Проблемы формирования целевых программ

Райзберг Борис Абрамович доктор экономических наук, доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник Института макроэкономических исследований ВАВТ
Институт макроэкономических исследований ВАВТ

Чтобы читать текст статьи, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите в систему

Статья содержит общую характеристику сложившейся в России системы программно-целевого планирования, управления экономикой и социальной сферой, построения и расходования государственного бюджета на основе совокупности программ социально-экономического развития. Представлен анализ методологических и организационных проблем, ресурсных ограничений, возникающих в процессе государственного управления разработкой и реализацией, бюджетным финансированием социально-экономических программ и проектов.

Образец цитирования:

Райзберг Б.А., (2017), СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ, РЕГУЛИРОВАНИЯ, БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Проблемы экономики и юридической практики, 6 => 32-35.

тренинг «Формирование целевых программ и бюджетный цикл»

Список литературы:

Райзберг Б.А. Целевые программы в системе государственного управления экономикой. — М.: Изд. Инфра — М, 2016
Совершенствование программно-целевых методов бюджетирования в Российской Федерации (д.э.н. Климанов В.В., к.ю.н. Золотарева А.Б., к.э.н. Дмитришина Е.В. и др. под ред. д.э.н. Дробышевского С.М.). — М: Издательский дом «Дело» РАНХ и ГС, 2017
Кузык Б.Н., Кушлин В.И., Яковец Ю.В. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование. Учебник. 4-е изд. — М.: Экономика, 2011

Ключевые слова:

программно-целевой подход, государственные программы, планирование, управление, бюджетирование, проблемы разработки и реализации целевых программ, бюджетные ограничения.

Источник: www.urvak.ru

Проблемы формирования и реализации целевых программ регионального развития

В статье проанализированы проблемы реализации стратегий регионального развития на базе программно-целевого подхода. Выделены типовые сценарии реализации долгосрочных целевых программ, определены недооцениваемые в теории и практике последствия неэффективной реализации программ. На примере Владимирской области выявлено несоответствие целей стратегического развития и целевых программ. Предложены направления решения этих проблем.

устойчивое развитие, стратегическое планирование, доверие, программно-целевой подход, портфели программ и проектов

Цитировать публикацию:

Моргунова Н.В., Русанов Р.Ю. Проблемы формирования и реализации целевых программ регионального развития // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 5. – С. 166-172.
Morgunova, N.V., https://creativeconomy.ru/lib/6769″ target=»_blank»]creativeconomy.ru[/mask_link]

Совершенствование механизма формирования и реализации региональных целевых программ развития Зенчева Надежда Васильевна

Руководство по формированию Целевых Аудиторий. Как определить целевую аудиторию

Зенчева Надежда Васильевна. Совершенствование механизма формирования и реализации региональных целевых программ развития : диссертация . кандидата экономических наук : 08.00.05. — Тамбов, 2006. — 163 с. : ил. РГБ ОД,

1. Проблемы формирования и реализации региональных целевых
программ развития в современных российских условиях 11

  1. Роль и место целевых программ в экономическом развитии региона 11
  2. Особенности и условия применения программно-целевого метода в управлении региональной экономикой 25
  3. Анализ практики разработки и реализации региональных целевых программ в России. ; 41

2. Разработка основных положений концепции
совершенствования механизма формирования и реализации
региональных целевых программ 57

  1. Региональные факторы формирования и реализации региональных целевых программ. . 57
  2. Основные подходы к механизму формирования и реализации целевых программ развития региона 76
  3. Концепция эффективного механизма формирования и реализации региональных целевых программ 115

Выводы и рекомендации .135

Список использованной литературы 140

Приложения 149

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В настоящее время типичными проблемами большинства регионов России являются кризисное и предкризисное состояние предприятий различных отраслей, низкий уровень жизни, социальная напряженность, недостаток бюджетных средств, поиск финансовых средств для структурной перестройки экономики региона, внедрения новых технологий, интенсификации производства..

Читайте также:
Не работает программа nahimic

Эти обстоятельства обуславливают потребность в формировании новых подходов к управлению региональными процессами. В этой связи одним из основных направлений, позволяющих сделать существенный прорыв в повышении экономической активности регионов, является программно-целевой метод управления, условия применения которого полностью соответствуют специфике переходного периода, что позволяет, рассматривать его в качестве одного из основных методов осуществления^,^

качественных изменений социально-экономической ситуации как . на;* государственном, так и на региональном и муниципальном уровнях.

В условиях рыночной экономики программно-целевой метод
управления становится наряду с прогнозированием социально-
экономического развития страны и ее регионов одним из основных
инструментов осуществления государственной региональной экономической
и социальной политики. Особая роль целевых программ в рыночной
экономике определяется тем, что рынок не ^всегда позволяет в полной мере
мобилизовать дополнительные финансовые и материальные ресурсы для
развития регионов. Успешно решая задачи стимулирования рационального
использования ресурсов, он довольно плохо справляется с задачами их
воспроизводства, требующими большей продолжительности

инвестиционного цикла. Поэтому все, что связано с приданием экономике поступательной целевой динамики в условиях асимметрии развития

регионов, естественным образом «ложится» на программы, в том числе целевые.

Формирование региональных целевых программ развития является сегодня наиболее актуальным и перспективным направлением программно-целевого планирования в нашей стране, так как поддержание необходимых территориальных пропорций в экономике, недопущение чрезмерной дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития, обеспечение эффективного функционирования общероссийского рынка являются важнейшими аспектами модернизации российской экономики и ее устойчивого развития.

Степень разработанности проблемы. Основополагающий вклад в исследование комплекса проблем, связанных с формированием и реализацией региональных целевых программ развития, внесли ведущие зарубежные ученые А. Вебер, У. Изард, В. Кристалл ер, В. Леонтьев, А. Леш, Г. Мюрдаль, И. Тюнен.

В России первые публикации, посвященные отдельным теоретическим и методологическим вопросам регионального: программирования, появились в 70-80 -е годы XX в. Авторами этих работ являются отечественные ученые В.Н. Лексин, Ю.М. Павлов, Л.А. Черкасова, Г.А. Шпилько.

Основы формирования и реализации региональных программ развития в условиях рыночного хозяйства представлены в трудах таких отечественных ученых как А.Г. Гранберг, А.А. Кисельников, В.В. Кистанов, Н.В. Копылов, В.В. Котилко, Н.И. Ларина, Н.Д.

Матрусов, Н.Н. Некрасов, Р.А. Шнипер, Б.М. Штульберг.

Проблемы целевого планирования и программирования регионального развития нашли отражение в трудах О.И. Бетина, В.Г. Введенского, Б.И. Герасимова, А.Г. Гранберга, В.И. Ишаева, А.Г. Лобко, В.Я. Любовного, А.В. Минакова, Б.А. Райзберга, А.И.

Татаркина, В.М. Юрьева и других исследователей.

Несмотря на то, что к настоящему времени накоплен значительный опыт разработки региональных и муниципальных целевых программ, данная проблема по-прежнему остается актуальной и недостаточно изученной. Нуждается в корректировке и дополнении их правовая основа. До сих пор дискуссионными остаются вопросы, связанные с обоснованием критериев выделения целевых программ региональной направленности, с тем чтобы обеспечить решение программными методами наиболее важных проблем экономического и социального развития регионов, а также задач удовлетворения государственных (федеральных и региональных) и муниципальных нужд. Кроме того, среди имеющихся проблем разработки и реализации региональных целевых программ можно отметить отсутствие отлаженных алгоритмов отбора и разработки целевых программ, а также четких механизмов финансового обеспечения

В связи с этим, совершенствование механизма формирования и
реализации региональных целевых программ развития приобретает важное
научное и практическое значение. — ь

Читайте также:
Что такое программа lti

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию механизма формирования и реализации региональных целевых программ развития в современной России.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:

определить роль и место целевых программ в регулировании развития регионов; отразить особенности и условия применения программно-целевого метода в управлении региональной экономикой;

проанализировать практику разработки и реализации региональных целевых программ развития в России;

проанализировать экономический потенциал Тамбовской области и определить основные направления регионального программирования;

рассмотреть механизм формирования и реализации региональных целевых программ;

сформулировать комплекс организационно-экономических мероприятий по совершенствованию механизма формирования и реализации региональных целевых программ развития.

Объектом диссертационного исследования выступает механизм формирования и реализации региональных целевых программ развития.

Предмет исследования в диссертационной работе -организационно-экономические и управленческие отношения, возникающие в процессе формирования и реализации региональных целевых программ развития.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической основой диссертационной работы послужили положения региональной экономики и региональной экономической политики;:, результаты исследований, изложенные в трудах отечественных и зарубежных;-специалистов по вопросам разработки и реализации региональных целевьш программ развития.

В качестве методологической базы диссертационного исследования, использовались диалектические принципы, позволившие выявить основные характеристики исследуемых явлений и процессов в их взаимосвязи, определить тенденции их становления и развития. В работе нашли применение такие методы исследований, как экономико-статистический, абстрактно-логический, логического и сравнительного анализа, обобщения, синтеза, индукции, дедукции. Проведенное исследование основано на системном подходе к изучению проблем регионального программирования в условиях рыночной экономики.

Диссертационная работа выполнена в рамках п. 5.17. «Региональное стратегическое планирование; региональные программы развития; экономические проблемы федерализма; экономическая симметрия и асимметрия в развитии Российской Федерации; проблемы разграничения

полномочий и предметов ведения и эффективность государственного управления в территориальном аспекте; экономические проблемы местного самоуправления» Паспорта специальности ВАК России 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством: региональная экономика».

Информационной базой исследования послужили законодательные и нормативные акты, регулирующие исследуемые процессы, материалы Федеральной службы государственной статистики РФ, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области (Тамбовстат), нормативно-справочные материалы. В процессе исследования проблемы автором были изучены и критически проанализированы многочисленные источники, в том числе статистические издания, монографии, авторефераты и диссертации, разработки научно-исследовательских и образовательных организаций, информационные и методические материалы.

Научная новизна диссертационной работы заключается в научном обосновании комплекса мероприятий по совершенствованию ^механизма формирования и реализации региональных целевых программ развития в современной России. К основным положениям, которые характеризуют научную новизну и выносятся на защиту, относят следующие.

Аргументирована необходимость использования понятия «региональная целевая программа развития», которая является взаимоувязанным по содержанию, ресурсам, исполнителям, срокам реализации комплексом мероприятий правового, экономического, социального характера, обеспечивающим стратегическое и оперативное решение острых проблем регионального развития. Наглядно показан макет региональной целевой программы, включающий в себя основные элементы и этапы ее формирования.

Выявлены основные проблемы («узкие места») процесса разработки и реализации региональных целевых программ развития в России. К ним были отнесены: недостаточность обоснования основных положений проекта

программы с точки зрения формулирования стратегических целей и определения основных задач реализации программы; малообоснованное завышение размера требуемого финансирования для реализации региональной программы,» превышающего реальные возможности финансирования из бюджетных источников; отсутствие вариантов по составу мероприятий, рекомендуемых к реализации, в зависимости от объема реальных финансовых ресурсов); отсутствие достаточного контроля за реализацией региональных программ.

Читайте также:
Программа на Ватсапе кто следит за тобой

Выявлены подходы, обусловливающие необходимость применения программно-целевого метода управления экономикой региона. Основными из них являются: необходимость кардинального изменения неблагоприятных пропорций, структуры, тенденций развития экономики и социальной сферы; комплексность возникших социально-экономических, научно-технических и природно-экологических проблем, требующая межотраслевой и межрегиональной координации программных мероприятий; необходимость скоординированного использования финансовых и материальных’ ресурсов различной ведомственной, отраслевой, региональной и иной принадлежности для достижения особо важной цели.

Предложены индикаторы оценки кризисного развития субъекта Российской Федерации, определяющиеся по отрицательному отклонению конкретного показателя от соответствующего среднероссийского уровня на определенную дату (период) и позволяющие выявить потребность в проведении активной поддержки со стороны органов власти, в том числе и методами регионального программирования. Произведены расчеты данных индикаторов для Тамбовской области, на основании результатов которых сделан вывод о направленности первоочередных региональных целевых программ в кратко-и среднесрочном периоде.

Сформулирован комплекс организационно-экономических

мероприятий по совершенствованию механизма формирования и реализации целевых программ развития региона, включающий уточнение отдельных

этапов разработки и реализации целевых программ развития, ужесточение критериев отбора целевых программ, применение конкурса проектов федерального значения по всем программам одного территориального уровня, совершенствование нормативно-законодательной базы.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Представленные теоретические выводы и предложения, авторское исследование проблем формирования и реализации региональных целевых программ направлены, прежде всего, на теоретические обоснование и практическое решение актуальных задач в сфере регионального программирования. Они могут послужить исходным материалом для дальнейших исследований, направленных на совершенствование механизма формирования и реализации региональных целевых программ развития.

Выявленные в диссертации подходы, обусловливающие необходимость применения программно-целевого метода управления экономикой региона, могут быть использованы региональными и муниципальными органами власти при разработке конкретных механизмов управления в рамках разрабатываемых программ развития на ближайшую перспективу.

Сформулированные в работе теоретические положения и выводы могут быть применимы в преподавании ряда экономических дисциплин, в частности «Региональная экономика», «Региональная экономическая политика», «Муниципальная экономика и менеджмент», «Стратегия управления социально-экономическим развитием региона».

Апробация результатов исследования. Исследование выполнено в рамках плана научных работ института «Экономика и право» Тамбовского государственного технического университета, проводимых в соответствии с комплексной темой «Качество объектов микро-, мезо- и макроэкономики, бухгалтерского учета, экономического анализа, аудита и финансово-кредитной деятельности».

Результаты проведенного исследования были внедрены в качестве аналитического материала для разработки администрацией Тамбовской области программы социально-экономического развития региона, что подтверждено справкой о внедрении.

Ряд положений диссертационного исследования обсуждались в докладах на VII, VIII, X научно-практической конференции ТГТУ (г. Тамбов, 2002 г., 2003 г., 2005 г.).

Отдельные положения и результаты исследования использованы в учебном процессе института «Экономика и управление производствами» Тамбовского государственного технического университета при подготовке специалистов по специальностям 08.05.02 «Экономика и управление», 08.05.07 «Менеджмент организации», что подтверждено соответствующими документами.

Результаты научных исследований опубликованы в 7 работах, общим объемом 15,53 п.л., в т.ч. авторский объем -8,33 п.л.

Структура и объем работы. Структура работы определяется логикой исследования и поставленными задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, выводов и предложений, списка используемой литературы и приложений. Структура и логика работы согласуются с предметом и целью исследования, что нашло свое отражение в оглавлении диссертации.

Источник: www.dslib.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru