Проблемы программы доступное жилье

В сентябре 2005 года Президент Российской Федерации Владимир Путин в своем известном выступлении перед Федеральным Собранием и членами Правительства России в качестве одного из национальных приоритетов назвал обеспечение граждан России доступным и комфортным жильем. Выбор этот отнюдь не случаен.

Жилищная проблема всегда имела первостепенное значение для всех поколений россиян. А сегодня, когда жилье стало платным, она приобретает не только социальное, но политическое и демографическое значение. Например, в Ульяновской области население ежегодно уменьшается на 10-12 тысяч человек. Одна из главных причин – низкая рождаемость, которая напрямую связана с отсутствием нормальных жилищных условий у молодежи.

Что делать? Какие меры предпринять, чтобы жилье стало доступным для широких слоев населения города Ульяновска, а самое главное – для молодых ульяновских семей?

Во-первых, нужно чтобы его было больше. Необходимо наращивать объемы жилищного строительства, строить самим и давать возможность застраиваться людям, привлекая частный капитал и банковские кредиты. В этом отношении Ульяновск вышел на передовые позиции в Приволжском федеральном округе.

Программа «Доступное жилье — 2020»

Темпы роста строительства в городе, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, увеличились в 1,7 раза! Так, на 1 октября 2007 года на территории города предприятиями всех форм собственности и индивидуальными застройщиками введено в эксплуатацию 149,1 тыс. кв. м жилья, из них объектов индивидуального жилищного строительства – 74,8. Это результат очень серьезной конструктивной работы администрации города во главе с мэром Сергеем Ермаковым, застройщиков и всего строительного комплекса города.

В 2007 году по соглашению, подписанному с Правительством Ульяновской области, Ульяновск обязан ввести эксплуатацию 277-,6 тыс. кв. м жилья. Учитывая обеспеченность жилищными участками и темпы ввода жилья, цифры вполне реальные. К большому плюсу Ульяновска относится то, что здесь сохранилась достаточно мощная строительная база. Кроме крепких предприятий стройиндустрии, у нас есть заводы КПД-1, КПД-2, строительно-монтажные фирмы «Взлет-инвест», «Силен», «Истоки» и некоторые другие. Эти многопрофильные коллективы сегодня могут построить дом без денег граждан, на собственные оборотные средства или банковские кредиты, и цивилизованно, в соответствии с российским законодательством, продавать свое жилье.

Другой вопрос: где строить? По словам заместителя мэра Аллы Садретдиновой, администрация Ульяновска провела большую работу по подготовке земельных участков под жилищное строительство. В рамках реализации подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» сформировано 38 земельных участков для жилищного строительства, из них 19 участков – под многоэтажное жилищное строительство.

В Ульяновске прошли первые торги, которые обеспечивают равноправие и доступ к земельным участкам всех участников строительного рынка. Наконец, как было уже сказано, принят Генеральный план развития Ульяновска, ведется детальная проработка его по районам с привязкой к инженерной инфраструктуре.

В Петербурге заканчивается приём заявок на участие в программе «Доступное жилье»

Проект комплексной застройки жилого микрорайона «Запад-1» (застройщик ООО «Взлет-Инвест») стал одним из победителей конкурсного отбора экспериментальных инвестиционных проектов комплексного освоения территорий под жилищное строительство. В настоящее время рассматривается вопрос о включении строительства инженерных сетей для названного микрорайона в программу «Комплексное развитие инженерной инфраструктуры в Ульяновске на 2007-2030 годы».

Большое значение в реализации программы доступного и комфортного жилья занимает малоэтажное строительство. Для пригородной зоны разработаны и согласованы проекты границ семи земельных участков под строительство малоэтажного жилья.

В то же время в Ульяновске продолжается застройка жилых кварталов на ранее сформированных земельных участках. Так, за девять месяцев текущего года в микрорайонах «Искра» и УЗТС введено в эксплуатацию 21,5 тыс. кв. м жилой застройки.

Темпы жилищного строительства в Ульяновске сегодня, как и во многих городах России, сдерживает недостаток энергетических и тепловых мощностей. Подстанция «Северная», тепловые мощности Южной котельной и моторного завода практически себя полностью исчерпали. Проблемным остается и вопрос с подключением к электросетям. Зачастую выполнение тех условий, которые выставляют энергетики, значительно удорожает строительство объекта.

