытость, то есть система способна изменяться под влиянием внешних факторов; она может принимать эти воздействия, смягчать их, усиливать или нивелировать.
Педагогические системы создаются для того, чтобы формировать благоприятные условия для процессов, происходящих в педагогике.
Педагогический процесс – это и есть главный объект проектирования для педагога.
Педагогическая ситуация – это тоже объект проектирования, но она всегда существует внутри какого-либо процесса, который в свою очередь находится в рамках определенной системы.
Педагогическая ситуация возникает как часть процесса и характеризует его состояние в данных условиях.
Ситуации всегда носят конкретный характер, они возникают на экзамене, уроке, экскурсии, обычно их решают сразу же. Проектирование ситуаций в педагогике входит в проектирование педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения или любой подобной организации.
Основные этапы проектирования и осуществления педагогического процесса
Заниматься в педагогике проектированием систем, процессов или ситуаций не так просто – работа происходит поэтапно. Существует три основных этапа (ступени) проектирования:
- Моделирование.
- Проектирование.
- Конструирование.
Педагогическое моделирование (создание модели) заключается в разработке общей идеи создания систем, процессов или ситуаций и основных путей достижения поставленной цели.
Педагогическое проектирование (создание проекта) – это дальнейшая работа над созданной моделью для внедрения ее в практику.
Педагогическое конструирование (создание конструкта) – это последовательная детализация созданного проекта для того, чтобы можно было его использовать уже в реальных условиях с детьми.
Формы проектирования учебно-материальной базы педагогического процесса – это документы, в которых отражены все моменты создания и действия систем, процессов или ситуаций.
Перечень этапов реализации технологии проектирования процесса в педагогике
- Проведение диагностики реального педагогического процесса.
- Постановка целей, определение ценностей и смыслов образования.
- Формирование результата, который хотелось бы получить.
- Планирование каждого этапа работы, приближающей достижение общей цели.
- Корректировка действий в процессе реализации проекта.
- Рефлексия осуществленных действий с последующим анализом полученных результатов.
Если в основу анализа и проектирования педагогического процесса положены прикладные цели, то его этапы можно представить в более подробном виде. Надо лишь сохранить общую логику, в которой заключена сущность всей технологии.
Основные этапы технологии проектирования процесса в педагогике с детализацией внутренних процедур
- Предпроектный (предварительный или стартовый):
- Диагностика (исследование).
- Постановка проблемы.
- Концептуальная основа.
- Определение цели.
- Самоопределение смысла и основных ценностей.
- Общее форматирование технологии.
- Проведение предварительной социализации.
- Непосредственная реализация технологии проектирования содержания педагогического процесса:
- Уточнение основных компонентов технологии (цель, задачи, функции, план работы, число участников и т.д.).
- Поэтапное выполнение всех предусмотренных действий.
- Необходимая корректировка хода технологии (ее проекта), действий участников и т.д.
- Внутренняя оценка продукта, полученного в процессе внедрения технологии.
- Демонстрация окончательных результатов и проведение их внешней экспертизы.
- Рефлексия:
- Диагностика соответствия между достигнутыми и запланированными результатами.
- Определение качества полученного продукта технологии.
- Выявление степени качества совместной работы и взаимоотношений участников технологии.
- Определение перспективности полученного в ходе технологии продукта.
- Послепроектный:
- Тестирование.
- Распространение полученных результатов и продуктов технологии среди педагогов.
- Определение и поиск вариантов возможного продолжения или расширения технологии.
Каждый этап технологии проектирования педагогического процесса детского сада или другого учреждения системы образования равнозначен, поскольку выступает как часть образовательного процесса. В рамках любого из них формируются ценности, нормы и установки личности учащегося или воспитанника, осуществляется развитие их способностей к коммуникации и творчеству.
Технология будет успешно реализована в том случае, если все этапы и процедуры будут применяться комплексно, с использованием адекватных приемов и способов.
Эффективность диагностики, проектирования и планирования педагогического процесса зависит от того, на каком уровне находятся профессионализм и мастерство педагога. Каждый преподаватель обязан владеть несколькими технологиями проектирования, не помешают и навыки научного исследования.
Подобное исследование будет иметь важное значение для системы образования, если оно решает определенную проблему, существующую в работе системы, в процессе воспитания и образования, взаимоотношениях между педагогом и учащимися и т.д.
Источник: solncesvet.ru
Проектирование и оценка образовательных программ и процессов что это
Подключите пакет «Плюс» и пользуйтесь всеми сервисами сайта без ограничений и рекламы:
Полное отсутствие рекламы.
Неограниченный доступ к премиальным сервисам сайта.
5 тестов на выбор профессии с расширенными результатами.
