Современные технологии обработки информации часто приводят к тому, что возникает необходимость представления данных в виде таблиц. В языках программирования для такого представления служат двухмерные массивы. Для табличных расчетов характерны относительно простые формулы, по которым производятся вычисления, и большие объемы исходных данных. Такого рода расчеты принято относить к разряду рутинных работ, для их выполнения следует использовать компьютер. Для этих целей созданы электронные таблицы (табличные процессоры) — прикладное программное обеспечение общего назначения, предназначенное для обработки различных данных, представимых в табличной форме.
Электронная таблица (ЭТ) позволяет хранить в табличной форме большое количество исходных данных, результатов, а также связей (алгебраических или логических соотношений) между ними. При изменении исходных данных все результаты автоматически пересчитываются и заносятся в таблицу. Электронные таблицы не только автоматизируют расчеты, но и являются эффективным средством моделирования различных вариантов и ситуаций. Меняя значения исходных данных, можно следить за изменением получаемых результатов и из множества вариантов решения задачи выбрать наиболее приемлемый.
Информатика. Выпуск 9. Электронные таблицы и базы данных.
При работе с табличными процессорами создаются документы, которые также называют электронными таблицами. Такие таблицы можно просматривать, изменять, записывать на носители внешней памяти для хранения, распечатывать на принтере.
Рабочим полем табличного процессора является экран дисплея, на котором электронная таблица представляется в виде прямоугольника, разделенного на строки и столбцы. Строки нумеруются сверху вниз. Столбцы обозначаются слева направо. На экране виден не весь документ, а только часть его.
Документ в полном объеме хранится в оперативной памяти, а экран можно считать окном, через которое пользователь имеет возможность просматривать таблицу. Для работы с таблицей используется табличный курсор, — выделенный прямоугольник, который можно поместить в ту или иную клетку.
Минимальным элементом электронной таблицы, над которым можно выполнять те или иные операции, является такая клетка, которую чаще называют ячейкой. Каждая ячейка имеет уникальное имя (идентификатор), которое составляется из номеров столбца и строки, на пересечении которых располагается ячейка. Нумерация столбцов обычно осуществляется с помощью латинских букв (поскольку их всего 26, а столбцов значительно больше, то далее идёт такая нумерация — AA, AB, . AZ, BA, BB, BC, . ), а строк — с помощью десятичных чисел, начиная с единицы. Таким образом, возможны имена (или адреса) ячеек B2, C265, AD11 и т.д.
Следующий объект в таблице — диапазон ячеек. Его можно выделить из подряд идущих ячеек в строке, столбце или прямоугольнике. При задании диапазона указывают его начальную и конечную ячейки, в прямоугольном диапазоне — ячейки левого верхнего и правого нижнего углов. Наибольший диапазон представляет вся таблица, наименьший — ячейка. Примеры диапазонов — A1:A100; B12:AZ12; B2:K40.
УРОК 15. Создание электронной таблицы (9 класс)
Если диапазон содержит числовые величины, то они могут быть просуммированы, вычислено среднее значение, найдено минимальное или максимальное значение и т.д.
Иногда электронная таблица может быть составной частью листа, листы, в свою очередь, объединяются в книгу (такая организация используется в Microsoft Excel).
Ячейки в электронных таблицах могут содержать числа (целые и действительные), символьные и строковые величины, логические величины, формулы (алгебраические, логи-ческие, содержащие условие).
В формулах при обращении к ячейкам используется два способа адресации — абсолютная и относительная адресации. При использовании относительной адресации копирование, перемещение формулы, вставка или удаление строки (столбца) с изменением местоположения формулы приводят к перестраиванию формулы относительно её нового местоположения.
В силу этого сохраняется правильность расчётов при любых указанных выше действиями над ячейками с формулами. В некоторых же случаях необходимо, чтобы при изменении местоположения формулы адрес ячейки (или ячеек), используемой в формуле, не изменялся. В таких случаях используется абсолютная адресация. В приведенных выше примерах адресов ячеек и диапазонов ячеек адресация является относительной. Примеры абсолютной адресации (в Microsoft Excel): $A$10; $B$5:$D$12; $M10; K$12 (в предпоследнем примере фиксирован только столбец, а строка может изменяться, в последнем — фиксирована строка, столбец может изменяться).
Управление работой электронной таблицы осуществляется посредством меню команд.
Можно выделить следующие режимы работы табличного процессора:
формирование электронной таблицы;
режим отображения формул;
работа электронной таблицы как базы данных.
При работе с табличными процессорами создаются документы, которые можно просматривать, изменять, записывать на носители внешней памяти для хранения, распечатывать на принтере. Режим формирования электронных таблиц предполагает заполнение и редактирование документа. При этом используются команды, изменяющие содержимое клеток (очистить, редактировать, копировать), и команды, изменяющие структуру таблицы (удалить, вставить, переместить).
Режим управления вычислениями. Все вычисления начинаются с ячейки, расположенной на пересечении первой строки и первого столбца электронной таблицы. Вычисления проводятся в естественном порядке, т.е. если в очередной ячейке находится формула, включающая адрес еще не вычисленной ячейки, то вычисления по этой формуле откладываются до тех пор, пока значение в ячейке, от которого зависит формула, не будет определено. При каждом вводе нового значения в ячейку документ пересчитывается заново, — выполняется автоматический пересчет. В большинстве табличных процессоров существует возможность установки ручного пересчета, т.е. таблица пересчитывается заново только при подаче специальной команды.
Режим отображения формул задает индикацию содержимого клеток на экране. Обычно этот режим выключен, и на экране отображаются значения, вычисленные на основании содержимого клеток.
Графический режим дает возможность отображать числовую информацию в графическом виде: диаграммы и графики. Это позволяет считать электронные таблицы полезным инструментом автоматизации инженерной, административной и научной деятельности.
В современных табличных процессорах, например, в Microsoft Excel, в качестве базы данных можно использовать список (набор строк таблицы, содержащий связанные данные). При выполнении обычных операций с данными, например, при поиске, сортировке или обработке данных, списки автоматически распознаются как базы данных. Перечисленные ниже элементы списков учитываются при организации данных:
столбцы списков становятся полями базы данных;
заголовки столбцов становятся именами полей базы данных;
каждая строка списка преобразуется в запись данных.
Рассмотрим примеры обработки данных с использованием табличного процессора.
Пример 1. (Информатика. Задачник-практикум в 2 т. /Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 2. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999. — 280с.) В пещере у реки поселился огнедышащий дракон.
Всех, кто пытался его прогнать, он прогонял сам, полыхая на них огнем. Количество полыханий зависело от того, на кого надо полыхать. На царевича дракон полыхал 5 раз, на королевича — 4 раза, на простого рыцаря — 3.
За первые сто лет дракона пытались прогнать 2 царевича, 3 королевича и 5 простых рыцарей. За второе столетие на него покушались 3 царевича, 2 королевича и 7 простых рыцарей. За третий век дракона беспокоили 7 царевичей, 5 королевичей и 6 простых рыцарей. За следующее столетие дракону пришлось иметь дело с 3 царевичами, 6 королевичами и 10 простыми рыцарями. После чего дракона в конце концов оставили в покое и объявили гору, на которой он жил, заповедником для охраны редких видов животных.
Построить электронную таблицу, из которой будет видно: сколько человек пытались прогнать дракона за каждое из столетий в отдельности и за все 4 века вместе; сколько среди них было царевичей, сколько королевичей и сколько простых рыцарей; сколько раз дракону пришлось полыхать на них огнем в течение каждого века и за все 4 столетия вместе; сколько полыханий досталось царевичам, сколько королевичам и сколько простым рыцарям.
Решение. Прежде всего необходимо продумать структуру таблицы и разместить в ней имеющуюся информацию. В приведенном ниже решении информация о царевичах, королевичах и рыцарях занесена в строки, а столбцы содержат сведения о сражениях по векам. Нижняя строка и последние два столбца содержат итоговую информацию согласно условию задачи.
Информация о полыханиях, приходящимся на одного царевича, королевича, рыцаря, вынесена отдельно. Это связано с тем, что при изменении этих данных достаточно будет изменить их в указанных ячейках, не изменяя при этом всех формул.
На рисунках приведён фрагмент таблицы с решением в режиме отображения формул и с результатами расчётов.
Пример 2. Составить форму для решения равнобедренного треугольника по основанию и противолежащему ему углу (вычисления его боковых сторон, периметра, оставшихся углов, площади, высот).
Решение. Разработаем форму, которая обрабатывает только корректные исходные данные, т.е. треугольник с такими данными должен существовать, заданные величины не могут быть отрицательными и т.д. В таблице достаточно зафиксировать верные расчётные формулы, и эта форма будет пригодна для любых вычислений с указанными исходными данными.
Пусть основание равно c, заданный угол — С. Тогда
углы A = B = (180 – C) / 2;
боковые стороны (по теореме синусов) a = b = (c sin A) / sin C;
периметр P = a + b + c;
площадь S = 1/2 ab sin C;
высоты ha = 2S / a; hb = 2S / b; hc = 2S / c.
На рисунках приведён фрагмент таблицы с решением в режиме отображения формул и с результатами расчётов при c = 10, C = 60o.
Список литературы
Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Шолохович В.Ф. Информатика: 7-9 кл. Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений — М.: Дрофа, 1998. — 240 с. (§ 4. Организация вычислений с помощью ЭВМ, с. 23–31.)
Каймин В.А., Щеголев А.Г., Ерохина Е.А., Федюшин Д.П. Основы информатики и вычислительной техники: Проб. учеб. для 10-11 классов средн. школы. — М.: Просвещение, 1989.
Кушниренко А.Г., Лебедев Г.В., Сворень Р.А. Основы информатики и вычислительной техники: Учеб. для средн. учеб. заведений. — М.: Просвещение, 1993.
Семакин И., Залогова Л., Русаков С., Шестакова Л. Информатика: уч. по базовому курсу. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1998. (Глава 8. Табличные вычисления на компьютере, с.163–176.)
Угринович Н. Информатика и информационные технологии. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: БИНОМ, 2001. — 464 с. (Глава 12. Технология обработки числовых данных в электронных таблицах, с. 311–328.)
Информатика. 7-8 класс /Под ред. Н.В. Макаровой. — СПб: Питер Ком, 1999. — 368 с. (Раздел 6. Прикладная среда — табличный процессор, с. 238–303.)
Шафрин Ю.А. Информационные технологии. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1998. — 704 с.
Источник: ronl.org
Презентация на тему Использование электронных таблиц Microsoft Excel при решении практических задач
Цели: Применение навыков работы с электронными таблицами Excel при решении практических задач. Продолжить знакомить учащихся функциями табличного процессора MS Excel, познакомить обучающихся проблемами энергосбережения в разных отраслях хозяйства и возможными путями
- Главная
- Информатика
- Использование электронных таблиц Microsoft Excel при решении практических задач
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1″Использование электронных таблиц Microsoft Excel при решении практических задач»
Слайд 2Цели:
Применение навыков работы с электронными таблицами Excel при решении
практических задач.
Продолжить знакомить учащихся функциями табличного процессора MS Excel,
познакомить обучающихся проблемами энергосбережения в разных отраслях хозяйства и возможными путями их решения, мотивировать учащихся на энергосберегающий образ жизни.
Слайд 3Microsoft Office Excel 2010
Слайд 41. Дайте определение ЭТ. 2. Приведите примеры программ для работы ЭТ?
3. Вспомним, для чего нужна эта программа?
Перед нами окно программы
EXCEL, необходимо перечислить и показать его основные элементы.
1. сформулируйте основное свойство ЭТ? 2. Что называется ячейкой? 3. Адрес ячейки- ? 4. Активная ячейка- ? 5. Что значит диапазон ячеек? 6. Как он записывается? 7. Сколько ячеек входит в блок А3:F3? Какой это диапазон? 8. Сколько ячеек входит в блок С3:С10? Какой это диапазон?
9. Сколько ячеек входит в блок А1:С3? Какой это диапазон?
Слайд 5Microsoft Office Excel 2010
Слайд 6
Слайд 7Потребление энергии на производстве
Потребление энергии на транспорте
Потребление энергии в системах
связи
Потребление энергии в торговле
Потребление энергии в быту
Потребление энергии в городском хозяйстве
Потребление энергии при создании интеллектуальной продукции
Слайд 8Значимости электроэнергии можно посвятить целую поэму , настолько она важна
в нашей жизни и настолько мы привыкли к ней. Она
является основой практически в любой отрасли деятельности человека.
Слайд 9Электроэнергия в быту
Электроэнергия в быту неотъемлемый помощник. Каждый день мы
имеем с ней дело , и , наверное , не
представляем свою жизнь без нее.
Слайд 10Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми приборами
Слайд 11
Слайд 12Проблема:
Нерациональное использование электроэнергии
Высокая ее стоимость
Загрязнение окр. среды
Обеднение природных ресурсов
Слайд 13Примеры бытовых приборов,
в которых
совершается работа
электрического тока
Слайд 14Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми приборами
Тема урока:
Слайд 15применить знания о работе и мощности тока к объяснению работы
бытовых приборов
изучить понятие стоимости электроэнергии
получить алгоритм ее расчета
предложить способы
Слайд 16Перед вами проекты квартир.
Составьте мини- схему подключения электроприборов в каждой
комнате.
Расчетчики распределяют комнаты между собой.
Один аналитик будет контролировать
расчеты всех расчетчиков и собирать данные для общего подсчета стоимости электроэнергии в квартире.
Другой аналитик будет работать с веб- квестом для поиска информации по энергосбережению и созданию памятки.
Найти информацию о видах лампочек.
Замените в своих расчетах все лампочки накаливания на лампочки энергосберегающие. Аналитик по контролю расчетов собирает новые данные. Анализирует. Делает выводы.
Слайд 17Последовательность действий:
Знать мощность бытовых приборов
Указать количество бытовых приборов
Вычислить работу
тока по формуле А=P*t
Умножить работу тока на стоимость 1кВт*ч энергии
за дневное время.
Умножить работу тока на стоимость 1кВт*ч энергии за ночное время.
Сложить работу тока в дневное время и ночное.
Работу тока умножить на количество дней в месяце.
Слайд 18Мощность бытовых электроприборов
Слайд 19Мощность потребителей
Проанализируйте таблицу «Расхода электроэнергии в быту»
Какие электроприборы потребляют наибольшее
количество электроэнергии?
Подсчитайте для этих электроприборов годовой расход энергии.
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 22При работе с ПК соблюдаем технику безопасности.
Выполним упражнения для глаз
Слайд 23
Слайд 24
Слайд 25Энергосбережение можно считать новым источником энергии.
Слайд 26Закончите предложения:
Сегодня на уроке я научился …
Сегодня мне было интересно
…
Мне не понравилось…
Ответьте на вопросы:
Что мне дал урок для жизни?
Чему
Источник: theslide.ru
Информатика ОГЭ №14
Сегодня разберёмся с заданием ОГЭ №14 по информатике. В данном номере необходимо понимать устройство работы программы Microsoft Excel . Следовательно, нужно понимать, как правильно работать с редактором электронных таблиц. Как правильно писать формулы, работать с фильтрами и визуализацией информации.
Попробуем разобраться с заданием на примере
В электронную таблицу занесли данные о тестировании учеников. Ниже приведены первые пять строк таблицы:
Пример данных электронной таблицы
В столбце А записан округ, в котором учится ученик; в столбце В — фамилия; в столбце С — любимый предмет; в столбце D — тестовый балл. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 ученикам.
Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
- Сколько учеников в Восточном округе (В) выбрали в качестве любимого предмета информатику? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку Н2 таблицы.
- Каков средний тестовый балл у учеников Северного округа (С)? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку НЗ таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
- Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение числа участников, сдающих информатику, физика и обществознание. Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6.
Решение
Само задание состоит из трёх частей. За каждую часть начисляется один балл. По большей части эти части делаются достаточно просто. Попробуем открыть файл электронной таблицы и посмотреть, что внутри него.
Электронная таблица с данными в программе Microsoft Excel
Файл содержит большое количество данных по ученикам ( предмету, округу и набранное количество баллов ). В ячейки H2 и H3 необходимо вписать ответ на вторую и третью часть задания соответственно.
Ячейки для записи ответов на первое и второе задание
Первая часть задания
Попробуем пойти поочередно. Разберемся с первой частью. Необходимо посчитать, сколько учеников в Восточном округе выбрали в качестве любимого предмета информатику. Для этого выбираем ячейку с предметом ( заголовок ).
Выбираем ячейку с оглавлением
Применяем функцию “ Сортировка и фильтр ” → “ Фильтр ”.
Применяем функцию фильтр
После этого у каждого из заголовков появляется раскрывающиеся меню.
После применения функции фильтр
В каждом из выпадающем меню можем выбрать необходимые условия по фильтрованию информации в таблице.
Список предметов из фильтра
Во вкладке предмет уберём все предметы и оставим только информатику.
Фильтр на информатику
Во вкладке округ оставим только Восточный (В).
Фильтр на Восточный округ
После применения данных опций в нашей таблицы останутся лишь те ученики ( записи ), которые проживают в Восточном округе и выбрали в качестве любимого предмета информатику. В данном случае можем посчитать вручную количество таких учеников, но также можно посмотреть в нижний левый угол программы и увидеть “ Найдено записей 10 из 1000 ”.
Найденное количество записей, удовлетворяющее критериям фильтра
Следовательно, таких учеников — 10 . Данный ответ впишем в ячейку H2 .
После нахождения ответа необходимо восстановить фильтр в начальное положение ( установить снова все галочки ).
Вторая часть задания
Во второй части от нас просят посчитать средний балл учеников Северного округа и округлить ответ до двух знаков после запятой ( в случае дробного числа ). Снова за счёт функции “ Фильтр ” раскрываем округ и оставляем лишь Северный (С).
Устанавливаем фильтр на Северный округ
После этого получаем достаточно большой список учеников. С которым очень сложно будет работать на текущем листе.
Найденные записи с применением фильтра
Для правильной дальнейшей работы необходимо скопировать баллы учеников и перенести их на другой ( второй ) лист.
Копируем данные на Лист 2
Для нахождения среднего балла необходимо для начала посчитать сумму баллов. Для этого в ячейке E4 запишем формулу =СУММ(А:А) . Все математические операции в данной программе начинаются со знака “ = ” ( равно ). Без этого знака любое выражение будет восприниматься как текст. За счёт данной формулы посчитаем сумму всех ячеек в столбце A . Так как, пустые ячейки хранят в себе значение 0 , то всё посчитается правильно.
Находим сумму баллов
После нужно понять, сколько таких чисел ( на какое число делить ) для нахождения среднего значения. Опустимся чуть ниже и заметим, что таких записей у нас 66 .
Находим количество таких учеников
В ячейке F4 запишем следующую формулу =E4/66 . После данной записи получим среднее арифметическое значение.
Находим среднее арифметическое значение
Но можем заметить, что количество знаков после запятой больше двух. Можем самостоятельно округлить ( по математическим правилам округления ), а можем применить функцию округления. Для этого дополним формулу в ячейке F4 следующим образом =ОКРУГ(E4/66; 2) . Число 2 после точки запятой означает количество разрядов после запятой.
Применяем функцию округления
Получили второй ответ, который проходит по нашему условию ( округлить до двух знаков после запятой ). Данный ответ нужно также перенести на Лист 1 в ячейку H3 .
Второй вариант решения второй части задания
Можно решить данное задание иначе. Написать следующую формулу в ячейку E2 ( на первом листе ) =ЕСЛИ(A2=”С”; D2; 0) .
Данную формулу растянем до конца записей нашей таблицы ( растягиваются за нижний правый угол ), чтобы не переписывать формулу для каждой строки. Сама функция сработает как условие. В нём говорится о том “ Если в ячейке A2 записан Северный округ, то тогда запиши количество баллов из ячейки D2, в другом случае запиши значение — 0 ”.
После дублирования ( растяжения ) формулы ячейки дальше пойдут по нумерации строк. Например, чуть ниже в ячейке E3 уже будут проверяться ячейки A3 и D3 соответственно .
Ввод формулы для поиска баллов с Северного округа
После этого также за счёт функции “ Сумма ” посчитаем сумму баллов учеников. В ячейку F2 запишем =СУММ(Е:Е) . Сработает эта функция таким же образом, как и в предыдущем примере.
Источник: dzen.ru