В 2020/21 учебном году во всех школах страны появится обязательный курс, предусмотренный ФГОС среднего общего образования, — индивидуальный проект. Ведущий методист Центра методической поддержки педагогов и образовательных организаций издательства «Просвещение» Олег Литвинов рассказал на вебинаре о его особенностях и представил учебное пособие, с помощью которого его можно преподавать.
Индивидуальный проект — это отдельный курс, который в соответствии с ФГОС среднего общего образования изучается в 10-11 классах. В следующем учебном году на ФГОС переходят 10-е классы по всей стране, так что этот курс становится обязательным. Одновременно в понятие «индивидуальный проект» включается самостоятельная работа ученика — проект или исследование, который он выполняет в течение двух лет и затем представляет на защиту.
О том, что индивидуальный проект появится в школьной программе, было известно еще в 2012 году, когда утверждался ФГОС среднего общего образования. «Учительская газета» писала, что он должен стать вершиной всего обучения в школе. Выполняя индивидуальный проект, учащийся демонстрирует предметные знания и сформированные навыки анализа, постановки задач, работы с информацией. Уже тогда началась разработка нормативной базы для преподавания нового предмета.
Структура образовательной программы
Индивидуальный проект должен отвечать интересам и образовательным потребностям каждого конкретного учащегося. Это означает, что школа должна предложить старшеклассникам широкий перечень тем проектов, обеспечить их тьюторским сопровождением и ресурсной базой. Проект может быть профориентационным и выполняться в рамках практически любого профиля — технологического, гуманитарного, социально-экономического и других. Школа может организовать преподавание нового предмета силами учителей, а может привлечь социальных партнеров — организации профессионального и дополнительного образования, в том числе кванториумы, научные институты, предприятия из сферы бизнеса.
Основа нормативной базы для введения нового предмета — это, прежде всего, ФГОС (его обновленная версия должна появиться до сентября) и примерная основная образовательная программа. Предмет вводится локальным актом образовательной организации. Важно, что если в основной школе ученики выполняют проекты и исследования, опираясь на учебные предметы, то в старшей школе проекты и исследования становятся межпредметными и полидисциплинарными. Старшеклассник самостоятельно формулирует предпроектную идею, ставит цели, описывает ресурсы, определяет критерии успешности проекта. Презентацию результатов можно проводить не только в школе, но и в том социально-культурном пространстве, где проект разворачивается, — например, в сообществе деловых людей.
Защита проекта проходит в два этапа. В самом начале нужно защитить тему — проектную идею, а в конце — реализованный проект. На защите темы нужно обсудить ее актуальность, положительные эффекты и возможные риски реализации, материальные и нематериальные ресурсы и другое. На этом этапе возможна корректировка темы, чтобы проект действительно стал реализуемым.
Разработка основной образовательной программы начального общего образования на основании ФГОС и ФОП
Ребенок может подойти к выбору темы формально, — например, проект под названием «Борьба с алкоголизмом» не имеет смысла. Другое дело, если тема конкретизируется, бороться с алкоголизмом предлагается в рамках конкретной общности, и автор проекта может объяснить, зачем это нужно.
Поскольку в одном классе дети могут выбирать проекты самой разной тематики — как технической, так и гуманитарной, то общие принципы их выполнения учитель может объяснять всему классу одновременно. Если же поток разделен на профили, то индивидуальному проекту можно уделить внимание в рамках профильного предмета. На это выделяется 70 часов в течение двух лет. Вести курс «Индивидуальный проект» может любой учитель. Предполагается, что у каждого выпускника школы в аттестате будет стоять оценка за индивидуальный проект и указана его тематика.
Поскольку курс «Индивидуальный проект» — новый, по нему практически нет методических материалов. Исключение — учебное пособие «Индивидуальный проект. 10-11 классы», выпущенное издательством «Просвещение» в серии «Профильная школа». К нему прилагается примерная рабочая программа.
В пособии курс разделен на 8 модулей:
- культура исследования и проектирования;
- самоопределение;
- замысел проекта;
- условия реализации проекта;
- трудности реализации проекта;
- предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ;
- дополнительные возможности улучшения проекта;
- презентация и защита индивидуального проекта.
В пособии приводятся примеры исторических и современных проектов, один из которых — строительство Крымского моста.
Источник: prosv.ru
Понятие «проектирование», особенности и принципы педагогического проектирования
Н.В. Соловова – доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики профессионального образования, начальник учебно-методического управления ФГБОУ ВПО «Самарский государственный университет»
Проектирование образовательных программ в вузе: учебно-методическое пособие. Калининград: БФУ им. И.Канта, 2015. – 96 с.
В пособии рассмотрены основные этапы и принципы проектирования образовательных программ в вузе. Подробно описаны особенности разработки учебно-методических материалов, входящих в состав образовательной программы. Представлен обзор наиболее современных интерактивных технологий и способов оценки результатов их применения в образовательном процессе вуза.
Пособие предназначено для изучения студентами, магистрантами и молодыми преподавателями, может быть полезно руководителям образовательных программ.
Сокращения
ОП – образовательная программа
ООП – основная образовательная программа
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт
ФОС – фонды оценочных средств
ВПО – высшее профессиональное образование
СПО — среднее профессиональное образование
ВО – высшее образование
ЗЕ – зачетная единица
ЗУН – знания, умения и навыки
УД – учебная дисциплина
Содержание
1. Основы построения образовательных программ в вузе |
1.1. Понятие «проектирование», особенности и принципы педагогического проектирования |
1.2.Образовательная программа в вузе. Классификация образовательных программ |
1.3. Этапы проектирования образовательных программ |
2. Проектирование содержания образовательной программы |
2.1. Структура образовательной программы |
2.2.Разработка учебного плана ОП. Модульное построение ОП |
2.3 Проектирование и разработка учебно-методических материалов образовательной программы: 2.3.1 Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) 2.3.2. Разработка фондов оценочных средств 2.3.3.Разработка паспорта компетенций 2.3.4. Разработка программ практик 2.3.5 Балльно-рейтинговая оценка учебных достижений |
3. Разработка практико-ориентированных образовательных программ бакалавриата |
4. Особенности разработки образовательных программ магистратуры |
5. Технологии реализации интерактивности образовательного процесса в вузе 5.1. Интерактивные формы лекционных и практических занятий 5.2. Индивидуально-ориентированные типы организации учебной деятельности обучающихся: кейс-технологии, технологии проекта, технология портфолио. |
ОСНОВЫПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ В ВУЗЕ
Понятие «проектирование», особенности и принципы педагогического проектирования
На сегодняшний день существуют различные формулировки понятия «проектирование», однозначного определения нет, это связано с тем, что оно пришло в педагогическую науку из социологии. Именно поэтому, на наш взгляд для того, чтобы спроектировать образовательную программу в вузе целесообразно рассмотреть некоторые подходы к данному понятию наиболее «применимые» для образовательной среды вуза.
Проектирование (от лат.projectus — «брошенный вперед») — тесно связанная с наукой и инженерией деятельность по созданию проекта, созданию образа будущего предполагаемого явления. Как известно, большинство продуктов человеческого труда производится посредством их предварительного проектирования. В этом контексте проектирование – это процесс создания проекта, т.е. прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, предшествующих воплощению задуманного в реальном продукте [1].
Проектирование есть идеальное либо практическое преобразование объекта, ситуации, деятельности в соответствии с поставленной проектировщиком целью посредством разработанной системы технологических инструментов, обеспечивающее «режим развития» объекта [2].
Методологической основой проектирования образовательных программ стали труды таких исследователей как: И.А.Колесниковой [1], С.Н. Северина [2], Н. В. Бордовской [3], А.В. Сластенина [4], С.И Архангельского [5], П.И. Пидкасистого [6], М.П. Сибирской [7] и др.
Проектирование образовательных программ относится к тому виду проектирования, как гуманитарное (педагогическое), а это — «технология осуществления преобразований в том случае, когда результат проектного решения наперед неизвестен, технология, реализация которой обеспечивает развитие» [8].
Педагогическое проектирование — это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности обучающихся и педагогов [9].
Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой, чем организаторская, гностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимся) или коммуникативная. Педагогическое проектирование, если оно профессионально, всегда связано со стремлением педагога организовать для своих учащихся такую среду обучения и внеучебной деятельности, в которой они полнее раскрывали бы свой внутренний мир, были бы свободны, достигали успеха и чувствовали себя комфортно [10].
Педагогическое проектирование есть вид системной наукоемкой образовательной деятельности, направленной на создание инновационных моделей педагогического процесса, реализация которых обеспечит более высокий уровень его качества (высокая корреляция «цель-результат») и эффективности (оптимальность ресурсозатрат) [2].
Так как, сегодня образовательный процесс в вузе это не «научение» студента, а совместная деятельность преподавателя и обучающегося, то и процесс проектирования образовательной программы в вузе приобретает «партнерский» характер. Исходя их этих позиций проектирование образовательной программы в вузе — это процесс совместной деятельности по созданию модели образовательного процесса, обеспечивающей индивидуальную траекторию обучения с целью приобретения и формирования компетенций в конкретной области знаний, науки и техники.
Основополагающими позициями в любой системе являются принципы ее создания или построения. Подходов к обозначению принципов проектирования педагогической системы существуют много, начиная от проблемного и заканчивая личностно-центрированным, данные подходы определяют иногда совершенно разные классификации принципов проектирования. Так под принципами проектной деятельности исследователи понимают общие регулятивы, нормирующие деятельность, объективно обусловленные природой проектирования и тем самым определяющие принадлежность тех или иных действий педагога к проектной сфере. К таким принципам относятся: прогностичности, пошаговости, нормирования, обратной связи, продуктивности, культурной аналогии, саморазвития[1].
Другая классификация принципов проектирования определяет только два основных. Принцип человеческих приоритетов как принцип ориентации на человека — участника подсистем, процессов или ситуаций. Принцип саморазвития проектируемых систем, процессов, ситуаций, который означает создание их динамичными, гибкими, способными по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению[11].
Анализируя существующие принципы и систематизируя информацию об их содержании можно выделить следующие принципы проектирования образовательной программы в вузе.
Принцип прогностичности, предполагающий ориентацию на будущее, в данном конкретном случае, на будущую профессиональную деятельность выпускника. Данный принцип реализуется только при условии обеспечения непрерывности работы социальной системы: «обучающийся — вуз – работодатель».
Принцип четкого моделирования образовательной программы, означающий построения модели профессиональной подготовки, включающей: сформированные компетенции, результаты освоения программы, результаты обучения.
Принцип интеграции содержания обучения и целостной модели деятельности выпускника обеспечивается возможностью выбора обучающимся индивидуальной траектории обучения, основанной на научно-инновационном потенциале образовательной программы в целом.
Принцип стимулирования самообразовательной деятельности обучающихся (дуальность получения учебной, научно-технической и другой информации, направленная на развитие опыта самообразовательной деятельности).
Принцип последовательного внедрения инноваций, предполагающий целенаправленную и поэтапную модернизацию образовательного процесса с учетом нововведений и уже «имеющегося» положительного опыта реализации программы.
Принцип устойчивости реализации образовательной программы, предусматривающий систему корректирующих воздействий всеми участниками образовательного процесса, которые в случае отклонения результатов от целей обучения уменьшают это отклонение путем корректировки содержания обучения, доработки управленческих решений, их оперативности, обеспечения четкой согласованности взаимодействий субъектов образовательного процесса.
В качестве основных источников (объектов рефлексии) проектирования образовательной программы выступают:
— образовательные стандарты, учебные планы по направлениям и специальностям, программы дисциплин(модулей);
— философские концепции, аксиологическая, философская, антропологическая проблематика в целом;
— результаты специально-научных исследований (например, в педагогике, психологии, социологии, культурологии и т.п.);
— системное антропологическое научное знание;
— учебно-методические продукты (пособия, учебники);
— результаты психолого-педагогической диагностики целевой группы;
— результаты рефлексии собственного профессионального опыта и др. [2]
Проектирование образовательной программы как целостной системы может осуществляться на различных уровнях, так для примера приведем уровни, выделенные автором: теоретический (теоретическая (концептуальная) модель процесса), содержательно-нормативный (образовательный стандарт, учебный план), содержательно-процессуальный (учебная программа дисциплины, модуля), методический (методическая система, методики обучения, воспитания), дисциплинарно-методический (методики обучения учебным дисциплинам), локально-методический (инновационная модель учебного занятия в рамках методической системы) [7].
Таким образом, сущность категориального аппарата предоставляет возможность для «старта» проектирования образовательной программы: определения целей и результатов образовательной программы, разработки ее сущности с учетом определенных «рамок» (принципов) проектирования.
Источник: poisk-ru.ru
Проектирование образовательной программы кратко
Проектирование образовательного процесса: понятие и значение
Проектирование образовательного процесса – это составление плана работы педагога на ближайшую перспективу с определением целевого назначения учебно-воспитательной работы, ее итогов, необходимых преобразований учащихся, которых требуется достичь, методов и технологий работы в течение определенного временного промежутка реализации педагогической деятельности.
Проектирование создает особый продукт – проект, отражающий динамику и ход будущего процесса обучения и воспитания.
Проектирование производится при планировании учебно-воспитательной работы в целом и отдельного учебного занятия, в частности.
Составление проекта учебной деятельности означает:
- Постановку целей и задач педагогической деятельности, которые необходимо решить на конкретном этапе реализации учебно-воспитательного процесса. К примеру: развитие навыков чтения, письменной речи, решения математических задач.
- Отбор учебного материала для работы. Педагог планирует какую учебную литературу будет использовать в обучении, выбирает дополнительные наглядные или иные пособия.
- Выбор методических средств и приемов работы, организации системы взаимоотношений и взаимодействия между педагогом и учащимися.
- Составление прогнозов учебной работы детей. Педагог делал прогнозы на основе возрастной специфики развития ребенка, особенностей учебной дисциплины, которая изучается и принимаемых мер, по формированию действий учащихся.
Основные требования ФГОС к проектированию образовательного процесса
Федеральные образовательные стандарты (ФГОС) содержат информацию об организации педагогического процесса и создании учебно-воспитательной среды в образовательном заведении, определяют порядок организации педагогической работы и построения учебно-воспитательного процесса.
Готовые работы на аналогичную тему
Стандарты затрагивают всех участников образовательного процесса: педагогов, учащихся, их родителей.
ФГОС включает в свой состав три основные группы требований:
- Требования, предъявляемые к итогам освоения образовательной программы начального обучения.
- Требования, предъявляемые к итогам освоения программы средней образовательной школы.
- Требования, предъявляемые к итогам освоения учащимися программы общего образования старшей школы.
ФГОС общего образования имеют свои особенности и требования, предъявляемые к каждому уровню обучения и реализации педагогического процесса и его итогам на этих уровнях.
Федеральные стандарты базируются на системно-деятельностном подходе в организации своих требований, предъявляют определенные требования к освоению учащимися образовательных программ на разных уровнях обучения и формированию соответствующих учебных компетенций.
Требования ФГОС к проектированию образовательного процесса сводятся к развитию у учащихся универсальных учебных действий различного характера: личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных. Их развитие должно быть учтено при проектировании образовательного процесса в обязательном порядке.
Разработка образовательной программы относится к компетенции самого образовательного учреждения. Она должна проектироваться с учетом требований ФГОС и не противоречить законодательству РФ в области образования, а также общей образовательной программе, утвержденной Министерством образования.
Требованиями ФГОС определяются основные разделы образовательной программы, которые должны быть отражены при ее проектировании:
Технологическая карта, как инструмент проектирования образовательной программы
Проектирование образовательной программы осуществляется на основе применения технологической карты.
Технологическая карта – это инструмент представления технологического процесса осуществления педагогической деятельности, выступающий в виде документации, отражающей полноценный процесс изучения конкретной учебной дисциплины или курса, технологические режимы, временные рамки и материалы, используемые в ходе изучения.
Технологическая карта может составляться по образовательному процессу в целом, например, за год, полугодие, четверть или по отдельному уроку.
Технологическая карта урока – это планирование сценария проведения учебного занятия, с выбором различных средств и методов ее организации и построения системы взаимодействия между педагогом и учащимися.
Технологическая карта является самым продуктивным инструментом проектирования образовательного процесса. Она позволяет связать основные параметры образовательного процесса: целевое назначение образования, диагностические мероприятия, инструментарий, систему коррекции и логическую структуру действий.
Использование технологической карты способствует переводу педагогического мышления на новый уровень, который открывает для педагога возможности более точного прогнозирования реализации учебно-воспитательной работы, открывает видение педагогом основных элементов проектируемого образовательного процесса и возможности использования наиболее оптимальных средств и инструментария для их описания и составления прогнозов развития.
- Основное и дополнительное сырье хлебопекарного производства кратко
- Претензия в детский сад о травме ребенка образец заявления
- Современное информационное пространство кратко
- Зарубежные образовательные системы и направления их реформирования кратко
- Жалоба в сэс на детский сад образец
Источник: obrazovanie-gid.ru