Проекты в школе: от подготовки до презентации
«Не для школы, а для жизни мы учимся». Благодаря профориентационному курсу у современных школьников действительно появилась такая возможность. Максимально подготовить ребенка к будущему, не забрав драгоценное время у базовых предметов, поможет проектно-исследовательская деятельность. В статье мы рассмотрим принципы и плюсы проектного подхода в рамках школьной программы. В конце вас ждут материалы и чек-листы в помощь ученикам и педагогу.
17 августа 2021
Поделитесь в соц.сетях
Вопрос «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» задается на уроках очень часто. Причем увлечь ребенка той или иной профессией пытаются даже во время дошкольной подготовки. Эту идею нельзя недооценивать. Малыш, который впитывает в себя как губка все, что его окружает, начинает интересоваться не только предметами, но и действиями взрослых. Так постепенно формируется его представление о себе и своей будущей роли в социуме.
В последнее время особое место в воображении детей занимает непонятная, но любопытная сфера бизнеса. Ребята, уже осознающие, что деньги – это своеобразный «язык» людей, в будущем планируют хорошо зарабатывать. И при этом работать исключительно на себя. Такое стремление к финансовой и психологической независимости вполне понятно.
Что такое проект и как он создается? СОЗДАЕМ ПРОЕКТ ВМЕСТЕ! МАСТЕР-КЛАСС
Как подготовить учащихся к будущему?
Однако подростки, как правило, смутно представляют себе, каким образом разрабатывается и реализуется бизнес-проект. В таком случае и педагогу, и родителю важно объяснить школьнику, что предпринимательство требует от человека серьезных эмоциональных и материальных вложений. Залог грядущего успеха в организованности, умении грамотно распределять ресурсы и, разумеется, знаниях.
Каждый ребенок изначально обладает уникальным потенциалом. Фундаментальной целью школы и системы образования в целом является предоставление возможностей для самореализации маленького человека. Правильный подход к выявлению способностей ученика позволит выпустить не только разумного члена общества, но и талантливого специалиста, искренне вовлеченного в свою профобласть. В достижении этой благородной цели поможет проектно-исследовательская деятельность.
Что включает в себя школьный проект
Конечным продуктом здесь может выступить что угодно: от стенгазеты до макета Древней Руси. Ведь главным является создание чего-то совершенно нового для ученика, ранее им неизведанного.
Решение проектных задач, так или иначе, входит в план каждого урока любой дисциплины. Разработкой же масштабных презентаций и практикой их защиты занимаются в основном на внеурочных занятиях.
В идеале принцип такого подхода к обучению базируется на 3-х преимуществах:
- Самоопределение (в ходе работы над проектом ученик выявляет для себя те области знаний, которые находят у него наибольший отклик);
- Самодисциплина (ребенок методом проб и ошибок учится самостоятельно организовывать свое свободное и рабочее время);
- Самореализация (выбрав наиболее интересное для себя направление, школьник начинает максимально эффективно использовать свой потенциал).
Кроме того, дебаты во время защиты проекта – крайне полезный и увлекательный процесс. Даже если ребенку не суждено стать оратором или ученым, ему все равно придется презентовать себя как на работе, так и в обществе.
ШКОЛЬНЫЙ ПРОЕКТ/КАК СДАТЬ ПРОЕКТ В 9 КЛАССЕ?
Применение проектов на практике
Понятно, что в начальных классах малыши еще не обладают навыками самостоятельного поиска нужной информации. Поэтому для начала им подойдет игровая форма: простое наблюдение за животными, растениями, погодой. По мере взросления проектные задачи ребят должны постепенно усложняться. Мотивацией послужит практический опыт из реальной жизни, а именно возможность заработка.
За основу берется некая идея. К примеру, установка на привокзальной территории терминала для зарядки гаджетов. В этом случае мало хотеть, нужно сначала все продумать, а потом еще и сделать:
- Узнать все о путях реализации с точки зрения закона;
- Зарегистрироваться в качестве ИП (попросить родителей);
- Прикинуть свои шансы на успех, посмотреть, какие могут возникнуть проблемы и как с ними справиться;
- Найти подходящее место, а также ответственное лицо, с которым нужно согласовывать установку и т.д.
Понятно, что девятикласснику не стать предпринимателем с ходу. Но у него сформируется конкретное, подтвержденное практикой представление о том, как можно запустить свой стартап.
В теории все звучит, конечно, привлекательно, но на деле преподаватели сталкиваются с определенными трудностями:
- С чего следует начинать проект;
- Как мотивировать учеников;
- Каким образом следует включить такой подход в школьную программу без ущерба для основной базы.
Пособия в помощь
Особого внимания заслуживает учебное пособие «Проектная мастерская», разработанное специалистами-практиками А.В. Леонтовичем, И.А. Смирновым, А.С. Саввичевым. Живым и понятным языком авторы рассказывают учителям и детям о тонкостях проектно-исследовательской деятельности:
- Как привести идею проекта к успешному результату;
- Каким образом структурировать свою работу;
- На примерах разбираются ошибки и способы их решения;
- Даются советы по самостоятельной подготовке к сдаче проекта.
Цифровые решения
Серьезным подспорьем для педагогов станут сразу несколько онлайн-ресурсов: разрабатываемая Просвещением «Лаборатория школьных проектов» (появится в доступе осенью 2021) и «Proобрskills».
Работа в «Лаборатории школьных проектов» включает в себя 3 этапа:
- Самый простой уровень: начинающему проектировщику необходимо заполнить пустые поля шаблона с темой и привести работу к логическому завершению;
- Второй этап чуть более сложный. Здесь ребенку придется самому корректировать структуру проекта или исследования;
- Третий уровень, где ученик создает свой проект самостоятельно, а учитель выступает в качестве куратора.
Уникальность же «Proобрskills» – в предоставлении всем участникам чек-листов. Такой методичный и скрупулезный подход обладает неоспоримыми плюсами:
- Актуальность исследования будет обоснована уже на начальном этапе работы;
- Четкая и понятная формулировка технического задания, что упростит процесс его выполнения;
- Отбор требуемой литературы. Ребенок в ходе подготовки научится самостоятельно отсекать недостоверные источники информации;
- Отслеживание всех нюансов процесса исследования. Учитель по чек-листу проектировщика будет видеть, как продвигается работа, какие ошибки сделаны, где не хватило базы знаний или усидчивости;
- Ступенчатый анализ хода работ, его корректировка и конечная защита позволит усилить качество полученного результата.
Компьютерная презентация vs стенд для проектной работы
Представление проекта должно быть не только информативным, но и интересным. Наряду с компьютерной презентацией, которая распространена в каждой школе, существует стендовая демонстрация. Когда на доске отображаются основные моменты исследования в виде диаграмм, рисунков или таблиц. Такая презентация не должна быть перегружена данными. Она выступает лишь в роли помощника выступающего и аудитории.
Имеются ли существенные отличия между компьютерным показом и стендовым? Нет, в сущности это одно и то же. Просто в презентации слайды идут друг за другом, а на стенде последовательно вырисовываются блоки информации:
- ФИО автора и научного руководителя;
- Актуальность представленной темы;
- Цель проекта и критерии результативности проекта (в исследовании мы говорим о подтверждении гипотезы);
- Концепция проекта (блок-схема выполнения работ, демонстрация сути процесса исследования и его объектов: это могут быть карты местности, схемы, фото образцов и команды);
- Используемые ресурсы.
При желании в структуру можно включить список литературы, оценку эффективности и благодарности, если таковые имеются.
Как сделать презентацию максимально привлекательной
Чтобы защита проекта запомнилась всем участникам, желательно использовать инфографику – цепляющие внимание картинки со смысловой нагрузкой, созвучной идее проекта.
- Изображения должны быть красочными и запоминающимися (другими словами – вирусными);
- Любая информация, отображенная на картинке, обязана быть максимально простой для восприятия;
- На вопросы, рассматриваемые во время защиты, допустимо отвечать в череде слайдов, логически связанных друг с другом (при помощи изображений или фотографий постепенно развиваем свою мысль, начиная с первоначальной задумки и заканчивая результатами, которые достигли).