Несмотря на эти критические замечания, мэрии Ульяновска удалось достаточно конструктивно выстроить систему взаимоотношений с застройщиками, предприятиями стройиндустрии и эксплуатирующими организациями.

Однако ситуация с реализацией программы «Доступное жилье» в Ульяновске, в отличие от других национальных проектов, далеко не однозначная. Есть как плюсы, так и минусы. Этот проект наиболее масштабный, сложный и рассчитан не на один год.

Причем, как предупреждал первый заместитель председателя областного правительства Владимир Козин, «если кто-то думает, что «доступное жилье» – это опять какая-то «социалка», раздача льгот и преференций, то глубоко ошибается. Программа определяет, прежде всего, понятную всем и именно доступную, защищенную в правовом отношении схему приобретения жилья за собственные деньги любым гражданином России, в том числе и каждым жителем города Ульяновска. Вовлечение областной власти и органов местного самоуправления в рынок строительства жилья в качестве активного игрока должно регулировать этот процесс».

Одной из основных проблем национального проекта «Доступное жилье» в Ульяновске является наличие значительного количества домов, принадлежащих к аварийному’ жилому фонду. В целях решения проблемы ветхого и аварийного жилья Ульяновской Городской Думой была утверждена муниципальная целевая программа «Переселение граждан из ветхого аварийного жилищного фонда на период 2005-2010 годов». В настоящее время проводится анализ ветхого жилого фонда, указанного в данной программе, на предмет возможности освоения территорий после сноса аварийных домов.

Сегодня предприятия всех форм собственности и индивидуальные застройщики строят много и имеют все возможности еще больше увеличить темпы жилищного строительства в Ульяновске. Вопрос в том, кто это жилье купит: молодежь или льготные категории граждан. Напомним, что к последним относятся: военные и ветераны Вооруженных Сил, работники силовых структур, переселенцы с Байконура, с Крайнего Севера, а также граждане, которые пострадали от радиационных катастроф. В Ульяновске ведется постоянный учет таких лиц, а финансирование названной подпрограммы производится из федерального бюджета. К сожалению, в текущем году Ульяновску для названной категории лиц выделено всего 25 жилищных сертификатов.

В 2006 году на софинансирование подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» из средств городского бюджета было направлено 1 млн. рублей. На 2007 год объем финансирования из местного бюджета увеличен до 2 млн. рублей. Свидетельства на приобретение жилья получили 7 молодых семей.

И хотя продолжается формирование списков претендентов на участие в этой программы, они пополняются очень медленно. К тому же из названной подпрограммы сразу же выпало многочисленное ульяновское студенчество. Мизерных стипендий едва хватает на проезд и еду. Такими темпами жилищную проблему в Ульяновске для молодежи не решить и за 500 лет!

– Основной проблемой в реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей, – заявил Александр Букин, – является низкий уровень доходов населения и постоянный рост цен на жилье, и, как следствие, – отсутствие собственных денежных средств у молодых семей, даже с учетом суммы субсидии для приобретения жилья. Решить проблему возможно, используя ипотечное кредитование, при условии субсидирования государством процентных выплат по кредитам.

В самом деле, что бы там ни говорили, большая часть населения Ульяновска, особенно молодежь, имеет низкую покупательную способность, живет от зарплаты до зарплаты. В конце концов, можно построить дом, подключить его к инженерным сетям… Но кто при зарплате в 3000, 4000 и даже 10 тысяч будет покупать квартиры стоимостью 1,5-2 млн. рублей? Да еще под 15-17 процентов годовых? В этом случае ипотечный кредит в 500 тысяч рублей на строительство индивидуального дома в сельской местности, даже на 25-30 лет, для крестьянина кажется неподъемным.

Выход один – в совершенствовании механизма ипотечного кредитования. Некоторые политические деятели, как сообщают центральные СМИ, предлагают проявить политическую волю и заставить банки снизить процентную ставку до 3 процентов годовых. Но кто же будет работать себе в убыток, когда инфляция в России, по официальным данным, давно перевалила 10 процентов? Значит, необходимо искать другие пути, в том числе шире внедрять новые более дешевые материалы и передовые технологии, направленных на снижение себестоимости квадратного метра жилья.