Сервисы сравнения вузов по 50 критериям и специльностей по 22 критериям.
Калькулятор ЕГЭ с дополнительными опциями.
Персональный онлайн робот-помощник с искусственным интеллектом Поступика (планируется).
Все новые сервисы, которые мы планируем выпустить, также будут входить в пакет «Плюс» без ограничений.
Стоимость пакета «Плюс»
Источник: postupi.online
Проектирование и оценка образовательных программ и процессов. 44.04.01 Педагогическое образование
Практика представлена следующими формами: производственная практика, стажировка, преддипломная и научно-исследовательская практика. Практика начинается в первом семестре и проходит на протяжении двух лет обучения. Все виды практик и стажировка будут проходить на базе института «Высшая школа образования», структурных подразделений МПГУ, научных организаций-партнеров магистерской программы, организаций среднего общего и профессионального образования.
Сетевая форма
Институт «Высшая школа образования» имеет партнерские отношения и ведет ряд совместных проектов с:
— UNESCO;
— НИИ нормальной физиологии им. П.К. Анохина РАМН;
— Фондом развития интернет-инициатив (ФРИИ);
— Агентством стратегических инициатив (АСИ);
— ФГАУ «Федеральный институт развития образования»;
— Национальным управлением образования Финляндии (FNBE);
— Федеральным Институтом профессионального образования ФРГ (BIBB).
Государственная итоговая аттестация
Государственная итоговая аттестация выпускников является обязательной и осуществляется после освоения ОП в полном объеме.
Государственная итоговая аттестация выпускников включает сдачу итогового экзамена по направлению подготовки и защиту выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).
Возможность продолжения обучения
Выпускник данной ОП имеет возможность продолжить свое обучение в аспирантуре или пот программам профессиональной переподготовки.
Источник: mpgu.su
Этапы подготовки образовательной программы.
Для ответа на вопрос «с чего начинать проектирование ОП?» необходимо определить этапы проектирования, они могут быть: временными, содержательными, функциональными или деятельностными.
В рамках методологии «Тюнинг» именно этап проектирования образовательной программы является центральным аспектом в плане обеспечения ее качества и востребованности обществом. Плохо спроектированные программы имеют негативное влияние на уровень подготовки выпускников, снижают шансы на их трудоустройство, требуют неадекватно длительного времени их освоения .
Проектирование педагогических систем, процессов или ситуаций – сложная многоступенчатая деятельность. Эта деятельность кем бы она не осуществлялась и к какому объекту ни была посвящена, имеет много общего. Совершается она как ряд последовательно следующих друг за другом этапов, приближая разработку предстоящей деятельности от общей идеи к точно описанным конкретным действиям. Выделяют три этапа (ступени) проектирования, к которым относятся: моделирование, проектирование, конструирование .
В литературе посвященной методологии проектирования, можно встретить различные подходы к выделению его этапов. Джю ванн Гиг применительно к проектированию социальных систем выделяет три фазы: 1) формирование стратегии и предварительное планирование; 2) оценивание результатов; 3) реализация, анализ результатов и коррекция.
В.М. Шепель в управленческом цикле проектирования определяет следующие этапы: разработка теоретически обоснованной концепции проекта, разработка процедур реализации, разработка пакета инструментария для каждого этапа, создание критериев замера и методов определения результатов реализации замысла, разработка условий и защиты прав человека.
Процесс проектирования образовательных программ исследователи предлагают разделить на три этапа: подготовительный, проектный (предэкспертный, экспертный, постэкспертный), завершающий.
Для прикладных целей этапы проектирования можно «укрупнить», сведя к следующему перечню и сохранив при этом общую логику, отражающую сущность проектной деятельности: предпроектный этап, этап реализации проекта, рефлексивный этап, послепроектный этап.
Таким образом, систематизируя информацию о представленных выше этапах проектирования мы выделяем следующие этапы ОП, определенные на основе деятельностно-функциональной модели образовательного процесса в вузе:
-первый этап — диагностический (предварительный);
— второй этап — (технологический) контентный;
— третий этап — корректирующий (заключительный)
Каждый из этапов имеет свои отличительные цели, задачи и результаты проектирования, далее рассмотрим их более подробно.
1 этапдиагностический этап разработки образовательной программы.
Первый этап разработки образовательной программы состоит из двух уровней: мониторинга образовательных услуг и определение профильной направленности программы.
Мониторинг потребностей «заказчика». Сегодня реализация ОП является образовательной услугой, поэтому определяющим фактором для проектирования ОП должны стать не только требования образовательного стандарта, но и определенные и сформулированые будущим работодателем «предметные» знания и умения, необходимые для эффективной реализации сформированных у выпускника компетенций.
Источник: studopedia.ru