Если вы хотите дополнить этот материал предметными знаниями в удобной и красочной форме, можете скачать файлы в формате PDF, прикрепленные ниже.
Источник: rosuchebnik.ru
Как организовать проектную деятельность в начальной школе? Советы эксперта
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая
Как делать проекты, от которых в восторге будут и ученики, и учителя? Какова роль учителя в этом процессе? Какие типы проектов подойдут для «началки»?. Отвечаем на эти вопросы вместе с экспертом курса Учи.ру «Проекты в начальной школе» кандидатом педагогических наук, старшим преподавателем кафедры начального образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Юнонной Архиповой.
Что такое проектная деятельность
В педагогической теории это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, которая имеет общую цель, методы, способы и направлена на достижение общего результата.
Несмотря на такое скучное определение, сама работа над проектами куда более увлекательна. Она формирует необходимые исследовательские и практические навыки: дети учатся решать важную для себя проблему, выполняя определенные шаги, а на выходе получают конкретный продукт.
Чем отличается от творчества
Творчество — это создание нового. В этом смысле оно, конечно, связано с проектной деятельностью. Но чтобы творчество «превратилось» в проект, необходимо:
- определить цель;
- четко представлять себе результат, который мы хотим получить;
- проработать этапы реализации замысла;
- выделить определенное количество времени на эту деятельность.
Например, спонтанное создание уникальной открытки на 8 марта — это творческая деятельность ученика. А создание 20 праздничных открыток к Дню учителя за неделю — проектная.
Чем отличается от исследования
Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, лично или социально значимой проблемы. Это отличает его от исследования.
Исследователь ищет ответы на вопросы: Из чего состоит объект? Какие его свойства? Откуда он взялся? Каково его место в общей картине мира? Результатом исследования становятся новые знания.
Исследование может быть частью проектной деятельности. Например, ученик найдет информацию, как гусеница превращается в бабочку — это будет исследовательской работой. А затем на основе новых знаний выполнит проект — вырастит бабочку из гусеницы в домашних условиях.
Какие типы проектов можно реализовать в начальной школе
Творческий
Результат проекта — творческий продукт.
Например, дети могут создать пригласительные билеты для новогоднего праздника. В этом случае проблема проекта такова: как создать понятное и привлекательное приглашение, какой придумать текст и как расположить его. Цель — разработать макет пригласительного билета, который содержит полную информацию о празднике.
Информационный
Результат проекта — база знаний.
Учителю иногда приходится решать профориентационные задачи в начальной школе — например, рассказывать о разных профессиях. Для этого можно реализовать проект «Что мы знаем о профессиях своих родителей», цель которого — составить картотеку профессий, в которых работают родители учеников класса.
Исследовательский
Результат проекта — выводы, полученные в ходе исследования.
На «Окружающем мире» дети часто проводят микроисследования, это можно сделать и в рамках других учебных предметов. Например, обратить внимание школьников на поговорки и пословицы и поставить такую проблему: какое место занимают пословицы в жизни современного человека? Вместе с учениками сформулируем гипотезу: большинство пословиц и поговорок играют важную роль в жизни современного человека. Целью проекта станет подтверждение или опровержение гипотезы.
Из каких этапов состоит проектная деятельность
Чтобы создать проект, нужно определить проблему, найти способы ее решения, применить их и подвести итоги.
1. Определение проблемы
Окружающий мир состоит из сплошных тайн: почему в холодильнике холодно, как работают поезда, что такое лодка-дом. Далеко не обо всем можно узнать из учебников — о многом приходится размышлять.
В начале проекта нужно определить проблему. Хорошо, если это будет вопрос, который занимает самих школьников и основан на противоречии между тем, что существует реально, и представлении о том, что хочется получить. Например:
Вода — замечательное явление природы! Почему ее рисуют художники, почему о ней пишут поэты? Почему звери, птицы и растения, как и люди, погибают без нее? Проблема: как узнать больше о воде.
2. Поиск способов решения проблемы
Цель отвечает на вопрос «Что должно быть изменено в реальной ситуации, чтобы она совпала с идеальной». От цели проекта зависит, каким путем идти в решении проблемы, а также каким будет вид проекта и его продукт.
В информационном проекте ученики собирают и анализируют информацию об объекте или явлении и в итоге создают книгу, газету или картотеку.
В исследовательском проекте школьники определяют методы исследования, выдвигают гипотезу, анализируют результаты. Итогом проекта может стать письменное сообщение — например, об играх, в которые играют на переменах ученики начальной школы.
В творческом проекте дети учатся решать нетиповые задачи, развивают художественные способности. В итоге они создают поделки, ставят спектакль, проводят конкурсы.
3. Подведение итогов
Важный этап работы над проектом — презентация его перед другими учениками и учителем. При подготовке к выступлению нужно учитывать интересы аудитории — что ей будет интересно узнать, посмотреть. Перед подготовкой презентации ученик должен ответить на вопросы: «Зачем я рассказываю о проекте?», «Для кого я это делаю?», «Что мне для этого необходимо?». Важно, чтобы школьники готовили презентацию заранее: писали текст, создавали презентации, определяли, какое оборудование им понадобится.
Но подведение итогов — это еще и возможность каждому ученику оценить свою работу и свои личные достижения. На этом этапе школьник делает вывод о результатах работы: решена ли проблема, достигнута ли цель. Учителю важно задавать ребятам вопросы о том, что получилось и не получилось при реализации проекта, как они работали, смог ли каждый проявить себя. Эти вопросы помогут ученикам оценить свои силы и без страха и сомнений приступить к следующему проекту.
Как организовать проектную деятельность в начальной школе
Поддерживать самостоятельность учеников. Проекты помогают школьникам проявлять свои исследовательские качества: им приходится предлагать идеи, высказывать свое отношение к проблеме, оценивать предложения одноклассников. Учителю важно поддерживать активность учеников, даже если идеи пока сложны в реализации. Не стоит давить авторитетом — нужно задавать правильные вопросы, чтобы школьники поняли, получится ли у них реализовать проект, так как они задумали.
Не забывать о социальной и личной значимости проекта. Важно, чтобы проект не превращался в формальность. Ученикам важно работать, хорошо представляя себе «заказчиков» — тех, на кого ориентирован проект: создавать стенгазету, которую прочитают ребята из других классов, придумывать концерт для ветеранов.
Также важно, чтобы проект стал личностно значимым для каждого ученика, вызывал эмоции. Дети могут понимать, что концерт нужен ветеранам, но быть к нему равнодушными. Тогда стоит обсуждать значимость проекта, чтобы школьники «зажглись» и не потеряли интерес в процессе работы.
Обсуждать проект всем классом. Если учитель ведет диалог только с несколькими учениками, то проектная деятельность теряет смысл. Если время или количество детей не позволяет услышать каждого, делите класс на микрогруппы. Но важно уделять внимание каждой группе, чтобы контролировать степень участия каждого ученика и у всех ли есть возможность высказаться.
Что почитать по теме
- Александр Горячев. Все узнаю, все смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2–4 классы).
Рассказывает учителям и родителям об основах проектной деятельности в начальной школе. Помогает выстроить все этапы и получить желаемый продукт.
- Катерина Поливанова. Проектная деятельность школьников.
Автор рассказывает учителям, как организовать проектную деятельность в классах, опираясь на ФГОС. В книге описана структура проектной деятельности и подробно раскрыты этапы.
- Нинель Пахомова. Проектная деятельность (серия книг).
Серия разбита на классы: от второго до четвертого. Учителям-предметникам объясняют, как выстроить работу над проектом. К каждой книге в комплекте идет рабочая тетрадь, чтобы применять все знания на практике с учениками
- Курс »Проектная деятельность» на Учи.ру.
Бесплатный курс, рассчитанный на четыре недели обучения. Проходит в дистанционном формате. За время обучения учителям объяснят и покажут на примерах, как разработать проекты по школьной программе по русскому языку, математике и окружающему миру. Начать можно в любое время: нужно зарегистрироваться на сайте и начать прохождение. Все материалы останутся навсегда, а еще по итогам каждого модуля можно получить сертификат от Учи.ру.