Источник: ulpressa.ru

Проблемы реализации приоритетного национального проекта «доступное и комфортное жилье — гражданам России»

Филиппова Е.С., старший преподаватель Московского государственного университета сервиса.

Проблема доступного и комфортного жилья в последнее время вышла на первый — политический — план. С начала 2006 г. в нашей стране стартовал приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», рассчитанный на 6 лет (до 2012 г.). Он включает подготовительный этап (2005 г.), первый этап (2006 — 2007 гг.) и второй этап (2008 — 2010 гг.). На первом этапе (2006 — 2007 гг.) Президентом России определены четыре приоритета:

  • увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования;
  • повышение доступности жилья;
  • увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры;
  • выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем установленных категорий граждан.
Читайте также:
Как запустить программу с параметрами командной строки

Для реализации первого приоритета предусмотрена государственная поддержка системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов и развитие инфраструктуры рынка ипотечных ценных бумаг. Это позволит увеличить объем ипотечного кредитования и снизить процентную ставку.

В рамках второго приоритета будет оказываться государственная поддержка молодым семьям и молодым сельским специалистам в приобретении или строительстве индивидуального жилья с помощью ипотечных кредитов.

Для реализации третьего приоритета государство будет сокращать административные барьеры, предоставит государственные гарантии по кредитам на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой и будет субсидировать процентную ставку по таким кредитам.

В рамках четвертого приоритета государство интенсифицирует выполнение своих обязательств перед ветеранами и инвалидами, а муниципалитеты увеличат объемы предоставляемого социального жилья. Военнослужащим и некоторым другим категориям граждан будут предоставляться субсидии на приобретение жилья.

Одной из важнейших предпосылок для создания рынка доступного жилья в России является принятие пакета жилищных законов, направленных на формирование рынка доступного жилья. В стране появилась институциональная база жилищного рынка: 71,5% жилья находится в частной собственности, более 90% строительных организаций являются частными компаниями.

Правда, в остальном пока следует констатировать лишь сплошные огорчения. До сих пор жилищная проблема стоит перед 61% российских семей. Общая потребность населения России в жилье составляет 1569,8 млн. кв. м, и, чтобы удовлетворить ее, жилищный фонд надо увеличить на 46,1%. При этом лишь 12,4% семей в состоянии приобрести жилье самостоятельно или с помощью заемных средств.

Удовлетворению потенциального спроса на жилье препятствуют низкие объемы жилищного строительства и ипотечного жилищного кредитования. Огромной проблемой остается высокий уровень износа коммунальной инфраструктуры. В России он составляет 60% — из общего количества аварий на водопроводных и канализационных сетях 53% происходят из-за их ветхости.

Сами собой эти проблемы не решатся. Для обеспечения достойной жизни граждан от государства необходимы колоссальные усилия и средства. Мы должны предложить возможность приобретения доступного жилья молодежи, увеличить темпы строительства социального жилья. К 2010 г. как минимум треть граждан страны должны иметь возможность приобрести квартиру, отвечающую современным требованиям, за счет своих и заемных средств. Но «должны иметь» еще не значит «будут иметь».

В чем основные проблемы российского жилищного рынка, жилищно-коммунального хозяйства и государственной жилищной политики в целом? Исследование этой проблемы следует начать с вполне очевидного факта — большинство людей нуждается в жилье, но не может себе позволить его покупку. Тому есть ряд причин, в числе которых в первую очередь следует обозначить следующие:

  • эффективная система долгосрочного жилищного кредитования в России еще не успела сложиться;
  • нынешних объемов жилищного строительства не хватает для удовлетворения потребностей населения;
  • качество жилищных и коммунальных услуг остается очень низким, а уровень износа коммунальной инфраструктуры — высоким;
  • социальное жилье и жилье для инвалидов, ветеранов и других категорий граждан выделяется слишком низкими темпами;
  • граждане слабо защищены от махинаций при покупке и продаже жилья.

Решить эту проблему призвана система ипотечного жилищного кредитования населения. Во всех своих формах ипотека решает три основные задачи. Во-первых, это привлечение средств для финансирования долгосрочных кредитов. Во-вторых — предоставление ссуд населению. В-третьих — инвестирование средств в развитие рынка жилья.

Существуют две основные модели системы ипотечного кредитования. Первая — модель депозитного института или сберегательного банка — аккумулирует фонды за счет средств вкладчиков. При этом сберегательный банк сам предоставляет и обслуживает ипотечные займы и сам же является инвестором. Вторая модель — модель закладного банка — использует для привлечения средств ипотечные компании, продающие выданные займы третьему лицу — инвестору.

В условиях превышения спроса над предложением (когда в крупных городах велико число лиц, скупающих квартиры за наличные, кстати, в большинстве случаев, в целях дальнейших перепродаж и извлечения прибыли) введение ипотечных кредитов стало катализатором не удешевления, а удорожания жилья. Таким образом, национальный проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» сделал жилье еще более недоступным для среднестатистического гражданина. Необходимо обратить внимание на темпы строительства нового жилья. По прогнозам некоторых экспертов, уже к 2007 г. строители смогут сдавать по 80 млн. кв. м в год, что составит 66% от спроса, а к 2010 г. и вовсе выйдут на невиданный уровень — 145 млн. кв. м в год, после чего ситуация на рынке недвижимости стабилизируется, и рост цен на жилье — без учета инфляции — будет составлять всего 3 — 4% в год. Однако в это верится с трудом.

Ипотека развивается в России медленными темпами. Несмотря на то что объем выданных ипотечных кредитов по стране вырос почти в 20 раз (с 3,6 млрд. руб. в 2002 г. до 60 млрд. руб. в 2005 г.) под ипотеку не хватает жилья, а темпы строительства неудовлетворительны. Решение проблемы реальной доступности жилья для большинства нуждающихся невозможно без принятия ряда новых законов и доработки уже существующих. Речь идет и о придании «массовости» (насколько это возможно) ипотеке, и о других способах повышения доступности жилья, например с помощью так называемых стройсберкасс.

Механизм приобретения недвижимости, например, в Германии удачно сочетает накопительную и кредитную схемы с мерами государственной поддержки рынка недвижимости. Данная накопительно-кредитная система называется «Стройсбережение» («Bausparkasse») и функционирует следующим образом.

Граждане, желающие приобрести жилье, вступают в соответствующую организацию за три — десять лет до планируемой покупки. Исходя из своих возможностей, они вносят деньги в специализированные банки или сберкассы до накопления примерно 45 — 50% от стоимости будущего жилья, после чего приобретают право на получение государственной дотации (до 10% от стоимости жилья), а также право на получение льготного кредита для оплаты недостающей части стоимости приобретаемой недвижимости.

Погашение кредита обычно длится от 10 до 15 лет. В Стройсбербанк поступают накопленные участниками сбережения, государственные дотации и средства от погашения строительных ссуд. Из этих средств выдаются новые строительные кредиты. Характерной особенностью системы «Стройсбережение» («Bausparkasse») является ее замкнутость.

Право на получение ссуды имеют только члены кооператива, то есть «стройсберегатели». В силу своей относительной автономности данная модель менее прочих подвержена проблемам, связанным с колебаниями рынка; к тому же эта система является единственной сберегательной формой в Германии, участники которой получают от государства прямую поддержку для приобретения жилья.

Во Франции аналогом германской системы «Bausparkasse» являются Сберегательные кассы, предоставляющие клиентам различные виды накопительно-кредитных схем. Все предлагаемые варианты отличаются низкими процентными ставками и длительными сроками погашения кредита.

В Великобритании функции немецких Стройсберкасс выполняют Строительные общества, обслуживающие на сегодняшний день 17 млн. вкладчиков и примерно 3 млн. заемщиков. Мощные жилищно-кооперативные организации действуют в Канаде и Швеции. Даже в США наряду с ипотечной системой существуют так называемые Ссудно-сберегательные ассоциации, осуществляющие кредитование граждан, желающих приобрести недвижимость из средств, внесенных самими членами этих организаций.

Следует иметь в виду, что система, аналогичная немецкой «Bausparkasse», выгодна не только для граждан, но и для государства: она помогает правительству частично делегировать полномочия по решению жилищной проблемы частным инвесторам, перераспределяя ответственность за этот сектор экономики. Недвижимость, находящаяся в частной собственности, приносит государству больший доход, чем жилье, сдаваемое в аренду. Следовательно, поддерживая такую систему, государство посредством относительно небольших затрат добивается значительной стабилизации в одной из важнейших сфер народного хозяйства.

Реальность такова, что сегодня рост цен на жилье значительно обгоняет рост доходов населения. Почему цены растут — в ответах на этот вопрос мнения расходятся. Одни эксперты считают, что во всем виновато отставание предложения от спроса, что рост цен связан с коррупцией при распределении земельных участков под строительство и с трудностями в получении долгосрочных кредитов на оборудование этих участков коммуникациями (энергосетями и др.).

Читайте также:
Программа как чертить на компьютере

Другие все объясняют тем, что цены толкает вверх бурное развитие ипотеки. Третьи говорят, что ипотека тут ни при чем, а виной всему «неразвитость» рынка жилья, которая и позволяет манипулировать рынком. Речь, в частности, идет о том, что квартиры скупаются для перепродажи и для сдачи внаем наиболее состоятельными гражданами и организациями.

Ипотека придумана, как известно, для среднего класса, который, увы, у нас еще не сформировался. Состоятельный человек вряд ли захочет воспользоваться программой ипотечного кредитования, он сразу купит нужную ему квартиру, а бедной (самой многочисленной) части населения ипотечное кредитование сегодня не потянуть, поскольку первое правило ипотеки гласит: для покупки жилья необходимо иметь 20 — 30% от его стоимости, не говоря уже о том, что нужно реально оценивать свои риски, т.е. иметь стабильный доход, позволяющий выплачивать как сам кредит, так и проценты по нему.

При средней цене одного квадратного метра в г. Москве 3400 дол. 20% рыночной стоимости квартиры общей площадью, например, 50 кв. м составит 34000 дол. Получается, семья должна сначала накопить не меньше этой суммы для того, чтобы мечта о собственной квартире начала сбываться. А если учесть темпы удорожания московской недвижимости (причем как новостроек, так и вторичного жилого фонда) на 8 — 9% в месяц, а также инфляционные процессы, то эта минимальная сумма неуклонно увеличивается, а момент покупки квартиры отдаляется.

Высокая инфляция в России вряд ли позволит в ближайшее время снизить ставки ипотечных кредитов без государственного субсидирования и воплотить в жизнь обещание властей сделать жилье доступным большинству населения страны. Однако представители российских властей, принявших по поручению Президента РФ государственный национальный проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», не готовы пойти на «нерыночное» субсидирование.

Они утверждают, что обновленная на днях чиновниками программа борьбы с инфляцией позволит снизить к 2010 г. среднюю ставку ипотечного кредита до 8% годовых. Государственная программа предполагает, что к этому сроку будет введено в действие 80 млн. кв. м нового жилья, что вкупе с низкой процентной ставкой обеспечит народу доступ к недорогой жилплощади. По данным Минэкономразвития России, сейчас средняя ставка по ипотечному кредиту составляет порядка 14% годовых. Однако комиссия банков, а также административные «ловушки», которые должен преодолеть получатель кредита, делают заем на получение жилья значительно дороже.

Результат один: подавляющее большинство населения не может воспользоваться ипотечным кредитованием, в то время как, по экспертным оценкам, для более чем половины нуждающихся в улучшении жилья вполне реально накопить деньги на первый взнос в специальных банках, аналогичных все тем же немецким «стройсберкассам».

В ближайшее время будет окончательно доработан законопроект об этой накопительной системе, которая весьма распространена в Европе. Участие в такой системе станет альтернативной возможностью приобретения жилья для тех, кому ипотека пока недоступна. Прообраз накопительно-ипотечной системы финансирования строительства жилья уже разработан в Минобороны России (военнослужащий таким образом накапливает средства для целевого жилищного займа).

