Что собой представляет дополнительное образование? Дополнительное образование – вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно- нравственном, физическом или профессиональном совершенствовании.
Оно возникло в конце 19 века в России в виде кружков, клубов, мастерских, дневных приютов для детей, летних оздоровительных лагерей-колоний и т. д. Какие задачи выполняет дополнительное образование детей? Оно развивает творческие способности ребенка, воспитывает его, формирует у ребенка культуру общения, ограждает его от пагубного влияния, физически развивает и многие другие задачи.
Любое учреждение дополнительного образования детей стремится достичь одну общую цель – вырастить каждого ребенка полноценной, всесторонне развитой, профессионально и творчески реализованной личностью. Особенностью дополнительного обучения является то, что оно не принудительное и пожалуй это, одно из самых значимых его достоинств. Если говорить о дополнительном образовании в дошкольном возрасте, то в первую очередь тут имеется в виду такой вид ДОО, как детский сад. Именно он способен обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. Развитие творческой активности каждого ребенка представляется главной задачей современного дополнительного образования в
В Петрозаводске обсудили проблемы программ дополнительного образования
Публикация «Актуальные проблемы в сфере дополнительного образования детей дошкольного и школьного возраста» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Темочки
ДОО и качества образования в целом. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. Дополнительное образование может быть платным и бесплатным. Учитывая интересы дошкольников и запросы родителей по дополнительным услугам, детский сад обычно выбирает следующие направления: художественно-эстетическое развитие (кружки и студии по изобразительной,театрализованной деятельности, обучение танцам, хореография, игра на музыкальных инструментах); физическое воспитание и развитие (плавание,гимнастика, спортивные танцы, фигурное катание); интеллектуальное развитие (шахматы, разнообразные развивающие игры
,занимательная математика, физика для малышей,экономика и т. д.);раннее развитие (сенсорное,развитие логики, речи и др.); экологическое образование; экскурсионные и культурно-массовые мероприятия. В детском саду всегда есть дети, проявляющие интерес к одному или к нескольким видам деятельности.
Также детские дворцы и детские центры являются видами дополнительного образования дошкольников и детей школьного возраста. Они способствуют всестороннему развитию ребенка. Чаще всего родители сами делают выбор за своего ребенка и отправляют его на те кружки, которые им хотелось бы, чтоб их ребенок посещал. К сожалению, этого делать нельзя. Ребенок сам должен выбирать ту деятельность, которой ему захочется заниматься, а родители и педагоги, в свою очередь должны помогать ему самостоятельно развиваться и самосовершенствоваться. Дополнительное образование детей дошкольного возраста могут оказывать не только воспитатели, но и специалисты, которые работают по собственным авторским программам, по какому либо направлению: музыкальному, художественному, эстетическому, нравственному
Актуальные проблемы дополнительного профессионального образования: правовой аспект
,психологическому и другим. На сегодняшний день актуально отдавать ребенка в учреждение дополнительного образования, потому что очень важно обеспечить ребенку полноценное развитие. Это поможет ребенку не только
подготовиться к школе, но и выбрать свой путь саморазвития. Существует множество программ, реализующихся в данное время и направленных на развитие в дошкольном возрасте следующих качеств личности, таких как : логическое и математическое мышление, художественно-эстетический вкус, театрализованная деятельность, овладение родной речью, и многие другие качества.
Например, дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Логика для дошкольников» предназначена для детей 5-7 лет и рассчитана на два года обучения. В данной программе описаны формы обучения,технологии,методы и приемы организации образовательного процесса, представлен педагогический инструментарий оценки эффективности программы, календарно-тематический план,конспекты итоговых занятий,дидактические игры,образовательные ситуации, физминутки, подвижные игры используемые на занятиях и т. д. Итак, возвращаясь к вопросу об дополнительном образовании детей в дошкольном возрасте, хочу отметить, здесь говорится об кружковой работе в детском саду, которая является одним из направлений творческого, физического, интеллектуального и социально-личностного развития воспитанников в дошкольных организациях.
Именно кружковая деятельность дает каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные, познавательные, эстетические и творческие запросы. При ее организации сад учитывает, конечно же, в первую очередь интересы детей и желания заниматься данной деятельностью, возрастные особенности детей и их опыт.
Каждый педагог, руководящий кружком должен контролировать норму нагрузки на ребенка, необходимость создания комфортной обстановки для полноценного развития творческой личности, а также необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада. Работа кружка может осуществляться как в групповой, так и в индивидуальной форме.
Почему в детских садах организуются кружки и студии? В детском саду есть дети, проявляющие большой интерес к различным видам деятельности, но требования СанПин и других нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность, не позволяют проводить большее количество занятий,чем предусмотрено программой.
Отсюда и выход из ситуации – создание кружков и секций. Конечно осуществлять такую деятельность без квалифицированного педагога невозможно. Поэтому опытный, профессионально-образованный педагог, является необходимым условием для осуществления процесса обучения и воспитания в учреждении дополнительного образования.
Многие родители желают, чтоб их ребенок полноценно развивался и отдают его на различные секции и кружки. В наше время это вполне возможно. Вывод: дополнительное образование существует во многих сферах образования, стоит только захотеть заняться саморазвитием и самосовершенствоваться, а способов получить дополнительное образование множество. Для детей дошкольного возраста всегда потребуется помощь родителя и педагога, но важно знать, что выбор кружка всегда должен зависеть от самого ребенка, а не от взрослого,как это чаще всего бывает.
1. Золотарева А. В. Проблемы и перспективы дополнительного образования
2. Березина В. Ф. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования.
3. Медынский Е. Н., Новичков В. Н. Роль и место дополнительного образования, его значение, организация и техника.
Публикации по теме:
Актуальные проблемы профессиональной деятельности педагога дошкольного образования Актуальные проблемы профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. Дарья Челондаева. Актуальные проблемы профессиональной.
Актуальные проблемы развития речи детей дошкольного возраста Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество.
Актуальные проблемы современного дошкольного образования Много лет работаю в системе дошкольного образования и поэтому все успехи и проблемы этой системы хорошо представляю. В статье хочу поделиться.
Программа дополнительного образования «Весёлые ладошки» для детей раннего и младшего дошкольного возраста ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 199» Программа дополнительного.
Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по театральной деятельности «В гостях у сказки» Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Большемонокский детский сад «Сказка» Программа дополнительного образования.
Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста «Шашечный дебют» I. Пояснительная записка Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди.
Рабочая программа дополнительного образования для детей школьного возраста с умственной отсталостью (планирование) Календарно – тематическое планирование на 2016-2017 уч. год для детей с умеренной и тяжелой степенью УО 1 год обучения (7 – 10 лет) Тема.
Рабочая программа дополнительного образования для детей школьного возраста с умственной отсталостью (пояснительная записка) Рабочая программа дополнительного образования для детей школьного возраста с умственной отсталостью «Учимся вместе» на 2016 — 2017 учебный.
«Волшебные ручки». Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ Пояснительная записка «Лучшей игрушкой для ребёнка будет та, которую он создал своими руками» Джон Локк Программа «Волшебные ручки» создана.
Источник: www.maam.ru
Выступление на РМО «Дополнительное образование в современных условиях: актуальные проблемы и пути их решения»
статья
Принципы образовательной политики МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе сориентированы на личность ребенка и создание условий для развития его способностей, на сотрудничество педагогов и учащихся, педагогов и родителей, на взаимодействие содержания дошкольного, общего и дополнительного образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
« Дополнительное образование в современных условиях: актуальные проблемы и пути их решения»
Подготовила: методист МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе
Майя Михайловна Костенко
Основной приоритет государственной политики заключается в идеи непрерывного образования, смыслом которой становится обеспечении каждому человеку постоянного творческого развития на протяжении всей жизни, обновления знаний и совершенствования навыков.
Сегодня как в школьном, так и в дополнительном образовании главное — дать возможность всем детям проявить свои способности, таланты и творческий потенциал. Образовательная миссия непрерывного образования – это возможность каждого ребенка реализовать личные планы, научиться быть гибким, адаптивным к изменениям в профессиональной деятельности, непрерывно развиваться и саморазвиваться.
Естественно все данные реформы затрагивают систему дополнительного образования детей, вследствие чего актуализируется роль дополнительного образования на современном этапе.
Предпосылкой успешной жизнедеятельности в таких условиях является комплекс самообразовательных возможностей, основы которого как раз и закладываются в системе дополнительном образования, как обучение и воспитание в сотрудничестве, разноуровневое и разновозрастное обучение; проектная деятельность, учебные телекоммуникационные проекты, дистанционное образование и все остальное многообразие, постоянно рождающееся в повседневной практике.
Давайте рассмотрим проблемы дополнительного образования и возможных путях их решения:
В педагогических коллективах учреждений дополнительного образовании, не секрет, высокий процент людей предпенсионного и пенсионного возраста, что в определенной мере, затрудняет переход на новый уровень обучения и воспитания. Система подготовки дополнительного образования нуждается в модернизации: требуется обновление дополнительных общеобразовательных программ с учетом направленности деятельности, индивидуальной работы с одаренными детьми.
- Образовательные .
Отсутствие учебно- методической литературы по различным областям творчества затрудняет работу педагогов дополнительного образования. Педагогу самому приходится ориентироваться среди новых изданий, так как во многих из них отсутствуют грамотные методические разъяснения.
Отсутствие единых образовательных платформ в дополнительном образовании не способствует улучшению ситуации. Сегодня дополнительное образование ориентируется на реальный социальный заказ общества, это замечательно, но утверждение единых стандартов и образовательных платформ во всех направленностях дополнительного образования необходимо производить с учетом профессионального педагогического сообщества посредством создания единых методических центров, а также создание стажировочных площадок по дополнительному образованию.
Важнейшей задачей в сфере дополнительного образования можно поставить и работу с одаренными детьми, в этом направлении необходим пересмотр уже имеющихся подходов и стандартов.
Какие же пути решения вышеуказанных проблем. Хочу начать с работы с одаренными детьми.
Раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире — именно так определены цели современного образования в Стандарте II поколения: от признания знаний, умений, навыков как основных итогов образования к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности успешно решать жизненные задачи.
В соответствии с Концепцией дополнительного образования, утвержденной 4 сентября 2014 года, педагогический коллектив МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе рассматривает построение образовательного процесса с учетом построения образовательный индивидуальных маршрутов для выпускников объединений, продолжающих заниматься любимым делом, а также для талантливых и одаренных учащихся объединений.
Дополнительное образование ориентировано на удовлетворение индивидуально-групповых потребностей, которые объективно не могут быть учтены при организации общего образования.
В дополнительном образовании, образование рассматривается не просто, как «подготовка к жизни» или освоение основ профессии, а как, собственно, основа жизни – непрерывный процесс саморазвития, самосовершенствования, увлекательного и радостного потребления интеллектуальных ресурсов.
Все принципы, лежащие в основе образовательной программы МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе являются принципами государственной политики в области образования:
1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
5) свобода и плюрализм в образовании;
6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием.
Принципы образовательной политики МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе сориентированы на личность ребенка и создание условий для развития его способностей, на сотрудничество педагогов и учащихся, педагогов и родителей, на взаимодействие содержания дошкольного, общего и дополнительного образования:
Учитывая накопленный в системе дополнительного образования детей по данному направлению опыт, можно предположить, что значительная часть такой работы будет возложена на существующие структуры дополнительного образования : в разработке специальных программ, нацеленных на работу с одаренными детьми, в использовании при их реализации самых современных информационных и иных технологий обучения, позволяющих выявлять и развивать творческие способности.
Рассматривая образовательные трудности в дополнительном образовании следует каждому педагогу уметь и применять современные образовательные технологии, вне которых немыслима какая-либо реальная инновационная деятельность в образовании.
Сегодня от современного педагога дополнительного образования требуется, среди прочего, умение разработки и размещения в открытом доступе в сети Интернет информационных образовательных ресурсов, умение организации «сетевого взаимодействия образовательных учреждений для развития мобильности в сфере образования, совершенствование информационного обмена «педагог-ученик-родитель».
Приоритетные направления дополнительного образования определяются концепцией личностно-ориентированного образования и основными принципами педагогики деятельностного развития, такими как:
— признание сущности прав ребенка на свободное самоопределение, самореализацию, свободу выбора вида деятельности;
— единства и целостности образовательного пространства, составляющими которого являются образование, воспитание и развитие личности;
— творческое сотрудничество, формирование личностных установок, развитие индивидуальности участников образовательного процесса в совместной продуктивно-прикладной деятельности;
— непрерывное образование, освоение и воспроизводство культуры, деятельности, мышления, поведения и общения, как длительного процесса, зависимого от осознанного планирования своего статуса.
Образовательная деятельность МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе строится на основе вариативной части образовательной области «Технология», «Физическая культура», «Информатика», «Физика», «Изобразительная деятельность», «ОБЖ» путем реализации программ дополнительного образования детей различной тематической направленности, предполагающих:
-развитие технического и художественного мышления, формирование опыта продуктивной творческой деятельности путем решения задач творческого характера, выполнения комплексных заданий;
-изучение теоретических основ технического, художественного, декоративно-прикладного творчества, приобретение навыков конструирования и моделирования;
-изготовление разнообразных макетов и моделей, разработка дизайн — проектов, выполнение технической документации, повышение спортивно-технического мастерства, предъявление результатов практической деятельности путем участия в конкурсах, выставках, соревнованиях.
Одним из способов решения затруднений в дополнительном образовании является диссеминация передового педагогического опыта. Обеспечение максимально широкого доступа педагогов дополнительного образования к достижениям своих коллег, получение всеми заинтересованными лицами своевременной и оперативной информации о новых методах работы составляет одну важную сторону «информатизации» этой сферы. Кроме того, большое значение имеет и создание специализированных сетевых ресурсов, посвященных дополнительному образованию детей, чего можно достигнуть лишь объединением усилий всего профессионального сообщества, формированием в Интернет сетевого взаимодействия в пределах не только одного города или области, но и в более широких масштабах.
В связи с этим особого внимания требует:
- проведение мониторинговых исследований состояния системы дополнительного образования;
- уточнение направлений (направленностей) образовательной деятельности;
- выявление успешных адаптированных моделей и оформление их как эталонных.
Закончить свое выступление хочется таким высказыванием: «Школа должна давать очень хорошее базовое образование и вовлекать в свой образовательно-воспитательный процесс специализированные структуры, такие, как учреждения дополнительного образования детей, ведь там работают специалисты, которых в школе нет, учреждения системы дополнительного образования по оснащению и подготовке должны быть лучше, чем любая другая неспециализированная образовательная организация».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник статей «I Всероссийской научно-практической конференции «Роль малых городов в современном мире: актуальные проблемы и пути их решения»»
Сборник статей «I Всероссийской научно-практической конференции «Роль малых городов в современном мире: актуальные проблемы и пути их решения»».
Интеграция общего и дополнительного образования в современных условиях
Интеграция в образовании – явление не новое, но сегодня актуальное. В современных условиях возникла необходимость в том, чтобы российская школа начала строить принципиально иную функциональную мо.
Профессиональный рост педагога дополнительного образования в современных условиях
Повышение эффективности и качества образования – одно из базовых направлений реализации государственной политики, общая рамка тех системных преобразований, которые обеспечат решение вопросов соц.
Материалы всероссийской научно-практической конференции «Роль малых городов в современном мире: актуальные проблемы и пути их решения» Бобровский аграрно-индустриальный колледж им. М.Ф. Тимашовой
Материалы всероссийской научно-практической конференции «Роль малых городов в современном мире: актуальные проблемы и пути их решения» Бобровский аграрно-индустриальный колледж им. М.Ф. Ти.
«Взаимодействие школы и дополнительного образования в современных условиях»
В данной статье говорится о том, что целостный образовательный процесс должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, р.
Интеграция общего и дополнительного образования в современных условиях
Методическая разработка рассматривает процесс интеграции общего и дополнительного образования, выявление и определение целей и задач, а так же влияние процесса интеграции на развитие личности обу.
Воспитательная деятельность педагога дополнительного образования в современных условиях
Вважно найти индивидуальный подход к каждому ребенку, заинтересовать его, сформировать детский коллектив.
Источник: nsportal.ru
Статья «Проблемы в сфере дополнительного образования детей»
Сегодня дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Дополнительное образование как особый вид образования был выделен в 1992 году с принятием Закона «Об образовании», который создал правовые предпосылки для перехода от унитарной, идеологизированной, тоталитарной системы образования к системе вариативной, гуманистической, демократической, что обусловило существенное изменение статуса внешкольных учреждений.
02 марта 2020 Мустафина Карина Ильдаровна
3738 68 0 0
Содержимое публикации
Статья «Проблемы в сфере дополнительного образования детей»
Актуальность темы исследования.
Сегодня дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Дополнительное образование как особый вид образования был выделен в 1992 году с принятием Закона «Об образовании», который создал правовые предпосылки для перехода от унитарной, идеологизированной, тоталитарной системы образования к системе вариативной, гуманистической, демократической, что обусловило существенное изменение статуса внешкольных учреждений.
Начался процесс эволюционного видоизменения системы внешкольной работы и внешкольного воспитания, перехода ее в новое качественное состояние. Необходимость видоизменения системы внешкольного воспитания, перехода ее в новое качественное состояние определялась рядом обстоятельств: во-первых, произошли принципиальные изменения в общественном сознании — взгляд на человека, прежде всего, как специалиста, уступает место взгляду на личность с позиций культурно-исторической педагогики развития; во-вторых, усиливается тенденция перехода развитых стран от техногенной к антропогенной цивилизации; в-третьих, культурно-образовательные, информационные, досуговые услуги пользуются все большим спросом и у детей, и у их родителей. В результате возрастает значение различных видов неформального образования для личности и общества. Одним из таких видов признано дополнительное образование, основное предназначение которого — удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.
Учреждение дополнительного образования детей — это новый тип образовательного учреждения, имеющий свою специфику и задачи в едином образовательном пространстве.
Основная из них — создать такие условия, чтобы ребенок с раннего возраста активно развивался в соответствии с его интересами, желаниями и имеющимся потенциалом, постоянно стремился узнать что-то новое, изучал окружающую среду, пробовал свои силы в изобретательстве, творческой деятельности, спорте. Понятно, что в рамках одних только школьных предметов эту задачу решить невозможно. В Концепции модернизации российского образования на период до 2011 года подчеркивается, что учреждениям дополнительного образования принадлежит особая роль в развитии склонностей и способностей, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Кроме того, с каждым годом неуклонно возрастает роль учреждений дополнительного образования детей в обеспечении занятости детей и подростков, организации их социально значимого досуга, профилактике правонарушений, наркомании и других асоциальных проявлений среди несовершеннолетних. Это подтверждает востребованность такой формы образования в обществе.
В. А. Березина отмечает: «…отечественная система дополнительного образования детей располагает уникальными социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей обучающихся в области научно-технической, художественной, …и другой образовательной деятельности» [Березина, В. А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учеб. пособие / В. А. Березина. — М.: Диалог культур, 2007. — 512 с.].
Учреждение дополнительного образования детей, по мнению И.А. Щетинской, представляет собой «особое образовательное пространство, где осуществляется специальная образовательная деятельность по развитию индивида, расширяются возможности его практического опыта. Оно является пространством творческого освоения новой информации, формирования жизненных умений и способностей, на которые школа не ориентирована»
Система дополнительного образования детей формируется и развивается как многомерное образовательное пространство с взаимопроникающими и расширяющими сферами деятельности воспитанников — такое пространство, которое дополняя функциональность основного образования, расширяет и углубляет знания детей в интересных для них формах, способствует овладению ими различными формами познавательной деятельности и усилению их мотивации к учебе;
обеспечивает дополнительные возможности для раскрытия и развития способностей ребёнка в различных видах деятельности и, прежде всего, в художественно — творческой;
всемерно способствует самовыражению, развитию творческой активности, самоопределению и ускоряет формирование умений делать осознанный и ответственный выбор;
обеспечивает эффективность воспитательной работы, которая реализуется как системная, целостная деятельность по формированию духовно — нравственной, всесторонне развитой личности;
расширяет сферы практикоориентированной творческой работы детей и обеспечивает совершенствование отношений в звеньях «ребёнок — педагог» и «ребёнок — ребёнок»;
способствует установлению отношений в духе доброжелательности, взаимопомощи и сотрудничества, формированию коллектива и созданию в нем атмосферы, отвечающей провозглашенной ООН и ЮНЕСКО Программе «На пути к культуре мира»;
повышает эффективность и расширяет возможности спортивно — оздоровительной работы, позволяет интересно и содержательно организовать досуг детей и активно влиять на реализацию их здорового образа жизни.
В настоящее время система дополнительного образования детей переживает период становления. Не имея государственных требований, обязательных для исполнения, она наделена правами самостоятельного определения смыслов и ценностей своей деятельности, исходя из интересов детей и с учетом специфики его свободного времени.
На сегодняшний день можно сформулировать ряд проблем системы дополнительного образования.
Конкурентоспособность традиционных форм дополнительного образования детей неуклонно снижается в силу развития новых привлекательных возможностей досуга. Дети, в отличие от периода 30-летней давности, обладают широкими возможностями выбора развлечений и других форм интересного времяпрепровождения, не требующих серьезных усилий.
Например, они с удовольствием могут весь день играть в компьютерные игры или смотреть боевики по телевизору. Система дополнительного образования рискует не выдержать эту конкурентную борьбу и потерять своих традиционных клиентов;
Традиционный формат дополнительного образования, предполагающий, что ребенок добровольно и регулярно приходит на занятия, перестает срабатывать.
5-7 детей, сидящих на занятиях — страшный сон директоров учреждений дополнительного образования, который все чаще становится явью. Видимо, дело не только в качестве образовательных программ, но и в более глубоких социально-психологических изменениях: современного ребенка перестаёт устраивать такая форма получения образования, как регулярные обязательные занятия.
Становится актуальным вопрос о разработке и внедрении в практику новых форматов предоставления образовательных услуг;
Нарастание социальных проблем на фоне снижения финансовых возможностей местного самоуправления будет укреплять мнение о дополнительном образовании как об избыточной роскоши. В ситуации финансового кризиса не исключен сценарий резкого сокращения Системы, в результате которого выживут только программы, имеющие сильную общественную поддержку. Следовательно, программы дополнительного образования могут быть стабильными только в случае их очевидной социальной значимости.
У Системы будет появляться всё больше конкурентов в негосударственном секторе, которые будут давать детям более профессиональную подготовку. Программы негосударственных учреждений дополнительного образования уже сегодня являются более гибкими, чем традиционные программы муниципальных учреждений.
Такие программы за короткое время решают локальные проблемы в образовании ребенка: подготовка к поступлению в школу, вуз, обучение работе на компьютере, развитие коммуникативных навыков и пр. Эти программы дают ответ на проблемы, актуальные для родителей, — проблемы, которые необходимо решить за короткий срок, и поэтому родители согласны за это платить. Дополнительное образование в негосударственном секторе можно считать состоявшимся. Оно, несомненно, будет откликаться на конъюнктуру рынка образования гораздо лучше, нежели традиционные дома творчества, чьё выживание не зависит от платных услуг.
Следовательно, негосударственные учреждения дополнительного образования будут укреплять свои позиции на рынке платных образовательных услуг и всё более оттягивать на себя те средства родителей, которые они готовы вкладывать досуг и образование своего ребенка. Конечно, усиление позиций Системы на рынке платных образовательных услуг должно происходить. Но, с нашей точки зрения, тотальная коммерциализация дополнительного образования поставила бы крест на его развитии как Системы, ответственной за воспитание и поддерживающей общество в решении социальных проблем. В конце концов, если кто-то видит своё призвание в ведении бизнеса на предоставлении образовательных услуг, то почему бы ему не создать собственную фирму вместо эксплуатации скромного муниципального (государственного) ресурса;
Обобщая сказанное можно сделать выводы. Учреждения дополнительного образования детей как разновидность воспитательных организаций:
представляют собой составную часть государственной системы социального воспитания;
по содержанию деятельности и организационной структуре отличаются большим разнообразием;
во взаимоотношениях с общеобразовательной школой играют зависимую роль — дополнения;
по принципу вхождения ребенка в воспитательную организацию являются добровольными;
в урегулировании социализации преобладает опосредованность воздействий детским объединением, сферами его жизнедеятельности;
педагог дополнительного образования выступает в специфических социальных ролях специалиста, лидера, мастера, художественного руководителя.
По отношению к общей системе образования дополнительное выступает подсистемой, но одновременно оно может рассматриваться как самостоятельная образовательная система, так как обладает необходимыми качествами, целостностью и единством составляющих ее элементов, которые имеют определенную связь друг с другом, это целостная, разноуровневая, многоступенчатая система, которая отличается открытостью и вариативностью.
В настоящее время система дополнительного образования находится в стадии развития, преодолевая сложности (недостаточное финансирование, нехватка квалифицированных кадров, недостаточная разработанность методического обеспечения и др). Одновременно в обществе растет понимание необходимости восстановления духовных основ жизни, сохранения и приумножения культуры своего народа. Увеличивается роль психологического, личностного фактора в жизни и профессиональной деятельности, приходит осознание важности постоянного самообразования и творческого совершенствования, становление активной жизненной позиции.
Список использованных источников
ФЗ РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 10.11.2009)
Березина В. А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учеб. пособие / В. А.Березина. — М.: Диалог культур, 2007. — 512 с.
Бруднов, А.К. От внешкольной работы к дополнительному образованию / А. К. Бруднов // Внешкольник.-1996.-№ 31.- С.2.
Воздвиженский С.Э., Рогаткин Д.В.Дополнительное образование детей: общественно-ориентированный вариант развития / С.Э. Воздвиженский, Д.В. Рогаткин. — Евладова, Е.Б. Дополнительное образование детей [Текст]: Учеб. Пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.Б. Евладова, Л.Г.
Логинова, Н.Н. Михайлова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 192 с.
Железнова, Л. Б. Результативность образовательной деятельности в сфере ДО [Электронный ресурс] / Л. Б. Железнова. — Иваненко, И.Н. Насущные проблемы развития системы дополнительного образования детей / И. Н. Иваненко //Дополнительное образование, 2005. — № 9. — С. 21 — 23.
Иванова, Т. В. Социально-педагогическая составляющая системы дополнительного образования детей [Текст] / Т. В. Иванова // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 84-87.
Краснова, С. Н. Дополнительное образование в становлении активной жизненной позиции старшеклассников : Дис. . канд. пед. наук : 13.00.01. — Бирск, 2004. — 191 с.
Медынский,Е. Н. Внешкольноеобразование, егозначение, организацияитехника / Е. Н. Медынский. — М. : Наука, 1918. — 322 с.
Новичков, В.Б. Роль и место дополнительного образования в воспитании юного москвича / В. Б. Новичков // Воспитание юного москвича в системе дополнительного образования. — М.: МИРОС, 1997. — 207 с.
Пель, В.С. К истории создания и развития системы дополнительного образования в российской воспитательной системе / В. С. Пель // Проблемы педагогического образования: сб. науч. ст.- М., 1999. — С. 50.
Поликашева, Н. В. Развитие системы дополнительного образования детей как ресурс социокультурной модернизации образования / Н. В. Поликашева. — 2011. — Проблемы современного образования: материалы международной научно-практической конференции 5-6 сентября 2010 года. — Пенза — Ереван — Прага: ООО Научно-издательский центр «Социосфера», 2010. — 487 с.
Щербаков, А.В. Мониторинг в учреждениях дополнительного образования детей как фактор повышения качества образования [Текст] //Личность и общество: проблемы взаимодействия: материалы Международной научной конференции, 23 апреля 2008 года / А.В. Щербаков, П.В. Осипов, Л.И. Патрушина. — Челябинск: Издательство Марины Волковой, 2008. — С. 96 — 99.
Щетинская, А. И. Совершенствование процесса дополнительного образования в современных условиях: науч.-метод. пособие / А. И. Щетинская. — Оренбург: ОЦДЮТ, 1997. — 100 с.
Источник: www.art-talant.org