Материалы по теме:
- Александра Теплицкая: «Если в школе проектируют, значит в ней есть жизнь»
- Зачем нужны проекты на удаленке
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Партнерский материал
Подписаться на «Учи.ру»
Источник: pedsovet.org
Школьный проект — стоит ли так сильно пугаться? Как писать школьные проекты
Каждый из родителей школьников может вспомнить тот момент, когда на родительском собрании классный руководитель с видом доброго волшебника, который сейчас вручит самый долгожданный подарок на Земле, объявляет: «а еще в этом году наши дети пишут ПРОЕКТ». Глаза от ПРОЕКТА у родителей начинают дергаться на разных стадиях: у кого-то сразу на этом же собрании (это опытные, они уже проекты писали), у кого-то на этапе выбора темы (правда же, непростой выбор — что лучше во втором классе: квантовая физика или эмпирическое исследование кратера вулкана), у самых стойких – перед защитой (сделать презентацию, выучить защитное слово и доклеить модель вселенной в логарифмическом масштабе).
Сразу скажем. Проект в школе обязателен только один раз – в зависимости от школы — в 9 или 10 классе. Все остальное – только по желанию. Поэтому далее повествование для тех, у кого это желание есть или же есть намерение понять, что такое научные проекты в школе и как они могут пригодиться.
Для чего это надо?
Проектная деятельность постепенно становится тем же путем в ВУЗ, что и Олимпиады. Пока что проекты дают только дополнительные баллы в индивидуальные достижения, но существует мнение, что через некоторое время они, наряду с Олимпиадами, станут путем поступления в ВУЗы без вступительных испытаний. Это первый бонус, но не единственный, ведь не поступлением единым живет школьник. Проектная деятельность дает возможности разнообразить школьные будни, получать приятные призы и даже отправиться в путешествие.
Можно участвовать прямо сейчас (и каждый год)
1. Например, прямо сейчас проходит регистрация на конкурс от российского движения школьников «Space π. Открытый космос. 3.0» https://рдш.рф/competition/2846 Участвовать могут школьники от 8 до 18, тема космос, призы от РДШ. 2. Или конкурс «Большие вызовы» https://konkurs.sochisirius.ru Участвуют школьники 7 – 11 классов. Главный приз – проектная смена в «Сириусе». Поверьте тем, кто на нее съездил, это незабываемо. 3. И, конечно же, нельзя не вспомнить про наш, екатеринбургский конкурс «Семихатовские чтения» от НПО Автоматики https://vk.com/semikhatovskie (Это ссылка на прошлогодние «чтения», регистрация на новые начнётся в феврале 2023 г.) А пока можно писать проект и почитать документы: https://vk.com/docs-137350751 Главный приз в секции (т.е. в одном из тематических направлений) – поездка на Байконур, 2 место — 20 000 р. , 3 место — 10 000 р.
Как написать проект?
Если все вышеперечисленное вас немного заинтересовало, то продолжим и дадим несколько советов по самим проектам.
В каком классе можно начинать писать школьные проекты?
Да хоть во втором. Это как с Олимпиадами – чем раньше ребенок вовлекается в процесс, тем выше будет результат в 6 – 7 классах, когда можно начинать бороться за интересные призы.
Тема – половина успеха
Во-первых, тема должна быть не только интересна ребенку, но и знакома. Например, ходит сын на робототехнику, значит, пишем про робототехнику. Чем не тема: «Создаем первого робота». А дочь занимается танцами, вот и отличный проект получится: «Танцы в моей жизни: хобби или профессия?». Во-вторых, тема должна соответствовать возрасту.
Когда на Дне науки в третьем классе слышишь название проекта «Большой адронный коллайдер: принципы работы и предложения по его модернизации», то становится жалко всех: от родителей, которые этот проект выстрадали, до ребенка, который в своей защите половины слов просто не может выговорить. Вполне вероятно, что на фоне коллайдеров, а их на этапе начальной школы будет много, ваш проект про танцы и не выиграет. Но цель проектной деятельности в начальной школе совсем другая: научить писать проекты правильно и не отбить желание. Выигрывать будет потом.
Структура проекта – без нее никуда
Вот это как раз то, чему приходится учить детей родителям самостоятельно. Потому что в школах редко, кто из учителей этим занимается, нет у них на это времени и говоря откровенно, умений. Все проекты строятся по четкой схеме. По ней они проходят первый, формальный отбор на конкурсах.
Выглядит эта структура на первый взгляд страшно, но на деле все оказывается гораздо проще. И, самое главное, если в началке вы научите ребенка этой структуре, к среднему звену он будет писать сильные проекты абсолютно самостоятельно.
Введение – без валерьянки не разобраться
- Узнать, что такое «лизун»: кто и как его придумал
- Узнать из чего состоит лизун.
- Приготовить в домашних условиях лизуна
Источник: www.u-mama.ru
Что такое проект в школе: работа над ученическим проектом от А до Я
Что такое проект в школе? Это метод, который включает в себя исследовательские, проблемные и творческие подходы. Он способствует всестороннему развитию ребёнка, учит самостоятельно работать с информацией, уметь правильно выбирать главное, отсеивать второстепенное, анализировать и делать выводы. Всё это очень важно знать и уметь применять в жизни.
Определение проекта в школе
Профессор Е.С. Полат под методом проектов рассматривает способ достижения познавательной цели через детальное изучение проблемы (технологию), которая в итоге будет иметь реальный, практический, соответствующе оформленный результат.
По его мнению, это также совокупность приёмов, действий проектантов в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, которая имеет особое значение для всех участников процесса и должна быть выражена в виде определённого продукта.
Американские педагоги В. Килпатрик и Ф. Паркер сформулировали своё определение: проект – это акт практической деятельности, в основу которого положен целевой интерес ребенка, последовательное решение учениками жизненных ситуаций и проблем.
Таким образом, работа над проектом – это практика личностно ориентированного обучения в процессе конкретной работы ученика, на основе его свободного выбора, с учетом его интересов.
История возникновения
Школьные проекты появились в США
Дж. Дьюи выделил основные концептуальные особенности проекта:
- проектант самостоятельно принимает решения в повседневных вопросах через практическую деятельность;
- участник проекта развивает творческие способности благодаря коллективной деятельности;
- каждый участник имеет личную заинтересованность в результате работы.
В 1905 году группой русских учёных под руководством С. Шацкого было проведено исследование активного внедрения в педагогический процесс проектных технологий. Немного позже, в конце 30-х годов, эту методику признали «непедагогичной».
В Советском Союзе проектная деятельность не бралась во внимание во время учебного процесса, но иногда использовалась во внеклассной работе, либо в виде ученических рефератов. Таким образом, метод проектов имеет довольно долгую историю и большое количество наработок как русских, так и иностранных учёных.
Виды школьных проектов
Существует множество разнообразных классификаций проектов. Большинство учёных разделяют школьные проекты по форме проведения, по продолжительности, по дисциплинам, по основной деятельности.
По форме проведения:
- групповой;
- индивидуальный.
- мини-проект (урок или часть урока);
- краткосрочный (4-6 уроков);
- недельный (30-40 часов);
- долгосрочный (годичный).
- монопредметный (в пределах изучения одной дисциплины);
- междисциплинарный (интеграция разных дисциплин, их логическое совмещение).
По основной деятельности:
- исследовательские;
- поисковые, творческие;
- информационные;
- ознакомительно-ориентировочные проекты.
Исследовательский проект наиболее приближён к научному исследованию. Его цель – найти наиболее правильное решение поставленной проблемы, обосновать её актуальность, чётко и лаконично обозначить цель, основные задания, предмет и объект исследования, выбрать наиболее подходящие методы исследования, варианты решения проблемы, доказать и оформить полученные результаты.
Исследовательские проекты можно проводить как во время уроков, так и во внеклассной работе. К ним относится проведение социологических исследований, актуальных и интересных для населения, нахождение наиболее эффективных вариантов решения экологических проблем своего города, изучение традиций своего народа.
Творческие проекты интересны тем, что проектанты имеют неограниченные возможности для его реализации. Дидактическая цель творческого проекта – научить детей неординарно подходить к решению поставленного задания, выполняя задачи. Конечным продуктом такого проекта могут стать проведение праздника, выпуск газеты, организация выставки, монтирование видеофильма.
Информационный проект характеризуется наибольшей степенью точности, логичности. Он направлен на изучение и анализ сведений об определенном объекте или явлении с целью обобщения и представления информации широкой аудитории. Результатом работы в этом виде деятельности будут научно-популярные статьи, схемы, алгоритмы, доклады, карты местности, сообщения, сценарные модели.
Ознакомительно-ориентировочные проекты сосредоточены на изучении социальных вопросов, интересующих собственно участников проекта. Продукт, полученный в результате деятельности, может быть использован в повседневной жизни класса, школы, города, страны.
Как видим, в основе классификаций проектов лежат совершенно разные принципы, что позволяет всесторонне изучить данный вопрос.
Этапы работы: от выбора темы до презентации
Работа над проектом состоит из трёх основных этапов:
I этап – подготовительный. На первом этапе участники выбирают тему, обосновывают её актуальность, формулируют проблему своего исследования. Нет проблемы – нет проекта.
II этап – основной. Непосредственная реализация проекта:
- формирование групп, выбор тем исследований;
- планирование работы, распределение обязанностей;
- выбор основных источников информации, самостоятельная поисковая работа проектантов;
- работа членов группы над реализацией проекта, выбор наиболее результативных способов презентации готового продукта. Определение основных критериев оценивания учеников.
III этап – заключительный. Защита проектов, рефлексия.
Условно работу над реализацией проекта можно назвать «5 П»:
- Проблема.
- Планирование.
- Поиск.
- Презентация.
- Продукт.
Таким образом, работа над проектом должна быть чётко структурирована, логично продумана и поэтапно реализована.
Что такое индивидуальный проект
По форме проведения проекты бывают индивидуальные и групповые. Вид каждого зависит от количества его участников.
Особенность индивидуального проекта заключается в том, что работа полностью выполняется одним участником в соответствии с его знаниями, желаниями, потребностями, творческим видением. Ученик свободен в выборе основных принципов и методов решения поставленной проблемы.
Ребёнок использует индивидуальные тип и стиль работы, активно формируются навыки самообучения, способности к самостоятельной
исследовательской работе, а также ответственность, поскольку выполнения проекта зависит исключительно от одного ученика.
Ученик приобретает опыт выполнения всех этапов проекта – от рождения замысла до конечной рефлексии. Знания, полученные в этих условиях, отличаются большей обоснованностью, их положение лучше аргументированы.
Принципиальное отличие индивидуального образовательного проекта – это свобода. Проектанту предоставляется возможность самостоятельно
заниматься проблемой, которая заинтересовала его, поэтому он пытается справиться с трудностями, возникающими в процессе работы над проектом.
Важным является тот факт, что из индивидуальных проектов начинается знакомство с методом проектов в классе: на одном из уроков в начале года ученикам необходимо рассказать о методе проектов, о том, что такое проект, какие существуют виды проектов, каким образом возможно представить результат работы над проектом, и предоставить возможность сделать творческий проект.
Групповые проекты
Групповые проекты также имеют свои преимущества. Во время выполнения таких проектов формируются умение достигать общей цели, понимать партнера, осознавать свою роль в группе, решать противоречия внутри мини-коллектива, договариваться с другими и отстаивать собственное мнение.
Группы самостоятельно определяют, над какой темой они будут работать. Каждая творческая группа получает карточки, где представлена необходимая информация, определенная проблема и основные вопросы к теме.
Члены группы самостоятельно распределяют задачи, определяют, что будет конечным продуктом проекта. Складывается график консультаций с учителем, который выполняет координирующую роль, направляет работу группы.
Создается ситуация успеха, что способствует формированию желания работать дальше. Таким образом, именно групповые проекты учат детей работать единой сплочённой командой, поддерживать друг друга и во всём помогать.
Как правильно оформить проект
Проектная деятельность сопровождается оформлением документации, которая является обязательной составляющей. Она условно называется «Паспорт проекта». Основные составляющие Паспорта проекта:
Источник: vyuchit.work