Приоритетная программа что это
«Методические рекомендации по подготовке предложения по приоритетному проекту (программе)» (утв. Аппаратом Правительства РФ 20.10.2016 N 7955п-П6)
Заместитель Руководителя Аппарата
Правительства Российской Федерации —
директор Департамента проектной
20 октября 2016 г. N 7955п-П6
ПО ПОДГОТОВКЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПРИОРИТЕТНОМУ
1. Общие положения
1.1. Настоящие методические рекомендации по подготовке предложения по приоритетному проекту (программе) (далее — методические рекомендации) разработаны в соответствии с Положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации и функциональной структурой системы управления проектной деятельностью в Правительстве Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» от 15 октября 2016 г. N 1050 (далее — Положение), и содержат рекомендации к форме и содержанию предложения по приоритетному проекту (программе).
Приоритетная поддержка
1.2. Понятия, используемые в методических рекомендациях, соответствуют терминам и определениям, приведенным в Положении.
2. Рекомендации по подготовке предложения по приоритетному
2.1. Предложения по приоритетным проектам (программам) служат формой инициирования приоритетных проектов (программ) по основным направлениям стратегического развития Российской Федерации до 2018 года и на период до 2025 года (далее — основные направления), утвержденным решением Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (далее — Совет).
2.2. В целях решения общественно-значимых задач по каждому из основных направлений, утвержденных решением Совета, рекомендуется определять отдельные приоритетные проекты (программы) (далее — проект, программа).
2.3. Подготовка предложений по приоритетным проектам (программам) осуществляется по форме согласно приложению и в соответствии с рекомендациями по ее заполнению, приведенными в настоящем разделе методических рекомендаций.
2.4. Форма предложения по приоритетному проекту (программе) включает следующие основные разделы:
раздел 2 «Органы управления проектом (программой)»;
раздел 3 «Дополнительные сведения, ограничения и допущения».
2.5. В наименовании предложения по приоритетному проекту (программе) указывается действие (создание, организация и пр.), объект, над которым совершается действие (система, производство и пр.), а также территория реализации. Наименование предложения по приоритетному проекту (программе) рекомендуется формулировать одним предложением, раскрывающим его суть.
В наименовании предложения по приоритетному проекту (программе) возможно отражение эффекта от его реализации.
повышение качества оказания услуг в сфере YYY на территории Российской Федерации;
создание IT-технопарков на территории Российской Федерации.
ЧТО ТАКОЕ ПРОГРАММА ПРИОРИТЕТНЫЙ ПОКУПАТЕЛЬ — JEUNESSE!
2.6. Раздел «Общие сведения» содержит следующую информацию:
«Наименование направления». Указывается основное направление, утвержденное решением Совета, в рамках которого подготавливается предложение по приоритетному проекту (программе).
Пример: безопасные и качественные дороги;
«Обоснование проекта (программы)», в котором приводится описание существующих или возможных проблем, на решение которых направлена реализация предложения по приоритетному проекту (программе), либо описание возможностей, которые целесообразно использовать посредством реализации предложения по приоритетному проекту (программе). Дополнительно, при необходимости, указываются причины появления проблем и возможностей;
«Формальные основания для инициации проекта (программы)». Указывается связь проекта (программы) с указами и поручениями Президента Российской Федерации, поручениями и указаниями Председателя Правительства Российской Федерации и иными официальными документами, содержащими прямые или косвенные основания для инициации и последующей реализации проекта (программы).
При заполнении графы рекомендуется указывать реквизиты соответствующих официальных документов.
пункт 2 протокола заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 13 июля 2016 г. N 1;
«Связь с государственными программами Российской Федерации». Приводится перечень (наименования) государственных программ Российской Федерации с указанием соответствующих подпрограмм и основных мероприятий государственных программ Российской Федерации, в рамках которых полностью или частично планируются к реализации мероприятия проекта (программы).
В перечне государственных программ Российской Федерации необходимо указывать реквизиты нормативных правовых актов, которыми утверждены соответствующие государственные программы Российской Федерации.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие транспортной системы» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 319), подпрограмма «Развитие скоростных автомобильных дорог на условиях государственно-частного партнерства», основное мероприятие 6.1. «Организация развития автомобильных дорог Государственной компании «Российские автомобильные дороги»;
«Цели проекта (программы)». Указываются цели, которые планируется достигнуть за счет реализации предлагаемого проекта (программы). Цели должны содержать конкретные количественные или качественные показатели с указанием целевых значений, которые планируется достигнуть до 2018 года, и перспективных значений показателей.
Формулировка целей должна соответствовать решению обозначенных проблем, изложенных в обосновании проекта (программы), и указывать на выгоды и эффекты, получаемые от реализации проекта (программы).
1. Повысить к 2018 году обеспеченность жильем на одного гражданина Российской Федерации на XX квадратных метров и довести ее к 2025 году до XX квадратных метров на человека.
2. Снизить к 2018 году потребность граждан Российской Федерации в жилье с XX до XX% (к 2025 году — до XX%);
«Показатели проекта (программы)». Перечисляются 2 — 5 показателей, которые однозначно могут указать на достижение каждой цели проекта (программы) или свидетельствовать об их недостижении.
Для каждого показателя указывается:
алгоритм (формула) расчета;
базовое значение (если возможно) и целевое значение;
оценка сроков достижения целевого значения (указывается в формате «ДД.ММ.ГГГГ»);
прогнозное значение показателя без реализации проекта (программы);
«Способы достижения целей, основные результаты и мероприятия проекта (программы)». Рекомендуется описывать не менее двух альтернативных способов достижения целей проекта (программы) с указанием для каждого из способов основных результатов и перечня мероприятий проекта (программы).
Формулировать мероприятия рекомендуется в терминах, создаваемых продуктов или услуг (возведенных крупных объектов, созданных или модернизированных технологических процессов, разработанных программных продуктов, утвержденных нормативных правовых актов и пр.).
Пример способа достижения целей:
Развитие рынка кредитования YYY:
внедрение электронного формата кредитного дела (пример мероприятий: внесение изменений в нормативную правовую базу в части требований к порядку ведения кредитного дела; разработка информационной системы; обучение пользователей и пр.);
создание и организация деятельности консультационных центров в сфере кредитования YYY (пример мероприятий: заключение соглашений с базовыми юридическими центрами, разработка стандартов оказания финансовых услуг в сфере YYY, создание на базе центров института финансовых советников и пр.);
«Стратегические риски и возможности», которые могут существенно повлиять на достижение или недостижение целей предложения по приоритетному проекту (программе). Для каждого риска рекомендуется указывать способы минимизации вероятности наступления риска и последствий от его наступления; для возможностей — способы использования возможностей.
Формулировка риска должна содержать описание негативных последствий от его наступления, описание факторов или событий, вызывающих возникновение риска (рисковое событие), а также причину их появления.
Нежелание организаций вступать в саморегулируемую организацию из-за дополнительного контроля над деятельностью членов саморегулируемых организаций по причине наличия на рынке некачественных услуг в данной сфере бизнеса.
Мероприятие по предупреждению наступления риска: предварительное экспертное обсуждение с ключевыми представителями рынка необходимости создания саморегулируемой организации и условий членства в ней.
Приобретение опыта организации международных мероприятий при организации и проведении чемпионата мира по YYY в России в ГГГГ году. Мероприятия по реализации возможности: заключение партнерских соглашений между отечественными и иностранными компаниями, участвующими в организации мероприятия, с целью изучения опыта.
«Оценка длительности проекта (программы)». Указывается предварительная оценочная длительность проекта (программы) в месяцах, либо планируемая дата начала и дата окончания (указываются в формате «ММ.ГГГГ»), к которой цели и показатели проекта (программы) должны быть достигнуты.
Пример: 42 месяца или 12.2016 г. — 10.2020 г.;
«Оценка бюджета проекта (программы)». Указывается предварительная оценка затрат на реализацию проекта (программы) по годам в разрезе возможных источников финансирования (федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты органов местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, государственные фонды, институты развития, частные инвестиции и пр.). В случае бюджетного финансирования, указывается возможность финансирования в рамках доведенных лимитов или потребность в дополнительных средствах.
Пример: XX млн. рублей (в том числе XX млн. рублей — федеральный бюджет, XX млн. рублей — Фонд развития моногородов).
2.7. Раздел «Органы управления проектом (программой)» содержит следующую информацию:
«Куратор проекта (программы)». Указывается заместитель Председателя Правительства Российской Федерации (ФИО и должность);
«Функциональный заказчик». Федеральный орган исполнительной власти, в наибольшей степени заинтересованный в результатах проекта (программы). Определяет основные требования к результатам проекта (программы), согласовывает результаты и показатели эффективности, обеспечивает приемку промежуточных и окончательных результатов проекта (программы);
«Руководитель проекта (программы)». Лицо (ФИО и должность), обладающее необходимым уровнем квалификации в сфере проектного управления, наделенное полномочиями и ответственностью по управлению проектом (программой);
«Перечень основных исполнителей и соисполнителей мероприятий проекта (программы)». Указывается перечень (наименования) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и иных органов и организаций, являющихся исполнителями и соисполнителями мероприятий проекта (программы).
2.8. Раздел «Дополнительные сведения, ограничения и допущения» содержит следующую информацию:
«Ограничения». Рекомендуется приводить описание факторов касающихся сроков, бюджета, требований безопасности, а также правовых, технических и иных ограничений, в рамках которых планируется реализация проекта (программы).
реализация проекта (программы) с привлечением исключительно отечественных подрядчиков;
неразвитость инфраструктуры рынка YYY и пр.;
«Допущения и предположения». Указываются факторы и условия, принимаемые в качестве исходных данных для оценки параметров предложения по приоритетному проекту (программе) и обоснования его целесообразности реализации и реализуемости, а также условия, в рамках которых цели проекта (программы) будут достижимы.
цели проекта (программы) достижимы при уровне инфляции в течение всего проекта (программы) не более X%;
цели проекта (программы) достижимы при сохранении уровня финансирования по соответствующей государственной программе Российской Федерации;
«Предложения по форме реализации». Указывается форма реализации предложения по приоритетному проекту (программе): проект или программа.
В случае если формой реализации предложения по приоритетному проекту (программе) выступает программа, указывается предлагаемый список проектов и мероприятий программы, реализация которых позволит достичь ее целей и показателей.
Выбор программы как формы реализации рекомендуется осуществлять при следующих характеристиках предложения по приоритетному проекту (программе):
предложение по приоритетному проекту (программе) содержит несколько разнородных целей;
цели предложения по приоритетному проекту (программе) содержат конечные выгоды и эффекты, достигаемые, в том числе, за счет эксплуатации (использования) результатов, полученных в ходе реализации проекта (программы);
на достижение целей предложения по приоритетному проекту (программе) влияют различные факторы, не всегда связанные друг с другом;
масштабность предложения по приоритетному проекту (программе), характеризующаяся наличием разнородных показателей, результатов и способов достижения результатов, что позволят выделить внутри предложения по приоритетному проекту (программе) несколько отдельных проектов;
наличие в предложениях по приоритетному проекту (программе) отдельных циклически повторяющихся мероприятий;
в рамках реализации предложения по приоритетному проекту (программе) требуется выделение нескольких территориальных (региональных) проектов с собственной организационной структурой, либо предусмотрено тиражирование результатов проекта в субъектах Российской Федерации или нескольких органах или организациях.
В ином случае форму реализации предложения по приоритетному проекту (программе) рекомендуется определять как проект;
«Дополнительная информация». Указывается существенная дополнительная информация о предложении по приоритетному проекту (программе), которую необходимо учесть при принятии решения о запуске проекта (программы).
3. Оценка качества подготовки и полноты содержания
предложения по приоритетному проекту (программе)
3.1. Предложение по приоритетному проекту (программе) подлежит оценке на соответствие качества его подготовки и полноты содержания положениям настоящих методических рекомендаций. Оценка предложения по приоритетному проекту (программе) осуществляется в соответствии с критериями, приведенными в таблице.
3.2. По каждому критерию выделяется обязательность (требование или рекомендация) и уровень проработки.
Оценка уровня проработки предложения по приоритетному проекту (программе) по соответствующему критерию осуществляется экспертным путем по следующей градации: отсутствует, низкая, средняя, высокая. Для отдельных критериев, по которым невозможно оценить уровень проработки по приведенной градации, указываются следующие значения: соответствует, не соответствует.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ И ПОЛНОТЫ СОДЕРЖАНИЯ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПРИОРИТЕТНОМУ ПРОЕКТУ (ПРОГРАММЕ)
Источник: legalacts.ru
Приоритетная программа что это
Код для вставки в блог
Скопировать в буфер
Следующая новость
Предыдущая новость
- Маленький размер шрифта
- Нормальный размер шрифта
- Большой размер шрифта
- Включить/выключить отображение изображений Вкл Выкл
- Стратегии
- Государственные программы
- Национальные проекты
- COVID-19. Меры поддержки
Приоритетная программа «Реформа контрольной и надзорной деятельности» («Реформа КНД»)
Паспорт приоритетной программы утверждён президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам.
Приоритетная программа «Реформа контрольной и надзорной деятельности» («Реформа КНД»)
30 ноября 2018, пятница
31 августа 2018, пятница
17 февраля 2018, суббота
29 декабря 2017, пятница
28 декабря 2017, четверг
13 декабря 2017, среда
13 декабря 2017 , Общеобразовательная школа Заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам О новом приоритетном проекте «Цифровая школа», о ходе реализации приоритетных проектов «Электронное здравоохранение» и «Реформа контрольной и надзорной деятельности».
27 ноября 2017, понедельник
28 октября 2017, суббота
25 октября 2017, среда
27 сентября 2017, среда
27 сентября 2017 , Общие вопросы реализации национальных проектов Заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам О промежуточных итогах приоритетных проектов по направлениям: «Ипотека и арендное жильё», «ЖКХ и городская среда», «Безопасные и качественные дороги», «Экология», «Реформа контрольной и надзорной деятельности».
12 сентября 2017, вторник
4 сентября 2017, понедельник
31 августа 2017, четверг
11 августа 2017, пятница
9 августа 2017, среда
3 августа 2017, четверг
Календарь
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
1 | 2 | 3 | 4 | |||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
С помощью этого календаря поиск осуществляется в рамках текущего раздела. Для поиска по всему сайту воспользуйтесь сервисом «Поиск»
Подписка
На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.
На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.
Источник: government.ru
12. Виды и типы проектов.
Различаются по сферам деятельности, в которых осуществляется проект:
1. Технический (строительство здания или сооружения, внедрение новой производственной линии, разработка программного обеспечения и т. д.);
2. Организационный (реформирование существующего или создание нового предприятия, внедрение новой системы управления, проведение международной конференции и т. д.);
3. Экономический (приватизация предприятия, внедрение системы финансового планирования и бюджетирования, введение новой системы налогообложения и т. д.);
4. Социальный (реформирование системы социального обеспечения, социальная защита необеспеченных слоев населения, преодоление последствий природных и социальных потрясений);
5. Смешанный (проекты, реализуемые сразу в нескольких областях деятельности, – к примеру, проект реформирования предприятия, включающий внедрение системы финансового планирования и бюджетирования, разработку и внедрение специального программного обеспечения и т. д.).
Различаются по характеру предметной области проекта:
1. Инвестиционный – главная цель – создание или реновация основных фондов организаций, требующие вложения инвестиций;
2. Инновационный – главная цель – разработка и применение новых технологий, ноу-хау и других нововведений, обеспечивающих развитие организаций;
3. Научно – исследовательский;
1.3.5. По длительности
1. Краткосрочный – до 3-х лет;
2. Среднесрочный – от 3-х до 5-ти лет;
3. Долгосрочный – свыше 5-ти лет.
13. Приоритетные программы и проекты.
1. Доступное жилье:
Правительство Российской Федерации подготовило новый нацпроект. Речь идет про доступное жилье 2013-2020 годов, которое должно значительно упростить покупку недвижимости для молодежи. Национальный проект «Жильё» (проект «Доступное и комфортное жильё — гражданам России») — программа по улучшению жилищных условий граждан, объявленная Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным 5 сентября 2005 года на его встрече с правительством, парламентом и главами регионов в рамках Программы приоритетных национальных проектов.
Для реализации госпрограммы потребуется не менее 1,9 триллионов рублей. При этом лишь 600 миллиардов будет субсидировано государством — остальные деньги правительство планирует привлечь в качестве инвестиций и из внебюджетных источников.
Программа «Доступное жилье» будет реализована полностью к началу третьего десятилетия. К этом моменту собственную недвижимость сможет приобрести ровно половина россиян, используя собственные деньги и ипотеку. Около 10% объектов в новостройках будет доступно под аренду.
Проект подразумевает под собой и значительное снижение стоимости квадратного метра. В 2018 году, по мнению депутатов, разрабатывающих госпрограмму, она будет стоить примерно на 20% дешевле, чем сейчас.
Приоритетный национальный проект «Образование» призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. В нацпроекте заложено два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании. Во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров — «точек роста» нового качества образования. Во-вторых — внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов.
С 1 января 2006 года стартовал проект «Здоровье». Проект уже получил название «национального приоритетного проекта» и был разработан для реализации предложений Президента РФ Путина В.В. по совершенствованию медицинской помощи в Российской Федерации. Основная задача проекта — улучшение ситуации в здравоохранении и создание условий для его последующей модернизации.
В рамках реализации национального проекта «Здоровье» можно выделить три основных направления: повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи, усиление профилактической направленности здравоохранения, расширение доступности высокотехнологичной медицинской помощи.
Основное внимание планируется уделить укреплению первичного медицинского звена (муниципальные поликлиники, участковые больницы) — увеличению зарплаты участковым врачам и медсестрам, оснащению этих медучреждений необходимым оборудованием, переобучению врачей общей практики, введению родовых сертификатов.
ПРИНЦИП, ПОЛОЖЕННЫЙ В ОСНОВУ государственных программ, приоритетных национальных проектов и всего Плана Путина для развития агропромышленного комплекса – поддержка национального сельскохозяйственного производителя. Стратегической задачей, вытекающей из целей развития и усиления российского государства, в том числе – его продовольственной безопасности, является выход агропромышленного комплекса на уровень развития, характерный для наиболее развитых государств мира. Агропромышленный комплекс должен стать конкурентоспособной на мировом рынке отраслью российского народного хозяйства. Решение этой задачи неразрывно связано с повышением уровня жизни на селе.
План Путина берет на себя социальную ответственность за преобразования на селе. В основе программы – три приоритетных направления: приоритетный национальный проект «Развитие АПК», закон «О развитии сельского хозяйства» и Программа государственной поддержки сельского хозяйства. Для реализации этой задачи предлагается комплекс мер: льготное кредитование отечественного сельхозпроизводителя, развитие инфраструктуры села (телефонизация, газификация, дорожное строительство), повышение качества медицинского обслуживания селян.
Первые итоги реализации национального проекта «Развитие АПК» и программы государственной поддержки сельского хозяйства: значительный рост во многих регионах России объемов производства сельскохозяйственной продукции, увеличение объемов льготного кредитования и закупки современного оборудования, в том числе на условиях финансового лизинга.
Активно увеличивается спрос на льготные кредиты среди малых производителей. Расширяется и область приложения государственных усилий: в ходе реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» принято решение о включении в него дополнительной составляющей – промышленного рыболовства.
В ходе реализации мер по развитию АПК также проводилось активное формирование сельскохозяйственных потребительских кооперативов, обеспечение жильем молодых специалистов аграрников.
Источник: studfile.net
История нацпроектов в России
ТАСС-ДОСЬЕ. 11 февраля на сайте правительства РФ были опубликованы информационные материалы о национальных проектах, утвержденных в рамках указа президента РФ Владимира Путина от 7 мая 2018 года. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку об истории нацпроектов в РФ.
Начало реализации нацпроектов
С начала 2000-х годов в России разрабатывали различные концепции и программы стратегического развития страны. Первым инструментом комплексного решения целевых задач стали федеральные целевые программы (ФЦП), их начали принимать с 2002 года.
5 сентября 2005 года Путин на расширенном совещании с членами правительства, руководством Федерального собрания РФ и членами президиума Госсовета объявил о начале реализации в РФ приоритетных национальных проектов. Цель этих программ заключалась в концентрации бюджетных и административных ресурсов по главным направлениям социально-экономического развития РФ, что должно было привести к повышению качества жизни граждан России.
21 октября 2005 года для разработки мер, направленных на реализацию нацпроектов, при главе государства был образован Совет по реализации приоритетных национальных проектов (в 2006-2010 годы и в 2012-2016 годы — Совет при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике; в 2010-2012 годы — Комиссия при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике; в 2016-2018 годы — Совет при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам).
С 1 января 2006 года в России началась реализация четырех нацпроектов: «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», «Образование» и «Развитие агропромышленного комплекса (АПК)».
Нацпроект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России»
Целью национального приоритетного проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» было заявлено формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания российских граждан. Сроки реализации — 2006-2010 гг. Одной из поставленных задач был рост ежегодного объема жилищного строительства в РФ к 2010 г. до 80 млн кв. м. Однако этого показателя достичь в оговоренные сроки не удалось: в 2008 г. объем жилищного строительства, по данным Росстата, составил 64,1 млн кв. м, в 2010 г. — 58,4 млн кв. м. Показатель в 80 млн кв. м в год был достигнут только по итогам 2014 г. В рамках реализации нацпроекта было также запланировано увеличение объемов выдаваемых ипотечных кредитов с 20 до 415 млрд руб. в год. В 2010 г., по данным Банка России, в стране было выдано ипотечных кредитов на сумму 380,1 млрд руб., в 2011 г. — 716,9 млрд руб.
Нацпроект «Развитие АПК»
Задачей нацпроекта «Развитие АПК» было объявлено увеличение производства сельскохозяйственной продукции в России и улучшение социально-экономического положения сельского населения. Нацпроект включал в себя три направления: «ускоренное развитие животноводства» (основная цель — сделать доступными кредиты как для крупных, так и для мелких фермерских хозяйств); «стимулирование развития малых форм хозяйствования» и «обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе».
В ходе его реализации предполагалось увеличение производства мяса на 7%, молока — на 4,5%. Также на 6% должен был вырасти объем продукции личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств. Планировалось построить 1 млн 392,9 тыс. кв. м жилья и улучшить жилищные условия 31,64 тыс. молодых специалистов на селе. Объем финансирования проекта в 2006-2007 гг. составил 34,9 млрд руб.
По данным Минсельхоза, по итогам 2007 г. контрольные целевые показатели по всем трем направлениям нацпроекта оказались выполненными. В 2008 г. нацпроект был преобразован в Государственную программу развития сельского хозяйства.
Нацпроект «Здоровье»
Проект «Здоровье» предусматривал повышение доступности и качества медицинской помощи, подготовку медицинских специалистов, обеспечение дополнительных выплат врачам и медперсоналу, строительство центров высоких медицинских технологий и др. В 2006 г. на осуществление этих целей из бюджета было выделено 62,6 млрд руб.
Всего в 2006-2010 гг. в рамках реализации нацпроекта «Здоровье» было потрачено 607 млрд руб. С 2006 г. участковым врачам и медсестрам к основной зарплате осуществлялись дополнительные выплаты в размере 10 тыс. руб. и 5 тыс. руб. в месяц соответственно.
Работники скорой помощи и фельдшерско-акушерских пунктов также получили прибавку: для врачей она составляла 5 тыс. руб., фельдшеров — 3,5 тыс., медсестер — 2,5 тыс. руб. В 2006-2010 гг. в России, по словам вице-премьера правительства РФ Александра Жукова, в рамках нацпроекта более 10 тыс. клинических учреждений были оснащены современным диагностическим оборудованием, обновлено около 70% парка автомобилей скорой помощи.
20 марта 2006 г. постановлением правительства был определен перечень из 15 федеральных центров высоких медицинских технологий (14 в регионах и один в Москве), которые планировалось построить. В ходе реализации нацпроекта «Здоровье» было завершено строительство 13 федеральных медцентров. В рамках нацпроекта с 1 января 2006 г. начала действовать программа «Родовой сертификат». Она позволяет каждой беременной женщине самостоятельно выбрать родильный дом, а также получить диспансерное наблюдение ребенка в течение первого года жизни.
Нацпроект «Образование»
В рамках национального проекта «Образование» осуществлялась поддержка лучших учебных заведений, внедрение современных образовательных технологий, стимулирование вузов и школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы, обеспечение всех российских школ интернетом. В 2006-2010 гг. общий объем финансирования нацпроекта «Образование» составил 280 млрд руб.
Государственную поддержку получили 3 тыс. инновационных школ (по 1 млн руб. каждая) и 10 тыс. лучших учителей (по 100 тыс. руб.). Семнадцати лучшим инновационным университетам России были предоставлены гранты в сумме 5 млрд руб. Более пяти тысяч победителей различных олимпиад и конкурсов получили премии для поддержки талантливой молодежи по 60 и 30 тыс. руб. Программа подключения российских школ к интернету была завершена досрочно в 2008 г. В Южном и Сибирском (в Ростове- на-Дону и Красноярске) федеральных округах в 2006 г. были созданы федеральные университеты (еще восемь федеральный университетов сформированы в 2010-2014 гг.). Решением Совета при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 19 января 2010 г. нацпроект «Образование» стал одним из инструментов реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Продление сроков реализации нацпроектов, госпрограммы
29 июля 2010 г. на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике под председательством главы государства Дмитрия Медведева были утверждены основные параметры нацпроектов на период с 2011 по 2013 г. Всего на реализацию трех проектов («Здоровье», «Образование», «Доступное жилье») было запланировано выделить 1 трлн 392 млрд руб., в том числе около 798 млрд руб. из федерального бюджета.
В частности, в рамках проекта «Здоровье» было запланировано достичь увеличения продолжительности жизни на 2,3 года до 71,3 лет (фактически этот показатель был достигнут в 2015 г.). Нацпроект «Образование» предполагал в 2011-2013 гг. финансирование программы развития ведущих российских университетов на сумму в 41 млрд руб., ежегодную поддержку не менее 25 региональных программ, направленных на оптимизацию сети образовательных учреждений и внедрение новых экономических механизмов управления, дополнительное обучение более 17 тыс. школьных педагогов и др.
В 2010 г. правительство утвердило новые документы государственного стратегического планирования — государственные программы («Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», «Доступная среда на 2011-2020 гг.» и др.). В по состоянию на конец 2018 г. в России действовали 43 госпрограммы.
Майские указы 2012 года
7 мая 2012 г., в день своей инаугурации, президент РФ Владимир Путин подписал 11 так называемых майских указов, в которых были обозначены основные направления социально- экономического развития страны до 2020 г. Документы затрагивали основные вопросы экономической и социальной политики, здравоохранения, образования и науки, обеспечения граждан доступным жильем и повышения качества услуг ЖКХ, совершенствования системы госуправления, а также развития Вооруженных сил РФ.
В пакете законов, подписанных президентом, был определен ряд социально-экономических показателей, которые должны быть достигнуты до 2018 или 2020 г. в рамках исполнения майских указов. Среди них рост в 1,5 раза реальной зарплаты и производительности труда; создание 25 млн высокопроизводительных рабочих мест, где зарплата выше средней по отрасли; переоснащение армии новейшими видами вооружений на 70%; достижение 20 места в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса; рост ожидаемой продолжительности жизни в стране к тому же сроку до 74 лет; увеличение объема инвестиций в основной капитал не менее чем на 27% валового внутреннего продукта (ВВП); рост продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП в 1,3 раза относительно уровня 2011 г.; увеличение доли публикаций российских ученых в иностранных научных изданиях до 2,44%.
По итогам 2018 г. ожидаемая продолжительность жизни в России составила 72,84 года (оценка Росстата, в 2012 г. — 70,5 лет, целевой показатель в 2018 г. — 74 года).
Продукция высокотехнологичных и наукоемких отраслей ВВП в 2017 г. достигла 21,7% (цель в 2018 г. — 30%).
Численность высокопроизводительных рабочих мест в 2017 г. составляла 17,6 млн при целевом показателе 25 млн к 2020 г.
Уровень современных образцов вооружений и техники в российской армии в 2017 г., по словам министра обороны Сергея Шойгу, достиг 59%, что в 3,6 раза выше, чем в 2012 г. (тогда показатель составлял 16%). — Всего в 2012-2017 гг. в войска поступили более 58 тыс. единиц и различных комплексов.
Доля российских научных публикаций в международных научных журналах выросла с 2,08% в 2010 г. до 2,45% в 2016 г., превысив плановый показатель в 2,44%.
В рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса, опубликованном в мае 2018 г., Россия заняла 31-е место (в 2012 г. — 120, целевой показатель в 2018 г. — 20-е место).
Приоритетные проекты 2016-2018 гг.
30 июня 2016 г. президент РФ Владимир Путин подписал указ о создании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Этим же решением были упразднены два других консультативных органа, действовавших при главе государства: советы по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, а также по жилищной политике и повышению доступности жилья. Совет был создан для подготовки предложений главе государства по разработке и реализации основных направлений стратегического развития страны, определения ключевых параметров наиболее важных государственных проектов и программ.
13 июля 2016 г. на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам был утвержден перечень из 11 основных направлений стратегического развития РФ на период до 2018 г. и до 2025 г.: здравоохранение; образование; ипотека и арендное жилье; ЖКХ и городская среда; международная кооперация и экспорт; производительность труда; малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы; реформа контрольной и надзорной деятельности; безопасные и качественные дороги; моногорода; экология. Тогда же было принято решение о формировании к 1 декабря 2016 г. «пилотного портфеля» приоритетных проектов для их реализации.
15 октября 2016 г. в качестве постоянных органов управления проектной деятельностью в РФ были утверждены президиум Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам, а также Департамент проектной деятельности Аппарата правительства РФ.
В 2016-2018 г. были утверждены паспорта 29 приоритетных проектов (например, «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», «Формирование здорового образа жизни» и др.). С 2018 г. также ряд государственных программ бы переведен на проектное управление. В 2017 г. в федеральном бюджете на реализацию приоритетных проектов было выделено в общей сложности порядка 177 млрд руб., в 2018 г. — 168 млрд руб.
Источник: tass.ru