Государство постепенно приходит к осознанию того, что необходимо вкладывать деньги в стройиндустрию. При выполнении этих условий можно будет говорить о снижении стоимости жилья и о выполнении программы «Доступное жилье» в количественных показателях. 5 апреля 2006 г. депутаты Государственной Думы приняли в первом чтении изменения в Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 214 «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» . Общий смысл этих изменений — дать больше гарантий и прав компаниям-застройщикам. Итак, спустя год с момента вступления в силу Федерального закона N 214 «Об участии в долевом строительстве», призванного защитить строительный рынок от недобросовестных и непрофессиональных компаний, законодатели признали, что в итоге новый Закон серьезно сократил частные инвестиции и практически свел на нет банковское кредитование «долевки» <**>.

См.: СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст.

40.
<**>По данным, приведенным на заседании депутатом Л. Пирожниковой, сейчас по этому Закону в России финансируется всего 8 тыс. объектов.

Основной целью нового законопроекта, благополучно прошедшего первое чтение, заявлено «выравнивание баланса интересов застройщика и участника долевого строительства». При этом легко заметить, что большинство предлагаемых изменений носят явно односторонний характер и направлены на установление дополнительных гарантий застройщику. Соответственно, степень защиты экономически слабой стороны договора — частного соинвестора — снижается.

Ситуация на рынке новостроек Москвы и Московской области сложилась уникальная. На фоне прогрессирующего дефицита предложения небывало высокие цены продолжают расти с космической скоростью. По прогнозам специалистов, стабилизация может наступить не раньше чем в конце 2006 г., когда на продажу выставят квартиры, строительство которых было заморожено в прошлом году.

Такие цены на столичные и подмосковные новостройки (а также на недвижимость вторичного рынка) риелторы раньше не фиксировали. Стоимость квадратного метра давно в несколько раз превысила докризисный уровень 1998 г. Перед кризисом 1 тыс. дол. за квадратный метр оставалась ценовым потолком даже для жилья класса «премиум». Теперь же цена в 3 тыс. дол. за 1 кв. м жилья не удивит покупателей новостроек в 20 км от МКАД (по таким ценам, к примеру, продаются квартиры в новых монолитных домах в Зеленограде).

В сравнении с апрелем 2005 г. объем предложений в новостройках Москвы и области сократился от 20 до 50% (в зависимости от сегмента рынка). При этом соотношение цены и качества новостроек не выдерживает никакой критики. Сложившаяся ситуация, по мнению специалистов, объясняется следующим. Сначала цены на новостройки выросли в результате передела рынка цемента и металла.

Затем 1 апреля 2005 г. вступил в силу Федеральный закон N 214 «Об участии в долевом строительстве», который почти сразу привел к тому, что объем предложений на рынке новостроек сократился на треть. Закон запретил привлекать средства дольщиков (частных лиц) до получения застройщиком всей проектной документации. Кроме того, он ввел солидарную ответственность банков и строительных организаций перед соинвесторами за срыв сроков сдачи жилья. В результате банки — основные кредиторы застройщиков — прекратили финансирование новостроек в принципе или же (к осени 2005 г.) стали выдавать кредиты крайне неохотно.

Собственными средствами для финансирования начального этапа строительства на строительном рынке (пока нельзя привлекать деньги частных соинвесторов) располагают лишь единицы. Начальный этап, подразумевающий получение всей разрешительной и проектной документации, оплату аренды земли, занимает от полутора до двух лет.

В результате Федеральный закон N 214 «Об участии в долевом строительстве», призванный защитить интересы частных соинвесторов, привел к разорению застройщиков, активно кредитовавшихся частными лицами. Число обманутых дольщиков, по оценке Ассоциации обманутых соинвесторов, достигает 15 тыс. человек в Москве, 20 тыс. — в Московской области и еще почти 100 тыс. — по всей стране.

Естественно, что ситуация с обманутыми соинвесторами, которым чиновники так и не гарантировали получение уже оплаченного жилья без дополнительных выплат, подорвала доверие к продавцам недвижимости в строящихся жилых комплексах. Покупатели ринулись на вторичный рынок. Между тем на рынке вторичной недвижимости, по оценкам риелторов, две трети сделок происходят с целью последующей покупки жилья. Просматривая аналогичные предложения, продавцы квартир наблюдают прогрессирующий рост цен и корректируют стоимость своего выставленного на продажу жилья. Можно сколько угодно обвинять их в жадности, но их бизнес основан на том, что, продав одну квартиру, они планируют купить другую.

В результате цены растут на 8 — 10% в месяц в зависимости от класса строений. Год назад рост цен не превышал 3 — 5% в месяц. За год, с марта 2005 по март 2006 г., стоимость квадратного метра в новостройках выросла в среднем на 50%. По статистике на май текущего года, средняя цена квадратного метра в пределах третьего транспортного кольца (ТТК) составляет 8100 дол.; от ТТК до МКАД — 3400 дол.; на расстоянии 5 км от МКАД — 1550 дол.; 5 — 20 км от МКАД — 1100 дол.

Читайте также:
Установить программу антивирус на телефон

Оказалось, что государство «сажает» граждан Российской Федерации «на иглу» помощи при первом взносе. В начале XXI в. повторяется история середины XIX в., когда в 1861 г. крестьянам землю отдали в выкуп под проценты, с которыми они так и не смогли расплатиться вплоть до 1905 г.

Проблемы обеспечения молодых семей жильем

Дурандина, А. В. Проблемы обеспечения молодых семей жильем / А. В. Дурандина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 2 (397). — С. 286-288. — URL: https://moluch.ru/archive/397/87892/ (дата обращения: 10.07.2023).

Сейчас имеются проблемы поддержки молодых семей, касающиеся обеспечения их жильем. Не многие молодые семьи имеют финансовую самостоятельную возможность для покупки жилого помещения. А это, в конечном счете, влияет на уровень рождаемости, семейного благополучия и т. д.

Ключевые слова : молодая семья, жилье, обеспечение.

Currently, there are problems of supporting young families with regard to providing them with housing. Not many young families have the financial self-sufficiency to buy a living space. And this ultimately affects the birth rate, family well-being, etc.

Keywords : young family, housing, provision.

В настоящее время семья является ключевым институтом современного общества.

В ст. 1 Семейного кодекса РФ [1] говорится о том, что семья находится под защитой государства, супруги в браке равны (это касается и имущественных прав).

Безусловно, во все времена институту брака уделялось особое внимание не только со стороны государства и церкви, но и со стороны общества.

Ученые имеют свое представление о данной форме человеческих взаимоотношений.

Так, Н. Н. Тарусина пишет, что семья — это добровольный, равноправный, союз мужчины и женщины, основанный на взаимном соглашении [4].

По мнению К. Ю. Петровской, семью представляет собой союз не только супругов, но и других членов семьи [6].

И. Л. Корнева пишет, что семья — это бессрочное добровольное сожительство граждан (муж, жена, дети, близкие родственники) [2].

Семья — это связанное духовно, общностью быта сообщество, основанное на браке супругов и их детей [5].

Ввиду изложенного, под семьей следует понимать добровольный союз супругов (мужа и жены), а также других членов семьи, основанный на общности быта и духовных ценностей.

Можно выделить следующие составные элементы семейных отношения:

— нравственный: включает в себя духовные ценности;

— экономический: включает в себя общность быта;

— юридический: включает в себя необходимость правового оформления отношений между супругами, детьми и другими родственниками.

С. Н. Тагаева выделяла следующие характеристики семейных отношений: преданность; гибкость; сотрудничество; самостоятельность [3].

Среди функций семьи можно выделить такие как:

— духовная функция (внутреннее объединение «разных» людей «под одно крыло»),

— репродуктивная функция (рождение детей- главная задача семьи),

— бытовая функция (цель брака, в т. ч. удовлетворение членами семьи своих материальных потребностей),

— воспитательная функция (направлена на формирование личности ребенка),

— защитная функция (члены семью обязаны защищать друг друга от третьих лиц, в т. ч. при помощи обращения в специальные государственные органы) [7].

Стоит отметить, что в настоящее время государство уделяет определенное внимание в поддержке молодых семей, к которым на практике относятся семьи, в которой возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье с детьми не превышает 35 лет.

В частности, государственная поддержка молодых семей осуществляется посредством:

— проведения среди молодежи масштабной работы по пропаганде семейных ценностей, оказания информационно-методической и психологической поддержки молодым семьям;

— популяризации позитивного образа крепкой семьи;

— проведения фестивалей, творческих и иных конкурсов, социальных проектов для молодых семей;

— развития системы учреждений, осуществляющих помощь молодежи, молодым семьям и молодым специалистам по правовым и иным вопросам;

— разработки и реализации целевых программ по поддержке молодых семей;

— установления льготного порядка получения молодыми семьями земли;

— предоставления молодежи, молодым семьям и молодым специалистам кредитов, субсидий, жилья.

Последняя мера является одной из наиболее важных мер для молодой семьи, поскольку направлена на финансовое благополучие семьи.

Российское законодательство в настоящее время предусматривает ряд мер, позволяющих молодым семьям улучшить жилищные условия. В частности, одним из таких механизмов является институт социальной выплаты, предусмотренный подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015–2020 годы.

Вместе с тем, на практике многие молодые семьи не имеют финансовой самостоятельной возможности для покупки жилого помещения. А это, в конечном счете, влияет на уровень рождаемости, семейного благополучия.

Жилье — это одна из основных предпосылок молодых семей к рождению ребенка (детей), наиболее востребованное социальное благо, о чем свидетельствует популярность всех принимаемых государством мер, направленных на улучшение жилищных условий семей с детьми.

В большинстве случаев молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Они не имеют значительных накоплений для приобретения жилых помещений, но имеют устойчивый, в потенциале растущий доход. Они не выйдут из трудоспособного возраста до окончания срока выкупа построенных жилых помещений или возврата заемных средств,

В связи с этим, на федеральном уровне законодательство необходимо трансформировать, тем самым оказывать содействие в улучшении жилищных условий для молодых семей. Нами предлагаются в Постановление Правительства РФ от 30.12.2017 № 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (в приложение 5) внести следующие дополнения:

а) предоставление многодетной молодой семье беспроцентного целевого займа на приобретение (строительство) жилого помещения со сроком погашения до 25 лет;

б) предоставление льготной процентной ставки (до 5 %) по кредитному договору (договору займа) на приобретение (строительство) жилого помещения;

в) получение жилищной субсидии на погашение части основного долга и (или) процентов по кредиту (займу) при рождении ребенка (первого ребенка — 10 % оставшейся суммы долга и процентов по кредиту (займу), второго — 15 %, третьего и последующего — 20 %).

Принятие данных мер будет способствовать улучшению социального положения молодых семей и повышении демографии в стране в целом.

Таким образом , государство уделяет определенное внимание в поддержке молодых семей, к которым на практике относятся семьи, в которой возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье с детьми не превышает 35 лет. Однако, имеются проблемы поддержки молодых семей, касающиеся обеспечения их жильем. Сейчас не многие молодые семьи имеют финансовую самостоятельную возможность для покупки жилого помещения. А это, в конечном счете, влияет на уровень рождаемости, семейного благополучия и т. д. Для повышения государственной поддержки молодых семей в жилищной сфере предлагается в Постановление Правительства РФ от 30.12.2017 № 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (в приложение 5) внести дополнение по мерам обеспечения жильем. Принятие данных мер будет способствовать улучшению социального положения молодых семей и повышении демографии в стране в целом.

  1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020) // Российская газета. -№ 17.-1996.
  2. Корнеева И. Л. Семейное право.- М.:Юрайт, 2013.- 312 с.
  3. Тагаева С. Н. К проблеме применения семейно-правовой ответственности в брачных отношениях//Семейное и жилищное право. -2019. — № 5. -С. 20.
  4. Тарусина Н. Н. Семейное право: в «оркестровке» суверенности и судебного усмотрения: монография. М.: Проспект, -2018.- С.23.
  5. Трофимец И. А. Конституционные и отраслевые принципы института брака //Семейное и жилищное право. -2019. -№ 5. -С. 23.
  6. Петровская К. Ю. Кто решит проблемы современной российской семьи //Вопросы ювенальной юстиции. -2018.- № 6.- С. 11.
  7. Рудык О. И. Общественно-политические предпосылки реформирования брачного права в 20-е годы XX века //Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России.- 2018. -№ 1. -С. -223.

Основные термины (генерируются автоматически): семья, жилое помещение, молодая, Российская Федерация, конечный счет, общность быта, поддержка молодых семей, семейное благополучие, уровень рождаемости, финансовая самостоятельная возможность.

Источник: moluch.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru