Детство — очень ответственный период в жизни каждого человека, а как пройдет детство, во многом зависит от нас, взрослых.
До сих пор некоторые родители дошкольников считают, что детский сад нужен для того, чтобы научить ребенка читать, писать, считать.
Но на самом деле основным результатом дошкольного образования является всестороннее гармоничное развитие личности каждого ребенка-дошкольника. Как воспитать в ребенке необходимые качества личности?
ФГОС предусматривает следующую закономерность: личность порождается и развивается в деятельности. Много разнообразных видов деятельности используют педагоги в своей работе, но первостепенной, конечно, является игровая и продуктивная деятельность. Именно здесь дети получают социально-коммуникативный опыт, именно здесь они могут реализовать себя творчески.
В условиях реализации ФГОС ДО очень остро возникает необходимость более серьезно рассматривать организацию продуктивной деятельности в ДОУ. Продуктивная деятельность включает в себя: рисование, конструирование, лепку, аппликацию, макетирование.
Маслова И.В. | Виды продуктивной деятельности дошкольника
Эти виды продуктивной деятельности представляют собой работу, которая позволяет творить, создавать, превращать из разнообразного материала конкретный продукт в соответствии с целью, поставленной перед ребенком.
Продуктивная деятельность — это тесное взаимодействие взрослых и детей, учитывающее индивидуальные способности и возможности каждого ребенка в отдельности.
Это требует изменения форм организации образовательного процесса, перехода от классно-урочной системы к непринужденно партнерской деятельности с детьми. В отличии от учебных занятий по изо деятельности, построенных по типу урока, организация продуктивной деятельности по требованию стандарта — освобождает всех участников образовательного процесса от излишней регламентации и проводится как совместная непринужденная партнерская деятельность взрослого с детьми, в наибольшей мере способствующая развитию дошкольников.
Дети свободны в выборе места, могут переговариваться друг с другом, перемещаться, чтобы взять нужный материал. Вместе с тем занятия в непринужденной партнерской форме не означают хаоса и произвола – такие занятия включаются в распорядок дня и тщательно готовятся педагогом.
Таким образом, продуктивная деятельность выполняет свою основную развивающую функцию – способность к осуществлению волевого усилия, только в том случае, если ребенок действует без психологического и дисциплинарного принуждения. Но как добиться, чтобы без принуждения и назидания все дети участвовали в процессе?
Для этого нужно сделать продуктивную деятельность детей более осмысленной. Педагог должен обратиться к типичным культурно-смысловым контекстам
созидательного труда понятному ребенку (подарок близкому человеку, украшение группы к празднику, лакомство для угощения игрушки, предмет для игры и др.)
Возникает вопрос нужно ли обучение детей умениям и навыкам? Нужны ли они для реализации инициативы ребенка как одного из основных требований стандарта или творческая инициатива малыша разовьется сама по себе? Подобная позиция, конечно не допустима!
Ребенок должен овладеть продуктивной деятельностью. Поэтому важным условием развития личности ребенка является систематическое и правильное обучение разным видам продуктивной деятельности. Дети самостоятельно никогда не смогут выполнить привлекательно и интересное для них дело, приобретение навыков – непрерывный процесс, но если партнер-взрослый не покажет способы работы, то идея сама по себе не найдет развития.
Знания свойств материалов и умение владеть орудием не является самоцелью, но является необходимой ступенью развития личности ребенка. Итак, навык и инициатива представляются как одно целое, позволяющее достигнуть ребенку продуктивный результат и ощутить себя созидателем.
Таким образом, развитие детей в продуктивной деятельности предполагает ряд существенных положений:
- Включение детей по собственной инициативе в продуктивную деятельность;
- Самостоятельность ребенка в выборе цели из нескольких по силам и интересам;
- Индивидуальный темп деятельности дошкольника, не ограниченный временной конец занятия;
- Передача детям знаний и умений.
Одним из важных условий всестороннего развития ребенка в продуктивной деятельности является грамотно выстроенное взаимодействие со взрослым.
В общении и взаимодействии с ребенком педагог или родитель должен занимать позицию «рядом», «глаза в глаза» и только тогда из ребенка вырастет творческий, самостоятельно мыслящий и инициативный человек.
Воспитатель партнер работает рядом с детьми, являясь образцом, помощником в общем деле. Он ничего не навязывает детьми, а предлагает идею общего дела – что конкретно сделать, из какого материала каждый ребенок решает самостоятельно.
Таким образом, педагог должен:
- Занимать позицию равенства, делать то же, что и дети, выполнять всю работу или ее часть.
- В процессе разнообразной деятельности находить себе место рядом с детьми, не во главе.
- Предлагать, заинтересовать, подбирать интересную и содержательную деятельность, не навязывая.
- Организовывать свободную и непринужденную атмосферу, разрешать детям общаться, передвигаться ,помогать друг другу.
Огромное значение имеет самостоятельная продуктивная деятельность. Именно она способствует успешному решению поставленных задач, позволяет творчески мыслить и самовыражаться ребенку. Этого требует и ФГОС.
Но для взрослого и здесь немало работы, так, как он должен создать полифункциональную и трансформируемую предметную среду, которая будет активизировать самостоятельную деятельность детей с различным уровнем развития. Разнообразие материала стимулирует творческий замысел и его воплощение.
Надо отметить, что стандарт не может быть реализован полностью, если не организовано сотрудничество с семьей. Так как один из принципов ФГОС — содействие и сотрудничество всех участников процесса, которые делают ребенка активным субъектом.
Хочется выделить еще одно немаловажное условие для всестороннего развития личности ребенка — это «встреча» ребенка с успехом. Создайте ребенку такую обстановку, в ходе которой его обязательно ждал успех! Чаще хвалите, поощряйте детей и у них появится стимул достичь высоких результатов. Создавайте ситуацию успеха везде и во всем, в любой деятельности.
Именно так и будет сформирована у ребенка уверенность в себе, в свои силы. А значит, ребенок будет всесторонне и гармонично развитой личностью. Ведь умелая организация продуктивной деятельности в форме партнерства взрослого и ребенка, обеспечение самостоятельной деятельности детей и организация предметно-развивающей среды способствует формированию разносторонней личности ребенка.
Источник: koncpekt.ru
Ознакомление с современными программами: «Радуга» «Радуга» Программа «Детство» Программа «Детство» Программе воспитания и обучения дошкольников под редакцией. — презентация
Презентация по предмету «Дошкольные (подготовительная группа)» на тему: «Ознакомление с современными программами: «Радуга» «Радуга» Программа «Детство» Программа «Детство» Программе воспитания и обучения дошкольников под редакцией.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1 Ознакомление с современными программами: «Радуга» «Радуга» Программа «Детство» Программа «Детство» Программе воспитания и обучения дошкольников под редакцией М.А. Васильевой «От рождения до школы» Программе воспитания и обучения дошкольников под редакцией М.А. Васильевой «От рождения до школы» Выполнила:Валеева Гульфия Илдаровна
2 «Художественное творчество» Расхождения в названиях образовательной области: «Радуга» — раздел назван «Изобразительная деятельность» «Детство» — «Изобразительное искусство и художественная деятельность детей» «Программе воспитания и обучения в детском саду» — «Художественно- эстетическое воспитание»
3 «Художественное творчество» Основные задачи: развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); развитие детского творчества; приобщение к изобразительному искусству.
4 «Художественное творчество» Традиционно, согласно теории и методики развития детского изобразительного творчества во многих программах в области художественного развития дошкольников выделялся раздел «Конструирование».
5 ПрограммаСодержание образовательной области «Художественное творчество» «Радуга»раскрывается подробно «Детство»раскрывается подробно «Программе воспитания и обучения дошкольников под редакцией М.А. Васильевой» раскрывается подробно Вывод: данные программы четко конкретизируют знания, умения и навыки, которыми должны овладеть дети.
6 Программа «Радуга» В программе «Радуга» достаточно детально прописаны цели обучения детей таким видам продуктивной деятельности как рисование и лепка, предлагаются методические рекомендации к проведению занятий для дошкольников. Аппликация и художественный труд как виды продуктивной деятельности носят прикладной характер, раскрыты менее подробно.
9 Программе воспитания и обучения дошкольников под редакцией М.А. Васильевой «От рождения до школы» В Программе «От рождения до школы» под редакцией. М.А. Васильевой конструктивно прописаны все задачи обучения и воспитания дошкольников в процессе ознакомления с изобразительным искусством, а также в продуктивных видах деятельности рисовании лепке аппликации ручном труде Однако следует отметить, что программа больше ориентирует педагогов ДОУ на формирование изобразительных и технических умений детей дошкольного возраста в разных видах продуктивной деятельности, не достаточное внимание обращается на развитие творческих способностей дошкольников.
Источник: www.myshared.ru
Виды и организация продуктивной деятельности дошкольников
Продуктивная деятельность дошкольников — вид досуга ребенка, цель которого получить некий набор качеств, правильное направление на пути подготовки к школе.
Становление ребенка как личности — ответственная работа педагогов и психологов, работающих с детьми. Основная задача в этой области — использование различных форм, методов и стилей, включая продуктивную деятельность.
Немалые ресурсы заключены в деятельности изобразительного характера. Рисунок ребенка — продукт серьезной работы малыша, в которой показан полет фантазии. Здесь дети раскрывают уникальные способности и становятся самостоятельными.
Исследования доказали, что влияние продуктивных видов деятельности благоприятно сказывается на развитии ребенка, помогает социализации детей.

Типы развлечений
Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительные и конструктивные методы:
- различные способы составления конструкций;
- изготовление изделий из глины или пластилина;
- мозаика, аппликация;
- поделки;
- изготовление макетов.
Виды изобразительной деятельности дошкольников также включают лепку и рисование. Для детей это не просто развлечение. Все эти способы проведения досуга — важные этапы развития малышей. Гармонично формируют когнитивные способности и индивидуальные характеристики ребенка, оказывают благоприятное действие на психическое развитие, широко используются в ДОУ.
Развитию мелкой моторики способствуют рисование и лепка. Пальчики ребенка становятся ловкими, гибкими, малыш начинает различать предметы и их физические свойства. Помогает учиться различать оттенки и цвета развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте. Помогает понимать количество и размер, развивает память, усидчивость, внимание. Эти навыки пригодятся во взрослой жизни, а пока, еще не умея говорить, ребенок выплескивает эмоции на листок бумаги: здесь он показывает индивидуальность и самостоятельность.
Продуктивная деятельность отличается тем, что она не зависит от конкретных материалов, а представляет собой созидательную работу, итогом которой становится конкретный результат. Создавая что-то своими руками, ребенок показывает это окружающим, чувствует себя деятелем, испытывает гордость за свою работу.

Задачи продуктивной деятельности
Задачи и цели проведения занятий по продуктивной деятельности:
- вызвать у ребенка эмоции на предметы;
- познакомить с окружающим пространством;
- сформировать навыки использования средств изобразительного искусства.
У детей начинает формироваться и развиваться воображение, желание и интерес к продуктивной деятельности. В творческой работе ребенок становится творческой личностью.
Благодаря освоению изобразительных видов деятельности виден уровень подготовки к обучению в школе. Художественный труд требует особенного руководства. Родители или педагоги обязаны направлять ребенка, делать подсказки, например, используя красочные иллюстрации, читая пособия и брошюры. Ведь детям так необходима помощь старших.

Классификация
Продуктивные виды деятельности в дошкольном возрасте имеют классификацию:
- ознакомление с изобразительными материалами;
- развитие сенсорных способностей;
- улучшение моторики и координации движений;
- знакомство с окружающим пространством;
- развлечения музыкального характера.
Способы выявления у дошкольников способностей к продуктивной деятельности:
- Речевое упражнение — направленно на развитие речи, звукопроизношение, верное ориентирование в пространстве. Помогает закреплению словаря ребенка.
- Двигательная игра — условия, в которых формируется двигательная активность малыша, координация движений и развитие общей моторики.
- Пальчиковая игра — тренировка пальцев, ладошек. К этой тренировке добавляют разучивание текста.
- Манипулятивная игра — здесь используются мелкие игрушки, крупы. Такой вид деятельности необходим для развития зрительно-двигательных координаций.
- Музыкальная игра — выполнение упражнений, сопровождаемое музыкой, текстом песни.
Такими способами решаются основные задачи формирования и развития изобразительной деятельности дошкольников. Методы раскрывают индивидуальность ребенка. Положительные эмоции, которые он испытывает в процессе творческого вдохновения, становятся движущей силой, благотворно влияющей на детскую психику. Эта сила помогает дошкольнику справиться с трудностями. Упражнения отвлекают детей от грустных мыслей, убирают напряжение, борются со страхом и тревогой.
Изобразительные, конструктивные, пластические материалы ставят перед детьми вопрос: «что из этого можно сделать?». Таким образом происходит стимуляция порождения замысла и его воплощения.

Советы по организации продуктивной деятельности
Особенности изобразительной деятельности дошкольников заключаются в подготовке и проведении. Здесь важно избегать однообразия и формализма. Важно, чтобы дети занимались творчеством под чутким руководством взрослых. Организация должна носить добровольный характер и строиться на партнерстве с взрослыми. Родители или педагоги должны подумать над тем, как привлечь и удержать внимание детей.
Задачи, которые стоят перед родителями или педагогами:
- формирование у малышей зачатков представления о культуре, искусстве, художественном вкусе;
- развитие творческих способностей;
- обучение видам деятельности, через которые дети приобщаются к художественной культуре;
- формирование уверенности в себе, становление индивидуальности у малышей;
- укрепление физического и психического здоровья;
- формирование уважения к чужому мнению;
- обучение рациональному использованию материалов;
- развитие интереса к своей стране, семье.
- формирование эстетического восприятия мира.
При организации важно учитывать, чтобы деятельность проводилась в определенные дни и время. Для ребенка становится привычным такой распорядок жизни, вырабатывается привычка и настрой на предстоящую работу. Также не забывайте, что занятия проходят не как дополнение к традиционным, а взамен их. Такую деятельность можно назвать работой в мастерской.
Мастерская — работа в группе, это организованное пространство, в котором создаются красивые, интересные и необходимые вещи для детей. Места детей не должны быть жестко закреплены за ними. Каждый раз можно заново самостоятельно выбирать себе соседей. Обеспечьте свободу перемещения для детей, чтобы каждый малыш мог в любое время пойти за инструментом или материалом, который ему понадобится. Воспитатель должен быть динамичен и занимать место с тем дошкольником, которому требуется больше внимания, который отстает в работе.

Заключение
Есть 2 важных фактора, на которые стоит обратить внимание, организуя детское изобразительное творчество.
- Каждая форма педагогического процесса, которая связана с изобразительным творчеством, должна содержать в себе смысл. То есть в процессе бесед, экскурсий ребенок должен иметь возможность пополнять, обогащать знания в области изобразительного творчества и культуры.
- Творческий процесс принесет лучшие результаты тогда, когда он будет интересен. Активизация интереса детей — вот к чему нужно стремиться педагогам и родителям.
Выполнить какую-либо задачу, узнать что-то новое, закрепить пройденный материал — без интереса это сделать крайне сложно. Интерес и умение удивлять — это две основополагающие силы творческого становления. Однако во всем нужно соблюдать меру: и в игре, и в содержательности.
Закономерность — еще один важный фактор при организации процесса изобразительного творчества детей. Если педагог сам заинтересован в процессе, то это отразится и на вовлеченности воспитанников. Если педагог равнодушен к организованной им деятельности, результаты будут намного ниже, чем реальные способности детей.
Каждое достижение дошкольника в изобразительном творчестве — маленькая победа, поэтому ваше равнодушие или пренебрежение к результатам замедляет творческий прогресс малыша в целом. Ребенок, как формирующаяся личность, зависим от мнения окружающих взрослых, которые имеют для него авторитет, поэтому оценка родителей и педагога так важны для него.
Отношение воспитателей и родителей к изобразительному искусству определяет педагогические условия развития детского изобразительного творчества. Если искусство воспринимается как средство самовыражения ребенка, то его работы приобретут индивидуальный характер. Если средства искусства воспринимаются и используются только ради самих средств, работы теряют индивидуальный почерк, а само творчество и процесс утрачивают сущность.
Развитие творческих способностей при помощи продуктивной деятельности играет большую роль для интеллектуального развития дошкольника. Они связаны между собой и активизируют работу друг друга. Чем больше ребенок умеет делать своими руками, тем он умнее. Создавая что-то руками, дошкольник развивает индивидуальные черты характера.
Источник: doshkolnik.net