Проблемы формирования муниципальных программ

Содержание

Ключевые слова

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ, ПЛАНИРОВАНИЕ

Текст научной работы

Планирование – оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность, связанная с постановкой целей, задач и действий в будущем.

Стратегическое планирование – это набор действий, решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для достижения целей.

Стратегия социально – экономического развития регионов – это система мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально – экономического развития государства с учётом рационально вклада регионов в решении этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития.

Согласно Федеральному закону «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [2] стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации разрабатывается на период, не превышающий периода, на который разрабатывается прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период, в целях определения приоритетов, целей и задач социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, согласованных с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации.

«Школа комплектатора. Актуальные проблемы формирования фондов муниципальных библиотек».

  • оценку достигнутых целей социально – экономического развития;
  • приоритеты, цели и задачи социально экономической политики;
  • показатели достижения целей социально – экономического развития
  • сроки и этапы реализации;
  • ожидаемые результаты реализации стратегии;
  • оценку финансовых ресурсов, необходимых для стратегии;
  • иные положения, определяемые законами субъекта Российской Федерации.

В качестве источников финансирования региональных программ социально-экономического развития могут быть использованы [3]:

  • средства федерального бюджета;
  • средства бюджета субъекта Российской Федерации, а также бюджетов муниципальных образований, в него входящих;
  • собственные источники финансирования заявителя проекта. В качестве данного источника могут выступать: нераспределенная прибыль, амортизация;
  • другие внебюджетные источники финансирования.

Важными источниками финансирования программ являются региональные бюджеты и внебюджетные региональные фонды. Самостоятельность бюджетов регионов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования и расходования [3].

Затраты на программы должны быть сбалансированы в расходной части бюджета с доходами. Количество одновременно реализуемых программ, объемы и сроки программных работ определяются в зависимости от наличия в регионе финансовых ресурсов. Органы исполнительной власти регионов определяют приоритеты, осуществляют выбор первоочередных целей, на которые следует направить требуемые бюджетные ассигнования, осуществляют уточнение проектов бюджетных заявок.

Как устроено местное самоуправление

Выделим некоторые проблемы стратегического планирования социально – экономического планирования муниципальных образований.

Одной из важных проблем является недостаток финансирования стратегического планирования. Далеко не у каждого субъекта РФ хватает бюджета на финансирование программ. Как известно бюджет субъекта – это в основном налоговые доходы от региональных налогов. К сожалению многие граждане воздерживаются от уплаты региональных налогов и, следовательно, в местном бюджете не будет хватать денег на расходную часть, в том числе и на развитие стратегического планирования в области социально – экономического развития.

Вторая проблема – стремление получить результат в кратчайший срок, разработать эффективную стратегию развития региона за 3–6 месяцев, даже грамотному специалисту очень сложно, так как нужно уделить большое внимание подготовительному этапу. За короткий срок невозможно качественно проработать каждый пункт, следовательно, из-за многочисленных противоречий полученная стратегия – некорректна, малоэффективна.

Невнимание к макроэкономическому прогнозированию в процессе разработки стратегии развития региона ограничивается использованием данных Федерального агентства государственной статистики – этого недостаточно, что, следовательно, образует третью проблему. Следует уделить особое внимание технологическому прогнозированию, позволит определить социально – экономические стороны развития региона, установить приоритеты при финансировании программ поддержки промышленности и научно – исследовательских проектов.

Творческая обстановка позволяет организовать работу предметных специалистов и экспертов, исследовать сложные проблемы, найти инновационные решения, затем выработать механизм их реализации, а недостаток творческого подхода формирует четвертую проблему. Именно творческое воображение может серьезно помочь в создании картины будущего, понимании ключевых факторов социально – экономического развития региона, государства и мировой экономики в целом.

Пятая проблема — многие руководители пренебрегают управленческими проблемами, о которых сигнализируют отрицательные факторы. Данное положение недопустимо в разработке стратегии развития, поскольку на следующем этапе невозможно будет установить объективные цели и разработать планы по их реализации, неприятие отрицательных факторов.

Для предотвращения ошибок в стратегическом планировании необходимо правильно определять социально-экономические проблемы, важно, соотносить их с текущим состоянием экономики государства и общим экономическим циклом развития мировой экономики.

Финансовое планирование и прогнозирование на предприятии на примере ООО МТС «Илишевская»

  1. Пискарева Н.Н.

Финансовое планирование на предприятии

  1. Лукьянова Д.М.

Источник: novainfo.ru

Планирование как эффективный метод территориального развития муниципального образования

Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

В настоящей статье анализируется комплексный подход к применению планирования при территориальном развитии муниципального образования, с учетом действующего законодательства Российской Федерации. Рассматриваются основные сферы планирования, а также области отношений, в которых муниципальные образования принимают участие.

The present article analyses comprehensive approach to the use of planning for territorial development of the municipalities, taking into account the current legislation of the Russian Federation. It analyses the main planning sphere and the sphere of relations, in which municipalities are participating.

Э ффективность работы органов местного самоуправления напрямую зависит о слаженности их действий. Это предполагает необходимость всестороннего планирования.

Российское общество неоднократно сталкивалось с действием или бездействием органов местного самоуправления, которые влекли за собой тяжелые последствия, поскольку не были заранее спрогнозированы и, как следствие, не были предприняты необходимые действия для предотвращения наступления этих последствий.

Читайте также:
Как открыть программу через ultraiso

Не стоит забывать также, что муниципальные образования обладают властными полномочиями, а это означает, что необходимость их использования должна следовать исключительным предписаниям закона и внутренним положениям муниципального образования. Злоупотребление полномочиями приводит к нарушению интересов граждан муниципального образования, государства, самих органов муниципальных образований. Поэтому требования согласованности и прогнозируемости должны выполняться в полной мере.

Экономическое развитие любой территории полностью зависит от эффективности использования материальных ресурсов и интеллектуального потенциала: привлечения необходимых инвестиций и осуществления за счет собственных средств, создания необходимых программ для развития предпринимательского сектора в целях организации дополнительных рабочих мест и стабилизации, таким образом, внутренней экономики муниципального образования.

Экономическое развитие территории муниципального образования невозможно без осуществления планирования такого развития. Более того, в процессе планирования необходимо использовать комплексный и системный подходы к планированию территориального развития, что не всегда учитывается в муниципальных образованиях, с учетом действующего законодательства.

Под планированием принято понимать постоянную, сознательную, профессиональную, ответственно-управленческую деятельность органов местного самоуправления и должностных лиц, осуществляемую с учетом мнения населения, направленную на формирование, обсуждение, принятие и исполнение сводного территориального плана развития местного хозяйства и социально-культурного строительства, в целях решения задач местного значения в интересах жителей муниципального образования.

Органы местного самоуправления в предусмотренных действующих законодательством случаях осуществляют планирование в бюджетной сфере, сфере государственных и муниципальных закупок, при приватизации государственного и муниципального имущества, а также территориальное планирование.

Планирование в бюджетной сфере

Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает, что составление проектов бюджетов – это исключительная прерогатива, наряду с исполнительными органами Российской Федерации, местных администраций муниципальных образований. Часть вторая БК РФ указывает, что непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют финансовые органы муниципальных образований.

В соответствии со ст. 172 ч.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, составление проекта бюджета основывается на:

  1. Бюджетном послании Президента Российской Федерации.
  2. Прогнозе социально-экономического развития соответствующих территорий.
  3. Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Российской Федерации.
  4. Муниципальных программах.

Особого внимания требует прогноз социально-экономического развития муниципального образования.

В Бюджетном кодексе Российской Федерации период социально-экономического развития ставится в зависимость от типа муниципального образования.

Муниципальные городские, сельские поселения

Разрабатывается на период не менее трех лет

Разрабатывается на период не менее трех лет

Разрабатывается на период не менее одного года

Таблица 1. Зависимость плана социально-экономического развития от типа муниципального образования

Помимо прогноза социально-экономического развития, в Бюджетном кодексе Российской Федерации предусмотрен среднесрочный финансовый план муниципального образования.

В соответствии со ст. 174 БК РФ, под среднесрочным финансовым планом муниципального образования понимается документ, содержащий основные параметры местного бюджета. Среднесрочный финансовый план муниципального образования должен содержать:

  1. Прогнозируемый общий объём доходов и расходов муниципального образования.
  2. Объём бюджетных ассигнований.
  3. Распределение в очередном финансовом году и плановом периоде между муниципальными образованиями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.
  4. Нормативы отчислений от налоговых доходов в местные бюджеты.
  5. Дефицит (профицит) бюджета.
  6. Верхний предел муниципального долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом (и каждым годом планового периода).

Важной составляющей планирования в бюджетной сфере является планирование бюджетных ассигнований.

Бюджетные ассигнования на исполнение действующих расходных обязательств

Бюджетные ассигнования на исполнение принимаемых расходных обязательств

Бюджетные ассигнования на оказание муниципальных услуг, выполнение работ

Не планируемые и не предлагаемые к принятию и изменению в текущем финансовом году, в очередном финансовом году или в плановом периоде

Планируемые и предлагаемые к принятию и изменению в текущем финансовом году, в очередном финансовом году или в плановом периоде

Планируемые в очередном финансовом году, плановом периоде бюджетными и автономными учреждениями

1. Обусловлены законами, нормативно-правовыми актами муниципальных образований;

2. Обусловлены договорами и соглашениями.

1. Обусловлены законами и нормативно-правовыми актами муниципальных образований;

2. Обусловлены договорами и соглашениями.

1. Обусловлены муниципальным заданием на очередной финансовый год, плановый период.

Таблица 2. Таблица бюджетных ассигнований по видам.

Планирование в сфере закупок

В действующем Федеральном законе Российской Федерации «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [5] отсутствует понятие планирования, но со вступлением в силу с 1 января 2014 года Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» деятельность по планированию вводится в оборот.

В соответствии со ст. 16 44-ФЗ, планирование закупок осуществляется, исходя из целей по:

  1. реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
  2. исполнению международных обязательств Российской Федерации, реализации межгосударственных программ, участниками которых является Российская Федерация.
  3. выполнению функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

Планирование закупок осуществляется путем формирования планов и планов-графиков закупок.

В план закупок в обязательном порядке должны быть включены: идентификационный код закупок (обеспечивает взаимосвязь кода бюджетной классификации, а также каталога необходимых для нужд товаров, работ услуг); цель осуществления закупок; наименование объекта или объектов закупок с их описанием, а также объём закупаемых товаров, работ, услуг; объём финансового обеспечения для осуществления закупки; сроки и периодичность осуществления планируемых закупок; обоснование закупок; информация об обязательном общественном обсуждении закупки товара, работы или услуги; информация о товарах, работах или услугах, в случае если они могут быть поставлены, выполнены или оказаны единственным исполнителем по причине их технической или технологической сложности.

В свою очередь, план-график закупок в ст. 21 определяется как документ, содержащий перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и является основанием для осуществления закупок.

Территориальное планирование

Чертков А.Н. под территориальным развитием понимает верифицируемое совершенствование различных сфер общественных отношений, выразившееся в достижении планируемых показателей в масштабах территории Российской Федерации или отдельных ее территориальных единиц и достигаемое путем преобразования территориального устройства Российской Федерации, а также количественное и качественное приращение территориальных характеристик государства [статья «Территориальное развитие России и его планирование: поиск оптимального подхода»].

Крамкова Т.В. отмечает, что в последние годы органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также профессиональными участниками инвестиционно-строительного процесса ведется поиск эффективных стратегий обеспечения развития территорий, в том числе городов и городских агломераций. Одним из основных легальных инструментов регулирования деятельности по развитию территорий (градостроительной деятельности) является территориальное планирование. Сегодня в России институт территориального планирования находится в стадии становления, а вопросам планирования рациональной организации территорий придается новый смысл [статья «Территориальное и стратегическое планирование: основные проблемы и тенденции развития законодательства»].

Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет территориальное планирование как определение в документах территориального планирования назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов, в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Читайте также:
Программа лучших университетов мира

В свою очередь, ст. 18 ГК РФ определяется перечень документов территориального планирования, который зависит от типа муниципального образования:

Документы территориального планирования

Муниципальные городские, сельские поселения

Муниципальные районы

Городские округа

Генеральные планы поселений

Схемы территориального планирования

Генеральные планы городских округов

Таблица 3. Документы территориального планирования в зависимости от типа муниципального образования

Планирование при приватизации государственного и муниципального имущества

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О приватизации государственного и муниципального имущества», в целях осуществления приватизации муниципального имущества органы местного самоуправления утверждают прогнозный план приватизации муниципального имущества.

В прогнозном плане приватизации муниципального имущества отражаются основные направления и задачи приватизации на плановый период, прогноз влияния приватизации имущества на структурные изменения в экономике в конкретных отраслях, предполагаемые сроки приватизации и характеристики приватизируемого имущества.

Информация о результатах приватизации имущества муниципальных образований за прошедший год представляется субъектами Российской Федерации в Правительство Российской Федерации или уполномоченный федеральный орган Российской Федерации ежегодно, не позднее 1 марта.

Таким образом, можно заключить, что планирование в муниципальном образовании:

территориальное развитие муниципального образования

  1. Это постоянная сознательная деятельность компетентных органов местного самоуправления;
  2. Его определение дается в действующем законодательстве;
  3. Направлено на формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;
  4. Определяет направление развития муниципального образования на плановый период;
  5. Отражается в планах и программах социально-экономического развития;
  6. Повышает эффективность деятельности органов местного самоуправления;
Диаграмма 1. Взаимосвязь типов планирования муниципальных образований в контексте территориального развития

Как видно из Диаграммы 1, процесс планирования есть совокупность взаимосвязанных элементов, отражающих последовательные действия органов местного самоуправления, где итогом всегда является документ – план – программа.

Программа является отражением той области, в которой участвуют муниципальные образования. К ним можно отнести:

  1. Область занятости населения — затрагивает отношения, связанные с трудоустройством проживающих на территории муниципального образования граждан — физических лиц; создание благоприятных условий для трудоустройства, например, организация бирж труда; привлечение трудоспособного, но незанятого населения к реализации проектов муниципальных образований по благоустройству территорий и т.д.
  2. Область промышленности, транспорта и связи — затрагивает отношения, связанные с развитием предприятий, обслуживающих потребности населения различных форм собственности, обеспечение устойчивой инфраструктуры транспортного сообщения, так как инфраструктура связи и энергетики имеет огромное значение для устойчивого функционирования предприятий и домашних хозяйств;
  3. Инвестиционная деятельность — затрагивает отношения, связанные с привлечением как собственных средств, так и средств частного капитала, для вложения в наиболее значимые для муниципального образования отрасли экономики.
  4. Область здравоохранения — затрагивает отношения, связанные с предоставлением населению доступного и качественного медицинского обслуживания
  5. Область культуры и образования — затрагивает отношения, связанные с разработкой социальных программ по развитию молодежного спорта, обеспечению высокого уровня образования населения путём строительства образовательных заведений и др;
  6. Область строительства — затрагивает отношения, связанные с обеспечением граждан доступным и высококачественным жильём;
  7. Сельское хозяйство — является одной из наиболее приоритетных областей для регионов, в которых преобладают земли для сельскохозяйственных угодий. Потенциал Российской Федерации в данной области трудно переоценить, а в некоторых регионах он просто недооценивается. Муниципальным образованиям в данной сфере необходимо принимать наиболее решительные меры по обеспечению сельхозпроизводителей программами, стимулирующими развитие отрасли;
  8. Государственная поддержка — затрагивает отношения, связанные с обеспечением граждан — физических лиц обязательствами, взятыми на себя государством (примером таких обязательств является пенсионное обеспечение). Также под государственной поддержкой стоит понимать и обеспечение необходимыми средствами пострадавших после стихийных бедствий, произошедших на территории муниципального образования, и пр.
  9. Финансовая область — затрагивает отношения, связанные с обеспечением пополнения необходимыми финансовыми средствами казны муниципального образования, процедуру расходования денежных средств, а также привлечения денежных средств из бюджетов других уровней на случай необходимости выравнивания дефицита бюджета муниципального образования и др.

Таким образом, можно заключить, что в процессе территориального развития муниципального образования необходим комплексный подход при планировании, где бюджетное, территориальное планирование, планирование закупок и приватизации должно осуществляться во взаимосвязи и неразрывном единстве, при этом при осуществлении планирования необходимо использовать системный подход, то есть идти от задач, которые стоят перед муниципальными образованиями.

Только так можно достичь эффективных показателей на плановый период, и, как следствие, достичь высоких результатов в управленческой деятельности.

Источник: www.samoupravlenie.ru

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

МЕХАНИЗМ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа в формате PDF

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

На современном этапе инвестиционное развитие экономики невозможно без активизации инвестиционной деятельности, которая является одной из первостепенных задач органов муниципального управления. От уровня развития инвестиционной деятельности зависит не только решение широкого круга проблем отдельных муниципальных образований, но, в определенной мере, судьба местного самоуправления в целом. Местное самоуправление это система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения и управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории, то есть данного муниципального образования. Но никакое муниципальное образование не сможет существовать без собственной стратегии развития, которая способна повысить качественные и количественные показатели жизни территории.

В муниципальных образованиях процесс социально-экономического развития разрабатывается, планируется и реализуется совместными усилиями органов местной власти, представителей бизнеса и государственных предприятий, общественных организаций и органов общественного самоуправления.

Процедура стратегического планирования не допускает абсолютно единообразного подхода, поскольку объекты его отличаются друг от друга по географическим характеристикам, природным ресурсам, экономическим показателям, характеристикам и результатам деятельности агентов экономической активности, социальной организации жизнедеятельности населения и многого другого. Каждое муниципальное образование, сталкиваясь с какими-либо проблемами, решает их по-своему.

Одно из центральных мест в обеспечении социально-экономического развития муниципального образования занимает организация стратегического планирования, разработка и реализация собственной стратегии развития.

Стратегия муниципального образования — это общественно согласованная концепция, которая обеспечивает установление приоритетов среди возможных регулирующих мер для инвестиционной, социальной, экологической политики, муниципальных программ, градостроительства, бюджетного планирования. Стратегия представляет собой выбор направления развития муниципального образования, которое включает:

— формирование долгосрочных целей развития муниципалитета;

— определение полюсов роста, способных обеспечить достижение этих целей;

— выделение среди множества программ и проектов, наиболее приоритетных в условиях ограниченности ресурсов и определение долгосрочных перспектив развития на основе формирования консенсуса интересов [1].

Задача стратегического планирования состоит в том, чтобы найти пути сбалансированного, устойчивого развития муниципалитета в долгосрочной перспективе.

Читайте также:
Стратегия маркетинга это план и программа

Для этого необходимо, в первую очередь, определить общественно значимые цели развития муниципалитета. Исходя из объективных внутренних и внешних условий, учитывая мнение граждан и организаций, представляющих интересы различных слоев местного сообщества, выработать обобщенное, взвешенное «видение» муниципального образования и его будущего, определить административные меры и средства, которые позволят мобилизовать ресурсы и активность общественного и предпринимательского сектора для достижения установленных целей

Стратегия обеспечивает установление приоритетов среди возможных регулирующих мер для инвестиционной, социальной, экологической политики, муниципальных программ, градостроительства, бюджетного планирования. В стратегии должны быть определены те мероприятия, проекты, программы, которые, по существу, являются «стратегическими», то есть имеют более сильное среднесрочное и долгосрочное воздействие на развитие муниципалитета и ликвидацию негативных тенденций.

Это находит отражение в следующих принципах формирования экономической стратегии муниципального образования:

— ориентация на повышение благосостояния всех граждан;

— создание благоприятных условий для осуществления на территории муниципального образования экономической деятельности на основе учета интересов и координации мероприятий с экономическими агентами различных форм собственности — государственными и общественными организациями, предпринимательским сектором;

— обеспечение эффективного функционирования муниципального хозяйства (снижение дотационности, повышение качества услуг).

Наличие стратегии социально-экономического развития облегчает руководителям муниципального образования получение субсидий из самых различных источников, поскольку позволяет убедительно обосновать целевое расходование средств. Стратегия является весомым основанием для заявок местных властей на получение финансирования отдельных мероприятий и объектов из регионального и федерального бюджета, например, на реализацию целевых программ, адресных инвестиционных проектов.

Существование стратегии позволяет демонстрировать федеральному центру стремление использовать современные методы управления, к числу которых относится и долгосрочное планирование. Только долгосрочная стратегия социально-экономического развития позволяет согласованно и эффективно применять всю совокупность экономических, архитектурно-планировочных и административно-правовых методов управления территорией [2]

Специфика стратегии муниципального образования заключается в возможности эффективного включения населения в процедуру определения приоритетов социально-экономического развития территории и формировании гражданского общества. Как свидетельствует практика, данный процесс приобретает форму гражданской экспертизы, общественных слушаний, отражая стремление местных органов власти учитывать при разработке стратегии мнения людей о проблемах развития территории, на которой они проживают, и путей их решения.

Методология разработки стратегии социально-экономического развития муниципального образования, наиболее приемлемая на современном этапе, строится на сочетании трех подходов:

— экономико-математического подхода, предполагающего анализ существующих статистических данных о социально-экономическом развитии МО, планов и программ развития хозяйствующих субъектов, выявление тенденций и ограничений развития с использованием многопараметрических экономико-математических моделей;

— социолого-коммуникативного подхода, предполагающего за счет социологических процедур получить недостающую информацию, обеспечить вовлечение в процесс сбора информации, выявления проблем и перспектив развития муниципального образования, выработку решений активной части сообщества и хозяйствующих субъектов;

— сценарного подхода, предполагающего проведение качественного и количественного анализа возможных отклонений и альтернатив развития МО, определение наиболее вероятных сценариев его социально-экономического и пространственного развития, а также программы действий органов местного самоуправления, направленных на реализацию наиболее выгодных для муниципалитета сценариев развития и снижения рисков неблагоприятных сценариев.

Сочетание данных подходов позволяет учесть как объективные, так и субъективные факторы развития, преодолеть ограничения, связанные с задержкой предоставления, неполнотой и недостоверностью отдельных количественных данных и субъективностью качественных оценок. Что позволит в конечном итоге получить документ – «Стратегию социально-экономического развития МО», — который будет в полной мере отвечать сложившейся ситуации, и принят субъектами муниципального сообщества, а также разработать программу действий администрации, позволяющую учитывать факторы неопределенности его развития и управлять рисками, обусловленными действием внешних сил [3].

Очевидно, что в каждом муниципальном образовании, разрабатывающем или уже реализующем стратегию, существуют свои специфические причины, послужившие катализатором стратегической работы. Соответственно, в каждом муниципальном образовании проявляются особенности, как в части организации работы, так и в части содержательной стороны разрабатываемых планов, даже с учетом того, что для большинства территорий присущи схожие проблемы.

Несмотря на индивидуальность и уникальность формируемых программ и мероприятий, в основном, рабочие группы всех муниципальных образований придерживаются одинаковой схемы работы — вне зависимости, привлекаются или нет сторонние эксперты к решению поставленной задачи.

Организационно-подготовительный этап включает:

— разработку и утверждение структуры документа;

— определение состава исполнителей и распределение обязанностей по разработке проекта концепции, формирование соответствующей рабочей группы;

— проведение обучения работников (при необходимости);

— формирование информационной базы, необходимой для разработки концепции;

— выделение денежных ресурсов для привлечения специалистов к разработке и экспертизе проектных материалов;

— составление графика разработки концепции, который должен содержать все этапы ее формирования, состав группы и руководителей [4].

Этап формирования и анализа информационной базы включает сбор, систематизацию и анализ данных, составляющих информационную базу для формирования концепции: статистические данные; предложения населения; прогнозные и программные документы по развитию муниципального образования; наличие утвержденных и намеченных к реализации проектов, затрагивающих интересы города, и т.п.

Этап разработки проекта концепции предполагает формирование проекта в соответствии с принятой структурой на основе имеющейся методической и информационной базы с учетом выделенных приоритетов социально-экономического развития.

Этап экспертизы обеспечивает высокое качество и научную обоснованность концепции.

Основные задачи экспертизы:

— проверка обоснованности выбранных приоритетов и целей социально-экономического развития муниципального образования;

— анализ соответствия задач социально-экономического развития муниципального образования, определенных концепцией, роли муниципального образования в региональной системе разделения труда с учетом особенностей ее развития;

— оценка принятых направлений социально-экономической политики;

— уточнение потребности в ресурсах, необходимых для реализации намеченных целей, и источников их покрытия. Как правило, проводится юридическая, экономическая, экологическая и социальная экспертиза концепции, а также ее общественное обсуждение (общественная экспертиза).

Этап согласования и утверждения концепции. На этом этапе производится доработка проекта концепции по результатам экспертизы и общественного обсуждения, увязка принимаемых решений с возможными объемами финансовых и других ресурсов. Согласование концепции с органами государственной власти субъекта РФ, природоохранными органами, в отдельных случаях — с заинтересованными министерствами и федеральными агентствами и утверждение концепции представительным органом муниципального образования.

Список использованных источников:

1. Агеев А.И., Зайцева Ю.С., Зендриков К.Р. Сценарный подход в стратегическом управлении муниципальным образованием // Экономические стратегии. – 2012. – №5-6. – С. 134-141.

2. Богуславский А.О. Проблемы стратегического планирования социально-экономического развития российских городов // Рынок ЦБ. – 2011. – №8. – С. 34–39.

3. Виссема Х. Стратегический менеджмент и предпринимательские возможности для будущегопроцветания. Учебное пособие. – М.: Финпресс, 2014, – 438 с.

4. Жихарев К.Л. Стратегическое планирование социально-экономического развития муниципального образования // Проблемы теории и практики управления. – 2012. – №7. – С. 50-57.

Источник: scienceforum.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru