Проект учебной программы это

В 2020/21 учебном году во всех школах страны появится обязательный курс, предусмотренный ФГОС среднего общего образования, — индивидуальный проект. Ведущий методист Центра методической поддержки педагогов и образовательных организаций издательства «Просвещение» Олег Литвинов рассказал на вебинаре о его особенностях и представил учебное пособие, с помощью которого его можно преподавать.

Индивидуальный проект — это отдельный курс, который в соответствии с ФГОС среднего общего образования изучается в 10-11 классах. В следующем учебном году на ФГОС переходят 10-е классы по всей стране, так что этот курс становится обязательным. Одновременно в понятие «индивидуальный проект» включается самостоятельная работа ученика — проект или исследование, который он выполняет в течение двух лет и затем представляет на защиту.

О том, что индивидуальный проект появится в школьной программе, было известно еще в 2012 году, когда утверждался ФГОС среднего общего образования. «Учительская газета» писала, что он должен стать вершиной всего обучения в школе. Выполняя индивидуальный проект, учащийся демонстрирует предметные знания и сформированные навыки анализа, постановки задач, работы с информацией. Уже тогда началась разработка нормативной базы для преподавания нового предмета.

Структура образовательной программы

Индивидуальный проект должен отвечать интересам и образовательным потребностям каждого конкретного учащегося. Это означает, что школа должна предложить старшеклассникам широкий перечень тем проектов, обеспечить их тьюторским сопровождением и ресурсной базой. Проект может быть профориентационным и выполняться в рамках практически любого профиля — технологического, гуманитарного, социально-экономического и других. Школа может организовать преподавание нового предмета силами учителей, а может привлечь социальных партнеров — организации профессионального и дополнительного образования, в том числе кванториумы, научные институты, предприятия из сферы бизнеса.

Основа нормативной базы для введения нового предмета — это, прежде всего, ФГОС (его обновленная версия должна появиться до сентября) и примерная основная образовательная программа. Предмет вводится локальным актом образовательной организации. Важно, что если в основной школе ученики выполняют проекты и исследования, опираясь на учебные предметы, то в старшей школе проекты и исследования становятся межпредметными и полидисциплинарными. Старшеклассник самостоятельно формулирует предпроектную идею, ставит цели, описывает ресурсы, определяет критерии успешности проекта. Презентацию результатов можно проводить не только в школе, но и в том социально-культурном пространстве, где проект разворачивается, — например, в сообществе деловых людей.

Защита проекта проходит в два этапа. В самом начале нужно защитить тему — проектную идею, а в конце — реализованный проект. На защите темы нужно обсудить ее актуальность, положительные эффекты и возможные риски реализации, материальные и нематериальные ресурсы и другое. На этом этапе возможна корректировка темы, чтобы проект действительно стал реализуемым.

Разработка основной образовательной программы начального общего образования на основании ФГОС и ФОП

Ребенок может подойти к выбору темы формально, — например, проект под названием «Борьба с алкоголизмом» не имеет смысла. Другое дело, если тема конкретизируется, бороться с алкоголизмом предлагается в рамках конкретной общности, и автор проекта может объяснить, зачем это нужно.

Поскольку в одном классе дети могут выбирать проекты самой разной тематики — как технической, так и гуманитарной, то общие принципы их выполнения учитель может объяснять всему классу одновременно. Если же поток разделен на профили, то индивидуальному проекту можно уделить внимание в рамках профильного предмета. На это выделяется 70 часов в течение двух лет. Вести курс «Индивидуальный проект» может любой учитель. Предполагается, что у каждого выпускника школы в аттестате будет стоять оценка за индивидуальный проект и указана его тематика.

Поскольку курс «Индивидуальный проект» — новый, по нему практически нет методических материалов. Исключение — учебное пособие «Индивидуальный проект. 10-11 классы», выпущенное издательством «Просвещение» в серии «Профильная школа». К нему прилагается примерная рабочая программа.

Читайте также:
Программа которая угадывает людей

В пособии курс разделен на 8 модулей:

  • культура исследования и проектирования;
  • самоопределение;
  • замысел проекта;
  • условия реализации проекта;
  • трудности реализации проекта;
  • предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ;
  • дополнительные возможности улучшения проекта;
  • презентация и защита индивидуального проекта.

В пособии приводятся примеры исторических и современных проектов, один из которых — строительство Крымского моста.

Источник: prosv.ru

Понятие «проектирование», особенности и принципы педагогического проектирования

Н.В. Соловова – доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики профессионального образования, начальник учебно-методического управления ФГБОУ ВПО «Самарский государственный университет»

Проектирование образовательных программ в вузе: учебно-методическое пособие. Калининград: БФУ им. И.Канта, 2015. – 96 с.

В пособии рассмотрены основные этапы и принципы проектирования образовательных программ в вузе. Подробно описаны особенности разработки учебно-методических материалов, входящих в состав образовательной программы. Представлен обзор наиболее современных интерактивных технологий и способов оценки результатов их применения в образовательном процессе вуза.

Пособие предназначено для изучения студентами, магистрантами и молодыми преподавателями, может быть полезно руководителям образовательных программ.

Сокращения

ОП – образовательная программа

ООП – основная образовательная программа

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт

ФОС – фонды оценочных средств

ВПО – высшее профессиональное образование

СПО — среднее профессиональное образование

ВО – высшее образование

ЗЕ – зачетная единица

ЗУН – знания, умения и навыки

УД – учебная дисциплина

Содержание

1. Основы построения образовательных программ в вузе
1.1. Понятие «проектирование», особенности и принципы педагогического проектирования
1.2.Образовательная программа в вузе. Классификация образовательных программ
1.3. Этапы проектирования образовательных программ
2. Проектирование содержания образовательной программы
2.1. Структура образовательной программы
2.2.Разработка учебного плана ОП. Модульное построение ОП
2.3 Проектирование и разработка учебно-методических материалов образовательной программы: 2.3.1 Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) 2.3.2. Разработка фондов оценочных средств 2.3.3.Разработка паспорта компетенций 2.3.4. Разработка программ практик 2.3.5 Балльно-рейтинговая оценка учебных достижений
3. Разработка практико-ориентированных образовательных программ бакалавриата
4. Особенности разработки образовательных программ магистратуры
5. Технологии реализации интерактивности образовательного процесса в вузе 5.1. Интерактивные формы лекционных и практических занятий 5.2. Индивидуально-ориентированные типы организации учебной деятельности обучающихся: кейс-технологии, технологии проекта, технология портфолио.

ОСНОВЫПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ В ВУЗЕ

Понятие «проектирование», особенности и принципы педагогического проектирования

На сегодняшний день существуют различные формулировки понятия «проектирование», однозначного определения нет, это связано с тем, что оно пришло в педагогическую науку из социологии. Именно поэтому, на наш взгляд для того, чтобы спроектировать образовательную программу в вузе целесообразно рассмотреть некоторые подходы к данному понятию наиболее «применимые» для образовательной среды вуза.

Проектирование (от лат.projectus — «брошенный вперед») — тесно связанная с наукой и инженерией деятельность по созданию проекта, созданию образа будущего предполагаемого явления. Как известно, большинство продуктов человеческого труда производится посредством их предварительного проектирования. В этом контексте проектирование – это процесс создания проекта, т.е. прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, предшествующих воплощению задуманного в реальном продукте [1].

Проектирование есть идеальное либо практическое преобразование объекта, ситуации, деятельности в соответствии с поставленной проектировщиком целью посредством разработанной системы технологических инструментов, обеспечивающее «режим развития» объекта [2].

Методологической основой проектирования образовательных программ стали труды таких исследователей как: И.А.Колесниковой [1], С.Н. Северина [2], Н. В. Бордовской [3], А.В. Сластенина [4], С.И Архангельского [5], П.И. Пидкасистого [6], М.П. Сибирской [7] и др.

Проектирование образовательных программ относится к тому виду проектирования, как гуманитарное (педагогическое), а это — «технология осуществления преобразований в том случае, когда результат проектного решения наперед неизвестен, технология, реализация которой обеспечивает развитие» [8].

Педагогическое проектирование — это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности обучающихся и педагогов [9].

Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой, чем организаторская, гностическая (поиск содержания, ме­тодов и средств взаимодействия с учащимся) или коммуникативная. Педагогичес­кое проектирование, если оно профессионально, всегда связано со стрем­лением педагога организовать для своих учащихся такую среду обучения и внеучебной деятельности, в которой они полнее раскрывали бы свой внутренний мир, были бы свободны, достигали успеха и чувствовали себя комфортно [10].

Читайте также:
Ниже приведена программа записанная на двух языках программирования было проведено 10 запусков

Педагогическое проектирование есть вид системной наукоемкой образовательной деятельности, направленной на создание инновационных моделей педагогического процесса, реализация которых обеспечит более высокий уровень его качества (высокая корреляция «цель-результат») и эффективности (оптимальность ресурсозатрат) [2].

Так как, сегодня образовательный процесс в вузе это не «научение» студента, а совместная деятельность преподавателя и обучающегося, то и процесс проектирования образовательной программы в вузе приобретает «партнерский» характер. Исходя их этих позиций проектирование образовательной программы в вузе — это процесс совместной деятельности по созданию модели образовательного процесса, обеспечивающей индивидуальную траекторию обучения с целью приобретения и формирования компетенций в конкретной области знаний, науки и техники.

Основополагающими позициями в любой системе являются принципы ее создания или построения. Подходов к обозначению принципов проектирования педагогической системы существуют много, начиная от проблемного и заканчивая личностно-центрированным, данные подходы определяют иногда совершенно разные классификации принципов проектирования. Так под принципами проектной деятельности исследователи понимают общие регулятивы, нормирующие деятельность, объективно обусловленные природой проектирования и тем самым определяющие принадлежность тех или иных действий педагога к проектной сфере. К таким принципам относятся: прогностичности, пошаговости, нормирования, обратной связи, продуктивности, культурной аналогии, саморазвития[1].

Другая классификация принципов проектирования определяет только два основных. Принцип человеческих приоритетов как принцип ориентации на человека — участника подсистем, процессов или ситуаций. Принцип саморазвития проектируемых систем, процессов, ситуаций, который означает создание их динамичными, гибкими, способными по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению[11].

Анализируя существующие принципы и систематизируя информацию об их содержании можно выделить следующие принципы проектирования образовательной программы в вузе.

Принцип прогностичности, предполагающий ориентацию на будущее, в данном конкретном случае, на будущую профессиональную деятельность выпускника. Данный принцип реализуется только при условии обеспечения непрерывности работы социальной системы: «обучающийся — вуз – работодатель».

Принцип четкого моделирования образовательной программы, означающий построения модели профессиональной подготовки, включающей: сформированные компетенции, результаты освоения программы, результаты обучения.

Принцип интеграции содержания обучения и целостной модели деятельности выпускника обеспечивается возможностью выбора обучающимся индивидуальной траектории обучения, основанной на научно-инновационном потенциале образовательной программы в целом.

Принцип стимулирования самообразовательной деятельности обучающихся (дуальность получения учебной, научно-технической и другой информации, направленная на развитие опыта самообразовательной деятельности).

Принцип последовательного внедрения инноваций, предполагающий целенаправленную и поэтапную модернизацию образовательного процесса с учетом нововведений и уже «имеющегося» положительного опыта реализации программы.

Принцип устойчивости реализации образовательной программы, предусматривающий систему корректирующих воздействий всеми участниками образовательного процесса, которые в случае отклонения результатов от целей обучения уменьшают это отклонение путем корректировки содержания обучения, доработки управленческих решений, их оперативности, обеспечения четкой согласованности взаимодействий субъектов образовательного процесса.

В качестве основных источников (объектов рефлексии) проектирования образовательной программы выступают:

— образовательные стандарты, учебные планы по направлениям и специальностям, программы дисциплин(модулей);

— философские концепции, аксиологическая, философская, антропологическая проблематика в целом;

— результаты специально-научных исследований (например, в педагогике, психологии, социологии, культурологии и т.п.);

— системное антропологическое научное знание;

— учебно-методические продукты (пособия, учебники);

— результаты психолого-педагогической диагностики целевой группы;

— результаты рефлексии собственного профессионального опыта и др. [2]

Проектирование образовательной программы как целостной системы может осуществляться на различных уровнях, так для примера приведем уровни, выделенные автором: теоретический (теоретическая (концептуальная) модель процесса), содержательно-нормативный (образовательный стандарт, учебный план), содержательно-процессуальный (учебная программа дисциплины, модуля), методический (методическая система, методики обучения, воспитания), дисциплинарно-методический (методики обучения учебным дисциплинам), локально-методический (инновационная модель учебного занятия в рамках методической системы) [7].

Таким образом, сущность категориального аппарата предоставляет возможность для «старта» проектирования образовательной программы: определения целей и результатов образовательной программы, разработки ее сущности с учетом определенных «рамок» (принципов) проектирования.

Источник: poisk-ru.ru

Проектирование образовательной программы кратко

Гост

Проектирование образовательного процесса: понятие и значение

Проектирование образовательного процесса – это составление плана работы педагога на ближайшую перспективу с определением целевого назначения учебно-воспитательной работы, ее итогов, необходимых преобразований учащихся, которых требуется достичь, методов и технологий работы в течение определенного временного промежутка реализации педагогической деятельности.

Читайте также:
Составить программу которая печатает таблицу умножения и сложения натуральных чисел в десятичной

Проектирование создает особый продукт – проект, отражающий динамику и ход будущего процесса обучения и воспитания.

Проектирование производится при планировании учебно-воспитательной работы в целом и отдельного учебного занятия, в частности.

Составление проекта учебной деятельности означает:

  1. Постановку целей и задач педагогической деятельности, которые необходимо решить на конкретном этапе реализации учебно-воспитательного процесса. К примеру: развитие навыков чтения, письменной речи, решения математических задач.
  2. Отбор учебного материала для работы. Педагог планирует какую учебную литературу будет использовать в обучении, выбирает дополнительные наглядные или иные пособия.
  3. Выбор методических средств и приемов работы, организации системы взаимоотношений и взаимодействия между педагогом и учащимися.
  4. Составление прогнозов учебной работы детей. Педагог делал прогнозы на основе возрастной специфики развития ребенка, особенностей учебной дисциплины, которая изучается и принимаемых мер, по формированию действий учащихся.

Основные требования ФГОС к проектированию образовательного процесса

Федеральные образовательные стандарты (ФГОС) содержат информацию об организации педагогического процесса и создании учебно-воспитательной среды в образовательном заведении, определяют порядок организации педагогической работы и построения учебно-воспитательного процесса.

Готовые работы на аналогичную тему

Стандарты затрагивают всех участников образовательного процесса: педагогов, учащихся, их родителей.

ФГОС включает в свой состав три основные группы требований:

  1. Требования, предъявляемые к итогам освоения образовательной программы начального обучения.
  2. Требования, предъявляемые к итогам освоения программы средней образовательной школы.
  3. Требования, предъявляемые к итогам освоения учащимися программы общего образования старшей школы.

ФГОС общего образования имеют свои особенности и требования, предъявляемые к каждому уровню обучения и реализации педагогического процесса и его итогам на этих уровнях.

Федеральные стандарты базируются на системно-деятельностном подходе в организации своих требований, предъявляют определенные требования к освоению учащимися образовательных программ на разных уровнях обучения и формированию соответствующих учебных компетенций.

Требования ФГОС к проектированию образовательного процесса сводятся к развитию у учащихся универсальных учебных действий различного характера: личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных. Их развитие должно быть учтено при проектировании образовательного процесса в обязательном порядке.

Разработка образовательной программы относится к компетенции самого образовательного учреждения. Она должна проектироваться с учетом требований ФГОС и не противоречить законодательству РФ в области образования, а также общей образовательной программе, утвержденной Министерством образования.

Требованиями ФГОС определяются основные разделы образовательной программы, которые должны быть отражены при ее проектировании:

Технологическая карта, как инструмент проектирования образовательной программы

Проектирование образовательной программы осуществляется на основе применения технологической карты.

Технологическая карта – это инструмент представления технологического процесса осуществления педагогической деятельности, выступающий в виде документации, отражающей полноценный процесс изучения конкретной учебной дисциплины или курса, технологические режимы, временные рамки и материалы, используемые в ходе изучения.

Технологическая карта может составляться по образовательному процессу в целом, например, за год, полугодие, четверть или по отдельному уроку.

Технологическая карта урока – это планирование сценария проведения учебного занятия, с выбором различных средств и методов ее организации и построения системы взаимодействия между педагогом и учащимися.

Технологическая карта является самым продуктивным инструментом проектирования образовательного процесса. Она позволяет связать основные параметры образовательного процесса: целевое назначение образования, диагностические мероприятия, инструментарий, систему коррекции и логическую структуру действий.

Использование технологической карты способствует переводу педагогического мышления на новый уровень, который открывает для педагога возможности более точного прогнозирования реализации учебно-воспитательной работы, открывает видение педагогом основных элементов проектируемого образовательного процесса и возможности использования наиболее оптимальных средств и инструментария для их описания и составления прогнозов развития.

  • Основное и дополнительное сырье хлебопекарного производства кратко
  • Претензия в детский сад о травме ребенка образец заявления
  • Современное информационное пространство кратко
  • Зарубежные образовательные системы и направления их реформирования кратко
  • Жалоба в сэс на детский сад образец

Источник: obrazovanie-gid.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru