Приведите определение понятий программа процесс поток стек

Процесс – это выполнение программы, которая позволяет вам выполнять соответствующие действия, указанные в программе. Его можно определить как исполнительный модуль, в котором выполняется программа. ОС помогает вам создавать, планировать и завершать процессы, используемые процессором. Другие процессы, созданные основным процессом, называются дочерними процессами.

Операциями процесса можно легко управлять с помощью PCB (Блок управления процессом). Вы можете рассматривать его как мозг процесса, который содержит всю важную информацию, связанную с обработкой, такую ​​как идентификатор процесса, приоритет, состояние и содержимое регистра ЦП и т. Д.

В этом уроке «Процесс против потока» вы узнаете:

  • Что такое процесс?
  • Что такое тема?
  • Свойства процесса
  • Свойства нити
  • Разница между процессом и потоком
  • Что такое многопоточность?

Что такое тема?

Поток – это исполняющая единица, которая является частью процесса. Процесс может иметь несколько потоков, причем все они выполняются одновременно. Это единица выполнения в параллельном программировании. Поток легок и может управляться планировщиком независимо. Это поможет вам улучшить производительность приложения, используя параллелизм.

Введение в процессы и потоки

Несколько потоков обмениваются информацией, такой как данные, код, файлы и т. Д. Мы можем реализовать потоки тремя различными способами:

  1. Потоки уровня ядра
  2. Пользовательские темы
  3. Гибридные нити

Свойства процесса

Вот важные свойства процесса:

  • Создание каждого процесса требует отдельных системных вызовов для каждого процесса.
  • Это изолированная исполнительная сущность, которая не разделяет данные и информацию.
  • Процессы используют механизм IPC (межпроцессное взаимодействие) для связи, который значительно увеличивает количество системных вызовов.
  • Управление процессами требует больше системных вызовов.
  • У процесса есть свой стек, куча памяти с памятью и карта данных.

Свойства нити

Вот важные свойства Thread:

  • Один системный вызов может создать более одного потока
  • Потоки обмениваются данными и информацией.
  • Потоки разделяют инструкции, глобальные области и области кучи. Однако у него есть свой регистр и стек.
  • Управление потоками потребляет очень мало или не требует системных вызовов из-за связи между потоками, которая может быть достигнута с помощью разделяемой памяти.

Разница между процессом и потоком

Вот важные различия между процессом и потоком

параметр Обработать Нить
Определение Процесс означает, что программа выполняется. Поток означает сегмент процесса.
облегченный Процесс не легкий. Нити легкие.
Время окончания Процесс занимает больше времени для завершения. Поток занимает меньше времени для завершения.
Время создания Это занимает больше времени для создания. Это занимает меньше времени для создания.
связь Связь между процессами требует больше времени по сравнению с потоком. Связь между потоками требует меньше времени по сравнению с процессами.
Время переключения контекста Это занимает больше времени для переключения контекста. Это занимает меньше времени для переключения контекста.
Ресурс Процесс потребляет больше ресурсов. Поток потребляет меньше ресурсов.
Лечение ОС Разные процессы протираются отдельно ОС. Все одноранговые потоки уровня рассматриваются ОС как одна задача.
Память Процесс в основном изолирован. Потоки делятся памятью.
Sharing Не делится данными Потоки делятся данными друг с другом.

ОС #2-4. Потоки

Что такое многопоточность?

Многопоточность относится к нескольким потокам выполнения в операционной системе. Проще говоря, два или более потоков одного и того же процесса выполняются одновременно.

КЛЮЧЕВАЯ РАЗНИЦА

  • Процесс означает, что программа выполняется, тогда как поток означает сегмент процесса.
  • Процесс не является легким, а потоки – легким.
  • Процесс занимает больше времени для завершения, а поток занимает меньше времени для завершения.
  • Процесс занимает больше времени для создания, тогда как Thread занимает меньше времени для создания.
  • Процесс, вероятно, занимает больше времени для переключения контекста, тогда как потоки занимают меньше времени для переключения контекста.
  • Процесс в основном изолирован, тогда как потоки разделяют память.
  • Процесс не обменивается данными, а потоки обмениваются данными друг с другом.

Источник: coderlessons.com

2. Процессы и потоки

В настоящее время в большинстве операционных систем определены два типа единиц работы – процессы и потоки. Процесс (задача) — программа, находящаяся в стадии выполнения. Потоки (нити) возникли как средство распараллеливания вычислений в рамках одного процесса.

С каждым процессом связывается его адресное пространство. Адресное пространство процесса содержит саму программу, ее данные, стек программы.

Во многих операционных системах информация о каждом процессе, дополнительная к содержимому его собственного адресного пространства, хранится в таблице процессов операционной системы.

В операционных системах, где существуют и процессы, и потоки, процесс рассматривается как заявка на потребление всех видов ресурсов, кроме одного – процессорного времени. Процессорное время выделяется потокам. В простейшем случае процесс состоит из одного потока.

Читайте также:
Какие программы коды можно назвать вредоносными программы ворующие регистрационные данные

С каждым потоком связывается: счетчик выполнения команд, регистры для текущих переменных, стек, состояние. Потоки разделяют между собой адресное пространство, глобальные переменные, открытые файлы, таймеры, семафоры, статистическую информацию своего процесса.

Преимущества использования потоков:

  1. Создание потоков требует от ОС меньших накладных расходов, чем при создании процессов. Потоки одного процесса могут взаимодействовать и обмениваться данными не обращаясь к ОС, а используя общую память.
  2. Быстрота создания потока по сравнению с процессом.
  3. Повышение производительности самой программы. Задача, оформленная в виде нескольких потоков в рамках одного процесса, может быть выполнена быстрее за счет псевдопараллельного (или параллельного в мультипроцессорной системе) выполнения отдельных ее частей. Пример: текстовый редактор с тремя потоками может одновременно взаимодействовать с пользователем, форматировать текст и записывать на диск резервную копию.

Источник: studfile.net

Процессы и потоки in-depth. Обзор различных потоковых моделей

Здравствуйте дорогие читатели. В данной статье мы рассмотрим различные потоковые модели, которые реализованы в современных ОС (preemptive, cooperative threads). Также кратко рассмотрим как потоки и средства синхронизации реализованы в Win32 API и Posix Threads. Хотя на Хабре больше популярны скриптовые языки, однако основы — должны знать все 😉

Потоки, процессы, контексты.

Системный вызов (syscall). Данное понятие, вы будете встречать достаточно часто в данной статье, однако несмотря на всю мощь звучания, его определение достаточно простое 🙂 Системный вызов — это процесс вызова функции ядра, из приложение пользователя. Режим ядра — код, который выполняется в нулевом кольце защиты процессора (ring0) с максимальными привилегиями.

Режим пользователя — код, исполняемый в третьем кольце защиты процессора (ring3), обладает пониженными привилегиями. Если код в ring3 будет использовать одну из запрещенных инструкций (к примеру rdmsr/wrmsr, in/out, попытку чтения регистра cr3, cr4 и т.д.), сработает аппаратное исключение и пользовательский процесс, чей код исполнял процессор в большинстве случаях будет прерван. Системный вызов осуществляет переход из режима ядра в режим пользователя с помощью вызова инструкции syscall/sysenter, int2eh в Win2k, int80h в Linux и т.д.

И так, что же такое поток? Поток (thread) — это, сущность операционной системы, процесс выполнения на процессоре набора инструкций, точнее говоря программного кода. Общее назначение потоков — параллельное выполнение на процессоре двух или более различных задач. Как можно догадаться, потоки были первым шагом на пути к многозадачным ОС. Планировщик ОС, руководствуясь приоритетом потока, распределяет кванты времени между разными потоками и ставит потоки на выполнение.

На ряду с потоком, существует также такая сущность, как процесс. Процесс (process) — не что более иное, как некая абстракция, которая инкапсулирует в себе все ресурсы процесса (открытые файлы, файлы отображенные в память. ) и их дескрипторы, потоки и т.д. Каждый процесс имеет как минимум один поток. Также каждый процесс имеет свое собственное виртуальное адресное пространство и контекст выполнения, а потоки одного процесса разделяют адресное пространство процесса.

  • Регистры процессора.
  • Указатель на стек потока/процесса.
  • Если ваша задача требует интенсивного распараллеливания, используйте потоки одного процесса, вместо нескольких процессов. Все потому, что переключение контекста процесса происходит гораздо медленнее, чем контекста потока.
  • При использовании потока, старайтесь не злоупотреблять средствами синхронизации, которые требуют системных вызовов ядра (например мьютексы). Переключение в редим ядра — дорогостоящая операция!
  • Если вы пишете код, исполняемый в ring0 (к примеру драйвер), старайтесь обойтись без использования дополнительных потоков, так как смена контекста потока — дорогостоящая операция.

Классификация потоков

  • По отображению в ядро: 1:1, N:M, N:1
  • По многозадачной модели: вытесняющая многозадачность (preemptive multitasking), кооперативная многозадачность (cooperative multitasking).
  • По уровню реализации: режим ядра, режим польователя, гибридная реализация.

Классификация потоков по отображению в режим ядра

  • Центральный планировщик ОС режима ядра, который распределяет время между любым потоком в системе.
  • Планировщик библиотеки потоков. У библиотеки потоков режима пользователя может быть свой планировщик, который распределяет время между потоками различных процессов режима пользователя.
  • Планировщик потоков процесса. Уже рассмотренные нами волокна, ставятся на выполнение именно таким способом. К примеру свой Thread Manager есть у каждого процесса Mac OS X, написанного с использованием библиотеки Carbon.

Модель N:M отображает некоторое число потоков пользовательских процессов N на M потоков режима ядра. Проще говоря имеем некую гибридную систему, когда часть потоков ставится на выполнение в планировщике ОС, а большая их часть в планировщике потоков процесса или библиотеки потоков. Как пример можно привести GNU Portable Threads. Данная модель достаточно трудно реализуема, но обладает большей производительностью, так как можно избежать значительного количества системных вызовов.

Читайте также:
В какой программе монтировать рилс

Модель N:1. Как вы наверное догадались — множество потоков пользовательского процесса отображаются на один поток ядра ОС. Например волокна.

Классификация потоков по многозадачной модели

Во времена DOS, когда однозадачные ОС перестали удовлетворять потребителя, программисты и архитекторы задумали реализовать многозадачную ОС. Самое простое решение было следующим: взять общее количество потоков, определить какой-нибудь минимальный интервал выполнения одного потока, да взять и разделить между всеми -братьями- потоками время выполнения поровну.

Так и появилось понятие кооперативной многозадачности (cooperative multitasking), т.е. все потоки выполняются поочередно, с равным временем выполнения. Никакой другой поток, не может вытеснить текущий выполняющийся поток. Такой очень простой и очевидный подход нашел свое применение во всех версиях Mac OS вплоть до Mac OS X, также в Windows до Windows 95, и Windows NT. До сих пор кооперативная многозадачность используется в Win32 для запуска 16 битных приложений. Также для обеспечения совместимости, cooperative multitasking используется менеджером потоков в Carbon приложениях для Mac OS X.

Однако, кооперативная многозадачность со временем показала свою несостоятельность. Росли объемы данных хранимых на винчестерах, росла также скорость передачи данных в сетях. Стало понятно, что некоторые потоки должны иметь больший приоритет, как-то потоки обслуживания прерываний устройств, обработки синхронных IO операций и т.д.

В это время каждый поток и процесс в системе обзавелся таким свойством, как приоритет. Подробнее о приоритетах потоков и процессов в Win32 API вы можете прочесть в книге Джефри Рихтера, мы на этом останавливатся не будем 😉 Таким образом поток с большим приоритетом, может вытеснить поток с меньшим. Такой прицип лег в основу вытесняющей многозадачности (preemptive multitasking). Сейчас все современные ОС используют данный подход, за исключением реализации волокон в пользовательском режиме.

Классификация потоков по уровню реализации

  1. Реализация потоков на уровне ядра. Проще говоря, это классическая 1:1 модель. Под эту категорию подпадают:
    • Потоки Win32.
    • Реализация Posix Threads в Linux — Native Posix Threads Library (NPTL). Дело в том, что до версии ядра 2.6 pthreads в Linux был целиком и полностью реализован в режиме пользователя (LinuxThreads). LinuxThreads реализовывалf модель 1:1 следующим образом: при создании нового потока, библиотека осуществляла системный вызов clone, и создавало новый процесс, который тем не менее разделял единое адресное пространство с родительским. Это породило множество проблем, к примеру потоки имели разные идентификаторы процесса, что противоречило некоторым аспектам стандарта Posix, которые касаются планировщика, сигналов, примитивов синхронизации. Также модель вытеснения потоков, работала во многих случаях с ошибками, по этому поддержку pthread решено было положить на плечи ядра. Сразу две разработки велись в данном направлении компаниями IBM и Red Hat. Однако, реализация IBM не снискала должной популярности, и не была включена ни в один из дистрибутивов, потому IBM приостановила дальнейшую разработку и поддержку библиотеки (NGPT). Позднее NPTL вошли в библиотеку glibc.
    • Легковесные ядерны потоки (Leight Weight Kernel Threads — LWKT), например в DragonFlyBSD. Отличие этих потоков, от других потоков режима ядра в том, что легковесные ядерные потоки могут вытеснять другие ядерные потоки. В DragonFlyBSD существует множество ядерных потоков, например поток обслуживания аппаратных прерываний, поток обслуживания программных прерываний и т.д. Все они работают с фиксированным приоритетом, так вот LWKT могут вытеснять эти потоки (preempt). Конечно это уже более специфические вещи, про которые можно говорить бесконечно, но приведу еще два примера. В Windows все потоки ядра выполняются либо в контексте потока инициировавшего системный вызов/IO операцию, либо в контексте потока системного процесса system. В Mac OS X существует еще более интересная система. В ядре есть лишь понятие task, т.е. задачи. Все операции ядра выполняются в контексте kernel_task. Обработка аппаратного прерывания, к примеру, происходит в контексте потока драйвера, который обслуживает данное прерывание.
    • Реализация потоков в пользовательском режиме. Так как, системный вызов и смена контекста — достаточно тяжелые операции, идея реализовать поддержку потоков в режиме пользователя витает в воздухе давно. Множество попыток было сделано, однако данная методика популярности не обрела:
      • GNU Portable Threads — реализация Posix Threads в пользовательском режиме. Основное преимущество — высокая портабельность данной библиотеки, проще говоря она может быть легко перенесена на другие ОС. Проблему вытиснения потоков в данной библиотеке решили очень просто — потоки в ней не вытесняются 🙂 Ну и конечно ни о какой мультмпроцессорности речь идти не может. Данная библиотека реализует модель N:1.
      • Carbon Threads, которые я упоминал уже не раз, и RealBasic Threads.
      • Гибридная реализация. Попытка использовать все преимущества первого и второго подхода, но как правило подобные мутанты обладают гораздо бОльшими недостатками, нежели достоинствами. Один из примеров: реализация Posix Threads в NetBSD по модели N:M, которая была посже заменена на систему 1:1. Более подробно вы можете прочесть в публикации Scheduler Activations: Effective Kernel Support for the User-Level Management of Parallelism.
      Читайте также:
      Как написать программу перемножения двух чисел

      Win32 API Threads

      Если вы все еще не устали, предлагаю небольшой обзор API для работы с потоками и средствами синхронизации в win32 API. Если вы уже знакомы с материалом, можете смело пропускать этот раздел 😉

      Потоки в Win32 создаются с помощью функции CreateThread, куда передается указатель на функцию (назовем ее функцией потока), которая будет выполнятся в созданом потоке. Поток считается завершенным, когда выполнится функция потока. Если же вы хотите гарантировать, что поток завершен, то можно воспользоватся функцией TerminateThread, однако не злоупотребляйте ею!

      Данная функция «убивает» поток, и отнюдь не всегда делает это корректно. Функция ExitThread будет вызвана неявно, когда завершится функция потока, или же вы можете вызвать данную функцию самостоятельно. Главная ее задача — освободить стек потока и его хендл, т.е. структуры ядра, которые обслуживают данный поток.

      Поток в Win32 может пребывать в состоянии сна (suspend). Можно «усыпить поток» с помощью вызова функции SuspendThread, и «разбудить» его с помощью вызова ResumeThread, также поток можно перевести в состояние сна при создании, установив значение параметра СreateSuspended функции CreateThread. Не стоит удивлятся, если вы не увидите подобной функциональности в кроссплатформенных библиотеках, типа boost::threads и QT. Все очень просто, pthreads просто не поддерживают подобную функциональность.

      Средства синхронихации в Win32 есть двух типов: реализованные на уровне пользователя, и на уровне ядра. Первые — это критические секции (critical section), к второму набору относят мьютексы (mutex), события (event) и семафоры (semaphore).

      Критические секции — легковесный механизм синхронизации, который работает на уровне пользовательского процесса и не использует тяжелых системных вызовов. Он основан на механизме взаимных блокировок или спин локов (spin lock). Поток, который желает обезопасить определенные данные от race conditions вызывает функцию EnterCliticalSection/TryEnterCriticalSection. Если критическая секция свободна — поток занимает ее, если же нет — поток блокируется (т.е. не выполняется и не отъедает процессорное время) до тех пор, пока секция не будет освобождена другим потоком с помощью вызова функции LeaveCriticalSection. Данные функции — атомарные, т.е. вы можете не переживать за целостность ваших данных 😉

      • Они использует примитивы ядра при выполнении, т.е. системные вызовы, что сказывается не производительности.
      • Могут быть именованными и не именованными, т.е. каждому такому объекту синхронизации можно присвоить имя.
      • Работают на уровне системы, а не на уровне процесса, т.е. могут служить механизмом межпроцессного взаимодействия (IPC).
      • Используют для ожидания и захвата примитива единую функцию: WaitForSingleObject/WaitForMultipleObjects.

      Posix Threads или pthreads

      Сложно представить, какая из *nix подобных операционных систем, не реализует этот стандарт. Стоит отметить, что pthreads также используется в различных операционных системах реального времени (RTOS), потому требование к этой библиотеке (вернее стандарту) — жестче. К примеру, поток pthread не может пребывать в состоянии сна. Также в pthread нет событий, но есть гораздо более мощный механизм — условных переменных (conditional variables), который с лихвой покрывает все необходимые нужды.

      Поговорим об отличиях. К примеру, поток в pthreads может быть отменен (cancel), т.е. просто снят с выполнения посредством системного вызова pthread_cancel в момент ожидания освобождения какого-нибудь мьютекса или условной переменной, в момент выполнения вызова pthread_join (вызывающий поток блокируется до тех пор, пока не закончит свое выполнение поток, приминительно к которому была вызвана функция) и т.д. Для работы с мьютексами и семафорами существует отдельные вызовы, как-то pthread_mutex_lock/pthread_mutex_unlock и т.д.

      Conditional variables (cv) обычно используется в паре с мьютексами в более сложных случаях. Если мьютекс просто блокирует поток, до тех пор, пока другой поток не освободит его, то cv создают условия, когда поток может заблокировать сам себя до тех пор, пока не произойдет какое-либо условия разблокировки. Например, механизм cv помогает эмулировать события в среде pthreads. Итак, системный вызов pthread_cond_wait ждет, пока поток не будет уведомлен о том, что случилось определенное событие. pthread_cond_signal уведомляет один поток из очереди, что cv сработала. pthread_cond_broadcast уведомляет все потоки, которые вызывали pthread_cond_wait, что сработала cv.

      Прощальное слово

      На сегодня пожалуй все, иначе информации станет слишком много. Для интересующихся, есть несколько полезных ссылок и книг внизу 😉 Также высказывайте свое мнение, интересны ли вам статьи по данной теме.

      UPD: дополнил статью небольшой информацией о режиме ядра и режиме пользователя.
      UPD2: исправил досадные промахи и ошибки. Спасибо комментаторам 😉

      Источник: habr.com

      Рейтинг
      ( Пока оценок нет )
      Загрузка ...
      EFT-Soft.ru