Большинство МРЗ-файлов производятся из материала, находящегося на аудиокомпакт-диске. Это – двухступенчатый процесс, первая стадия включает преобразование дорожек из формата цифровой звукозаписи CD-DA (CD-Digital audio) к формату WAV.
Есть программы, которые могут произвести МР3непосредственно из аудиоСD, но они достигают этого, все же выполняя извлечение аудио из компакт-диска как начальный шаг процесса. Задача выполняется специализированными программами, известными как CD-Ripper (взломщики CD). Программа читает дорожки аудиокомпакт-диска в цифровой форме и записывает их на жесткий диск как WAV-файлы. Четырехминутная дорожка (трек, фонограмма) занимает около 40–50 Мбайт формата WAV (расширение . wav), так что преобразование полного компакт-диска требует наличия большого пространства на жестком диске.
Вторая стадия в процессе заключается в конвертировании .wav-файла в формат .mр3. Этот шаг использует специализированное программное обеспечение и программы, которые исполняют эту задачу, известны как кодеры МРЗ. МРЗ-файлы могут создаваться, используя разнообразие показателей степени сжатия, разрешая пользователям выбрать оптимальное соединение объема и качества звучания. Как правило, доступны следующие варианты:
Как записать вебинар | Программа для записи вебинаров
- качество компакт-диска – сжатие 12:1, поток данных (битрейт) между 128 и 192 Кбит/с;
- почти качество компакт-диска – сжатие в пределах 18 : 1;
- качество радио ЧМ – сжатие может быть 70 : 1, скорость – 64 Кбит/с.
МРЗMaker.Программный продукт Magix 2004 МРЗ Maker (рис. 3.4) реализует следующие преобразования звуковых данных:
- дорожка аудио CD – файл МРЗ;
- микрофонный или линейный вход – файл МРЗ;
- файл МРЗ – аудио CD и пр.
Winamp.Winamp является весьма популярным плейером, это мультимедиа-плейер с поддержкой значительного количества форматов (рис. 3.5). При этом могут использоваться декодеры, предоставляемые производителями. В целом система напоминает работу Windows с WAV-файлами. Он является одним из самых развитых плейеров, и не только МРЗ. Большинство МРЗ-файлов, доступных через Internet, закодировано в формате 44 кГц и 128 Кбит/с, который приводит к хорошему коэффициенту «качество/размер» для файла МРЗ.


Введение в редактирование аудиофайла, запись аудиоинформации с помощью цифровых устройств
Источник: studfile.net
Обзор программ для записи звука
В этой статье речь пойдет о программах, позволяющих записывать звук, воспроизводимый звуковой картой вашего компьютера. Зачем нужны такие программы? Посмотрите на панель вашей звуковой карты. На ней, кроме выходов для динамиков, есть еще вход для микрофона, и еще один вход — линейный. Для чего нужен вход для микрофона, понятно.
К линейному входу, если кто не знает, можно подключить любое звуковоспроизводящее устройство (радиоприемник, магнитофон и т.д.). С помощью программ, позволяющих записывать звуковой сигнал, поступающий на входы вашей саунд-карты, вы сможете, подключив микрофон, записать себя, любимого, а с помощью линейного входа перевести в цифровую форму старую магнитофонную запись. Но этим возможности программ, записывающих звук, не исчерпываются.
Если у вас высокоскоростной Интернет, вы наверняка пользуетесь Интернет-радио (возможность прослушивать радиопередачи, транслируемые в Сети, встроена в Windows Media Player, не говоря уже о таких программах как Real Audio и специальных программах, предназначенных для прослушивания определенных радиостанций). Как правило, программы, позволяющие прослушивать Интернет-радио, не позволяют вам сохранять аудио-контент на своем диске.
Причин тому может быть много, говорить о них мы не будем. Заметим однако, что все, что воспроизводит ваша саунд-карта, может быть сохранено на диске в виде звукового файла. Нужна только программа, умеющая это делать. Две такие программы и будут рассмотрены в этой статье. Но сначала немного теории.
Железо
Поскольку звуковой сигнал поступает на вход звуковой карты в аналоговом виде, для передачи его в цифровой форме необходимо специальное устройство — аналогово-цифровой преобразователь (АЦП). Все современные звуковые карты оборудованы АЦП, но качество этих устройств на разных картах — разное. Для того, чтобы понять, о чем идет речь, необходим краткий экскурс в теорию.
Аналогово-цифровое преобразование выполняется путем замера значения амплитуды аналогового сигнала через равные промежутки времени (отдельные отсчеты называются сэмплами). Эти значения представляют собой целые числа. Так получается «цифровой звук». Частота, с которой проводятся замеры амплитуды звукового сигнала, называется частотой дискретизации.
Целые числа могут храниться в компьютере в разных форматах — в 8-, 16-, 32-, 64-битном формате (занимая в памяти, соответственно 1, 2, 4, 8 байт), а также со знаком или без. Последнее обстоятельство для нас особого значения не имеет. Важнее разрядность, то есть количество бит (байт), которые занимает число.
Современные непрофессиональные звуковые карты могут работать с 8-битным и 16-битным звуком. Некоторые карты могут работать с 32-битным звуком (на практике часто используется только 24 бита). Все это очень похоже на кодирование изображений. Разрядность пикселей изображения (8, 16 или 32 бита) определяет максимальное количество цветов, а следовательно — и качество изображения. Точно также и качество звука зависит от разрядности сэмплов.
Если разрядность звуковых сэмплов — это аналог количества цветов в представлении изображения, то частота дискретизации — аналог разрешающей способности. Чем выше частота дискретизации — тем выше качество звука. Традиционно используются следующие частоты: 4000, 8000, 11025, 16000, 24000, 22050, 44100, 48000, 96000 герц. В этом ряду нетрудно заметить два ряда кратных значений.
Кратность значений частоты дискретизации облегчает процесс преобразования этой частоты — передискретизацию. Однако, поскольку разные стандарты кодирования цифрового звука создавались разными организациями в разное время и с разными целями, не все значения частот, принятые в компьютерном мире, кратны друг другу.
Согласно теореме Найквиста-Котельникова, максимальная частота исходного звукового сигнала, которую можно передать при цифровом кодировании, равна половине частоты дискретизации. Это значит, что если АЦП работает с частотой дискретизации, скажем, 24 КГц, максимально возможная частота в спектре оцифрованного звука будет равняться 12 КГц.
Но во входном аналоговом сигнале наверняка есть составляющие, частота которых превышает 12 КГц. При преобразовании «в лоб» эти составляющие не исчезнут из оцифрованного сигнала бесследно. Они проявятся в нем в виде искажений (чаще всего — характерного «дребезжания»).
Для того, чтобы избавить цифровой сигнал от искажений, применяется фильтрация, удаляющая из сигнала составляющие с частотами выше половины частоты дискретизации. Останавливаться на этом подробно мы не будем, отметим только, что поскольку идеальных фильтров не существует, на практике максимальная частота, которую можно записать в оцифрованной форме, бывает меньше половины частоты дискретизации. Ну и наконец, звук может быть многоканальным. Современные звуковые карты поддерживают разное количество каналов при воспроизведении звука, но если речь идет не о профессиональном оборудовании, то при записи звука мы можем выбирать между одним каналом или двумя.
Программное обеспечение Windows позволяет вам выбирать частоту дискретизации звука, записываемого с микрофона или через линейный вход карты (причем в широких приделах — вплоть до 48 КГц. Однако восторгаться этим не стоит. АЦП карты, как правило, работает на фиксированной (не очень высокой) частоте.
Система же генерирует оцифрованный звук с заданной частотой дискретизации, используя упоминавшийся выше ресэмплинг. Процесс ресэмплинга не может повысить качество звука (но может его ухудшить). Из этого следует, что вы не почувствуете разницы между качеством звука, записанного с входа карты на средней и на высокой частоте дискретизации. А вот размер аудио-файла (особенно если это wav-файл) существенно изменится. При записи с входа карты не устанавливайте высокую частоту дискретизации, если только у вас нет особых причин для этого (например, если вы планируете перенести запись на аудио CD, вы должны записывать звук с частотой дискретизации 44100 Гц, потому что это соответствует стандарту аудио CD.
В заключение этого раздела приведу простые рецепты по соотношению параметров цифрового звука и качества. Качество телефонной линии: разрядность сэмплов — 8 бит, частота дискретизации — 8 КГц, один канал. Качество радиопередачи в диапазоне FM — разрядность сэмплов — 16 бит, частота дискретизации — 22,05 КГц, два канала. Качество аудио компакт-диска — разрядность сэмплов — 16 бит, частота дискретизации — 44,1 КГц, два канала.
Программы
В Windows есть собственная программа звукозаписи, однако использовать ее категорически не рекомендуется. Если от таких приложений Windows как Notepad или Paint еще может быть какая-то практическая польза, то встроенная программа звукозаписи настолько примитивна, что пользы от нее никакой.
Важным компонентом при записи звука с саунд-карты является микшер Windows. Если музыкальная композиция ревет из динамиков, а программа звукозаписи записывает тишину или слабое потрескивание, значит вы неправильно установили источник записи. Источник записи устанавливается в программе-микшере. В Windows 9x для вызова микшера нужно щелкнуть мышью по значку с изображением громкоговорителя на панели задач.
В Windows XP все немного сложнее. Для того, чтобы открыть стандартный микшер, нужно открыть Панель управления, выбрать в ней пункт Звуки и аудиоустройства, в открывшемся окне выбрать вкладку Аудио и в группе Запись звука нажать кнопку Громкость. По умолчанию микшер отображает не все источники записи.
Если для записи с микрофона или линейного входа вам потребуется выбрать одноименные опции, то для записи звука, воспроизводимого с помощью Windows Media Player, нужно использовать группу Звукозапись, а для записи с некоторых программ вам понадобится группа Общая запись. По умолчанию эта группа невидима, ее нужно открыть с помощью команды меню Параметры->Свойства. Микшер позволяет также установить значение уровня, «громкость» записываемого сигнала.
Программ звукозаписи довольно много. Только на одном сайте я насчитал порядка пятидесяти. Нет никакого смысла пытаться рассмотреть все записывающие программы. Для сравнения я выбрал две: одну бесплатную и одну условно-бесплатную. Обе программы получили максимальный рейтинг на сайте, на котором я их нашел.
Audiograbber
Разработчик: Jackie Franck
Рассматриваемая версия: 1.83
Условия распространения: бесплатно
Пару лет назад я уже делал набег в стан программ звукозаписи. Что неприятно удивило меня тогда, так это довольно низкое качество даже платных программ. Будучи удручен этим фактом, я написал собственную программу звукозаписи. Она не была шедевром, но мои потребности удовлетворяла вполне. Как все изменилось с тех пор!
Бесплатная программа Audiograbber обладает функциями, которые несколько лет назад отсутствовали во многих программах, распространявшихся за деньги. В перечень функций Audiograbber (рис. 1) входят: детектор тишины, возможность автоматического разбиения записи на треки, планировщик времени записи с функцией автоматического выключения компьютера по окончании записи, различные функции обработки записываемых данных (плавное завершение треков, нормализация).
Рисунок 1. Главное окно программы Audiograbber
Программа обладает большим количеством настроек и вообще выполнена весьма профессионально. Что вызывает недоумение, так это запутанный интерфейс программы (и это при том, что на сайте программы легкость интерфейса перечислена в списке ее достоинств). В качестве примера непродуманности интерфейса можно привести кнопку быстрого доступа с подписью MP3. Можно было бы ожидать, что эта кнопка откроет окно, связанная с настройками mp3-файлов, однако вместо этого открывается окно, позволяющее выбрать разные форматы файлов для записи, причем формат mp3 в этот список по умолчанию как раз и не входит.
Тут следует сделать небольшое отступление, касающееся форматов аудио-файлов. Самым простым и громоздким является формат wav (Raw PCM). Продолжая аналогию с графическими данными, этот формат можно сравнить с форматом bmp — максимум информации и очень большие размеры. Одна минута аудиозаписи с качеством компакт-диска в формате Raw PCM занимает на диске около 10 мегабайт.
Даже при современных объемах жестких дисков для составителей собственных аудиотек это многовато. Неудивительно поэтому, что широкую популярность приобрели форматы сжатия аудиоданных, обеспечивающие коэффициент сжатия примерно 1:10 по сравнению с Raw PCM при почти таком же качестве звучания. Эти форматы используют алгоритмы сжатия аудиоданных с потерями. Их можно сравнить с графическим форматом JPG. Размер файла jpg гораздо меньше размера аналогичного bmp-файла, но и качество изображения несколько хуже (чем больше коэффициент сжатия — тем хуже качество).
Среди форматов сжатия аудиоданных с потерями на сегодняшний день лидируют три: mp3, wma и Ogg Vorbis.
Самым популярным форматом безусловно является mp3. Этот формат поддерживают почти все программные плееры для Windows, многие плееры для Linux и бесчисленное множество аппаратных аудио-плееров и карманных компьютеров. Однако с mp3 связана одна проблема, о которой знают не все. Формат mp3 запатентован.
Это значит, что любой разработчик программ, использующих формат mp3, должен платить лицензионные отчисления правообладателю. По этой причине многие бесплатные программы, работающие со звуком, не поддерживают mp3. Впрочем, авторы некоторых mp3-кодеков, например LAME, нашли способ обойти эти ограничения, возложив часть ответственности на пользователей.
Этим же путем идут и многие некоммерческие программы, включающие возможность работы с mp3. Самого кодека в дистрибутиве программы нет, но есть возможность подключения стороннего кодека. Остальное — на совести пользователя.
Формат wma был разработан Microsoft, в том числе для того, чтобы вытеснить mp3 (что, однако, ему так и не удалось). По своим показателям это неплохой формат. Его, что естественно, поддерживает ОС Windows, а также многие аппаратные аудио-плееры и карманные компьютеры. Недостатком формата wma можно считать отсутствие его поддержки за пределами мира Microsoft, в частности — в Linux. Так что если вы собираетесь прослушивать свои записи в этой системе, формат wma — не для вас.
Формат сжатия аудио Ogg Vorbis распространяется на условиях лицензии LGPL, что в сочетании с его высокими техническими показателями, делает его идеальным подспорьем для разработчиков. Несмотря на эти очевидные преимущества судьба Ogg Vorbis до сих пор складывалась не очень удачно. Этот формат поддерживают не все программные плееры, а попытки выпустить аппаратный плеер Ogg Vorbis так и не увенчались успехом, так что этот формат не подходит для тех, кто планирует прослушивать аудио-записи с помощью мобильных устройств. Тем не менее Ogg Vorbis прочно утвердился в мире Linux, да и многие популярные Windows-плееры, включая WinAmp, воспроизводят ogg-файлы. Так что если вы создаете аудиотеку для воспроизведения на ПК, этот формат вполне может вам подойти.
Audiograbber поддерживает запись в формате wav, wma (используя кодек Windows) и Ogg Vorbis. Сохранение записей в формате mp3 тоже возможно, но только при наличии стороннего кодека. Заставить Audiograbber записывать звук с саунд-карты мне удалось не сразу.
Дело в том, что по умолчанию программа открывает окно CD-риппера, а для того, чтобы запустить запись с карты, нужно воспользоваться специальной командой меню (File->Line In Sampling). При этом открывается новое окно (рис. 2), в котором можно управлять процессом записи. Однако, некоторые настройки, которые могут быть важны при записи с карты, например, выбор формата файла, доступны только в главном окне программы, что не очень удобно, так как при открытии нового окна, прежнее окно исчезает. Правда в окне записи есть функция возвращения главного окна, но все это выглядит довольно неуклюже.
Рисунок 2. Окно записи Audiograbber
В остальном претензий к Audiograbber у меня нет. Управлять самим процессом записи в программе очень просто. Особенно удобно наличие кнопки быстрого вызова микшера Windows, что позволяет на ходу переключать источник записи и регулировать уровень сигнала. Так что если вас не пугает немного запутанный интерфейс программы, я рекомендую Audiograbber как вполне подходящее средство для записи аудио на домашнем компьютере.
Audio Mid Recorder
Разработчик: Audio Recorders, Inc.
Рассматриваемая версия: 3.65
Условия распространения: условно-бесплатно.
Возможности этой программы в основном такие же, как и у бесплатной Audiograbber. Главные преимущества заключаются в наличии встроенного кодека mp3 (для программы, за которую берут деньги, полагаться на внешний кодек было бы просто несолидно). Кроме mp3, Audio Mid Recorder может сохранять записи в форматах wav, wma и Ogg Vorbis (по видимому, этот набор становится стандартным).
Тут надо сделать еще одно отступление, касающееся сжатия аудио-файлов. Кроме сжатия с потерями, которое применяется в mp3, wma и ogg, существуют алгоритмы сжатия аудиоданных без потерь. Эти алгоритмы, реализованные, например, в форматах Monkey Audio и FLAC, обеспечивают коэффициент сжатия примерно 1:3 по сравнению с Raw PCM.
Было бы естественно, если бы программы аудиозаписи позволяли сохранять данные и в этих форматах, но таких программ я не нашел. Возможно, это объясняется тем, что указанные аудио-форматы могут воспроизводить лишь немногие плееры. Однако, программы аудио-записи могли бы использовать эти форматы для промежуточного хранения данных, с возможностью преобразования их в другие форматы по желанию пользователя.
Но вернемся к описанию Audio Mid Recorder. Программа обладает возможностью записи телефонных разговоров (правда, для этого нужен подходящий модем). Поскольку у меня модем ADSL, опробовать эту возможность я не смог. Еще одной отличительной особенностью программы является наличие аудио-фильтров (НЧ, ВЧ и нутч-фильтр), которые могут оказаться полезны, например, при записи с микрофона.
Для сравнения: в Audiograbber возможно задействовать функцию снижения уровня шумов, однако для этого нужно подключить платный модуль другого производителя. К достоинствам Audiograbber по сравнению с Audio Mid Recorder можно отнести то, что Audiograbber по совместительству является CD-риппером (то есть позволяет быстро и качественно копировать на компьютер треки с аудио-CD). Правда обзор этих функций выходит за рамки данной статьи. Audio Mid Recorder подобной функциональностью не обладает.
Триальная версия Audio Mid Recorder не ограничена по времени использования, но позволяет записывать треки продолжительностью не более одной минуты, так что пользоваться программой всерьез, не зарегистрировавшись, не получится. Интерфейс Audio Mid Recorder отличается простотой и изяществом (рис.3).
Рисунок 3. Программа Audio Mid Recorder
В общем и целом можно сказать, что обе программы заслужили выданные им высокие оценки. Если вы готовы мириться с отсутствием кодека mp3 и головоломным интерфейсом, можете смело выбирать Audiograbber (в остальном эта программа вас не разочарует). Если же вы согласны раскошелится на 30 у.е., выбирайте Audio Mid Recorder и с чистой совестью записывайте mp3-файлы.
http://maysayt.ucoz.ru/ http://maysayt.ucoz.ru/
Комментарии
К этой статье пока нет комментариев. Станьте первым! У нас гости не могут комментировать статьи. Пожалуйста авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы прокомментировать.
Интересные статьи по теме
«Чистая комната» или ламинарный бокс? Что больше подойдет для органиации ремонта жестких дисков? Когда жесткий диск получает физическое повреждение, процесс восстановления данных и ремонт диска требует высокую степень внимательности и опыта. Процесс восстановления включает в себя удаление диска и.
Плюсы и минусы виртуального общения Статья посвящена проблеме виртуального общения, ставшей столь актуальной в последние годы.
Как выбрать б.у. ноутбук Если рассматривать рынок б.у. ноутбуков, то экономия выходит вполне значительная. Ноутбук – изначально не дешевая вещь. Бывший в употреблении ноутбук стоит не более 60% от стоимости аналогичного новог.
Обзор рабочих пространств в AutoCAD В статье рассматриваются все рабочие пространства в AutoCAD.
Редактирование WordPress шаблонов. В этой статье не будет написано как из бесплатной убогой темы сделать супер крутую, да и написать такую статью не возможно. Здесь я опишу как можно легко сделать небольшой «косметический» ремонт шабло.
Источник: xn—-7sbabno2abl4a9aggb.xn--p1ai
1. Программы для обработки звуковой информации
Тема программного обеспечения очень широка, поэтому здесь мы только вкратце обсудим основные представители программ для обработки звука. Наиболее важный класс программ – редакторы цифрового аудио. Основные возможности таких программ это, как минимум, обеспечение возможности записи (оцифровки) аудио и сохранение на диск.
Развитые представители такого рода программ позволяют намного больше: запись, многоканальное сведение аудио на нескольких виртуальных дорожках, обработка специальными эффектами (как встроенными, так и подключаемыми извне – об этом позже), очистка от шумов, имеют развитую навигацию и инструментарий в виде спектроскопа и прочих виртуальных приборов, управление/управляемость внешними устройствами, преобразование аудио из формата в формат, генерация сигналов, запись на компакт диски и многое другое. Некоторые из таких программ : Cool Edit Pro (Syntrillium), Sound Forge (Sonic Foundry), Nuendo (Steinberg), Samplitude Producer (Magix), Wavelab (Steinberg). Основные возможности редактора Cool Edit Pro 2.0 — пример рабочего окна программы в многодорожечном режиме: редактирование и сведение аудио на 128 дорожках, 45 встроенных DSP-эффектов, включая инструменты для мастеринга, анализа и реставрации аудио, 32-битная обработка, поддержка аудио с параметрами 24 бит / 192 КГц, мощный инструментарии для работы с петлями (loops), поддержка DirectX, а также управление SMPTE/MTC, поддержка работы с видео и MIDI и прочее. Основные возможности редактора Sound Forge 6.0a — пример рабочего окна программы: мощные возможности не деструктивного редактирования, многозадачная фоновая обработка заданий, поддержка файлов с параметрами до 32 бит / 192 КГц, менеджер предустановок, поддержка файлов более 4 Гб, работа с видео, большой набор эффектов обработки, восстановление после зависаний, предпрослушивание примененных эффектов, спектральный анализатор и прочее.
1.2. Программы для написания музыки
Не менее важная в функциональном смысле группа программ – секвенсоры (программы для написания музыки). Чаще всего, такие программы используют MIDI-синтезатор (аппаратный внешний или встроенный почти в любую звуковую карту, либо программный, организуемый специальным программным обеспечением).
Такие программы предоставляют пользователю либо привычный нотный стан (как, например, программа Finale от CODA), либо более распространенный способ редактирования аудио на компьютере, так называемый, piano-roll (это более понятное представление музыки для людей, не знакомых с нотами; в таком представлении вертикально имеется ось с изображением клавиш пианино, а горизонтально откладывается время, таким образом, ставя на пересечении штрихи разной длинны, добиваются звучания определенной ноты с определенной продолжительностью). Встречаются и программы, позволяющие просматривать и редактировать аудио в обоих представлениях.
Развитые секвенсоры помимо редактирования аудио во многом могут дублировать возможности редакторов цифрового аудио – осуществлять запись на CD, совмещать MIDI-дорожки с цифровыми сигналами и осуществлять мастеринг. Яркие представители такого класса программ: Cubase (Steinberg), Logic Audio (Emagic), Cakewalk (Twelve Tone Systems) и уже упомянутый Finale.
Основные возможности редактора Cubase 5.1 – пример рабочего окна программы в режиме просмотра MIDI дорожек: редактирование музыки в реальном времени используя графическое представление информации, высокое разрешение редактора (15360 пульсов на четверть), практически не лимитированное количество дорожек, 72 аудио канала, поддержка VST32, 4 эквалайзера на канал и другие поканальные эффекты, встроенные инструменты обработки с использованием аналогового моделирования (виртуальные инструменты, эффект процессоры, инструменты микширования и записи) и множество других возможностей. Основные возможности редактора Logic Audio 5 – пример рабочего окна программы: работа со звука при точности в 32 бита, высокое временное разрешение событий, самоадаптируемый микшер аудио и MIDI, оптимизируемый интерфейс пользователя, синхронизация с видео, виртуально неограниченное число MIDI-дорожек, обработка звука в реальном времени, полная синхронизация с MTC, MMC, SMPTE, встроенные модули обработки и автоинструменты, поддержка большого количество аппаратного оборудования, а также множество других возможностей.
В наборе программ пользователя, занимающегося обработкой звука, имеется множество разных инструментов, так было раньше и так будет впредь – универсальных комбайнов для работы со звуком не бывает. Однако, не смотря на все разнообразие ПО, в программах часто используются схожие механизмы для обработки звука (например, процессоры эффектов и прочие).
На каком-то этапе разработки аудио ПО, производители поняли, что удобнее сделать в своих программах возможность подключения внешних инструментов, чем каждый раз создавать заново инструменты для каждой отдельной программы. Так что многие программы, относящиеся к той или иной группе ПО, позволяют подключать так называемые «плагины» — внешние подключаемые модули, расширяющие возможности обработки звука.
Это стало возможным в результате появления нескольких стандартов на интерфейс между программой и подключаемым модулем. На сегодняшний день существуют два основных стандарта на интерфейс: DX и VST. Существование стандартов позволяет подключать один и тот же плаг-ин к совершенно разным программам, не заботясь о возникновении конфликтов и неполадок.
Говоря о самих плаг-инах, надо сказать, что это просто огромное семейство программ. Обычно, один плаг-ин является механизмом, реализующим какой-то конкретный эффект, например, реверберацию или низкочастотный фильтр. Из интересных плагинов можно вспомнить, например iZotope Vinyl, — он позволяет придать звучанию эффект виниловой пластинки – пример рабочего окна плагина в среде Cool Edit Pro), Antares AutoTune позволяет в полуавтоматическом режиме корректировать звучание вокала, а Orange Vocoder являет собой замечательный вокодер (механизм для придания звучанию различных инструментов схожести со звучанием голоса человека).
1.3. Программы-анализаторы аудио
Обработка звука и написание музыки – это не только творческий процесс. Иногда нужен скрупулезный анализ данных, а также осуществление поиска огрехов их звучания. Кроме того, аудио материал, с который приходится иметь дело, не всегда желаемого качества.
В этой связи нельзя не вспомнить о целом ряде программ-анализаторов аудио, специально предназначенных для осуществления измерительных анализов аудио данных. Такие программы помогают представить аудио данные удобнее, чем обычные редакторы, а также внимательно изучить их с помощью различных инструментов, таких как FFT-анализаторы (построители динамических и статических амплитудно-частотных характеристик), построители сонограмм, и прочих. Одна из наиболее известных и развитых программ подобного плана – программа SpectraLAB (Sound Technology Inc.), чуть более простые, но мощные – Analyzer2000 и Spectrogram. Программа SpectraLAB – наиболее мощный продукт подобного рода, существующий на сегодня – пример рабочего окна программы, на экране: спектральная картина в трез представлениях и фазовая картина). Возможности программы: 3 режима работы (пост режим, режим реального времени, режим записи), основной инструментарий – осциллограф, спектрометр (двухмерный, трехмерный, а также построитель сонограмм) и фазометр, возможность сравнения амплитудно-частотных характеристик нескольких сигналов, широкие возможности масштабирования, измерительные инструменты: нелинейных искажений, отношения сигнал/шум, искажений и прочие.
1.4. Специализированные реставраторы аудио
Специализированные реставраторы аудио играют также немаловажную роль в обработке звука. Такие программы позволяют восстановить утерянное качество звучания аудио материала, удалить нежелательные щелчки, шумы, треск, специфические помехи записей с аудио-кассет, и провести другую корректировку аудио. Программы подобного рода : Dart, Clean ( от Steinberg Inc.), Audio Cleaning Lab. (от Magix Ent.), Wave Corrector. Основные возможности реставратора Clean 3.0 – рабочее окно программы: устранение всевозможных потрескиваний и шумов, режим автокоррекции, набор эффектов для обработки скорректированного звука, включая функцию «surround sound» с наглядным акустическим моделированием эффекта, запись CD с подготовленными данными, «интеллигентная» система подсказок, поддержка внешних VST плаг-инов и другие возможности.
1.5. Трекеры
1.6. Программы для копирования и сжатия цифрового звука с
компакт-дисков
- Граббер — система цифрового копирования содержания AudioCD на жесткий диск;
- Кодер — программа для кодирования получившихся файлов в МРЗ.
Заключение
Обработка звука бывает разноплановой и зависит от целей, которые вы преследуете. Это может быть подавление шумов, наложение звуковых фильтров, добавление реверберации или дилея, выведение на передний план определённых частот и т.п. Наиболее необходимой и практически повсеместно используемой процедурой является подавление шумов.
Шумы могут быть как внешними, случайно записанными на микрофон фоновыми звуками в помещении с плохой звукоизоляцией, так и внутрисистемными, возникшими вследствие плохого экранирования шнуров и прочего звукозаписывающего оборудования. Шумы имеют свои частоты, диапазон которых сравнительно узок.
Это позволяет подавлять их путём простой эквализации, то есть – убирать частоты, на которых больше всего шума и меньше всего нужных звуков. Запись, на которой шумы занимают сравнительно небольшой диапазон, не соприкасающийся с диапазоном других звуков, считается чистой.
Запись, на которой шумы звучат почти на всех частотах, считается грязной, так как их практически невозможно подавить без ущерба для нужных звуков. Реверберация считается вторым по востребованности шагом в обработке звука. Реверберация – это постепенное затухание звука, например, в большом помещении с хорошей акустикой.
При небольшой продолжительности она добавляет вокалу или сольным инструментам глубину и выразительность звучания, поэтому её используют довольно часто. В отличие от простого эха, которое просто повторяет звук несколько раз, при этом, затихая, реверберация прогрессивно меняет соотношение частот повторяемого звука, что может создавать самые разнообразные эффекты.
После реверберации по популярности, пожалуй, стоят дилей-эффекты. Или попросту задержки звука. Это может быть как обычное эхо любой частоты затухания, так и более изысканные дилеи. Особенно дилей может понадобиться при обработке моно-звука и превращении его в псевдостерео. Для этого производится совсем незначительная задержка звука в одном из каналов.
При этом одному каналу желательно добавить немного «сухости» (средних частот). Тогда бывший моно-звук начинает звучать в разных каналах и чуть-чуть по-разному, что и создаёт эффект стерео.
Если прибавить немного высоких и средних частот и совсем не использовать реверберации и дилея, то создаётся популярный в последнее время «эффект присутствия», как будто вокалист поёт прямо в вашей комнате. Фильтры – это эквализационные схемы, которые накладываются на записанный звук. Фильтры бывают статические и динамические.
Статические фильтры просто убирают некоторые частоты трека, добавляя другие, а динамические постоянно меняют соотношение частот по определённой круговой схеме, из-за чего звук кажется «плавающим». Обработка звука в реальном времени с помощью модулей DirectX оказалась настолько привлекательной для многих музыкантов, что они начали активно использовать именно их, почти «забыв» о существовании основных функций программ обработки.
Разумеется, семейство программ звуковой обработки не исчерпывается программами Sound Forge и Cool Edit Pro. Существуют и другие профессиональные программы, служащие тем же целям. Среди них можно особенно отметить WaveLab от компании Steinberg — программу, известную быстротой выполнения алгоритмов звукового преобразования.
Она предоставляет также большие возможности по работе с записью Audio CD (звуковых компакт-дисков) и, кроме того, способна работать с подключаемыми модулями VST. Довольно широко известна также программа Wave SE, входящая в стандартную поставку некоторых звуковых карт от компании Turtle Beach.
Она предназначена в основном для работы с сэмплами, хотя имеет и традиционные возможности звуковой обработки. Однако алгоритмы обработки этой программы весьма далеки от совершенства. Выбор программы звуковой обработки во многом зависит от вкусов пользователя. Однако все эти программы в последнее время имеют весьма похожий пользовательский интерфейс, так что если вы освоили работу с описанными здесь программами Sound Forge и Cool Edit Pro, легко сможете освоить и другие звуковые программы.
Список литературы
- Рахимов Р.Г. Компьютерные технологии в музыке:– Уфа: ООО «Вагант», 2007.
- http://www.centrmag.ru/book2202642.html
- http://www.mirhifi.ru/
- http://vooch.narod.ru/read/obrabotka_zvuka.htm
- http://cjcity.ru/news/all/edit-soft.php
- http://www.geocities.com/SiliconValley/Pines/7899/studio/studio.htm
- http://websound.ru/articles/theory/soundfaq.htm
- http://www.vstpro.ru/category_3.html
- http://www.interestprograms.ru/books_sound3.php
- http://soundmake.narod.ru/teoriy/obr/3/3.html
- http://tmn.fio.ru/works/44x/306/s041.htm
- http://gitaman.narod.ru/info/comp.myz/gl8/gl8.html
Источник: doc4web.ru